Научная статья на тему 'НОВАЯ СТАРАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕНЕССАНС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МИССИИ?'

НОВАЯ СТАРАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕНЕССАНС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МИССИИ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА / РОЛЬ ЖУРНАЛИСТА / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ / МИССИЯ ПРОФЕССИИ / БЛОГЕРСТВО / НОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАКОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абилькенова Валерия Анатольевна

Кризис идентичности журналистики по-прежнему занимает лидирующее место в повестке дня как профессионального, так и научного сообщества. Но сегодня появились основания говорить о признаках успешного возвращения журналистики, а главное - о развитии ее старой миссии социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OLD JOURNALISM IDENTITY: RENAISSANCE OF PROFESSIONAL MISSION?

Journalism' identity crisis still ranks first at the agenda of both professional and scientific societies. But nowadays there have arisen the grounds to speak about the sings of successful journalism renewal, and above all - about the development of its old mission of social responsibility.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ СТАРАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ: РЕНЕССАНС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МИССИИ?»

В.А. Абилькенова

УДК 179.1

Новая старая идентичность журналистики: ренессанс профессиональной миссии?

Аннотация: кризис идентичности журналистики по-прежнему занимает лидирующее место в повестке дня как профессионального, так и научного сообщества. Но сегодня появились основания говорить о признаках успешного возвращения журналистики, а главное - о развитии ее старой миссии социальной ответственности.

Ключевые слова: профессиональная этика журналиста, миссия профессии, роль журналиста, блогерство, новые медиа, медиакорпорация, идентичность журналистики.

Ситуация в профессиональной журналистике последних лет, а также настроения в обществе в целом и сообществе журналистов в частности, оставляют все меньше поводов для оптимистических планов профессионалов на будущее. Вот и большинство из участников эмпирического проекта «Ценностные ориентиры журналистики: "служба хозяину" (бизнесу и/или власти)? простые нормы нравственности? этика профессии? корпоративная этика СМИ?» [2, 175], хотя и говорят о необходимости поиска компромисса между этими альтернативами, но в их интонациях чувствуется усталость от такой позиции. И Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, обращаясь к гаранту Конституции страны, выражает «крайнюю озабоченность в связи с многочисленными фактами, складывающимися в общую картину наступления на профессиональную и качественную журналистику гражданского общества» [10].

На этом фоне две книги Института развития прессы-Сибирь (ИРП-Сибирь), аккумулировавшие идеи нескольких проектов (в частности - «Новые медиа для нового общества» [5] и «Школа гражданских коммуникаций» [17]), вносят позитивное настроение - содержат вполне конкретные рецепты, которые обеспечивают успех СМИ не только эффективной бизнес-моделью, но прежде всего возможностью следовать миссии журналистской профессии и работать в формате качественной журналистики.

При этом важно учесть, что оба проекта рассчитаны прежде всего на региональные СМИ.

Проект «Школа гражданских коммуникаций» посвящен укреплению «прямой демократии» и расширению возможностей граждан непосредственно участвовать в защите своих прав. С этой целью в Школе гражданских коммуникаций на базе постоянно действующей социальной правозащитной сети «Так-так-так», в рамках концепции «медиа прямого участия» (веб 2.0), проводится регулярное обучение представителей негосударственных региональных (местных) издательских домов использованию современных методов интерактивной гражданской журналистики. Одновременно на базе этого же портала происходит разработка и усовершенствование учебной программы «Медиаконвергенция и гражданские коммуникации в Интернете» для региональных университетов [15].

Основная цель проекта «Новые медиа для нового общества» - создание модели регионального (местного) гражданского сообщества, объединенного интерактивными возможностями эффективной защиты прав граждан и противодействия коррупции на базе современных медийных технологий. Основная задача - становление и развитие на базе традиционных местных масс-медиа экономически независимых конвергентных медиапредприятий нового типа, способных объединять граждан для отстаивания общественных интересов и прав человека [6].

Полагая, что традиционные российские СМИ перестали быть площадкой, где гражданское общество могло бы реализовать свои идеи или заявить о волнующей проблеме, авторы проектов решили использовать для этого возможности Интернета. Но их обращение к Сети имело целью не только использование новых технологических прорывов, как это чаще всего делается, но и создание на их базе дискуссионной площадки.

Возвращение читателя - это и новая концепция медиа («Для СМИ настал специфичный трансформационный период: переход от коллективных медиа к индивидуальным, или окончание "эры вещания на аудиторию" и наступление "эры взаимодействия с пользователем" [9, 68]. Это подтверждают и исследования центра Internet and American life project 2010, согласно которым «аудитории нужны мобильные и персонифицированные новости, предполагающие участие пользователя» [9, 70]), и эффективная бизнес-модель («В современном медиабизнесе ценность самой по себе информации падает, потому что появился ее переизбыток, она стала доступна для всех. Важнее стала упаковка и контакт с аудиторией - знание ее запросов, ценностей, интересов. Медиа должны научиться понимать интересы аудитории, искать обратную связь с потребителями» [4, 63]).

Неужели две задачи, которые всегда считались противоречащими друг другу в СМИ (учитывать интересы аудитории и зарабатывать при этом деньги), благодаря Интернету наконец-то совпали? Скорее всего, искать ответ на этот вопрос еще рано: новые проекты пока реализуются на отдельных территориях. Но логика возвращения к теме традиционной идентичности журналистской профессии и вообще к старым темам миссии и роли журналиста в обществе, его ответственности за формирование повестки дня - интересна.

Еще несколько лет назад главным редакторам и журналистам казалось, что «просто сообщать новости» - это едва ли не единственно возможная, и даже честная, профессиональная позиция [12, 55]. Хотя, может быть, под этим скрывались нежелание или неумение сформулировать роль своего СМИ в обществе. «Но сегодня такая позиция мало что дает и самой редакции, и тому сообществу, в котором это медиа работает», - уверена одна из участниц проектов О.Силантьева, тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации [11, 37].

Эту мысль развивает другой участник проекта Института развития прессы-Сибирь, генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Ю.Пургин, акцентируя внимание на том, что собственно информация, факты поступают к журналистам отовсюду, «в том числе от наших читателей». Значит, «умение производить на конвейере качественный контент должно стать ключевой компетенцией настоящих редакций». При этом он формулирует и сверхзадачу: «И надо суметь оторваться от технологии. В какой-то момент редакции оказались заложниками технического прогресса... Нам надо заботиться о своей уникальности. А что мы можем производить? Качественную журналистику» [9, 73].

В высказывании А. Качкаевой находим более развернутое рассуждение о качественной журналистике: «...любое СМИ в силу своего статуса, репутации, профессиональной ответственности и поэтому, все еще верится, легитимного доверия - добавляет единичному факту объем, наращивает авторитетность источника, обобщает, ставит проблему, наконец, способствует ее решению» [3, 10].

Вполне естественно, что переосмысление профессиональной позиции по отношению к своей миссии и роли в обществе влечет и необходимость решения проблемы модернизации профессионально-этических документов, о

чем и задумываются участники представленных ИРП-Си-бирь проектов. Так, по мнению О. Силантьевой, традиционные требования кодексов профессиональной этики журналиста (информация должна быть актуальной, точной, достоверной, источники - надежны, а журналист - максимально непредвзятым) нуждаются в дополнении. «Редакционные стандарты ВВС прямо указывают, что читателю необходимо видеть целостную картину мира, поэтому журналисты обязаны представлять материалы, которые делали бы эту картину объективной, полной и понятной», -пишет автор. Более того, принципиально важным является и то, что медиа могут не только отражать реальность, но и формировать ее в более позитивном, созидательном ключе. «Позитивность - это угол подачи. Это установка на поиск решения важных проблем, на освещение тех событий, которые действительно влияют на развитие нашего общества» [11, 38].

Эту идею О. Силантьевой подкрепляет и зарубежный участник проекта профессор Бак Райан: «Этические стандарты со временем меняются. Если в 30-40-е годы важнейшим было раздобыть сведения и первым написать о событии, то с течением времени пришло сознание того, что, владея информацией, можно улучшать жизнь людей» [17, 182].

Рассуждения участников проектов о переосмыслении своей профессиональной миссии и необходимости в связи с этим модернизации профессионально-этических документов показывают не только действенный подход в решении одной из самых злободневных проблем профессии. Не менее важна в данном случае неразрывная связь между профессиональной позицией и правилами, нормами, закрепляемыми в документах морального толка. А также -подвижность этических стандартов, которые не являются раз и навсегда зацементированными постулатами. Эти живые элементы нормативной системы каждый раз требуют

анализа, а при необходимости - уточнения, расширения.

Необходимая грань новой старой модели журналистики, возвращающейся к своей миссии, - это, конечно, читатель. Он, если даже его называют потребителем, не только вновь оказывается в центре внимания редакции, но становится автором или соавтором контента. Ю. Пургин, в редакции которого реализуется новая стратегия СМИ -концепция информационного взаимодействия с сообществом (миссия такой редакции - стать центром коммуникации местного сообщества), сформулировал несколько принципов взаимоотношений с новым читателем.

Во-первых, это не пассивный, а активный читатель, зритель, слушатель, которые желают «выступать в роли соавторов и редакторов, оценивать публикации, голосовать и комментировать события» [9, 80].

Во-вторых, читатель-потребитель требует общаться с ними в режиме диалога или даже полилога: «СМИ переходят под контроль потребителей. Потребители начинают управлять нашим контентом. Они его дополняют, редактируют, распространяют» [9, 75-77].

Во главу угла ставится местное сообщество активного читателя и редакции. Речь идет о новой бизнес-модели современных СМИ -«С3» (Сотр!е1е Соттипйу Соппесй-оп): «Полное подключение сообщества» или «Совершенное соединение сообщества». Принцип работы прост: «Успешность местных и региональных СМИ лежит в области гиперлокальности информации, тесной связи с местным сообществом, информационным обслуживанием жизни местного сообщества. Контент, значимый для сообщества, объединенный с контентом, значимым для человека персонально - таково информационное поле, на котором может развиваться местная медиакомпания» [17, 131].

Новая ипостась региональных СМИ, обращает внимание Ю. Пургин, требует возвращения забытых жанров журналистики. Во-первых, актуальными становятся автор-

ские высказывания: «колонки, отражающие мнение автора, дискуссионные клубы, полосы мнений». Во-вторых, информационные жанры приобретают аналитические элементы: «комментированный репортаж» - событие в контексте с прогнозом его влияния и последствий, «экспертиза факта» - своеобразное препарирование происшедшего с объяснением экспертов, что это значит. Особую позицию занимают большие «журнальные» истории - очерки нравов и журналистские расследования» [8, 81-82].

То есть, вместо обезличенных и «объективных» текстов читателю вновь важно увидеть отношение журналиста к тому событию, о котором он пишет, читателю нужны яркие, авторские статьи. Таким образом, делает вывод Ю. Пургин, «настоящей журналистике, с большой буквы, предстоит ренессанс».

О возвращении профессии говорит и Дж. Шафер, исполнительный директор J-Lab The Institute for Interactive Journalism (США), называя ее «журналистика решений» и характеризуя ее как «чрезвычайно важный механизм инструментария гражданской и общественной журналистики,

который существовал более десятка лет назад» [14, 22].

& & &

Есть надежда, что вернув читателя, зрителя, слушателя, СМИ могут поставить точку и в споре о том, не заменят ли блогеры или гражданские журналисты традиционную журналистику. Ведь в целом эти явления обязаны своим происхождением кризису журналистской деятельности, который проявился в ослаблении возможности исполнять профессиональную миссию [1, 240].

Новая концепция информационного взаимодействия с местным сообществом, предполагающая связь редакции не только с неравнодушными гражданами, но и с блогера-ми, гражданскими журналистами, позволяет «снять» «антагонистическую игру», как назвал этот кризис Стив Батри,

тренер Школы гражданских коммуникаций, директор по взаимодействию с сообществом интернет-компании ТВD. По его мнению, сравнивать старые и новые медиа - все равно что сравнивать яблоки с виноградом: виноградина никогда не заменит яблоко [17, 15]. Правильнее было бы говорить о том, что «медиа новой волны. дали новый шанс традиционным медиа для развития в русле гражданских коммуникаций - совершенствуя функции общественного диалога» [13, 52].

При этом определено место и технологиям, на которые в свое время сместился акцент в современной журналистике: «с ценностей - к технологичности» [7]. Как справедливо отмечает одна из участниц проекта, профессор С. Шайхитдинова: «не информационные технологии и их форматы порождают гражданские коммуникации, а люди -граждане. Соответственно, гражданские коммуникации -это не сегмент ИКТ, не сегмент социальных сетей, а их характеристика, некое общественное качество» [13, 54].

Нельзя не заметить: в современной журналистике произошла очередная переоценка ценностей. Позиция информатора (точнее - такое ограничение своей миссии), выбранная журналистами в конце 90-х - начале 2000-х годов, наверное, не выдержала испытание временем, которое показало определенную безответственность такой тактики. Может быть, это стало «ширмой», за которую спрятались журналисты в ситуации неопределенности. Так или иначе, явления блогерства, гражданской журналистики (новых медиа) подтверждают уязвимость такой позиции.

Обе книги ИРП-Сибирь, обобщившие опыт интересных и актуальных для профессии проектов, шаг за шагом показывают, как можно выбраться из ситуации застоя и кризиса в профессии. М. Юкечева, например, считает, что все условия для этого - от технических до социальных -уже есть: «Единственное, чего не хватает, - желания ре-

дакторов и журналистов двигаться в непредсказуемое будущее, в ту сторону, где сообщества и отдельные граждане будут на равных с медиапрофессионалами определять информационную повестку дня. Куда удобнее и проще позиция "информатора"» [16, 78].

Полагаю, что рассмотренные проекты дают некоторые основания говорить о ренессансе профессиональной миссии журналистики. По крайней мере, участники проектов предлагают признаки успешного поиска новой старой идентичности профессии. Новой старой? Хотя в этих проектах акцентирована еще одна характеристика профессии - «журналистика решений», по сути речь идет о развитии ее старой миссии социальной ответственности.

Для подтверждения этого тезиса достаточно вспомнить еще недавно активно обсуждаемые профессиональным сообществом существующие концепции: «гражданская журналистика», «коммунитарная журналистика», пар-тиципарная коммуникация, диалоговая журналистика, гуманитарная журналистика и т.п., которые тоже являлись попыткой решения проблемы взаимоотношений СМИ и общества.

Благодаря «журналистике решений» можно увидеть существенное продвижение «старой» миссии социальной ответственности в поле региональной журналистики в ее связи с местным сообществом.

Список литературы

1. Абилькенова В. А. Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста // Прикладная этика: экспертный потенциал. Ведомости прикладной этики. Вып.41 / Под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2012.

2. Абилькенова В. А. Самоопределение журналиста в ситуации дуализма этики профессии и корпоративной эти-

ки СМИ (программные аспекты исследования и первые эмпирические результаты) // «Что такое хорошо и что такое плохо?» в прикладных моралях. Ведомости прикладной этики. Вып.43. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.

3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: Фонд «Фокус-медиа», 2010.

4. Заметки на полях // Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.

5. Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.

6. Новые медиа для нового общества // [Электронный ресурс]. URL: http://newmedia.sibirp.ru/about/ (дата обращения 30.04.14).

7. Нюгрен Г. Депрофессионализация журналистики // [Электронный ресурс]. URL: http://www.hsemedia.ru/semi ar.php?type=5 (дата обращения 08.10.10).

8. Пургин Ю. Медиа-дом: как построить будущее // Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.

9. Пургин Ю. «Что делать на мосту, который ведет из прошлого в будущее» // Какие медиа - такое общество / Под ред. В.Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.

10. Рекомендации по итогам специального заседания "Медиа гражданского общества: трудности становления" // [Электронный ресурс]. URL: http://president-sovet.ru/struc-ure/gruppa_po_svobode_informatsii/materialy/rekomendatsii_ po_itogam_spetsialnogo_zasedaniya_media_grazhdanskogo_ obshchestva_trudnosti_stanovleni.php (дата обращения 28.03.14).

11. Силантьева О. Как формируется информационная повестка дня // Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.

12. См., напр.: «Из всех известных миссий журналистики, думаю, важнее всех информационная - миссия

реализовать право человека быть информированным. Мне кажется, что информационная миссия позволяет прессе быть максимально объективной, более свободной» // В.А. Кабакова "...когда перед ними возникнет моральная дилемма, - будет что положить на другую чашу весов" // Тетради гуманитарной экспертизы (3). Медиаэтос: тюменская конвенция - предварительные результаты / Отв. ред. В.И.Бакштановский. Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 2000.

13. Шайхитдинова С. «Умная толпа» или «гражданское общество»? К вопросу о природе гражданских коммуникаций // 9+ Новая концепция для местных масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в нашем сообществе./ Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2010.

14. Шафер Д. Новый вид журналистики: поиск верных решений для развития местных сообществ // Какие медиа - такое общество / Под ред. В.Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2013.

15. Школа гражданских коммуникаций // [Электронный ресурс]. ЫРЬ: http://newmedia.sibirp.ru/about/ (дата обращения 30.04.14).

16. Юкечева М. «Медиасреда как социальный капитал» // 9+ Новая концепция для местных масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в нашем сообществе. / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2010.

17. 9+ Новая концепция для местных масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в нашем сообществе./ Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.