В.А. Абилькенова
УДК 179.1
Новая старая идентичность журналистики: ренессанс профессиональной миссии?
Аннотация: кризис идентичности журналистики по-прежнему занимает лидирующее место в повестке дня как профессионального, так и научного сообщества. Но сегодня появились основания говорить о признаках успешного возвращения журналистики, а главное - о развитии ее старой миссии социальной ответственности.
Ключевые слова: профессиональная этика журналиста, миссия профессии, роль журналиста, блогерство, новые медиа, медиакорпорация, идентичность журналистики.
Ситуация в профессиональной журналистике последних лет, а также настроения в обществе в целом и сообществе журналистов в частности, оставляют все меньше поводов для оптимистических планов профессионалов на будущее. Вот и большинство из участников эмпирического проекта «Ценностные ориентиры журналистики: "служба хозяину" (бизнесу и/или власти)? простые нормы нравственности? этика профессии? корпоративная этика СМИ?» [2, 175], хотя и говорят о необходимости поиска компромисса между этими альтернативами, но в их интонациях чувствуется усталость от такой позиции. И Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, обращаясь к гаранту Конституции страны, выражает «крайнюю озабоченность в связи с многочисленными фактами, складывающимися в общую картину наступления на профессиональную и качественную журналистику гражданского общества» [10].
На этом фоне две книги Института развития прессы-Сибирь (ИРП-Сибирь), аккумулировавшие идеи нескольких проектов (в частности - «Новые медиа для нового общества» [5] и «Школа гражданских коммуникаций» [17]), вносят позитивное настроение - содержат вполне конкретные рецепты, которые обеспечивают успех СМИ не только эффективной бизнес-моделью, но прежде всего возможностью следовать миссии журналистской профессии и работать в формате качественной журналистики.
При этом важно учесть, что оба проекта рассчитаны прежде всего на региональные СМИ.
Проект «Школа гражданских коммуникаций» посвящен укреплению «прямой демократии» и расширению возможностей граждан непосредственно участвовать в защите своих прав. С этой целью в Школе гражданских коммуникаций на базе постоянно действующей социальной правозащитной сети «Так-так-так», в рамках концепции «медиа прямого участия» (веб 2.0), проводится регулярное обучение представителей негосударственных региональных (местных) издательских домов использованию современных методов интерактивной гражданской журналистики. Одновременно на базе этого же портала происходит разработка и усовершенствование учебной программы «Медиаконвергенция и гражданские коммуникации в Интернете» для региональных университетов [15].
Основная цель проекта «Новые медиа для нового общества» - создание модели регионального (местного) гражданского сообщества, объединенного интерактивными возможностями эффективной защиты прав граждан и противодействия коррупции на базе современных медийных технологий. Основная задача - становление и развитие на базе традиционных местных масс-медиа экономически независимых конвергентных медиапредприятий нового типа, способных объединять граждан для отстаивания общественных интересов и прав человека [6].
Полагая, что традиционные российские СМИ перестали быть площадкой, где гражданское общество могло бы реализовать свои идеи или заявить о волнующей проблеме, авторы проектов решили использовать для этого возможности Интернета. Но их обращение к Сети имело целью не только использование новых технологических прорывов, как это чаще всего делается, но и создание на их базе дискуссионной площадки.
Возвращение читателя - это и новая концепция медиа («Для СМИ настал специфичный трансформационный период: переход от коллективных медиа к индивидуальным, или окончание "эры вещания на аудиторию" и наступление "эры взаимодействия с пользователем" [9, 68]. Это подтверждают и исследования центра Internet and American life project 2010, согласно которым «аудитории нужны мобильные и персонифицированные новости, предполагающие участие пользователя» [9, 70]), и эффективная бизнес-модель («В современном медиабизнесе ценность самой по себе информации падает, потому что появился ее переизбыток, она стала доступна для всех. Важнее стала упаковка и контакт с аудиторией - знание ее запросов, ценностей, интересов. Медиа должны научиться понимать интересы аудитории, искать обратную связь с потребителями» [4, 63]).
Неужели две задачи, которые всегда считались противоречащими друг другу в СМИ (учитывать интересы аудитории и зарабатывать при этом деньги), благодаря Интернету наконец-то совпали? Скорее всего, искать ответ на этот вопрос еще рано: новые проекты пока реализуются на отдельных территориях. Но логика возвращения к теме традиционной идентичности журналистской профессии и вообще к старым темам миссии и роли журналиста в обществе, его ответственности за формирование повестки дня - интересна.
Еще несколько лет назад главным редакторам и журналистам казалось, что «просто сообщать новости» - это едва ли не единственно возможная, и даже честная, профессиональная позиция [12, 55]. Хотя, может быть, под этим скрывались нежелание или неумение сформулировать роль своего СМИ в обществе. «Но сегодня такая позиция мало что дает и самой редакции, и тому сообществу, в котором это медиа работает», - уверена одна из участниц проектов О.Силантьева, тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации [11, 37].
Эту мысль развивает другой участник проекта Института развития прессы-Сибирь, генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Ю.Пургин, акцентируя внимание на том, что собственно информация, факты поступают к журналистам отовсюду, «в том числе от наших читателей». Значит, «умение производить на конвейере качественный контент должно стать ключевой компетенцией настоящих редакций». При этом он формулирует и сверхзадачу: «И надо суметь оторваться от технологии. В какой-то момент редакции оказались заложниками технического прогресса... Нам надо заботиться о своей уникальности. А что мы можем производить? Качественную журналистику» [9, 73].
В высказывании А. Качкаевой находим более развернутое рассуждение о качественной журналистике: «...любое СМИ в силу своего статуса, репутации, профессиональной ответственности и поэтому, все еще верится, легитимного доверия - добавляет единичному факту объем, наращивает авторитетность источника, обобщает, ставит проблему, наконец, способствует ее решению» [3, 10].
Вполне естественно, что переосмысление профессиональной позиции по отношению к своей миссии и роли в обществе влечет и необходимость решения проблемы модернизации профессионально-этических документов, о
чем и задумываются участники представленных ИРП-Си-бирь проектов. Так, по мнению О. Силантьевой, традиционные требования кодексов профессиональной этики журналиста (информация должна быть актуальной, точной, достоверной, источники - надежны, а журналист - максимально непредвзятым) нуждаются в дополнении. «Редакционные стандарты ВВС прямо указывают, что читателю необходимо видеть целостную картину мира, поэтому журналисты обязаны представлять материалы, которые делали бы эту картину объективной, полной и понятной», -пишет автор. Более того, принципиально важным является и то, что медиа могут не только отражать реальность, но и формировать ее в более позитивном, созидательном ключе. «Позитивность - это угол подачи. Это установка на поиск решения важных проблем, на освещение тех событий, которые действительно влияют на развитие нашего общества» [11, 38].
Эту идею О. Силантьевой подкрепляет и зарубежный участник проекта профессор Бак Райан: «Этические стандарты со временем меняются. Если в 30-40-е годы важнейшим было раздобыть сведения и первым написать о событии, то с течением времени пришло сознание того, что, владея информацией, можно улучшать жизнь людей» [17, 182].
Рассуждения участников проектов о переосмыслении своей профессиональной миссии и необходимости в связи с этим модернизации профессионально-этических документов показывают не только действенный подход в решении одной из самых злободневных проблем профессии. Не менее важна в данном случае неразрывная связь между профессиональной позицией и правилами, нормами, закрепляемыми в документах морального толка. А также -подвижность этических стандартов, которые не являются раз и навсегда зацементированными постулатами. Эти живые элементы нормативной системы каждый раз требуют
анализа, а при необходимости - уточнения, расширения.
Необходимая грань новой старой модели журналистики, возвращающейся к своей миссии, - это, конечно, читатель. Он, если даже его называют потребителем, не только вновь оказывается в центре внимания редакции, но становится автором или соавтором контента. Ю. Пургин, в редакции которого реализуется новая стратегия СМИ -концепция информационного взаимодействия с сообществом (миссия такой редакции - стать центром коммуникации местного сообщества), сформулировал несколько принципов взаимоотношений с новым читателем.
Во-первых, это не пассивный, а активный читатель, зритель, слушатель, которые желают «выступать в роли соавторов и редакторов, оценивать публикации, голосовать и комментировать события» [9, 80].
Во-вторых, читатель-потребитель требует общаться с ними в режиме диалога или даже полилога: «СМИ переходят под контроль потребителей. Потребители начинают управлять нашим контентом. Они его дополняют, редактируют, распространяют» [9, 75-77].
Во главу угла ставится местное сообщество активного читателя и редакции. Речь идет о новой бизнес-модели современных СМИ -«С3» (Сотр!е1е Соттипйу Соппесй-оп): «Полное подключение сообщества» или «Совершенное соединение сообщества». Принцип работы прост: «Успешность местных и региональных СМИ лежит в области гиперлокальности информации, тесной связи с местным сообществом, информационным обслуживанием жизни местного сообщества. Контент, значимый для сообщества, объединенный с контентом, значимым для человека персонально - таково информационное поле, на котором может развиваться местная медиакомпания» [17, 131].
Новая ипостась региональных СМИ, обращает внимание Ю. Пургин, требует возвращения забытых жанров журналистики. Во-первых, актуальными становятся автор-
ские высказывания: «колонки, отражающие мнение автора, дискуссионные клубы, полосы мнений». Во-вторых, информационные жанры приобретают аналитические элементы: «комментированный репортаж» - событие в контексте с прогнозом его влияния и последствий, «экспертиза факта» - своеобразное препарирование происшедшего с объяснением экспертов, что это значит. Особую позицию занимают большие «журнальные» истории - очерки нравов и журналистские расследования» [8, 81-82].
То есть, вместо обезличенных и «объективных» текстов читателю вновь важно увидеть отношение журналиста к тому событию, о котором он пишет, читателю нужны яркие, авторские статьи. Таким образом, делает вывод Ю. Пургин, «настоящей журналистике, с большой буквы, предстоит ренессанс».
О возвращении профессии говорит и Дж. Шафер, исполнительный директор J-Lab The Institute for Interactive Journalism (США), называя ее «журналистика решений» и характеризуя ее как «чрезвычайно важный механизм инструментария гражданской и общественной журналистики,
который существовал более десятка лет назад» [14, 22].
& & &
Есть надежда, что вернув читателя, зрителя, слушателя, СМИ могут поставить точку и в споре о том, не заменят ли блогеры или гражданские журналисты традиционную журналистику. Ведь в целом эти явления обязаны своим происхождением кризису журналистской деятельности, который проявился в ослаблении возможности исполнять профессиональную миссию [1, 240].
Новая концепция информационного взаимодействия с местным сообществом, предполагающая связь редакции не только с неравнодушными гражданами, но и с блогера-ми, гражданскими журналистами, позволяет «снять» «антагонистическую игру», как назвал этот кризис Стив Батри,
тренер Школы гражданских коммуникаций, директор по взаимодействию с сообществом интернет-компании ТВD. По его мнению, сравнивать старые и новые медиа - все равно что сравнивать яблоки с виноградом: виноградина никогда не заменит яблоко [17, 15]. Правильнее было бы говорить о том, что «медиа новой волны. дали новый шанс традиционным медиа для развития в русле гражданских коммуникаций - совершенствуя функции общественного диалога» [13, 52].
При этом определено место и технологиям, на которые в свое время сместился акцент в современной журналистике: «с ценностей - к технологичности» [7]. Как справедливо отмечает одна из участниц проекта, профессор С. Шайхитдинова: «не информационные технологии и их форматы порождают гражданские коммуникации, а люди -граждане. Соответственно, гражданские коммуникации -это не сегмент ИКТ, не сегмент социальных сетей, а их характеристика, некое общественное качество» [13, 54].
Нельзя не заметить: в современной журналистике произошла очередная переоценка ценностей. Позиция информатора (точнее - такое ограничение своей миссии), выбранная журналистами в конце 90-х - начале 2000-х годов, наверное, не выдержала испытание временем, которое показало определенную безответственность такой тактики. Может быть, это стало «ширмой», за которую спрятались журналисты в ситуации неопределенности. Так или иначе, явления блогерства, гражданской журналистики (новых медиа) подтверждают уязвимость такой позиции.
Обе книги ИРП-Сибирь, обобщившие опыт интересных и актуальных для профессии проектов, шаг за шагом показывают, как можно выбраться из ситуации застоя и кризиса в профессии. М. Юкечева, например, считает, что все условия для этого - от технических до социальных -уже есть: «Единственное, чего не хватает, - желания ре-
дакторов и журналистов двигаться в непредсказуемое будущее, в ту сторону, где сообщества и отдельные граждане будут на равных с медиапрофессионалами определять информационную повестку дня. Куда удобнее и проще позиция "информатора"» [16, 78].
Полагаю, что рассмотренные проекты дают некоторые основания говорить о ренессансе профессиональной миссии журналистики. По крайней мере, участники проектов предлагают признаки успешного поиска новой старой идентичности профессии. Новой старой? Хотя в этих проектах акцентирована еще одна характеристика профессии - «журналистика решений», по сути речь идет о развитии ее старой миссии социальной ответственности.
Для подтверждения этого тезиса достаточно вспомнить еще недавно активно обсуждаемые профессиональным сообществом существующие концепции: «гражданская журналистика», «коммунитарная журналистика», пар-тиципарная коммуникация, диалоговая журналистика, гуманитарная журналистика и т.п., которые тоже являлись попыткой решения проблемы взаимоотношений СМИ и общества.
Благодаря «журналистике решений» можно увидеть существенное продвижение «старой» миссии социальной ответственности в поле региональной журналистики в ее связи с местным сообществом.
Список литературы
1. Абилькенова В. А. Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста // Прикладная этика: экспертный потенциал. Ведомости прикладной этики. Вып.41 / Под ред. В. И. Бакштановского, В. В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2012.
2. Абилькенова В. А. Самоопределение журналиста в ситуации дуализма этики профессии и корпоративной эти-
ки СМИ (программные аспекты исследования и первые эмпирические результаты) // «Что такое хорошо и что такое плохо?» в прикладных моралях. Ведомости прикладной этики. Вып.43. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.
3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: Фонд «Фокус-медиа», 2010.
4. Заметки на полях // Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.
5. Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.
6. Новые медиа для нового общества // [Электронный ресурс]. URL: http://newmedia.sibirp.ru/about/ (дата обращения 30.04.14).
7. Нюгрен Г. Депрофессионализация журналистики // [Электронный ресурс]. URL: http://www.hsemedia.ru/semi ar.php?type=5 (дата обращения 08.10.10).
8. Пургин Ю. Медиа-дом: как построить будущее // Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.
9. Пургин Ю. «Что делать на мосту, который ведет из прошлого в будущее» // Какие медиа - такое общество / Под ред. В.Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.
10. Рекомендации по итогам специального заседания "Медиа гражданского общества: трудности становления" // [Электронный ресурс]. URL: http://president-sovet.ru/struc-ure/gruppa_po_svobode_informatsii/materialy/rekomendatsii_ po_itogam_spetsialnogo_zasedaniya_media_grazhdanskogo_ obshchestva_trudnosti_stanovleni.php (дата обращения 28.03.14).
11. Силантьева О. Как формируется информационная повестка дня // Какие медиа - такое общество / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.
12. См., напр.: «Из всех известных миссий журналистики, думаю, важнее всех информационная - миссия
реализовать право человека быть информированным. Мне кажется, что информационная миссия позволяет прессе быть максимально объективной, более свободной» // В.А. Кабакова "...когда перед ними возникнет моральная дилемма, - будет что положить на другую чашу весов" // Тетради гуманитарной экспертизы (3). Медиаэтос: тюменская конвенция - предварительные результаты / Отв. ред. В.И.Бакштановский. Тюмень: Центр прикладной этики: XXI век, 2000.
13. Шайхитдинова С. «Умная толпа» или «гражданское общество»? К вопросу о природе гражданских коммуникаций // 9+ Новая концепция для местных масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в нашем сообществе./ Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2010.
14. Шафер Д. Новый вид журналистики: поиск верных решений для развития местных сообществ // Какие медиа - такое общество / Под ред. В.Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2013.
15. Школа гражданских коммуникаций // [Электронный ресурс]. ЫРЬ: http://newmedia.sibirp.ru/about/ (дата обращения 30.04.14).
16. Юкечева М. «Медиасреда как социальный капитал» // 9+ Новая концепция для местных масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в нашем сообществе. / Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2010.
17. 9+ Новая концепция для местных масс-медиа: 9 ответов на вопрос о том, как наладить коммуникации в нашем сообществе./ Под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь. 2010.