Научная статья на тему 'Новые медиа: акторы, политика, узлы перераспределения'

Новые медиа: акторы, политика, узлы перераспределения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
581
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ВИДЕОБЛОГИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / NEW MEDIA / DIGITAL CULTURE / CYBERSPACE / POLITICAL PARTICIPATION / VIDEO LOGS / SOCIAL MEDIA / INTERNET TELEVISION / CIVIC JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дружинин Андрей Михайлович

В данной статье проведен критический анализ современных трендов, определяющих форму и содержание новых медиа. Новые медиа сегодня неопределенное множество, постоянно видоизменяющихся интерфейсов. Пользователи новых медиа стали активными акторами в формировании информационного пространства. Рассмотрена сложная природа сетевых взаимодействий, они представлена как высоко динамичная виртуальная среда. В этой среде разворачивается конкурентная борьба за контроль и доминирование над медиа. Отмечается, что появление новых платформ и технологий в передаче информации, является основным инструментом такой конкуренции. Мобильные устройства, их возможности в настоящее время являются ключевыми драйверами развития медиаиндустрии. В статье презентован авторский концепт «перераспределительный узел», определены характеристики этого феномена, обозначены перспективы его применения в анализе новых медиа. Узел перераспределения информации стремится занять устойчивую позицию, доминирующее положение в ряду других феноменов медиа. В некоторых случаях узловыми становятся технологические решения, позволяющие экономить ограниченные ресурсы современной медиаиндустрии. На материале нескольких онлайн дискуссий выявлен потенциал саморефлексии акторов новых медиаменеджеров, специалистов-практиков. Анализ их высказываний позволяет выделить риски и угрозы, связанные с развитием новых медиа. Практики обеспокоены девальвацией медиапрофессий, потерей личной приватности пользователей сети, киберпреступностью и прочем. Особенно часто обсуждается появление новой медиаперсоны блогера. Оптимисты уверены, что блогеры гуманитарная профессия будущего. Выделены ключевые характеристики контента политических видеоблогов, выявлен их социальный потенциал. Проведен анализ видеоблога в контексте представлений о процессах конвергенции и развития гражданской журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA: ACTORS, POLITICS, REDISTRIBUTION NODES

In this article the author carried out critical analysis of current trends that determine the shape and content of new media. New media today is an uncertain set of constantly changing interfaces. Users of new media have become active actors in the formation of the information space. The author considered complex nature of network interactions, presented them as a highly dynamic virtual environment. In this environment, competition for control and dominance over media is unfolding. The author noted that the emergence of new platforms and technologies in the transfer of information is the main instrument of such competition. Mobile devices, their capabilities are now key drivers of media industry development. In the article the author presented his own concept «redistribution node», definedcharacteristics of this phenomenon and indicated prospects of its application in analysis of new media. The information redistribution node tends to take a steady position, dominating a number of other media phenomena. In some cases, technological solutions that save the limited resources of the modern media industry are becoming nodal. The material of several online discussions revealed the potential of self-reflection of actors of new media managers, practitioners. Analysis of their statements allows to highlight risks and threats related to the development of new media. Practitioners are worried about devaluation of media professional sessions, loss of personal privacy of network users, cybercrime and other things. The emergence of a new media player, the blogger, is particularly often discussed. Optimists believe that bloggers are a humanitarian profession of the future. The author identified key characteristics of content of political video logs, revealed their social potential and carried out the analysis of the video log in the context of ideas about the processes of convergence and the development of civic journalism.

Текст научной работы на тему «Новые медиа: акторы, политика, узлы перераспределения»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

PROBLEMS OF MODERN SOCIETY

УДК 316.77:002 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-5-12

НОВЫЕ МЕДИА: АКТОРЫ, ПОЛИТИКА, УЗЛЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

ДРУЖИНИН АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ФГОУ ДПО «Академия Медиаиндустрии», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: www-222@yandex.ru

В данной статье проведен критический анализ современных трендов, определяющих форму и содержание новых медиа. Новые медиа сегодня - неопределенное множество, постоянно видоизменяющихся интерфейсов. Пользователи новых медиа стали активными акторами в формировании информационного пространства. Рассмотрена сложная природа сетевых взаимодействий, они представлена как высоко динамичная виртуальная среда. В этой среде разворачивается конкурентная борьба за контроль и доминирование над медиа. Отмечается, что появление новых платформ и технологий в передаче информации, является основным инструментом такой конкуренции. Мобильные устройства, их возможности в настоящее время являются ключевыми драйверами развития медиаиндустрии. В статье презентован авторский концепт «перераспределительный узел», определены характеристики этого феномена, обозначены перспективы его применения в анализе новых медиа. Узел перераспределения информации стремится занять устойчивую позицию, доминирующее положение в ряду других феноменов медиа. В некоторых случаях узловыми становятся технологические решения, позволяющие экономить ограниченные ресурсы современной медиаиндустрии. На материале нескольких онлайн дискуссий выявлен потенциал саморефлексии акторов новых медиаменеджеров, специалистов-практиков. Анализ их высказываний позволяет выделить риски и угрозы, связанные с развитием новых медиа. Практики обеспокоены девальвацией медиапрофессий, потерей личной приватности пользователей сети, киберпреступностью и прочем. Особенно часто обсуждается появление новой медиаперсоны - блогера. Оптимисты уверены, что блоге-ры - гуманитарная профессия будущего. Выделены ключевые характеристики контента политических видеоблогов, выявлен их социальный потенциал. Проведен анализ видеоблога в контексте представлений о процессах конвергенции и развития гражданской журналистики.

Ключевые слова: новые медиа, цифровая культура, киберпространство, политическое участие, видеоблоги, социальные сети, интернет-телевидение, гражданская журналистика

Введение

«Средство - есть сообщение» - это утверждение М. Маклюэна отражает фундаментальное представление о смыслопорождающем влиянии медиа на информацию. В информационную эпоху сетевые взаимодействия создают принципиально новые социальные взаимосвязи. Современная цифровая культура является продолжением возникших в середине XX в. электронных СМИ. В доинформационную эпоху субъект, формирующий содержание средств массовой информации, был скрыт от аудитории. Влиять на информационную политику ТВ, прессы, радиостанций, телеканалов рядовой зритель не мог. Сначала в 60-ые гг. на Западе, затем в 90-ые гг. в России появились рейтинговые агентства, осуществляющие обратную связь в системе массовой коммуникаций. Однако результаты их замеров, как правило, были недоступны публике, а политика работы редакций сохраняла однонаправленный характер.

Позднее массовое распространение персональных компьютеров и мобильных устройств, увеличение пропускной способности сетей привело к появлению новых медиа: социальных сетей, блогов, каналов в мессенджерах, компьютерных игр и проч. Новые медиа привлекли пристальное внимание ме-диаисследователей: философов, экономистов, социологов, психологов. Появились новые междисциплинарные области знаний, к примеру, социальный компьютинг.

Возникла высокодинамичная научно-исследовательская среда, которая опирается на классические работы в области социологии, социальной философии, психологии, управления. Новая интерпретация уже известных теоретических конструктов способствует возникновению и нового понятийного аппарата. Представление о генезисе новых медиа, как результата перераспределения информации, предоставляет своеобразные ключи к пониманию современного общества.

Несомненно, исследовательский интерес представляют попытки рефлексии менеджмента проектов, связанных с производством этих форм коммуникации. Для этого в качестве предмета исследования вполне подходят видеозаписи различных дискуссий, которые легко найти в сети и на видеохос-тингах. Следует отметить, что парадокс смысловой рефлексии о новых медиа заключается в том, что он сам является важнейшим контентом обсуждаемой информационно-коммуникационной среды. Практически отсутствует дистанция между субъектами, порождающими новые медиатексты, и субъектами их познающими. Исследователь новых медиа сам нередко является активным их пользователем.

Давая оценку эвристической ценности онлайн дискуссий о новых медиа, важно помнить два обстоятельства. Во-первых, это специфический языковой опыт субъектов новых медиа. Они, как правило, не связаны академическими традициями и уверены, что сеть - пространство без правил и ограничений. Во-вторых, участники подобных мероприятий редко стремятся раскрыть онтологию обсуждаемого явления, концентрируя внимание на вопросах, как это работает и каким образом это монетизировать. Однако было бы большой ошибкой недооценивать способность практических специалистов, работающих с новыми медиа, к саморефлексии. Среди обсуждаемых практиками проблем наиболее остро встает вопрос о специфике различных видов политического участия граждан посредством форумов, блогов, конференций, т. е. упорядоченных систем обратной связи в пространстве политической коммуникации.

Новые медиа как узлы перераспределения информации

Новые медиа, конечно, являются логическим продолжением цифровой экономики, возникшей в постиндустриальном обществе. Чтобы понять и прояснить концептуальный аппарат, исследователи предлагают различные концепции, которые позволяют разрабатывать стратегии управления сложными процессами, происходящими автономно и онлайн. Если рассматривать общение в широком смысле, то его можно представить как посредничество, любое взаимодействие между людьми, включая обмен товарами, услугами, идеями [1]. Одновременно акторы сталкиваются с необходимостью ранжировать объекты взаимодействия по степени важности. В этих обстоятельствах нужно помнить, что средства массовой информации, которые доминируют в информационном пространстве, создавали в первую очередь экономические взаимосвязи, и только затем сосредоточили свои усилия на создании контента.

Перераспределительные процессы в рамках рыночной экономики организует информационное пространство в иерархическом порядке. В сетевом экономическом пространстве такая иерархия структурирована в зависимости от близости каждого индивида и разных групп к центрам перераспределения. Эти наблюдения верны и для глобального обмена информационными продуктами, в частности, медиа-контентом.

Основная информационная, политическая и экономическая борьба связана с обладанием или контролем над центрами перераспределения информационных потоков. Результатом процессов перераспределения в медийном пространстве является способность управлять взаимодействием потребителей и медиапроизводителей. Такое управление часто выглядит как ускорение и задержка, продвижение и ограничение при распространении определенных сообщений в СМИ. Одновременно создаются новые рынки информации для потребителей [2; 3]. Финансово-экономические процессы во взаимодействии аудитории, производителя контента и центров перераспределения информации основаны на идее прибыли, в том числе накопления социального капитала.

Готовые решения и технологии производства информации усиливают отчужденность от творческого процесса, генерации новых значений. Цифровое неравенство в настоящее время распространяется и на процессы перераспределения. Технологии готовых шаблонов для производства сайтов, видео, дизайнерских решений освобождают пользователя от необходимости самостоятельно осваивать программы и приложения более высокого уровня сложности. Но, с другой стороны, их деятельность по производству новых информационных продуктов становится управляемой, ограниченной готовыми алгоритмами. Так происходит финансовое перераспределение в пользу виртуальных сервисов для оптимизации производства информационных продуктов.

Следует иметь ввиду, что регулирование информационных потоков происходит не только в результате применения законодательных инициатив или политической воли лиц, принимающих решения в области средств массовой информации. На процессы перераспределения большое влияние оказывают самые разные игроки медиабизнеса: от владельцев блогов до крупных сетевых структур, состоящих из единомышленников, преследующих конкретные социально-экономические задачи. Такие игроки информационного рынка берут на себя роль узлов перераспределения, которые контролируют информационные и финансовые потоки.

В контексте глобального информационного общества каждый человек может стать автором произведения, но он способен монетизировать свои усилия только в том случае, если этот контент включен в систему перераспределения. В то же время, технологически сложные и дорогостоящие системы учета любого контента становятся все более сложными. Значительные финансовые ресурсы, к примеру, оттягивают на себя базы данных, алгоритмы, выявляющие нарушения авторских прав, плагиат и т. д. Именно поэтому в настоящее время используются депозитарные системы научных публикаций и, в более широком смысле, ресурсы для накопления знаний. С другой стороны, алгоритмы способные порождать медиаконтент в автоматическом режиме - так называемые «роботы журналисты» становятся высокодоходными узлами перераспределения информации, способные в скором времени конкурировать с наиболее успешными интернет-проектами (мессенджерами или играми), социальными сетями.

В этом случае перераспределение финансовых ресурсов и информации уже давно отличается от простого двустороннего обмена денег на данные. Такие транзакции заменяются более сложными полисубъектными сетевыми схемами, в которых участвуют миллионы пользователей. Следует отметить, что перераспределение информации и финансов в условиях информационного общества может быть представлено как управление пространственно-временными характеристиками этих ресурсов. Получая доход от конкретной информации или физического продукта, помимо прибыли производитель становится владельцем новой, важной информации. Такая информация подтверждает спрос на контент со стороны аудитории или сигнализирует о снижении интереса к нему. Новые медиа имеют большой потенциал для сбора такой информации, поэтому они могут молниеносно реагировать на изменение предпочтений, формировать запрос аудитории.

Взаимодействие различных средств массовой информации с аудиторией осуществляется с помощью характерных для того или иного СМИ инструмента (прямой эфир на телевидении, молниеносная передача коротких сообщений информационных агентств, красочная инфографика глянцевых журналов). Подобные инструменты еще называют языком того или иного СМИ. Технологии, делающие такой язык эффективнее и/или дешевле, также становятся узлами перераспределения. Так, например, дорогостоящее спутниковое оборудование, при помощи которого журналисты федеральных телеканалов выходили в прямой эфир, сейчас практически вытеснено технологиями трансляции видеосигнала посредством мобильной связи. По-

явление технологических новшеств, исчезновение устаревших инженерных решений провоцирует перераспределение ресурсов между СМК и производителями инноваций.

В настоящее время, традиционное телевидение вынуждено, хоть и вразрез со своими интересами, использовать общедоступные видеохостинги для дополнительного распространения видеоконтента, что, разумеется, перераспределяет финансовые ресурсы в пользу подобных интернет-ресурсов. В результате доступ к данным о предпочтениях потребителей медиа стал чрезвычайно популярным сервисом (рейтинговые агентства требуют больших объемов данных). В то же время эти данные являются секретной информацией, утечка которой может серьезно повлиять на рынок. Например, публичные высказывания кинокритиков оказывают гораздо меньшее влияние на аудиторию, чем информация о кассовых сборах новинок кинопроката. Такие сообщения могут подогреть интерес зрителей к фильму или существенно ослабить его.

Узлы перераспределения в цифровой политической реальности - это популярные порталы (социальные сети) со свободным доступом для целевой аудитории. Пользователи, объединенные в такие узлы, способствуют выработке новых идей, лозунгов, требований. Они становятся движущей силой социальной активности, которая возникает исключительно при помощи новых инструментов сотрудничества [4; 5]. В 2019 г. такая активность помогла журналисту И. Голунову избежать уголовной ответственности, а актеру П. Устинову изменить меру пресечения.

Представления об узлах перераспределения информации позволяют делать вывод о том, что не только традиционные СМИ, но и традиционные политические акторы смещаются на периферию социального взаимодействия. Новые технологии генерируют способы взаимодействия между людьми. Новые перераспределительные узлы «переизобретаются». Контроль за ними, и их влияние постепенно становится важнейшей задачей различных сегментов гражданского общества, государства и групп влияния.

В условиях глобализации и перераспределения сетей национальные государства стремятся снизить риск потери значительной части своей экономической и политической автономии. Поэтому они вынуждены включиться в конкурентную борьбу по созданию новых подконтрольных им перераспределительных узлов [6]. Результаты такой активности двойственны. С одной стороны, появляются новые полезные для общества медиапродукты (портал государственных услуг, интернет-портал eLibrary.ru, различные многофункциональные центры). А, с другой стороны, вновь поощряется цен-

зура и даже управляемое органами госвласти цифровое неравенство. Соблюдение конфиденциальности информации, которая предоставляется владельцам сетевых ресурсов, часто становится условием успешного взаимодействия в сети. В результате, плохо защищенные узлы перераспределения информации, пользуются меньшим доверием и проигрывают конкурентную борьбу более защищенным ресурсам. Вот почему новые медиа - социальные сети, замеченные в передаче информации о пользователях, неминуемо теряют аудиторию, а мессенджеры сегодня становятся коммуникационными лидерами.

Саморефлексия акторов новых медиа В рамках подготовки данной статьи был проведен смысловой анализ видеозаписей ряда дискуссий, где обсуждались новые медиа1. Перечень проблем новых медиа, представленных в видеозаписях дискуссий, вряд ли можно назвать исчерпывающим. Но он дает наглядное представление о том, какими вопросами озабочены практические специалисты, которые формируют смыслы и внешний облик современных средств массовой коммуникации. Этот срез учитывает и актуальное состояние медиа, и его возможное будущее, и обстоятельства, формирующие круг вопросов, которые, по всей видимости, в перспективе окажутся в центре внимания академического сообщества.

Доступные для просмотра дискуссии о новых медиа проводились в живой, интерактивной форме, сопровождались презентациями, фиксировались на видео. Эти записи после прямой трансляции в дальнейшем сами стали медиафактом, распространенным посредством сети Youtube. Заметно, что часто субъекты новых медиа говорят в провокационной манере. Так, на одной из дискуссий прозвучало предположение, что примерно через 50-60 лет появится вторая геополитическая карта мира, на которой будут страны как google, facebook, яндекс, mail и другие компании, которые сегодня владеют большими данными пользователей. В первую очередь большие компании интересуются т. н. «устойчивыми, взрывными» трендами: - переход пользователей из социальных сетей в мессенджеры;

I. Подробнее см.: «Как новые медиа изменили журналистику». 2012-2016. URL: https://youtu.be/doh6j3Re95o; «ТРАДИЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА vs НОВЫЕ МЕДИА» URL: https://youtu.be/aeYzQml_Krg; «Новые медиа в новое время». URL: https://youtu.be/eyry8dK-W50; «Ольга Фреймут - на открытии Новомедиа Форума 2018». URL: https://youtu.be/pgaQYFkfRCk; «С верой в ХАЙП! Как цифровые медиа меняют мир». URL: https://youtu.be/r6uufO1PpVs (Дата обращения 11.10.2019)

- рост профессионализма в производстве различных медиаформатов;

- отсутствие долгосрочного медиапланиро-вания;

- быстрая реакция на информационные поводы, возникающие независимо от субъекта:

- многократный рост потребления видеоконтента;

- стремление новых медиа к самостоятельному производству контента;

- усиление роли искусственного интеллекта и технологий сбора Больших данных;

- изменение представлений о карьерной траектории работника медиа;

- «производство мнений» для целевой аудитории.

Устойчивые практики новых медиа оттачиваются электронной коммерцией, которая в настоящее время полностью преобразила покупательское поведение. «Цифровые продавцы» говорят о пользовательском опыте, подразумевая, что это специфический потребительский опыт. Субъекты новых медиа убеждены, что демократизация видео форматов помогает демократизировать образование, творчество. Под демократизацией видео они подразумевают постепенное растворение институтов традиционных медиа, которые ранее были связаны с производством ТВ-контента. По их мнению, недорогие мобильные устройства с функцией видеосъемки превращают каждого в носителя и создателя уникального видеоконтента.

При осмыслении работы новых медиа субъекты медиарынка приходят к выводу, что их активность преображает социальную действительность. Например, возникла специфическая форма межкультурного взаимодействия - «цифровая дипломатия», которая предоставляет неограниченные возможности общаться, несмотря на расстояние, национальную принадлежность, различие взглядов. Это та самая дискуссионная площадка, где встречаются официальная точка зрения государства и позиция рядовых граждан, общественных организаций.

Медиаэксперты сходятся во мнении, что в социальной реальности появилась новая медиаперсо-на - блогер, который составляет конкуренцию уходящей в прошлое профессии журналиста. С одной стороны, созданием контента занялись профессиональные журналисты со специальным образованием и навыками работы на ТВ. А с другой, появляются профессионалы, но не выходцы из традиционных СМИ, а выросшие из обычных пользователей, не имевшие ранее отношения к медиабизнесу. Субъекты новых медиа полагают, что пользователи воспринимают не факты, а мнения, похожие на их представления об окружающем мире. Отмечается,

что специалисты, создающие и уточняющие смысловые позиции по разным актуальным вопросам, способные предложить аудитории удачные формулировки, по всей видимости, будут востребованы все больше и больше. Вот почему люди с хорошей гуманитарной подготовкой в ближайшее время будут снова востребованы. Это позволяет с определенной долей уверенности говорить, что одна их профессий будущего - это гуманитарии, потому что все чаще люди начинают задаваться вопросом, «кто мы?». Для людей, способных дать ответ на этот вопрос, появилось пространство для самореализации -новые медиа.

Среди несомненных достоинств новых медиа эксперты выделяют и новые риски, и угрозы:

- девальвация медиапрофессий, снижение профессионального уровня субъекта новых медиа;

- распространение фейков;

- потеря части личной приватности;

- безопасность личной информации, кибер-преступность;

- отставание национального законодательства от темпов развития новых медиа;

- информационная перегруженность аудитории.

Под напором новых медиа снова звучат призывы «наращивать контраргументацию». Таким образом, в контексте разговоров об информационной безопасности и противодействия фейкам встает вопрос о применении процедур критического мышления в повседневной работе с информацией. На другом уровне возможные риски и угрозы возникают уже в результате использования «новых медиа» как таковых. Информационные технологии используются для того, чтобы персонифицировать работу новых медиа, приспособить их к потребностям каждого конкретного интернет-пользователя. В этом случае и используется искусственный интеллект, который генерирует контент и исследует предпочтения аудитории. В результате таких исследований и мониторингов накапливается значительный массив персональных данных пользователей соцсетей, их психологические, поведенческие «матрицы» (Big Data). Развитие подобных технологий в конечном итоге ставит под угрозу сохранение в тайне личной информации и неприкосновенность частной жизни. Эксперты скептически оценивают перспективы законодательного регулирования процессов накопления Больших данных.

Стратегия развития новых медиа исходит из специфики потребительского поведения, когда индивид хочет понимать, как относится к ним лично та или иная история, так как сильно перегружены информационными потоками. В издательстве, к примеру, «Нью-Йорк Таймс» уверены, что хоро-

шая статья - это недостаточно, там используют критерий вовлеченности аудитории для оценки своего контента. Ключевым параметром для оценки видеоконтента сегодня становится «глубина просмотра», и этот показатель, несомненно, уже в ближайшее время станет определяющим для интернет-телевидения и видеоблогинга.

Политические амбиции видеоблогов, интернет-телевидения

В настоящее время сетевой видеоконтент становится системообразующим фактором актуальной социально-политической реальности. Для нее характерна фрагментарная подача информации, многовекторный обмен данными между пользователями сети и ряд других специфических особенностей [7; 8]. Сетевой видеоконтент - широкое понятие, оно включает в себя интернет-телевидение, видео-блог. Особую роль в этих условиях играет непрофессиональный аудиовизуальный контент, который все чаще претендует на исключительность в современной общественно-политической жизни [9]. Перефразируя известную американскую пословицу, можно сказать, что бог создал людей талантливыми и бездарными, а видеохостинг Youtube уравнял их возможности. Сегодня в сети высокобюджетный документальный фильм-расследование может соседствовать с 10-секундным любительским роликом, записанным на камеру мобильного телефона. И далеко не всегда профессиональный контент набирает больше просмотров.

Феномен интернет-телевидения не имеет жестких рамок, каких-либо навязанных со стороны ограничений. Аудиовизуальные сообщения в сети могут варьироваться от коротких, тривиальных видеопрезентаций до научных докладов со сложной системой аргументации или видеолекций с временными характеристиками традиционного аудиторного занятия [10; 11]. Сетевой видеоконтент сегодня -это наиболее объемный сегмент новых медиа.

По структуре видеоблог - это онлайн-журнал, дневник с записями в обратном хронологическом порядке. Автор видеоблога определяет содержание своего канала, публикует обновления, модерирует дискуссии, в которых участвуют сторонние пользователи сети на его страничке. Одновременно произвольные действия автора видеоблога могут быть пресечены администрацией хостинга в том случае, если блогер нарушает те или иные правила (в основном эти правила касаются нарушения авторских прав, несанкционированной коммерческой рекламы, троллинга, булинга и проч.). Таким образом, пользователь сети становится субъектом, который одновременно принимает две социальные

роли - производитель и потребитель информации, выраженной аудиовизуальными средствами.

Одни исследователи связывают появление ви-деоблогов с процессами конвергенции в журналистике. В связи с этим создание политических ви-деоблогов, онлайн-телеканалов, персональных видеоканалов различных участников политического процесса можно охарактеризовать как результат конвергенции политической журналистики на телевидении, в печати и на радио. Фактически сегодня для активного политического участия необходимо иметь мобильный гаджет с доступом в Интернет и учетную запись в социальных сетях. Другие ученые пытаются осмыслить происходящие с новыми медиа процессы при помощи концепта «гражданская журналистика» [12; 13].

Гражданская журналистика возникает, когда люди выходят за рамки обычного восприятия информации и используют собственные информационные возможности и технические ресурсы для создания контента. С помощью гражданской журналистики пользователи сети, объединившись в сообщества, пытаются преодолеть информационное неравенство журналистики традиционной, которая зачастую рассматривала аудиторию как пассивный объект воздействия.

Нередко политические блогеры имеют популярность куда более значительную, чем многобюджетные государственные и негосударственные телеканалы. Авторы таких медиа создают новое пространство для борьбы и столкновения мнений, для социально-политического конфликта. Возникает цифровая политика - коммуникативное пространство со свободным доступом к информации в любое время суток, которая существенно обогащает деятельность традиционных элементов политической жизни: партийную и государственную системы, общественные движения. В некоторых случаях новые медиа способствуют возникновению новых политических объединений, которые вряд ли смогли бы существовать изолировано от виртуального пространства. Деятельность видеоблоге-ров, активность новых медиа способствует возникновению новых, ранее неизвестных видов горизонтальных связей, формирующих общество офлайн. Они создали условия для возникновения т. н. «электронной демократии», стали проводником различных ценностей и установок [14]. Для оппозиционных сил блогосфера стала единственным способом взаимодействия с гражданским обществом, мобилизации граждан активных как онлайн, так и офлайн. Создатели сетевого контента, политических видеоблогов сегодня становятся полноценными политическими акторами [15; 16; 17].

Выводы

Новые медиа сегодня представляются в виде неопределенного множества, постоянно видоизменяющихся интерфейсов, они коренным образом изменили коммуникативное пространство, а пользователи, ограниченные в доинформационную эпоху узким набором функциональных свойств, получили возможность проявить себя в качестве писателя, фотографа, видеоператора или режиссера-постановщика. Скорость приобретения навыков и компетенций по созданию медиаконтента увеличилась в несколько раз.

Драйверами новой информационной эпохи становятся мобильные устройства, расширяющие возможности индивидуального творчества. Функционал современных гаджетов позволяет иметь в кармане мощное средство создания, распространения и получения информации. Человек сам становится медиа. Каждый смартфон, планшет или игровая приставка во время использования становится элементом глобальной сети. Работа таких устройств и, соответственно, место их пользователей в интернет-пространстве напрямую зависит от положения относительно узлов перераспределения информации. Каждый узел включает в себя разветвленную периферию: медиаресурсы традиционных СМИ, разрозненных блогеров, коллабора-ции различных новых медиа.

Пользователь сети стремится занять устойчивое положение в коммуникационной системе, но его место структурируют узловые элементы, которые перераспределяют информационные, а также финансовые потоки. Таким узловым, структурообразующим элементом может стать новая технологическая платформа, к примеру, новостной агрега-тор; технология передачи информации; яркая ме-диаперсона и проч. Государство, группы давления, институты гражданского общество находятся в ситуации конкурентной борьбы в отношении узлов перераспределения.

Появление новых узловых ресурсов в настоящее время необходимо прогнозировать, так как они определяют актуальные тренды в медиасисте-ме. Аудиовизуальный контент, в результате, стал одним из основных инструментов политической борьбы, а совокупность медиапотоков становится элементом подготовки политических решений, входит в число социальных механизмов. Один из этих механизмов - отрицание традиционных СМИ, которые у аудитории ассоциируются с устаревшими, вертикальными формами социального взаимодействия, поэтому профессиональный контент в сети зачастую проигрывает любительскому.

Литература

1. Belleflamme P., Lambert T. and Schwienbacher A. "Crowdfunding: Tapping the Right Crowd." SSRN Electronic

Journal. April 25, 2012. doi:10.2139/ssrn1836873 (accessed March 5, 2012).

2. Понукалин И. А. Трансформация потребительских практик в контексте воздействия новых медиа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19. № 2. С. 186-191.

3. Kaplan Andreas M. "If you love something, let it go mobile: Mobile marketing and mobile social media 4x4." Business Horizons, 2012. pp. 129-139.

4. Карпов П. Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2013. № 1. С. 137-149.

5. Моисеев В. Н. К вопросу о новых медиа в философском дискурсе и политических реалиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 7. С. 89-92.

6. Бронников И. А. Интернет как ресурс государства // Социодинамика. 2013. № 8. С. 210-248.

7. Амзин А. А., Галустян А. Н., Кульчицкая Д. Ю. Как новые медиа изменили журналистику в 2012-2016. Екатеринбург., 2016.

8. Уразова С. Л. Социальные сети как форма общественного диалога и массовых коммуникаций // Известия Уральского федерального университета. Серия Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 150. № 2. С. 26-33.

9. Бирюков В. А., Ливсон М. В., Фролова В. Б. Видеоблогерство и его влияние на трансформацию современной медиаэкономики // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2019. № 1. С. 44-49.

10. Бычкова М. Б. Современный видеоблог: причины популярности и жанровое многообразие// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2019. № 1 (60). С. 127-131.

11. Кискачи Р. А. Особенности образовательного видеоконтента в новых медиа // Медиаисследования. 2018. № 5. С. 43-47.

12. Гасанов Н. А. Возможности гражданской журналистики в новых медиа в решении социальных проблем // Медиаскоп. 2017. № 1. С. 1.

13. Гимадеева К. П., Семилет Т. А. Социальные интернет-проекты в медиапространстве гражданской журналистики // Медиаисследования. 2015. № 2. С. 138147.

14. Шомова С. А. Новые медиа и «новая этика»: к вопросу о ценностныхтрансформациях журналистской профессии // МедиаАльманах. 2016. № 4 (75). С. 12-20.

15. Балуев Д. Г., Каминченко Д. И. Влияние так называемых новых медиа на процесс политической идентификации// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31). С. 33-41.

16. Бровко В. Ю. Новые медиа как инструмент информационной политики в публичном пространстве // Тренды и управление. 2015. № 1. С. 87-97.

17. Сулейманова Ш. С. Политический потенциал новых медиа // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2018. № 2 (24). С. 17-24.

References

1. Belleflamme P., Lambert T. and Schwienbacher A. «Crowdfunding: Tapping the Right Crowd.» SSRN Electronic Journal. April 25, 2012. doi:10.2139/ssrn.1836873 (accessed March 5, 2012).

2. Ponukalin I. А. Transformatsiya potrebitel'skikh praktik v kontekste vozdejstviya novykh media [Transforming consumer practices in the context of the new media impact] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. - Saratov University News. New series. Series: Sociology. Political science. 2019, vol. 19, no. 2, pp. 186-191. (In Russian).

3. Kaplan Andreas M. «If you love something, let it go mobile: Mobile marketing and mobile social media 4x4.» Business Horizons, 2012. pp. 129-139.

4. Karpov P. N. Rol' novykh media v politicheskoj kommunikatsii: internet kak instrument formirovaniya novoj politicheskoj real'nosti [The role of new media in political communication: the Internet as a tool for the formation of a new political reality] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. - Peoples' Friendship University of Russia Review. Series: Political Science. 2013, no. 1, pp. 137-149. (In Russian).

5. Moiseev V. N. K voprosu o novykh media v filosofskom diskurse i politicheskikh realiyakh [To the issue about new media in philosophical discourse and political realities] // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - Alma mater (Higher School Review). 2016, no. 7, pp. 89-92. (In Russian).

6. Bronnikov I. А. Internet kak resurs gosudarstva [Internet as a resource of the state] // Sotsiodinamika. -Sociodynamics. 2013, no. 8, pp. 210-248. (In Russian).

7. Аmzin А. А., Galustyan А. N., Kul'chitskaya D. Yu. Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [How new media changed journalism. 2012-2016]. Ekaterinburg, 2016. (In Russian).

8. Urazova S. L. Sotsial'nye seti kak forma obshchestvennogo dialoga i massovykh kommunikatsij [Social networks as a form of public dialogue and mass communications] // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. - Ural Federal University News. Series: Education, Science and Culture. 2016, vol. 150, no. 2, pp. 26-33. (In Russian).

9. Biryukov V. А., Livson M. V., Frolova V. B. Video-blogerstvo i ego vliyaniye na transformatsiyu sovremennoj mediaekonomiki [Video blogging and its impact on the transformation of the modern media economy] // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela. - Higher Education Institutions News. Problems of graphic arts and publishing. 2019, no. 1, pp. 4449. (In Russian).

10. Bychkova M. B. Sovremennyj videoblog: prichiny populyarnosti i zhanrovoye mnogoobraziye [Modern video blog: reasons for popularity and genre diversity] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya.

- Tver State University Review. Series: Philology. 2019, no. 1 (60), pp. 127-131. (In Russian).

11. Kiskachi R. A. Osobennosti obrazovatel'nogo videokontenta v novykh media [Features of educational video content in new media] // Mediaissledovaniya. - Media research. 2018, no. 5, pp. 43-47. (In Russian).

12. Gasanov N. A. Vozmozhnosti grazhdanskoj zhurnalistiki v novykh media v reshenii sotsial'nykh problem [Possibilities of civic journalism in new media in solving social problems] // Mediaskop. - Mediascope. 2017, no. 1, p. 1. (In Russian).

13. Gimadeeva K. P., Semilet T. A. Sotsial'nye internet-proekty v mediaprostranstve grazhdanskoj zhurnalistiki [Social Internet projects in the media space of civic journalism] // Mediaissledovaniya. - Media research. 2015, no. 2, pp. 138147. (In Russian).

14. Shomova S. A. Novye media i «novaya etika»: k voprosu o tsennostnykh transformatsiyakh zhurnalistskoj professii [New media and «new ethics»: to the issue about value transformations of the journalistic profession] //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MediaAl'manakh. - MediaAlmanac. 2016, no. 4 (75), pp. 1220. (In Russian).

15. Baluev D. G., Kaminchenko D. I. Vliyaniye tak nazyvaemykh novykh media na protsess politicheskoj identifikatsii [Impact of so-called new media on the process of political identification] // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Polito-logiya. -Tomsk State University Review. Philosophy. Sociology. Political science. 2015, no. 3 (31), pp. 33-41. (In Russian).

16. Brovko V. Yu. Novye media kak instrument informatsionnoj politiki v publichnom prostranstve [New Media as an Information Policy Tool in Public Space] // Trendy i upravleniye. - Trends and Governance. 2015, no. 1, pp. 87-97. (In Russian).

17. Sulejmanova Sh. S. Politicheskij potentsial novykh media [Political potential of new media] // Evrazijskij Soyuz: voprosy mezhdunarodnykh otnoshenij. - Eurasian Union: issues of international relations. 2018, no. 2 (24), pp. 17-24. (In Russian).

* * *

NEW MEDIA: ACTORS, POLITICS, REDISTRIBUTION NODES

DRUZHININ ANDREY MIKHAILOVICH

Academy of Media Industry, Moscow, the Russian Federation, e-mail: www-222@yandex.ru

In this article the author carried out critical analysis of current trends that determine the shape and content of new media. New media today is an uncertain set of constantly changing interfaces. Users of new media have become active actors in the formation of the information space. The author considered complex nature of network interactions, presented them as a highly dynamic virtual environment. In this environment, competition for control and dominance over media is unfolding. The author noted that the emergence of new platforms and technologies in the transfer of information is the main instrument of such competition. Mobile devices, their capabilities are now key drivers of media industry development. In the article the author presented his own concept «redistribution node», defnedcharacteristics of this phenomenon and indicated prospects of its application in analysis of new media. The information redistribution node tends to take a steady position, dominating a number of other media phenomena. In some cases, technological solutions that save the limited resources of the modern media industry are becoming nodal. The material of several online discussions revealed the potential of self-reflection of actors of new media managers, practitioners. Analysis of their statements allows to highlight risks and threats related to the development of new media. Practitioners are worried about devaluation of media professional sessions, loss of personal privacy of network users, cybercrime and other things. The emergence of a new media player, the blogger, is particularly often discussed. Optimists believe that bloggers are a humanitarian profession of the future. The author identified key characteristics of content of political video logs, revealed their social potential and carried out the analysis of the video log in the context of ideas about the processes of convergence and the development of civic journalism.

Key words: new media, digital culture, cyberspace, political participation, video logs, social media, internet television, civic journalism

Об авторе:

Дружинин Андрей Михайлович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский сектор, ФГОУ ДПО «Академия Медиаиндустрии», г. Москва

About the author:

Druzhinin Andrey Mikhaylovich, Candidate of Philosophy, Senior Researcher, Research Sector, Academy of Media Industry, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.