С.П. Грушин, А.Л. Кунгуров, Д.С. Леонтьева
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
новые материалы с памятника озерки на р. чарыше
Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ (постановление №220), полученного ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», договор №°14^50.31.0010п, проект «Древнейшее заселение Сибири: формирование и динамика культур на территории Северной Азии»,
и в рамках базовой части государственного задания Алтайского государственного университета, код проекта: 1006, тема «Использование естественно-научных методов в реконструкции историко-культурных процессов на Алтае в древности»
В ходе археологического обследования Чарышского района Алтайского края археологическим отрядом АлтГУ проведены работы на памятнике Озерки. Памятник расположен в 2 км к югу от с. Озерки в месте впадения в р. Сосновку р. Трактовой на террасе, разрушенной автодорогой Алейск - Чарышское. Памятник был открыт в 1999 г. П.И. Шульгой и С.А. Суворовым [Шульга, 2000]. На краю террасы выявлена кольцевая кладка диаметром около 5 м из лежавших сланцевых плит размерами 80 х 50 х 10 см. У восточного края оползающей вниз по склону ограды был найден развал афанасьевского сосуда без венчика и днища. В отвалах к востоку от памятника обнаружены плиты каменных оград, которые оказались перемещены при строительстве дороги. Погребения разрушены [Шульга, 2000].
В ходе археологического обследования в 2015 г. был снят глазомерный план памятника, определены координаты примерных границ археологического объекта и осуществлен сбор подъемного материала в зоне разрушения. В обрыве террасы обнаружены торчащие каменные сланцевые плиты. Они располагаются на метровой глубине от уровня современной поверхности террасы. Скорее всего, это остатки разрушенной афанасьевской ограды, описанной ранее [Шульга, 2000]. Кольцевая кладка не зафиксирована. По-видимому, к настоящему времени она полностью разрушена. В ходе визуального осмотра склона разрушенной террасы собран подъемный материал: 15 каменных артефактов и два фрагмента керамики.
Каменные орудия памятника изготовлены из четырех видов минерального сырья. Наибольшее количество получено из черного, частично прозрачного кремнистого однородного материала со светлыми размытыми прожилками. Подобный кремень часто использовался в каменных ин-дустриях Горного Алтая и являлся наиболее качественным минеральным ресурсом региона в каменном веке (рис.-2, 8-10, 13, 15). Одинаковое количество изделий (по четыре артефакта) сделаны из окремненного непрозрачного синевато-темно-серого мелкозернистого песчаника (рис.-1, 3, 11, 14) и коричневато-бурой яшмы (рис.-4-6, 12). Этот материал типичен
для региона и получен, скорее всего, из аллювия Чарыша. Один предмет (рис.-7) изготовлен из светло-серого патинированного, возможно, яшмо-видного кремня. Подобный сырьевой ресурс характерен для материалов рубцовской неолитической культуры [Кунгуров, Онников, Тишкин, 1998].
Индустриальный комплекс представлен 15 изделиями: четыре иллюстрируют технику расщепления, три являются отщепами и восемь -продуктом расщепления: пластинами (5) и пластинчатыми отщепами (3).
Первая группа демонстрирует развитую технологию призматического расщепления: нуклеус (рис.-1) и сколы обновления грани «площадка-фронт» (рис.-2-4). Нуклеус истощен и дополнительно оббит с целью использования в качестве, видимо, скобеля, впрочем, неудачно. Все предметы отражают приемы призматического расщепления с нуклеусов, имеющих округлый фронт, прямой или близкий к прямому углу площадки и продольной оси орудия, фасетированную площадку скалывания. Фасетки снятий, фиксирующиеся на всех изделиях, показывают получение средних и мелких соразмерных пластин с параллельными кромками. Именно подобные пластины составляют наиболее выразительную часть коллекции.
Все пластины усечены в процессе вторичной обработки. Три представлены полноразмерными изделиями с усеченным дистальным фрагментом (два - средних размеров и одно - мелкое) (рис.-5-7), две (мелкое и среднее) являются сечениями. Все пластины имеют следы утилизации на продольных кромках. На двух пластинах фиксирующаяся ретушь мелкая, регулярная, притупляющая, преимущественно дорсальная по одному (рис.-6) и двум (рис.-8) продольным краям. На мелкой усеченной пластине четко оформлен притупленный левый край (рис.-7).
На пластинчатых отщепах средних размеров (рис.-10-12), мелком (рис.-15) и средних (рис.-14) отщепах, один из которых является полупервичным (рис.-13), присутствуют только следы утилизации в виде разноразмерных выщерблин и сломов.
Также найдены два небольших фрагмента керамики (рис.-16), один из которых орнаментирован гребенчатым штампом. Керамика на изломе двухцветная: изнутри - до половины черная, снаружи - красно-оранжевая. Скорее всего, обжиг окислительный (костровой) или в обжиговой яме без поддува.
П.И. Шульга [2000] отнес курганный могильник Озерки к афанасьевской культуре, стоянку Озерки датировал временем палеолита. Материалы, обнаруженные во время мониторинга памятника в 2015 г., позволяют уточнить время существования стоянки. Комплекс каменных артефактов имеет ярко выраженный призматических характер, ориентированный на получение и утилизацию мелкой и средней призматической пластины из высококачественных кремнистых пород. Наиболее допустимая датировка материала - ранненеолитическое время. Обнаруженные фрагменты керамики, вероятно, относятся к сосуду, обнаружен-
ному П.И. Шульгой в 1999 г., и датируются афанасьевским временем. Афанасьевская культура Алтая на сегодняшний день хронологически определяется в рамках ХХХУП-ХХМ вв. до н.э. [Грушин, 2009; Поляков, 2010].
Памятник Озерки. Топоплан и находки 2015 г.
Таким образом, проведенные работы на памятнике Озерки позволили получить материалы неолита - энеолита. Дальнейшее изучение памятника имеет значение для исследования культур, населявших предгорья Алтая на завершающем этапе каменного века, а также для спасения аварийного памятника.
Библиографический список
Алтайский край. Атлас. Т. 1. М. ; Барнаул, 1978. 222 с.
Грушин С.П. Радиоуглеродная хронология афанасьевских памятников Горного Алтая // Роль естественнонаучных методов в археологических исследованиях. Барнаул, 2009. С. 110-112.
Кунгуров А.Л., Онников А.В., Тишкин А.А. Каменная индустрия эпохи неолита с поселения Рубцовское // Проблемы неолита-энеолита юго-западной Сибири. Кемерово, 1998. С. 58-63.
Поляков А.В. Радиоуглеродные даты афанасьевской культуры // Афанасьевский сборник. Барнаул, 2010. С. 158-171.
Шульга П.И. Афанасьевские памятники в северо-западных предгорьях Алтая // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Вып. XI. Барнаул, 2000. С. 108-114.
С.П. грушин1, Е.В. Симонов2, В.о. Сайберт1
2Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия;
3Угловский муниципальный краеведческий музей, с. Угловское, Алтайский край, Россия
новые случайные находки наконечников стрел из угловского района алтайского края
Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ (постановление №220), полученного ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», договор .4214.Z50.31.0010, проект «Древнейшее заселение Сибири: формирование и динамика культур на территории Северной Азии»
За последние несколько лет на территории Угловского района Алтайского края местными жителями обнаружены новые случайные находки наконечников стрел. Данная статья посвящена их характеристике и культурно-хронологической атрибуции. Случайная находка каменного наконечника стрелы (рис.-2) была сделана Н.В. Подкорытовым на пашне в 2,5 км к северо-востоку от с. Озерно-Кузнецово. Черешковый наконечник стрелы линзовидный в сечении с подтреугольной вытянутой формой пера имел общую длину 6,8 см, из них 5,9 см приходится на перо. Максимальное расширение пера - 2,6 см, черешок имел параметры 0,9 х 1,2 см. В настоящее время предмет находится в кабинете краеведения средней школы с. Озерно-Кузнецово.