Научная статья на тему '«Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации'

«Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
“NEW CONCEPTS” / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / «НОВЫЕ КОНЦЕПТЫ» / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOLOGY OF EDUCATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / CONCEPTUALIZATION / OPERATIONALIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Екатерина Сергеевна

В фокусе статьи находятся аспекты возникновения и операционализации «новых концептов» науки, в частности, в языке описания социологии образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“New concepts” in the sociology of education:the origin and perstionalization

The ar tic le focuse s on the de ve lopme nt and operationalization of the “new scientific concepts” used to improve the language of description in the sociology of education.

Текст научной работы на тему ««Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации»

С оциология образования: теоретические концепты

«Новые концепты!» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации

Попова Екатерина Сергеевне! - младший научный сотрудник ИС РАН

ZIOZ qdgeHstf 'g oN

ПСГТи M Ы1'ь&метитцта Ll)C\« I Wmv LI IV Социологи и

«Новые концепты»

соц иологии образо вания:

ВОЗНИКНОВвНИв Н Проблемы

операционализации

Аннотация В фозусиотатьинааодиастаииектыиознитнове-

нияиоперационализации«новых концептов» науки, в частности, в языке описания социологом обризовеоня.

КлЮЧеВЫеСЛОВа:социилигия оПразования, «В1Э^ь^1ип^я^п^ 1^^г^ты», сцциоооситевюотиоследовавце^вецопт^опзаци^вееЕоцоюнализсщия, образование

Общество знания (knowledge society) становится пред-с^^|^0г:с^с^0^(^]10 1^]^,^^р^^с^£1:^с5с^|д^^ателе1^.Интенсивн0 изучаются причиныипослед ствеяесо сд^]новлддия[]^, с1^].]В условиях рсиления венд^€^п]]ийгпеСа.л^зациЕ[|:и:нто^]Спди]д [2, с. 23] «инаюикаразвитаянаудн оо;^л^а^^яя[);^1^г^^е^^(;тр[В1^ейсене ^1^|^бо]де^г^аичо^^го]р^^.лел^|^]юглоаг^3^ю^(^,^г^{^т^г^янатале^^о-ио.ИфлаусеДРДиогоисслвуд)аоиянаходятсяаспткты воз-о^а^^носсаия]сс^11ияоциог^|^т^1:го1;^и<^павь^ аядс^^с^тоаг яауки, ачастнвптивпзыяодписания социологии образования. Это и^слоеаонодесдольтиилл.ичлнеми.

Перодд ^^]Н1^^^£^]:^^юсде1^ся в том, что одной из основ-^1^^^Г^е^'Г1^^г^^^^СВ^Н^^^СеГ^а^^Г^еЛДСГО лдд^1^|^]^.с^пгяия является пойдя взвыд Путей исследовдния ВОЦИИЛЬНОД рееИБНЫТи, оОдотиодетие ктсдсптозиметафор, которые наилучшим обра-иам онлбражпютдействителтпосев.Пнвторяющоеоямрсменение

) офДНТИКс ПрОВеДЮИИЯ смпстпдеекпх пссь^здг^вп^ит «ноаых

понцепотб». о здкой озоoпныlпoзвьпяeанaилyчшимoбра-зом объяснить происходящие явления, но, с другой - меняет и еамо гюбикание илучазмой (н^^юзнобти.

Втибая причина состоит в том, что социология образо-ааепл (ктпиеиязыиоптовния,— кaтeгoиo:хдoныдaImарат) паднeтсяcяooлттeльнoмекeиoд дисциилинсИ. MыпoпoьЗдeм дреолздатьбоиникоовеииоиороблемы операционализации «но аых дзнцeпиooсвяoыезcацпoлоlииoбpaоoхдпияlд р оана-пиеииоас.б тсорееддескиеаснавании и эмпефические исследования в данной области.

гхог яс^денэ1!?1 'д оЫ

Третья причина кроетсявпостоянном увеличении интереса к изучению института образования. Исследователей пиивлеиают рвзвичцысаспзктыобрвзовяпсльной всятьно-^'^^.ф^,ц«^лво^^о«н^юн^1^]^з ХФАнндоФЯФЛЮзтсяпризцаниеисмене-нп^^з^ли^(^]^а^^циФ^г^^^с^ов^^]^^в^ыом цищс«пп«.^пк с^я«^(^чал Н. ИЛпеП, оЯц)ЯСОЯ^1^^0^,3^1^^^^ФеП^ ИПВ«)0]АЮ01^^1^Ф^<^Л3^1^^Е1Х «инструментальным в отношении потребностей инновационной авоофмики ю о.яецео'и^^ енаниЙЯ (Цои. вво: [Н, «о. Вюз-1АЦЦ).

ВР£^^.С^П3^^^^0^<^]В^Е)]^]ОПВ^^г^^С30ФНЦ ИСОциальные группы имeютлеpввныeоpeмoжня«оив рмощизацииобрсиобатель-носxпoтpeбяoотеИ м ялоие Аcоцo МФбразооыо еивнсмпроцессе. MoлРлежцIзaкАcoбaяcoциaльнo-пeмoгpaфищecкая группа насе-иения наиЯовея оцомopбпeпpyсонопpмоцxoдпщп[виомцпбния, вооцрепиншцп. тяоцмчaющцзcя тнно^.цс^и^и и инменяющиеся стратегии образования и адаптируется к ним. Большую часть СЯОСч ивыеяоылтомкиой ЯеЯТвИЬНоРбИ ТЗ^КЯИПЕВе о«НИ иолодИжь ироводитеменнвыр амках института образования, где прохо-^^^чи^(^е^(^ии^^ьнт аямьoповдмлцлиeиcтaнoвлвпи е лично-етипооpцдcтявж фвpoвниятоипплиpуемых институтом образо-канля цеыклсчев омвиощцймяооoзния. Пpoцoec«o][oиaлизтиии цпooфeccиoнФмянoйиoц;гьос>япшмнпоиПжи примбретаетмси бое инач ение, так как, находясь в рамках института образования ceгвдня,oкaпoввлнитбк удомо-еи интeлоopцпблвныацв«oфcы цояaв:ывеyдтщзА.

Т^акно о^нзтм, щвимoпионoиoтяящюмeтфИюpическую структуру, можно обозначить, что система образования явля-ооет мыособщоином «лоимуттиой бщмовойо, ао(C,нo[а^JЫ от.ажЯст степень воздействия мировых и страновых процессов не только сы oттcоцнывoяpппынaceлвоня, еотцщ«воoтaнноIe в-бзоазова-ттльном п0DЦооce, всино состояние современной действитель-^^лс^я^,б^,гп,и^^^га^с^00^^^^^1^т^^^[^м ЯИMАРЖЛЯB0ЬПя0ГH0-виooвтпияиловлвeытyплчнягo, «бразовательного и трудового ^с^л^гнвы^^^яо^^аи^^.

Зачип языкт ипи«онино6ъоктк иссклдоооФияоеоцио-щвeии о0яaзиввния ого цц«вднпжоийдeнвнyыныовoвы«кoн-цепты»? В чём их суть и механизм возникновения? Почему KФTyaЛCИOpyеTCЯИД0Я ]ИOИOЦФПOBЫOeOЦИOЛOeИЧ00KЛXKOH-цептpлиимoпeяяв;ицpoпосaции?Эов« нцeонocьбы,пpoстые чoпoяцыпяoоMфвоиютнoявeзнpпвФиe в стремительно развива-ющcмиимитeицфopмaциопнoзoцбщсcтцa,в oоцoяoмзнцнов Я0бяaЗЦ0aHИeП0ЛнЧaЮTПяИ0тП0eЦЩ0e ИЩОMOHИe 1

Для учёных в области философии науки, эпистемоло-тии[ ооЯикмо«ии -пяаЕKИ зг ссщиклссми ннасоо ино’п^слс^^оз-пикнoвeнию«цяоыxкянымптяв»в рамках социологии образо-иамиямижот пяeдcтaвотьмпнeвпoмнeoбocнoвaнныпз,бaк как coциоpцоияцбpaеoea:нoяииeстoбъcоцoмeвoeго изучения различные аспекты образовательной реальности, а не механизмы возникновения «новых концептов». Тем не менее проблема

Исследование образовательной реальности во многом было сопряжено с изучением ценностей и норм, различных социальных проблем учащейся молодёжи, образованием и межпоколенческими взаимоотношениями.

(N

т-Н

0 ГМ

а

Ю

го

о

LO

01

заимствования ивбоснивкнностипримененияконцептов важна не только для внутренней логики и согласованности социо-согическоед иccиeдoврпил, дн о придВлевдсв особую (ос^ь. для иослтдующихегоднтериротои итв

Иccпздoзоослинхдбдатcлвпroeихx хтветана ыи^с, «до поиие х одисс^ооз^ы^^ом иоицепта. иooxaоиoмидoeиooеоая из одного контекста в другой [см.: 1, с. 8], каковы последствия ливсро «aимзтвoвoиия.B eдциькеоии рcшoниз пвддентй садочи oxeбyeтcepьёзнoйкoнцeпвиoлоноoимeосдологической про-ОаОоЮКИ.Мы OMeИИa30eмp0CCMKГИeеЬB0CaИKHДЗ)HИe«H овых иоo:цeпрoв»oпибблтмыих дпзpaциoкaлизициo[пpи помдщи деТТЛЬНоСО 0HaЛИЗДHeCИ0ПЬBИXИCOЛCдOЗазeЛЬCKИX кейсов, олмоано кcел«дoвaниa,досeмaтpитaющия«pдшoкoOдозова-оспонын уолсл» и <]O0paeввaтeJIЬныeпстес0иoзти»т рхд^ваах образовательного процесса.

(-оциоиоопя дОртзооднид rLlCiи птходиесл в пдиске дЬиa-зтипpoблeмттлеaции. Изучение аспектов образовательного ипoцeс«aвcaзcия«ыинayчныx opaдииияxбылсoЗдcловлено ттрсмиоельным тоодитиемсисссмы массового образования, игл роли вПlтpлииaиoниибoлeeкaииoпдлoнoзoи«лyчшeгo» ол^с^ов^ег^^^^тСсми^, и «OеC].ИrIлсooьдииeoOиaзoвaиeаоной лас ьности во многом было сопряжено с изучением ценностей ИлИ^, pЯЗЯИe:ИЫXC0ПИaOHЫП ЛлО«ЛСМучаш;ОЙСЯМОЯ ОдеЖИ, о0лaooоопиимимeжпокoлепдecаими вваимоотношениями.

н|cриооиичиттющercяиoличeззвoиrоледдooвий в данной области сформировало следующие характерные для соци-илосии оСвгио^аная омяирическио oon.oeoi:

1.Kaпкмoбpлсдмсиrтзмт оГхаеоволхдолияеа на рас-пазнeлeниeжизнолныxшaь]coвивoзмoжнoсoзП мтлоxoжи?

2.Кадвзасмовязанысоциалаиый п eиднoмихзcппй oзaгylзсмьи oиaцвлзcнIcтьyчсш;егося на достижение высо-ниxлезилотaтoyзoИpaoвaтeлы^«мпоoиззceO [сито 0сс. 2929].

Пиooвдённыйнaми ьвонтент-аиилизетатей с^х^^д^^оги-olзпocoжypнaлaAnnualReview of Sociology [5] за период вЕH70па2ПаTгг] то доннoйтeмозикт поеиазаосчтоидтерес к ^eз^(^о^o^^ш^^мo^p£lз^в^J^]^oп пд етовхицахдадного жуонала пoявпяeтcяolДДИ-игo.,aвсo изпышсииeпвпоxхзx00ДД-х гг. ^сдодовония о Cвпoшeйcтeпзиинаправлены на изучение ааеииоиых тспектоо оBхивoooз)oопзоoиooцocr«, оакихкатьне-и^]ое^пп,оо б oктодмu(^б|^aорхн^^,r^]^^^с^l0н^и-Jии^]^с^cтeoIо образования, мобильность студентов, этнические различия а еисоеют пю-тивого обоасованид.

Вооичеотвеннол сваиологии изучение образовательного дpoцeccaиacиeктoвооциaлизaциию[олoдoгoпoхзлсния также пвлрeоeяпрeрмeезмиcоoоиoвaнинхчёпып,кбтo рые рассматривают образование на всех его уровнях: дошкольное, школьное, вузовское, постдипломное. Интерес вызывает дистанционное

Один из тезисов социологии образования - понять современное общество во многом возможно благодаря детальному изучению сферы образования.

Концепт выступает глобальной мыслительной единицей, «сгустком смысла», который включает в себя как личностные, индивидуальные смыслы, так и социальнокультурные. Для того чтобы «освободить» концепт от личностных смыслов, необходим процесс операционализации. Процесс операционализа-ции можно обозначить как процесс соединения когнитивных структур исследователя с исследовательской реальностью.

ГМ

т-Н

О

гм

Ю

го

о

1-П

оброзоканптясТразотаяоптатрятяжечиивснй жизни, а также непрерывное образование. Этнические и гендерные особен-носля, cпeцифнIввфцциoнaлeкoтooбpaвoьeнпя,фцoмиpяцaние nTоoзop«тeляцоропyоц 1 пpвЯ)eccиoоaлысып1oaeктooIто сакже нoо«оятзяцфoкp«евиимaнияиcвыeдoвaтep«Н.

Юдии ия ов^иовв в«ццолoгии -«раовоония -поняоь современное общество во многом возможно благодаря деталь-нвму ИЯуКвНЯо ефвры 0бpa30BaHЦЯ]B0ВИепaЮ0 НеНЬШ «пЛоно-Я з p0щвцвле.Pв«оитиecoциoлoоииФapaaoвaния продолжается, опсеациоя1в1изирыются «няояпeкзнцeптып,yч«cтвyюIЦиб в опи-ооициco«pямeннoйoбpф«пввооцoнноцоa«oцocои. Рпpoфeccиo-иовФныйцоoвoиР eo]ялолцоио обраооаоииятфивносятся новые мгтафмаы, вкиy«щомoIeбHбоисоиЯ]Цoтopыв позволоютюци-

BИЕИЗH П0«тввитв Я ЦО« Т.0 ыНИЯеввЯ иpц^I^e-п^иЕ]^eoб^явcнo^ты

социальных явлений.

^Еоцыивмыяо ВЫCBфOПИЯ ГЛOбиЦЬHOЙ «СЫЯоИТен 1>лппи еДИЯИЦОЙ, «cцостлом смыснвы, который включает в себя как личностные, клдивидв1Кпно1П омыслы, ьак иcмцививиa-кyнoтypвoI0 [см.: 6]. Див тогоотп1Яы «ФВРoBфлиcтпкoпиe«пт от личностных смыслов, кеовялдимпрчоясс oв«фцциoноииз aции,лоиooмoщикoбopoгo цв«oеpp«aтеиьтоaoooeтиoвяонocы:

Ы Kяия^в^фео^«^ю, кспцвя oбиyвoжy«

-И.^OKЕ0^^еи ЦOB ИТА0ЦЯMЧ? [в,«. 221]

Основыоаясь тм цp]:,ooдИтн«мянaлизв нояонпй литературы по вопросам концептуализации и операционализации, оыпредлоеаеы cо«оyющyюи]:oдeльизинвнпiя«<нoвыxкнвцcп-ттмыовцисюлеин:

сCoцпьФРЦичиnнoвцB«>яcнeииц бy«eтвяи««яьcяoбосно-тaнняЕM,]<ecлиядФВцoл воказать, что оно соответствует значе-пиям[веиллиянг0[ымцва];вввдpмв тпрак«нксквявово' идоооиия общественных реальностей» [3, с. 165].

] Oпзpaционe«птоо;иякoниoптк ыичжна ОлIтьнoгинной, цепсдоозумовоющий «иот«ияoния»знaчeныо концос-о о ли исямeняeг0 Cяеп.

]Ицepоииoнaoьны«тг[«есяоннияяc«лжяыo«aooaтьoбще-Аетoдлoкенчсоклмолcбаpoпи«мяoлeвшитовo,ти, ошпидности,устой-чиaocти,т«чoФТоНЕ«зтлв«^cиpoв[шявеви и компактности [8, с. 157].

ПоoцecзсиapнциoнoлиeнциицloжнoсOoeнaоиoекоенеo-Иcоц cceдинeн ия когнитивных структур исследователя с иссле-толкгелячкмй pcoльноcилю.

Boощ«м сиде иccмонoooнияьтфepо ооцислоопшобра-«oляминяожнаpoздцонтынaеиибольшие группы. Для одной иамтктеиныцспя«°ованим воивпям pвяaоaвpоиякaиинсти-тута, который обладает специфическими ролью и функциями в обществе, взаимодействует с другими социальными институ-

гхог ^денэ1!?1 'д оЫ

тами,пкаеыатспвччиняо птетаятвлеччт втлооого поколения. Для другой группы в центре внимания находится личность, нидивид. котояый цысо'раиоаеь жиилeнoo-« цпэoццббpии,про-цaоoопяаьпpофeoвиoняявнoгв ояоновлииия, «^.вояяцпо^^ояет oбои«вoкоeльнoIeпoоиcTпоcмы , веализуя и]нтeллвюзyaлв«ый o«.ц-св«]з;иa.и. Тсоим вO^^о«м,-^cc;е^(^«^г^^ияc(^^ИФВ[oeI^^oI)о^1^eo-вания отображают всё многообразие социальных проблем обра-авиoнслькoм peaлипотби: квоорья, о caвюoя«и«дo, pыцщyпaeт «пpoeнниeй>]caмoгьфВие;«оивa.

Cидлoй«тыоцны,иccлeдyицыeцaмиияпцeптыIp ынок вОоцаoвpяояьныюycлyeяи«oбpaиoвaтeльныи повиобноцви», иояяюооpивиoявшия]:иcц оофофосоианальном словаре катего-ииями.адpвтийцоoooнбииишиpoцимциaпoцвипкимoпeния виизвю влиясно воо плинв]ыниecнвнcфepы00овeoвoнян.

CoциoлютоlчнвкиeпяcАeдoиaнияoбpaзовиюи я каы|иыв кaжПpaзцвaтoоьныxycлyг

Иccкeдoввeил«цынмялбpсзoвaтeяьoo«x и°pyo»pяц-нтo°оpонeны тpaoиицcoeдoоaтeлeй, ияепгпфацирпмм;их себя со сферой социологии образования. В них рассматри-сою тся негивияльюн я внос1;ифипч гвытемы образования [9], ^CI^а^б^^l[^И^^^^]^-^ж^н^^т цaaбpaиoвoтeльны« yсяyги, аспекты иоpoжpцния>I и о«обтннocтифтнкpиoнинФaoиияpынка [10]. Bвaимыcыязц«<оынкооOякзсс ательцыхуалисе в ^^з^ы-1 мирын-

г «аеТНООТИ В0ЫH00ЦTpyдaIИ0BН«Ц0Я0HИЯpTЗHЛЫИя блпЫaлвннгт«pыякaoбpaиoвобeлсцыоJЛcяIpпo:вклжчeние рос-ццИбкии -<pыиooвoбpaзoвaтeлькоJxyцля«]>вмииявы« «ынки тбpaзoяaнияииляяцпиeконкурентной борьбы в данной сфе-бт [lИ]lмлжяяoляютcцпoepмeтoмицв«яeсвиoвивоoвoтeлeй. УчИBЫ00ЯЦ0BфBMВHЫЯЫ ДЧМО^аф ическую ситуацию в России, поедакылияоотвовын уткникоя шкop oжo-^ ашa°тcя,aктуаль-юыми«оaнoвябcя иceлeдоцoния мокодёжнл-о ]оосн1со^ орлда ип0фтpияcпp0caц0 яброоовательные услуги [12].

Начикня еl90Л-н гe.вpoоoиИcкoйдeйцоoии«льности кфблюдвлиcьпpoиacoымaтeяфи«clи ииoи«овмы выoшeгoпро-иесс ионеc,IьпoгooBоae ols^^-^иП[^«^«ыоoо^В^ч^ли бopопoиювoбoном-чoгбь,ц0pa.IoвыaaлиcькяммeяРOвкиe образовательные учреж-,тeлюя,ииoикьpтиция цоaбибяoкepцoб вооцаc^в^c^anc^в^(^с^^^ЖIl«a вооцаековона сегодняшний день. Новые условия потребовали юoвыxечccпЯoыизялcнияоЗpa«звaгтлцнoй «эполиносби, когда ццнбвнoйинтepeц нccиофoвaoeлeйcocpeдoоooeи наизигчонии жe^в^с^«^;зЕaвеи ато°epнoc бcпвзяимoдействия системы образова-^ият eёиeвльнавм° цpобpтбноцлямп>]:Bбaкиxиccлeдoваниях кзлчнюцои e^ц^Е^я^^^ип{ишло^,]^юФиооцй, лис^овв, то есть потенциальные абитуриенты и их родители, которые находятся на пороге «входа» на «рынок образовательных услуг».

Так как сфера образования предусматривает взаимодействие всех её участников, регламентированное законодательством и предполагающее предоставление определённых образовательных услуг, финансируемое либо государством, либо родителями учащегося, то применение концепта рынка в отношении системы образования является обоснованным.

ГМ

т-Н

О

гм

Ю

го

о

ц-Т

Трпкак сферт аОкптевтякппоеиувмноривает взаимодействие всех её участников, регламентированное законода-п^и,]>сз,диом «I пяeв;пoлртoн>щсз IIpзoцвмaвлeни«oцoбДTлонных аaooяццaтeляныиявлyг,филaнeмpyсмоцпибo цв«яоцрс«оом, нио« яoз;итeляo[иyчoщeгoeя,тллыимeнeни«иoпцeптppынка ь oтнoзIIбнсиго cиcтeмоI0TpaзоцоыиикФЛяeтcо:oбФTР0вaнным.

Применение концепта рынка в исследованиях социо-цв«oи иб]эазо]^ания олсн^ зио ссьой изучении такнн испоктов вoцнзмeлиoйoВpазьвaвcкoнoй оooиФНoсвиЕкак качество предо-«тнeлягаийoТниoывРбелoпaИиопк гц,ycцaнoаи«писcoцтвe тству-юинцйцeпяяфopмиaоoaниecпцoca,вocпиoизв«дcоцв статусны х «овицийвиoдтпoнлчeцияoбцaзoаoпия,oн ализ ситуации «вхоемавыв оиа»ижн тг^п нИИOиc ьспеявы.

Моводилвсия и мвыодики неучепоядвяныхатпектов весьма многообразна и включает все основные социологические

К MбpKВTИHOЫBЛI« СПЯЯЗ«В]1 изyицния «« I^JГ-C<ЯCВ,Е. фОКЯН «оуППЫ,

слцЯинные питгвыью, экспертное мнение и прочие. Логика кловбдывик иccл60oьaниo pвляoтцл a0ноecoциолoгической, яреппоpц«вющсИ ецблюрeти« пие«полнение всех требований КИФЯЛИыК CЧeИOИOВЦЯЦCЖOMИ И3CЦea0ЦaHИM.Cpe0ИффЧHЫM авaoонитcяoбъонтиeyяcoия,кциooоIЙ по ^б^г^|^к^^^н^]мдень нтляется характерным для исследований в области социоло-сииимрызкванив.

Kв]гцeно<гpынкaвaоaнoцaoeлыЕВгы услуг» можно условно cбoапaпигьoпоaoльцымкoн°спициoкoтopыивлoиe социологических исследований разворачивается в систему более част-oын пыны;eптоц:Koода кокцспзоы^олее в тревуег яылтиовсяай конкретизации, возникает проблема «двойного кодирования», ццeстьпoицеooeсиJегoя«aянeникcрыцoвo] Тя^приизучении «pвIнкивбяoзoвoтeльныx услуг» роль самостоятельных кон-ПeпкллянлoИaeтaютцoня°иp кoнкypцлo;ип:xapниоepнстцми «oяoааeнapынoкoбыococчоеpoных услуг и качество предостав-пяeмc)выo«яoтoвoнпн-yьoвлeтвooсниц ooтpeанoстцйнa рынке тбpaзoвовeпзнынyслyгиeoциoлыJoeкocииcизвкдотвo в рамках цистнayтa oЯoеoзoциия. Динною мoнц«ирыпpиoбpeтaицoя«pа-ционализацию в рамках теоретических моделей конкретных кeццсбoвaнийЕHoнaшвзгляи[кoнцeптJ<pыпкa oбoaeoвaтeль-иып ycлyг»oтцBoaжрeа,«cxвaбываeтиивoыпившнж««яспность ^(^-со;^^ц^^^^, зea ппструя[тноальный характер.

Haпьцм«цвпooaнипшзикоццпнырцaмн °ccp«яoвoлФ:Цне яpсдетaап[лocьвoзмoжpым идотпедияъ лоцикyoпepao;иoнФHигa-ции частных концептов и выявить, каким образом разворачи-тцпбгс] оцcтoмo их оаераноом. Хоть, излoльзyo оредложенную о лaшсмитеиeцaooиииcыeмв еиализа концепта, было установ-иeн]тчтииoнцeптoыpмaoбpaзooaипльлoIxycpиopи«вбoe т, так кок отцoо1оacт нoвь[eoepвпeктивы оакс-тио изучения современной российской образовательной реальности. Его применение повлекло за собой проведение целого ряда эмпирических

Образование современного специалиста должно обеспечивать не столько его профессиональные умения и навыки, сколько способность к адаптации, росту конкурентоспособности индивида.

ГМ

т-Н

О

гм

Ю

го

о

1-П

О!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осслезкрапыЯ, кпвччтиалюЩихяисвемчтбвтзноания в качестве рынка образовательных услуг. Тем не менее, его использование н новде coциoлoвияцциoз ниoкттниeвнc°н«ooвoнияx лоявело ц мoфкeтизaциизЖвpы ябивеовання, ко ястьк снривносснию

Н0IH0ЧПЫXПpИHЦЦП0BИПpHKTHЛЫ СфцрЫ,СВОбоДНЫецТВоз-°сйсовия pынкa;ЧЦвдcлoят cцлиaнoкo-цнoн ямическуюииотему более ориентированной на изучение потребностей клиентов»

1;в;П1 ец иок].

Длядополнитевоной кoнкpeaизaции и понимания тен-«eпeпл,пвиеняcыоpющия нaквтeзмeнaeoЯoaизвaния, так и я аоуцпям нcыиeoпо«онлнoбъeиаяoицслирявaлия еянио-иовии oЦцoзooаpиЯ]Haми тынпроу«иИлцярос экспертного мнeнип,вивтифoмпpипялиyчоcтити«cл«яooaтeливцбпa сти СИцПОЛОоИИ 0Сяа30ВаНИЯ: уЧИТЯЛИШКОЛ ЦП00ЛB0OBOOMЛИOЯ«Oв, а также родители учащихся. Дальнейшие анализ и интерпрета-сщя иклyчкпхыв з»cвяrяз>«отoв иооп^олили oo-aeлить слоoыющсe.

Bo-псpвыл,cуть и содержание общественных изме-^eI^I^^^,^p^^зoы^J^ши я МоссиивЮво-с ц«.:полялили своё втяижоние, иаи о иомвнетип иенности самого образования, сакивяслше oпиеaяин вaъeкoo и«цлeдьoиния цоцивлц-анн обцоеокония.

Во-вторых, социальная ценность образования кл-лиoжнeмyоыcoкa[нoизмeнилeяeиxooaцббp.0цаaзoвoние сТОНвоЛТСЛИНСо30.» нтвмсиIЯДoчтллыния различных целей. Плаyпбнлcoбpoзoвьниилo оия«оел°нноНцноо;иалочости ассоциировалось с дальнейшей профессиональной самореализацией o -^мках oцyщecoвлcния топ «пли мной тну«овой ыаяоовс>на-сти. Как справедливо заметила одна из наших респонденток, IмeФчacяyчyoeтeйтап[кoгoycикоцlВ0O-т ог. пмлцшннству яхрорпосней спеональность не была важна, им нужно было полкллиь какоа-нпбутьаОоозццониен цyoa1ПиЦнoьнcтpoитяcя, ябoбынaчхбьзaяaЫaтывaть»,п оэтому вопросы профессио-пaалнеcoоммвoвoопннeиин цвоесооютбыть алoьepcтвyющими тoбpФ3овaнии. Рыночной ц«oимooeкcывыcлыcтpoиaooбeя на цтиове ионяоип oм«вяцнocти, престижаи ыостяс6яосцности образовательных услуг.

B-тpeтьия; нзмeиeниeяaяaoи«мoЯяaзoвaниo сбуслов-ненoизоeнсниямивcoмямoбщeеов«. я^орл^^^моэ нагого исгн0Рцeнт0[ яяа«твоваяшоео о наш ем экспертном опросе, «свыримоци ют вTцa«oвaниeиoлжнoнбyчить уеТинислечсму-то, я^вказ атьем^сган нoyчитьcяcбмoми».щОaФеoвaнoocoвpcмен-ного специалиста должно обеспечивать не столько его профес-тцoплавныа знм^няя и нaвя]пo, зкя^лвтсо «лo«oбняcтo гс ^п^^г^та-Иии, oвcayионкнoepцoeпoпвбяиcти индивида.

Иянвлoзyooииeглoбaлцлoeoиoнцолоa но1Н«св яредпо-кaгaeтциxоцомичeскooоcyчcниe оТЕэазосотельной реальности. С одной стороны, это исследование образования как «продавца» образовательных услуг, как системы, которая играет

оолезепёпнуя кппот оЯщеттехякмееотоВстноаные функции, в частности, функцию социального воспроизводства. С дру-гни егтсер<и:^:с1 „ сто изиpcниeо<нoкyIсa,тeлeй»:тo«oцциннивидов, цoт»pыepeaищ«июбввoи«оTнaeoвoaeлoкыипбтpсблoeбцc с ходе

0бpИ«В03CCЦ0П OJ^OП]^(JиCC^^.

Потребность является «востребованным» отношением, которое формируется под воздействием различных социальных факторов и общественных институтов.

ГМ

т-Н

0 гм

а

ю

го

о

LO

01

Реалиоацвж образоаателыгыв потлебностеп в оЫразозательооао п|зоцессе1

Рг^сьмозз^т^иы]^отр^(5з^1^с^1^№1^]арьЕ^^с^^ изначалзноближе к психологической науке, но на сегодняшний день концепт «потрпбности» исьоовзытаася йснсгими нз.пы^саса[ия]мо[\ навоми знсфтлософия^оциология, культурология и прочие.

ВрамкахпсихологическсЗ хаз^^из^с^о^з^ебз^а^хзс австма-тталг^г^1^^т:]сьт1взых1оо^с^кат^г^(^^1э^о1^а1и^с^]ас 04, нЛВр.В псилоао-^]и^т[роо^^е^^^^тьии]эеделяется как внутреннее состояние психо-оогппесксго иаий0нициoнaлтooгиoщyщкнпяаoрocвcточности чегоиш^Потр^ностипофззниму проявляются в зависимости отгитуеиионпыхфоист°с)в.

ПдедМеТЛТСойИОЛОГИойСКОГОИССЛелОВиЛИЯЯВЛиЮТ ся потребности, обусловленные общественной природой человека, тзтоаывнтоыньюг соцзальнымипоьркбностями (social needs). Cьглллньcoциoыoиичeткзжоoпб»Oллeoью,пстpсOн ость это «oбъcктивooocтpeмлeoфcкеoтpeбттнию идеоз-зибо матери-с^^нмк илмдpйoивыx влогдляпоодсржзниз жизиедостслт-coсоиopсaниpмa,раассeхeоасйоочнocpз(coциaаваoИepyииы, лЛирсгвь вмельв.Формойревлизацик дотребноави является Tnixpec»[PO,o. ^о^'^].В одкомид гтмз:oлoпocвoрмпиccледо-eaниOпoтpoбнocтьpacкматривается как важное связующее злиномеисуутбщестгом,ооциздьыоо окодоииликоооныосеё сх^ргвнимморомРсм.:!0,-.. 17]. В свою очередь, потреб-лoмььгрб«мзoвpнии-отгpaонoвoднoтoocоцpoйoптй, духовной поотыСзосторколорая фoйми--yeбcд аор воздезсттылт раолич-лз-xпocвoeйпpиpoдecоциaльных факторов [см.: 14, с. 30].

OаeoсoиaтepснывпDтpeбыюсви гкыюкодыао соа виды лт^т^!^с^^]^0ст(^1110]ыл^с оростс гоиеюoиаы аааждый ксовень зерархди иoткcолocста, со ^^ляlыo^]^|] c^c^(^маоар»^^c^ющей потcсбмзcаьючeлсвгкаизощecтвa. р1 в этом смысле относятся ниРЗ«овувысших, тoиcнсocаып алтзолноссо0 ббщecввaкаo ^олоа^^]зой системы» [14, с. 32]. Становление общества зна-ния,yмeпoиaaaрооcтолeвыз пввюцигмокзoaлиcвс»влияние на поалфолиeoбaaзтooтepснoйcoтйeбнocтивcocтймoиаыxycл о-оиах. l<Дляйсcтинпycтрииpьнoгб общества образовательная сoиpпбнсcтзгтсcpeдтoooиoпмвидизлизоциилиoрocта, фак-oopcоaнoвpтpыяcccвoCтды.Bтнфолмao;аoннo м обществе это условие саморазвития и самореализации человека» [14, с. 32].

Самоидентификация студента с профессиональным сообществом и его включённость раскрывают степень соответствия выбранной образовательной и профессиональной траектории учащегося его интересам и предпочтениям, демонстрируют его желание и личную заинтересованность в удовлетворении своих образовательных потребностей.

ГМ

т-Н

0 ГМ

ю

го

о

1-П

01

ПоореТнсетт ятппетси яооетреХовтннвют сткншанием [см.: 14, с. 19], которое формируется под воздействием различных соци-гльнв1 в фoиoopoвиoбиаеeтоeк ны xин«aи»яяoх.

Bpaeомoopивaeмoяиceлeдooaлиихыдeлясцcишecтo раз-НOOЦ0HOCTeЙoбpa0OBOOCHOИЫXПOВыe0HOCTeИ,aИMeHKO цояреб-иоцти ыoтcpихнвнoгopocтa,coaтyензгoпpoввижepия,пяяЫcc-сионального совершенствования, морального самоутверждения, гониялинк ]г accoЕI тацвии дуиовной caмoяoaлииaцни ]см .. оц, я.^в-.П^ес^нг^л^с^» яoтяoTяocтeйнeoбяoдимо учитывать ряд «лe^^аacвpв^^ ^^^о[о]яя 04, з^З], во^]^^^ви ецциальная oОвcаoвpоняоcтю 1истемпость, oкoаoяяИoт«бяФжacтeя ном-илякссоц«яжотсльнвЕХ. плпщстсуольпо1хи результативных «Л]^^KOаие^ИИ[ ЦОИИ0yбЮ0KHHOCTЬ,ЛOЛИMyHKЦНOKaЛЫIOCTЬ, илиивцдyoни«aцин, анвиныосяЬ[ воо(5ос^^е^г^1ооносно^с^с5-^^оеа-лизации, преемственность.

во ркмульичте твояетипяскня иacсяжa«нин н^исходит ионкретигацияксыц епта образовательных потребностей - «это cблилвиленнзecaпиaнoцымоикпльвнвнымндeтepжин антами oкaпвнн-дeи1оа:oнocтноc оттооозние субъекта к сфере знания, квллющeccяcyщнocвнoйxаaaнрeкиcтинoйeгopocoицщя[caмo-алo°фcлeнияиcaмooeaщи»Фции» [П0,«[00].

Измерение отношения к учёбе позволяет проанализиро-CaTВДПX1KНИо' обяaЗO003CHЬИ0-XПO»яeбн0°TeЙИCT0ПeЦ0 иаин-ц«яeяяоoниоcтиyчлщc«ocявщxиeлих« ации. Представления cтлв;бнбcы оc^oи^ICoT^;з[^^^[^^^^я[cн^^зл^oоo0я^жшт ценности и нормы учащейся молодёжи, а также социальную и куль-oyoтпю ценнотто o0pа«ooкиц« с oбщeeaвe. Иаучсне-е пяaнов но продолжение образования и анализ реализации индивидуаль-ныxoжидoцийвыявлyюayяoocкоpлцoлeтвтяИниямтиипдиви-TyaлoлязxoбявcoвФaeнвяыx потребностей. Самоидентификация тбпдeнeaслpoMгсcиoнaлыJымcooбщecтвoм пccввилючённocть яоскаывоютстипены из очеегсовия выбранной образователь-пойнылофессаонаниной оявснтолии »нощаво»я есо интере-тамгс иpeдпoнpoниям]0;«мoпетяиoяют eёижалaниeнoичную иаинтeoecoвиннocтo г яaoвлетвoяглииcвoиxoбяoзoвoтeлвпых потребностей. Уровень оправданности ожиданий, в свою оче-KepoГoыcоцпкco oянooнитeлопымкopтooпянымипгтяyв[oнтом.

Pф»янTнвoннaявпяoянoлцяияoвoннoм пс«п«яooaнии чиcтeмooпeoфиоoв,нaнaшoлeляд,ндовлетворяет всем общеме-тoиыл«гицecцимoa«aoвaниям,пяcцюпвляeмыo[иoп«яaииoяoль-яымoгф«дeлeниям.MaннaиcиopecJaоптpoиooo «ooтвeoeтвyеб концептам, выделенным в целях и задачах рассмотренных тсспгс^ванмш. то снть yoоaлoбзooяeт I,[»eЦoo^ии:ю кеп«вант-нoeaи:TяcГoоaнн°вхпнынoвтитлк же удовлетворено, так как

ямежоп HCcHJIЬTaтaми псяиольких ксcлeдooaгcщьcкиx пгюектов. Иптфак^чио было проведено несколько исследований с использованием данной системы оперантов, свидетельствует об их соответствии требованию

Концепт потребности органично сочетается с концептом рынка образовательных услуг, так как в его рамках происходит удовлетворение образовательных потребностей.

Назревание необходимости ориентации на индивида находит своё отображение в языке и профессиональном словаре социологии образования, что фиксируется привнесением психологических концептов в собственно категориальный аппарат данной дисциплины.

асторчиреттяипозтояяеевехпртивводитьнонную методику в изучении реализации образовательных потребностей в ходе пбpaзooocепoпocвпцно;cеeo]Coтпепo оетописацицпзлчатмых цeo°мeплыxпр«oсвфяляeтcянaмопoлpт oдскхoтлoй целям пзaдянкмиcoлeдоeoпия,нтoглвоыит oоyц;ooп«тoopeнщнтpе-»ования oвчнoоти.TиeTвoяиит:кoыпкктнocтибaкжсyдoвлeoоo-рено, так как наличие нескольких исследовательских проектов ЦВ«»OПИee КОСВениоесиЩТЬ И.6 иг-OГ[H<ИCaJГ припснения ДаНПОЙ снсоемыоперантоо.

KoнигиоpcaливaцииoбpaзooaтeлыJoЦпooлзBнoсби ока-caнтавecьмacнлнимымв нaогцпoыpиcкypceипpoитикeпpo -тoв;нoлнcинвcкцxиcептлoвyпцИo с«ере социологии обрлемвания. Игoпoвтoтпющe««илpцмeцcпнeн«o[пиpияocких ИС«цСИ00»НИЯЛ соотноеивея COBCЛИИXЮЩeЙ HC0бнCм;ИM0C0ЬЮ ориентации на личность, индивида в современной социоло-сти чбpacooaцаo.C>oлгe яосо, ионцскт потп-еВшости орсаигично сoцоооcоeя склихeптом рынка образовательных услуг, так клкчягв cимпяxпooцeи»фитyнoвлсoявpcпoс яТяпсователь-яых посцсвнястей.

1^^^с^^чюв^ МПоцИЧеСКИЯ 1СС ЛецвОЛНИЯХ можно ииот-цли»оcяeocлeдимщимпpoтивоpcJшсм: яoбoтынплзаIвяюм,что нт удалось измерить потребности, мотивы и установки лич-клcвы.хoeдeйетвитeлoкocтиoкoвывя«т-«ыцбooнипpoяняли -cиpoвилиголвкoАлитopoI] oкoзoси1ющие на них воздействие.

Плмимoлиcco иoличe°твeнпыяатpятeгийи«cледования требуется применение и качественных методов измерения, oяитн коп. напцшмер, глуОцппое интeJ([CJ>ю[ Сиоуопыя вглимо-действия «лицом к лицу» позволяет не только фиксировать pцeaocтaвлyeмыcpecцoндeнтoмpaнныe,;нтинaMлюoaть его ТеякниИ]Поузы оежнусловами, принимаемые положения ипкзыисJIл,иapиыoCoaаoмпoлyа ярветнсе пeтялвнню нoлoцну ясслвлномо>йреальнысзи .HacяoE!ание необходимости ориента-^ч^инвы н«иoидaпонoдцтcвoёoт»биoж°ниа аоиыкси профес-«JOHXЯBHOaCHOOO0CCOЦИOЛO«ИИ цО^)^^С^ЫВ^]^5^,1Ч,^^1ВиНС^^нется црИонесеНИ«М П3ИцОЛОецЧС«иИЯ К0НК;«ПТ00 В CO0CTBeHРO яоте-гориальный аппарат данной дисциплины.

Ыпклюнение

ГМ

т-Н

о

гм

Ю

го

о

ц-Т

Влоциологическом исследовании неизбежно поднимается Тeлыйвиcoяжхocxвопpвeво[oдинизocнoниoIX-пepeопреде-pцeма:имыeoипaлoнyюфеaнoнoeт-:Oизyчaяeё [eм::Пб,«[214]? Жeтнocpeниocаиввцм,чыoыoякpeтное знание, получаемое по-cpсoтeоoыииooанн» cнниoиoлoйpeнльнocти,:[C[oж«тбыбo гене-Cяли»ицoоянO;Mпoгoo0фяcиeплпчия:цo-<:яIeдcтвенных связей, которые мы можем установить между социальными явлениями, приводит или, если можно так выразиться, возвращает нас на

гхог ^денэ1!?1 'д оЫ

очеоерпрйтияткпознанио ииххвсменичтмпинлаеских исследований с целью выработки и уточнения социологических теорий. Виде де одлнко об«eпeчeниoкaoт стваидосоовеоноспиданных yoи»eнcoаoнoйoтвeтcтвяннocти o«eecлзвaяспeйгнooбщяcнoние oпн«ывaeмoсo соцпамьного яoыeнихипяоcнoзиpoвaнкeeгopаз-ьитии гоинЕг яyеCяcooтo;«иoнoгo, нлкeцoньнaooвнимaния.

Изучение механизмов возникновения «новых концеп-нов», с^И кк]0« В3тлл«, лоеооляся 0KTяaЛИВИp0BaTД яЩС отит вооц-яыИоопрос: oяoм°нясоcявпянимapииpeальности с их при-онсeснлeдвпpяфcccиoнaлыJыИзлoввooдиcциплинв-?B нашей Лa0oаeмыпoпpoГовaлипчocлояитpвзaиaoтoя«оoбщccтoeцныx иeюeнeници тeндeнциИpaзвиoиц общ««бвотязыком описания ^(^^^^^oаи^cл^^^ooaи^япeпи» посизму oocниинooскoяи опе-лациоуализопин I<CJ00BIл концептове. aaк,:ЕCoнIыeм «^шка образовательных услуг» повернул исследования социологии oOлoзoве.хкн я eиopoня мяpиеoиp«oooЦ нoпpaoлеpнocoИ[ рзо не менес, яoгнпкнpвeхие и развитие рыночных отношений актуа-кизиpвиолoпсoOxooимocтьфcшeнпянсовлонoмяoксбинговых яро^л^^м,с^о ипpоapeмнa тровпесоциальной системы и инди-оидовльныо аыооров о Tфц,coциoпзнaяcиcтeм»oщяoилaocтpyщ уоо»есностко еaмoooнpaн°нини ooспиoииooтгooтeсаипнeияP-гот, в частности воспроизводстве образовательного потенциала oepезкынeлсиcвcмыoбpaзьвoния,чтoпое»ощяoтcИcoypaняo ь c0acтдcнняюнc03>ииив0caяииcл03тн0cть, с одной стороны, но кнаивтдитнyeилиьaющeйcoдиффeлeнниaциии отратифика-ции общества, с другой стороны.

Пoдoбноe п«:ютиoopcьивo° тоетонлие сисгомы тpоТyao рассмотрения поведения отдельных индивидов, вовлечённых оpынoчцыаo»ношeаця оябиасон оТ^^сз^^с^тня ^^с^ц^^япьного тоспяопзвояства.оионестве примера были проанализированы ^с^мкгл^^^^!^^, иoтoьыа oиepнpyюткoицoптoмpeaлизaцни «об разооателоных хoopeбнoсoeй». Это одна из возможных иллюcвыaЦийтoвo,кoк нaocнoвe»няиизa иадиoидp-шьных тра-ювтopoйипpcднoчтeпиИоoимoжpoвыяыичoаcпиoенaзoловать яаe]cиaиe е>0ществениыц тcпяeнцнй.

Вопрос о том, что происходит со смыслом концепта, кoгяooнимколтиaяoбeяизoлпoеo кoнтeкстaвaoяcoй] так илoтaлеянopeшённыy.AидлизкаяцeитooпoкaзывяoTгH то не чожно^анмствлетсяликвн.елтио н«ыка повседневной жизни ТвЫЗМЛЬШ нзи^к ТЛИ не иеыко явпОЙНаЛЧНЬЙ pИCЦИПeЦHЫ ядругую. Eокoг<нopыи иоицспт» цoиyчaeтoыcopoOyяoвeиo операционализации с соблюдением всех выработанных обще-мeтoлoяoгичг°хия требоввнирЮ то ьи coaнeo испвпзспвабося о лpoютинcпpаoooepия cыпыoяигических исследований.

0инакьзaчa°тyмпooнeтcoпслaциaлaлнooнциoстаётся «впнcя«иoxлиннoйpoяни иcелeлoяятeкя», за рамками описания исследований. Учёные не всегда уделяют существенное внимание описанию процедуры разработки операциональных

Процесс выработки операциональных определений должен стать открытым не только в специализированных пособиях по методике и методологии социологического исследования для студентов и аспирантов, но и быть необходимым пунктом в практике описания социологических исследований.

oчлeрeлёпый.Kaртии aОклтишистввмттлeмноaний выглядит следующим образом: детальное и подробное описание актуаль-носли еоыги и^^оп^е^н^ние иозетоиняльньгоаппаяота^ассмо-аяеиос пронотсоиолцепяуалнеацинизфцтм oсияльaaты иссле-oooяиияcиxпocпeoyющeйинpeоюpевялиeй.Hя яош яеяияд, исяСхвяимым yелoоиeмoбecлтлеeиятоцияcтииoысoквcoкoчe-ства социологических исследований будет «открытие учёными уоо!Х карт». Я1фоо;«в« вофо-юоил oпcoялиoиoнoнд[я aIIpтлoлcиJИCI яолжен лоатв о ткин^'яоно ие яолоковсл«циализированных «м^е^1^5^Х По МОоОЫЛКеИМеТОДОЛОГИИСОЦНОЛОГИЧезкяГО иссле-лояянин иняcтoглeнтoвиacпияoнpo0lнoибыоьнeoбxoдцмым иуяктом oпoaктииcoпиcaнинсoииoyo«инстких исследований.

Освзнониетакойпопреоностц оТменя opыaoкопсpaци-олялтыпции coцняцoгилоcкиxoвнцeптoвмoжeтoкмзаоo «ла-гоприятное воздействие на формирование универсальности КJ]ИMCЛ0XИЯ т^ииологгитиясогвео МвТОДа В ОПИВаноИ С0ЦИаЛЬН0Й Яеяяъностн]Погвому по-прежнему актуальными остаются рас-сужченио П'Юпюии P.P»фоиIИ0]oбoм,чтoвoзмoжно гово-Влaooбyннвeлcaльпвeви мопопа, если только данный метод ^^^£^ич^и^^0^р)ЗФ0^з^г^у^ eЩeлyпли]кeнeиия[Я»п««о«» якс^Теут-ао^»(^^н^лк,о^)^]я^мс^^о^1^(^,В«еаот oи«спсдтвaяиoxIв нмшем глуч ае - сферы образования), а сам социологический метод книвзяcылeным-еao ooк0вC(Oяc0xющийдaлыIeИшцxpac»yж-денийидаекуссий.

Би^икоррафичесзошсиисоз;

ГМ

т-Н

0 ГМ

а

Ю

го

о

LO

01

l.MaьтenS.Mт»apРorsanД СРд Hynаm-нсofknow]odge / MосогoSabiаa] Wemgart Peter. - L.: Routledge, 2000.

В]AlГCстhP. G.[RрcsИergL.]Rumbley L. E. Trends in global hDgKer eMoгaPiорЗ/ GlrbcOperopoctionoon hcpOoooducaCion. Vol. 22.Рeтрин1аитодслзгияиeопцcа,:аэдeoш:l;ия.Циc.тvHoвые шmpapoракcвтоййoлoгичecаойсодoви.-M.]Пcзcpeтl, Со78.

З.EnyаelooeaiaofsогІDІogp.2nd r—.-N.Y^Macmillan Rлyercмcд aJIceo, C000»

N Annuol Rcetew p^f Sлгio|аgy. 200С]Во1сктпонныйрвсурс] URL: http: //www.jstor.org/action/showPublication7journa lCH>de=amшгcтisьoc]

о.Жоакин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // ЖинкoиH.И.ИзбpaинывтpигЫ]-M.: Л^срило- 1998.

O.Vo31,W. Рou].DiсCioиpяaoб statistics and methodology: AnслГcгhpiool ПййсЫСогЖи тос(л1 Vogt,

W. Noul;W.PoulVogt. 3 ^whcr^Cre-Ho CA, USA: SAGE Publications, 1993.

ZIOZ qdgeHstf 'g oN

7. Д.Л.,Нттштайн В. С., Куракин

Д. Ю. Реальность образования и исследовательские реальности. -М.:ГУВШЭ, ссаО.

Д]HпйдёнoьaЛ.]а.CовpтФeнныeoтндснпал о ртеосвоиотече-ьсвенной ccpдoлтгнйoOaocтecлия// Ь^ов^ч^отВет^а. ЬМИ. №0.

К yIмnpaoкa Н. В.. ^-кусА. Ю]Coo;иoноoрoecкип

лoкaлтноoаpыoаз oвpьeoоьоcлтoыд у/луг. щюблемымето-дологии и концептуализации в рамках оформления экс-пepтнoйпгзийии//Экгpcaвdзaиннсоaциopныxпpoцleooв пoOpо»аoaник:ПодxоoыeпcoВлeмвэкlпe ртизы в образовании. Ко.1. MaтephcлыШBcepcolкйrкoк долфоренции «Tpaдипиoнныlииннтсоцpoнныeпpoцoвoывoepмгoаaня и: экепoооз:зaкaк спькои развития образовательных прак-тик.иMoмealCИ-16oввыбсяl998 г.Tоо[0K(1999.

ВО. Гусанев Д.В.Региональный университет в условиях гло-0eликao;за:оooбeндoстиcoциопоcичecкoнорocлcд ования ЗЭвтпo''poлныйpвcyоo].URL:http://www.isras.ru/abstract_ bankРC20005929К.pdf.

Ы. Логунова О. С. Социально-профессиональная стратегия oyeри обракователоног пoвeдeннвмoooпlжи:мстoдoлoгия cсpиотогичсcкoto оoьыиca[!0л/крpонный ресурс]. URL: http: / /tinyucl .сыт ОоЬОДЗох.

ьо. Иоп;иoлooарccкoя энциклопедияв./хтомах.3 М., Мысль,

2ииз.

tЗ.TeКьeлпмaнH. D. Потребностивобраоаозсик ояудентов нгoьlyнoooоoтнныдoyзoв.Ддo. ;o канд.ссмиоо' наук: 22.00.06>-Ексбскинбург, 2004.

h0: Keng-Ming о-' TИcздr»ona\ ideыr|fIlо»|oиоП rhc(nn0Hviower // The American Journal of Sociology. 1956. Vol. 62.

П5. Дтюк Дж. Hcкoнcтpyко;иeвфиaoрeфoи/Д Сочинсвйя. -М^ЛносИ1040™

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.