Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 1 (40)
Г.Х. Самигулов, З.А. Тычинских
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) просп. Ленина, 76, Челябинск, 454080 E-mail: [email protected] Тобольская комплексная научная станция УрО РАН ул. Акад. Осипова, 15, Тобольск, 626152 E-mail: [email protected]
НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ МУРЗ КУЛЬМАМЕТЕВЫХ1
На основе выявленных в региональных и центральных архивах документов авторы статьи вновь обращаются к истории известного рода тобольских служилых татар Кульмаметевых. Архивные материалы подтверждают происхождение рода от князя Бегиша Сибирского ханства, высокий статус предков Кульмаметевых, ставших в конце XVII в. головами служилых татар.
Ключевые слова: служилые татары, бухарцы, татарский голова, Кульмаметевы, князь Бе-гиш, Кульмамет, Авазбакей, Сабанак, земельные владения.
DOI: 10.20874/2071-0437-2018-40-1-099-107
Одним из значимых в истории сибирских татар является клан сибирских мурз Кульмаметевых, поскольку со второй половины XVII в. и до первой трети XIX в. представители этой семьи занимали должности голов служилых и ясачных тобольских татар, а фактически на протяжении длительного исторического периода осуществляли руководство значительным числом аборигенного населения. К истории этого известного рода обращались многие исследователи, и в настоящее время по нему накоплен довольно значительный материал [Бахрушин, 1955; Рабце-вич, 1982, 1985; Валеев, 1993; Тычинских, 1998, 2007, 2010, 2012; Белич, 2009; Самигулов, 2014, 2015; Бакиева, 2015].
Одним из первых о представителях рода Кульмаметевых — Авазбакее и Сабанаке писал С.В. Бахрушин в работе «Сибирские служилые татары в XVII в.», в которой рассмотрен ранний период формирования служилого татарского сословия в рамках российской государственности. Исследователем выявлена преемственная связь категории служилых татар, в том числе Кульмаметевых, с феодальной элитой Сибирского ханства — «кучумовыми беками и мурзами». Родоначальником клана Кульмаметевых С.В. Бахрушин называет князя Бегиша [1955, с. 163-164].
Некоторые моменты истории мурз Кульмаметевых затрагивал Ф.Т. Валеев. Рассматривая структуру административного управления сибирскими татарами, среди волостных старшин Ф.Т. Валеев выделяет «жалованного старшину» Авазбакея Кульмаметева. Обратив внимание на то, что Кульмаметевы были крупными землевладельцами, исследователь достаточно подробно останавливается на вопросе о земельных приобретениях и тяжбах рода в течение XVII-XIX вв. [Валеев, 1993, с. 58-59].
В.В. Рабцевич в работе «Неопубликованные записи обычного права сибирских народов последней четверти XVIII — первой половины XIX вв.», рассматривая рукописные документы, хранящиеся в фондах ТИАМЗ, в составлении которых принимали участие головы служилых и ясачных татар Сабанак и Рахматулла Кульмаметевы, наглядно показала, что начиная со времени присоединения края аборигенное население Сибири, в том числе сибирские татары, подчинялось традиционно сложившейся системе управления, умело использовавшейся царским правительством. Как отмечает исследователь, верхушка нерусского населения часто выступала в качестве низового бесплатного звена управления [Рабцевич, 1982, с. 134]. Данный вывод наглядно подтверждается на примере ситуации с сибирскими татарами.
В наших работах рассмотрена история рода Кульмаметевых в течение XVII-XIX вв., начиная с легендарного родоначальника «Большого князя Бегиша», показана важная роль служилых татар Кульмаметевых в процессах этнокультурного и исторического развития служилого
1
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФАНО России в рамках темы ФНИ № 0408-2018-0001 «Изучение культуры населения северной лесостепи и южной тайги Западной Сибири (I тыс. до н.э. — II тыс. н.э.)».
татарского сословия в указанный период, их деятельность в должности голов служилых и ясачных татар в Сибири, представлена родословная Кульмаметевых с конца XVI по начало XIX в. [Тычинских, 1998, 2007, 2010, 2012; Самигулов, 2014, 2015].
В последнее время появились работы тюменских исследователей И.В. Белича и Г.Т. Ба-киевой, которые вносят свою лепту в рассмотрение истории этого известного рода [Белич, 2009; Бакиева, 2015]. В своих работах И.В. Белич и Г.Т. Бакиева оспаривают ряд моментов по истории рода Кульмаметевых, которые, на наш взгляд, являются ключевыми не только для истории конкретного рода, но и для понимания в целом истории сибирских служилых татар. К ним можно отнести вопрос о происхождении рода Кульмаметевых от князя Бегиша периода Сибирского ханства, о статусе и роде деятельности предков Кульмаметевых, в конце XVII в. ставших головами служилых татар, о месте их проживания и др. На анализе выводов авторов по некоторым значимым моментам истории мурз Кульмаметевых остановимся ниже.
Целью нашего исследования является введение в научный оборот новых источников и данных по истории рода Кульмаметевых. Также в рамках предлагаемой статьи коснемся ряда важных вопросов, связанных с историей Кульмаметевых XVII—XVIII вв., информация о которых содержится в выявленных делах и подтверждает некоторые выводы, сделанные авторами настоящей статьи ранее.
Из ранее опубликованных работ известно, что источники по истории этого рода хранятся в центральных и региональных архивах, включая Российский государственный исторический архив, Российский государственный архив древних актов, Государственный архив в г. Тобольске, архив Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и др. Неожиданно целый пласт материалов по истории рода Кульмаметевых был обнаружен нами в Государственном архиве Пермского края (далее — ГАПК). Данный комплекс документов можно назвать уникальным: он включает в себя информацию о земельных владениях, родословной, краткие сведения о службе представителей рода с 1680-х до 1790-х гг. Пакет документов был сформирован в связи с направленным в декабре 1789 г. на высочайшее имя прошением «мурзы Сабанака Авазбакеева сына Кульмаметева» о награждении его самого, его братьев, сыновей и племянников очередными воинскими чинами.
Должность генерал-губернатора (наместника) Пермского и Тобольского в этот период исправлял Евгений Петрович Кашкин, «резиденция» которого находилась в Перми. В связи с этим прошение было переслано в Пермь, в канцелярию генерал-губернатора Пермского и Тобольского, с приложенными к нему документами. Затем, по требованию канцелярии генерал-губернатора, были направлены дополнительные сведения, в том числе информация о пожалованиях предкам семьи Кульмаметевых и об их владениях. И все это отложилось в виде отдельного дела в фонде «Пермское наместническое правление» (Ф. 316).
Другой комплекс источников отложился в Российском государственном архиве древних актов: это «Книги именных тобольским служилым людям и ружникам и оброчникам и юртовским служилым татарам с хлебными и соляными оклады» (Ф. 214), где отразился один из ранних этапов истории мурз Кульмаметевых.
Материалы Пермского архива содержат копии с документов (в том числе переписных книг Льва Поскочина) начиная с 1680-х гг., но в них представлена также информация, относящаяся к более раннему времени. Примечательно, что в документах содержится апелляция к службе Авазбакея Кульмаметева и практически не упоминаются заслуги его отца. Объясняется это, видимо, тем обстоятельством, что документов о поощрениях Кульмамета Бегишева в семье не сохранилось. Более того, и о службе Авазбакея (Азбакея, Авезбакея)2 в упомянутом деле говорится лишь с 1692 г., т.е. с момента назначения его головой тобольских служилых и захребетных татар.
В деле содержатся данные о земельных владениях Авазбакея Кульмаметева из переписных книг Льва Поскочина, сохранившиеся в виде выписки в более позднем указе Иоанна и Петра Алексеевичей. Очевидно, это была та часть переписных книг, где учитывались татарские
2
Варианты имени «Авазбакей» («Авезбакей») и «Азбакей» выступают как взаимозаменяемые. То есть все варианты используются как имя Авазбакея Кульмаметева [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 66-78]. Причем оба написания не просто встречаются в тексте одного документа, но фигурируют буквально в пределах одной фразы, например: «тобольские служилые юртовские татара голова Авезбакей Кульмаметев, да сын его Сабанак Азбекеев» [Там же, л. 66 об.]. Это наблюдение важно, так как имя Азбакей встречается в документах второй половины XVII в., но утверждать, что это форма имени Авазбакей, было сложно. Сейчас мы можем говорить об этом с уверенностью. Для родоначальника клана Кульмамета так же характерны варианты имени: Кулмамет/Келмамет/Килмамет.
3
вотчины . Выписка из этой части переписных книг Поскочина имеется также в документах дела о праве на земли по речке Ичкин семьи (клана) Сейдяшевых.
Помимо сведений об угодьях Авазбакея дело включает разнообразную информацию, которая, несомненно, очень важна для дальнейшего изучения истории рода Кульмаметевых и в целом служилых татар Западной Сибири.
В челобитной на имя Иоанна и Петра Алексеевичей, поданной в 7203 г. (1694—1695 гг.), указывалось, что служат «Азбакей лет с пятьдесят и больше, а Сабанак лет с тритцать и больше» [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 66 об.]. Следовательно, служба Авазбакея Кульмаметева началась около 1640-х гг. В качестве родового гнезда Кульмаметевых, видимо, выступала «деревня Носовская» на р. Иртыше, землями которой Авазбакей владел вместе «з братом Сейдашем», и именно эта деревня в выписке из переписных книг Льва Поскочина фигурирует как первоначальная, можно сказать «исходная» [Там же, л. 67]. В деле есть еще одно, косвенное, подтверждение того, что Авазбакей в 1640-х гг. был уже дееспособным человеком и жил, видимо, там же, в Носовских юртах: сенными покосами на Саусканской луке он владел с 7152 г. (1644 г.), купив их у сына боярского Ивана Александрова [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 68]. Причем в тексте выписки из переписных книг Поскочина относительно деревни Носовской нет никаких указаний на покупку этой деревни/земель. Можно предположить, что Носовская с относящимися к ней землями была наследственной вотчиной, доставшейся Авазбакею и Сейдяшу от отца Кульмамета.
Те земли, что позже были известны как деревня Сабанакова, точнее, две деревни Сабанаковы [Сибирь..., 1996, с. 76], скорее всего, являются двумя частями деревни Носовской. Название Носовская, наряду с другим названием — юрты Сабанаковские, сохранялось за деревней вплоть до начала ХХ в.
Отдельно следует коснуться деревни Авазбакеевой и относящихся к ней угодий по р. Тоболу ниже устья р. Исети. Как писал в челобитной Авазбакей Кульмаметев, эти земли уступили ему «тюменские служилые и ясашные татаровя Шугур Матмасов с товарищи»; упоминается в документе также ясачный татарин Иртычко Чюрин. По словам Кульмаметева, указанные угодья были записаны за ним в книгах писца Льва Поскочина [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 72]. Таким образом, получил он эти земли, самое позднее, в начале 1680-х гг.4 В настоящее время жители юрт Авазбакеев-ских вспоминают лишь о легендарном основателе деревни — Авазбакее, по имени которого и названа деревня [ПМА, 2012].
Одной из важных составляющих пермского документа является «Поколенная роспись» Кульмаметевых, ведущая начало от «мурзы Авазбакея Кульмаметева». Она позволяет уточнить некоторые моменты родословной, касающиеся XVIII в. Так, согласно «Росписи», у мурзы Авазбакея Кульмаметева было пятеро сыновей — Назар, Мурзат, Сабанак, Маметмурат и Хо-цамшукур. Один из них, Сабанак, указан головой, а еще один из сыновей, Хоцамшукур,— аху-ном. У Сабанака также, согласно «Росписи», было пятеро сыновей — Ниматула(й), Назар, Ша-фи, Суюцбака и Авазбакей. Трое из них в разное время служили головами. Три сына было у Ниматулая, один из которых также служил головой. У брата Ниматулая — Авазбакея было 14 сыновей, среди которых — составитель «Росписи» голова 1-го класса Сабанак Кульмаметев; брат же его занимал должность головы 2-го класса [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 82].
Несколько подробнее хотелось бы остановиться на сыне Авазбакея Кульмаметева, который назван в «Росписи» ахуном (ахун, ахунд — мусульманский богослов, ученый, главное духовное лицо, специалист по мусульманскому праву, имеющий право выносить судебные решения и издавать религиозно-правовые предписания). С этим сыном Авазбакея связана история обнаружения пленным шведским офицером Ф.И. Таббертом-Страленбергом в Тобольске списка исторической хроники Абул-Гази «Родословная тюрок». Рукопись, согласно приводимому А.К. Бустановым отрывку из дневника Табберта-Страленберга, принадлежала «главному священнику Агуну Азбакеевичу» [2013, с. 17]. А.К. Бустанов называет его «другом мирзы Сабана-каи и пленного шведского офицера Табберта-Страленберга» и приводит его имя — Хваджам-
3
В статье «Сейдяшевы и Кульмаметевы — попытка реконструкции» один из авторов настоящей работы упоминал о существовании выписок из переписных книг Л. Поскочина, посвященных конкретно татарским поселениям [Самигулов, 2014].
К сожалению, о существовании этих переписных книг нам известно только по выпискам в более поздних документах.
4
Г.Т. Бакиева пишет, «что местом жительства Кульмаметьевых первоначально являлись не Сабанаковские юрты в Тобольском уезде, как это ранее указывалось исследователями, а юрты Авазбакеевские в Ялуторовском уезде» [2015, с. 13]. На наш взгляд, исследователь поспешила с выводом, опираясь лишь на вновь выявленный ею документ, в котором указывается, что в начале XVIII в. Сабанак Кульмаметев с семьей проживал в ю. Авазбакеевских [Там же].
Шукур б. Аввас-Бакы. Далее он сообщает, что Хваджам-Шукур б. Аввас-Бакы был учеником йа-савийского шейха, через посредство которого, видимо, и получил список рукописи [Там же, с. 18]. Через десять лет, в 1734 г., историк Г.Ф. Миллер сообщает, что видел рукопись в Тобольске у «одного бухарца духовного звания», возможно у того же ахуна [1999, с. 192]. Таким образом, пермская «Роспись» позволяет утверждать, что Хоцамшукур, или Хваджам-Шукур б. Аввас-Бакы, «Агун Азбакеевич» — главное духовное лицо Тобольска приходился родным братом голове тобольских служилых татар Сабанаку Кульмаметеву.
Данное обстоятельство подтверждает наш вывод, что Кульмаметевы стремились сосредоточить в своих руках как светскую, так и духовную власть над татарским населением. В связи с этим не случайно во второй половине XVIII в. на имя бывшего головы мурзы Авазбакея Кульмаметева и ахуна Абтигарима Тацимова, а также головы Сабанака Кульмаметева приходит высочайшее предписание о том, что дела по «махометанскому закону... препоручены в единственное их ведение» [РО ТИАМЗ, № 12864, л. 3]. В нем также должны были быть «по духовным делам в послушании» состоящие «в том махометанском законе» татары Тарского, Томского, Тюменского и Верхотурского ведомств. «По смерти помянутых головы Кульмаметева и агуна Тацимова те законные дела разбирательством случаи по их махометанскому закону и духовных чинов поныне головою Сабанаком Кульмаметевым производятся» [Там же].
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что руководство делами «по махометанскому закону» было поручено сначала совместно с ахуном Тацимовым не духовным лицам, а голове служилых татар Авазбакею Кульмаметеву и его сыну Сабанаку. Уже во второй половине XVIII в. этими делами занимался единолично татарский голова Сабанак Кульмаметев. Однако, как известно, Аптигарим Тацимов, который назывался в г. Тобольске ахуном, главным лицом духовной иерархии татар в Сибири [Юшков, 1861, с. 299], Г.Ф. Миллером называется также родственником Сабанака Кульмаметева. С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что «суд и расправа» как над служилыми, так и над ясачными татарами, которые были в ведении татарского головы, основывались на «махометанском законе» [Сибирь XVIiI в. ..., 1996]. Видимо, на какое-то время в руках Сабанака Кульмаметева (второго) сосредоточилась как светская, так и религиозная власть. Следует заметить, что это было не случайно. Кульмаметевы, будучи головами служилых татар, играли значимую роль в сохранении ислама и его позиций. Обладая большой властью над местным населением и серьезным влиянием на политику местной власти, они противодействовали политике христианизации [Огрызко, 1941, с. 27]. Думается, благодаря их активной деятельности служилые татары оставались мусульманами на протяжении всего периода существования данной этносословной группы.
Пермская «Поколенная роспись» позволила пролить свет на еще одну страницу истории мурз Кульмаметевых. В своих работах мы высказывали предположение, что под знаменитой могильной плитой с Ханского кладбища могли лежать представители известного рода сибирских мурз Кульмаметевых [Тычинских, 2010, с. 231]. По эпитафии, под этим камнем был погребен «в тысяча восемьдесят четвертом году [(1673-1674 гг.)]. Мирза Бакай, (который) из страны бренности в страну вечности переселился.», а в «тысяча сто двенадцатом году [(17001701 гг.)]. Мухаммед-Мурад, сын Гавваза Бакыя переселился из страны бренности в страну вечности». То есть, под этой плитой похоронены два сына Гаввас-Бакия. Возвращаясь к «Росписи», видим, что в ней указываются пять сыновей головы тобольских служилых татар Авазба-кея Кульмаметева, жившего в XVII в.: Назар, Мурзат, Сабанак, Маметмурат и Хоцамшукур [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 82]. В связи с тем что ни у одного из них, кроме Сабанака, не указаны дети, можем предположить, что они умерли достаточно рано. Имя Маметмурат Авас(з)бакеев (Кульмаметев) встречается в окладных книгах денежного жалованья в 1689/90 г. [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 919, л. 238]. В более позднее время — в XVIII в. имена Мурзата, Ма-метмурата и Назара не фигурируют, в отличие от братьев — Сабанака и Хоцамшукура, игравших заметную роль в жизни Тобольска и региона. Один из самых известных представителей рода, Сабанак, после смерти отца Авазбакея в 1698 г. становится головой служилых татар 1-го класса. Именно при нем род Кульмаметевых достигает вершин могущества. Брат Сабанака Хоцамшукур долгие годы служил в Тобольске ахуном. Имена Мурзат, Маметмурат — варианты «Мирза Бакыя» и «Мохамметмората» с намогильной плиты. Имя их отца — Гаувас Бакый является мусульманской версией имени Авазбакей. Учитывая знатность рода, место в социальной иерархии, можно с достаточной основательностью говорить, что под данной плитой лежали сыновья головы тобольских служилых татар мурзы Авазбакея Кульмаметева.
Одним из значимых вопросов, касающихся семьи Кульмаметевых, является вопрос об их статусе и роде деятельности. В наших работах было показано, что представители рода в течение многих лет несли военную службу, являясь служилыми татарами, а с конца XVII в. — головами служилых татар [Тычинских, 2010]. По мнению Г.Т. Бакиевой, «в конце XVII в. власть над служилым и ясачным сибирско-татарским населением была передана... бухарцу Авазбакею Кульмаметьеву. Судя по документам, он вместе со своим отцом Кульмаметом прибыл в Российскую империю из пределов Бухарского ханства незадолго до пришествия на престол царей Петра и Иоанна Алексеевечей. Сын Авазбакея, Сабанак, единственный из представителей знати, управлявшей сибирскими татарами, был возведен в дворянское сословие и стал именоваться мурзой» [Бакиева, 2015, с. 11]. Здесь следует заметить, что Авазбакей начал службу в Сибири задолго до 1682 г., т.е. времени воцарения Ивана и Петра, что подтверждается целым рядом документов [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 141, 201, 475, 607]5.
Рассуждения Г.Т. Бакиевой, что «Авазбакей относился к торговому сословию», построены на том, «что он являлся состоятельным человеком, так как имел дворовых людей» [2015, с. 14]. Также автор ссылается на приводимый С.В. Бахрушиным «факт, что еще в 1681 г. местная администрация поручила ему покупку и мену китайских товаров» [Там же]. Здесь следует отметить, что среднеазиатское, «бухарское» происхождение — это совершенно не обязательно принадлежность исключительно к торговому сословию. Известно, что «бухарского» происхождения в Сибири были не только торговцы, но и представители духовенства, а также военно-служилая знать. Среднеазиатского происхождения была часть войска Кучума, в том числе его дружина. Поэтому Авазбакей, к которому тесть царя Ивана Алексеевича обращался: «приятелю моему Азбекею Кульмаметевичу Федор Салтыков челом бьет, пожалуй вели ко мне писать про свое здоровье, как тебя бог милует» [ГАПК, ф. 314, оп. 1, д. 109, л. 66], вряд ли был простым бухарским торговцем, как считает Г.Т. Бакиева. Да и сомнительно, что военно-служилая знать бывшего Сибирского ханства, которая составляла основу сословия «йомышлы», признала бы власть над собой пришлого торговца. Что касается торговых занятий Авазбакея, то и С.В. Бахрушин, и мы в своих работах определяли, что служилые татары, кроме военной службы, активно занимались и торговлей, и разведкой и дипломатией [Бахрушин, 1955; Тычинских, 2010].
Одним из наиболее интересных и в то же время дискуссионных моментов в рассматриваемой теме является вопрос о происхождении мурз Кульмаметевых. Уже в работах С.В. Бахрушина и Н.А. Томилова основателем клана Кульмаметевых называется князь Бегиш Сибирского ханства. Так, С.В. Бахрушин сообщает: «.встречаем среди тобольских служилых татар сына упоминавшегося владельца Баишева городка князя Бегиша — Келмамета княжь Бегишева» [1955 с. 163-164]. В работе другого известного историка, Н.А. Томилова, есть информация, что «одним из известных семейств в XVII-XVIII вв., ведущим начало от владельца Баишева городка князя Бегиша, здесь были Кульмаметевы, усердно служившие царским властям и произведенные за это в дворянство» [1981, с. 69].
В статье «Письменные источники 80-х гг. XVIII — первой четверти XIX века о правовых традициях сибирских татар» И.В. Белич пытается оспорить происхождение Кульмаметевых от князя Бегиша. Правда, аргументация автора в отрицании родоначальства Бегиша определяется лишь тем, что к истории рода Кульмаметевых обращались «сибирско-татарские авторы», которые, как он считает, в связи с «аутоэтническим подходом» ошибочно возводят родословную Кульмаметевых к летописному Бегишу [Белич, 2009, с. 181].
Г.Т. Бакиева также отрицает родоначальство князя Бегиша. Она считает, что «бухарец Авазбакей Кульмаметьев вместе со своим отцом Кульмаметом прибыл в Российскую империю из пределов Бухарского ханства незадолго до пришествия на престол царей Петра и Иоанна Алексеевичей» [2015, с. 11]. На чем основывает данное утверждение автор, не ясно, так как в исторических документах упоминания об Авазбакее Кульмаметеве, тем более о его отце Куль-мамете в связи с сибирской историей, встречаются задолго до 1682 г.
5
В дворянское сословие в 1796 г. был возведен не сын первого Авазбакея (Кульмаметьевича) первый Сабанак, как указывает Г.Т. Бакиева [2015, с. 11], а сын второго Авазбакея (Сабанаковича), второй Сабанак. Кульмаметевы стали именоваться мурзами не после возведения в дворянское сословие, а являлись мурзами, представителями военно-служилой знати, и до 1796 г. После смерти Авазбакея Кульмаметьевича головой 1-го класса становится его сын Сабанак, а головой 2-го класса — Не(и)матулай, который был не сыном Авазбакея, как указывает Г.Т. Бакиева [2015, с. 15], а его внуком, сыном Сабанака.
Так, в документах первой половины XVII в. упоминается о служилом татарине Кульмамете. В 1623 г. тобольский воевода М.М. Годунов направил к калмыцкому тайше Талаю посольство, возглавлявшееся тобольским боярским сыном Дмитрием Черкасовым. Сопровождали Д. Черкасова тобольский служилый татарин Кельмамет Якшигильдеев, тюменские служилые люди Ла-зарко Васильев, Офонька Табанак да Карабашко Ишимов [Миллер, 1941, с. 94, 300]. С ними были «в кашеварах отпущены 2 человека служилых татар Енигейко Адяков да Урмаметко Урусов» [Там же, с. 291]. Упомянутый выше Кельмамет Якшигильдеев, отправленный в «вожах» с посольством Д. Черкасова, у Г.Ф. Миллера назван также Килмаметко Бегишевым [Там же, с. 300]. Как видим, здесь содержится прямое подтверждение тому, что основатель клана служилых татар Кульмаметевых, Кельмамет, является сыном князя Бегиша. С другой стороны, то обстоятельство, что Кельмамет Якшигильдеев был отправлен с такого рода поручением, подтверждает его высокий статус, так как подобного рода поручения, связанные с посольской деятельностью, доверялись представителям высшей страты аборигенного населения.
Более того, происхождение Кельмамета от князя Бегиша подтверждают и другие документы, в том числе обнаруженные в РГАДА, в которых служилый татарин Келмамет называется княж Бегишевым, т.е. сыном князя Бегиша [РГАДА, ф. 214, оп.1, кн. 14, л. 98, 205 об. и др.]. То есть, здесь мы видим прямые доказательства того, что род Кульмаметевых ведет «начало от владельца Баишева городка князя Бегиша» [Томилов, 1981, с. 69].
Одно из последних, выявленных на сегодняшний день, упоминаний, где фигурирует тобольский юртовский служилый татарин Кельмамет княж Бегишов, встречается в «Книгах именных тобольским служилым людям и ружникам и оброчникам и юртовским служилым татарам с хлебными и соляными оклады», относящихся к 1641/1642 гг. [РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 141, л. 206]. В документе 1645/1646 гг. встречается имя Мамеделея Кильмаметева [Там же, кн. 201, л. 133 об.], вероятно сына Кульмамета. Одно из ранних упоминаний в архивных документах другого, более известного сына Кульмамета — Авазбакея относится к 1663/1664 гг. [Там же, кн. 475, л. 103 об.]. А под 1675/1676 гг. содержится запись, что «на съезжем дворе юртовские служилые татары бухарцы и захребетники дали шерть на куране». Среди шертовавших юртовских служилых татар первым назван Авазбакей Кульмаметев [Там же, кн. 607, л. 175]. В этом же документе указано, что в это время сын Авазбакея — Сабанак Авазбакеев находился «на Москве» [Там же, л. 204].
Один из авторов статьи вслед за известным казанским историком Д.М. Исхаковым выдвигала гипотезу, что родоначальник Кульмаметевых — князь Бегиш был беклярибеком в Сибирском ханстве [Исхаков, 2004, с. 80; Тычинских, 2009, с. 246-250]. Эта версия на сегодняшний день не опровергнута, но и не вполне доказана, однако то, что «Большой князь Бегиш» занимал очень высокое место в сибирско-татарской иерархии, несомненно. При этом если вопрос о бек-лярибекстве Бегиша остается пока открытым, то происхождение рассматриваемого клана от князя Бегиша можно подтвердить выявленными документами.
Известно, что русская администрация в XVI-xViI вв. обычно активно использовала потенциал и административную структуру завоеванного государства. Поэтому назначение на должность голов тобольских служилых татар потомков если не беклярибека, то одного из представителей верхней страты Сибирского ханства Кульмаметевых было не случайно и вполне логично. Обычно в татарских ханствах беклярибеки возглавляли военное и дипломатическое ведомства, а также высшее гражданское судопроизводство [Татарский, 1999, с. 69]. Татарский голова выполнял многие из тех функций, которые были характерны для карача-бека (беклярибека). Татарскому голове была вручена огромная власть над аборигенным населением. На протяжении почти полутора веков Кульмаметевы верно служили царям в должности татарских голов, получая за это почести и награды и сохраняя в своих руках значительные властные полномочия.
Таким образом, выявленные в ГАПК и РГАДА документы позволили восстановить и уточнить некоторые важные страницы истории мурз Кульмаметевых. На их основе можно подтвердить происхождение рода Кульмаметевых от князя Бегиша периода Сибирского ханства, а также то, что предки Кульмаметевых, в конце XVII в. ставшие головами служилых татар, начиная с родоначальника Кульмамета (Келмамета), давшего фамилию клану, были служилыми татарами, а родоначальник Кульмаметевых имел бухарское происхождение. Мы смогли уточнить данные по генеалогии Кульмаметевых в XVII и XVIII вв., а также то, что уже во второй половине XVII в. местом их проживания была д. Носовская (юрты Сабанаковы); что один из сыновей Авазбакея (первого) был ахуном в Тобольске; что под знаменитой намогильной плитой с Ханского кладбища были захоронены сыновья мурзы Авазбакея (первого) Кульмаметева, и др.
Как видим, история этого значимого рода связана со многими важными событиями сибирской истории, многие из которых требуют дальнейшего изучения и осмысления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники
ГПАК. Ф. 316. Д. 109.
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 141, 201, 475, 607. РО ТИАМЗ. Д. № 12864.
ПМА — Полевые материалы З.А. Тычинских. 2012 г.
Литература
Бакиева Г.Т. Быть в Тобольске в татарских головах...: (Из истории рода служилых татар Кульмаметевых) // Сиб. ист. исследования. 2015. № 4. С. 10-29.
Бахрушин С.В. Сибирские служилые татары в XVII в. // Науч. труды. Т. III. Ч. II. М., 1955. С. 153-175. Белич И.В. Письменные источники 80-х гг. XVIII — первой четверти XIX века о правовых традициях сибирских татар // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Омск: Наука, 2009. Т. XI. С. 170-195.
Бустанов А.К. Книжная культура сибирских мусульман. М.: Изд. дом Марджани, 2013. 264 с.
Валеев Ф.Т. Сибирские татары: Культура и быт. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. 208 с.
Исхаков Д.М. Тюрко-татарские государства XV-XVI вв. Казань. 2004. 132 с.
Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 2. 535 с.
Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2. М.: Вост. лит., 1999. Т. 1. 630 с.
Огрызко И.И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII в. Л., 1941. 148 с.
Рабцевич В.В. Неопубликованные записи обычного права сибирских народов последней четверти
XVIII — первой половины XIX в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 115-134.
Рабцевич В.В. Генезис дворянского землевладения на землях местных народов Сибири (по материалам тобольских татар) // Земледельческое и промысловое освоение Сибири (XVIII — начало ХХ века). Новосибирск, 1985. С. 33-44.
Самигулов Г.Х. Сейдяшевы и Кульмаметевы — попытка реконструкции // Присоединение Сибири к России: Новые данные: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень, 2014. С. 162-166.
Самигулов Г.Х. К истории ичкинских татар последней трети XVII — XVIII века // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 4 (31). С. 100-107.
Сибирь XVIII в. в путевых описаниях Г.Ф. Миллера // История Сибири: Первоисточники, Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996. Вып. 6. 192 с.
Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Х. Хасанов. Казань: Ин-т тат. энциклопедии АН РТ, 1999.
Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI — первой четверти
XIX вв. Томск, 1981. 276 с.
Тычинских З.А. Служилые казаки Кульмаметевы в XVIII в. // Сибирские татары: Материалы I Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 1998. С. 117-119.
Тычинских З.А. Татарские казачьи головы Кульмаметевы (XVII-XIX вв.) // Вестник НГУ. Сер. История, филология. Новосибирск: СО РАН, 2007. Т. 6. Вып. 1: История. С. 135-140.
Тычинских З.А. О беклярибеке Сибирского ханства: (К вопросу о трансформации системы традиционного управления в XVII-XVIII вв.) // Форум «Идель-Алтай»: Материалы науч.-практ. конф. «Идель-Алтай: Истоки евразийской цивилизации», I Междунар. конгр. средневековой археологии евразийских степей: Тез. докл. Казань, 2009. С. 246-250.
Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII-XIX вв.). Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. 288 с.
Тычинских З.А. Из истории сибирских мурз Кульмаметевых в XVII-XIX вв. // Акселеу Сейд1мбек: Гы-лыми мурасы жэне тэуелс1зд1к (ауызша тарих мэселелер1). Халыкаралык гылыми-теориялык конф., 6 жел-токсан 2012 жылы. Астана, 2012. С. 271-279.
Юшков И.Н. Сибирские татары // Тоб. губерн. ведомости. Тобольск, 1861. № 35-45.
r.X. CaMMry^oB, 3.A. ïhhmhckmx
G.Kh. Samigulov, Z.A. Tychinskih
South Ural State University (National Research University) Lenin pr., 76, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation
E-mail: [email protected] Tobolsk Complex Scientific Station of Ural Branch RAS Academic Osipov st., 15, Tobolsk, 626152, Russian Federation
E-mail: [email protected]
NEW SOURCES ON THE HISTORY OF MURZAS KULMAMETEV
^e authors of the article return to the topic of the history of a well-known Tatar clan of Tobolsk servicemen Kulmametev. The article is based on the documents found in regional and central archives. Particular attention is paid to the analysis and reasoned criticism of recent publications on the topic, which challenge the conclusions of the authors of this article about the origin, status of clan representatives in the XVII century, which are crucial not only for the history of a particular clan, but also for understanding the whole history of Siberian service Tatars. The revealed archival materials confirm that the family descends from Prince Begish of the Siberian Khanate and that Kulmametevs' ancestors enjoyed a high status and became leaders of the service Tatars in the late 17th century.
Key words: service Tatars, Bukharians, Tatar leaders, the Kulmametevs, Prince Begish, Kulmamet, Avazbakey, Sabanak, landed estates.
DOI: 10.20874/2071-0437-2018-40-1-099-107
REFERENCES
Bakieva G.T., 2015. Byt' v Tobol'ske v tatarskih golovah...: (Iz istorii roda sluzhilyh tatar Kul'mametevyh) [To be in Tobolsk among the Tatar leaders...: (From the history of the family of the service Tatars Kulmametev)]. Si-birskie istoricheskie issledovaniya, no. 4, pp. 10-29.
Bahrushin S.V., 1955. Sibirskie sluzhilye tatary v XVII v. [Siberian service Tatars in the XVII century]. Nauch-nye trudy, vol. III, part II, Moscow, pp. 153-175.
Belich I.V., 2009. Pis'mennye istochniki 80-h gg. XVIII — pervoj chetverti XIX veka o pravovyh tradiciyah si-birskih tatar [Written sources of the 80-ies of the XVIII — the first quarter of the XIX century on legal traditions of the Siberian Tatars]. Etnografo-arheologicheskie kompleksy: Problemy kul'tury i sociuma, vol. XI, Omsk: Nauka, pp. 170-195.
Bustanov A.K., 2013. Knizhnaya kul'tura sibirskih musul'man [Book culture of Siberian Muslims], Moscow: Izd. Dom Mardzhani, 264 p.
Hasanov M.H., 1999, (ed.). Tatarskij ehnciklopedicheskij slovar' [Tatar encyclopedic dictionary], Kazan': Institut tatarskoj ehnciklopedii AN RT.
Iskhakov D.M., 2004. Tyurko-tatarskie gosudarstva XV-XVI vv. [The Turkic-Tatar states of the 15th-16th centuries], Kazan', 132 p.
Miller G.F., 1941. Istoriya Sibiri [History of Siberia], vol. 2, Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 535 p.
Miller G.F., 1999. Istoriya Sibiri [History of Siberia], vol. 1, Moscow: Vostochnaya literatura, 630 p.
Ogryzko I.I., 1941. Hristianizaciya narodov Tobol'skogo Severa vXVIII v. [Christianization of the peoples of the Tobolsk North in the XVIII century], Leningrad, 148 p.
Rabcevich V.V., 1982. Neopublikovannye zapisi obychnogo prava sibirskih narodov poslednej chetverti XVIII — pervoj poloviny XIX v. [Unpublished records of customary law of the Siberian peoples of the last quarter of the XVIII — the first half of the XIX century]. Istochniki po kul'ture i klassovoj bor'be feodal'nogo perioda, Novosibirsk, рp. 115-134.
Rabcevich V.V., 1985. Genezis dvoryanskogo zemlevladeniya na zemlyah mestnyh narodov Sibiri (po mate-rialam tobol'skih tatar) [Genesis of noble landownership on the lands of the indigenous peoples of Siberia (based on the materials of the Tobolsk Tatars)]. Zemledel'cheskoe i promyslovoe osvoenie Sibiri (XVIII — nachalo XX veka), Novosibirsk, pр. 33-44.
Samigulov G.H., 2014. Sejdyashevy i Kul'mametevy — popytka rekonstrukcii [The Seidiashevs and the Kulmametevs: An attempt of reconstruction]. Prisoedinenie Sibiri k Rossii: Novye dannye: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Tyumen', рp. 162-166.
Samigulov G.H., 2015. K istorii ichkinskih tatar poslednej treti XVII — XVIII veka [On the history of the Ich-kinsk Tatars in the last third of the XVII — XVIII centuries]. Vestnik arheologii, antropologii i ehtnografii, no. 4 (31), pp. 100-107.
Tomilov N.A., 1981. Tyurkoyazychnoe naselenie Zapadno-Sibirskoj ravniny v konce XVI — pervoj chetverti XIX vv. [Turkic-speaking population of the Western Siberian Plain in the end of the XVI — first quarter of the XIX centuries], Tomsk, 276 p.
Tychinskih Z.A., 1998. Sluzhilye kazaki Kul'mametevy v XVIII v. [Service cossacks Kulmametev in the XVIII century]. Sibirskie tatary: Materialy I Sibirskogo simpoziuma «Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri», Tobol'sk; Omsk, pp. 117-119.
Tychinskih Z.A., 2007. Tatarskie kazach'i golovy Kul'mametevy (XVII-XIX vv.) [Tatar cossack leaders Kul-mametev (XVII-XIX centuries)]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya Istoriya, filologiya, vol. 6, no. 1, pp. 135-140.
Tychinskih Z.A., 2009. O beklyaribeke Sibirskogo hanstva (k voprosu o transformacii sistemy tradicionnogo upravleniya v XVII-XVIII vv.) [About the beyliarybey of the Siberain Khanate (about transformation of the system of traditional governance in the XVII-XVIII centuries)]. Forum «Idel'-Altaj»: Materialy nauchno-prakticheskoj kon-ferencii «Idel'-Altaj: Istoki evrazijskoj civilizacii», I Mezhdunarodnogo kongressa srednevekovoj arheologii evrazi-jskih stepej: Tezisy dokladov, Kazan', pp. 246-250.
Tychinskih Z.A., 2010. Sluzhilye tatary i ih rol' v formirovanii ehtnicheskoj obshchnosti sibirskih tatar (XVII-XIX vv.) [Service Tatars and their role in forming an ethnic community of the Siberian Tatars (XVII-XIX centuries)], Kazan': Izd-vo «Fehn» AN RT, 288 p.
Tychinskih Z.A., 2012. Iz istorii sibirskih murz Kul'mametevyh v XVII-XIX vv. [From the history of the Siberian murzas Kulmametev in the XVII-XIX centuries]. Akseleu Sejdimbek: Gylymi murasy zhehne tehuelsizdik (auyzsha tarih mehseleleri): Halykaralyk gylymi-teoriyalyk konferenciya, 6 zheltoksan 2012 zhyly, Astana, pp. 271-279.
Valeev F.T., 1993. Sibirskie tatary: Kul'tura i byt [Siberian Tatars: Culture and way of life], Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 208 p.
Yushkov I.N., 1861. Sibirskie tatary [Siberian Tatars]. Tobol'skie gubernskie vedomosti, no. 35-45, Tobol'sk.