Научная статья на тему 'Новые горизонты изучения литературы (к проблеме истоков евразийского литературоведения)'

Новые горизонты изучения литературы (к проблеме истоков евразийского литературоведения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ СИМБИОЗ / ЭТНОМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / RESEARCH METHODOLOGY / TYPOLOGICAL RELATIONSHIPS / IDEOLOGICAL AND AESTHETIC UNITY / EURASIAN CULTURE / MULTICULTURAL SYMBIOSIS / ETHNO-MENTAL FEATURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акавов Забит Насирович

Рассматривается одна из актуальных в современном литературоведении проблем генезиса российской литературы и методология её научного осмысления. Речь идет о таком фундаментальном вопросе, как культурно-историческая обусловленность литературы. Формулируется новый подход, который позволяет учитывать ранее не привлекшие внимание исследователей культурно-исторические «сюжеты». Делается вывод о евразийской идентичности российского полиэтнического и поликультурного симбиоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New horizons for the study of literature (on the origin of the Eurasian literary criticism)

The paper discusses one of the most topical problems of today, namely: Russian literature genesis and methodology of its scientific comprehension. We are talking about such fundamental issue as the cultural and historical conditioning of literature. A new approach is formulated which takes into account cultural and historical «stories» that did not attract attention of researchers previously. A conclusion is drawn about the Eurasian identity of the Russian multiethnic and multicultural symbiosis.

Текст научной работы на тему «Новые горизонты изучения литературы (к проблеме истоков евразийского литературоведения)»

Литературоведение

УДК 82.0

ББК 83.00

А 38

Акавов 3. Н.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]

Новые горизонты изучения литературы (к проблеме истоков евразийского литературоведения)

(Рецензирована)

Аннотациия:

Рассматривается одна из актуальных в современном литературоведении проблем генезиса российской литературы и методология её научного осмысления. Речь идет о таком фундаментальном вопросе, как культурно-историческая обусловленность литературы. Формулируется новый подход, который позволяет учитывать ранее не привлекшие внимание исследователей культурно-исторические «сюжеты». Делается вывод о евразийской идентичности российского полиэтнического и поликультурного симбиоза.

Ключевые слова:

Методология исследования, типологические связи, идейно-эстетическое единство, евразийская культура, поликультурный симбиоз, этноментальные особенности.

Akavov Z.N.

Doctor of Philology, Professor of Literature Department, Daghestan State Pedagogical University, e-mail: [email protected]

New horizons for the study of literature (on the origin of the Eurasian literary criticism)

Abstract:

The paper discusses one of the most topical problems of today, namely: Russian literature genesis and methodology of its scientific comprehension. We are talking about such fundamental issue as the cultural and historical conditioning of literature. A new approach is formulated which takes into account cultural and historical «stories» that did not attract attention of researchers previously. A conclusion is drawn about the Eurasian identity of the Russian multiethnic and multicultural symbiosis.

Keywords:

Research methodology, typological relationships, ideological and aesthetic unity, the Eurasian culture, multicultural symbiosis, ethno-mental features.

Понятие евразийства давно приобрело право гражданства в российском научном и культурном пространстве[1]. Поэтому, очевидно, нет необходимости в

широком историографическом экскурсе, в подробном объяснении этимологии термина, связываемого в настоящее время с геополитикой.

Ставшая доступной в настоящее время научная литература, а также произведения различных жанров мемуаристики конца XIX - начала XX веков, авторами которых были известные ученые академик Г.В. Вернадский, историк и филолог Н.С. Трубецкой, культуролог и литературовед П.Н. Савицкий, религиозный философ Г.В. Флоровский, музыковед П.П. Сувчинский, философ, религиовед Л.П. Карсавин, литературовед Д.П. Святополк-Мирский и др., убеждают в том, что цвет тогдашней науки, оказавшись на чужбине, провел титаническую интеллектуальную работу в поисках ответов на трагические для судеб России вопросы, вставшие перед обществом после революционного переворота. Новое прочтение многочисленных первоисточников - произведений Н.М. Карамзина, A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, JI.H. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, H.A. Некрасова, Н.С. Лескова, поэтов и писателей «серебряного века» - также даёт основание по-иному взглянуть на культурно-историческую карту нашей Родины - России-Евразии. Благодаря обретенной (образно говоря, это как бы своеобразная компенсация за распад СССР) возможности осмысления этого огромного информационного материала мы получаем доступ к первооснове художественного мышления наших предков: труды указанных теоретиков классического евразийства позволяют сегодняшним поколениям исследователей вооружиться методом глубинного анализа этноментальных особенностей художественных явлений.

Известный советский критик и литературовед В.В.Кожинов в работе «О «евразийской» концепции русского пути» отмечал, что «на пространстве России/Евразии с древних времен жили и европейские (славяне, балты, молдаване), и азиатские (принадлежащие к тюркской, финно-угорской, кавказской, монгольской семьям) народы. Исходным и главным для евразийцев было осознание изначальной самостоятельности и принципиального своеобразия всего бы-

тия евразийского субконтинента. Именно «евразийский» характер был присущ возникавшим на территории будущей России «империям» гуннов (TV-V вв. нашей эры), аваров (VI-VII вв.), хазар (VIII-X вв.) и, в особенности, позднейшей Монгольской империи (ХШ-XV вв.). Словом, государственное единство евразийского субконтинента имело глубочайшие исторические корни. Последовательное расширение Руси-России уместно толковать поэтому не как волюнтаристскую экспансию, а как исполнение объективной воли самой истории» [2: 195]. В приведенном фрагменте статьи мы особо выделяем сформулированное В.В. Кожиновым положение, согласно которому «исходным и главным для евразийцев было осознание изначальной их самостоятельности (курсив В.К. - 3.А.), которая проявляется в паритетном и мирном сосуществовании, в многоканальных (брачно-родственных, соседских и т.п.) взаимосвязях.

Несмотря на историческую обоснованность приведенной и разделяемой нами точки зрения, необходимо напомнить и об имеющем место восприятии самого понятия евразийства как явления искусственно созданного. Есть и радикально отрицательное отношение к нему у некоторой части российской интеллигенции, считающей объединение русского населения с другими народами России и формирование на этой основе союза неправомерным. Однако следует учесть, что открытие евразийского феномена принадлежит, как уже отмечено, именно русской патриотической интеллигенции. Об этом свидетельствуют слова В. В. Кожинова о том, что сама формула Россия-Евразия только и возможна «в магнитном поле русской культуры» [2: 208].

Отмеченный тезис, надо полагать, нуждается в основательном раскрытии. Нам представляется, что наиболее убедительной и исторически верной демонстрацией «магнитного поля русской культуры» является раннесредневековый бессмертный памятник древней евразийской

культуры «Слово о полку Игореве», который знаменателен не только в специальном, научном плане, а, прежде всего, в общем историко-культурном измерении. Подчеркнем особо: анализируемый источник имеет свою непреходящую ценность в отношении предмета изображения и охваченных событий, обращенных именно к географическому пространству Евразии. Поэтому, по мнению ряда ученых, «Слово о полку Игореве» (далее в тексте: «Слово...») является историческим и художественно-литературным памятником народов Древней (Киевской) Руси и Северного Кавказа.

О полиэтническом и поликонфессиональном симбиозе, отраженном в выдающемся раннесредневековом памятнике русской литературы, пишет Андрей Никитин следующее: «Почти два века эти люди жили бок о бок с Древней Русью, иногда - среди русских. Вместе с русскими дружинами они участвовали в княжеских усобицах, ходили в помощь русским князьям на Венгрию, Польшу, Волжскую Булгарию, выдавали за них своих дочерей; вместе с русскими встали против монголов и бежали, разбитые, чтобы снова возникнуть на исторической арене Восточной Европы под именем кипчаков, оказавшись впоследствии одними из предков казанских, астраханских и крымских «татар» (мы добавили бы и кумыков, и балкарцев, и карачаевцев - З.А.,Р.А.). Это - половцы. О них упоминают все учебники русской истории. Их можно встретить на стрваницах исторических романов и на сцене оперных театров. И всегда оказывается, что половцы - исчадия ада, злейшие враги Руси, коварные и алчные, косоглазые и меднолицые. .. Так ли это? Не оказались ли мы в плену искусственных концепций, не поняв летописцев или поздних редакторов летописей, смотревших на степных соседей сквозь призму русско-ордынских отношений?» [3].

Представленное А.Никитиным новое, свободное от стереотипов прочтение «Слова о полку Игореве» помогает, таким образом, разобраться в сложном ла-

биринте межэтнических общений раннего средневековья. Показательны в этом случае его же аргументы в пользу конфессиональной принадлежности половцев. Автор отмечает, что за последнее время археологами (Г.А. Федоровым-Давыдовым, С.А.Плетневым, А. О. Добролюбским и другими) проделана огромная работа по изучению исторических захоронений кочевых народов средневековья, которые подтверждают «евразийскую» ментально сть содержания «Слова...» и других величайших памятников культуры, таких как «Искандер-наме» Низами, «Витязяь в тигровой шкуре» Руставели.

О сближении народов и формировании единой евразийской культуры свидетельствуют также, по мнению А. Никитина, изображения и портреты умерших, различного рода изваяния, «идолы», «болваны», отличающиеся сходными чертами, соотносимыми с этническими признаками. Такие исторические памятники представлены как в мусульманской культуре, так и в наследии русского народного искусства, что вызывает сомнения относительно «языческой» ориентированности половцев. Об этом говорит и ссылка А. Никитина на работы академика В.В. Бартольда, отмечавшего широкое распространение христианства в среде тюркских народов, в том числе и у прямых предков половцев - кимаков. В плане сказанного следует отметить, что авторы, исследующие историю половцев на территории Восточной Европы, по большей части забывают об остальных тюрках, в том числе кимаках, оставшихся после переселения в Азии и «подлежащих изучению» согласно сложившейся традиции востоковедами, а не славистами.

Знаменательны в этом контексте и замечания А.Никитина о других косвенных свидетельствах христианской ориентации половцев, например о русско-половецких браках. Важным здесь является акцентирование внимания на системе матримональ-ных связей древнерусских князей, в кото-

рой русско-половецкие браки занимают видное место. Никто из кочевников, кроме половцев, по словам А.Никитина, не удостоился родства с Рюриковичами - ни печенеги, ни торки, ни берендеи, ни угры, ни мусульманизированные (волжские) болгары. Русские князья обычно брали себе жен или в среде родственников, или из аристократии христианских народов. Такое правило подтверждают и отдельные браки с ясами-аланами, предками современных осетин, которые в то время жили на пространстве от верховьев Дона до Северного Кавказа и были христианами [4].

Важными представляются, на наш взгляд, следующие наблюдения, взятые А. Никитиным из исторического прошлого. На половчанке - дочери Атрака, сестре Кончака и внучке Шарукана - женился в свое время грузинский царь Давид Строитель (Восстановитель), хотя придворная традиция строго регламентировала выбор царицы, который обязывал брать супругу исключительно из круга христианских народов. Известно и то, что для защиты от тюрок-мусульман Давид пригласил, кроме родственников жены, еще 45 тысяч семей половцев, которые в решающих битвах спасли страну от порабощения. Та же закономерность просматривается и в отношениях болгар и половцев. А. Никитин отмечает постоянную поддержку половцами антивизантийского движения на Балканах. Показателен и приводимый исторический факт, когда при поддержке кочевых народов было восстановлена разрушенная держава и создано Второе Болгарское царство, первые цари которого происходили из рода половецкого хана Асена. Заключая свои наблюдения, связанные с конфессиональной принадлежностью половцев, А.Никитин пишет: «Но если после всего сказанного у кого-либо остаются сомнения в христианстве половцев, обитавших в южнорусских степях (Дешт-и-Кыпчак позднейших авторов), их должно окончательно развеять свидетельство такого авторитетного арабского путешественника первой половины

XIV века, как Ибн-Бапута, который в своих записках прямо заявляет, что «кыпчаки -христианскойверы» [4].

Как видно, выдвинутый рядом историков лозунг «половецкой опасности», мягко говоря, не соответствует действительности. Половцам не нужны были ни русские, ни византийские города. А.Никитиным в связи с этим отмечается одна примечательная особенность психологии половцев: куда бы они ни шли, где бы ни воевали, они неизменно возвращались в родные степи, когда наступала пора летних кочевок, прерывая даже военные действия. Об этом свидетельствуют и процитированные автором слова известного исследователя истории половцев Д.А. Расовского: «С силами, значительно преобладавшими в численности своих союзников, русских, половцы не раз вступали в Киев, однако они никогда не пытались воспользоваться своим преобладающим положением, чтобы создать здесь свое государство. .. С Кавказа, из-за Балканских гор, из Киева и из еще более далекого Владимира-на-Клязьме половцы неизменно возвращались в причерноморские степи, и в этом отношении вошедшие в эпос слова одного из виднейших половецких ханов Атрака о том, что «лучше на своей земле лечь костьми, нежели на чужой славным быть», могут служить эпиграфом ко всей двухвековой истории половцев...» [5: 14].

Отметим в заключении, что данная статья - одна из первых попыток соотнесения древнейших этнокультурных и эт-номентальных корней русского искусства и истоков литератур народов России в плане поставленной проблемы. И это важно потому, что, как пишет У. М. Панеш, литературная эпоха XX века пока не выработала «нового, устоявшегося» подхода, «основополагающей концепции» [6: 55]. В поле нашего зрения оказались различные материалы, которые могут пролить какой-то свет на заданную тему, - архивные, этнографические, историографические и другие, в том числе и почерпну-

тые из фольклора. В решении важнейшей задачи определения природы евразийства, формирования его концепции может

помочь, как оказалось, новое прочтение знаменитого памятника русской истории «Слова о полку Игореве».

Примечания:

1. Айзатулин Т.А. Евразийская геоподоснова «особенной стати» России. URL: http://www.redov.ru/istorija/teorija_rossii_geopodosnova_i_modelirovanie/pl.php; Алексеев Н.Н. Духовные предпосылки Евразийской культуры // Вестн. Библиотеч. Ассамблеи Евразии. 2006. № 4. С. 3642; Ашкеров А. Глобализация и евразийство: Н.С.Трубецкой // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2008. N 1. С. 42-44; Бердяев Н.А. Евразийцы. URL: http://www.rulit.net/author/berdyaev-nikolaj-aleksandrovich/evrazijcy.html; Бицилли П.М. Трагедия русской культуры. Исследования. Статьи. Рецензии. М., 2000; Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. URL: http://modernlib.ru/books/kozhinov_vadim_valeryanovich/istoriya_ rusi; об этом более подробно см.: З.Н. Акавов, Р.З. Акавов. История кумыкской литературы Нового времени в культурно-историческом освещении: монография. Махачкала: ДГПУ. 2009. 360 с.

2. Кожинов В.В. О «евразийской» концепции русского пути // Россия как цивилизация и культура. М., 2012. С. 194-208.

3. Никитин A.JI. Основания русской истории: мифологемы и факты. М.: Аграф, 2001.768 с.

4. Никитин А. «Лебеди» Великой степи // Наука и религия. 1988. № 9. С. 44-88.

5. Никитин А. «Лебеди» Великой степи. // Наука и религия. 1988. № 10. С. 13-18.

6. Панеш У.М. Об эволюции метода и особенностях реализма XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 3 (63). С. 54-63.

References:

1. Ayzatulin Т. A. Eurasian geounderlying cause of «the special stature» of Russia. URL: http://www .redov.ru/istorija/teorija_rossii_geopodosnova_i_modelirovanie/pl.php; Alekseev N.N. Spiritual preconditions of the Eurasian culture // Bulletin of the Eurasian Library Assembly. 2006. No. 4. P. 3642;Ashkerov A. Globalization and eurasianism: N.S. Trubetskoy // Bulletin of the Eurasian Library Assembly. 2008. No. 1. P. 42-44; Berdyaev N.A. The Eurasians. URL: http://www.rulit.net/author/berdyaev-nikolaj-aleksandrovich/evrazijcy.html; Bitsilli P.M. Tragedy of the Russian culture. Studies. Articles. Reviews. M., 2000; Kozhinov V.V. History of Russia and of the Russian Word. URL: http://modemlib.ru/books/kozhinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi; more details in: Z.N. Akavov, R.Z. Akavov. History of the Kumyk literature of Modern times in cultural and historical lighting: a monograph. Makhachkala: DGPU. 2009. 360 pp.

2. Kozhinov V.V. On the «Eurasian» concept of the Russian way // Russia as a civilization and culture. M., 2012. P. 194-208.

3. Nikitin A.L. Foundations of the Russian history: mythologems and facts. M.: Agraf, 2001.768 pp.

4. Nikitin A. «The swans» of the Great steppe // Science and religion. 1988. No. 9. P. 44-88.

5. Nikitin A. «The swans» of the Great steppe // Science and religion. 1988. No. 10. P. 13-18.

6. Panesh U.M. On the evolution of the method and features of realism of the XX century // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2010. Iss. 3 (63). P. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.