НОВЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Л.Л. Гишкаева, канд. экон. наук, доцент М.Н. Ампукаева, магистрант
Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-10-1-85-88
Аннотация. Статья посвящена анализу процессов развития российского рынка труда в условиях цифровизации экономики. Отмечено, что внедрение цифровых технологий во все области человеческой деятельности способствует возникновению и распространению множества новых, альтернативных традиционным, форм занятости населения. Обоснована необходимость реформирования существующего трудового законодательства в соответствии с формирующимися новыми отношениями занятости. Определена значимость создания не менее трех-четырех образовательных кластеров на территории каждого федерального округа страны, на базе имеющих статус национальных исследовательских университетов высших учебных заведений, что позволит повысить качество подготовки работников разных категорий и обеспечить выпуск специалистов, согласно потребностям в них региональных рынков труда.
Ключевые слова: новые формы занятости, рынок труда, рабочая сила, свободный труд (фриланса), цифровая экономика, цифровые компетенции.
На сегодняшний день рынок рабочей силы становится все более нестабильным и неустойчивым, что затрудняет контроль над процессами, протекающими в нем. В большей степени данное обстоятельство обусловлено развитием и широким использованием цифровых технологий во всех областях человеческой деятельности. Рост разнообразия организаций и предприятий, в свою очередь, приводит к возникновению и распространению множества новых - альтернативных традиционным - форм занятости. Они включают работу по краткосрочным контрактам, частичную занятость, удаленный труд, свободную занятость (фриланс), аутсорсинг, аутстаффинг и т.д. Учитывая, что новые формы занятости характеризуются определенной гибкостью, у работника появляется возможность совмещения нескольких работ и типов занятости, что можно рассматривать как феномен совмещенной занятости. Сегодня уже никого не удивляет ситуация, когда днем человек трудится, например, в качестве офисного работника на традиционном предприятии, а в свободное от основной занятости время - по вечерам, в выходные дни - подрабатывает, выполняя какую-либо работу удаленно,
трудясь в качестве фрилансера, исполняя задачи, связанные или не связанные с его основной профессиональной деятельностью и т.д.
Цифровизация экономики является неизбежной и предоставляющей для людей большие возможности выбора занятости и источников получения доходов, но в тоже время, несет значительные риски для экономики и общества в целом. Данные угрозы различны, к основным из которых можно отнести следующие:
- Проблемы, вызванные необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты персональных и корпоративных данных, объектов интеллектуальной собственности, результатов творческой деятельности человека.
В связи с тем, что информационное пространство становится глобальным и доступным, это может привести к опасности злоупотребления им и неправомерного использования. Во многих государствах преступления, вызванные применением информационных технологий, определяют как киберпреступность, а некоторых странах в рамках отдельной отрасли права, направленной на упорядочивание, в том числе, и трудовых отношений в информа-
ционной среде, стали рассматривать обеспечение информационной безопасности личности.
- Проблемы, обусловленные более высокими темпами распространения новых форм занятости по сравнению с темпами совершенствования направленной на регулирования возникающих при этом трудовых отношений законодательной базы.
Так, на сегодня в законодательствах многих государств, в том числе и в России, не разработаны соответствующие правовые нормы по регулированию возникающих отношений между фрилансером и его работодателем, при этом недостаточно конкретизирован и сам статус фрилансера в юридическом плане. В условиях, когда для регулирования отношений отсутствуют официально закрепленные нормы, усиливается вероятность возникновения рисков в данной области. При свободной занятости многие работники сегодня могут быть менее защищенными, часто они не имеют никаких социальных гарантий, (в числе которых наличие трудовой книжки, означая не зачитывание работы в трудовом стаже), гарантий занятости на определенный период времени, трудовых отпусков, больничных листов, страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей и т.д. Фрилансерам в большей части могут отказать и в предоставлении кредита, так как банки для избежания риска невозврата стараются не иметь дело с теми, кто не может подтвердить официально наличие стабильного дохода. Также фрилансер должен сам позаботиться о возможности получения пенсий, став на учет в фонде социальной защиты населения и формируя свой счет добровольными отчислениями, так как вряд ли это будет за него делать работодатель. В противном же случае, фрилансер при выходе на пенсию может получать только социальную пенсию, самую минимальную из всех видов данного дохода. Нужно отметить и то, что недобросовестный работодатель при отсутствии документального подтверждения трудовых отношений может в одностороннем порядке изменить условия труда фрилансера или же вообще не заплатить ему за работу.
Для предотвращения угроз усиления социальной напряженности на рынке труда современное трудовое законодательство должно своевременно подстраиваться под новые возникающие отношения занятости. На сегодняшний день в некоторых странах на государственном уровне стараются решить вопросы узаконивания свободного труда (фриланса). Для таких целей в России также проводится работа по внесению в трудовое законодательство страны различных соответствующих дополнений.
- Проблемы, обусловленные развитием цифровых технологий. На сегодняшний день широкое использование ИКТ и повышение прозрачности национальных границ приводит к росту трудовой миграции, тем самым усиливая угрозы от этих усиливающихся процессов по всему миру [1].
Уже многие виды трудовой деятельности осуществляются в информационном пространстве с использованием персонального компьютера, различных мобильных устройств и приложений, которые рассматриваются в качестве предметов и/или средств труда работника. Ссылаясь на результаты проведенного исследования, можно отметить, что количество людей только в России, которые выполняют работу удаленно, может варьировать от 3 до 5 млн человек, и этот показатель будет все время возрастать [2]. Цифровые технологии, интернет и «облачные технологии» уже к 2025 году будут оказывать сильное воздействие на рынок труда, приводя к росту числа связанных с умственной деятельностью профессий. Для населения «работа в облаке» в ближайшем будущем может стать основной формой занятости [3].
Такие трансформации в трудовой сфере способствуют расширению производственного пространства с новыми колла-борациями и обменами. Безработица на таком рынке труда уже не является показателем эффективности, так как через цифровые платформы происходит распределение трудовых заданий, а не рабочих мест. Важное значение для работников приобретает постоянное обновление умений и навыков, повышение уровня квалификации, готовность в любое время и в
любом месте выполнить свои обязанности. Все это проводит к тому, что работник становится самоответственным и автономным, самостоятельно регулирующим свою деятельность, контролирующим ее результат и вознаграждение, выбирая поступающие ему предложения.
Для осуществления внешнего контроля тут могут использоваться введенные данные, сведения, отчеты и прочее, при этом сам работник может и не присутствовать. Основное значение в профессиональной карьере при наличии высокой конкуренции за рабочие места и доступности трудовых заданий отводится знаниям и компетенциям, накопленному профессиональному опыту, мотивации и транспарентности оценки заслуг.
В условиях глобализации коммуникаций, доступности информационных источников, наличия возможности осуществления непрерывного процесса профессионального развития будет возрастать ценность информации, обучения и свободного времени. Происходит процесс формирования у современных работников таких новых трудовых мотивов как возможность осуществлять работу дистанционно, совместить трудовую деятельность с профессиональным развитием, труд становится многозадачным и обеспеченным современной техникой, Интернет-ресурсом.
Стоит отметить, что развитие новых мотивов, по мнению некоторых исследователей, связано с наличием таких особенностей поколений «У» и «^», как их стремление к карьерному росту, получению образования, высоким заработкам, предпочтения гибкого графика работы и
возможности свободного и неформального общения на работе. Представители данных поколений отличаются высоким уровнем профессиональной мобильности, социальной активностью, предприимчивостью, при этом поверхностное и фрагментарное мышление является отличительной особенностью поколения «^» [4].
Как считают некоторые эксперты, для повышения качества подготовки специалистов разных категорий и формирования структуры выпуска специалистов под реальные запросы региональных рынков труда целесообразно создание не менее трех-четырех образовательных кластеров в каждом федеральном округе, на базе имеющих статус национальных исследовательских университетов высших учебных заведений. Также состав данных кластеров могут дополнить отраслевые вузы, учебные заведения среднего образования и более успешные образовательные организации общеобразовательного типа [5].
Таким образом, под влиянием цифрови-зации экономики кардинально трансформируется и сама сфера занятости. Для устойчивого развития цифровой экономики нужны высококвалифицированные, обладающие определенными компетенциями работники, при этом поиск их работодателями осуществляется независимо от места их нахождения. Выход российской экономики на инновационный путь развития определяет необходимость обеспечения данного процесса соответствующими ресурсами, среди которых важнейшими являются имеющие способность к генерации новых знаний и развитые цифровые компетенции работники.
возможности трудиться удаленно, а также
Библиографический список
1. Кройтор С. Новые модели бизнеса и нетрадиционные формы занятости в условиях цифровой трансформации: взгляд социолога // Общество и экономика. - 2019. - №3. -С.153-154.
2. Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Трансформация рынка труда в условиях цифровизации // Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». - 2019. - № 4. - С. 176.
3. Дегтярев А.В. Работа в облаке: оценка рисков и качество труда // Качество. Инновации. Образование. - 2017. - № 2. - С. 59-67.
4. Дашкова Е.С., Дорохова Н.В., Зенкова О.А. Исследование процессов трансформации трудовых мотивов и форм занятости населения в условиях инновационного развития экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - №2. - С. 655.
5. Вукович Г.Г., Крылова А.И. Инновационное развитие России // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - №2. - С. 82.
NEW FORMS OF EMPLOYMENT IN THE LABOR MARKET
L.L. Gishkaeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
M.N. Ampukaeva, Graduate Student
Chechen State University named after A.A. Kadyrov
(Russia, Grozny)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the development processes of the Russian labor market in the context of the digitalization of the economy. It is noted that the introduction of digital technologies in all areas of human activity contributes to the emergence and spread of many new, alternative to traditional, forms of employment of the population. The necessity of reforming the existing labor legislation in accordance with the emerging new employment relations has been substantiated. The importance of creating at least three or four educational clusters on the territory of each federal district of the country, on the basis of higher educational institutions having the status of national research universities, has been determined, which will improve the quality of training for workers of different categories and ensure the graduation of specialists in accordance with the needs of regional labor markets.
Keywords: new forms of employment, labor market, labor force, free labor (freelancing), digital economy, digital competencies.