ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.3 ББК 67.408
НОВЫЕ ФОРМЫ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА
АЛЕКСАНДР АНА ТОЛЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ,
следователь по особо важным делам второго следственного отдела управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации,
подполковник юстиции E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен материал о новых формах посягательств на основы конституционного строя и безопасность государства, раскрыто содержание понятия вооруженного противодействия власти; приведен сравнительный анализ вооруженного противодействия власти и насильственного захвата власти; показано значение цели разрушения основ конституционного строя Российской Федерации.
Ключевые слова: вооруженное противодействие власти, новые формы посягательств, разрушение основ конституционного строя, безопасность государства, захват власти.
Annotation. This article contains a material about the new forms of abuse for the constitutional order and state security, it reveals the content of the concept regarding armed counteraction of the governancy. Comparative analysis of the armed counteraction of the governance from forcible takeover of the authority, is shown in this article. The values of the objectives for the disintegration of the bases of constitutional order in Russian Federation is shown.
Keywords: Amed counteraction of the governance, New forms of the encroachments, Disintegration of the bases of constitutional order, Safety of the government, Takeover of the governance.
Раздел X Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК) «Преступления против государственной власти» содержит ряд глав, в том числе гл. 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Насильственный захват или удержание власти заключаются в действиях, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержания власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 278 УК).
Перечень действий, совершение которых приведет к насильственному захвату или насильственному удержанию власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, неограничен и теоретически достаточно широк. К этим действиям законодатель предъявляет одно требование - насильственный характер.
Общая целевая направленность посягательств определяет объект преступления.
Анализ показывает, что не все посягательства, имеющие своей конечной целью насильственный захват или насильственное удержание власти, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, возможно квалифицировать как насильственный захват власти.
Захват власти может иметь место в отношении какой-то ветви власти либо носить широкомасштабный характер, направленный против всех субъектов власти; может быть совершен на всех уровнях осуществления власти. Насильственный захват власти означает попытку незаконного прихода к власти субъекта, которому эта власть не принадлежала. Захват власти направлен на завладение властными полномочиями. Масштаб целей требует применения таких же по масштабу действий.
Цель достигается проведением работы, в ходе которой применяются определенные средства и методы.
Однако, изучение следственной и судебной практики показывает, что фактически для достижения указанных целей с различной периодичностью прово-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
дятся единичные акции малочисленными группами2. Формы образования и тактика действия этих групп могут быть различными3.
Целями и задачами созданных устойчивых вооруженных групп и незаконных вооруженных формирований являются дестабилизация общественно-политической обстановки на территории отдельных северокавказских республик и на Северном Кавказе в целом, насильственное воздействие на органы государственной власти Российской Федерации с целью изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушение ее территориальной целостности, закрепленной в ч. 1 ст. 65, ст. 67 Конституции Российской Федерации, путем незаконного вывода из ее состава субъектов, входящих в Северо-Кавказский регион, и образование на этой территории нового Исламского государства с шариатской формой правления.
Указанные цели и задачи участники названных преступных групп намереваются исполнить, прикрываясь ложными религиозными идеями ведения «священной мусульманской войны против неверных», т.е. против лиц, работающих в федеральных органах государственной власти, органах местного самоуправления, правоохранительных органах и военнослужащих, так называемым - «джихадом».
Способами достижения указанных целей и задач являются нападения на граждан и организации, убийства гражданских лиц, посягательства на жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, представителей органов государственной власти и управления, совершение террористических актов и диверсий, уничтожение и хищение имущества граждан и организаций, а также незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, хищения огнестрельного оружия и боеприпасов. Данные выводы строятся на результатах анализа приговоров судов и следственной практике.
Могут ли разрозненные нападения привести к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации? Единичные акции этого сделать просто не в состоянии. В то же время, функционирование большого количества преступных групп, системный характер их деятельности, постоянство объектов посягательства, выработанные способы и методы нападений, господствующая идеология свидетельствуют о целенаправленной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности государства.
Какую оценку дает уголовный закон именно этой системной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности государства? На наш взгляд, никакой. Уточним, что ответственность наступает за отдельные действия, которые можно квалифицировать как разрозненные, не связанные между собой, совершенные по какому-то стечению обстоятельств. Частый пример: совершение преступлений, предусмотренных ст. 208 УК, которые интерпретиру-
ются следующим образом - несколько лиц создали незаконное вооруженное формирование (далее - НВФ), а для обеспечения его деятельности приобрели огнестрельное оружие. Никаких целей деятельности НВФ не указывается, роль и предназначение оружия не раскрывается. Бывает иначе: указываются цели изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности, но юридической оценки им не дается. Нападениям устойчивых вооруженных групп (банд) с учетом целей их деятельности - изменение конституционного строя Российской Федерации и нарушение ее территориальной целостности - должна даваться дополнительная квалификация.
Полагаем, что ответственность за такую преступную деятельность непременно должна быть определена.
На наш взгляд, фактически уже существует новая форма посягательства на основы конституционного строя и безопасность государства - вооруженное противодействие власти.
Вооруженное противодействие власти - насильственные действия с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, направленные на воспрепятствование деятельности государственных органов или государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, представителей власти, военнослужащих, в целях разрушения основ конституционного строя и государственного устройства Российской Федерации, нарушения территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации. Квалифицированными являются действия, сопряженные с угрозой жизни, а равно убийством государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, представителей власти, военнослужащих, их близких в тех же целях.
Обоснованием создания нового состава преступления является сравнительный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 278 УК, с новой формой посягательства.
Основным непосредственным объектом насильственного захвата власти являются общественные отношения, обеспечивающие основы политической системы России в части легитимности государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти и ее ор-ганов4.
Принимая во внимание, что ст. 278 УК предусматривает ответственность за захват или удержание власти только с применением насилия, в качестве дополнительного непосредственного объекта преступления может выступать здоровье, честь и достоинство лиц, к которым применялось насилие5.
Основным непосредственным объектом вооруженного противодействия власти являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование политической системы Российской Федерации, возможность реализации государственных функций. Дополнительный непосредственный объект такой же, как в ст. 278 УК.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Отличие в том, что под угрозу ставится функционирование политической системы, возможность реализации государственных функций, существование самого государственного устройства, а не легитимность порядка установления и функционирования государственной власти и ее органов.
Объективная сторона захвата власти заключается в действиях, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Насильственный захват власти предполагает завладение с применением силы властными полномочиями незаконным, чаще всего вооруженным путем отдельными лицами, группировками, партиями, движениями и прочими, такими полномочиями не обладающими.6
Объективная сторона вооруженного противодействия власти состоит, на наш взгляд, в насильственных действиях с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, направленных на воспрепятствование деятельности государственных органов или государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, представителей власти, военнослужащих, в целях разрушения основ конституционного строя и государственного устройства Российской Федерации, нарушения территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации. Также следует учитывать угрозы жизни или здоровью, а равно убийство государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, представителей власти, военнослужащих, их близких, в тех же целях.
Существенным отличием в конструкции объективной стороны является указание на цель - не насильственный захват или удержание власти, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а разрушение основ конституционного строя и государственного устройства Российской Федерации, нарушения территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации.
Субъективная сторона и субъект вооруженного противодействия власти аналогичны этим признакам в насильственном захвате власти.
Объективно существующие новые формы посягательств на основы конституционного строя и безопасности государства требуют выработки новых форм и методов противодействия им, обновления нормативно-правовой базы, для чего целесообразно ввести в Уголовный кодекс статью, закрепляющую ответственность за вооруженное противодействие власти.
Литература
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 30 декабря 2015 г.) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW 10699/.
2. Электронный ресурс https://rospravosudie.com.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Под ред. А.И. Рарога. Электронная правовая система «Консультант».
4. Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практич. пособ. // Под ред. А.В. Галаховой. М. , Российская академия правосудия. Электронная правовая система «Консультант».
5. Уголовное право России: Учебное пособие // Под ред. В.С. Комиссарова. 3-е изд. М.: Проспект, 2014. С. 356.
References
1. «The Criminal Code of the Russian Federation» dated 13.06.1996 № 63-FZ (ed. By 30.12.2015) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 10699/.
2. Electronic resource https://rospravosudie.com.
3. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation under the editorship of AI Rarog. Electronic legal system consultant.
4. A jury: qualification of crime and treatment of cases. Scientific and practical guide, edited by AV Galakho-va. Moscow, Russian Academy of Justice. Electronic legal system consultant.
5. Criminal Law of Russia. Tutorial. // Edited by VS Komissarov. 3rd edition. M .: Prospekt, 2014. 356 pp.
1 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. N° 63-Ф3 (ред. от 30 декабря 2015 г.) http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
2 https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-dagestan-respublika-dagestan-s/act-401266213/;
https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-dagestan-respublika-dagestan-s/act-429794020/;
https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-dagestan-respublika-dagestan-s/act-429797204/;
https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-dagestan-respublika-dagestan-s/act-431701924/;
https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-dagestan-respublika-dagestan-s/act-430059798/
3 https://rospravosudie.com/court-tlyaratinskij-rajonnyj-sud-respublika-dagestan-s/act-494789657/;
https://rospravosudie.com/court-tlyaratinskij-rajonnyj-sud-respublika-dagestan-s/act-494789248/;
https://rospravosudie.com/court-kizilyurtovskij-rajonnyj-sud-respublika-dagestan-s/act-491328615/
4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Под ред. А.И. Рарога. Электронная правовая система «Консультант».
5 Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практич. пособ. // Под ред.
A.В. Галаховой. М., Российская академия правосудия. Электронная правовая система «Консультант».
6 Уголовное право России: Учебное пособие // Под ред.
B.С. Комиссарова. 3-е изд. Проспект, М., 2014. С. 356.