Научная статья на тему 'Понятие и содержание чрезвычайных обстоятельств террористического и иного криминального характера'

Понятие и содержание чрезвычайных обстоятельств террористического и иного криминального характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / EMERGENCIES / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / CRIMES OF TERRORISM / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / COUNTER-TERRORIST OPERATION / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / SPECIAL OPERATION / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / EMERGENCY LAW / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баженов Сергей Викторович

Раскрываются понятие и содержание чрезвычайных обстоятельств террористического и иного криминального характера; исследуется, какие преступления носят террористический характер и какие организации можно отнести к террористическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and content of emergencies of terrorist and other criminal character

The article reveals the concept and content of emergencies of terrorist and other criminal character. The author studies which crimes are of terrorist character and which organizations can be classified as terrorist.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание чрезвычайных обстоятельств террористического и иного криминального характера»

ственного университета . Право . 2015 . № 1(15) . URL: http:// cyberleninka . ru/article/n/ugolovno-pravovaya-harakteristika-narusheniya-pravil-bezopasnosti-na-vzryvoopasnyh-obektah (дата обращения: 25 .08 .2015) .

2 Безбородов Д. А. О некоторых особенностях применения уголовного закона в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ // Кримина-листъ . 2014 . № 2(15) . С . 17.

3 Жалинский А. Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный характер . М ., 2009. С . 357.

4 Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность . М . , 1969. С . 60 .

5 Основания уголовно-правового запрета / под ред . В . Н . Кудрявцева и А . М . Яковлева . М . , 1982 . С . 217.

6 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации : утв . Президентом РФ 14 .11.2013 № Пр-2685. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

7 Приговор Изобильненского районного суда Ставропольского края от 2 апреля 2015 г. по делу № 1-103/2015 . URL: http://rospravosudie . com/court-izobilnenskij-rajonnyj-sud-stavropolskij-kraj-s/act-488102980/ (дата обращения: 03 . 07.2015).

8 Приговор Советского районного суда города Астрахани от 11 декабря 2014 г. по делу № 1-359/2014. URL: https://rospravo-sudie . com/court-sovetskij-rajonnyj-sud-g-astraxani-astraxanska-ya-oblast-s/act-455500904/ (дата обращения: 03.07.2015) .

9 Евдокимов А. А. Нарушение специальных правил безопасности в уголовном праве России : автореф . дис . ... канд . юрид . наук . М . , 2013 . URL: http://www. dissercat . com/content/ narushenie-spetsialnykh-pravil-bezopasnosti-v-ugolovnom-prave-rossii#ixzz3eM1htv00 (дата обращения: 12 .08 .2015) .

10 Там же .

11 Прозументов Л. М. Общественная опасность как основание криминализации (декриминализации) деяния // Вестник Воронежского института МВД России 2009 № 4 URL: http://cyberleninka . ru/article/n/obschestvennaya-opasnost-

kak-osnovanie-kriminalizatsii-dekriminalizatsii-deyaniya (дата обращения: 28 .06 .2015) .

12 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 г. URL: http://economy. gov. ru/ wps/wcm/connect/97fcd9bd-03b8-4c66-a02f-117d69e48429/ %D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8_2014. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=97fcd9bd-03b8-4c66-a02f-117d69e48429 (дата обращения: 04.07.2015) .

13 Застройщики тратят на взятки до 30% стоимости объекта. URL: http://www.uman . net/society/770898-zastroyschiki-tratyat-na-vzyatki-do-30-stoimosti-obyekta . html (дата обращения: 25 .08 .2015) .

14 Апелляционное постановление Верховного суда Республики Хакасия от 26 мая 2015 г. по делу № 22-243/2015 . URL: https://rospravosudie . com/court-verxovnyj-sud-respubliki-xakasiya-respublika-xakasiya-s/act-493506693/ (дата обращения: 06 .07.2015) .

15 Международная классификация болезней 10-го пересмотра . URL: http://mkb-10 . com/index . php?pid=4257 (дата обращения: 19.07.2015) .

16 Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ . ред . Ю . С . Шойгу. М . , 2007. URL: http:// www. studfiles . ru/preview/3193917/ (дата обращения: 19.07.2015) .

17 Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-43314 от 27.12 .2010 : выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

18 После посещения стоматолога петербуржцы стали бояться наркоза . URL: http://piter. tv/event/Dentrolen/ (дата обращения: 19.07.2015)

19 Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 марта 2013 г. по делу №2-642/2013. URL: https: //www. rospravosudie . com/court-xabarovskij-rajonnyj-sud-xabarovskij-kraj-s/act-490888513/ (дата обращения: 18 .08 .2015) .

20 Обрушение казармы в Омске . URL: http://www. kommersant . ru/doc/2769229 (дата обращения: 19.07.2015) .

УДК 344 © С. В. Баженов, 2016

Понятие и содержание чрезвычайных обстоятельств террористического и иного криминального характера

С. В. Баженов

Раскрываются понятие и содержание чрезвычайных обстоятельств террористического и иного криминального характера; исследуется, какие преступления носят террористический характер и какие организации можно отнести к террористическим.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, преступления террористической направленности, контртеррористическая операция, специальная операция, чрезвычайное положение, правовой режим.

Одним из приоритетных направлений дея- и внутренних войск МВД России к действиям при тельности ОВД является достижение должно- чрезвычайных обстоятельствах криминального го уровня готовности органов внутренних дел характера .

Термин «чрезвычайные обстоятельства» часто раскрывается в законах и ведомственных нормативных правовых актах, однако в ходе предпринятого исследования мы не смогли обнаружить в них определения чрезвычайных обстоятельств криминального характера

Согласно ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 1 к чрезвычайным обстоятельствам относятся «ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации» Статья 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2 устанавливает, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер .

Далее рассмотрим, что следует понимать под чрезвычайными (специальными) мерами и что является основанием для их применения

Анализ действующего законодательства и доктрины позволяет отнести к специальным мерам введение особого правового режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции, которые предусматривают использование определенных мер и временных ограничений в зоне своего действия, а также проведение органами внутренних дел иных специальных операций, во время которых они имеют право применять оружие, спецсредства, осуществлять блокирование, оцепление и ряд других мероприятий, не предусмотренных при обычных обстоятельствах 3 .

При этом специальная операция проводится в целях предупреждения, пресечения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств террористического характера, а также иного криминального характера, не связанного с терроризмом Отсюда следует, что для органов внутренних дел контртеррористическая операция является разновидностью специальной

Таким образом, выделяют чрезвычайные обстоятельства, вызванные умышленными противоправными действиями людей и требующие проведения специальных, в том числе контртеррористических, операций, т е имеющие криминальный характер, и чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, требующие для своего устранения иных специальных мер

В настоящее время нет точного перечня чрезвычайных обстоятельств криминального характера,

отсутствует единый подход к определению преступной деятельности террористического характера и ее соотношению с чрезвычайными обстоятельствами криминального характера . Действующие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты МВД России и ФСБ России нередко противоречат друг другу и имеют значительные пробелы Попытаемся проанализировать законодательство и существующую практику и выяснить, какие обстоятельства можно отнести к этим категориям

Необходимо констатировать, что специальные операции все чаще проводятся для задержания вооруженного или иного особо опасного преступника, а контртеррористические — не для пресечения террористического акта, а для задержания или обезвреживания лица, ранее его осуществившего или только готовящего

Изучение содержания ведомственных нормативных актов МВД России, регламентирующих планирование и подготовку сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, свидетельствует, что к таким обстоятельствам относится также деятельность организованных групп, преступных сообществ, банд, задержание вооруженных и особо опасных преступников, захват собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, блокирование транспортных коммуникаций.

Учитывая изложенное выше, под чрезвычайными обстоятельствами криминального характера, на наш взгляд, следует понимать обстановку, вызванную необходимостью задержания или обезвреживания вооруженного или иного особо опасного преступника (в том числе причастного к террористической деятельности), если его задержание или пресечение его деятельности невозможны без проведения специальной операции, а также обстановку, сложившуюся в результате внезапно возникших умышленных противоправных действий, представляющих реальную угрозу жизни, здоровью и безопасности людей, конституционному строю Российской Федерации или наносящих значительный ущерб различным формам собственности, территориям и объектам, в результате которых нарушаются или могут нарушиться нормальные условия функционирования предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти, транспортных коммуникаций, для локализации и ликвидации последствий которой необходимо принимать предусмотренные соответствующими законами специальные меры (проводить специальные операции)

Что же можно отнести к чрезвычайным обстоятельствам криминального характера, представляющим основания для введения особого право-

вого режима чрезвычайного положения? Такими обстоятельствами в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» являются попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти (охватывается диспозицией ст . 278 УК РФ 4), вооруженный мятеж (охватывается диспозицией ст. 279 УК РФ), массовые беспорядки (охватывается диспозицией ст. 212 УК РФ), террористические акты (охватывается диспозицией ст. 205 УК РФ), блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей (частично охватывается диспозицией ст. ст. 267, 360 УК РФ), подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований (охватывается диспозицией ст 208 УК РФ), межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

Кроме того, необходимо определиться с тем, какие обстоятельства связаны с совершением преступлений террористической направленности и позволяют для борьбы с ними применять предусмотренный Федеральным законом «О противодействии терроризму» правовой режим контртеррористической операции В Концепции противодействия терроризму отмечено, что условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов, подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и их заблаговременная подготовка 5 .

Перечень преступлений террористической направленности указан в диспозициях чч. 1 и 4 ст. 2051 УК РФ и включает составы, описанные в ст ст 205, 2051, 2053, 206, 208, 211, 277-279 и 360 УК РФ, т. е . террористический акт; содействие террористической деятельности; прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; захват заложника; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; насильственный захват власти или насильственное удержание власти; вооруженный мятеж и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

Существующая практика при пресечении данных преступлений допускает проведение контртеррористической операции

В примечании 1 к ч 4 ст 2051 УК РФ среди составов, предусматривающих ответственность за финансирование терроризма, указаны дополнительно ст ст 2052, 2054, 2055, 220, 221 УК РФ, т е публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; организация террористического сообщества и участие в нем; организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации; незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ; хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, однако в перечне, приведенном в самой статье, они отсутствуют

При этом результаты исследования иных нормативных правовых актов показывают, что относительно данного перечня существуют и иные точки зрения Например, отличная позиция прослеживается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» 6, которое к преступлениям террористической направленности, кроме указанных в перечне, относит также публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст 2052 УК РФ), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст 221 УК РФ) и пиратство (ст 227 УК РФ)

Приказом ФСБ России, МВД России и Минюста России от 30 сентября 2010 г. 7 перечень, указанный в ст 2051 УК РФ, дополнен посягательством на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст 295 УК РФ), посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) .

Указанием Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» 8 в Перечень № 22 преступлений террористического характера включены деяния, предусмотренные ст ст 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 281, 360, а при наличии связи совершенных преступлений с террористической деятельностью — ст. ст. 209, 210, 278, 279, 2821, 2822, 295, 317, 318 УК РФ.

Таким образом, перечень составов преступлений, указанный в диспозиции ст 2051 УК РФ, дополнен составами, предуматривающими ответственность за бандитизм (ст. 209 УК РФ); организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст 220 УК РФ); хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст 221 УК РФ); диверсию (ст 281 УК РФ); организацию экстремистского сообщества (ст 2821 УК РФ); организацию деятельности экстремистской организации (ст 2822 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст 295 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) .

Согласно ст 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» к преступлениям террористического характера относятся также такие не указанные в перечне деяния, как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст 2052 УК РФ), организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 2054 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 20 55 УК РФ), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст 221 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) 9, организация экстремистского сообщества (ст 2821 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст 2822 УК РФ) и финансирование экстремистской деятельности (ст. 2823 УК РФ) .

Аналогичная ситуация просматривается и при изучении зарубежных правовых норм 10 . Анализ их положений показывает, что в международном праве к преступлениям террористической направленности относятся организация преступного сообщества, похищение людей, а также ряд иных преступлений, не перечисленных в ст 2051 УК РФ и в ст 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»

Выявленные противоречия свидетельствуют о необходимости рассмотрения вопроса о расширении перечня преступлений террористической направленности (далее — перечень), приведенного в ст 2051 УК РФ Проанализируем, какими составами преступлений целесообразно его дополнить и будут ли эти преступления служить основанием для проведения контртеррористической или иной специальной операции . Хотя решение этих вопросов для каж-

дого состава заслуживает отдельного исследования, постараемся наметить направления и сделать первые шаги для решения данной проблемы

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК РФ) явно имеют террористическую направленность, но, по нашему мнению, не требуют для борьбы с ними специальных мер и могут быть пресечены обычными средствами

Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст 221 УК РФ) представляют собой значительную угрозу для жизни и здоровья населения, присутствуют в качестве преступлений террористической направленности практически во всех, кроме УК РФ, нормативных правовых актах, и следовательно, можно сделать вывод, что их включение в перечень и проведение для их пресечения и ликвидации их последствий контртеррористической операции было бы оправданно

Большое значение имеет изучение положений Конвенции 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 6 марта 2001 г 11, и ст. 8 Федерального закона «О противодействии терроризму» (Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства), признающих пиратство, ответственность за которое закреплена ст 227 УК РФ, актом терроризма Более того, диспозиция ст 211 УК РФ, включенной в упомянутый перечень, указывает на захват судна водного транспорта в целях угона, а диспозиция ст 227 УК РФ — нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом По сути, обе статьи устанавливают ответственность за преступления с равной степенью общественной опасности, а в ряде случаев угон либо захват водного судна выступает средством совершения пиратства В этих ситуациях действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений 12, поэтому отнесение пиратства к преступлениям террористического характера и проведение для борьбы с ним контртеррористической операции мы считаем правомерным

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ), на наш взгляд, отнести к преступлениям террористического характера можно только

при наличии ряда дополнительных условий, как, например, расследование террористического акта, действие правового режима контртеррористической операции и т. п. Хотя проведение для их пресечения не контртеррористической, а специальной операции, считаем, будет полностью аргументированно .

Изучение диспозиции ст. 281 УК РФ «Диверсия» показывает, что она подразумевает совершение взрыва, поджога или иных действий в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, т е она отличается от диспозиции ст. 205 УК РФ «Террористический акт» только целями, которые в момент совершения преступления разграничить будет вряд ли возможно, поэтому считаем необоснованным отсутствие данного состава в перечне преступлений террористической направленности и полагаем совершенно необходимым проведение контртеррористической операции для борьбы с этим преступлением

На наш взгляд, ст. 280 УК РФ описывает деяния, относящиеся все же к экстремистской деятельности . Ответственность за публичные призывы к террористической деятельности предусмотрена введенной в 2006 г. ст. 20 52 УК РФ. При оценке правомерности отнесения экстремистской деятельности (ст. ст. 2821, 2822 УК РФ) к преступлениям террористической направленности стоит опираться на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором указано, что в соответствии со ст 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» террористическая деятельность является разновидностью экстремистской деятельности (экстремизма) Поэтому, учитывая, что Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-Ф3 в УК РФ введены ст. 2054 «Организация террористического сообщества и участие в нем» и ст. 2055 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», являющиеся специальными по отношению к ст. ст. 2821, 2 822 УК РФ, последние из списка преступлений террористической направленности следует исключить

Вызывает интерес результат сравнения диспозиций ст. ст. 208 и 209 УК РФ. Верховный Суд Российской Федерации стоит на позиции, что если отдельные члены незаконных вооруженных формирований объединились в устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации (в том числе и для совершения террористической деятельности), руководят такой группой (бандой), а также участвуют в совершаемых ею нападениях, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 208

и 209 УК РФ 13. Однако в ходе их анализа выясняется, что единственное их отличие состоит в наличии в диспозиции ст. 209 УК РФ признака устойчивости и цели — нападение на граждан или организации, из чего можно сделать вывод, что бандитская группа — частный случай незаконного вооруженного формирования . Еще в 1998 г. рядом ученых отмечалось, что в последнее время терроризм проявляется в преступных действиях групп, вооруженных формирований, действия которых имеют все признаки бандитизма 14 . Это представляется существенным аргументом для включения ст 209 УК РФ в перечень статей, предусматривающих ответственность за преступления террористической направленности и проведения для задержания членов банды специальной или даже в некоторых случаях контртеррористической операции

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что в перечень преступлений террористической направленности, предусмотренный ст 2051 УК РФ, целесообразно дополнительно включить публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2 0 52 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст 220 УК РФ), хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст 221 УК РФ), пиратство (ст. 227 УК РФ), диверсию (ст. 281 УК РФ), хотя при совершении преступления, предусмотренного ст 2052 УК РФ, проведение специальной или контртеррористической операции будет, скорее всего, неправомерным

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) можно отнести к чрезвычайным обстоятельствам криминального характера, но не к преступлениям террористического характера .

Перейдем к рассмотрению чрезвычайных обстоятельств криминального характера, вызванных необходимостью задержания или обезвреживания вооруженного или иного особо опасного преступника

Представляет интерес, что при обнаружении на территории субъекта Российской Федерации лица или группы лиц, входящих в организацию, признанную судом террористической, если имеются достоверные данные о наличии у них оружия или взрывных устройств, пусть даже они не объявлены в розыск как террористы, для пресечения их деятельности проводится контртеррористическая операция Причем при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 2054 и 2 0 55 УК РФ, к сообще-

ствам или организациям, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением террористической деятельности, следует относить указанные в специальных перечнях (списках) согласно ст 24 Федерального закона «О противодействии терроризму»

В целях реализации положений этой статьи, перечисляющей условия, которым должна соответствовать организация, чтобы ее можно было признать террористической, в «Российской газете» публикуется список организаций, признанных решением Верховного Суда Российской Федерации террористическими 15 . Кроме того, Комитетом секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности формируется Перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности 16 .

Таким образом, обстоятельства, для борьбы с которыми требуется введение особого правового режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции, можно отнести к чрезвычайным обстоятельствам террористического характера, а с которыми проведение специальной операции без введения какого-либо правового режима — к чрезвычайным обстоятельствам иного криминального характера

К чрезвычайным обстоятельствам криминального характера следует отнести: террористический акт (ст 205 УК РФ); содействие террористической деятельности (ст 2051 УК РФ); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК РФ); прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст 2053 УК РФ); организацию террористического сообщества и участие в нем (ст 2054 УК РФ); организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст 2055 УК РФ); захват заложника (ст 206 УК РФ); организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст 208 УК РФ); бандитизм (ст 209 УК РФ); организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ст 212 УК РФ); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст 220 УК РФ); хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст 221 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст 295 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или обществен-

ного деятеля (ст 277 УК РФ); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст 278 УК РФ); вооруженный мятеж (ст 279 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); блокирование или захват особо важных объектов, транспортных коммуникаций или отдельных местностей (частично охватывается диспозициями ст. ст. 267, 360 УК РФ); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст 360 УК РФ); межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; задержание вооруженных и особо опасных преступников.

1 О воинской обязанности и военной службе : федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ : в ред. от 30.03.2015 // Рос . газета . 1998.2 апр.

2 О чрезвычайном положении : федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ : в ред. от 12.03.2014 // Там же . 2001. 2 июня .

3 О противодействии терроризму : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ : в ред . от 31 . 12. 2014 // Там же . 2006. 10 марта ; Шагиева Р. В., Шагиев Б. В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право . 2014. № 6 . С . 538-549 ; Зайцев С. Н. Особые условия . Термины и определения : словарь . М . , 2003. С. 54.

4 В Федеральном конституционном законе статьи УК РФ не отмечены, поэтому мы постарались установить соответствие чрезвычайных обстоятельств указанным в УК РФ составам преступлений

5 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации : утв Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // Рос . газета . 2009. 20 окт.

6 О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 // Там же . 2012. 17 февр .

7 Об утверждении Инструкции о порядке представления органами федеральной службы безопасности, органами внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний информации о преступлениях террористической направленности и результатах борьбы с терроризмом в аппарат Национального антитеррористического комитета : приказ ФСБ России, МВД России и Минюста России от 30 сентября 2010 г. № 465/699/240.

8 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г. Документ опубликован не был Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Представляет интерес, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 433-ФЗ в УК РФ введена ст. 2801 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Фе-

Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Реформирование контрольно-надзорных функций.

дерации», которая, тем не менее, в указанный список не вошла, хотя и является специальной по отношению к ст . 280 УК РФ.

10 Гуринович А. Г. О зарубежном опыте правового обеспечения противодействия терроризму : аналитическая записка отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . URL: http://www. gryzlov. ru/files/27. doc (дата обращения: 30.09.2013) ; Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия . СПб . , 2003. С . 286-289 ; Уголовный кодекс Франции . СПб . , 2002 . С . 359-361.

11 Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. // Терроризм . Правовые аспекты борьбы . М . , 2005 С 332-340

12 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ ред Ю И Скуратова и В М Лебедева М , 2000 С 512

13 О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г . № 1.

14 Моховиков О. В. Особенности квалификации общественно опасных деяний, предусмотренных ст. 205 УК РФ «Терроризм», на различных стадиях совершения преступления // Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом . Домодедово, 2004. С . 54 ; Демковец О. В., Кузнецов А. Л., Ныриков С. А. Организованная преступность и терроризм // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией : сб . науч . тр . М . , 1998 . С . 42 .

15 Об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию единого федерального списка организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 1014-р // Рос . газета . 2006 . 18 июля

16 О Перечне организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности : решение Комитета секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности : принято в г Москве 9 декабря 2010 г. Документ опубликован не был . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

УДК 342.9 © В. В. Головко, О. И. Бекетов, В. И. Майоров, 2016

Реформирование контрольно-надзорных

функций Государственной инспекции безопасности дорожного движения: история и перспективы

В. В. Головко, О. И. Бекетов, В. И. Майоров

Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость Существенная роль в ее решении принадлежит органам и подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, и особенно Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Сегодня эффективность обеспечения безопасности дорожного движения во многом зависит от продолжения реформирования контрольно-надзорных функций органов внутренних дел, в том числе и Госавтоинспекции МВД России.

Ключевые слова: контроль, надзор, дорожное движение, безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, органы внутренних дел, полиция, реформа органов внутренних дел, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» положил начало масштабному реформированию системы МВД России . За про-

шедшее время были предприняты беспрецедентные меры: переработан большой объем нормативных актов, милиция переименована в полицию, проведено уникальное для России онлайн-обсуждение законопроекта «О полиции», прошла внеочередная аттеста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.