тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
ОНЛАЙН/^ ХР^ ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— Новые формы организации работы с дошкольниками по навигации (профориентации) на профессии железнодорожного транспорта
ШЕЙКО Оксана Геннадьевна
Организация: ЧОУ Прогимназия №63 ОАО Регион: Россия, Ростовская область, г. Батайск
Ключевые слова: профориентация, кейс-технология, профессии на железнодорожном транспорте, моделирование проблемной ситуации.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий (включая профессии железнодорожников) — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Профессиональное самоопределение связано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст действует, как подготовительный этап, во время которого закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной профессии. В основе лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Технология объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. В решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы, подкреплены исследованиями, оценены экспертами.
Разработанные и систематизированные по профессиям родителей — железнодорожников детей группы кейсы: профессии на железной дороге: машинист (локомотива, электровоза, тепловоза), помощник машиниста, начальник поезда, проводник, осмотрщик вагонов и т.д.; профессии железнодорожных станций и вокзалов: начальник станции, дежурный по станции, поездной диспетчер, дежурный кассир, диктор станционного радио, полицейский ЛОП; профессии, связанные с обслуживанием железных дорог и железнодорожного транспорта: ремонтник (пути, вагонов), сварщик, кузнец, маляр, электромонтер и т.д.,
Работа по организации кейс-игры строится с учетом принципа интеграции образовательных областей (социализация, труд, коммуникация, познание, чтение худо-
тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
ФОРМАТ
ЕС СЕ 2020
жественной литературы) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интегративный подход позволит наиболее эффективно развить в единстве познавательную и эмоциональную сферы личности ребенка.
Активно используются практические кейсы, которые моделируют «действующую» модель «опасную» ситуацию, в решение которой проходит тренинг детей, по закреплению способов правильного поведения в «опасной» ситуации. Совместное практическое моделирование «опасной» ситуации и наглядных алгоритмов действий ребенка в «зоне повышенной опасности — на железной дороге», способствуют не только получению знаний о профессиях на железнодорожном транспорте, но и «проживанию» им опыта безопасного поведения, развитию способности к обеспечению собственной безопасности. Кроме того, поиск дошкольником различных вариантов решения созданной «опасной» ситуации развивает у него исследовательскую инициативу.
Список литературы:
1. Авдеева, Н. Н., Князева, 0. Л., Стеркина, Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Текст. / Н. Н. Авдеева, й. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 144 с.
2. Азбука железной дороги: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 201 1. — 60 с.
3. Колосова С. Г. Проектирование целостного процесса воспитания безопасного поведения детей 5-10 лет на железнодорожном транспорте. Опыт работы. Пособие для педагогов дошкольного и начального общего образования. — Р.: Издательский центр «Арт-Ростов», 2019. — 260 с.
4. Куликовская И. Э., Крюкова Н. А., Талыбова Н. В. Опережающая профориентация детей дошкольного возраста (на примере знакомства с миром железной дороги). — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. — 156 с.
5. Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 360 с.
6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? — Обучение за рубежом, 2000, № 7.