Научная статья на тему 'Новые форматы и инновации в образовании'

Новые форматы и инновации в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые форматы и инновации в образовании»

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-144-151

НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Доклад на пленарном заседании VIII Всероссийского экономического Собрания

11 ноября 2023 г., Москва

ПРОКОФЬЕВ СТАНИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса, член Правления ВЭО России, д.э.н., профессор

Уважаемые Сергей Дмитриевич, Борис Николаевич, коллеги! Позвольте и мне тоже присоединиться к поздравлениям в связи с Днём экономиста, и как представитель самого большого вуза в стране, который готовит экономистов, я с большим удовольствием хочу передать вам слова уважения и приветствия от многотысячного коллектива студентов, педагогов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Уважаемые коллеги! Почти 70% из 51 тысячи обучающихся в нашем вузе – это те, кто изучает экономику, управление, финансы, и роль одного из флагманов экономического образования накладывает большие обязательства, в первую очередь в плане ответа на вопрос, который Сергей Дмитриевич поставил в начале дискуссии: новые условия требуют новых подходов к подготовке экономистов. И я бы хотел поделиться с вами, уважаемые коллеги, некоторыми соображениями об изменениях некоторых стратегических аспектов в сфере экономического образования, которые стали продуктом наших обсуждений на стратегических сессиях, многочисленных встречах с потенциальными работодателями, членами нашего попечительского совета.

Во-первых, какие базовые условия сегодня складываются?

Во-первых, это суверенизация самой образовательной модели, которая будет включать в себя, как мы знаем, базовое высшее образование и специальное высшее образование. Сейчас эксперимент начат в шести вузах и все другие высшие учебные заведения не могут об этом не думать. Но, чтобы с водой не выплеснуть ребёнка, мы должны думать и о том, как сохранить и приумножить контингент иностранных обучающихся в российских вузах. Всего их в стране больше 300 тысяч, почти 1% из них учится в Финансовом университете, это важный элемент мягкой силы и я уверен, что мы не обойдёмся без классической модели бакалавриата и магистратуры хотя бы в части этого контингента.

Во-вторых, санкционные ограничения, запреты делают объективно необходимыми изменение академической мобильности, поиск новых контактов, выстраивание этих контактов уже с лучшими вузами из дружественных стран.

В-третьих, из года в год повышаются требования работодателей к содержанию образовательных программ и выпускникам, растёт конкуренция вузов за абитуриента, поэтому любой вуз должен думать, как выстраивать свою стратегию в этих условиях.

И ещё один тренд, который сегодня имеет особую значимость, – тренд на усиление воспитательной работы в вузах. Если раньше считали, что закончил вуз специалист, пришёл в компанию и уже дело компании прививать ему определённые навыки, обеспечивать лояльность компании и другие элементы аналогичного профиля, то сейчас, когда на повестке дня актуальны вопросы традиционных российских морально-нравственных ценностей, патриотизма, если мы не будем этому в процессе образования уделять достаточное внимание, то тогда непонятно, кого мы учим – мы учим потенциальных эмигрантов и релокантов или людей, которые будут работать в нашей стране. Поэтому твёрдо убеждён, что это важный тренд, который нужно реализовывать в системе высшего образования и интерполировать в учебный процесс.

Кроме того, в рамках обратной связи мы провели серьёзную работу с нашими обучающимися, чтобы понять, а что является для них мотиватором, и пришли к следующему выводу, что главным драйвером в образовании сегодня являются два фактора – интерес и перспектива (это для 88% наших обучающихся). И в рамках перспективы как ключевой момент указывают быструю монетизацию тех знаний и навыков, которые они получают в вузе. Поэтому абстрагироваться от пожеланий студентов тоже было бы неправильно и вуз должен дать на это ответ.

В ковидный период многие привыкли работать дистанционно, поэтому есть запрос на совмещение очной формы образования с дистанционной работой. Также очень большой запрос, как показал опрос наших студентов, на двойные дипломы – и с иностранными вузами, и с российскими вузами, и особенно 89% респондентов указали на необходимость широкой линейки дополнительного профессионального образования с возможностью добрать нужные квалификации, компетенции.

Вывод для вуза: новые форматы в экономическом образовании – это новые подходы, новые партнёрства, новые навыки и новые технологии обучения.

Новую стратегию развития высшего образования в Финансовом университете мы уже согласовали с нашим попечительским советом, с нашим учредителем и по ней работаем.

Если говорить о том, как соотносятся в рамках экономического образования знания фундаментальные и знания прикладные, это действительно одна из проблем, то я сконцентрируюсь на второй части и расскажу о том, как мы пытаемся сейчас в Финансовом университете обеспечить усиление прикладного значения тех знаний, которые получают наши студенты.

Одно из таких важных направлений – это новая форма работы с базовыми кафедрами. В Финансовом университете их больше 20, но традиционная модель, существовавшая ранее, сегодня пересматривается: базовая кафедра раньше рассматривалась больше как консультант, как возможность для проведения практики, максимум для формирования практико-ориентированных тем ВКР, и функционировала больше с точки зрения потенциального работодателя. На сегодняшний день мы считаем, что этого мало, и комплексную модель новой базовой кафедры мы как раз сейчас отрабатываем, в том числе на вновь созданной кафедре Счётной палаты Российской Федерации, которая называется «Государственный аудит», возглавляет её исполняющая обязанности председателя Счётной палаты Галина Сергеевна Изотова. Мы хотим на примере этой новой базовой кафедры отработать полный цикл, начиная от полноценного инкорпорирования кафедры в учебный процесс, включая собственную магистерскую программу, включение студентов в разные проектные группы, которые есть у работодателя, с тем, чтобы выйти на стажировки без отрыва от учёбы на долгий срок, от 3 до 6 месяцев, чтобы расширить возможности потенциального трудоустройства для наших выпускников. По этой же схеме мы создаём и другие базовые кафедры. В ближайшее время это будет кафедра Федеральной налоговой службы, кафедра интеллектуальной собственности с Роспатентом, кафедра ЕАЭС (спасибо Сергею Юрьевичу Глазьеву за то, что он согласился её возглавить) и кафедры непосредственно с бизнесом.

Ещё одним важным направлением для нас и, можно сказать, фирменной фишкой нашего вуза является диплом двух квалификаций. Мы успешно внедрили его в части набора в этом году. Мы создали 6 пар квалификаций. Мы видим, для абитуриентов важно, чтобы они были разными: экономист и юрист, экономист и айтишник, финансист и айтишник и так далее. Это востребовано и на рынке труда, именно в диалоге с потенциальными работодателями мы формируем пары квалификаций, которые обе будут записаны в бакалаврский диплом. И в следующем году с шести увеличим их число до семнадцати.

Ещё одно направление повышения качества экономического образования – это коллаборация с вузами-лидерами как в нашей стране, так и за рубежом. Мы приняли решение, что наращивание инженерной компетенции в нашем вузе будет проводиться не за счёт присоединения вузов инженерного профиля, а за счёт работы с вузами-лидерами на этом рынке. Это быстрей, как мы считаем, эффективней и полезней. Поэтому в новом учебном году будет открыт приём на совместные программы двух дипломов с МГТУ им. Н.Э. Баумана, Государственным университетом по землеустройству, а также с Чеченским государственным университетом в части EСG-повестки, поскольку у них есть для этого инфраструктура, включая карбоновый полигон, и исламский банкинг. По этой же аналогии выстраиваем и новые отношения с вузами-лидерами по профилю в наших зарубежных дружественных странах. Например, в Китае мы выбрали 8 самых лучших, как нам кажется, вузов экономического профиля и с каждым из них формируем индивидуальные траектории взаимодействия.

Ещё одна новая форма, которую мы начали практиковать, – это новые системы и новые пространства взаимодействия с работодателями из бизнеса. Примеры: цифровая кафедра, например, с Альфа-Банком, которая была создана несколько месяцев назад, с новым образовательным пространством; новая кафедра и брендированная аудитория на основе симулятора с крупнейшими банками, такими как ВТБ, Промсвязьбанк, Газпромбанк. Важно, чтобы студент, выходя из стен вуза, проходил сертификацию у вендоров и получал к диплому вуза ещё и сертификат о владении теми или иными IT-компетенциями для того, чтобы на рынке труда, естественно, он пользовался бо́льшим спросом.

Важным направлением для развития считаем новые направления Education technology. Здесь мы идём следующим путём: с одной стороны, мы ищем новые формы «смычки» науки и образования. Например, цифровые финансы и цифровые финансовые активы. Мы инкорпорируем, например, образовательные программы из государственного сектора, в частности, ФинтехХаб (образовательный продукт Банка России) инкорпорируем прямо в наши обычные учебные курсы и образовательные программы. Новые базы знаний, которые генерируются в рамках фундаментальных научных исследований по цифровым финансам, форматируем в привычном для студентов варианте – в виде слайдотеки. Тысячи слайдов, которые доступны нашим студентам для анализа и в рамках краудсорсинга для дополнений. Потом эти предложения студентов проходят оценку экспертов и после переработки дополняют базу знаний по этой проблематике. В итоге мы получаем самовоспроизводящие базы знаний, которые доступны студентам, учёным, педагогам. Это особенно важно в сфере кибербезопасности в условиях цифровизации экономики.

Расширяем линейку студенческого дополнительного образования. Спрос на это, к моему великому удивлению, оказался колоссальным. В прошлом году, когда мы запускали этот процесс, было 20 программ, сейчас их более 50. Они реализуются на платной основе, но три четверти стоимости берёт на себя вуз, и четверть платит сам студент, потому что то, что бесплатно – то и не ценится. Но спрос огромный, студенты добирают знания, добирают квалификации, компетенции, и считаю это тоже очень важным новым форматов в образовании.

Новые формы мы используем и непосредственно в процессе обучения. Здесь большой запрос со стороны студентов на технологии виртуальной и дополненной реальности, поэтому мы создали специальный киберхаб, где генерируется контент, который на площадках разных кампусов трансформируется студентам, и это вызывает, как мы видим, большой интерес.

И, наконец, последнее, о чём хотел сказать, – это уже о контенте. На стратегической сессии вуза мы выработали для себя матрицу стратегических приоритетов, стратегического лидерства до 2030 года. Это 25 направлений, где мы либо являемся, либо хотим являться лидерами в области образования и науки. Под эти приоритеты будут настраиваться и научные школы, и учебный процесс, и выпуск учебников и пособий. Мы планируем довести процент обучающихся по этим направлениям к 2030 году до 30–40%. Естественно, все эти изменения, все эти процессы невозможны без самой широкой кооперации с научным сообществом. Здесь я хочу выразить благодарность и Российской академии наук, и руководителям институтов РАН, и учёным из академической среды, и Вольному экономическому обществу России, и вузам-партнёрам, потому что только вместе, только в кооперации мы можем соответствовать тому уровню запросов, который ставит сегодня государство перед экономистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.