Научная статья на тему 'Мы строим будущее России (90 лет финансовой академии при правительстве российской Федерации)'

Мы строим будущее России (90 лет финансовой академии при правительстве российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

12 марта в пресс-центре РосБизнесКонсалтинг совместно с образовательным порталом РБК «5 баллов» прошла Интернет-конференция ректора Финансовой академии при Правительстве РФ, доктора экономических наук, профессора Михаила Абдурахмановича ЭСКИНДАРОВА. Он ответил на многочисленные вопросы, рассказал о сегодняшнем дне и перспективах развития ведущего финансово-экономического вуза России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы строим будущее России (90 лет финансовой академии при правительстве российской Федерации)»

14 (350) - 2009

СОБЫТИЯ

мы строим будущее россии

(90 лет финансовой академии при правительстве российской федерации)

12марта в пресс-центре РосБизнесКонсалтинг совместно с образовательным порталом РБК «5 баллов» прошла интернет-конференция ректора Финансовой академии при Правительстве РФ, доктора экономических наук, профессора Михаила Абдурахмановича ЭСКИНДАРОВА. Он ответил на многочисленные вопросы, рассказал о сегодняшнем дне и перспективах развития ведущего финансово-экономического вуза России

А. М. Кононова (Москва): Уважаемый Михаил Абдурахманович, какие наиболее важные достижения академии Вы могли бы отметить за 90-летний период ее существования?

М. А. Эскиндаров: Главное достижение любого учебного заведения — это его ученики. За эти 90 лет мы выпустили около 60 тыс. специалистов, которые достигли больших успехов и которые, безусловно, повлияли на историю России, Советского Союза. Если будет возможность, мы чуть позже скажем, какие люди внесли особый вклад. Сейчас могу сказать, что Родина (как принято говорить) знает этих людей, их достижения, и мы гордимся своими выпускниками.

А. Давыдов (Москва): Уважаемый Михаил Абдурахманович, назовите самых известных выпускников Вашей академии, наверняка, таких немало среди современных финансистов и бизнесменов?

М. А. Эскиндаров: Начну с 1920 — 1930-х гг. Не могу не назвать фамилии таких выдающихся выпускников, как министр финансов Советского Союза Арсений Зверев, в течение почти 33 лет он был министром. Среди других 7 министров финансов СССР и России, 3 председателя Госбанка СССР и Центрального банка РФ. Среди наших выпускников последний Председатель Правительства СССР, бывший министр финансов Павлов. Если говорить о нынешних выпускниках, то мы гордимся тем, что финансово-банковская элита России — это

наши выпускники. Журнал Forbes опубликовал список самых богатых людей мира, в том числе России. Нам приятно, что на сегодня самый богатый человек России — это наш выпускник Михаил Прохоров. Он активно помогает академии, за его счет сделан ремонт основного здания академии на ул. Кибальчича. Среди других выпускников можно назвать руководителя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, руководителя Газпромбанка Андрея Акимова, руководителя Банка Москвы Андрея Бородина. Я могу продолжить этот список. В финансовой элите многие — это наши выпускники.

М. Семенов (Санкт-Петербург): Уважаемый Михаил Абдурахманович, как Ваша академия переживает кризисные времена?

М. А. Эскиндаров: Вот тут как-то мне сказали: «А не ваши ли люди сотворили этот финансовый кризис?» Конечно, мы несем ответственность за тех, кого выпускает академия. Но я хочу заметить, что среди тех людей, которые виновны в мировом и российском финансовых кризисах, наших выпускников нет, но, безусловно, мы какую-то ответственность несем.

Что касается ситуации внутри академии по поводу кризиса, безусловно, кризис касается всех, в том числе и нашей академии. У нас обучается достаточно большое количество людей, в том числе студенты, которые брали кредит на обучение. У них, безусловно, возникли проблемы, но мы пытаемся им помочь. Во-первых, мы перенесли сроки оплаты за обучение. Во-вторых, стараемся перевести часть студентов, которые этого заслуживают, на бюджетное обучение. Могу сказать больше: еще в сентябре, зная, что кризис будет длиться не один год, мы приняли решение в этом году, да и в следующем году также не повышать платы за обучение. Мы оставили планку на уровне 2008 г., и при этом решили не менять платы за обучение в период всего срока обучения. Ну и, конечно, мы ожидаем неко-

торого снижения количества людей, которые будут поступать на платные места. В первую очередь, это по программе второго высшего образования. Хотя, если кто-то послушает моего совета, то скажу, что период кризиса — это как раз то время, чтобы получать дополнительное образование. Особенно те, кто работает в финансово-банковской сфере, налоговой, страховой и не имеет специального образования, вот им как раз надо бы бросить все и получить за этот период дополнительное образование, в том числе взяв опять-таки кредит на образование, и мы готовы даже поддержать их путем переговоров с каким-то банком на получение этого кредита. Но в целом ожидаем, что резкого снижения количества желающих обучаться в академии на платных местах не будет. Почему я так уверенно говорю? Потому что в прошлом году фактически на одно платное место у нас было почти 3 чел. Это конкурс, которым гордится любой вуз, даже на бюджетные места. Ну, пусть будет в полтора раза меньше, и если даже полтора человека на платное место будет — это уже хорошо.

И. Сокур: Уважаемый Михаил Абдурахманович, какова материально-техническая база, в частности, новые учебные и спортивные комплексы Вашей академии?

М. А. Эскиндаров: В целом у нас вполне достойная материально-техническая база, только в прошлом году ввели в строй новый учебно-спортивный комплекс на ул. Касаткина, в этом году начинаем строительство нового учебного корпуса и возведение пристройки к общежитию. На сегодняшний день обеспечиваем практически всех иногородних студентов общежитиями. Но кроме материально-технической базы есть замечательный профессорско-преподавательский состав, которым мы гордимся.

Е. Львова: Уважаемый Михаил Абдурахмано-вич, каково Ваше общее мнение о современной реформе образования?

М. А. Эскиндаров: Я говорю как руководитель финансово-экономического вуза, не касаясь технических вузов, строительных и так далее. Что касается уровневой системы подготовки в экономическом вузе, я считаю, что в бакалавриате вполне возможно подготовить за 4 года настоящих специалистов-экономистов. Собственно говоря, до начала 1970-х гг. экономическое образование в России было 4-летним. Но мы все время говорили о том, что эти бакалавры должны быть профильными. Это означает, что у них должны быть специальные дисциплины и дисциплины специализации. В проектах стандартов, которые уже сданы в министерс-

тво, и их должны утвердить в ближайшее время, есть профильность. Что касается экономики, это те профили, которые нас больше всего волнуют, — это финансы и кредит для работы в финансово-банковской системе, налоги и налогообложение, мировая экономика, бухгалтерский учет, анализ, аудит. Четырех лет по этим специальностям вполне достаточно. Что касается дальнейшего обучения, студент, получив в бакалавриате профильность, может пойти на производство, у него для этого достаточно опыта, или же пойти в магистратуру, если он собирается дальше повышать свою квалификацию и пойти на исследовательскую работу. Что касается ЕГЭ, которое, наверное, вас больше всего волнует, то к нему у меня двойственное отношение.

Во-первых, ЕГЭ как форма контроля за выпускниками теоретически хороший метод, но все зависит от того, какие контрольно-измерительные материалы (КИМ), насколько они адекватны школьным программам, тем знаниям, которые ученики получают. Они не должны быть оторваны от учебной программы и не должны быть хуже или лучше этих требований. Во-вторых, всякое хорошее дело в России во многом портится. Если бы ЕГЭ проводилось, как и предполагалось, централизовано по всей России, если бы не было возможности вмешаться в результаты ЕГЭ, если бы был такой контроль, как в Англии и некоторых других странах! Я лично присутствовал на школьном выпускном экзамене в Сингапуре, там, если ты даже сын премьер-министра, отец не только повлиять, даже подойти к школе не может. Там контроль совершенно другой. У нас, к сожалению, есть случаи, когда приходят выпускники с высокими результатами ЕГЭ, и мы через год их выгоняем, это не решение проблемы, а профанация, которую можно сравнить с преступлением, потому что заставляем этого школьника не учить предмет как таковой, а заучивать полуготовые ответы — КИМы. Это коррупция, о которой так много говорили, в высшую школу просто-напросто взяли и перевели среднюю школу, лучше от этого никому не стало. Что касается 12-летнего школьного образования, я категорически против такого решения. Мы слышим, что где-то есть 12 — 13-летнее образование, и не изучив подробно, о чем, собственно говоря, идет речь, пытаемся просто увеличить срок. Многие сейчас говорят, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить специалиста. Все потому, что эти программы перегружены, огромное количество предметов, которые не должны в вузах изучаться. Там, где есть 12-13-летнее образование, там в шко-

лах изучают философию, историю, культурологию, политологию — то, что практически целый год даем в вузах. Если в школах готовы сегодня преподавать эти предметы, ради бога, только это уже другая реформа. Попробуйте привлечь в школу кандидатов наук, преподавателей по психологии, философии. Пока Россия не готова к этой реформе...

Е. Бородин (Москва): Уважаемый Михаил Абду-рахманович, как в Вашем вузе решается кадровый вопрос? Много ли молодых преподавателей работает в академии?

М. А. Эскиндаров: Средний возраст преподавателей академии на сегодняшний день — это 52 года. Это, казалось бы, очень хорошая цифра по сравнению со всей Россией, но тем не менее, нас не может не беспокоить, что средний возраст профессорского состава, докторов наук приближается к 60 годам. Поэтому у нас есть план повышения квалификации преподавателей, подготовки докторских диссертаций. Мы стараемся поддержать молодых преподавателей, повышая им заработные платы за счет дополнительных доходов, которые получаем от образовательной деятельности. Ну, например, могу сказать, что только за последние 2 года фактически зарплата преподавателя удвоилась. И могу открыть, наверное, секрет — мы гордимся, что средняя зарплата профессорско-преподавательского состава Финансовой академии одна из лучших в России. На сегодня средняя зарплата доцента академии составляет почти 39 тыс. руб., а профессора — почти 60 тыс. руб. Конечно, это не значит, что все одинаково получают. Есть люди, которые получают значительно больше, но есть люди, которые и меньше. Все зависит от подготовки этого преподавателя, желания работать в сферах дополнительного профессионального образования. Но мы беспокоимся о будущем профессорско-преподавательского состава и активно используем так называемый «целевой прием» в аспирантуру. Например, за последние 2 года приняли в аспирантуру по целевому приему 20 чел., и мы рассчитываем, что они через год-два придут к нам. Только недавно мы сформировали научно-исследовательскую группу из числа молодых ребят, которые заканчивают аспирантуру, и для того чтобы поддержать их желание работать в академии, а не уйти в бизнес (к сожалению и к счастью, наши выпускники крайне востребованы, и многие уходят в бизнес, и это вполне понятно), мы установили им сейчас достойную зарплату, которая достигает 50 тыс. руб. Это люди, которые только-только заканчивают аспирантуру.

А. Жигарев (Москва): Уважаемый Михаил Абдурахманович, недавно Юрий Михайлович Лужков высказал идею о гарантиях для выпускников всех российских вузов хотя бы минимального трудоустройства после окончания института, «так как в сегодняшнее кризисное время выпускники вузов оказываются у разбитого корыта, потому что работодатели не хотят брать на работу неопытных молодых сотрудников». Каково Ваше мнение по этому вопросу?

М. А. Эскиндаров: Это было бы, наверное, здорово — вернуться в Советский Союз и ввести плановое распределение выпускников. А заставить бизнес взять людей? Я не знаю способа, как это сделать. Если кто-то знает, то пусть конкретно предложит. Может быть, надо принять какой-то закон, чтобы каждая структура, в том числе и бизнес-структура, гарантировала какой-то процент людей принимать на работу только из числа выпускников. Это, наверное, можно сделать административным способом, т. е. принять закон, а может быть, установить такой налог, что если предприниматель или фирма принимает на работу молодого специалиста, то можно снижать налог на прибыль или какой-то другой. Но тут важно другое понять. Очень много сейчас разговоров по поводу того, что выпускники экономических или юридических вузов не найдут работы. Это не совсем так. Дело заключается в том, что, конечно, если он заканчивает вуз, где дают диплом о незнании, он не найдет работы. Сейчас работодатель внимательно наблюдает не только за тем, что человек имеет диплом, но и что именно он закончил. Если, например, он закончил Финансовую академию и ряд других экономических вузов, то он (и я не сомневаюсь) получит работу. Я сегодня как раз встречался с руководителем отдела трудоустройства выпускников, готовясь к тому, что в конце марта мы будем проводить ярмарку вакансий, и она мне сказала, что они проводили опрос студентов 5-го курса, и не имеют работы на сегодняшний день 3 — 4 %, а остальные уже работают или проходят стажировку с гарантией, что они останутся на этом рабочем месте. И еще надо понять, что в Москве около 30 тыс. вакансий бухгалтеров, экономистов, есть большое количество мест для юристов. Но еще раз повторюсь, что проблема не в выпускниках, а проблема в знаниях, которые получают эти выпускники. Министерство образования должно жестче воевать с псевдовузами, в том числе вести судебное преследование тех людей, которые создают эти «вузы». Это просто безобразие, когда только в Москве, например, около 160 различных учебных заве-

дений готовят специалистов-финансистов. Ну, какой же он финансист? У нас преподавателей-то нет на такое количество вузов! И кто их учит и чему — никто не контролирует. Вот в этом проблема.

В. Дмитрий (Санкт-Петербург): Уважаемый Михаил Абдурахманович, есть ли принципиальные отличия Финансовой академии от других ведущих вузов страны в подходе к образовательному процессу?

М. А. Эскиндаров: Первое — это классическое образование, фундаментальные знания, которые мы даем нашим студентам. Все хорошее из высшей школы советских времен мы постарались перенять и не выбросить по ходу реформ, которые мы пережили. Второе — это высокий уровень профессорско-преподавательского состава, который нам удалось сохранить. Третье — у нас всегда были очень хорошие связи с работодателями. И мы регулярно не только приглашали их к участию в учебном процессе, но и прислушивались к их советам: каких специалистов готовить, на что обращать внимание. В последние годы особенно подчеркиваем, чтобы в аудиториях были не только преподаватели-теоретики, но и практики. У нас на сегодняшний день ведут занятия около 160 практикующих специалистов. Мы активно приглашаем профессоров из других вузов — и иностранных, и российских. В прошлом году у нас читали открытые лекции 12 иностранных профессоров, читали открытые лекции и наши ведущие бизнесмены, тот же Михаил Прохоров, президент ВТБ-банка Андрей Костин, вице-президент Росбанка Михаил Ершов и многие другие.

А. Ивлев (Москва): Уважаемый Михаил Абдурахманович, второй год подряд академия совместно с редакцией «Российской газеты» и радиостанцией РСН проводит Всероссийский творческий конкурс «Миссия выполнима. Твое призвание — финансист!» Расскажите подробнее о конкурсе?

М. А. Эскиндаров: Мы гордимся, что к этому новому для нас конкурсу особое внимание. Только в этом году заинтересовались и зарегистрировались, чтобы посмотреть задания, около 1,5 тыс. чел. Более 800 чел. прислали решение этих заданий. Эти задания достаточно серьезные, и не каждый смог рискнуть принять участие в конкурсе. 10 марта опубликовали список из 61 победителя первого тура. Предстоит второй тур, по его результатам примем до 30 наиболее подготовленных специалистов. География на сегодняшний день достаточно обширная — это Москва, Московская область, Сочи, Красногорск, Калуга, Солнечногорск, Чебоксары, Снежинск и т. д. Наша задача состоит в том, чтобы

привлечь в академию наиболее подготовленных и талантливых ребят из регионов. В этом году, что удивительно, много москвичей приняло участие в конкурсе. Нас это немного огорчило, хотелось бы, чтобы периферия имела возможность поступать в такие престижные вузы, как наш. Но и то, что имеем, почти половина — это регионы.

А. Кротов: Уважаемый Михаил Абдурахмано-вич, Ваша академия сотрудничает с зарубежными вузами. С какими вузами и как долго длится это сотрудничество?

М. А. Эскиндаров: Да, не только учатся, а в прошлом году уезжали на учебу на различные сроки — от месяца до целого учебного года — 157 чел. Это не много и не мало, но это то количество людей, которое мы посылали. А есть еще ребята, которые выигрывают конкурсы и уезжают, с нашего, разумеется, разрешения, для учебы в зарубежных вузах. У нас соглашение более чем с 50 учебными и научными центрами. Самое последнее — это в ходе мероприятий, посвященных 90-летию академии, мы подписали соглашения более чем с 10 зарубежными вузами, среди которых можно назвать три испанских университета. Нам это было важно. Мы как-то чуть-чуть опередили Президента РФ Дмитрия Медведева, посетив Испанию 2 месяца назад, и провели переговоры с крупнейшими университетами Мадрида. И буквально неделю назад приезжали сюда ректоры этих вузов, и мы подписали с ними соглашение. Почему это важно для нас? Потому что тут третьим лицом выступает крупнейший испанский банк «Санта де», который пережил кризис вполне нормально. Этот банк выделяет денежные вознаграждения преподавателям, студентам, которые участвуют в реализации программ совместно с этими испанскими вузами. Только на этот год выделено около 150 тыс. евро, и за счет этих денег наши преподаватели, студенты, владеющие испанским языком, будут выезжать в Испанию, будут проводиться совместные мероприятия.

Согласно таким же соглашениям наши студенты выезжают в Соединенные Штаты Америки (университет штата Пенсильвания), в Англию, Голландию и ряд других стран. Так что у каждого будет возможность выезжать и получать образование. Только в прошлом учебном году 24 чел. у нас получили двойные дипломы — диплом зарубежного партнера-вуза и наш. То есть по окончании нашей академии человек уже имеет два диплома, и он уже может выбрать, как себя вести — идет ли он в аспирантуру, магистратуру или на практику. Так что это очень хорошая форма дополнитель-

ного образования, когда он изучает особенности российской практики, теорию российскую, но и хорошо уже знает, собственно, зарубежную, и работодатели обращают на это внимание. Но тут надо еще учесть, что в тех странах они еще дополнительно получают хорошее знание языка, в первую очередь английского. Кстати, всем, кто собирается получать образование, очень рекомендую серьезно отнестись к иностранному языку. Во всяком случае, в академии к этому относятся очень серьезно, потому что финансист, бухгалтер, налоговик, да и любой другой выпускник вуза, не знающий английского языка, это наполовину специалист, потому что вся документация, терминология и в бухучете, и в аудите, и в других отраслях, не говоря уж о банковской, — это английский язык. Всем надо знать английский язык.

В. Плесский: Уважаемый Михаил Абдурахмано-вич, какие новые факультеты, направления подготовки появились в Вашей академии за последние несколько лет?

М. А. Эскиндаров: За последние два года у нас появился особенный факультет, где все занятия идут на английском языке. Этот факультет был рассчитан в первую очередь на иностранных студентов. Известно, что Российская Федерация по экспорту образования находится далеко за пределами первой десятки. Причина и в том, что иностранец как минимум 6 лет должен находиться в России, год изучать русский язык, потом саму программу. Мы с первого курса ведем занятия только на английском языке. Это дает возможность помимо изучения общих предметов изучать еще и русский язык. Здесь студенты будут получать квалификацию по специальности «Международные финансы».

Второй новый факультет — это юридический факультет со специализацией «Финансовое право». Это сочетание правовых и экономических вопросов, специалистов по финансовому праву крайне мало, мы начали готовить юристов в составе другого факультета, в прошлом году выделили его в отдельный. Выпускники достигают высоких результатов в работе. Одна наша выпускница, которая закончила учебу три года назад, одновременно училась за рубежом, сейчас является советником первого заместителя председателя правительства.

Н. Бурков (Москва): Уважаемый Михаил Абду-рахманович, можно ли, обучаясь в другом финансовом вузе, перейти к Вам без потери курса?

М. А. Эскиндаров: Да. Мы в год переводим примерно 40—50 чел. Но главное требование — это качественные знания. Мы проводим отбор, пере-

водим не всех, среди тех, кто подает заявление на перевод, есть конкурс. Отмечу особо, что в первую очередь освобождающиеся бюджетные места отдаются студентам академии, которые учатся на платной основе. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что студент из другого вуза поступит к нам на бюджетное место, а на платное отделение мы с удовольствием переведем, если люди подготовлены хорошо.

А. Мельников (Санкт-Петербург): Уважаемый Михаил Абдурахманович, как бы Вы могли описать собирательный образ студента Вашей академии?

М. А. Эскиндаров: Да, ректор должен знать, сколько у него студентов. У нас 21 тыс. студентов на сегодняшний день, из них по программе высшего образования — 10 тыс. чел., и 11 тыс. — по программе средне-специального образования. У нас есть 11 колледжей — наши филиалы. Это бывшие колледжи Министерства финансов, которые мы 3 года назад получили, и с удовольствием обучаем по программе непрерывного образования. Непрерывность заключается в том, что наиболее подготовленные выпускники этих колледжей потом поступают в вуз на разные программы, в том числе зачисляются по сокращенной программе к нам на дневное отделение, где есть заочная и дистанционная формы обучения. А что касается собирательного образа студента, то я считаю, учитывая огромный конкурс в академию в последние годы (в прошлом году было почти 8 чел. на место, из них трое имели золотые и серебряные медали), что это элита выпускников всех российских вузов. Это высокоподготовленные и квалифицированные парень или девушка (кстати, соотношение 60 к 40, девушек больше, чем ребят), отлично владеющие языком, английским в первую очередь, и очень хорошо подготовленные с точки зрения компьютерной грамотности. Пользуясь случаем, это тоже подчеркиваю, что у нас ребята проводили исследование: почти 100 % имеют дополнительно или компьютеры, или ноутбуки. Кстати сказать, во многих корпусах студенты могут пользоваться Wi-Fi, у нас такая возможность есть. Конечно, надо честно сказать, почему наши выпускники добиваются блестящих успехов? А потому что мы на «входе» получаем замечательных ребят.

Д. Тимохин (Москва): Уважаемый Михаил Абдурахманович , практикуется ли у Вас система грантов и поощрений одаренным студентам?

М. А. Эскиндаров: Грантов очень много, и возможность их получить есть. У нас примерно 180 чел. получают такого рода гранты. Это гранты и коммерческих структур, например, крупнейших

банков, таких как ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, «Русский стандарт», Банк Москвы, «Возрождение». Они предоставляют гранты наиболее подготовленным ребятам, решение о предоставлении поощрений принимается совместно руководством банка и академией. Деньги чаще всего поступают в виде стипендии, они доходят до 300 долл. в месяц, с учетом курса рубля это почти 12 тыс. руб. Так что отдельные студенты у нас получают как хорошо подготовленные специалисты.

С. Шилов (Нижний Новгород): Уважаемый Михаил Абдурахманович, что Вы можете сказать по поводу мирового финансового кризиса?

М. А. Эскиндаров: Постараться быть спокойными и не поддаваться панике, а также не слушать то, что комментируют отдельные лица. Россия достигла достаточно больших экономических результатов, и резервы достаточно большие, чтобы без потрясений пройти этот путь, который, к сожалению, пройдут не все. Кризис будет длиться еще, как минимум, полтора года. Самый тяжелый год — это нынешний. Мы еще не достигли дна этого кризиса. Боюсь, что мы вот как раз идем к этому дну, и я глубоко убежден, что в конце 2009 — начале 2010 г. начнется медленный, но подъем, в том числе я неоднократно об этом говорил, что будет рост цен на нефтепродукты и нефть, который поможет нашей российской экономике подняться. Сейчас делается очень много для того, чтобы избежать серьезных социальных последствий. Обращаю внимание на то, что наше правительство выделяет огромные денежные ресурсы, которые были накоплены в предыдущий период. Другой вопрос: правильно ли копили или нет, но то, что есть, сейчас направляется на регулирование экономических и социальных негативных процессов. Только что заявлено о том, что расходы эти составляют примерно 2 % ВВП, и мы на 2-ом месте после Японии. Я глубоко убежден, что переживем этот кризис. Конечно, в то же время нельзя не заметить, что уже около 6 млн безработных, и их надо поддерживать. И то, что уже около 2 млн зарегистрированы на бирже и на это выделяются очень большие деньги — это тоже надо понять. Но, учитывая специфику нашего разговора, еще раз обращаюсь к молодежи: воспользуйтесь этим периодом для повышения

квалификации. Это вовсе не значит, что надо держать всех двоечников и никого не выгонять. Это — неправильная позиция. Все-таки вуз — это не благотворительная организация, и соответственно, к студентам нужно относиться в этот период, может быть, даже жестче, потому что люди должны понимать, что благополучная жизнь меняется порой на менее благополучную. И они должны понимать, что единственный и главный источник благополучия для них — это знания, и они должны повышать квалификацию. И еще раз повторюсь, тут речь не идет только о высшем образовании, речь идет о дополнительном образовании, о переквалификации, потому что надо быть готовым ко всему.

А. Рудькова (Москва): Уважаемый Михаил Абдурахманович , как Вы видите дальнейшее развитие Финансовой академии?

М. А. Эскиндаров: Спасибо за замечательный вопрос. Наш лозунг был и остается: «Мы помним прошлое, но строим будущее». Наша основная задача — превратить академию в исследовательский университет. Для этого у нас есть многое, но нет пока решительности заявить о себе как об исследовательском университете. Только за последние два года мы сформировали два научно-исследовательских института, молодежную исследовательскую группу. У нас около 10 лабораторий и центров. Почти 70 % преподавателей активно занимаются научно-исследовательской работой. Мы ежегодно публикуем десятки учебников, учебных пособий, монографий. Только в прошлом году опубликовали около 60 монографий. Общее количество опубликованных за пределами академии статей составило почти 400. Многие из них опубликованы в зарубежных изданиях. Конечно, я буду крайне разочарован, если мы не достигнем к 100-летию академии уровня ведущих экономических вузов зарубежных стран, если не попадем в 100 или 200 ведущих вузов мира. Для этого, повторюсь, у нас почти все есть, и мы достигнем этого, я уверен... Финансовая академия открыта для всех. Мы приглашаем всех молодых людей, способных учиться, к нам. День открытых дверей в академии — 26 апреля, мы вас всех ждем. Я желаю всем удачи, здоровья, благополучия, чтобы мы все успешно пережили тот кризис, который сейчас наблюдается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.