Научная статья на тему 'Новые данные о памятниках наскального искусства в долине р. Ус (по результатам исследований 2022 года)'

Новые данные о памятниках наскального искусства в долине р. Ус (по результатам исследований 2022 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саяны / наскальные изображения / промысловые культы / эпоха ранней бронзы / скифское время / the Sayans / rock art / hunting cults / the Early Bronze Age / the Scythian period

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заика Александр Леонидович, Вдовин Александр Сергеевич

Целью статьи является освещение новых данных о наскальных рисунках в долине р. Ус (Западный Саян), которые сравнительно недавно стали известны науке благодаря исследованиям Н. А. Боковенко. Авторами приводится своя версия по вопросам интерпретации и датировки петроглифов. По нашему мнению, рисунки отражают промысловые культы, связанные с охотой на копытных животных. Часть их датируется эпохой ранней бронзы, более поздние – эпохой раннего железа – средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New data on rock art sites in the valley of the Us River (2022 investigation)

The purpose of this article is to highlight some new data on rock art images in the valley of the Us River (Western Sayans), which was introduced into scholarly circulation relatively recently thanks to the research by N. A. Bokovenko. The authors provide their own interpretation and dating of the paintings: they conclude that the drawings reflect the hunting cults, and some of them are dated back to the Early Bronze Age, while the later ones are related to the Early Iron Age and the Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Новые данные о памятниках наскального искусства в долине р. Ус (по результатам исследований 2022 года)»

УДК 902/904 DOI 10.24412/2411-7838-2023-17-59-73

НОВЫЕ ДАННЫЕ О ПАМЯТНИКАХ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДОЛИНЕ РЕКИ УС (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ 2022 ГОДА)

А. Л. Заика1, А. С. Вдовин 2

красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; 2Красноярский краевой краеведческий музей

Целью статьи является освещение новых данных о наскальных рисунках в долине р. Ус (Западный Саян), которые сравнительно недавно стали известны науке благодаря исследованиям Н. А. Боковенко. Авторами приводится своя версия по вопросам интерпретации и датировки петроглифов. По нашему мнению, рисунки отражают промысловые культы, связанные с охотой на копытных животных. Часть их датируется эпохой ранней бронзы, более поздние - эпохой раннего железа - средневековья.

Ключевые слова: Саяны, наскальные изображения, промысловые культы, эпоха ранней бронзы, скифское время

NEW DATA ON ROCK ART SITES IN THE VALLEY OF THE US RIVER

(2022 INVESTIGATION)

A. L. Zaika1, A. S. Vdovin2

KrasnoyarskAstafyev State Pedagogical University; 2Krasnoyarsk Regional Museum of Local Lore

The purpose of this article is to highlight some new data on rock art images in the valley of the Us River (Western Sayans), which was introduced into scholarly circulation relatively recently thanks to the research by N.A. Bokovenko. The authors provide their own interpretation and dating of the paintings: they conclude that the drawings reflect the hunting cults, and some of them are dated back to the Early Bronze Age, while the later ones are related to the Early Iron Age and the Middle Ages.

Keywords: the Sayans, rock art, hunting cults, the Early Bronze Age, the Scythian period

Введение

Анатолий Иванович Мартынов - учёный мирового масштаба. Чрезвычайно широк круг его научных интересов в области археологии. Особое внимание он уделяет проблемам, связанным с развитием наскального искусства Сибири и прилегающих территорий [Окладников, Мартынов, 1972; Ок^тко^ МаЛупо^ 1983 и др.]. Под руководством А. И. Мартынова и при активном его участии был организован музей-заповедник «Томская Писаница», заложены основы для создания одной из самых известных и результативных петроглифических школ в России, которая и сегодня активно развивается [Китова, Исмайылова, 2013].

С 2006 г., несмотря на свой солидный возраст, юбиляр продуктивно занимается изучением петроглифов Саяно-Алтая, активно привлекая к работе студенческую молодежь. Более того, результаты исследований оперативно апробируются в ходе выступлений на научных конференциях, вводятся в научный оборот не только в виде статей в сборниках, но и монографических изданий [Мартынов и др., 2010].

По сравнению с Горным Алтаем, памятники наскального искусства Саян ещё недостаточно хорошо изучены. Целью данной статьи является освещение новых данных о наскальных рисунках в долине р. Ус, которые сравнительно недавно стали известны научной общественности благо-

даря работам известного исследователя Южной Сибири Н.А. Боковенко [2018]. Он выполнил квалифицированное описание местонахождений, провёл стилистический анализ рисунков, определил их культурно-хронологическую принадлежность. В данной статье авторами приводится своё мнение по вопросам интерпретации и датировки данных петроглифов.

Река Ус является правым притоком Енисея. В Западном Саяне она протекает с востока на запад вдоль северных склонов Куртушибинского хребта (высотные отметки до 2491 м), отделяющего Туву от южных районов Красноярского края (рис. 1). Усинская долина давно известна своими древностями [Архив МКМ, оп. 1, д. 584/1]. Сотрудником Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова Н. В. Леонтьевым во время короткой поездки в Усинскую долину было обнаружено около 200 курганов скифского времени [Дело..., 2008, с. 2325]. Систематические археологические исследования на берегах реки начинаются в 1980-х гг. отрядом Средне-Енисейской экспедиции ЛОИА АН СССР под руководством Н.А.Боковенко. В ходе работ были зафиксированы могильники эпохи бронзы монгун-тайгинского типа, курганы скиф-

ского времени (часть из них была раскопана), тогда же были выявлены первые петроглифы [Боковенко, 2018].

В 1984 г. на поверхности пашни на левом берегу р. Фёдоровки (правый приток Уса), недалеко от пункта Усть-Фёдоровка, были обнаружены обломки песчаниковой плиты с изображениями двух личин эпохи бронзы мугур-саргольского типа и камень с изображениями животных предположительно скифского времени [Боковенко, 1984, л. 9, 10; 2018, с. 28, 29, рис. 4]. В следующем 1985 г. при раскопках могильника Баданка-IV среди камней перекрытия могилы в кургане 12 была обнаружена больших размеров трёхгранная галька «из категории «простых» оленных камней» [Боковенко, 1985, л. 14]. На торце камня изображены три косые черты, на боковых гранях - «серьги» в виде колец. Рядом с могильником на распаханном поле в 1986 г. был обнаружен обломок четырёхугольной каменной стелы с неясными выбитыми изображениями [Боковенко, 1986, л. 20].

С 1990-х гг. в Усинской долине на протяжении нескольких лет работал отряд Новосибирского государственного университета под руководством О.А. Митько. Новосибирцами были исследованы памятники

Рис. 1. Долина р. Ус. Общий вид с ЗЮЗ

Рис. 2. Карта-схема расположения писаниц: 1 - Верхнеусинское. Петроглифы - 1 (Нистафоровка-1); 2 - Верхнеусинское. Петроглифы - 2 (Нистафоровка-2)

раннего железного века и средневековья. В ходе работ 2001 г. участниками этого отряда западнее кошары Кукарской рядом с могильной оградкой был выявлен олен-ный камень [Митько, 2002].

Что касается наскальных рисунков, то первые изображения, выполненные охрой, по мнению Н.А. Боковенко, были зафиксированы в 1968 и 1970 гг. старшим научным сотрудником Минусинского краеведческого музея Н.В. Леонтьевым и известным художником и исследователем наскального искусства Сибири В. Ф. Капелько [Боковенко, 2018, с. 23, 24]. По нашим данным, они были скопированы В.Ф.Капелько в 1989 г. На правом берегу р. Ус, напротив устья р. Тёплой он выявил три изображения - в виде древовидной фигуры, треугольного контура и угловатого знака (рис. 5: 1). Судя по сюжету, это писаница Шигрей, которая, надо полагать, была открыта в 1968 г. Н. В. Леонтьевым и В. Ф. Капелько [Боковенко, 2018, с. 24, 25]. Во всяком случае, именно в этом году была совершена «поездка в Усинскую котловину для сбора сведений о наскальных изображениях» [Дело..., 2008, с. 23].

В 2004 г. примерно в тех же местах («на участке р. Мутная - ручей Сосновый») сотрудниками Петроглифического отряда Государственного Эрмитажа была проведена разведка с целью поиска наскальных изображений. В ходе осмотра скальных выходов были зафиксированы «крашеные фигуры геометрического характера, обнаруженные В. Ф. Капелько и Н.А. Боковенко» ниже устья ручья Сосновый (писаница Шиг-рей?). Участниками отряда также были скопированы изображения на оленном камне, обнаруженном О.А. Митько в 2001 г. [Панкова, Слободзян, 2005].

Характеристика наскальных изображений С 2009 г. по 2014 г. Саянской археологической экспедицией ИИМК РАН под руководством Н.А. Боковенко проводились широкомасштабные охранно-спасательные археологические работы в долине р. Ид-жим. Во время исследований на правом берегу р. Ус, в окрестностях ручья Ниста-форовка были зафиксированы два пункта с наскальными изображениями (рис. 2). На выявленные объекты 25 ноября 2011 г.

была оформлена учётная документация [Боковенко, 2011], выдержки из которой приводятся ниже.

ВОАН «Местонахождение петроглифов Нистафоровка-1». Изображения обнаружены геологом В. Ф. Филосовской в 2009 г., в том же году проведён осмотр объекта Ермаковским отрядом Саянской археологической экспедиции ИИМК РАН под руководством Н.А. Боковенко. Объект расположен в Ермаковском районе Красноярского края, на правом берегу р. Ус, в 800 м к западу от устья р. Нистафоровка, напротив отметки «26 км» автодороги Арадан - Верх-неусинское (в 50 м к северу от автотрассы).

Рисунки выполнены тёмно-красной охрой на желтоватом фоне скалы, на плоскостях, обращённых к юго-востоку. На первой плоскости отчётливо различимы две фигуры безрогих лосей, изображённых одна над другой, каждая из которых поражена в спинную область древковидным предметом типа копья. Размеры фигур практически одинаковые - 18x15 см. Третья фигура, изображенная тут же, видна не столь отчётливо, но по угадываемому контуру можно предположить, что это точно такое же изображение лося. Вторая скальная плоскость с рисунками находится в 8 м к западу от первой, на ней изображены три вертикальные полосы, выполненные охрой. Предположительная датировка изображений -эпоха ранней бронзы (III-II тыс. до н.э.). Рисунки расположены вблизи небольших скальных ниш. Судя по внешнему виду, данное место могло быть вполне пригодным для обустройства его под жилище либо временное убежище древнего человека.

ВОАН «Местонахождение петроглифов Нистафоровка-2». Изображения обнаружены археологом В.К.Кулимеевой в 2009 г. В 2009-2010 гг. Ермаковским отрядом Саянской археологической экспедиции ИИМК РАН под руководством Н.А. Боковенко проведён осмотр объекта. Объект расположен в Ермаковском районе Красноярского края на правом берегу р. Ус, в 130 м к СЗ от автомобильного моста через р. Ус, на 27 км автодороги Арадан - Верхнеусинское (в 50 м к северу от автотрассы), в 1,75 км к СЗ от местонахождения петроглифов Нистафо-ровка-1.

Изображения расположены на втором скальном ярусе на высоте 7 м от дна долины. На небольшой скальной полочке на плоскости нанесены отдельные рисунки, выполненные тёмно-красной охрой. Всего на скальной плоскости размером 4x2 м зафиксировано около 10 изображений в виде простых абстрактных форм: кресты, полосы, круги и другие знаки. Точное количество рисунков и их характеристика могут быть установлены только после детального обследования выявленного местонахождения. Предположительная датировка изображений - эпоха ранней бронзы (III-II тыс. до н. э.).

Впоследствии данная информация нашла отражение в коллективной монографии [Соловьёва и др., 2015, с. 74, 75] и в более полном варианте была опубликована в 2018 г. [Боковенко, 2018].

Вслед за Н.А.Боковенко, в 2012 г. рисунки местонахождения Нистафоровка-1 (Иджимская писаница) были осмотрены участниками петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница». Исследователями на семи плоскостях были зафиксированы изображения животных и антропоморфных фигур, линии, круг, неясные фрагменты охры [Миклаше-вич, Мухарева, Бове, 2015, с. 30, 52].

В 2022 г. совместным отрядом Красноярского краевого отделения Русского географического общества, Красноярского краевого краеведческого музея и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева были проведены работы по обследованию данных объектов. Во время исследований было уточнено расположение плоскостей с рисунками, определены границы памятников и их сохранность, проведены топосъёмка, фотофиксация и копирование изображений. В результате работ был обследован скальный массив на правом берегу р. Ус на участке устье р. Нистафоровки - мост через Ус, выявлены новые изображения, расширены границы объектов и информация о них.

Наскальные рисунки расположены на правом берегу р. Ус, на участке между мостами через р. Ус и р. Нистафоровку, в 20 км к северо-востоку от п. Верхнеусинское. Изо-

бражения зафиксированы в двух пунктах ляет собой торец нависающего скального

в глубине берега на расстоянии 100 м и карниза (рис. 4: 1), под небольшим поло-

350 м к северо-западу от р.Ус. Правобе- жительным наклоном (+ 5°) обращена на

режье Уса здесь представляет собой высо- ЮВ (аз. 245°). Выявлен ряд из трёх верти-

кую (около 3 м) и широкую (до 300 м) пой- кальных полос красной охры малинового

му, занятую смешанным лесом и ограни- оттенка (рис. 6: 1).

ченную с напольной стороны скальными Плоскость 2 (0,65x0,9 м) находится в 4 м

обнажениями Мирского хребта (рис. 1). к ЮВ от плоскости 1 на широком верти-

Верхнеусинское. Петроглифы-1 («Место- кальном фризе скалы, обращена на ЮВ

нахождение петроглифов Нистафоровка-1»). (аз. 230°). В правой части плоскости на вы-

Изображения расположены в 0,8 км к З от соте 1,1 м от подножия выявлены две си-

моста через р. Нистафоровку (рис. 2: 1), луэтные фигуры копытных животных (ма-

в 100 м к СЗ от правого берега р. Ус, на ралы?), ориентированные в левую сторону

скальных обнажениях шириной 45 м, сло- (рис. 5: 2). Они показаны друг над другом

женных вулканическими породами - кис- в реалистичной манере с подчёркнутыми

лые эффузивы (риолит?), которые ограни- признаками пола. Оба животных пораже-

чены осыпями (рис. 3). Рисунки встреча- ны копьями/дротиками - к линии спины

ются в широтном направлении на протя- у них примыкают вертикальные тонкие

жении 25 м на высоте около 1-1,5 м от под- линии (древки орудий охоты). Перед голо-

ножия и, соответственно, 4-4,5 м от уреза вами животных изображена вертикальная

воды, выполнены охрой различных рас- крестообразная фигура с расширением

цветок на пяти плоскостях, ориентирован- в центре (охотник?). Выполнены рисунки

ных на юго-восток. Плоскости расположе- охрой бурого цвета, причем по контуру

ны на расстоянии 2-12 м друг от друга, животных цвет охры более насыщенный

имеют различные варианты наклона (вер- (рис. 4: 2). Над ними в верхней части пло-

тикальный, отрицательный, положитель- скости охрой тёмно-красного цвета нане-

ный) к линии горизонта. сён косой крестик.

Плоскость 1 небольшая (0,25х0,25 м) Плоскость 3 (0,3x0, 25 м) вертикальная,

расположена на западной окраине писани- расположена в 6 м к востоку от плоскости 2,

цы, на высоте 1 м от подножия. Представ- на торце небольшого выступа навеса скаль-

Рис. 3. Верхнеусинское. Петроглифы-1 (Нистафоровка-1). Общий вид с ЮВ

Рис. 4. Верхнеусинское. Петроглифы-1 (Нистафоровка-1]. Вид с ЮВ: 1- плоскость 1; 2 - плоскость 2

Рис. 5. Копии рисунков р. Ус: 1 - писаница Шигрей, прорисовка В. Ф. Капелько (1989 г.); 2 - Верх-неусинское. Петроглифы-1, плоскость - 2, копия 2022 г.

ной ниши, на высоте 1,5 м от подножия (рис. 7: 4), обращена на ЮВ (аз. 230°). В левой части плоскости выявлена небольшая угловатая фигура (рис. 6: 3), выполненная тонкими линиями красной охры малинового оттенка.

Плоскость 4 находится в 2 м правее плоскости 3 на торце того же скального карниза, нависающего над нишей глубиной 2,5 м,

Рис. 6. Верхнеусинское. Петроглифы-1. Копии рисунков 2022 г.: 1 - плоскость 1; 2 - плоскость 4; 3 - плоскость 3; 4 - плоскость 5

и расположена в небольшой нише глубиной 0,3 м (рис. 7: 1). На высоте 1,4 м от подножия она под положительным углом наклона (+10°) обращена на ЮВ (аз. 230°). Ширина плоскости 0,4 м, высота 0,3 м. Её левая часть отслоилась на глубину 0,2-0,15 м, в правой части сохранилось фронтальное линейное изображение фигуры человека с развилкой на месте головы (рис. 6: 2). Руки у него прямые, под углом расставлены в стороны, ноги показаны в виде дуги, опущенной концами вниз, ступни не обозначены. Между ногами имеется горизонтальная перемычка. Левая нога повреждена выломом скальных пород. Рисунок выполнен красной охрой малинового оттенка.

Плоскость 5 (0,4x0,25 м) расположена в 12 м к ВЮВ от плоскости 4 за скальным выступом на торце ступенчатого навеса другой ниши, глубина которой составляет 1,5 м. На высоте 1,3 м от подножия она под отрицательным углом наклона (-20°) обращена на ЮВ (аз. 235°). Поверхность плоскости неровная, бугристая, левая её часть отслоилась на глубину 0,15 м. В нижней части плоскости выявлена прерванная посередине линейная дуга, обращённая концами в левую сторону. Верхняя часть дуги нанесена охрой бурого цвета, нижняя -охрой тёмно-коричневого оттенка.

Рисунки находятся в неудовлетворительном состоянии, покрыты известковыми

Рис. 7. Верхнеусинское. Петроглифы-1. Вид с ЮВ: 1 - плоскость 4; 2, 3 - плоскость 5; 4 - плоскость 3

натёками, частично лишайниками, некоторые рисунки сохранились фрагментарно вследствие осыпания скальных пород.

Верхнеусинское. Петроглифы-2 («Местонахождение петроглифов Нистафоров-ка-2»). Изображения находятся в 2,4 км к СЗ от первого пункта, в 350 м к СЗ от правого берега р. Ус, на скальных обнажениях длиной около 12 м, сложенных вулканическими породами - кислые гематитизирован-ные эффузивы. Рисунки расположены над скальной полкой шириной 2 м, под навесом скальной ниши глубиной 3 м. Фигуры встречаются в широтном направлении на протяжении 5 м на высоте около 5-7 м от подножия и, соответственно, 8-10 м от уреза воды. Они выполнены охрой различных расцветок на четырёх плоскостях, ориентированных под разными углами на Ю. Плоскости вертикальные, расположены двумя компактными группами на расстоянии 3 м друг от друга, разделены участком вылома скальных пород (рис. 8; 9).

Плоскости 1, 2 расположены в правой части фриза на каменном блоке, рассечённом трещинами, на высоте 1,1 м от подножия, разделены между собой уступом скаль-

ных пород. Плоскость 1 (0,15x0,15 м) на высоте 1,6 м под отрицательным углом наклона (-28°) обращена на ЮЮВ (аз. 250°). На бугристую поверхность нанесены под наклоном три параллельные линии бордового цвета. Рисунки на плоскости 2 в виде двух красных горизонтальных линий малинового оттенка находятся на 0,25 м левее от плоскости 1, на высоте 1,25 м от подножия под отрицательным углом наклона (-17°), обращены на ЮЮВ (аз. 260°).

Плоскость 3 высокая (1,2 м), широкая (1,1 м), вертикальная. Расположена на высоте 0,5 м от подножия (скальная полка), обращена на ЮЮВ (аз. 250-260°). Рисунки выполнены красной охрой бордового цвета, широко разбросаны по скальной поверхности на небольших выступах, ограниченных трещинами, выломами скальных пород. Представлены изображения копытного животного, ряды горизонтальных и вертикальных линий, а также другие знаки и пятна.

Плоскость 4 (0,6 х 0,6 м) примыкает слева к верхней части плоскости 3, на высоте 1,15 м обращена на Ю (аз. 285°). Изображения в виде двух крестообразных знаков

Рис. 8. Верхнеусинское. Петроглифы-2. Вид с ЮЮВ: 1 - плоскость 3; 2 - плоскости 1, 2

выявлены на вертикальном поверхности плоскости и на потолке нависающего карниза шириной 0,1 м, выполнены охрой тех же расцветок, что и на соседней плоскости.

Рисунки находятся в неудовлетворительном состоянии и подвергаются естественным разрушительным процессам.

Обсуждение результатов

Все известные писаницы Саян расположены на береговых утёсах таёжных рек, на сравнительно небольшой высоте от уровня воды/земли (0,5-3 м, редко - 5 м), не отличаются масштабностью (протяжённость не более 50 м, редко - 100 м). Другой отличительной/общей чертой для них является техника исполнения - все рисунки нанесены на скалы охрой красных расцветок (независимо от породы камня - сланцы, песчаник, известняк, гранит) [Заика, 2014]. В отличие от других известных саянских писаниц усинские местонахождения с рисунками расположены в глубине берега, где русло водотока в настоящее время значительно отклоняется от скальных утёсов. Скальные обнажения с удобными фризами прослеживаются на этом участке, как правило, на верхних уровнях скал, и только там, где зафиксированы рисунки, они не перекрыты мощными осыпями у подножия

горного хребта, что, видимо, в определённой степени, повлияло на месторасположение писаниц.

Примечательно, что рисунки, выявленные на сегодняшний день в Саянской горной стране, локализованы по времени в границах двух хронологических периодов: поздний неолит-ранняя бронза (III-II тыс. до н.э.); позднее средневековье-новое время (XVI - нач. XX вв. н.э.) [Заика, 2014]. Видимо, и усинские петроглифы также дифференцируются по двум культурно-хронологическим группам, но с несколько другими временными параметрами (в данном исследовании мы пока не рассматриваем рисунки в урочище Шигрей).

Предварительно можно полагать, что композиция с участием поражённых копьями/дротиками животных относится к эпохе позднего неолита-ранней бронзы (III-II тыс. до н. э.), что не противоречит выводам Н.А.Боковенко. Данные петроглифы по своей тематике и составу красящего пигмента заметно отличаются от других изображений на усинских писаницах. Подобные реалистичные силуэты животных зафиксированы на писанице Сосновка Джой-ская (Западный Саян) [Кызласов, 1986, с. 12, рис. 2] и Койской писанице (Восточный

Рис. 9. Верхнеусинское. Петроглифы-2. Копии рисунков 2022 г.: 1 - плоскость 1; 2 - плоскость 2; 3 - плоскость 3;

4 - плоскость 4

Саян) [Заика, Кузнецов, 2008, с. 58, рис. 50], которые датируются в данных хронологических пределах. Особенно по своей иконографии усинским животным аналогичны изображения маралов на писанице Соснов-ка Джойская [Дэвлет, 1996, с. 60, рис. 12; Миклашевич, 2020, с. 90, рис. 4, 1,2]. Там же В. Ф. Капелько зафиксировал сцену охоты на дикого быка, выполненного в окунев-ских изобразительных традициях [Заика, Клементьев, 2021, с. 32, рис. 2]. О присутствии в Усинской долине населения эпохи ранней бронзы свидетельствует окунев-ское поселение, частично раскопанное Н.А.Боковенко, и находка плиты с личинами мугур-саргольского типа [Боковенко, 2018, с. 24, 28].

По мнению Е.А. Миклашевич, усинские животные по своим стилистическим признакам соотносятся с изображениями древнейшего пласта в наскальном искусстве Южной Сибири, для которого характерны изображения, выполненные в «минусинской» художественной традиции. Обращая при этом особое внимание на известные зооморфные образы писаниц Западного Саяна, Е.А. Миклашевич совершенно справедливо отмечает как схожие, так и отличительные черты в изображениях усин-ских персонажей (ярко выраженные признаки пола, орудия охоты) [Миклашевич, 2020, с. 91]. Не исключено, что данные детали семантически взаимосвязаны и обусловлены необходимостью показать половую принадлежность добытых животных, что было, видимо, немаловажным для таёжных охотников. О возможном неолитическом возрасте рисунков косвенно свидетельствуют находки каменных изделий (нуклеусы), обнаруженные на поверхности пашни в Усинской долине рядом с курганами могильника Баданка-ГУ [Боковенко, 1986, л. 20].

Крестообразная фигура, расположенная напротив маралов, выполнена тем же красящим пигментом и сюжетно, видимо, связана с ними, что предполагает их общее время исполнения. Косой крестик тёмнокрасного цвета в верхней части плоскости, надо полагать, выполнен позже и по своему характеру близок подобным знакам на плоскости 4 памятника «Верхнеусинское.

Петроглифы-2», которые также расположены на периферии наскального панно и соотносятся с другой группой изображений, речь о которой пойдет ниже.

Рисунки в виде знаков и другие изображения, выполненные тёмно-красным и бордовым цветом, надо полагать, могли быть нанесены как в эпоху средневековья, так и в эпоху раннего железного века. Археологические объекты данных периодов в немалом количестве зафиксированы в Усинской долине. В определённой степени схожего мнения придерживается и Е.А.Миклашевич. Рассматривая композицию с животными («Петроглифы - 1»), она также считает, что другие рисунки на писанице «ассоциируются скорее с более поздними эпохами», не конкретизируя, правда, с какими [Миклашевич, 2020, с. 91].

Знаки в виде рядов линейных начертаний являются отличительной особенностью усинских писаниц. При всём глубоком уважении к Н.А.Боковенко, трудно с ним согласиться по поводу их принадлежности к эпохе ранней бронзы. Вертикальные ряды из горизонтальных полос, выполненных в технике выбивки, зафиксированы пока только на одном окуневском изваянии, расположенном в Курагинском районе Красноярского края [Леонтьев и др., 2006, с. 179, № 193]. Поперечные линии «татуировки» личин джойского типа, как правило, заканчиваются развилками «усиков», которые являются семантически важным элементом в их иконографии [Заика, Ключников, Гурулёв, 2021]. В усинских петроглифах они отсутствуют. Поэтому преждевременно связывать горизонтальные полоски охры с изображениями оку-невских личин. Наклонные линии встречаются на трёх окуневских плитах [Леонтьев и др., 2006, с. 68, рис. 24; с. 175, № 186, 3], но расположены они более густо и, скорее всего, являются декором погребальных «ящиков». Вертикальные мазки охры, как таковые, также трудно связать с изобразительными традициями эпохи ранней бронзы. Вместе с тем, например, ряд вертикальных полосок сопровождает фигуры охотников, характерных для эпохи раннего железного века, которые добавлены к гораздо более ранним изображениям животных

на Койской писанице в Восточных Саянах [Заика, Кузнецов, 2008, с. 58, рис. 50]. Тройные косые линии («петроглифы-2», плоскость 1), довольно часто оформляют верхнюю часть «простых» оленных камней евразийского типа раннескифского времени, которые, кстати, зафиксированы и в Усин-ской долине [Боковенко, 2018, с. 24].

Косые «крестики» расположены на периферии скального фриза («Петроглифы-2»), появились, видимо, позже центральных изображений, где доминируют полоски и другие линейные фигуры. Предварительно их можно соотнести с эпохой средневековья. Н.А.Боковенко совершенно прав, что крестообразные знаки характерны для петроглифов окуневской культуры, но они, как правило, непосредственно сочетаются с зоо- и антропоморфными образами, нередко являются составной частью их и практически никогда не встречаются самостоятельно. Вместе с тем, нарисованные красной охрой крестообразные знаки часто присутствуют на отдельных плоскостях писаницы «Ленкова гора» на р. Ое (правый приток Енисея), которая берет своё начало в Западном Саяне. Датируются эти изображения в пределах раннего железного века-средневековья, некоторые соотносятся с новым временем [Заика, Капелько, 1989]. На этой же писанице зафиксирована линейная антропоморфная фигура с перемычкой на уровне ног, что мы наблюдаем на плоскости 4 («Петроглифы-1»). Подобного вида фронтальные линейные антропоморфы -характерный сюжет поздних петроглифов (ранний железный век - средневековье, новое время) в наскальном искусстве Енисейского региона.

Линейный условно-реалистичный образ животного на плоскости 3 («Петрогли-фы-2») находит близкие аналогии среди изображений таёжных манских писаниц (Восточный Саян). Судя по моделировке его туловища, головы, постановке ног, оно соответствует изображению копытного животного на местонахождении «Писан-ское плёсо» [Заика, 2014, рис. 2, 4]. Датируется композиция рубежом эр [Заика, Кузнецов, 2008, с. 66].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косвенным подтверждением датировки второй группы рисунков является находка

у подножия ниши с карнизом, на торце которого находится плоскость 5 («Петрогли-фы-1»), цилиндрической муфты с немного зауженным концом для наконечника стрелы, выполненной из рога. Длина изделия 22 мм, внешний диаметр 10-12 мм, внутренний - 8-10 мм. Данные роговые изделия появляются в культуре таёжных охотников в эпоху раннего железа [Прива-лихин, 2022, с. 78, рис. 1, 12, 15], получают своё развитие в эпоху средневековья, у ряда народов подобные костяные переходники-зажимы для металлических наконечников стрел использовались вплоть до середины XIX в. [Мазин, 1992, с. 83]. Для более конкретной датировки рисунков целесообразно провести археологическое вскрытие отложений грунта внутри скальных ниш на прилегающей к рисункам территории.

Чем же вызвана популярность горнотаёжной области Саян в определённые хронологические периоды? Данная ситуация может объясняться как кардинальными изменениями социально-политической обстановки в Южной Сибири (внутренние демографические всплески, внешние миграции, этно-культурные конфликты и т.д.), так и сменой природно-климатических условий (например, аридизация), повлекших коррективы в хозяйственно-культурной ориентации населения (использование горно-таёжной местности в хозяйственном цикле) в обозначенные периоды. Не исключены и другие факторы. В целом данная тема требует дальнейшего исследования.

Следующий вопрос связан с определением функционального назначения наскального творчества. Многие исследователи отмечали, что таёжные писаницы Саян так или иначе тяготеют к известным по этнографическим и историческим источникам традиционным речным и сухопутным путям сообщения (конные тропы, тропы охотников на оленей) как в Туву, так и на Средний Енисей [Заика, 2014]. В данном случае рисунки в долине р. Ус находятся на пересечении как сухопутных меридианных (через Саянские хребты), так и речных широтных коммуникаций (выход по реке на Енисей). Соответственно,

наскальные рисунки могут с одной стороны являться маркерами путей сообщения/ перекочевок, с другой стороны обозначать места периодической (сезонной?) хозяйственной деятельности присваивающего или производящего характера.

Рисунки на р. Ус, судя по сюжетам, скорее всего, связаны с охотничьей промысловой деятельностью. Места расположения рисунков тяготеют к скальным нишам, которые и сейчас являются удобным местом для «лёжек» копытных животных. Добывали животных, видимо, способом «скра-да» из засад, которые устраивали либо на верхних скальных полках, либо на близ-растущих деревьях. Судя по рисункам на плоскости 2 («Петроглифы-1»), животных поражали сверху короткими копьями, дротиками или крупными стрелами. Случаи удачной охоты отмечались рядом на скальных плоскостях как в фигуративной, так и в символической форме. В последнем случае ряды линий, возможно, отмечали определённые числовые параметры (количество животных, охотников, календарные даты и др.). Не исключено, что двойные и тройные полоски на плоскостях 1, 2 («Пет-роглифы-2») являлись «автографами» охотников, изобразивших свою «татуировку», что созвучно предположению Н.А.Боко-венко [2018, с. 28], но несколько в другом культурно-хронологическом контексте. Косые «крестики» и другие знаки могли также отражать принадлежность к определённой этно-социальной группе. Крестообразная фигура, нанесённая перед фигурами животных на плоскости 2 («Петрог-лифы-1») является, видимо, не знаком, а неким вертикальным линейным объектом с расширением в центре, который пересечён более тонкой чертой. Последняя деталь по своим внешним параметрам в определённой степени соответствует линиям-древкам орудий охоты, которыми поражены изображённые рядом животные. На данном этапе исследования пока сложно дать трактовку данному образу.

Для нанесения рисунков использовались не только минеральные красители, но и органические добавки (кровь животных?) [Боковенко, 2018, с. 26]. Последнее предположение, возможно, объясняет своеоб-

разные бурые и коричневые оттенки ряда изображений. Подобная традиция нанесения рисунков, надо полагать, связана с устоявшейся мифо-ритуальной практикой, которая потенциально предполагала данные события (что объясняет наличие у авторов рисунков минерального пигмента) и отражает архаичные элементы охотничьей магии (добавление в красители крови добытых животных).

В роли авторов наскальных изображений могли выступать как представители местного населения, обитавшего в Усин-ской долине, что более вероятно, так и группы охотников, совершавших сезонные перекочевки для промысла в долину р. Ус. В последнем случае следует обратить внимание на хозяйственный цикл жизни ке-тоязычных кайдинцев, которые, как и «каменные» моторы, обитали в XVIII в. на территории Кизир-Казырского междуречья Восточных Саян. Скотоводство и примитивное земледелие у них гармонично сочеталось с охотой и рыболовством. На охоту они выходили в глубину Саянских гор два раза в год вверх по водотокам: зимой на лыжах, возвращаясь весной на оставленных ранее лодках. Осенью поднимались вверх по течению на лодках и возвращались на лыжах [Леонтьев Н. В., Леонтьев С.Н., 2009, с. 101]. Соответственно, ориентировались они на постоянные места промысла, которые периодически посещали, оставляя средства передвижения. Поэтому не исключено, что долина р. Ус в своё время была включена в промысловый цикл таёжных охотников - авторов наскальных рисунков.

Заключение

Наскальные рисунки на р. Ус, расположенные выше по течению от с. Верхнеусин-ское («Петроглифы - 1, 2»), по предварительным результатам охватывают два хронологических периода: поздний неолит-ранняя бронза (III-II тыс. до н. э.) и ранний железный век - средневековье (вторая половина I тыс. до н. э. - первая пол. II тыс. н. э.).

Учитывая технику исполнения, масштабы писаниц, локальность сюжетов, несмотря на широкий хронологический интервал изображений, авторы пришли к следующим выводам:

- рисунки наносились спорадически и связаны с конкретными текущими событиями, происходившими во время краткого пребывания/движения небольших групп на данной территории;

- события были связаны с образом жизни и характером хозяйственной деятельности (охотничий промысел), которые предполагали движение в определённой ойкумене, возможно, по определённой траектории;

- авторами рисунков могли быть как представители местного населения Усин-ской долины, так и пришлые группы сезонных промысловиков.

Соответственно, наскальные рисунки являются маркерами путей сообщения/

перекочёвок, мест периодического (сезонного?) охотничьего промысла. В любом случае они имели культовую значимость. Само нанесение рисунков представляло собой ритуал, как и последующие действия, связанные с ними.

Необходимо дальнейшее исследование Саянской горной страны, в частности, долины р. Ус, как в летний, так и в зимний периоды. Спектр работ должен включать не только выявление петроглифов, но и сопряжённых с ними других археологических объектов. Результаты исследований, несомненно, откроют интересные страницы исторического прошлого народов не только Саянского нагорья, но и сопредельных территорий.

Источники

Архив Минусинского краеведческого музея (МКМ). Оп. 1. Д. 584/1.

Боковенко Н. А. Отчёт об археологических работах в Ермаковском и Новосёловском районах Красноярского края в 1984 году //Научно-отраслевой архив ИА РАН. Р-1. № 9393. 15 л. Боковенко Н. А. Отчёт об археологических работах в Бейском районе ХакАО и в Ермаковском районе Красноярского края в 1985 году //Научно-отраслевой архив ИА РАН. Р-1. № 10822. 22 л. Боковенко Н. А. Отчёт об археологических работах в Минусинском и в Ермаковском районах Красноярского края в 1986 году //Научно-отраслевой архив ИА РАН. Р-1. № 11623. 20 л. Боковенко Н. А. Учётные карты местонахождений петроглифов Нистафоровка-1, 2. 2011 г. //Архив Отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры Красноярского края. Б/н.

Литература

Боковенко Н.А. Новые памятники наскального искусства в Усинской долине в контексте культур Центральной Азии //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2018. № 1 (21). С. 23-30. Дело всей жизни. Абакан: Изд-во «Светоч», 2008. 58 с.

Дэвлет М.А. Петроглифы Енисея: история изучения (XVIII - начало XX вв.). М.: Координационно-методический центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН, 1996. 249 с.

Заика А.Л. Наскальное искусство горного пояса Хакасско-Минусинской котловины// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: материалы V Международной научной конференции (15-19 сентября 2014 года). Кызыл: ТувГУ 2014. Ч. II. С. 23-27.

Заика А. Л., Капелько В. Ф. Писаницы Ленковой горы //Проблемы скифо-сибирского мира. Кемерово: КемГУ 1989. Ч. 2. С. 92-95.

Заика А.Л., Кузнецов А.Л. Зимняя археология. Полевые исследования петроглифов: методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ 2008. 76 с.

Заика А.Л., Ключников Т.А., ГурулёвД.А. Писаница Кундусук: результаты исследования 2020 года // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 1 (29). С. 9-25.

Заика А. Л., Клементьев А. М. Изображения быков в наскальном искусстве Ангары //Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 1 (29). С. 26-36.

Китова Л. Ю., Исмайылова Э. Р. История формирования кемеровской научной школы исследователей древнего и средневекового искусства //Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3 (55) Т. 4. С. 24-31.

Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 205 с. Леонтьев Н. В., Капелько, В. Ф, Есин Ю. Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2006. 236 с.

Леонтьев Н. В., Леонтьев С. Н. Памятники археологии Кизир-Казырского района. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2009. 178 с.

Мазин А. И. Быт и хозяйство эвенков-орочонов (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1992. 156 с.

Мартынов А. И., Чигаева В. Ю., Базайченко А. В., Штанов Е. С., Симонова И. Л., Мосина А. Е. Туру-Алты (Карачат). Кемерово: Кемеровский редакционно-издательский дом «Книга», 2010. 144 с. Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н., Бове Л.Л. Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2012-2014 гг. //Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. Вып. 1. С. 29-52.

Миклашевич Е.А. О сходстве древнейших наскальных изображений Южной Сибири и Центральной Азии и проблеме их атрибуции //Краткие сообщения института археологии. 2020. Вып. 261. С. 82-98.

Митько О. А. Работы в Красноярском крае //Археологические открытия 2001 года. М.: Наука, 2002. С. 451-452.

Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. М.: Искусство, 1972. 295 с. Панкова С. В., Слободзян М. Б. Наскальные изображения в Хакасии и Красноярском крае //Археологические открытия 2004 года. М.: Наука, 2005. С. 475-476.

Привалихин В. И. Обоймы из рога и вкладышевые наконечники стрел цэпаньской культуры раннего железного века Северного Приангарья //Енисейская провинция. Альманах. Красноярск: «Литера-Принт», 2022. Вып. VI. С. 71-87.

Соловьева Н. Ф., Александров С. В., Боковенко Н. А., Горлов К. В., Городилов А. Ю., Килуновская М. Е., Курганов Н. С., Лазаретов И. П., Поляков А. В., Садыков Т. Р., Семёнов Вл. А., Смирнов Н. Ю., Шапиро С. Б. Дорога длиной в тысячелетия... СПб.: Любавич, 2015. 196 с. Okladnikov A. P., Martynov A. I. Sziberial Sziklarajsok. Budapest: Corvina, 1983. 234 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.