исследования: выявить ключевые дефекты иммунного ответа при ожоговой травме; определить средства патогенетической иммунотерапии; оценить -эффективность иммунотерапии на основании данных клиническою и иммунологического обследований пациентов.
Материалы и методы. Обследовано («больных с ожоговым сепсисом, развившимся на 4-30 сутки после термической травмы (из них 6 мужчин, 4 женщины, средний возраст - 46 лет). Сред) ш гяжест ь ожо! ов, но индексу тяжес 111 гравмы (Франк, 1960), составила 93± 16 балла. Сепсис диагностирован в соответствии с рекомендациями Чнка(тжой со-гласителыюй конференции по сепсису (Bone R.C. et al, 1992). У 5 больных в крови обнаружен St. aureus. Тяжест ь сост ояния пострадавших при развитии сепсиса (до начала лечения) и после иммунотерапии определяли по шкале SAPS. Иммунный статус оценивали на основании показателей клеточного и гуморального иммунитета, реакций фагоцитоза.
Результаты исследования. У всех пациентов с разнившимся ожоговым сепсисом наблюдалось развитие лнмфо-пении (в 2 раза ниже значений нормы) с преимущественным снижением числа зрелых Т-лимфош ггов (в 2,3 раза), Т-хелпе-ров (в 2,0 раза) и цнтотоксических Т-лимфоцитов (в 1,7 раза) но сравнению с показателями нормы. Содержание в крови антигенпрезентирующих мононуклеаров, экспрессирующих рецепторы 1ILA-DR и HLA-1, не отличалось от нормы или было повышенным в 1,5-2 раза. Показатели гуморального иммунитета существенно не изменялись. Отмечено снижение внутриклеточной деградации объектов фагоцитоза лейкоцитами крови. Состояние пациентов оценивали как тяжелое (SAPS = 7,7 ±0,5 баллов), у всех больных наблюдались признаки системного воспалительного ответа(СВО). Таким образом, при ожоговом сепсисе мы наблюдали выраженный Т-клеточный иммунодефицит и снижение эффективности завершающего этапа фагоцитоза. Это определило такп I-ку иммунотерапии, которая способствовала бы преодолению выявленных нарушений. Первый лап лечения включал внутривенное введение 12,5 % раствора неоиира(2,0 мл в 400 мл физиологического расгвора), и на следующий день - 125- -250 тыс. ME ронколейкина (в 200 мл физиологического раствора) внутривенно, что обеспечивало быстрое ограничение СВО. Начиная с первого дня лечения, проводили впутри-Bei шые пифул in акговеп ша (200 мг в 100 мл физиологического раствора 1 раз в день, 5-10 инфузий), что способствовало коррекции функций фагоцитов крови. Второй этап заключался во введении раствора 0,01 % тактивина (5 инъекций подкожно через день). Введение препарата направлено на восстановление созревания и дифференцировки Т-лимфоцитои и их функции (индукция клеточной цитотоксичности, продукция интерлейкина-2). Введение нормальных человеческих иммуноглобулинов (для внутривенного введения, 25 мл, 3-5 инфузий) в первые дни лечения проводили с целью коррекции клеточного иммунитета и реакций фагошгтоза. Иммунотерапия проводилась па фоне стандартной инфузиопной и ацгнбактериальнойтерашшсучетомчувс-гаггельности микрофлоры.
Проведение предложенной схемы иммунотерапии в комплексе лечебных мероприятий у пациентов с ожого-
вым сепсисом способствовало восстановлению показателей клеточного иммунитета (увеличилось число лимфоцитов в 2,6 раза, зрелых I -лимфоцитов • в 2 раза, Т-хелие-ров в 2,6 раза. Ц'1 ТЛ в 1.5 раза) и повышению (фиктивности внутриклеточного фагоцитоза. У всех пациентов нормализовалась температурная кривая. \меньшались признаки эндогенной интоксикации. улучшалосьтечение раневого процесса, что. в итоге, определило тначшельное снижение часто ты летальных ис.\0Л1 >в.
Характеристика иммуностимулирующего действия синтетического дипептида "бестим”
Пигарсва (1.В., Калинина Н.М., Симбирцев Л. С.
ГПЦ ГосПИИ осооочистых оиоирошрштм, Санкт-Петербург, Россия
Изучение структурно-функциональной организации в ряд\’ коротких пептидов с (!- и у-связыо между аминокислотными остатками привело нас к обнаружению соединения, имевшего структуру у-СЯи-Тгр и получившего название “бестим”. Целью данной работы было исследование влияния бестима на некоторые иммунологические показатели при изучении его действия в культуре лимфоцитов и после введения лабораторным животным.
Согласно полученным данным, синтетический дипептид у-01и-Тгр (бестим) обладает иммуномодулирующей активностью. Бестим вызывает дифференцировку предшественников Т-лимфош ггов путем усиления экспрессии ТЬу-1 антигена костномозговыми предшественниками и ЬЗТ4 антигена тимоцитами. Бестим увеличивает пролн<|эератив-пую активность лимфоцитов, усиливает продукцию ИЛ-2 и •экспрессию рецеп тора ИЛ-2. Способность бестима в значительной мереусиливатьнродукцию ИЛ-2 и экспрессию ТЬу-1 антигена позволяет предположить, что механизм его лейсты !я сходен с действием пептидов т имуса, однако уделы ш биологическая активность бестима в ряде случаев была более высокой. Это, по-видимому, определяется наличием у-пептидной связи, которая приводит к появлению новых фармакологических свойств и обуславливает стабилыюстьпрс-парата к действию протеолитических ферментов.
Новые аспекты клинического применения ликопида при заболеваниях, связанных с нарушением иммунитета
Пипегпн Б.В., Хяпухова Л.М., Рабинович О.Ф., Андронова Т.М.
ГНЦ ■ - Институт иммунологии Мшидрааа России, ЦНИИ стоматологии Минздрава России,
Институт бнооргшшческой химии РАН им. Шемякина М. М. и Овчинникова 10.А., Москва, Россия
Новый отечественный иммуномодулятор ликопид показал высокую клиническую и иммунологическую эффективность при ряде вторичных иммунодефицнтных
состояний, проявляющихся в хронических инфекционно-воспалительных процессах кожи и мягких тканей, глаз, бронхолегочного аппарата, урогенитального тракта. Эта эффективность связана со способностью ликопида активировать клетки моноцигарно-макрофагальной системы, повышать их функциональнуую активность, синтез ряда цитокинов и, в конечном итоге, приводить в движение всю антиинфекционную защиту организма. В настоящее время выявляются новые аспекты клинического применения ликопида, связанные с особенностями его действия на цитокиновую систему организма. Этот иммуномодулятор показал клиническую эффективность при таких аутоиммунных заболеваниях, как рассеянный склероз и псориаз, характеризующихся гиперфункцией ТЫ-клеток. Возможно, эта эффективность связана со способностью ликопида понижать продукцию мононук-леарами периферической крови провоспалительных цитокинов - интелейкина-1, фактора некроза опухоли и других, играющих важную роль в развитии воспаления при ТЫ-опосредованных патологических процессах. Применение ликопида оказалось высокоэффективным и при другом аутоиммунном заболевании, связанном с гиперфункцией ТЫ-клеток, — красном плоском лишае. Лечение им больных с этим заболеванием значимо понижало число СБЗ* лимфоцитов, содержащих в цитоплазме маркерный цитокин ТЬ1 -клеток у-интерферон. относящихся также к разряду провоспалительных цитокинов, и повышало продукцию лимфоцитами противовоспалительного цитокина интерлейкина-4, маркерного ци-токина ТЬ2-клеток. Мы полагаем, что клиническая эффективность ликопида при указанных аутоиммунных процессах связана с его способностью изменять баланс функциональной активности ТЬ1- и ТЬ2-клеток в организме.
Местное применение ронколейкина® при острых гнойных синуситах
Плужников М.С., Лавренова Г.В., Галкина О.В., Катинас Е.Б., ШаПкнн Д.И., Буравцова И. А., Молчанова И.В., Тотолпн А. А.
Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия
В патогенезе острых гнойных синуситов существенная роль отводится дефектам местной защиты. Общепринятая антибиотикотерапия, длительность которой составляет до двух недель, не всегда эффективна, что может быть связано с ее иммуносупрессивным действием.
Целью настоящего исследования было изучить возможность проведения местной терапии ронколейкином® (“Биотех”, Санкт-Петербург) больных острыми гнойными синуситами.
Под нашим наблюдением находилось 19 пациентов с острыми гнойными синуситами в возрасте от 15
до 48 лете длительностью заболевания отЗ до 10 дней. Клинический диагноз ставился на основании жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра, рентгенографии околоносовых пазух, диагностических пункций верхнечелюстных пазух итрепанопункций лобных пазух. Поданным рентгенографии околоносовых пазуху 7 больных наблюдалось изолированное поражение одной верхнечелюстной пазухи, у 12 больных-двухсторонний гайморит, из них у 4 человек имелось гнойное воспаление лобных пазух. Всем больным проводилась местная монотерапия ронколейкином®. Препарат в количестве 250.000 МЕ, разведенный в 5 мл физиологического раствора с добавлением 1 мл 10% раствора альбумина, однократно вводили в верхнечелюстную или лобную пазуху. Через I сутки после введения препарата пазухи промывали физиологическим раствором 1 раз в день. Антисептики и антибиотики в лечении этих больных не применялись. Смывы из полости носа получали путем промывания полости носа 5 мл физиологического раствора с помощью гортанного шприца и носоглоточной канюли. Смывы из пазух получали путем введения в пазуху при пункции 5 мл физиологического раствора и его последующей активной аспирации. Иммунологический анализ смывов из полости носа и пазух, а также сывороток, полученных от тех же больных в день обследования, проводили до введения ронколейкина11, через сутки после его введения и на момент клинического выздоровления. Во всех пробах определяли концентрации иммуноглобулинов (1ц) классов А, М, б, секреторного ^А (э^А), подклассов ^ (01, 02,03,04), общего 1§Е и альбумина. Для каждого типа белка определяли коэффициент (<3) по формуле: (3=смыв/сыворотка х 1000.
Исходно в иммунологическом анализе назальных смывов у большинства больных определялся сниженный синтез ^А, 1§в 1 и 1ц04 на фоне повышенной проницаемости гисто-гематического барьера. У части больных определялся повышенный уровень э^А. В ходе терапии ронколейкином® наблюдалась нормализация исходно повышенных и исходно сниженных иммунологических показателей назального смыва. Исходно нормальные показатели колебались в пределах нормы. Субъективно и объективно клиническое улучшение наступало на 2-3 день после введения ронколейкина® и выражалось в уменьшении отделяемого, изменении его характера. Полное очищение пазух наблюдалось на 2-6 день. В иммунологическом анализе смывов из околоносовых пазух наблюдалось снижение большинства показателей, и прежде всего, и его подклассов.
Таким образом, местное применение ронколейки-ма® позволяет без применения антисептиков и антибиотиков сократить сроки терапии. Положительная динамика клинических показателей сопровождается нормализацией исходно измененных иммунологических показателей назальных смывов и снижением показателей воспаления в смывах из околоносовых пазух.