ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_
© Бектимирова Н.Н.
ИСАА МГУ
НОВЫЕ АКЦЕНТЫ во ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КАМБОДЖИ
При реализации внешнеполитического курса нейтралитета, закрепленного в конституции страны, власти Камбоджи традиционно придерживались политики балансирования между ведущими внерегиональными и региональными державами, в первую очередь, между КНР и США. Хотя некоторые политологи давно называли Камбоджу «прокитайским» государством, отношения с США занимали важнейшее место среди внешнеполитических приоритетов Королевства Камбоджа. При администрации Б. Обамы американо-камбоджийские отношения получили новый импульс и достигли, по словам премьер-министра Хун Сена, невиданного доселе подъема. Существенное укрепление и расширение двухсторонних связей отмечал в ходе своего рабочего визита в Камбоджу в январе 2016 г. бывший госсекретарь США Дж. Керри1.
Выстраивание позитивных отношений с США было особенно важным лично для Хун Сена, так как служило дополнительным фактором легитимации его сверх длительного правления. Общеизвестно, что именно к США традиционно обращались представители оппозиционных кругов, в частности, Партии национального спасения Камбоджи (ПНСК) за помощью в их внутриполитическом противоборстве с премьером. Особенно остро ПНСК нуждалась в поддержке со стороны правящих кругов США в периоды электоральных циклов, которые, как правило, сопровождались в Камбодже серьезным ухудшением ситуации с соблюдением прав человека, а также максимальным давлением со стороны правящей - Народной партии Камбоджи (НПК) на оппозицию с целью ее вытеснения из легального политического пространства. Призывы оппозиции оказать давление на официальные власти Пном Пеня, как правило, находили поддержку в конгрессе США и, несмотря на более осторожную позицию Белого дома2, не раз приводили к введению времен-
ных экономических санкций против Пном Пеня. Самому Хун Сену нередко приходилось, как он говорил, выслушивать от американских руководителей «лекции по поводу прав человека». Визит Хун Сена в США в феврале 2016 г. в рамках Саммита США-АСЕАН дал повод правящей партии заявить, что «Б.Обама настроен оптимистично в отношении политической ситуации в Камбодже и не верит инсинуациям небольшой
3
группы оппозиционеров» .
Подъем двухсторонних отношений - экономических, политических, гуманитарных Хун Сен считал своей особой заслугой. Большое значение премьер уделял начавшемуся с 2009 г. развитию сотрудничества в военной области и сфере безопасности. США оказывали содействие Камбодже в подготовке армейских кадров для участия в миротворческих акциях и для проведения контртеррористических операций, помогали в разминировании территорий. С 2010 г. стали проводиться ежегодные американо-камбоджийские военно-морские учения «Анг-кор Сентинел». Причем в рамках министерства обороны каналы сотрудничества с США курировали сыновья премьера - Хун Манет (начальник департамента по борьбе терроризмом) и Хун Манит (начальник управления разведки и контрразведки). Уже в последние дни пребывания у власти администрация Б.Обамы предоставила Камбодже торговые преференции в поставках на американский рынок товаров туристического назначения, что было в высшей степени позитивно оценено бизнес сообществом Королевства.
В ходе американской избирательной кампании камбоджийский премьер-министр естественно «болел» за Д. Трампа, этого не скрывал, предрекал ему победу и с большим воодушевлением встретил избрание Д. Трампа на пост
президента, который, как считал Хун Сен, «не будет ему читать нравоучения по поводу прав человека»4. В поздравительном послании 45-ому президенту США Хун Сен, в частности, писал: «... надеюсь, что мы будем совместно трудиться на благо мира, стабильности и процветания наших народов»5.
Однако именно с приходом к власти Д.Трампа начались определенные трения в двухсторонних отношениях. В январе 2017 г. Министерство обороны Камбоджи в одностороннем по-
рядке отменило на два года совместные военно-морские учения «Ангкор Сентинел», мотивировав это, «необходимостью решать более срочные проблемы», к числу которых были отнесены кампании по борьбе с наркотиками и подготовка к выборам в местные органы власти (июнь 2017 г.) и в парламент (июль 2018 г.). Официальное заявление об отмене камбоджийско-американских учений последовало вскоре после завершения в декабре 2016 г. широкомасштабных двухнедельных камбоджийско-китайских учений «Золотой Дракон»6. Американское посольство в Пном Пене не безосновательно расценила это как «пренебрежительный акт в отношении США и подобострастный в отношении КНР»7. Как известно, накануне своей инаугурации и в первые месяцы президентства Д.Трамп неоднократно заявлял о намерении пересмотреть торговые отношения с Китаем, сделать их экономически более выгодными для США, делал двусмысленные заявления по поводу формулы «единого Китая». Так, в интервью Fox News от 11 декабря 2016 г. Д.Трамп, в частности, заявил: «Я понимаю суть политики «единого Китай», но я не понимаю, почему мы обязаны связывать себя этой политической линией, пока мы не заключим с Китаем соглашения по другим вопросам, в частности, по торго-
8 w _
вым отношениям» . В этой ситуации неопределенности в американо-китайских отношениях политические элиты Камбоджи своей отменой предстоящих американо-камбоджийских учений продемонстрировали символическую поддержку Китая.
В апреле 2017 г. правительство Камбоджи без объяснения причин приостановило деятельность строительного батальона морской пехоты США, который выполнял гуманитарную миссию и занимался строительством в сельских районах страны различных объектов социального назначения. Всего силами данного батальона в 11 провинциях Камбоджи было ведено в строй медицинских и учебных учреждений на сумму 5 млн
9
долл. .
В ответ на «недружелюбное» поведение камбоджийского руководства американский посол в Пном Пене У. Хейд публично напомнил о финансовом долге Камбоджи который, по мнению посла, она, «как успешно развивающаяся страна, вполне способна вернуть США»10. Речь идет о кредите, предо-
ставленным США правительству Лон Нола, которого они посредством военного переворота привели к власти в 1970 г. В период 1972-1974 гг. департамент сельского хозяйства США выделил Лон Нолу сумму в 274 млн долл. на закупки продовольствия, в котором остро нуждалась страна, так как в результате военных действий сельскохозяйственное производство было полностью дезорганизовано. Однако общеизвестно, что режим Лон Нола использовал деньги главным образом на военные нужды, т.е. на борьбу против той части собственного населения, которая сражалась в рядах Национального Единого Фронта Камбоджи (НЕФК). Кредит предоставлялся как беспроцентный в течение первых 15 лет, а потом под 3% годовых. В результате к 2017 г. общая сумма задолженности составила порядка 505 млн долл.11. Вопрос о задолженности неоднократно обсуждался между сторонами, но разрешения так и не получил. В 1995 г. США предлагали Камбодже списать 58% долга, а остальную сумму заплатить. Но в тот период Камбоджа еще надеялась, что ей удастся убедить США списать долг, как «политически мотивированный». Однако американцы предпочли использовать долг как своего рода инструмент давления на камбоджийские власти. Так, в 2009 г. после депортации камбоджийскими властями в Китай 20 уйгурских беженцев американские конгрессмены внести в Акт о торговле с Камбоджей поправку, которая усложнила для правительства процедуру списания или сокращения долга12. В целом, переговоры по вопросу о долге проходили в спокойной, неконфронтационной обстановке за закрытыми для прессы дверьми.
После избрания Д.Трампа в камбоджийской прессе утверждалось, что Хун Сен намеревался официально обратиться к новому президенту с просьбой о списании долга. Однако неожиданно для всех вопрос долга был поднят в выступлении американского посла, который не только призвал Хун Сена заплатить США, но и пригрозил, что «американская сторона обратится в МВФ с просьбой ограничить выдачу Камбодже новых кредитов, как стране, которая не выполняет свои международные обязательства»13.
Ответом на слова посла стала жесткая антиамериканская риторика премьера, которая содержалась в большинстве его
публичных выступлений. Так, на открытии морского фестиваля в Сиануквиле, премьер, в частности, заявил: «Мне трудно объяснить камбоджийцам, почему мы должны отдавать долг за деньги, на которые закупались бомбы и пули, которыми убивали кхмерский народ. Мы не требуем от США оплатить нам ущерб, причиненный войной, в результате которой Камбоджа оказалась полностью разрушена14. Мы просто хотим, чтобы Америка понимала свою ответственность за так называемый долг»15. Тема долга затрагивалась и на международной конференции по правам ребенка, проходившей под эгидой ЮНЕСКО в Сиемреапе. В приветственной речи Хун Сен, говоря о трагических последствиях военных действий на Ближнем Востоке для детей региона, прямо указал на одного из виновников этих событий - США. Затем он вновь обратился к истории Камбоджи и, в частности, заявил: «Когда Америка вторглась в Камбоджу, сколько детей погибло, было ранено, стало инвалидами, умерло от голода? США вторгаются в чужие страны. Они спровоцировали Индокитайскую войну, убивали жителей нашей страны, а теперь требуют вернуть им долг»16. Хун Сен постоянно проводил аналогии между события 1970-х гг. в Камбодже и современной политикой США на Ближнем Востоке. Его фраза - они бросали бомбы на наши головы, а мы должны
17
им за это платить - обошла все ведущие СМИ страны . Большинство камбоджийских политологов отметили, что прежде Хун Сен вел себя осторожнее в отношении США, не позволяя столь резких высказываний. Надо признать, что требование посла вернуть американские деньги вызвало негативную реакцию не только со стороны Хун Сена, но и представителей западной прессы, которых нельзя заподозрить в симпатиях к камбоджийскому премьер-министру. Это те корреспонденты, которые работали в стране в период второй Индокитайской войны. Так, по словам американской журналистки Е.Бейкер, «США намного больше в долгу перед Камбоджей за то, что они сотворили с ее народом в годы войны, и этот долг нельзя вернуть деньгами»18. По мнению бывшего шефа агентства Рейтер в Хошимине, «Камбоджа не должна платить ни гроша США за то, что они убивали кхмерский народ, уничтожали сельскохозяйственные угодья и выжигали леса.»19. Бывший посол Ав-
стралии в Камбодже Т.Кевин вообще назвал требование долга с
Камбоджи «очевидной глупостью, которая может лишь еще
20
сильнее толкнуть страну в объятья КНР» .
США стали объектом публичных нападок со стороны Хун Сена и в связи с их критикой современной политической ситуации в Камбодже. Так, на комментарий американского посольства по поводу ухудшения ситуации с правами человека последовали довольно жесткие заявления МИД Королевства о «недопустимости вмешательства США во внутренние дела Камбоджи». Причем в этих заявлениях содержались отсылки к предвыборной кампании США, когда представители американского истеблишмента выражали обеспокоенность вмешательством извне в их выборы. Камбоджийские власти заявляли о неприемлемости двойных стандартов, о том, что «любые негативные комментарии США относительно политической ситуации в Камбодже будут рассматривать как вмешательство в
21
предстоящие выборы» . Выступления премьера отличились еще большей резкостью. Так, в речи на церемонии вручения дипломов выпускникам Педагогического института, он в частности, сказал: «США, пожалуйста, занимайтесь своими собственными делами, а свои мы будем решать сами. Новый закон о партиях, который вы критикуете, не направлен на то, чтобы убивать кхмеров, как это делали вы во время Индокитайской войны»22. Очень мощно звучал и тезис о том, что не следует упрекать Камбоджу в отсутствии демократии, потому что «в Камбодже она просто совсем другая, чем на Западе, так как базируется на собственных цивилизационных устоях»23.
Камнем преткновения стала и проблема репатриации кхмерских граждан из США. Между странами действует меморандум 2002 г., по которому кхмеры, являющиеся резидентами США, совершившие уголовные преступления и отсидевшие положенный срок, высылаются обратно на родину. Всего за этот период около 500 человек попали в данную категорию граждан. В среднем в год из США высылалось порядка 40 человек. В настоящее время около 30 человек ожидают репатриации. Кхмерские власти не хотят выдавать им въездные документы, а американцы в ответ угрожают сократить помощь. Все репатрианты, хотя и имеют камбоджийское гражданство, поки-
нули Камбоджу еще в раннем детстве и не имеют там ни жилья, ни родственников. Большинство обзавелись уже собственными семьями в США. Многие даже не владеют кхмерским языком. Потеряв родных при «красных кхмерах», они проживали в лагерях для беженцев в районе таиландской границы, откуда и получили возможность уехать в США по программе
24
помощи беженцам24. Политика США в отношении кхмерских репатриантов, строго основывающаяся на принципах двухстороннего Меморандума 2002 г., была публично осуждена МИД Камбоджи как «направленная на разделения кхмерских семей, проживающих в США», чего, по заявлению Министерства, оно
25
«отныне больше не позволит делать» . Как оказалось, столь грозное заявление подразумевало намерение МИДа Камбоджи обратиться к американской стороне пересмотреть принципы Меморандума.
На наш взгляд, усиление антиамериканской риторике объясняется целым рядом причин. Во-первых, сложной внутриполитической ситуацией, обусловленной близостью выборов в местные органы власти, и стремлением правящей партии (НПК) любыми способами, включая манипулирование судебной системой, осложнить деятельность оппозиционной ПНСК, а в идеале не допустить ее к участию в выборах. Разжигание антиамериканских настроений, которые в массовом масштабе в камбоджийском обществе отсутствуют, может стать важным фактором «нейтрализации» главного внешнего критика режима Хун Сена. Как правило, после выборов оппозиция всегда обращается за помощью к США, как определенному гаранту и витрине демократии, для оказания международного давления на Пном Пень. Премьеру важно показать, что США таковыми не являются и поэтому к их мнению можно не прислушиваться.
Во-вторых, премьер-министр Хун Сен прекрасно понимает, что Д. Трамп едва ли отслеживает ситуацию в Камбодже, что процесс демократизации в кхмерском обществе его мало волнует26, поэтому, по большому счету вся эта антиамериканская риторика, носящая со стороны камбоджийского руководства временный тактический характер, не повлияет серьезно на состояние двухсторонних отношений. К тому же помощь Камбодже в рамках различных международных гуманитарных про-
грамм, финансировавшихся США, может сократиться по объективным причинам, в силу стремления новой администрации оптимизировать расходы подобного рода. Так, Д.Трамп уже объявил, что намерен сократить на 28% финансирование про-
27
граммы USAID . Достоверно известно, что финансовая поддержка США международной структуре UN Population Fund (UNFPA), которая с 2015 г. оказывала поддержку в осуществлении в Камбодже проектов в области здравоохранения, уже
28
серьезно сокращена . В-третьих, вне всякого сомнения, что «смелость» в антиамериканской риторике Хун Сену придал стиль поведения президента Филиппин Р. Дутерте, который известен своими резкими антиамериканскими высказываниями и равнодушием к критике по поводу прав человека в его стране.
С конца 2016 г. наблюдается явный «дрейф» Камбоджи в сторону КНР, на поддержку которой, в первую очередь, политическую Хун Сен надеется в случае каких-либо неприятных неожиданностей для НПК на выборах. На итоговом совещании МИД Камбоджи в феврале 2017 г., где присутствовали премьер-министр и все сотрудники министерства, глава ведомства Прак Сокхон заявил, что наиболее «выдающимся событием на дипломатическом поприще страны стал визит в Камбоджу в ноябре 2016 г. Си Циньпина», что отношения двух стран базируются на полном уважении, поддержке и доверии. В докладе не был упомянут ни визит Хун Сена в США, ни в Россию в
29
рамках саммитов АСЕАН-США и АСЕАН-Россия .
Экономическая помощь КНР Камбодже общеизвестна, но в последние годы идет мощнейшее наращивание в стране т.н. китайской «мягкой силы». Новый председатель камбоджийско-китайской ассоциации30 - преуспевающий банкир Пунг Кхеау Се, вступая в должность в 2016 г. заявил, что видит одну из главных задач своей миссии в продвижении в Камбодже китайской культуры и языка. Руководители ассоциации утверждают, что стараются создать в Камбодже условия, которые позволят «сделать систему китайских школ массовой, как в материковом Китае». 2/3 учителей в ныне действующих школах - учителя из Китая31. В Камбодже издаются 5 газет на китайском языке,
32
владельцами которых являются местные окня , тесно связанные с властными структурами. Все газеты имеют в своем штате
значительное количество сотрудников из Китая. Как правило, редакционная политика в этих газетах нацелена на максимальную пропаганду позитивной информации о КНР и блокирование любых материалов, не отвечающих её интересам. Важным символом взаимной поддержки двух стран на международной арене стало публичное отстаивание Китаем права Камбоджи на «особый путь развития» в политической сфере, с которым выступил в 2017 г. на заседании комитета ООН по правам человека китайский представитель, когда обсуждался вопрос о резком ухудшении ситуации в Камбодже.
В конце 2016 - начале 2017 гг. продолжалось поступательное развитие диалога между Камбоджей и Россией. Так, в ноябре 2016 г. состоялся рабочий визит в Россию министра иностранных дел Камбоджи Прак Сокхона, в ходе которого обе стороны договорились о координации усилий в решении международных проблем в рамках в ООН. В феврале 2017 г. состоялся визит секретаря Совета Безопасности РФ Патрушева в Камбоджу, который заложил основы сотрудничества в сфере безопасности. Важной вехой должно стать очередное заседание Межправительственной комиссии России и Камбоджи, намеченное на лето этого года, в ходе которого планируется подписание не менее 7 различных договоров, в том числе и по ис-
33
пользованию атомной энергии в мирных целях .
В 2016 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Камбоджей. В 2017 г. в Пном Пене заседала рабочая группа по взаимодействию между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и правительством Королевства Камбоджа, следующая встреча намечена на 2018 г. По заявлению сопредседателя рабочей группы ЕЭК Т.Валовой предстоит серьезная работа по расширению контактов, поиску сфер интересов и раскрытию потенциала торгово-экономических связей между ЕАЭС и Камбоджей34. Развитие отношений со странами ЕАЭС имеет для Камбоджи не только экономическое значение, как фактор диверсификации торговых связей, но и политическое. Евразийский экономический союз объединяет страны, которые разделяют взгляды Хун Сена на опасность «цветных революций» и которые будут поддерживать его даже в случае применения им
силы при неблагоприятном для НПК исходе всеобщих выборов в 2018 г.
I Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Стратегия политической борьбы Народной партии Камбоджи.//Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XXX-XXXI. М., 2016.
л
Thayer C.A. Cambodia-United States Relations.//Cambodia. Progress and Challenges since 1991. Ed. by Pou Sothirak, Wade G., Hong M. Singapore. 2012. P. 98.
3 The Cambodia Daily. 19.02.2016.
4 The Cambodia Daily. 10.11.2016.
5 Ibid.
6 Ibid. 01.03.2017
Hutt D. Cambodia, US duel over Vietnam War debt. //Asia Times. 28.03.2017.
0
Bush R. A one-Chinese policy primer.//Brookings Foreign Policy. 31.03.2017. В телефонном разговоре с Си Цзиньпинем от 9 февраля 2017 г. Д.Трамп подтвердил приверженность политике «одного Китай», как основы взаимоотношений между США и КНР.
9 The Cambodia Daily 04.04.2017.
10 The Cambodia Daily. 06.02.2017.
II The Diplomat. 23.03.2017.
12 См. Бектимирова Н.Н. Традиционные факторы во внешней политике Камбодже на современном этапе.//Юго-Восточная Азия: актуальные
проблемы развития. Выпуск XXVI - XXVII. М., 2015. С. 125.
1
Hutt D. Cambodia, US duel over Vietnam War debt. //Asia Times. 28.03.2017.
14 С целью уничтожения так называемой тропы Xо Ши Мина США сбросили на восточные районы Камбоджи около 500 тыс. т бомб.
15 Hunt L. Should Cambodia Forget Forgiveness in its US Debt Controversy? // The Diplomat. 23.03.2017; The Cambodia Daily. 26.12.2016.
16 The Cambodia Daily. 02.03.2017.
17 Ibid; The Phnom Penh Post 02.03.2017.
18 The Cambodia Daily. 08.03.2017.
19 Ibid.
9П
Hutt D. Cambodia, US duel over Vietnam War debt. //Asia Times. 28.03.2017
21Statement of the spokesman of the ministry of foreign affairs and International Cooperation. 22.02.2017// www.mfaic.gov.kh
22 The Cambodia Daily.23.02.2017.
23 Ibid. 26.03.17.
24 The Cambodia Daily. 30.12.2016.
25 Ibid. 01.03.2017.
26Так, на презентации ежегодного доклада Госдепа США о ситуации в мире с правами человека, впервые за последние десять лет на нем не присутствовал Госсекретарь США лично. Многие сочли это косвенным свидетельством меньшего внимания к данной проблеме со стороны новой администрации.
2 7
На данный момент сокращение помощи по линии USAID Камбоджи не коснулось. США выделили на проведение местных и парламентских выборов 1.8 млн долл. 28 The Cambodia Daily. 05.04.2017.
9Q
www.mfaic.gov.kh [Обращение 19.03.2017]
•5Л
Образована в 1996 г.
"5 1
Pal Nyiri. Investors, managers, brokers and culture workers. C.37. //Chinese encounters in Southeast Asia. L. 2017.
32 Титул, который даруется королем высокопоставленным чиновникам за особые заслуги в деле развития страны.
33 Ibid. 03.04.2017.
34 Российская торговая палата в Камбодже. 15.02.2017.//www.rcc-cambodia.com