Научная статья на тему 'Стратегия политической борьбы Народной партии Камбоджи'

Стратегия политической борьбы Народной партии Камбоджи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
277
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПАРТИЯ КАМБОДЖИ / ПАРТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ КАМБОДЖИ / СТРАТЕГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ОППОЗИЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / CAMBODIAN PEOPLE'S PARTY / CAMBODIA NATIONAL RESCUE PARTY / STRATEGY / POLITICAL STRUGGLE / OPPOSITION / YOUTH / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бектимирова Надежда Николаевна

В статье рассматривается стратегия политической борьбы правящей Народной партии Камбоджи (НПК) с ее главным соперником оппозиционной Партией национального спасения Камбоджи (ПНСК) в преддверии электоральных баталий за места в местные органы власти в 2017 г. и в парламент в 2018 г. Показано, что важнейшими стратегическими составляющими тактики НПК являлось выстраивание по-новому отношений с ПНСК, а также повышенное внимание к социально-экономической сфере и к молодежному сегменту общества. Стремление привлечь голоса молодых избирателей, традиционно ориентировавшихся на оппозицию, обусловило борьбу за расширение влияния НПК в социальных сетях важнейшей платформе формирования общественного мнения камбоджийской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Political Strategy of Cambodian People’s Party

This article examines political struggle between the ruling Cambodian People’s Party and its main rival the opposition Cambodia National Rescue Party in the context of the upcoming local and parliamentary elections in 2017 and 2018 respectively. The author shows that the ruling party has devised a new strategy of interaction with its electoral rival, while also concentrating on the socio-economic sphere. The fierce battle to win the support of young voters who traditionally backed the opposition has forced the ruling party to seek to expand its reach on social networks as the most widely used communication platform among Cambodian youth.

Текст научной работы на тему «Стратегия политической борьбы Народной партии Камбоджи»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

_Выпуск XXX (№ 30, 2016)_

© Бектимирова Н.Н.

ИСАА МГУ

СТРАТЕГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ НАРОДНОЙ ПАРТИИ КАМБОДЖИ

Стратегия политической борьбы правящей Народной партии Камбоджи (НПК) с ее главным соперником - оппозиционной Партией национального спасения Камбоджи (ПНСК) в 2015-2016 гг. определяется генеральной задачей - отстоять свое право на дальнейшее руководство страной, которое она бессменно осуществляет с 1993 г. Исходя из этой стратегической задачи, руководство НПК сейчас с особой тщательностью обдумывает и выстраивает свою публичную политику, ставя ближайшей целью достижение победы в предстоящих электоральных баталиях - на выборах в местные органы власти (осень 2017 г.) и выборах в парламент (лето 2018 г.).

Прошедший в январе 2016 г. съезд НПК показал, что в целом партия оправилась от шока 2013 г.1. В отчетном докладе, распространенном среди делегатов съезда, в основном сообщалось об успехах, достигнутых страной под руководством НПК, в нем отсутствовали какие-либо упоминания о снижении доверия населения к партии, об утрате ею популярности среди рядовых граждан, о которых открыто говорил Хун Сен в 2013 г.

Мажорный тон отчетного доклада во многом был задан сложившейся внутриэкономической и внешнеполитической конъюнктурой, которая в целом благоприятствовала правящей партии. В 2015 г., как, впрочем, и в предыдущие годы, Камбоджа демонстрировала хорошие макроэкономические показатели. Темпы роста ВВП составили 7%. Уровень бедности снизился с 53.2% в 1993 г. до 13.5% в 2015 г.2, что позволило Камбодже перейти в категорию стран со средним индексом развития человеческого капитала. Правда, пока она стоит на последнем - 143 месте в этой группе стран . Доход на душу населения составил 1255 долл. США. По мнению западных экспертов, в стране наметилась позитивная динамика в совершенствовании налоговой системы, что дало возможность правительству в

2015 г. увеличить на 22 % собираемость налогов4. Последовательно проводилась масштабная модернизация инфраструктуры, финансирование которой, правда, осуществлялось за счет международной помощи.

В прошедшем году важнейшей стратегической составляющей политики властей стало повышенное внимание к социально-экономической сфере, занимавшей приоритетное место в предвыборной программе оппозиции на выборах 2013 г. Как отмечают эксперты, правительство фактически реализовало на практике многие предвыборные обещания оппозиции, которые раньше само именовало популистскими. Так, в январе 2016 г. была повышена до 200 долл. США зарплата государственным служащим, учителям и медицинским работникам, а также военнослужащим. К началу 2018 г., т.е. в преддверии парламентских выборов, правительство пообещало довести ее до 250 долл. США. С января 2016 г. на 9% была увеличена минимальная зарплата рабочих текстильной и обувной промышленности. Она составила 140 долл. США,5 что, однако, по-прежнему остается одним их самих низких показателей в регионе. Правительство приступило к разработке страхового пакета медицинских услуг для рабочих, финансирование которого предполагается осуществлять за счет предпринимателей. Была проведена ревизия частных земельных концессий с последующим изъятием земли у тех, кто ее неэффективно использовал и чья деятельность вызывала серьезные нарекания со стороны местного населения6. Власти отменили плату за проезд по некоторым столичным трассам, снизили в пять раз регистрационную плату за выпускной экзамен в области медицины, объявили о снижении с апреля 2017 г. платы за электричество. Все это позволило уменьшить накал социального недовольства населения и серьезно снизить протестную активность населения. Фактически, период 2015 г. - начало 2016 г. был отмечен лишь спорадическими выступлениями текстильщиков, вызванными конкретной ситуацией на той или иной фабрике.

В целом власти стали довольно оперативно реагировать на жалобы населения. Например, в феврале 2016 г. впервые по требованию жителей был отстранен от должности высокопоставленный чиновник - губернатор провинции Мондолькири.

900 представителей этнических меньшинств этой провинции в октябре 2015 г. направили в Министерство внутренних дел петицию с жалобой на губернатора, обвиняя его в том, что он затягивает решение земельных споров и потворствует нелегальной вырубке общинных лесов. Подписанты петиции пригрозили не голосовать на будущих выборах за НПК, если губернатор сохранит свой пост8.

Несмотря на определенные позитивные подвижки в социально-экономической сфере, она по-прежнему будет оставаться источником потенциального недовольства со стороны населения и как следствие источником конфликтности. Так, по качеству жизни Камбоджа пока занимает самое низкое место в регионе - 148 из 192 стран мира. Сохраняется высокая степень социально-экономического неравенства. По данным Всемирного Банка более 8 млн камбоджийцев живут на грани нищеты и снижение их дохода даже на 70 центов в день отбросит их вновь за черту бедности, уровень которой в таком случае составит 40% населения9.

Ахиллесовой пятой Камбоджи остается крайне высокий уровень коррумпированности всех ветвей власти и чрезвычайно низкий показатель соблюдения законов. После выборов 2013 г. премьер решительно потребовал от своих сотрудников «встать перед зеркалом и смыть с себя все коррупционные грехи»10. Однако, как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране ничего не меняется к лучшему. На начало 2016 г. по индексу верховенства права11 Камбоджа занимала 99 место из 102 стран мира, по борьбе с коррупцией у нее также был худший показатель в регионе - 150 место среди 167 стран12. По данным Transparency International за последние 4 года в стране не произошло никаких позитивных сдвигов в этой сфере. Еще в 2005 г. тогдашний глава Всемирного Банка Дж. Вулфенсон заявил, что перед Камбоджей стоят три главных вызова, которые будут определять будущее страны. Это «борьба с коррупцией, борьба с коррупцией и еще раз борьба с коррупцией»13. Еще в 2010 г. в рамках правительства было сформировано специальное подразделение по борьбе с коррупцией, однако видимых успехов оно не добилось. Хотя в Камбодже принято одно из самых либеральных законодательств

для иностранных инвесторов, вследствие коррумпированности и бюрократизации госаппарата по степени легкости открытия бизнеса Камбоджа, по версии Всемирного банка, занимает 180 место среди 189 стран мира. Коррупция и бюрократизация, как два фактора, препятствующие развитию свободного рынка, обусловили скатывание страны в категорию «преимущественно несвободных» стран по индексу экономической свободы14. В целях сохранения лояльности рядовых граждан в отношение правящей партии, НПК несомненно будет продолжать держать социально-экономическую сферу под пристальным контролем и постарается к выборам наглядно продемонстрировать заботу о населении.

К несомненным успехам правительства в 2015-2016 гг. может быть отнесена внешнеполитическая деятельность. Связи со всеми наиболее значимыми для Камбоджи международными партнерами в этот период отличались устойчивой позитивной динамикой развития. В первую очередь, это касалось Китая, отношения с которым у Камбоджи выведены на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства. Не раз озвученная представителями внешнеполитического ведомства КНР стратегия Китая в отношении Камбоджи, состоящая в том, «чтобы помогать Камбодже поддерживать внутреннюю стабильность, наращивать экономический потенциал и играть большую роль в региональных и международных делах»,15 вполне устраивает премьер-министра Хун Сена. По заверениям китайских руководителей, Камбоджа ежегодно будет получать разные виды экономической помощи на сумму не менее 500-700 млн долл. США.16. Так, к примеру, только в рамках одного канала помощи - Китайского фонда содействия развитию Камбоджи в 2015 г. было выделено 140 млн долл. США, что на 40 млн больше чем в 2014 г. По объему внешнеторговых связей с Камбоджей, достигшему в 2015 г. 4.2 млрд долл. США, Китай вышел на третье место после Таиланда и Вьетнама. По туристическому потоку, составившему 15% общего числа посетивших Камбоджу, КНР занял второе после Вьетнама (21%) место17. 2015 г. был отмечен интенсивными камбоджийско-китайскими контактами на высоком уровне, более тесные связи были установлены между военными ведомствами.

Камбоджа, со своей стороны, помогает Пекину тем, что последовательно отстаивает на международной арене важную для него точку зрения, которая заключается в том, что все спорные вопросы по Южно-Китайскому морю должны решаться на двусторонней основе между заинтересованными сторонами. Эта позиция еще раз была подтверждена в ходе встречи Хун Сена с госсекретарем США Дж. Керри, которая прошла в феврале 2016 г. в Пном Пене.

Очевидный подъем в 2015 г. наблюдался и в камбоджийско-американских отношениях. В марте в Камбодже с официальной культурной миссией побывала Мишель Обама, которая запустила в Камбодже проект под лозунгом «Дать девочкам возможность учиться», нацеленный на создание условий для получения девочками полноценного образования как важнейшего фактора улучшения качества жизни женщин. Проект будет реализовываться волонтерами из Корпуса мира при финансовой поддержке ШАГО18. В ноябре 2015 г. в ходе 27 саммита АСЕАН в Куала-Лумпуре Хун Сен получил официальное приглашение от Б. Обамы принять участие в саммите США-АСЕАН, впервые прошедшем на американской территории в Калифорнии 15-16 февраля 2016 г. В рамках подготовки к этой встрече в январе 2016 г. Камбоджу с рабочим визитом посетил госсекретарь Дж. Керри, который в ходе встречи с представителями СМИ признал, что за последние годы в стране произошли «ощутимые позитивные перемены в социально-экономической сфере и что Камбоджа имеет хороший потенциал для привлечения американских инвесторов»19. Оценивая состояние американо-камбоджийских отношений, Дж. Керри от-

20

метил, что страны существенно их укрепили и расширили . По мнению же Хун Сена, камбоджийско-американские отношения никогда за весь период независимого развития Королевства не достигали такого расцвета, как в настоящий период.

Приступая к переговорам, Дж. Керри сразу же предупредил, что «он не намерен принуждать Камбоджу делать выбор между США и Китаем». В ответ премьер-министр Хун Сен заявил, что «Камбоджа давно уже сделала свой выбор, она остро нуждается в дружбе обоих государств»21, тем самым, подтвердив еще раз, что традиционная для страны политика баланси-

рования между внерегиональными акторами, в первую очередь между КНР и США, по-прежнему остается главной стратегической линией внешнеполитической деятельности страны. По мнению ряда западных аналитиков, Хун Сен в течение всей своей длительной политической карьеры уже не раз доказывал, что «он отлично умеет балансировать между разными внешнеполитическими партнерами»22.

В ходе переговоров Хун Сена и Дж. Керри приоритетное внимание было уделено вопросам безопасности, в том числе, борьбе с террористической угрозой. Одновременно стороны обсудили вопрос о вводе американской стороной неквотиро-ванного, беспошлинного режима в отношении камбоджийских товаров, что особенно важно для дальнейшего развития ведущих экспортных отраслей Камбоджи - текстильной и обувной промышленности. Это позволит в ближайшем будущем существенно увеличить товарооборот между двумя странами. В 2015 г. США вошли в пятерку крупнейших торговых партнеров

23

Камбоджи .

Программа визита госсекретаря США включала его встречу с руководством оппозиционной Партии национального спасения Камбоджи. Разумеется, в ходе этой встречи ее участники не могли не затронуть тему политического будущего Сам Ронгси, который из-за угрозы ареста в Камбодже осенью 2015 г. был вынужден вновь отправиться в вынужденную эми-

24

грацию во Францию . Однако в публичном дискурсе Дж. Керри этот вопрос не поднимал, впрочем, как и вопрос о соблюдении прав человека.

Апофеозом камбоджийско-американских отношений стало участие премьера в саммите США-АСЕАН. Накануне саммита некоторые местные и международные правозащитные организации, в том числе Human Rights Watch, а также представители кхмерской диаспоры в США, указывая на проблему нарушения прав человека в Камбодже, выступили с громкой публичной критикой администрации Б. Обамы за решение пригласить на саммит Хун Сена. Представители кхмерской диаспоры, симпатизирующие оппозиции, грозили устроить массовые ан-тихунсеновские протесты в окрестностях ранчо Мираж, где проходил саммит25.

Требования правозащитников были в некоторой степени учтены Белым домом. Так, Б. Обама в своем выступлении на пресс-конференции по случаю открытия саммита отметил, что США будут продолжать защищать свободу слова в странах региона и что «никто, включая представителей политической оппозиции, не может быть подвергнут преследованию или тюремному заключению просто за высказывания собственного 26

мнения» . Однако, Камбоджа при этом не была упомянута, и в дальнейшем данная тема публично не затрагивалась.

Это дало повод правящей партии заявить, что «Б. Обама настроен оптимистично в отношении политической ситуации в Камбодже и не верит инсинуациям небольшой группы оппози-

27

ционеров» . Хун Сен уже в первый день саммита выложил на своей странице в БасеЪоок около десятка фотографий высоких гостей форума и собственной персоны среди них. В комментариях он писал, что хочет информировать граждан своей страны о ходе саммита, а также о той высокой чести, которая была ему оказана американским президентом, раньше, чем они узнают об этом из СМИ.

Хотя представители ПНСК в своих интервью в кхмерской прессе отмечали, что «Хун Сен приглашен в США как член АСЕАН, а не в личном качестве премьер-министра» и что «данное приглашение вовсе не означает позитивной оценки политической ситуации в Камбодже», блог Хун Сена в БасеЪоок все же произвел должный эффект - рядовые граждане в целом очень позитивно для камбоджийского лидера комментировали в социальных сетях его пребывание в США.

Повышенной дипломатической активностью были отмечены и камбоджийско-российские отношения. Знаковым событием для двусторонних отношений стал первый в новейшей истории официальный визит российского руководителя столь высокого уровня - Председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева - в Камбоджу в ноябре 2015 г. В ходе его переговоров с премьер-министром Хун Сеном были определены приоритетные направления двустороннего партнерства, поставлены конкретные задачи по его расширению и подписаны соответствующие соглашения. Несомненно, что дальнейший импульс более динамичному развитию отношений придаст

саммит Россия - АСЕАН, который пройдет в Сочи в мае 2016 г. Премьер Камбоджи совместит участие в саммите со своим первым официальным визитом в нашу страну.

Позитивно развивались отношения и с соседями по региону. В декабре 2015 г. состоялся визит Хун Сена в Таиланд по случаю празднования 65-ой годовщины установления дипломатических отношений между двумя странами. В феврале 2016 г. тайская принцесса Маха Чакри Сириндон, которая курирует

некоторые гуманитарные проекты в Камбодже, посетила стра-

28

ну и встретилась с королем Нородомом Сиамони . Таиланд превратился в самого крупного торгового партнера Камбоджи: объем двусторонней торговли достиг в 2015 г. уровня 5 млрд долл. США29.

После парламентских выборов 2013 г. Народная партия Камбоджи была вынуждена по-новому выстраивать свои взаимоотношения с оппозиционной Партией национального спасения Камбоджи, которая получила 45% депутатских мест. Обе партии еще в июле 2014 г. провозгласили новый принцип политического взаимодействия, базирующийся на повышении культуры политического диалога, которая, в частности, предполагала отказ от взаимных, подчас оскорбительных, нападок, готовность к конструктивному сотрудничеству и поиску разумного компромисса. В одном из своих публичных выступлений Хун Сен заявил, что в Камбодже на смену «культуре конфликта пришла культура диалога, которая даст возможность партиям совместно обустраивать страну»30.

Однако после года передышки политическая ситуация в стране вновь обострилась. В середине ноября 2015 г., когда Сам Ронгси находился в Южной Корее, против него было возобновлено уголовное дело 2008 г. по обвинению в клевете в от-

31

ношении министра иностранных дел Хор Нам Хонга . За этим последовало лишение лидера парламентского меньшинства депутатского мандата и депутатской неприкосновенности, осуществленное с грубыми процедурными нарушениями. Действия властей вызвали негативную реакцию в общественных кругах Камбоджи и были расценены как посягательство на конституцию, так как в 2013 г. король Сиамони даровал Сам Ронгси амнистию, в том числе и по делу 2008 г. Хор Нам Хонг

поспешил заявить, что иск был повторно предъявлен по личной инициативе его адвоката, который при этом не руководствовался какими-либо политическими мотивами. Тем не менее, отозвать иск министр иностранных дел все же отказался.

Однако ни для кого не было секретом, что непосредственным поводом для очередного возбуждения дела против оппозиционера стали его комментарии по поводу победы на выборах в соседней Мьянме оппозиционной партии Национальной лиги за демократию (НЛД), которая достаточно серьезно встревожила руководителей НПК. На своей странице в БасеЪоок Сам Ронгси написал о том, что «участь диктатора Камбоджи - незавидна, так как на выборах 2018 г. Партия национального спасения Камбоджи может добиться успеха подобного Националь-

32

ной лиги за демократию во главе с Аун Сан Су Чжи» . Одновременно он выложил в сеть свои фото с Аун Сан Су Чжи, сделанные в 1996 и 2003 гг. в Янгоне. Буквально на следующий день Хун Сен обвинил оппозиционного лидера в том, что он нарушил «культуру политического диалога» и что Сам Ронгси не имеет права сравнивать себя с Аун Сан Су Чжи, так как она «дочь национального героя Бирмы, а он - сын предателя роди-

33

ны» . Хун Сен публично напомнил Сам Ронгси историю его отца - Сам Сари, которого король Нородом Сианук считал «врагом народа и предателем родины» за попытку организации в 1959 г. государственного переворота, вошедшего в историю Камбоджи под названием «Бангкокский заговор».

Сам Ронгси решил пока не возвращаться в Камбоджу, где ему грозит арест, а остаться в Париже, так как он одновременно с камбоджийским имеет и французское гражданство. Неожиданно для многих, несмотря на вынужденную эмиграцию Сам Ронгси, ПНСК заняла довольно взвешенную позицию, направленную на продолжение сотрудничества с властью, на восстановление культуры «политического диалога», на отказ от всевозможных бойкотов как формы давления на власть, к которым ПНСК довольно часто прибегала, на отказ от провокационных высказываний, которые нередко давали повод властям для ответных репрессивных действий. Руководство партии обратилось с просьбой к рядовым членам, особенно молодежи, вести себя корректно и осторожно, в том числе и в социальных сетях,

чтобы не спровоцировать атаку НПК на ПНСК. Так, Кем Сок-ха, который стал исполнять обязанность председателя партии, в частности, заявил: «Я прошу всех быть осторожными с высказываниями на страницах БасеЪоок, они должны быть корректными. Не следует попадаться в ловушки, расставленные правящей партией». Такого рода заявления отражают возросшую политическую зрелость партии, которая в полной мере осознает насущную необходимость продолжения работы в парламенте, укрепления своих позиций перед выборами, на которых она собирается дать бой НПК. ПНСК не скрывает, что свою главную задачу видит в мирной смене власти в результате честных и свободных выборов34.

Одной из главных задач, которую ставит перед собой НПК, в оставшееся до выборов время - это борьба за голоса молодежи, а следовательно, за влияние в социальных сетях, являющихся важнейшей платформой формирования общественного мнения молодежного сегмента общества. В 2000 г. президент США Билл Клинтон объявил: «В новом столетии свобода

35

будет распространяться ...через кабельный модем» . Для Камбоджи это заявление оказалось в определенной степени пророческим, так как именно интернет и социальные сети разительным образом изменили политическое пространство страны. В 2015 г. число пользователей интернетом составило 6.25 млн человек, а к 2018 г. оно может возрасти до 9.5 млн что составит

36

почти 65% населения . Интернет-ресурсы превратились в эффективное средство коммуникации, которое не только обеспечило резкое усиление информационной поддержки политических процессов, но и предоставило возможность обратной связи, т.е. фактического участия в политической и, соответственно, выборной деятельности со стороны граждан, прежде всего, представителей молодого поколения.

Именно социальные сети стали важным инструментом мобилизации сторонников оппозиции (прежде всего, городской молодежи) в Камбодже и помогли ей добиться успеха на выборах 2013 г. Наиболее популярный среди молодых камбоджийцев ресурс БасеЪоок стал местом активного обсуждения политических, в том числе электоральных, проблем страны. В растущем влиянии интернет-ресурсов на

политический процесс в Камбодже просматриваются две тенденции. Одна заключается в активизации участия молодых граждан в политической жизни страны и в росте их политической зрелости. Отличительной особенностью последних электоральных кампаний, например, было спонтанное формирование в Камбодже мощного молодежного волонтерского движения, участники которого, не будучи членами политических партий, обеспечивали подготовку и мониторинг выборов. Другая тенденция состоит в том, что представители властных структур, осознавая потенциал социальных сетей как важного средства общественной мобилизации, стремятся не только вписаться в этот новый ИТ-контекст, но и перехватить инициативу у своих политических оппонентов на этом поле.

Если накануне выборов 2013 г. премьер-министр Камбоджи Хун Сен довольно скептически отзывался о «политическом ресурсе» Facebook в условиях современной Камбоджи, то в настоящее время он не только открыл собственную страницу в этой социальной сети, но и развернул активную гонку за «лайки» своей страницы, считая это важнейшим средством повышения политического рейтинга в

37

обществе, особенно среди молодежи . Ныне премьер заявляет: «Как бы быстро ни развивались технологии, я никогда не буду отставать от них»38. В своем обращении при создании страницы в Facebook премьер написал, что его страница послужит «созданию более дружественной атмосферы среди граждан, особенно молодежи и студентов» и что она должна стать своеобразным «каналом постоянного общения премьера с молодежью для обсуждения насущных проблем развития страны»39.

Стремление сделать свою страницу в Facebook привлекательной для молодежи предопределило нетривиальный подход Хун Сена к ее контенту. Его политтехнологи использовали, так называемый, «grassroots approach», при котором страница премьера, помимо официальных сообщений, заполняется информацией личного характера, фотографиями, сделанными в неформальной обстановке. Вот он ест лапшу в дешевом придорожном кафе, а

вот вечером занимается физическими упражнениями в одном из столичных парков вместе с местными жителями, на другом фото он лежит на больничной койке, лечится госпитале и т.д. Многим рядовым гражданам импонирует создаваемый на этой странице тип лидера, живущего так же «просто и скромно» как рядовой камбоджиец, образ премьера, который «шагает в ногу с молодежью страны и постоянно живет ее заботами». Цель всей этой ИТ-кампании по «конструированию» демократического имиджа Хун Сена - не просто поднять авторитет премьера среди населения и преимущественно его молодежного сегмента, значительная часть которого традиционно симпатизирует оппозиции, а продемонстрировать продолжающуюся востребованность Хун Сена, отсутствие равной ему альтернативы40. Фактически речь идет о сохранении практики несменяемости власти. Причем это касается не только самого Хун Сена, но всего его ближайшего окружения - заместителей премьера (Сок Ана, Хор Нам Хонга, Теа Баня, Со Кхенга), спикера парламента Хенг Самрина, которые пришли во власть несколько десятков лет назад, заняли свою нишу и никого пускать туда больше не желают. В результате сложившаяся ситуация ведет к консервации состояния глубокого застоя, в котором ныне пребывают правящие элиты страны.

В настоящее время Хун Сен устроил настоящее соревнование за «лайки» своей страницы в БасеЪоок с лидером оппозиции Сам Ронгси, который уже с давнего времени является активным пользователем социальных сетей, служивших ему эффективным каналом связи с однопартийцами в периоды вынужденной эмиграции. В начале февраля 2016 г. все камбоджийские газеты на первой полосе сообщили о том, что страница в БасеЪоок Хун Сена превзошла по количеству «лайков» страницу Сам Ронгси. Сторонники Хун Сена указывают на обилие «лайков» как свидетельство его внушительной популярности41.

На повышение рейтинга премьера направлена реализация другого проекта, ориентированного политтехнологами режима, прежде всего, на молодежную среду. Цель проекта, который проходит под девизом «Я - представитель кхмерской

молодежи, пример для других», показать населению, что молодежные идеи востребованы правительством, что руководители страны прислушиваются к мнению молодых граждан. Предполагается, что в рамках этого проекта молодые кхмеры через БасеЪоок будут знакомить премьера со своим видением решения различных государственных проблем, облекая его в поэтическую, музыкальную или изобразительную форму. Лучший проект, определенный по наибольшему количеству «лайков», будет принят к практической реализации. Победитель-автор проекта также получит лично от премьера благодарственное письмо и подарок - айфон шестой модели.

В феврале 2016 г. правительство приняло решение о создании во всех министерствах рабочих групп, которым вменяется в обязанность отслеживать на странице премьера в БасеЪоок жалобы и предложения, поступающие от граждан, и незамедлительно на них реагировать. Послы Камбоджи, вызванные министром иностранных дел в Пном Пень на совещание в конце 2015 г., получили указание регулярно знакомиться с содержанием страницы премьера, рассматривая ее в качестве важнейшего источника информации о событиях в

42

стране .

Одновременно власти используют ИТ технологии, чтобы ужесточить контроль государства над гражданами, прежде всего, за местными оппозиционерами и их дискурсом, в целях принятия упреждающих мер - от закрытия оппозиционных сайтов до ареста наиболее активных противников правительства. В настоящее время в стадии проработки находится законопроект о контроле за пользованием всемирной сети интернет.

Важнейшей составляющей стратегии НПК стала большая открытость властей. Впервые за многие десятилетия Пном Пень решил отказаться от политики замалчивания некоторых «чувствительных» моментов в камбоджийско-вьетнамских отношениях, что служило оппозиции постоянным поводом обвинять правящую партию в лоббировании интересов Вьетнама. Оппозиция выделяла две самые болезненные темы в двусторонних отношениях - нелегальную миграцию вьетнамцев в Камбоджу и неправомочность договоров о границе 1985 и

2005 гг. (в соответствии с ними уже выполнены работы по демаркации 83 % границы). В итоге правительство согласилось на публичное обсуждение пограничного вопроса. Властям пришлось признать существование т.н. «спорных территорий» - ряда населенных пунктов, где правомерность установки пограничных столбов требует серьезной дополнительной проверки. Хун Сен официально обратился к вьетнамской стороне с просьбой временно сохранить статус-кво спорных пограничных территорий и пока не вести на этих участках строительных

43

или каких-либо других работ . В некоторых своих выступлениях премьер открыто связывал вопросы границы с необходимостью защиты «территориальной целостности и суверенитета

44

страны» .

Чтобы снять обвинения, неоднократно звучавшие из уст оппозиции, в том, что правительство при демаркации границ использует вьетнамские карты, премьер-министр обратился к Генеральному секретарю ООН, а также к президентам Франции и США с просьбой предоставить имеющиеся в их распоряжении карты Камбоджи для более точной верификации грани-цы45. Изучение присланных Францией и ООН карт подтвердило подлинность карт, использовавшихся властями Камбоджи. Причем сам процесс идентификации карт происходил публично в присутствии представителей Народной партии Камбоджи, Партии национального спасения Камбоджи и ФУНСИНПЕК и, к тому же, транслировался по центральному ТВ.

К разрешению вопроса о границе были привлечены и местные ученые. Так, Сок Тоуть, заместитель директора института международных отношений по заданию Камбоджийской Академии наук возглавил комитет, которому было поручено изучить вопрос о границе в провинциях Кампот, Свай Риенг, Кандаль и Тбонг Тхмум, а также сверить всю документацию и карты. К марту 2016 г. комиссия исследовала 1/3 разделительной пограничной линии - 500 из 1.270 км протяженности границы. Окончательную ревизию границы планируется закончить в 2017 г. Основываясь на промежуточных итогах, комиссия пришла к мнению, что большая часть 500 км. пограничной линии проведена верно, в некоторых местах погрешность составляет от 3 до 5 метров. Лишь в провинции Тхбонг Тхмум в

районе Мимота имеются нарушения в районе пограничных столбов 94, 95, 106-108. На этих участках границы пограничные столбы отклоняются от карты и отнесены на 150 метров вглубь территории Камбоджи. Это означает, по мнению комиссии, что примерно 100 га земли незаконно отошло в пользу Вьетнама46.

По мнению ряда местных политологов, подобные «подвижки» в позиции официальных властей Камбоджи могут бросить определенную тень на двусторонние отношения. Понимая это, руководители Камбоджи и Вьетнама стремятся использовать любую возможность для того, чтобы сгладить возникшие шероховатости и продемонстрировать полное взаимопонимание по вопросу о границе. На это, в частности, была направлена публичная церемония по установке двух пограничных столбов в провинциях Ратанакири и Такео, проведенная в декабре 2015 г. премьер-министром Хун Сеном и его вьетнам-

47

ским коллегой Нгуен Тан Зунгом . Выступая на церемонии, оба руководителя заявили, что «они намерены превратить границу в зону мира, дружбы и устойчивого развития»48.

Власти Камбоджи заняли более жесткую позицию по отношению к нелегальным вьетнамским мигрантам. Подразделения МВД начали налаживать строгий учет лиц, прибывающих на работу в Камбоджу из соседней страны, осуществлять регулярные проверки и высылать из страны тех, кто нарушает миграционное законодательство49. За 2015 г. из страны были депортированы 7,7 тыс. нелегальных мигрантов, 87,4% из них составляли вьетнамцы50.

2015 г. ознаменовался образованием около десятка новых партий - Партии национальной справедливости, Социально-демократической партии, Кхмерской объединенной великой национальной партии, Партии молодежи Камбоджи и др. Пока мало что известно о программе и политической направленности этих партий. НПК представляет этот бурный процесс партстроительства как свидетельство расцвета демократии в стране. Однако энтузиазм, с которым НПК поддерживает вновь образованные партии, косвенно подтверждает мнение ряда кхмерских политологов, усматривающих в этом стратегическую линию НПК,

направленную на раздробление оппозиции, на то, чтобы новые мелкие партии оттягивали голоса избирателей у оппозиции.

Пожалуй, наиболее ярким событием на поприще партстроительства стало возвращение в январе 2015 г. на пост председателя ФУНСИНПЕК принца Ранарита. Принцесса Нородом Арун Расмей, возглавлявшая партию с 2006 г. признала, что ФУНСИНПЕК находится в состоянии глубокого кризиса, свидетельством чему стало ее сокрушительное поражение на выборах 2013 г.51 Для возрождения партии, по мнению принцессы, необходим приток в ее ряды свежих сил и выдвижение авторитетного харизматичного лидера на пост председателя. Такого лидера она увидела в лице принца Ранарита. Вновь возглавив партию, принц заявил о своем намерении активно сотрудничать с НПК, подчеркнув, что наиболее приемлемый путь политического развития для Камбоджи - это двухпартийная коалиция, которая существовала в 1993-2003 гг. между ФУНСИНПЕК и НПК, так как только «объединившись кхмеры смогут решить проблемы национального развития»52. Удастся ли Ранариту консолидировать ФУНСИНПЕК и оттянуть голоса у ПНСК пока неясно. Тем временем возвращение Ранарита привело к выходу из партии довольно большой группы ее членов во главе с опытным партийным функционером, бывшим генеральным секретарем ФУНСИНПЕК - генералом Нёк Бунчхаем, который обвинил принца в авторитарном стиле руководства, и образовал собственную партию - Кхмерскую партию национального единства53.

В 2015 г. в общественном поле страны появилось несколько проправительственных молодежных организаций, которые намерены отслеживать «недружественные», с их точки зрения, акты со стороны оппозиции в отношении премьер-министра и незамедлительно отвечать на них публичными акциями в поддержку Хун Сена. Наибольшую активность проявлял «Молодежный союз - сторонники НПК»54. Как заявляют спонсоры этой организации, в число которых входит сын Хун Сена генерал-майор Хун Манет, «молодежь внимательно следит за действиями оппозиции, так как ее сердца всегда с премьер-министром, она будет поддерживать

его до конца»55. Без особого риска ошибиться можно предположить, что при щедром финансировании режиму удастся сплотить определенную группу молодежи на основе лояльности по отношению к Хун Сену и на неприятии оппозиции.

Наряду с этим последние годы правительство серьезно занимается укреплением структуры МВД, ясно показывая тем самым, что кроме симпатий части проплаченной ею же молодежи, власть хотела бы в случае необходимости располагать более надежными и существенными силами поддержки. Уже два десятилетия министерство возглавляет второй человек в НПК - Со Кхенг. На внеочередном съезде НПК в 2013 г. 80 представителей данного ведомства провинциального и муниципального уровня были кооптированы в состав ЦК партии, а за вторую половину 2015 г. 175 служащих министерства получили генеральские звания разного уровня56.

Анализ стратегии политической борьбы НПК свидетельствует о том, что принимая (теоретически) отсутствие предопределенности в результатах выборов в качестве неоспоримого атрибута институализированной демократии, руководство правящей партии на практике категорически не приемлет даже малейшей доли неопределенности в отношении перспектив НПК и предпримет все возможные меры, чтобы заранее гарантировать благоприятные для себя итоги выборов. Оппозиционная ПНСК, окрыленная успехом на выборах 2013 г., рассчитывает, в свою очередь, победить и стать правящей.

Естественно, сейчас можно говорить лишь об общих контурах будущих предвыборных кампаний, которые неизбежно будут корректироваться исходя из конкретной обстановки. Как важную промежуточную проверку сил стороны рассматривают выборы в местные органы власти, которые состоятся в следующем году. Расклад политических сил во вновь избранных комитетах приобретает особое значение, учитывая тот факт, что именно комитетам самоуправления предстоит готовить и проводить на местах всеобщие парламентские выборы 2018 г.

1 На парламентских выборах в 2013 г. НПК потеряла 22 депутатских места, победив ПНСК с минимальной разницей в 300 тыс. голосов.

2 Cambodia New Vision. Issue 210. October 2015. P.2. Human Development Reports 2015. //www.hdr.undp.org

4 The Cambodia Daily. 13.01.2016.

5 С выплатами за сверхурочную работу, дотациями на транспортные и обеденные расходы общий доход составляет 190 долл.

6 www.cnv.org.kh [Обращение 08.04.2015]. Было изъято 270 тыс. га у 31 частной фирмы.

Назначение губернаторов провинций находится в ведение МВД.

8 The Cambodia Daily. 18.02.2016.

9 Poverty has fallen, yet many Cambodians are still at risk of slipping back into poverty.// www.worldbank.org 20.02.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 The Cambodia Daily. 12.01.2016.

11 The Rule of the Law Index. World Justice Project. 2015.

12

www.transparencyinternational.com[Обращение 20.02.2016].

13

Sam Rainsy with Whitehouse D. We Didn't Start the Fire. My Struggle for Democracy in Cambodia. Chiang Mai. 2013. P. 120.

14 Процедура регистрации фирмы через госструктуры занимает не менее 4 недель. The Cambodia Daily. 08.12.2015; 03.02.2016.

15 China Daily. 01.03.2014.

16 Alvin Cheng-Hin Lim. Sino-Cambodian Relations: Recent Economic and Military Cooperation.//www.eurasiareview.com. 30.06.2015.

17 www.tourismcambodia.com 27.02.2016.

18

www.blogs.usembassy.gov/todd/ [обращение 17.04.2015].

19 www.cnv.kh.org [обращение 19.02.2016].

20

www.channelnewsasia 16.02.2016.

21 The Cambodia Daily. 06.02.2016.

22

Neou Vannarin. Analysts see Cambodia Bolstering Military Ties with China. //Voice of America. 21.07.2015.

23 Товарооборот оставлял 3.1 млрд долл.

24 Тактика возбужденная против Сам Ронгси политически мотивированных уголовных дел, которые вынуждали его покидать страну, чтобы избежать тюремного заключения, применялась в 2005 и в 2009 гг. Благодаря королевской амнистии он оба раза получал возможности вернуться в Камбоджу накануне парламентских выборов в 2008 и 2013 гг.

25

25 Партия национального спасения Камбоджи полностью отмежевалась от какой-либо причастности к возможным протестным выступлениями американских камбоджийцев в США.

26 President Obama at US-ASEAN Press Confer-ence.//www. worldaffairesj ournal.org 15.02.2016/

27 The Cambodia Daily. 19.02.2016.

28 The Cambodia Daily. 20.02.2016. Cambodia New Vision. Issue 212. December 2015. Р.1.

30

The Cambodia Daily. 21.04.2015. Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Возможна ли в Камбодже культура политического диалога?// ЮВА: актуальные проблемы развития. № 28. ИВ РАН, 2015.

31

Основываясь на материалах Викиликс, Сам Ронгси утверждал, что Хор Нам Хонг в годы правления «красных кхмеров» работал охранником в тюрьме Бенг Трабек и был причастен к насилию в отношении заключенных.

32 The Cambodia Daily. 11.11.2015.

33

Cambodia New Vision. Issue 211.November 2015. P. 3-5.

34 The Cambodia Daily. 08.02.2016.

35

Цит. по: Kurlantzick J. Southeast Asia's Regression From Democracy and Its Implications. Working Paper. Council on Foreign Relations, May 2014. C.14.

36 Chandara Khun. Will Cambodia's youth secure political change? //www.eastasiaforum.org 24.02.2016.

37 В феврале 2016 г. страница Хун Сена в Facebook набрала более 2 млн «лайков» и вышла на третье место по популярности после новостной страницы Голоса Америки и блога местной попзвезды - Соксопхеа.

38 The Cambodia Daily .09.01.2016.

39 1 1

www.cnv.kh.org

40 The Cambodia Daily. 01.02.2016.

41 Ibid.

42 Ibid.

43 Cambodia New Vision.Issue 209. September 2015. P.1-7.

44 The Cambodia Daily. 24.12.2015; 03.02.2016.

45 По конституции Камбоджи границы страны определяются на основе карты, издававшейся Францией в период 1933-1953 гг. В 1964 г. экземпляр данной карты тогдашний глава государства Нородом Сианук направил в ООН.

46 The Cambodia Daily. 01.02.2016; 05.02.2016.

47

www.vietnampictorial.com [Обращение 28.12.2015].

48

Cambodia New Vision. Issue 212. December 2015. P.8.

49 The Cambodia Daily. 12.06.2015.

50 Ibid. 23.01.2016.

51 Впервые ФУНСИНПЕК не получила ни одного места в парламенте.

52 The Cambodia Daily. 12.12.2015.

53 Ibid. 04.02.2016.

54The Cambodia Daily .17.02.2016.

55 Ibid. 09.02.2016.

56 Ibid. 11.12.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.