Научная статья на тему '«Китайский фактор» в российско-камбоджийских отношениях'

«Китайский фактор» в российско-камбоджийских отношениях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
659
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМБОДЖА / РОССИЯ / КИТАЙ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / CAMBODIA / RUSSIA / CHINA / FOREIGN POLICY / POLITICAL RIVALRY / INTERNATIONAL RELATIONS / ECONOMIC COOPERATION / ECONOMIC DOMINATION / STRATEGIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бектимирова Надежда Николаевна

В статье рассматриваются особенности российско-камбоджийских дипломатических отношений, которым в 2016 г. исполнилось 60 лет. Показано, что в ХХ в. двусторонние отношения испытывали сильное влияние идеологической составляющей, в частности, политического противоборства между СССР и КНР. Ныне и РФ, и Камбоджа склонны проводить сугубо прагматическую внешнюю политику, формируя общегосударственные интересы на неидеологической основе, модифицируя их в зависимости от текущего момента. Поэтому, объективно «китайский фактор» экономическое доминирование КНР в Камбодже вряд ли может служить тормозом для развития российско-камбоджийских отношений в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the specificity of Russian-Cambodian diplomatic relations which celebrated 60 years in 2016. The author shows that in the 20th century ideological considerations, namely the political rivalry between China and the USSR, largely dominated bilateral relations. Nowadays both Russia and Cambodia are inclined to implement a purely pragmatic, non-ideological foreign policy, modifying it and their interests depending on the current situation. Thus, the ‘Chinese factor’ China’s economic domination in Cambodia can hardly become a major obstacle to the development of Russian-Cambodian relations, at least in the mid-term.

Текст научной работы на тему ««Китайский фактор» в российско-камбоджийских отношениях»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХ1У (№ 34, 2017)_

© Бектимирова Н.Н.

ИСАА МГУ

«КИТАЙСКИЙ ФАКТОР» в РОССИЙСКО-КАМБОДЖИЙСКИХ

ОТНОШЕНИЯХ

Российско-камбоджийские связи, которым в 2016 г. исполнилось 60 лет, в целом на протяжении десятилетий строились на основе равноправного и взаимовыгодного партнерства. Официально дипломатические отношения были установлены 13 мая 1956 г. В тот период сотрудничество между двумя странами испытывало на себе серьезное воздействие блокового мышления. В условиях биполярного мира двусторонние отношения строились, в первую очередь, с учетом конфронтации «сверхдержав». Курс нейтралитета, который провозгласил тогдашний глава государства Нородом Сианук как основополагающий принцип внешней политики независимой Камбоджи, и нежелание Пном Пеня присоединяться к СЕАТО СССР рассматривал как показатели прогрессивности режима, несмотря на его жесткий антикоммунистический характер во внутренней политике. Поэтому при всей очевидной асимметричности человеческих, территориальных и прочих ресурсов партнеров СССР был настроен на всемерное развитие сотрудничества с Камбоджей. В 1956 г. состоялся первый официальный визит принца Н. Сианука в СССР. Здесь он был удостоен высоких почестей, начиная от передовицы в газете «Правда» под многозначительным названием «Прочные узы дружбы между народами СССР и Камбоджи» и кончая награждением его самого и короля Сурамарита полководческими орденами Суворова I степени1. Ответным жестом Н. Сианука стало вручение Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову Большого креста королевского ордена Камбоджи2. Советское руководство заверило Н. Синаука в поддержке проводимого Камбоджей курса нейтралитета и заявило о готовности оказания ей научно-технической и экономической помощи без каких-либо предварительных условий. Советская помощь была направлена в основном в сферу здравоохранения и образова-

ния. В 1957 г. было заключено первое соглашение о строительстве в Пном Пене в качестве дара госпиталя на 500 коек. В 1958 г. состоялась закладка первого камня, а в 1960 г. госпиталь был передан в дар камбоджийскому народу3. Во время обострения отношений между Камбоджей и ее соседями - Таиландом и Южным Вьетнамом в начале 1959 г. газета «Правда» писала, что «советский народ питает чувства непоколебимой дружбы к Камбодже» и с глубокой симпатией следит «за борьбой свободолюбивого народа Камбоджи против интриг империалистических держав, посягающих на суверенитет и терри-

4

ториальную целостность этой страны» .

В 1960 г. состоялся очередной визит Н. Сианука в Москву. А в 1961 г. было подписано соглашение о строительстве еще одного объекта социального назначения - высшего технического института на 1000 студентов, который передавался Камбодже в дар. Однако позднее «биполярный взгляд» на советско-камбоджийские связи стал отходить на второй план. Отношения СССР с Камбоджей все в большей степени стали рассматриваться через призму противоборства СССР и КНР. Серьезное ухудшение советско-китайских отношений негативно отражалось и на контактах нашей страны с Камбоджей, для которой Китай к этому времени превращается в «друга № 1».

Фактически, начиная с Женевской конференции 1954 г. до установления официальных отношений в 1958 г., между руководителями Камбоджи и КНР поддерживались довольно интенсивные политические контакты. Накануне закрытия Бан-дунгской конференции 23 апреля 1955 г. премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай вручил Н. Сиануку письменное послание, в котором подтверждал, что «Китай не имеет намерений вмешиваться во внутренние дела Камбоджи»5. По признанию Н. Сиа-нука, тогда его больше всего покорило то, как тонко Чжоу Эньлай давал понять, что его маленькая Камбоджа всегда будет восприниматься китайскими руководителями как равный партнер их огромной страны6. Все это вселяло уверенность в принца, что курс нейтралитета поможет его стране избежать эксцессов, свойственных политике «холодной войны». Уже в ходе первого визита Н. Сианука в Китай в феврале 1956 г. он трижды встречался с председателем КНР Мао Цзедуном. «Вели-

кий кормчий» заверил принца в том, что хотя Китай - государство коммунистическое, а Камбоджа - монархическое, отношения между ними и впредь будут строиться так, как будто «они одна семья»7. Китай всячески демонстрировал, что он рассматривает Камбоджу как особой пример страны, готовой развивать отношения в Юго-Восточной Азии на основе принципов мирного сосуществования. В ноябре 1956 г. состоялся визит Чжоу Эньлая в Камбоджу. В ходе встречи с королем Сурамаритом, членами правительства и местной китайской общиной премьер Госсовета КНР заверил партнеров, что Китай не будет продвигать идеи коммунизма среди этнических китайцев в Камбодже и создавать в стране свою «пятую колонну». Уже в 1957 г. Китай предоставил Камбодже безвозмездную помощь в размере 22 млн. долл. США.

В 1958 г. между Камбоджей и КНР были установлены дипломатические отношения. С тех пор и в речах руководителей КНР, и в официальных заявлениях МИД КНР, из раза в раз повторялись заявления о том, что «дружба между двумя странами выражает отношения, свойственные близким членам одной семьи». Нородом Сианук, со своей стороны, утверждал, что «Китай единственная страна, которая действительно привержена политике поддержки камбоджийского суверенитета и оказания Камбодже экономической помощи»8. Эти утверждения, как правило, сопровождались благодарностью за то, что помощь Китая не увязывается с какими-либо условиями. К середине 1960-х г. КНР стала второй после США страной-донором Камбоджи. Помощь США составила 66 млн. долл., а помощь Китая - 50 млн. долл.9. Для Китая в тот период это была немалая сумма. Чжоу Эньлай сравнивал китайскую помощь Камбодже с «яблоней, плоды которой может вкусить любой кхмер». 1960-е гг. были отмечены еще большей интенсивностью двусторонних контактов. В этот период Н. Сианук, с одной стороны, и Мао Цзедун или Чжоу Эньлай, с другой, обменивались телефонными звонками не реже одного раза в две недели10. Кульминационным моментом камбоджийско-китайского сближения стало подписание в декабре 1960 г. Договора о дружбе и взаимном ненападении11. В КНР октябре 1964 г. после очередного визита Н. Сианука в Пекин, он назвал Китай «другом номер 1».

В донесениях сотрудников Британского посольства в Пном

Пене того времени также утверждалось, что «Китай в ближай-

12

шем будущем сохранит статус друга № 1 для Камбоджи» . В коммюнике по итогам визита 1964 г. было указано, что кхмеры и китайцы - дружественные братские народы. Эпитет «братские» подчеркивал особую близость отношений. Правительство Камбоджи все больше блокировалось с Китаем по ряду

международных вопросов, в частности, по проблеме частично____^ 13 _

го запрещения ядерных испытаний , по индийско-китайскому пограничному конфликту 1963 г., в отношении которого Н. Си-анук прямо заявил: «Нельзя осуждать КНР за то, что она отка-

14

зывается признавать границы, оставленные колонизаторами» . В ходе визита в Пекин в октябре 1965 г. принц заявил, что Китай - «единственная страна, которая уважает Камбоджу»15.

В ответ на сближение Камбоджи с КНР советское руководство решило отменить намеченный на ноябрь 1965 г. визит главы Камбоджи в СССР, о чем Н. Сианук узнал от советского посла в КНДР, куда принц приехал сразу после визита в КНР. Уязвленное самолюбие главы государства побудило его выступить с прямыми антисоветскими выпадами. Вернувшись домой, Н.Сианук собрал 17октября многочисленный митинг на стадионе в Пном Пене, где заявил, что СССР ищет в Камбодже лакеев, а «я вам не лакей»16. Впоследствии он долгое время демонстративно отказывался принимать советского посла.

В результате, несмотря на усилившуюся антиамериканскую составляющую в политике Н. Сианука, который в 1963 г. отказался от американской помощи, а в 1965 г. разорвал дипломатические отношения с США, Кремль уже не делал на него, как прежде, ставку в своем противоборстве с американцами. Отношение к Камбодже со стороны СССР становилось все более прохладным. Особенно ярко это проявилось после военного переворота 1970 г., когда к власти в стране пришел проамериканский режим Лон Нола.

В Москве, где Н. Сианук в момент переворота находился проездом, принцу посоветовали немедленно вернуться на родину, и на просьбу Н. Сианука предоставить политическое убежище ответили отказом. Подобная позиция Москвы глубоко обидела принца. Впоследствии в одном из интервью корре-

спонденту Агенства Франс Пресс он признался: «Я наделся, что русские поддержат меня. Но когда они увидели, что у меня

нет намерения возвращаться в Камбоджу, чтобы меня там каз-

11

нили, они оставили меня без помощи» .

Н. Сианук отправился в Пекин. Там ему было заявлено, что КНР будет продолжать считать его законным главой государства, и заверили принца в том, что он может рассчитывать на Китай в качестве страны-убежища для себя и своей семьи. После того, как Н. Сианук объявил о создании Национального Единого фронта Камбоджи (НЕФК) и Королевского правительства Национального Единства Камбоджи (КПНЕК) для борьбы против проамериканского режима Лон Нола, КНР немедленно приняла решение о поддержке Фронта и 5 мая 1970 г. разорвала дипотношения с правительством Лон Нола. КНР признала КПНЕК в качестве единственно законного правительства и

предоставило ему помещение, штат обслуживающего персона-

2«-» 18 млн. долл. ежегодной помощи на содержание .

СССР, в свою очередь, стремясь избежать дальнейшего усиления влияния КНР в Индокитае, в мае 1970 г. признал режим Лон Нола. Это дало Пекину прекрасный повод заявить, что Москва «в очередной раз продемонстрировала принцу Сиа-нуку свою истинную сущность как фальшивого друга Камбод-жи»19. СССР выступил в поддержку Кхмерской Республики Лон Нола в 1971 г. на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1972 г. Советское руководство согласилось пролонгировать еще на год заключенный в 1957 г. договор о торговом и экономическом сотрудничестве между СССР и Камбоджей. Позиция СССР вызывала недоумение у многих стран третьего мира. Н. Сианук бомбардировал советское руководство телеграммами с просьбой о признании КПНЕК в качестве единственно законного представителя кхмерского народа. В них, в частности, говорилось: «Это признание представляется необходимым и неотложным, поскольку долг СССР, как передовой социалистической державы заключается в том, чтобы дать американскому империализму незамедлительный и достойный отпор.... Нельзя допустить, чтобы безграничная наглость США

20

не получала отпора от СССР» . Однако, выступая 25 сентября 1973 г. на заседании Генеральной ассамблее ООН, министр

иностранных дел СССР А.А. Громыко ограничился одной компромиссной фразой о том, что необходимо «предоставить народу Камбоджи возможность решать внутренние дела без иностранной помощи по собственному усмотрению»21. Лишь после того как НЕФК и КПНЕК признали уже около 60 государств, СССР при рассмотрении вопроса о представительстве Камбоджи на ГА ООН в декабре 1973 г. проголосовал за КПНЕК.

Все более ожесточенное противостояние СССР и КНР во многом предопределило политическое будущее Камбоджи на целое десятилетие в 1980-е гг. В значительной мере именно в контексте советско-китайских противоречий следует рассматривать и безоговорочную поддержку СССР ввода вьетнамских войск в Камбоджу в 1979 г., и многолетнее отрицание существования «камбоджийской проблемы», и выделение средств на содержание 150-тыс. вьетнамского военного контингента в Камбодже (что было весьма обременительно для советской экономики), и оказание Пном Пеню массированной экономической помощи на протяжении всех 1980-х гг. В свою очередь, внешнеполитический курс Китая был нацелен на устранение советского влияния в Камбодже. Нородом Сианук заявлял, что в этот период КНР была его главным союзником в дипломатической борьбе против непризнанной Народной республики 22

Кампучия .

Соответственно, нормализация отношений между СССР и КНР стала впоследствии важнейшим фактором урегулирования ситуации в Камбодже.

В сентябре 1986 г. заместитель председателя Госсовета КНР Дэн Сяопин объявил, что, если СССР поспособствует выводу вьетнамских войск из Камбоджи, это устранит одно из главных препятствий к нормализации двухсторонних отношений. «Как только проблема будет решена, я готов встретиться с М.С. Горбачевым - заявил он» . В августе 1988 г. начались китайско-советские переговоры по Камбодже, в ходе которых замминистра иностранных дел СССР И.А. Рогачев заверил своего китайского коллегу Тьян Цзэнпея, что Вьетнам выведет свои войска из Камбоджи в соответствии с достигнутыми договоренностями. Впоследствии И.А. Рогачев, один из активней-

ших участников урегулирования «камбоджийской проблемы» признавал, что было ошибкой со стороны СССР в течение длительного времени делать вид, что такой проблемы не существует, «но мы говорили каждый раз нет, когда Китай подни-

24

мал вопрос о Камбодже»24.

На рубеже веков с распадом СССР внешнеполитическая деятельность России в регионе ЮВА существенно сократилась, что привело к застою в российско-камбоджийских связях. В «нулевые» годы XXI в. ситуация в российско-камбоджийском сотрудничестве во многом являлась отражением отношений между Россией и АСЕАН, которые переживали определенную стагнацию. Следует признать, что двухсторонние контакты в области межгосударственных отношений по линии правящих партий и обеих палат парламента носили достаточно регулярный, но во многом формально-протокольный характер. Лишь в последние годы наметилась тенденция к некоторой активизации двухсторонних отношений, что объяснялось общим поворотом политики России в сторону Азии, подготовкой к празднованию 20-летнего партнерства с АСЕАН и 60-летнего юбилея отношений с Камбоджей. Оба знаковых юбилея пришлись на 2016 г.

Особенно насыщены политическими контактами высокого уровня стал период 2013-2016 гг. В ходе состоявшейся в ноябре

2014 г. в Нейпьидо «на полях» 9-го Восточноазиатского саммита встречи Председателя правительства РФ Д.А. Медведева с премьер-министром Камбоджи Хун Сеном были определены приоритетные направления двухстороннего партнерства и поставлены конкретные задачи по его продвижению. В марте

2015 г. в ходе рабочего визита министра иностранных дел Камбоджи Хор Намхонга в нашу страну и его переговоров с С.В. Лавровым был подписан План консультаций между внешнеполитическими ведомствами на период 2015-2017 гг. В рамках визита Хор Намхонг принял участие в заседании Межправительственной российско-камбоджийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), которую с российской стороны возглавляет Министр связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифоров. Заседание комиссии было нацелено на выработку четкой программы дей-

ствий по наполнению двустороннего сотрудничества весомым практическим содержанием.

Знаковым событием в связи с этим стал первый в новейшей истории официальный визит российского руководителя столь высокого уровня - Председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в Камбоджу в ноябре 2015 г. В ходе его переговоров с премьер-министром Хун Сеном были закреплены приоритетные направления двустороннего партнерства, намечены задачи по его дальнейшему расширению и подписаны 10 соответствующих соглашений и меморандумов о

25

сотрудничестве . Наиболее значимыми среди них являются межправительственное соглашение о воздушном сообщении, открывающее возможность прямых регулярных авиаперелетов между двумя странами, а также соглашение между Росфинмо-ниторингом и подразделением финансовой разведки при Национальном банке Камбоджи об информационном обмене в сфере противодействия отмыванию денег и международному терроризму.

Несомненно, что дальнейший импульс более динамичному развитию отношений дал юбилейный ХХ саммит Россия -АСЕАН, в ходе которого прошла встреча премьер-министра

Камбоджи Хун Сена с президентом РФ В.В. Путиным. Хун Сен

26

пригласил В.В. Путина посетить Камбоджу с визитом . В октябре 2016 г. состоялся рабочий визит в Москву нового министра иностранных дел Камбоджи Прак Сокхона.

Во время политических контактов высокого уровня между РФ и Камбоджей выявилось совпадение или близость позиций в отношении целого ряда глобальных и региональных проблем: полное неприятие «цветных революций», осуждение смены политических режимов путем внешнего вмешательства, необходимость оказания отпора международному терроризму, стремление к формированию полицентричной системы международных отношений в АТР, а также отстаивание множественности моделей развития государств и др. Так, к примеру, Камбоджа

27

была одной из немногих стран ЮВА , которая проголосовала против антироссийской резолюции о ситуации с правами человека в Крыму на ГА ООН в ноябре 2016 г.

После визита в мае 2016 г. министра обороны Камбоджи Теа Баня в Россию появились перспективы взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества. Соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере, вступившее в силу в сентябре 2016 г., включает, в частности, модернизацию военной техники советского производства, организацию сервисных технических центров по обслуживанию и ремонту военной техники, подготовку кадров в российских военных вузах и др.

Осенью 2016 г. Россией и Камбоджей были предприняты шаги к налаживанию сотрудничества между двумя ведущими

государственными информационными агенствами - соответ-

28

ственно ТАСС и АКП . Расширение контактов в информационной сфере способно внести реальный вклад в укрепление взаимопонимания между нашими народами и стать своеобразным драйвером для активизации экономических связей.

Двустороннее взаимодействие в экономической сфере существенно отстает от политического и остается пока на низком уровне. В 2015 г. товарооборот между Россией и Камбоджей составил 133 млн. долл. Камбоджа занимала 125 место среди торговых партнеров России, ее доля в торговом обороте РФ равнялась 0,1%. В первой половине 2016 г. наметился рост торгового оборота между двумя странами на 32%. Одним из наиболее успешных примером деятельности отечественного бизнеса в Камбодже был пилотный проект холдинга GS Group, который в 2012 г. приобрел 51% акций цифрового телевидения One TV, что составляло около 10% всего камбоджийского рынка цифрового телевидения. Однако в 2016 г. холдинг ушел из Камбоджи на более крупный рынок в Бангладеш29. Достаточно перспективным является туристический сектор сотрудничества, по которому между Ростуризмом и Министерством туризма Камбоджи принята отдельная программа взаимодействия на 2015-2017 гг. В рамках данной программы в 2016 г. стартовал пилотный проект по подготовке на базе Российского центра науки и культуры в Пном Пене русскоговорящих туроператоров для стран АСЕАН. Число российских туристов, посетивших Камбоджу, с 2010 г. по 2014 г. увеличилось в 4 раза - с 34 тыс. до 130 тыс. Однако в 2015 - 2016 гг. в связи с ухудшившейся экономической ситуацией в России поток туристов со-

кратился и на конец этого периода не превысил 106 тыс.30. Отсутствие прямого авиасообщения между странами осложняет развитие туристических связей и обременяет их дополнительными расходами.

Серьезным сдерживающим моментом в двусторонних отношениях остается задолженность Камбоджи перед РФ в размере 1,5 млрд. долл. по кредитам, предоставленным в 1980-е гг. В ходе сочинской встречи Хун Сен выдвинул предложение перевести часть долга в российские инвестиции, а другую часть возместить за счет камбоджийского экспорта в Россию. Таким образом, можно констатировать, что в развитии российско-камбоджийских связей наметились некоторые позитивные подвижки. Вместе с тем очевидно, что стороны находятся в самом начале пути к широкомасштабному сотрудничеству, для которого имеются благоприятные предпосылки, но которое еще предстоит наполнить реальным содержанием.

В концепции Внешней политики Российской Федерации в разделе региональных приоритетов подчеркивается, что Россия стремится к укреплению комплексного, имеющего долгосрочный характер, диалогового партнерства с АСЕАН и его выведения на уровень стратегического партнерства31. В случае реализации данной внешнеполитической задачи, можно ожидать и повышения уровня сотрудничества России с Камбоджей как членом АСЕАН. В то же время при перечислении конкретных стран ЮВА, с которыми РФ намерена расширять многоплановое сотрудничество, Камбоджа не названа, что косвенно свидетельствует о ее «вторичности» для внешнеполитических инте-

32

ресов России32.

Что касается отношений с Китаем, то они у Камбоджи с 2010 г. выведены на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства. Премьер-министра Хун Сена вполне устраивает стратегия Китая в отношении Камбоджи, не раз озвученная представителями внешнеполитического ведомства КНР. Она состоит в том, «чтобы помогать Камбодже поддерживать внутреннюю стабильность, наращивать экономический потенциал и играть большую роль в региональных и международных де-лах»33. Ежегодная китайская помощь развитию Камбоджи составляет не менее 500 млн. долл. В 2017 г. она достигнет 600

млн. долл.34. По объему внешнеторговых связей с Камбоджей, который в 2016 г. превысил 4,5 млрд. долл., Китай вышел на третье место после Таиланда и Вьетнама. По туристическому потоку, составившему 15% общего числа посетивших Камбод-

35

жу, КНР вышел на второе место после Вьетнама (21%) . За период 1994-2011 гг. китайские инвестиции в камбоджийскую экономику составили 8,8 млрд. долл., или 36% всех иностранных инвестиций36. Преимущественными сферами вложения китайского капитала являются энергетический сектор, сельское хозяйство, а также текстильная и пищевкусовая промышлен-

37

ность . Пекин интенсивно финансирует инфраструктурные проекты в Камбодже - строительство дорог, мостов, ирригационных сооружений, которые именуются объектами «кхмеро-китайской дружбы».

Важным этапом в развитии двухсторонних отношений стал официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Камбоджу38 в октябре 2016 г., в ходе которого было подписано более 30 новых соглашений, охвативших широкий спектр политического, военного, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества. Китайский лидер заявил о выделении Камбодже очередного транша безвозмездной экономической помощи в рамках гражданского сектора в размере 237 млн. долл. и военного - в размере 15 млн. долл., а также о списании

39

государственного долга на сумму 90 млн. долл. . В декабре 2016 г. в Камбодже стартовал первый камбоджийско-китайский бизнес-форум, в рамках которого было заключено соглашение по совместному развитию отельного бизнеса и культурно-развлекательной инфраструктуры в столице на сумму 1,5 млрд. долл.40. К 2016 г. китайский капитал был вложен в 84 проекта, реализовавшихся в Пном Пене41.

Последнее десятилетие было отмечено интенсивными камбоджийско-китайскими политическими контактами на высоком уровне, а также укреплением связей между военными ведомствами двух стран. Лейтмотивом двухстороннего сотрудничества стало заявление, сделанное Цзянь Цзэминем в ходе его официального визита в Камбоджу в 2002 г. Председатель КНР, в частности, заявил, что отношения между Камбоджей и Китаем - это «эталон равноправного, взаимовыгодного и доб-

рососедского сотрудничества между большой и маленькой

42

странами» .

При рассмотрении нынешней ситуации в китайско-камбоджийских отношениях без особого труда обнаруживаешь много общего в их стилистике с периодом 60-х годов прошлого века. Оставив за скобками двусторонних связей безоговорочную поддержку Пекином «красных кхмеров», нынешние руководители КНР заявляют, что проверенная временем «традиционная китайско-камбоджийская помощь в условиях изменившегося международного контекста превратилась в цветущее

43

дерево», и называют Хун Сена «проверенным другом Китая» . В свою очередь Хун Сен не перестает повторять, что «Китай мало говорит, но много делает» и не упускает повода заявить, что «Китай - самый надежный друг Камбоджи» и что задача Камбоджи «поддерживать ключевые интересы Китая в реги-оне»44. Среди западных экспертов бытует мнение, что Камбоджа превратилась в клиента Китая. На наш взгляд, это довольно упрощенная, а потому не во всем верная характеристика отношений, сложившихся между двумя этими странами. Истина, на наш взгляд, состоит в том, что Камбоджа, законодательно закрепившая в 1993 г. нейтральный курс своей внешней политики, на практике реализует продекларированный курс путем традиционной для нее политики балансирования между внере-гиональными и региональными игроками (в первую очередь, между КНР и США, КНР и Японией, КНР и СРВ), пытаясь извлекать всю возможную выгоду из соперничества между ними. В ХХ! в. качестве краеугольного элемента этой системы «баланса» для Камбоджи и выступает Китай, отношения с которым занимают ведущее место во внешнеполитических приори-

45

тетах страны .

В условиях российско-китайского «доверительного партнерства и стратегического взаимодействия» во всех областях на основе, как указано в концепции Внешней политики РФ, «совпадения принципиальных подходов к решению ключевых вопросов мировой политики»46, ориентация Пном Пеня на Пекин в целом не противоречит национальным интересам РФ. Подтверждением тому может служить, например, присоединение

Камбоджи при содействии КНР к ШОС в качестве партнера по диалогу.

Ныне и РФ, и Камбоджа склонны проводить сугубо прагматическую внешнюю политику, формируя общегосударственные интересы на неидеологической основе, модифицируя их в зависимости от текущего момента. Учитывая это, можно прийти к выводу, что объективно «китайский фактор» вряд ли может служить тормозом для развития российско-камбоджийских отношений в среднесрочной перспективе. Однако стремление России закрепить свои позиции влиятельного центра ныне формирующегося полицентричного мира требует от нее более глубокого включения в архитектуру экономического, политического и военного сотрудничества в АТР, где АСЕАН выступает не только драйвером экономического роста, но и важнейшей площадкой многосторонней дипломатии региона. В этой связи в интересах России выстраивать конструктивные, содержательные отношения со всеми странами АСЕАН, в том числе и такими небольшими по своим человеческим, территориальным и экономическим ресурсам, как Камбоджа, отчасти балансируя политическое и экономическое доминирование Китая в этой стране. При уважении Россией «статусных соображе-

47

ний» КНР в отношении стран ЮВА, включая Камбоджу, реальная активизация сотрудничества нашей страны с Королевством будет способствовать формированию более сбалансированной и устойчивой системы международных отношений в регионе.

1 «Правда» 08.07.1956.

л

Бектимирова Н.Н., Селиванов И.Н. Королевство Камбоджа: политическая история (1953-2002). М., 2002. С. 33.

-5

Малетин Н.П. Внешняя политика Камбоджи. Учебное пособие. М., «МГИМО-Университет». 2004. С. 15.

4 «Правда» 27.05.1959.

5 Richardson Sophie. China, Cambodia, and Five Principles pf Peaceful Coexistence. New York. 2010. P. 32.

6 Chanda Nayan. China and Cambodia: in the Mirror of History.//Asia Pacific Review. Vol. 9, N 2. 2002. P. 1.

7 Ibid. P. 33.

8 Ibid. P. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Ibid. P. 38.

10 Ibid. P. 39.

11 Smith R.M. Cambodia's Foreign Policy. Cornell University Press. New York. 1965. P. 119.

1 9

Tarling N. Britain and Sihanouk's Cambodia. Singapore. NUS Press. 2012. P. 269.

13

Вслед за КНР Н.Сианук отказался одобрить подписание Московского договора 1963 г. об ограничении испытаний ядерного оружия.

14 Малетин Н.П. Указ. Соч. С. 24.

15 Richardson Sophie. Op. Cit. P.49.

16 Мосяков Д.В. История Камбоджи. ХХ век. ИВ РАН. М., 2010. С. 266.

1 7

Цит. По: Мосяков Д.В. История Камбоджи. ХХ век. ИВ РАН. М., 2010. С. 268.

18 Richardson Sophie. Op. Cit. P. 71.

19 Ibid. P. 79.

20

Бектимирова Н.Н., Селиванов И.Н. Королевство Камбоджа: политическая история (1953-2002). М., 2002. С. 146.

Л 1

Сборник документов по камбоджийскому вопросу (1973-1974). МИД СССР. М., 1975. С. 33.

22 Chanda Nayan. Op. Cit. P. 4.

23 Richardson Sophie. Op. Cit. P. 136.

24 Becker E. When the War Was Over. New York. 1998. P. 479.

25 Коммерсант. 24.11.2015.

26 The Cambodia Daily. 23.05.2016.

27

Против резолюции выступили также Филиппины, остальные страны региона воздержались от голосования.

Л о

www.embrusscambodia.mid.ru [ Обращение 20.01.2017]

Л Q

www.comnews.ru [Обращение 25.03.2016] www.embrusscambodia.mid.ru [Обращение 03.12.2016]

31

Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2016. С. 23.//www.mid.ru

32 Там же. С. 25.

33 China Daily. 01.03.2014.

34 The Cambodia Daily. 14.10.2016.

л с

www.tourismcambodia.com [ Обращение 27.02.2016] 36 Ciorciari J.D. China and Cambodia: Patron and Client? IPC Working Paper Series Number 121. International Policy Center, Ford School, University of Michigan. 2013. P. 12.

Reilly J. A Norm-Taker or a Norm-Maker? Chinese aid in Southeast Asia.//Journal of Contemporary China, N 21. 2012. P. 79.

"5 О

Всего за период 2013-2016 гг. Си Цзиньпин и Хун Сен встречались шесть раз, как в ходе официальных визитов, так и на полях различных международных саммитов.

39 The Cambodia Daily.14.10.2016.

40 The Cambodia Daily.02.12.2016

41 Hun Sen. Keynote Speech at the Cambodia-China Business Forum on Cambodia.//www.cnv.org.kh 01.12.2016.

42 Chanda Nayan. Op. Cit. P. 3.

43 The Cambodia Daily. 19.10.2016.

44 Ibid. 02.12.2016.

45 Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Традиционные факторы во внешней политике Камбоджи на современном этапе.//ЮВА: актуальные проблемы развития. Выпуск 26. М., 2015.

46 Там же. С.24.

47

О роли статуса в международных отношениях см.: Троицкий М.А. Сила и слабость иерархии.// Независимая газета. 23.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.