Научная статья на тему 'Новруз праздник природы, мира, солидарности и человечности'

Новруз праздник природы, мира, солидарности и человечности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
Азербайджан / праздник Новруз / нематериальное наследие / календарный цикл / символика стихий / весна в народной культуре / Azerbaijan / Novruz holiday / intangible heritage / calendar cycle / symbolism of elements / spring in folk culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сулейманлы Мубариз Аслан Оглы

В статье исследуется значение народных традиций и праздников. Связанные с общественно-экономической жизнью и самобытностью культурно-досугового пространства, народные праздники являются стержнем духовного возрождения. Автор обосновывает историческую взаимосвязь ритуалов праздников Азербайджанского народа с природой и хозяйственной жизнью. На основе фактического материала исследуются ритуалы праздника как отражение реального образа жизни народа. Автор доносит идею о важности праздников, связанных с хозяйственным жизнеобеспечением: главная цель таких ритуалов повышение благосостояния, материального уровня жизни народа. Единение трудовых обрядов с удовлетворением духовно-нравственных стремлений коллектива, превращает праздники в подлинное веселье и радость. Автор предлагает свое видение решения многих вопросов о взаимосвязи праздника как социального явления с образом жизни и мировоззрением народа. Порядок совместного проживания, семейно-бытовой уклад, обычаи и традиции народа, ритуалы и верования, игры и забавы исследуются на основе исторических источников. Содержательный смысл и исполнительная закономерность праздника в соотношении с ценностным самоопределением человека, его нравственным содержанием, исследуются в контексте представлений человека о мире и космосе. Праздники, связанные со сменой времен года и разнообразием мира природы, отражаясь в фольклоре, мифических и религиозных представлениях, составляют богатство многокрасочности и неповторимой узнаваемости народов. Автор поясняет основные символы и значения праздника Новруз: поклонение огню, почитание сэмэни как символа природы растительного мира и т. д. Автор обосновывает историческое происхождение и сущность обрядов и ритуалов Новруза, и их роль в жизни народов. Новруз байрам, отражающий национальные духовные ценности Азербайджанского народа, представляется как единая, универсальная система ритуалов. Автор обращается к источникам, отображающим причины появления и многостороннее значение атрибутов и символов праздника Новруз. Объясняется связь Новруза с логической последовательностью космических явлений, сменой времен года и циклов природы. В статье рассматриваются схожие и отличительные моменты празднования в Азербайджане многонационального праздника Новруз. Научно обосновывается ложность концепций о связи Новруза с религиозным мировоззрением. Раскрывается именно мирское значение торжества пробуждения природы, прихода весны, начала посевных работ. Новруз-байрам это триумф жизни, братства и солидарности, возрождения и спасения, призыв к жизнелюбию и человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novruz Holiday of nature, peace, solidarity and humanity

The article investigates both the sence of public holidays which are closely related to the socio-economic life and household characteristics of nations, and substantiated historically holiday ceremonies of the Azerbaijani people that are connected with nature and economic life. The fact that holiday ceremonies reflect the real lifestyle of the people was studied on the basis of actual materials. It was shown that the holidays, which were directly related to the economic life of the people, primarily served to increase people's material living standards. With the addition of elements that provide spiritual needs to labor ceremonies, these ceremonies have become a real celebration. The article looks for answers to questions about the holiday, which has become a social event; related to people's outlook and lifestyle. It also addresses to the historical sources related to people's work, coexistence, family and household rules, folk customs and traditions, ceremonies and rites, entertainment and games. The meaning of holidays and the form of their celebration, people's spiritual and psychological world, morality, world and cosmic world was also investigated. The author pais attention to the fact that holidays related to changes in nature and the beginning of the seasons acquire a religious, mythological and folkloric character and occupy a place among the customs of the peoples. Fire worship and samani (it is a green which is made from wheat) which are the symbols of Novruz was clarified as symbol of nature and greenery. The article also discusses the historical origin of Novruz ceremonies and its essence, and also role of this holiday in the lives of the nations which hold it. Novruz holiday is presented as a single system of ceremonies that reflects the national and moral values of the Azerbaijani people. The sources where was spoken about symbols and attributes which belong to Novruz ceremonies were investigated. The relationship of Novruz with astronomical events, changes in nature and the beginning of seasons is clarified. Common and different aspects of the attitude of Azerbaijanis to this holiday are analyzed. Scientific evidence explains that the assumptions about the connection of Novruz with religious meetings are wrong. It is shown that this holiday is purely a natural event; it is related to worldly events such as the arrival of spring, the awakening of nature, and the preparation of the land for planting. It is concluded that Novruz is a holiday of life, freedom, salvation, call to humanity.

Текст научной работы на тему «Новруз праздник природы, мира, солидарности и человечности»

НАСЛЕДИЕ

Сулейманлы Мубариз Аслан оглы DOI 10.3749 2/ETN0.2023.71.2.004

Новруз - праздник природы, мира, солидарности и человечности

В статье исследуется значение народных традиций и праздников. Связанные с общественно-экономической жизнью и самобытностью культурно-досугового пространства, народные праздники являются стержнем духовного возрождения. Автор обосновывает историческую взаимосвязь ритуалов праздников Азербайджанского народа с природой и хозяйственной жизнью.

На основе фактического материала исследуются ритуалы праздника как отражение реального образа жизни народа. Автор доносит идею о важности праздников, связанных с хозяйственным жизнеобеспечением: главная цель таких ритуалов повышение благосостояния, материального уровня жизни народа. Единение трудовых обрядов с удовлетворением духовно-нравственных стремлений коллектива, превращает праздники в подлинное веселье и радость. Автор предлагает свое видение решения многих вопросов о взаимосвязи праздника как социального явления с образом жизни и мировоззрением народа. Порядок совместного проживания, семейно-бытовой уклад, обычаи и традиции народа, ритуалы и верования, игры и забавы исследуются на основе исторических источников.

Содержательный смысл и исполнительная закономерность праздника в соотношении с ценностным самоопределением человека, его нравственным содержанием, исследуются в контексте представлений человека о мире и космосе. Праздники, связанные со сменой времен года и разнообразием мира природы, отражаясь в фольклоре, мифических и религиозных представлениях, составляют богатство многокрасочности и неповторимой узнаваемости народов. Автор поясняет основные символы и значения праздника Новруз: поклонение огню, почитание сэмэни как символа природы растительного мира и т. д.

Автор обосновывает историческое происхождение и сущность обрядов и ритуалов Новруза, и их роль в жизни народов. Новруз байрам, отражающий национальные духовные ценности Азербайджанского народа, представляется как единая, универсальная система ритуалов. Автор обращается к источникам, отображающим причины появления и многостороннее значение атрибутов и символов праздника Новруз. Объясняется связь Новруза с логической последовательностью космических явлений, сменой времен года и циклов природы. В статье рассматриваются схожие

и отличительные моменты празднования в Азербайджане многонационального праздника Новруз. Научно обосновывается ложность концепций о связи Новруза с религиозным мировоззрением. Раскрывается именно мирское значение торжества пробуждения природы, прихода весны, начала посевных работ. Новруз-байрам - это триумф жизни, братства и солидарности, возрождения и спасения, призыв к жизнелюбию и человечности.

Ключевые слова: Азербайджан; праздник Новруз; нематериальное наследие; календарный цикл; символика стихий; весна в народной культуре.

Сулейманлы Мубариз Аслан оглы,

кандидат искусствоведения, доктор философских наук, профессор Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Азербайджанского государственного университета культуры и искусств (Баку, Республика Азербайджан), тиЬапг_$и1еутапИ@ yahoo.com

Народы мира бережно хранят богатые и разнообразные праздничные традиции, восходящие к древности. Праздники были временем забыть о рутине, будничных заботах, жизненных трудностях, невзгодах. Праздники -это обычаи и традиции, принятые каждым членом общества, в которых и сегодня участвуют люди, независимо от возрастных, социальных и других различий. Народные обычаи и традиции, праздники и обряды, развлечения и игры прочно вошли в повседневную жизнь человечества, привили людям высокую нравственность, послужили развитию их художественного вкуса.

Изучение народных праздников, материальные и духовные корни которых восходят к древнейшим временам и каждый из которых стал общественным явлением, дает ответы на вопросы об истории, мировоззрении и образе жизни народов. Связь праздничной культуры с хозяйственно-календарным циклом, природой, жизнью обусловили передачу памяти о них из поколе-

ния в поколение с наименьшими искажениями и сохранение культурного наследия народа как социального явления.

Семейно-бытовые правила, нормы труда и совместного проживания людей с древнейших времен были непосредственно связаны с народными обычаями и традициями, ритуалами и обрядами, развлечениями и играми. Известно, что праздники возникают на почве религиозных или национальных убеждений, общей памяти, интересов, традиций и ценностей общества, питаются во многом миром эмоций, вызванных природными явлениями. Важную роль в праздничной культуре играет духовный мир людей, их нравственность, представления о мире и космосе. Праздничные песни, обряды, поверья, обычаи, ритуалы, церемонии и инициации, народные представления, календарные празднества, связанные с древними верованиями, живя в памяти поколений, сохранили свою актуальность и сегодня.

Изменения в природе, начало или конец того или иного времени года были поворотным моментом в жизни каждого народа на протяжении всей истории. В праздничные дни люди устраивали различные церемонии, обряды и развлечения. Праздники заняли прочное место среди обычаев народов, приобретя религиозный, мифологический и фольклорный характер.

Являясь социально-общественным событием, имеющим художественно-эстетическое содержание, праздники как неотъемлемая составляющая жизни всех народов сохраняют свое значение с древнейших времен до наших дней. Феномен праздника также прочно занял свое место в системе национально-духовных ценностей Азербайджана. В частности, древние праздники и церемонии, развлечения и игры азербайджанцев, носящие светский характер, стали неотъемлемой частью повседневной жизни и послужили развитию народного твор-

чества и художественного вкуса. «Традиционные праздничные торжества и ритуалы, которые также стали отправной точкой для современного профессионального искусства, были связаны в древности с явлениями природы, с основной формой труда азербайджанцев: животноводством, сельским хозяйством и природными явлениями» [5, с. 15].

У азербайджанцев одним из самых торжественных и значимых праздников был весенний праздник Новруз. Новруз известнен многим народам Востока и связан с земледельческим циклом, пожеланием изобилия и плодородия, зародился на Востоке задолго до распространения ислама. Исторические корни этого праздника, его связь с отдельными взглядами и верованиями были предметом споров со времен Средневековья. По мере расширения географии праздника каждый народ стремился связать его со своим национальным бытом. В связи с этим праздником сложились различные традиции, обряды, обычаи и легенды. Но, несмотря на разнообразие, практически везде праздник Новруз считался началом нового года, символом благополучия и изобилия.

О происхождении и сущности праздника Новруз рассказывается в «Шахнаме» Абульгасима Фирдоуси, «На-уруз-наме» Омара Хайяма, в труде энциклопедиста Абу Рейхана Аль-Бируни «Памятники древних народов», в «Книге о правлении» Низама аль-Мулька, в художественных произведениях видных представителей классической азербайджанской литературы, в научных трактатах и исследованиях Афзаладдина Хагани, Низами Гянджеви, Гатрана Тебризи, Насреддина Туси, Мухаммеда Физули, моллы Панах Вагифа, Ашиг Алескера, Мирзы Алекпер Сабира, Аббас Саххата, Мирза Казым Бека, Али бек Гусейнзаде, Гамида Араслы, Мухаммеда Гу-сейна Шахрияра, Османа Сарывелли, Самеда Вургуна,

Мирали Сеидова, в творчестве Бахтияра Вахабзаде и др.

Ссылаясь на различные исторические источники, связанные с Новрузом, можно сказать, что происхождение празднования Новруз не связано по происхождению ни с огнепоклонством, ни с зороастризмом, ни с исламом. Изучение игр, танцев, их особенностей, выполняемых в знак приветствия прихода весны, движений, жестов, ритмов и пластики, лирических и зажигательных композиций танца «Терекеме», загадок, считалок, гаданий, клятв, молений, церемониальных и трудовых песен, баятов доказывает, что корни обрядов Новруз перекликаются с первобытнообщинным периодом человеческого общества.

По мнению исследователей, учитывая глубокие исторические корни праздника, его фундаментальное значение в менталитете народов, Новруз нельзя ограничивать небольшой локальной территорией, а рассматривать в более широком масштабе. Споры авторов, которые с древнейших времен и до наших дней о происхождении праздника Новруз, связывающих его только с именем тюркского, персидского и любого другого народа, беспочвенны. «Новруз байрам следует рассматривать как изобретение, открытие народов, живущих в странах Древнего Востока, ведущих оседлый образ жизни и обладающих высокой сельскохозяйственной культурой, богатым духовным миром, который они даровали человечеству. Несомненно, эти древние народы, в том числе и азербайджанцы, сыграли свою роль в становлении и развитии этого праздника» [8, с. 120-125]. Наряду с общими и сходными чертами этого праздника у каждого народа очевиден свой неповторимый вариант, характерные особенности, что является вполне закономерным явлением.

Естественно, существование человечества обусловлено милостью природы, с ее сменой дня и ночи, времен года. Обряды, связанные с приходом весны, проводились в различных формах, в зависимости от отношения каждого народа к природе. Приход весны наши прародители связывали с возрождением природы, устраивая по этому случаю торжества и отмечая его как начало нового года. Многие народы торжественно отмечали Новый год и считали его своим национальным праздником. В исторических источниках [3; 4; 9;] праздник Новруз также именуется «Новым днем», «Новым годом», «первым днем весны», «праздником весны».

Как и у других народов, у азербайджанцев с давних времен восторженно поется о приходе весны и возрождении природы в эпосах, былинах, сказках, стихах, в творчестве ашугов. В первом энциклопедическом турецком словаре «Дивани лугатат-турк» приход весны интерпретировался как половодье, таяние снегов в горах, потепление погоды, распускание цветов, новая жизнь у мира животных. «Когда пришла весна, тающие снега превратились в бурные потоки селя. Весна родила яркую, утреннюю звезду Венеру», «она распустила яркие цветы, расстелила ковры из шелка, явился рай на земле, воздух нагрелся, теперь снегам и холодам нет возврата» [4, с. 160; 179].

Причина, по которой традиции Новруза живы и сегодня, заключаются прежде всего в его тесной связи с хозяйством, трудом и бытом народа. Роль природных явлений в жизни народов, в основном занимающихся скотоводством и земледелием, была значительной. «Такие природные явления, как приход весны, пробуждение природы, превращение степей в цветники, сады и леса, украшенные в зеленые одежды, выгон скота в поля, время, когда плодятся домашние животные, яв-

ляются для древних людей священными событиями, приносящими изобилие и плодородие. Эти события заставляли людей жить с природой в гармонии, в одном ритме с природой, переправляться с равнины в горы, съезжать с гор в низменность, естественно, что этот хоровод событий в единении с природой, влиял и на духовный мир народа» [5, с. 16].

Праздник Новруз, имеющий художественное, эстетическое и философское содержание, является историческим, общественно-социальным событием, имеющим исключительное значение для человеческой культуры в целом. Новруз - это праздник уважения и почитания к историческим корням, национальным традициям, духовным ценностям азербайджанцев. Этот праздник, полномерно воплощающий в себе национально-духовные ценности азербайджанского народа, является одним из исключительно своеобразных культурных событий человечества. Исследователи отмечают, что истоки и исторические корни большинства существовавших традиций и форм искусства объединяет отдельные обряды в единую систему - именно в Новруз. При том что обряды и ритуалы в череде торжеств являются культурно-специфическим компонентом, каждый из которых в отдельности имеет самостоятельное содержание, в целом все они представляют собой целую систему действ, отражающих национально-духовные ценности народа. При этом для углубленного изучения связей между составными частями системы, естественной взаимосвязи и закономерного развития необходимо проанализировать каждую из них как отдельный культурный феномен. Только в этом случае истинная сущность системы ритуалов Новруза может быть раскрыта полностью. Эти феномены связаны с образом жизни, бытом, трудовой деятельностью народа и возникли из отношения людей к природе, со временем с неболь-

шими изменениями превратившись в современные формы празднования.

Новруз - это праздник земледелия и сакрального единения человека с землей. Среди церемоний азербайджанцев, связанных с природными явлениями, сельским хозяйством, животноводством и охотой, самым торжественным образом отмечается праздник Новруз. Новруз является кульминацией и логическим завершением целой серии системы обрядов, которые начинаются с окончания зимы и подготовки к приходу весны, вселяют в людей радость весны, вдохновляют их на новый календарный год. С приближением весны, пробуждением природы солнце, дарующее все большее тепло и ласку, внушает людям жизнелюбие, веру в будущее, а значит, оптимизм и счастье.

Исторически все обряды, связанные с приходом весны, представляли собой систему церемоний, проводимых задолго до самого праздника Новруз, и продолжались до наступления Нового года. Надежды и чаяния, связанные с наступлением Нового дня, окончанием безжалостной зимы и началом изобилия, являются главной темой, кульминацией и развязкой весенних обрядов. Эта система обрядов представляет собой комплекс светских праздников, отражающих гуманизм, процветание, изобилие и начало сезона сельскохозяйственных работ, солидарность людей, дружбу и братство. Эти церемонии были напрямую связаны с природными явлениями. Правда, в корне этих обрядов иногда проявляются и элементы, пришедшие из религиозных верований, мифологического мышления. Но связь с природой в целом превосходит все остальные элементы. Обряды и ритуалы, составляющие систему это торжества, предпринимаемые заранее во имя пробуждения, воскресения природы. Эти мероприятия являются подготовительным этапом

к празднику Новруз, который отмечается в связи с окончанием зимы и началом весны.

Обрядовые песни, представления и игры, раскрывают философскую сущность Новруза, выявляют дуалистическую тенденцию сознания древних людей. Основой сюжетной линии празднования Новруз, развязкой всего цикла ритуалов является вера в то, что рождение Весны происходит со смертью Зимы. В театрализованном представлении народных артистов Весну символизирует Коза, а Зиму олицетворяет герой фольклора Коса (плешивобородый). В игровой борьбе символов зимы и весны Коза убивает Косу. Так народ празднует рождение весны, а с момента весеннего равноденствия, с увеличением светового дня Весна вступает в свои права.

Ритуалы праздника Новруз - это цикл взаимодополняющих песен и подвижных игр с единой темой. Эти церемонии начинались как минимум за 40 дней до последней среды года, где на начальном этапе разыгрывалась народная инсценировка «коса-коса», которая является сезонным ритуалом [6, с. 8]. Особое место в песнях Новруза занимает сюжет о скором окончании зимы и желанном наступлении весны. А в стихотворении «Спор Старухи с Мартом» противопоставлены два символа в целом - зима и весна. Какой бы суровой, безжалостной ни была зима, она терпит поражение перед волевым натиском Весны [8, с. 11].

Раскрывая, по каким причинам возникли символы праздника Новруз, приходит и понимание истинной сущности праздника. Исследуя смысл поклонения и верования людей в сверхъестественную силу огня, раскрывая природу символики сэмэни, выражающий оживление зеленеющей природы, становится понятной и причина, по которой Новруз - это праздник с обобщающими интернациональными и оригиналь-

ными, присущей какой-либо определенной нации чертами и отмечается у разных народов по-разному.

М.Э. Расулзаде утверждал, что традиция играет такую же важную роль в формировании национального самосознания, как язык, религия, история. Он акцентировал внимание на том, что праздник Новруз, «находящийся под влиянием различных культурных, политических и религиозных событий», но с достоинством пройдя испытание временем, став символом освобождения и обновления, «занимает особое место в Азербайджанской народной традиции» [10, с. 7]. Не случайно Новруз как народный праздник прочно укоренился в Азербайджанском фольклоре. Навыки здорового образа жизни, гигиены, чистоты жилища, убранства и одежды, психогигиена труда вошли в привычку во многом благодаря ритуалам, верованиям и обрядам Новруза, тем самым добившись их широкого распространения [8, с. 11].

Новруз - это праздник душевного подъема, трудового энтузиазма, любви к земле, к человеку. Торжество праздника было обусловлено непременным обновлением всего гардероба. Это условие требовало неукоснительного исполнения, вне зависимости от возраста и социального положения. К празднику все шьют себе новую одежду. Нарядные девушки и молодые женщины, наряженные в изящную обувь, новые красивые платья - один из основных атрибутов Новруза. Эта сакрализация традиций соблюдалась с особой тщательностью. Задолго до весеннего торжества шла тщательная подготовка праздничной одежды. В противном случае можно было прослыть маргиналом, не соблюдающим праздник обновления всего сущего. В обычаях Новруза проявляется мудрое мировоззрение, гуманистические взгляды, терпеливый, заботливый характер прадедов. В этих обычаях раскрывается жизнеутверждающее зна-

чение народной гигиены, воспитания, ее основ в народе, доброта, праведность, любовь к Родине [7, с. 284].

При всей роскоши, присущей торжествам Новруза, праздник характеризуется большой естественностью и искренностью. Новруз - это праздник трудового народа, который призывает любить, холить и лелеять кормилицу Мать-землю, получать от земли как можно больше благополучия и пользы. Народ превращал Новруз в пиршество веселья и торжества. Застолье Новруза - апофеоз национальной кулинарии во всем своем великолепии и многообразии. Скатерть украшают в основном национальные блюда: плов, сладости, жаркое, очищенные ядра различных сортов орехов, сухофрукты и т.д. Гармонию убранства стола завершают изобилие фруктов семи разновидностей, зажженные свечи. В это время ружейные выстрелы оповещали о конце зимы и начале весны [8, с. 11-14].

Богатство духовной культуры азербайджанского народа и сегодня находит свое выражение наиболее полно и ярко на праздничных торжествах. Люди воспевали свои многовековые мечты на праздничных торжествах и с годами обогащали их все новыми и новыми традициями [8, с. 89].

Археологические материалы, обнаруженные при раскопках на территории Азербайджана, доказывают, что история праздника Новруз восходит к древнему периоду истории человечества: танец вокруг огня в наскальных рисунках Апшерона, танец Яллы наскальных изображений Гобустана, сюжеты отображающие солнце, сэмэни - проросшую пшеницу (солод), цветы, приход весны. Петушиные бои, небо и небесные светила, зеленеющее дерево - многообразие весенних мотивов в декоративно-прикладном искусстве и в других найденных артефактах, свидетельствует о широком распространении семантики Новруза

в быту. Например, на одной из композиций, найденных в районе Гамигая, изображены люди, ведущие хороводы вокруг костра. Маска козы надета на распорядителя ритуального танца, ведущего обряд. А на некотором расстоянии от изображения костра выгравирована коза [12, с. 21].

В Масаллинском районе (с. Борадигах) обнаружена небольшая бронзовая фигура льва с солнечной табличкой на голове (начало I тысячелетия до н. э.), вероятно, что эта фигура была создана как символ созвездия Льва, весной расположенного в Зените, на вершине небесного купола [11, с. 77]. В глубине кубка, обнаруженного около села Карабулак Гахского района (III век), была изображена символическая композиция праздника Новруз, крылатый лев (Грифон), разрывающий оленя на части. На бронзовой фигуре двуглавого оленя, выставленного в Национальном музее истории Азербайджана (I тысячелетие до н. э.), вырезаны две звезды: одна с пятью вершинами, другая - с шестью. Они представляют собой звезды, входящие в созвездие оленя (из шести существующих пять самых ярких) [11, с. 77]. В ходе археологических раскопок в Шемахе были обнаружены подсвечник, стеклянная пиала и предназначенная для проросшей пшеницы - солода посуда с четырьмя ножками. Назначение найденных предметов - это украшение праздничного стола Новруз. Упомянутая посуда из красной глины на четырех ножках использовалась для выращивания солода (сэмэни) в раннем средневековье [12, с. 23]. Все эти предметы, связанные с символикой Новруз, доказывают, по мнению исследователей, что праздник Новруз широко отмечался древними жителями Азербайджана, а его атрибуты вошли в быт народа. Эти древние предметы декоративно прикладного искусства символизировали весну и были посвящены Новому году, вере в благословение и плодородие. Их ис-

пользовали в обрядах для привлечения изобилия и благополучия.

Согласно древним верованиям, жизнь возникла из четырех стихий: Воды, Огня, Земли и Ветра. С древних времен существует вера в то, что за четыре среды (чершенбе) до весеннего равноденствия наступает оживление стихий: в первую среду происходит возрождение, обновление стихии воды, вторая среда - время обновления стихии огня, третья среда - обновление и оживление стихии ветра, а четвертая среда, это последняя среда уходящего года, время, когда пробуждается стихия земли. Каждая среда была связана с оживлением определенной стихии, и таким образом в сознании предков сформировалось представление о сакрально-сти соответствующих дней недели. С вечера вторника (байрам ахшамы - предпраздничный вечер, канун торжества, праздник ожидания праздника) люди отмечали пробуждение стихии и приближение весеннего равноденствия: готовился обильный ужин, накрывались столы, люди желали друг другу изобилия и благополучия в сельском хозяйстве следующего года, украшали пророщенной пшеницей дом, разводили костры, выражая свою веру и надежду в Огонь, Солнце. М.И. Хакимов связывал обычай прыжков через костер с верой и поклонением Солнцу и земледелию, а также памятью о достижении человека - владении огнем, о спасительной силе огня. Во время весенних ритуалов, празднества и веселье, проводимое вокруг костра, это радость обладания огнем [9, с. 17]. Действительно, добыча огня человеком - это решительный шаг в борьбе с холодом, диким зверем и т. д. за жизнь

Итак, в Новруз, люди перепрыгивали над разожженными кострами и тем самым верили в то, что таким образом костер примет и сожжет все болезни и невзгоды, и в Новый год они войдут очищенными от скверны

и грязи. И в то же время в разжигании огня проявляется скорее практическая традиционная радость от сознания защищенности и обеспеченности безопасности. Еще один из обычаев Новруза - веселое сражение: дети бились крашенными яйцами в честь праздника, победа сулила ловкачу удачу в новом году. Другой обычай помогал ответить на вопрос о том, каким будет урожай в Новом году. Для этой цели в преддверии Новруза дома выращивали семь видов зерновых злаков.

Сэмэни - пророщенная особым способом на тарелках, блюдцах зеленеющая пшеница. Перевязанная красной лентой сэмэни - это олицетворение весны и оживающей природы. Сэмэни также символизирует сельское хозяйство, плодородие. Когда мы обращаем внимание на песни во время церемонии «Сэмэни», становится ясно, что люди «смотрят на Сэмэни как на лекарство от всех бед». Ритуал проращивания злаков для украшения жилища нашел свое художественное воплощение в народных церемониальных песнях и дошел до нашего времени, сохранив свое своеобразие и очарование» [9, с. 13-14]. Пророщенный злак на плоской посуде - напоминание о зеленеющем поле в миниатюре, является непременным украшением праздничного стола.

Еще один непременный атрибут Новруза - зажженные разноцветные, размером в ладонь, свечи. Свечи зажигаются в основном тогда, когда старый год подходит к концу и наступает Новый год. Когда «Солнце проходит через 12 зодиакальных созвездий, завершая свой годовой цикл и возвращаясь в первую секунду созвездия Овна, из которого оно вышло» [2, с. 187-188].

По мере того как раскрываются причины возникновения символов праздника Новруз, раскрывается и сама суть праздника.

Праздник Новруз напрямую связан с астрономическими явлениями. Страдая от зимних холодов, истоще-

ния пищи, люди с нетерпением ждали наступления весны, чтобы обеспечить себе средства к существованию.

Ритуальные торжества окончания года ознаменованы прежде всего подготовкой праздничного стола. За несколько часов до наступления весеннего равноденствия, до окончания старого года и вступления Нового года накрывался праздничный стол, за которым собиралась вся семья. В Средние века у каждого правителя в зависимости от степени его могущества собирались знатные астрономы, которые производили расчеты о завершении года. Затем по приказу правителя в городах, селах, деревнях, громкие звуки ружейных выстрелов, музыкальных инструментов: барабана, трубы, свирели и т. д. провозглашали окончание года, а на крыше резиденции правителя тотчас зажигали большой костер. Таким образом людей оповещали о наступлении Нового года. После семейных торжеств родственники, знакомые и друзья отправлялись в дома друг друга на праздничные посиделки. В гости несли сладости, крашеные яйца в достаточном количестве, чтобы не обделить детей гостинцем. Вручение крашеного яйца в праздник Новруз означало пожелание здоровья хозяину и членам его семьи. Потому что яйцо считалось символом зарождения жизни и создания живых существ [3, с. 119]. И сегодня в час равноденствия все члены семьи собираются за праздничным столом. Зажигаются свечи. Глава семьи произносит молитву: «О Аллах, который преобразил сердца и глаза, подарил ночь и день, пусть наши труды и дни изменятся лучшему!» [10, с. 7]. Азербайджанцы отмечали Новруз и в трудные времена в эпоху перемен, в период безжалостной борьбы с национальным самосознанием, запретов всего самобытного и яркого, сумели сохранить в памяти поколений свое богатое наследие красочных песен, обычаев, игр и представлений.

Праздник Новруз проводится в день равноденствия (20-22 марта), когда в Северном полушарии начинается астрономическое лето [1, с. 16]. Даже сегодня ряд народов связывают приход весны с возрождением природы, по этому случаю проводят праздники, празднуют Новруз как начало нового года. Как и в Азербайджане, так и во многих восточных странах, таких как Иран, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, приход весны -Нового года - встречают торжествами. Не случайно праздник Новруз был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 30 сентября 2009 года. 23 февраля 2010 года на заседании 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта был объявлен «Международным днем Новруз». Новруз, как целостная модель культурологического мышления, является памятником нематериального культурного наследия, охраняющим национальные и человеческие ценности и передающим их будущим поколениям. Международный статус праздника Новруз способствовал сохранению и пропаганде этого наследия.

Изучение характера игр, танцев, представлений, а также символов и атрибутов, связанных с приходом весны, доказывает, что обряды Новруз уходят корнями в первобытнообщинный период человеческой истории. Это праздник пробуждения жизни, воскресения природы. Новруз - это праздник прихода весны, нового посева почвы, нового урожая, изобилия, процветания. Новруз - праздник свободы тюркских народов и народов Востока. Новруз - праздник гуманизма.

Литература:

1. Гусейнов Р. Азербайджанский Новруз // IRS - Наследие. 2004. № 3. С. 16-17.

2. Омар Хайам. Трактаты. Перевод: Б.А.Розенфельда. М.: Изд-во Восточной литературы, 1961. 338 с.

3. Дадашзаде М. Средневековая духовная культура азербайджанского народа. Баку: Элм, 1985. 216 с.

4. Кашгари Махмуд. «Словарь Дивану-ит-Турк». В 4 т. Т. I. Баку: Озан, 2006, 512 с. На азерб. яз.

5. Мамедов А.С., ГулиевХ.А. Азербайджанские обычаи и традиции. Баку: Объединенное изд-во, 1966. 78 с. На азерб. яз.

6. Мирза А., Мехтиев И. Вклады Новруза. Баку: Гянджлик, 1990. 112 с. На азерб. яз.

7. Набиев А.М. Азербайджанская народная литература. Ч. I. Баку: Туран, 2002. 680 с. На азерб. яз.

8. Новруз. Сборник песен, народных игр и представлений. Статьи. Баку: Язиы, 1989. 128 с. На азерб. яз.

9. Поговорки и чувства нашего народа. 2-е изд. Собрал, написал, обработал и сост. М.И. Хакимов Баку: Маариф, 1988. 384 с. На азерб. яз.

10. Расулзаде М.А. Праздник Новруз // Азербайджан [Анкара]. Март 1954. № 12 (24). С. 5-7. На азерб. яз.

11. Рзаев Н. По следам предков. Баку: Азернашр, 1992. 103 с. На азерб. яз.

12. Сулейманлы М.А. Новруз - исторические корни. Баку: АГУКИ, 1998. 84 с. На азерб. яз.

Suleymanli Mubariz,

PhD in Art Studies, Dr of Sc. (Philosophy), Professor, Head of the Chair of Social-Cultural Activities, the Azerbaijan State University of Culture and Arts (Baku, Republic of Azerbaijan) mubariz_suleymanli@yahoo.com

Novruz - Holiday of nature, peace, solidarity and humanity

The article investigates both the sence of public holidays which are closely related to the socio-economic life and household characteristics of nations, and substantiated historically holiday ceremonies of the Azerbaijani people that are connected with nature and economic life. The fact that holiday ceremonies reflect the real lifestyle of the people was studied on the basis of actual materials. It was shown that the holidays, which were directly related to the economic life of the people, primarily served to increase people's material living standards. With the addition of elements that provide spiritual needs to labor ceremonies, these ceremonies have become a real celebration.

The article looks for answers to questions about the holiday, which has become a social event; related to people's outlook and lifestyle. It also addresses to the historical sources related to people's work, coexistence, family and household rules, folk customs and traditions, ceremonies and rites, entertainment and games. The meaning of holidays and the form of their celebration, people's spiritual and psychological world, morality, world and

cosmic world was also investigated. The author pais attention to the fact that holidays related to changes in nature and the beginning of the seasons acquire a religious, mythological and folkloric character and occupy a place among the customs of the peoples. Fire worship and samani (it is a green which is made from wheat) which are the symbols of Novruz was clarified as symbol of nature and greenery.

The article also discusses the historical origin of Novruz ceremonies and its essence, and also role of this holiday in the lives of the nations which hold it. Novruz holiday is presented as a single system of ceremonies that reflects the national and moral values of the Azerbaijani people. The sources where was spoken about symbols and attributes which belong to Novruz ceremonies were investigated.

The relationship of Novruz with astronomical events, changes in nature and the beginning of seasons is clarified. Common and different aspects of the attitude of Azerbaijani's to this holiday are analyzed. Scientific evidence explains that the assumptions about the connection of Novruz with religious meetings are wrong. It is shown that this holiday is purely a natural event; it is related to worldly events such as the arrival of spring, the awakening of nature, and the preparation of the land for planting. It is concluded that Novruz is a holiday of life, freedom, salvation, call to humanity.

Key words: Azerbaijan; Novruz holiday; intangible heritage; calendar cycle; symbolism of elements; spring in folk culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.