Научная статья на тему 'Новруз в культуре современного Азербайджана'

Новруз в культуре современного Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
923
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВРУЗ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / ЗОРОАСТРИЗМ / КУЛЬТ ОГНЯ / ДРЕВНИЙ ИРАН / ТЮРКИ / ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ / ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ / АЗЕРБАЙДЖАН СЕГОДНЯ / NOVRUZ / CULTURE / VALUES / ZOROASTRIANISM / FIRE CULT / ANCIENT IRAN / TURKS / FESTIVE RITES AND RITUALS / VICTORY OVER EVIL / AZERBAIJAN TODAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бусыгина Марина Владимировна

Каждый этнос имеет свой главный национальный праздник, в котором наиболее ярко и полно реализована праздничная культура народа. В Азербайджане самым значимым праздником является Новруз, который также отмечается во многих тюркои ираноязычных культурах. Это универсальный праздник, в котором сочетается как астрономическое явление, так и оживление природы, что с давних времен служило отправной точкой нового годичного цикла. На протяжении более двух тысяч лет он отмечается в День весеннего равноденствия (20-21 марта), и до сегодняшнего дня в нем сохранены главные смыслы и атрибуты, несмотря на сильное влияние различных идеологий и религий. В статье рассмотрены генезис праздника, его региональные особенности, ценностные смыслы и место в культуре современного Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Each ethnic group has its main national holiday, in which the festive culture of the people is most brightly and fully realized. In Azerbaijan, the most significant holiday is Novruz. For more than two thousand years it has been celebrated on the Day of the spring equinox and up to this day it retains the main meanings and attributes, despite the strong influence of various ideologies and religions. The article deals with the genesis of the holiday, its regional features, values and place in the culture of modern Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Новруз в культуре современного Азербайджана»

УДК 398.332.111(479.24)

М. В. Бусыгина Новруз в культуре современного Азербайджана

Каждый этнос имеет свой главный национальный праздник, в котором наиболее ярко и полно реализована праздничная культура народа. В Азербайджане самым значимым праздником является Новруз, который также отмечается во многих тюрко- и ираноязычных культурах. Это универсальный праздник, в котором сочетается как астрономическое явление, так и оживление природы, что с давних времен служило отправной точкой нового годичного цикла. На протяжении более двух тысяч лет он отмечается в День весеннего равноденствия (20-21 марта), и до сегодняшнего дня в нем сохранены главные смыслы и атрибуты, несмотря на сильное влияние различных идеологий и религий. В статье рассмотрены генезис праздника, его региональные особенности, ценностные смыслы и место в культуре современного Азербайджана.

Ключевые слова: Новруз, культура, ценностные смыслы, зороастризм, культ огня, Древний Иран, тюрки, праздничные обряды и ритуалы, победа добра над злом, Азербайджан сегодня

Marina V. Busygina Novruz Holiday in modern Azerbaijan culture

Each ethnic group has its main national holiday, in which the festive culture of the people is most brightly and fully realized. In Azerbaijan, the most significant holiday is Novruz. For more than two thousand years it has been celebrated on the Day of the spring equinox and up to this day it retains the main meanings and attributes, despite the strong influence of various ideologies and religions. The article deals with the genesis of the holiday, its regional features, values and place in the culture of modern Azerbaijan.

Keywords: Novruz, culture, values, Zoroastrianism, fire cult, Ancient Iran, Turks, festive rites and rituals, victory over evil, Azerbaijan today

С древнейших времен праздник в истории человечества был сакральным временем отдыха от труда и быта, возможностью выйти за рамки строгих правил, присущих распорядку обыденной трудовой жизни. Праздник выполнял функцию «эмоциональной разрядки» и поддержания единства рода, структурирования бытие человека, «разрывая время на определенные отрезки». Именно в это, свободное от трудовых тягот, время проявлялось творческое начало народа, появлялась возможность для самовыражения. Через праздничные обряды, танцы и песни, костюмы и маски, украшения жилищ и улиц, специальную ритуальную пищу и продукты происходило «как бы приобщение к глубинным, значимым основам бытия человека. Таким образом, праздник был не просто действием бытового порядка, а он скорее носил характер мировоззренчески ориентирующего действа» [1, с. 37-38]

Один из самых древних и широко распространенных праздников в мире - Новруз ежегодно отмечается в День весеннего равноденствия (21-22 марта) многочисленными тюркскими и иранскими народами. Обновление природы с приходом весны мистически почиталось человечеством не только потому, что заканчива-

лась зима, прибавлялось больше света и тепла, но и было связано с наступлением времени земледельческих работ - упорной борьбой за урожай, что являлось главным условием выживания человечества. В большинстве культур главное божество отождествлялось с Солнцем, от которого зависело фактически все.

История возникновения Новруза ведет в середину I тыс. до н. э. Первые письменные сведения о проведении праздника встречаются во времена Мидийской империи (670550 гг. до н. э.) в священной книге «Авесте», написанной пророком Зороастром (Заратуштра). Именно в его учении День весеннего равноденствия обрел особый статус, став началом Нового года (первым днем месяца Фарвардин) - главным праздником зороастрийского календаря. Зороастр реформировал представления огнепоклонников-язычников, сведя пантеон богов к единому создателю мироздания - Ахура Мазде, который олицетворял собой Свет и Добро, противопоставляя его другому началу мироздания -Ангро Манью, носителю тьмы и зла [2, с. 310]. В основу зороастризма была положена триада Благой мысли, Благого слова и Благого действия. Четыре главных элемента - земля, вода, воздух и огонь считались священными, среди которых

огонь приобрел особую значимость, став символом Ахура Мазды, божественной справедливости [3].

Мидия была поглощена древнеиранской империй Ахеменидов (558-330 гг. до н. э.), которая простиралась от Эгейского моря на Западе до Инда на Востоке и от Кавказских гор на Севере до Нила на Юге [4, с. 52]. На обширной территории оставалось множество местных культов, а царская династия при поддержке мидийских жрецов-магов исповедовала новое учение и способствовала его распространению. Великий древнегреческий летописец Страбон так описывал церемонию проведения зоро-астрийского Нового года при царском дворе Дария I (522-486 гг. до н. э.) в летней резиденции Ахеменидов - Вавилоне: «В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь». На праздничном столе обязательно присутствовала ритуальная пища - так называемая лорка из семи блюд - миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов [5, с. 69].

Зороастризм распространился на территорию современного Азербайджана в VI-IV вв. до н. э., когда Каспиана (Абшеронский полуостров и юго-западное побережье Каспия) являлась частью Ахеменидской империи и выплачивала ей дань [6]. Эти земли особенно благоприятно подходили для распространения нового учения, что было связано с уникальными геологическими особенностями - природным газом, выходящим на поверхность не только земли, но и воды. Источники природного газа были разбросаны не только по всему Абше-ронскому полуострову, но находились даже в горной местности на высоте 2000 м (селение Хыналыг). Так как огонь являлся символом Аху-ра-Мазды, ни один обряд не совершался без него. Как отмечает известный исследователь Древнего Ирана Мэри Бойс, со времен Ахеме-нидской империи, вероятней всего, существовало два типа священных огней: бытовой и храмовый.Поклонение и молитвы «соборным огням» считались особо важными, так как человек сражается на стороне Света, «не только материально - против тьмы и холода, но и духовно - против сил зла и невежества» [7, с. 81].

Таким образом, уже в эпоху Ахеменидов в зороастрийских обрядах праздника Новруза были воплощены сущностные для данного региона ценностные смыслы. Само явление равно-

денствия открыли не иранцы, а приход Нового года в День весеннего равноденствия еще отмечали древние шумеры и вавилоняне, но именно зороастрийское учение одухотворило данную традицию. Впервые в истории человеческой культуры было обозначено противостояние Добра и Зла (Света и Тьмы) и способность человека бороться и способствовать окончательной победе Справедливости.

В 331 г. до н. э. Ахеменидская империя перестала существовать. Все ее огромные владения вошли в состав империи Александра Македонского. Но после его смерти в 323 г. до н. э. империя распалась на множество царств. За последующее столетие с 323 по 227 г. до н. э. территория древнего Ирана вновь стала восстанавливаться и крепнуть. Династия Сасанидов вернула былую мощь Древнего Ирана и создала империю (227 г. до н. э. - 651 г. н. э.), вернув почти все владения Ахеменидского царства.

Зороастризм во времена Сасанидской империи не только не потерял позиции, а окреп и был объявлен государственной религией [8, с. 292]. День равноденствия на официальном уровне был провозглашен началом Нового года и получил свое нынешнее название «Новруз», что с персидского означает «Новый день».

Согласно Авесте, в течение десяти дней до Нового года души умерших (фравахары) гостят у своих родственников на земле, а с наступлением Новруза возвращаются обратно на небеса. Поэтому накануне Нового года необходимо было убрать и подготовить дом, приготовить яства, надеть красивую одежду, прочитать молитвы и зажечь на вершине дома огонь, чтобы погостившие души, увидев родственников в здравии и радости, могли найти обратный путь. На рассвете разжигали новый праздничный огонь, наступало время празднования Нового года, что означало победу Справедливости и начало новой жизни [5, с. 71]. Известный переводчик Авесты И. С. Брагинский отмечал по этому поводу: «совпадение праздника, посвященного душам предков, с наступлением весны, т. е. воскрешением природы, правомерно трактуется как подтверждение существования (в домусуль-манское время) культа умирающей и воскрешающей природы, связанного с культом предков» [9, с. 71].

Большой интерес представляют празднования при сасанидском царском дворе, продолжавшиеся 21 день. Именно в тот период были заложены основы этики, эстетики проведения церемоний, торжественных ритуалов, в числе которых и ритуальное очищение дома и омовения, подарки близким, раздача сладостей и др. Царь издавал указ о помиловании заключен-

ных [10, с. 29], этот обычай существует и сегодня в виде государственной амнистии. По краям царского серебряного стола были разложены лепешки из разных злаков: пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута, чечевицы, гороха, бобов и фасоли с надписями о богатстве, изобилии, счастье и процветании, а также семь белых чаш, семь белых дерхемов и новый динар [11, с. 52]. Сегодня в Азербайджане на праздничном столе можно проследить традицию царской церемонии. Царские монеты дошли сегодня в символическом виде золотого кольца в чашке или во рту у приготовленной рыбы. Обязательно должны быть сухофрукты и орехи, и чем богаче стол, тем больше богатства будет в семье. Традиция дарения денег детям сохранилась, в основном, в Иране.

В VII в. арабская цивилизация, созданная на основе ислама, продвигала свою идеологию на Север и Запад, вытесняя локальные верования, местные культы. Сасанидская империя была поглощена. Взаимодействие двух верований поначалу не складывалось. Ислам не допускал никакого взаимодействия с прежними верованиями и обычаями. Священный праздник иранских династий и империй Новруз преследовался. Несмотря на все запреты, день прихода весны (21-22 марта) продолжали тайно отмечать. С течением времени, во многом из-за поддержки иранской знати, отношение к этому празднику менялось в положительную сторону: праздник можно было отмечать за определенное вознаграждение. Ислам не смог сломить и уничтожить тысячелетнюю традицию. Всего через сто лет слово «Нируз» стало общепринятым в арабских странах, и традиция отмечать персидский Новый год стала общепринятой нормой. В Х1У-ХУШ вв. мусульманским духовенством был окончательно найден баланс между исламом и древней традицией [12, с. 153], Новруз органично вписался в исламскую культуру, наряду с такими сугубо исламскими праздниками, как Рамазан и Курбан.

К сожалению, положение Новруза в период нахождения в составе царской России и Советского Союза недостаточно освещено и изучено. Большой интерес представляет собой статья журналиста Физули Сабиро-глу, который прослеживает этапы развития и упадка праздника в советское время [13]. Как отмечает автор, до 20-х гг. XX в. азербайджанцы отмечали Новруз. В 20-е гг. новая власть Советов не признавала религиозные и национальные праздники, и Новруз был запрещен. Однако, несмотря на запрет отмечать различные нереволюционные праздники, Новруз справляли в каждом доме как национальный

праздник, неотъемлемую часть духовного мира каждого азербайджанца. Ситуация изменилась в период «оттепели» после смерти Сталина, когда многие народные традиции были реабилитированы. Наконец, в 1967 г. в Баку прошли массовые гуляния в честь национального праздника Новруз байрама.

Сегодня праздник Новруз, со временем отдалившись от зороастрийской веры, сочетает в себе множество обрядов, танцев и игр, относящихся к тюркской культуре.

Как отмечается в труде «Новруз и тюркская культура», у тюрков с древнейших времен День солнечного равноденствия также отмечался и считался началом нового цикла. Зима состояла из нескольких периодов: «беюк чилле» - 40 дней со дня зимнего солнцестояния, «кичик чилле» - 20 дней с начала февраля и «боз ай» (серый месяц) - последний месяц зимы, оканчивающийся Новрузом, наступлением весны [14, с. 47-48, 109-110]. Весна, приходящая после долгого периода холода, морозов и темноты, приносила тепло и радость, своего рода «освобождение» от зимних оков, и тюрки называли праздник весны Yilbashi (йылбашы или ильбашы) [10, с. 6]. В этот праздник проводились ритуалы, связанные с силами природы, с дождем и Солнцем, провожалась зима и встречалась весна. Среди них в азербайджанской культуре сохранились ритуалы проведения последних вторников года, а также такие мифические персонажи, как Хыдыр, Году, Кеса и Кечал. Они органично вошли в рамки празднования Новруза, украсив его народными представлениями, играми и развлекательными мероприятиями.

Хыдыр (или Хызыр) Ильяс - тюркский мифический образ, также встречаемый у курдов, более известный как Хыдыр Наби. «Вечер Хыдыр Наби» проводился на исходе 10 дней «кичик чилле» (в Азербайджане этот образ в песнях присутствует как Хызыр Ильяс). Считается, что в это время предвестник весны, старец на своем белом коне путешествует по миру, заглядывает в дома и проверяет людей на милосердие и помощь. Чтобы Хыдыр наби принес счастье и благополучие, в доме проводят тщательную уборку, а в специально отведенное место ставят блюдо с пшеничной мукой. По поверью, если дом посетил Хыдыр, то там останется отпечаток его ладони и благополучие на целый год [14, с. 101-104].

Еще один мифический образ - Году-году (Году, или Доду) является богом Солнца и встречается в песенках, зачастую исполняемых детьми. Дети с накрашенными красными щеками ходили по домам, собирая сладости, чтобы задобрить Году и ускорить его приход на землю [10, с. 16].

Сегодня наиболее популярны, особенно среди детей, такие персонажи, как Кос-Коса (старец с редкой бородой, олицетворяющий уходящую зиму) и Кечал (лысый персонаж, образ приходящей весны). Они вступают в шуточную борьбу, в которой в итоге победу одерживает Кечал [10, с. 111].

В последний зимний месяц (боз ай) четыре последние вторника уходящего года (азерб. «11ах1г сегБИепЬе!ег») являются периодом подготовки к Новрузу и посвящены четырем главным элементам бытия: воде, огню, земле и воздуху. Данная традиция совпадает с концепцией четырех священных элементов Заратуштры, в которой вода, земля, воздух и огонь являются базовыми и священными элементами мироздания, необходимыми для выживания всего живого [15, с. 110].

Для каждого из четырех элементов в народе бытуют песни, игры, стихи и обряды. Первый вторник (Су Чершенбе ахшамы) посвящен воде. Считается, что в этот день обновляется вода во всем мире. Рано утром по традиции необходимо пойти на берег водоема, совершить ритуальные омовения. Следующий вторник - огненный (Одлу Чершенбе ахшамы). В этот день принято прыгать через костер, который должен разжечь ребенок, в этом случае он считается чистым. В домах зажигались свечи, гуляния заканчивались на рассвете встречей Солнца. Третий вторник - Торпаг Чершенбе ахшамы или кичик чершенбе праздник земледельцев и посвящен земле, символу начала жизни и плодородия. Сегодня в этот день принято сажать деревья и проращивать пшеницу (семени). Последним вторником уходящего года является Йел Чер-шенбе ахшамы - праздник пробуждения ветра, или Ахыр чершенбе (последний вторник). Считается, что ветер так же необходим для богатого урожая, как и земля и солнце, в этот день завершается процесс пробуждения природы [14, с. 105-106].

Сегодня ритуалы, связанные с четырьмя элементами, проводятся в новых, городских условиях. Четыре стихии утратили свой сакральный смысл, очищение водой сводится к тщательной уборке дома, а праздник земли в городских условиях потерял свою актуальность в связи с отсутствием надобности выращивать продукты. Однако память о них все еще жива. Каждый последний вторник во дворах разжигаются костры, и все знают, в какой последовательности идут вторники. В каждом доме проходят приготовления к Новрузу, кто-то проращивает пшеницу (семени), кто-то покупает готовую в магазине, готовятся в большом количестве сладости не только для

членов семьи, но и обязательно для угощения гостей и соседей, родственников и знакомых, что является древнейшей традицией Новруза.

В последний вторник и сегодня устраиваются гадания на будущее, что особенно распространено среди незамужних девушек. Дети в этот день очень любят старинную традицию кидания шапок под двери (папаг атма). Из каждого дома в шапку должны положить сладости. Как и в огненный четверг, в этот вечер во дворах разжигают костер, люди веселятся и радуются предстоящему главному празднику.

В день Новруза пламя огня присутствует в домах и около них. Даже в городских условиях во дворах устраиваются гуляния, разжигаются обрядовые праздничные костры. Продолжает жить древний обряд очищения огнем - прыжки через огонь 3 или 7 раз, при этом в Азербайджане и Иране проговариваются слова «моя желтизна тебе, твоя краснота мне», что, по мнению Е. А. Дорошенко, относится к зороастрийским традициям [5, с. 72-73].

Большой интерес представляет символика современного праздничного стола. В Азербайджане обязательно должны быть свечи, семь продуктов, начинающихся на букву «с» -семени (проросшая пшеница), сябзи (зелень), сумах (приправа), су (вода), сирке (уксус), сарымсаг (чеснок), а также крашеные яйца, рыба и зеркало. По зороастрийской традиции, «свечи символизируют память о священном огне, яйцо - символ зарождения жизни, а зеркало как бы является отражением света вселенной» [5, с. 72].

В каждой семье обязательно пекут национальные специально приготовленные к этому дню сладости - шекербура, пахлава и гогал. Шекербура представляет собой печеное в виде полумесяца с начинкой из протертого сахара с орехами, что символизирует Луну; пахлава - ромбовидная сладкая многослойная выпечка из меда и орехов символизирует звезду; а гогал - круглая слоеная булка с солоноватым или сладковатым привкусом и местными специями символизирует Солнце. Центральное место занимает плов, или шах-плов. В каждой семье рецепты приготовления переходят из поколения в поколение, хранится специальная утварь для приготовления.

Одним из главных атрибутов этого дня является семени. По сегодняшний день в Азербайджане сохранился древний зороастрий-ский обычай проращивать семена пшеницы. Сегодня семени присутствует в каждом доме как один из самых главных атрибутов праздника, символизирующий начало новой жизни

и изобилие. Это уникальный символ, который встречается как тюрков, так и у зороастрий-цев. Самый главный семени находится в центре народных гуляний - у Девичьей башни в Баку, на вершине которой горят праздничные факелы.

Сегодня проросшую пшеницу украшают красной лентой с бантом. Здесь необходимо обратить внимание на символику цветов. Красный - цвет Новруза [10, с. 27-28]. По народным поверьям, красный цвет означает жизнь, свет, Солнце, радость. Красные ленты присутствуют также на свадьбах, что, возможно, является отголоском зороастрийской традиции. Таким образом, в совокупности элементы праздничного стола символизируют собой мини-конструкцию мироздания.

С приобретением независимости Новруз достиг апогея творческого выражения, как, наверное, никогда ранее. С 1992 г. праздник стал отмечаться на государственном уровне. Если до 2006 г. праздничными выходными были только два дня, то сегодня гуляния продолжаются в течение 7-9 дней. Новруз стал весомой частью и имиджа Азербайджана: представительства Азербайджана за рубежом, азербайджанская диаспора и Международный Фонд Гейдара Алиева проводят праздничные мероприятия и просветительские семинары в десятках стран по всему миру.

Во всех образовательных учреждениях проходят лекции и выступления профессиональных и любительских коллективов, на центральных улицах и площадях устраиваются художественные выставки, выставки народных промыслов, ярмарки, концерты, различные игры, спортивные состязания и конкурсы, театрализованные представления и шествия при участии Президента и Первой Леди. Президента страны встречает с праздничным подносом (хончой) девушка в национальном костюме - Бахар ханум - Госпожа-Весна. Этот образ был введен в 60-е гг. XX столетия [16], видимо, для того, чтобы сделать праздник более нейтральным и адаптированным к социалистической культуре. Среди новых персонажей на современных государственных гуляниях необходимо отметить Деде Горгута, старца-сказителя из одноименного тюркского эпоса «Деде Горгут».

Еще одной современной тенденцией, связанной с праздником Новруз, является возрождение и популяризация существовавших до революции 1917 г. таких традиций, как вечер Хыдыр Наби. Просветительские мероприятия проводятся Национальной академией наук Азербайджана [17; 18].

Проведя краткую историческую ретроспективу, можно прийти к следующим выводам. С точки зрения астрономического явления, исторической и общекультурной основ, Навруз - это универсальный праздник. Сегодня для простого азербайджанца Новруз является, безусловно, самым любимым праздником с детства. Это период радости и веселья, возможности выйти за рамки обыденной жизни и собраться в большом кругу родственников. В ритуальных приготовлениях и праздничных ритуалах каждый азербайджанец приобщается к глубоким древним пластам, что свидетельствует о сохранении живой культурной памяти. Каждый азербайджанец, справляя Новруз из поколения в поколение, испытывает большое чувство глубокой причастности к своей земле - «стране огней». Уникальные геологические особенности региона, богатого нефтью и газом, способствовали укреплению и сохранению зороастрийских традиций. Все основные символы аутентичного Новруза - ритуальные продукты и блюда, проросшая пшеница, зажженные свечи и огни - фактически не претерпели изменений, они несут в себе все тот же смысл благоденствия, радости от наступления нового периода, новой жизни.

Конечно, за две с половиной тысячи лет Новруз не мог полностью сохранить свою первоначальную форму. Так, например, обряд поминания предков остался в рудиментарной форме - принято посещать места захоронений за несколько дней перед праздником. Ритуал очищения огнем утратил сакральные смыслы, став сегодня для человека с современным мышлением лишь данью древней традиции и возможностью весело провести время. Однако огонь, как и тысячелетия назад, является главным символом праздника. Праздник вобрал в себя присущие данному региону тюркские этнические элементы, которые выражены во многих обычаях и обрядах, нашедших свое отражение в устном фольклорном творчестве.

Этот праздник, несмотря на отсутствие зороастрийской веры, сохранил самое главное - свою гуманистическую идею победы Добра над Злом, призывая к благим помыслам, благим делам и благим словам, к миру, добру, отзывчивости, созиданию, творчеству, милости, щедрости и взаимопомощи. Будучи всенародным, Новруз - праздник для всех, он сближает людей самых разных слоев общества. Как у иранцев, так и у тюрков - это день Нового года, начала новой жизни. Именно в эти глубоких смыслах и кроется секрет долговечности Новруза.

Список литературы

1. Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии: от зарождения до эпохи Возрождения: учеб. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 160 с.

2. Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. Москва: Наука, 1980. 416 с.

3. Шкода В. Зороастризм - древнейшая живая религия // Митра. 2002. № 8. URL: http: // zoroastrian.ru (дата обращения: 12.02.2018).

4. Иванов М. С. История Ирана. Москва: Изд-во МГУ, 1977. 497 с.

5. Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в Иране: историко-этнографический очерк. Москва: Наука, 1982. 133 с.

6. Храмовые огни в Азербайджане // Митра. 2004. № 11. URL: http: // zoroastrian.ru (дата обращения: 12.02.2018).

7. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи / пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского; послесл. Э. А. Грантовского. Москва: Наука, 1987. 303 с.

8. Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана / АН СССР. Москва: Изд-во вост. лит., 1961. 444 с.

9. Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии: элементы народнопоэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности / АН СССР. Москва, 1956. 496 с.

10. Агаверди Х. Весенние праздники тюркских народов и Новруз. Баку: Наука и образование, 2013. 150 с. URL: http: // folklor. az (дата обращения: 12.02.2018). На азерб. яз.

11. Борисов А. Я., Луконин В. Г. Сасанидские геммы. Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1963. 224 с.

12. Сазманд Б. Навруз: праздник, объединяющий народы / пер. с перс. и коммент. И. Р. Гибаддулина. Москва: Садра, 2016. 192 с.

13. Сабироглу Ф. Мифы советского времени о Новруз байрамы: расследование / пер. Г. Зейналовой // Азербайджанский взгляд. 2016. 21 марта. URL: http: // vzglyad. az (дата обращения: 12.02.2018).

14. Энциклопедия Новруз Байрама / науч. ред. М. Га-сымлы. Баку: Восток-Запад, 2008. 208 с. URL: http: // gakh. cls. az (дата обращения: 12.02.2018). На азерб. яз.

15. Fathi Habashi. Zoroaster and the theory of four Elements // Laval Univ. bull. hist. chem. 2000. Vol. 25, № 2. P. 109-115.

16. Нури Э. Исторические корни Новруза / Переводческий центр при Кабинете министров Азербайджанской республики. 2016. 30 марта. URL: http: // regionplus. az (дата обращения: 12.02.2018).

17. В музее отметили праздник Хыдыр Наби. URL: https: // azertag. az (дата обращения: 12.02.2018).

18. В Музее истории Азербайджана отметят праздник Хыдыр Наби. URL: https: // ru. sputnik. az (дата обращения: 12.02.2018).

References

1. Bol'shakov V. P., Novickaya L. F. Features of culture in its historical development: from birth to Renaissance: textbook. Veliky Novgorod: Yaroslav the Wise Novgorod State Univ., 2000. 160 (in Russ.).

2. Dandamaev M. A., Lukonin V. G. Culture and economy of Ancient Iran. Moscow: Nauka, 1980. 416 (in Russ.).

3. Shkoda V. Zoroastrianism is oldest living religion. Mitra. 2002. 8. URL: http: // zoroastrian.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

4. Ivanov M. S. History of Iran. Moscow: Moscow State Univ. publ. house, 1977. 497 (in Russ.).

5. Doroshenko E. A. Zoroastrians in Iran: a historical-ethnographic essay. Moscow: Nauka, 1982. 133 (in Russ.).

6. Temple lights in Azerbaijan. Mitra. 2004. 11. URL: http: // zoroastrian.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

7. Boyce M.; Steblin-Kamenskii I. M. (transl.); Granatovskii E'. A. (comp.). Zoroastrians: their religious beliefs and practices. Moscow: Nauka, 1987. 303 (in Russ.).

8. D'yakonov M. M. Essay on history of Ancient Iran / USSR Academy of Sciences. Moscow: Oriental literature publ. house, 1961. 444 (in Russ.).

9. Braginskij I. S. From history of Tajik folk poetry: elements of folk poetry in monuments of ancient and medieval writing / USSR Acad. of Sciences. Moscow, 1956. 496 (in Russ.).

10. Agaverdi X. Spring celebrations of Turkic peoples and holiday. Baku: Nauka i obrazovanie, 2013. 150. URL: http: // folklor. az (accessed: Febr. 12. 2018) (in Azerb.).

11. Borisov A. Ya., Lukonin V. G. Sassanid gems. Leningrad: State Hermitage publ. house, 1963. 224 (in Russ.).

12. Sazmand B.; Gibaddulin I. R. (transl., comment.). Nowruz: holiday that unites peoples. Moscow: Sadra, 2016. 192 (in Russ.).

13. Sabiroglu F.; Zejnalova G. (transl.). Myths of Soviet period on Novruz Bayram: investigation. Azerbaijani glance. 2016. 21 March. URL: http: // vzglyad. az (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

14. Gasymly M. (ed.). Encyclopedia of Novruz Holiday. Baku: Vostok-Zapad, 2008. 208. URL: (accessed: Febr. 12. 2018) (in Azerb.).

15. Fathi Habashi. Zoroaster and the theory of four Elements. Laval Univ. bull. hist. chem. 2000. 25 (2), 109-115.

16. Nuri E. Historical roots of Novruz / Transl. Center under Cabinet of ministers of Republic of Azerbaijan. 2016. 30 March. URL: http: // regionplus. az (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

17. Museum celebrated Khidyr Nabi Holiday. URL: https: // azertag. az (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

18. Museum of history of Azerbaijan will celebrate Khidyr Nabi Holiday. URL: https: // ru. sputnik. az (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.