Научная статья на тему 'АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НОВРУЗ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ'

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НОВРУЗ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
591
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азербайджанский Новруз / национальные ценности / государственность / обычаи-традиции / культура национальной кухни. / Azerbaijan Novruz / national values / statehood / tradition / kitchen culture.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эльчин Галибоглы Имамалиев

Праздник Новруз носит в себе богатые оттенки нашего национального духа, нашей древности. Бесподобность азербайджанского Новруза наяву. Новруз, который является общевосточным, общетюркским качеством, принадлежит нам как наша бесподобность в мугаме. Испокон веков турок имел свое отношение к главным стихиям бытия (огонь, вода, воздух, земля), не нуждался в представлении других народов для восприятия возрождения природы. Уходивший своими глубокими корнями в тысячелетия Новруз, который подвергался многочисленным упорствам, изменениям, по мере возможности, увековечил в себе своеобразность народного духа. Азербайджанский Новруз воплотил в себе все блестящие чувства, мысли, надежды, упорство на существование, создание, а главное, веру народа. В статье, обосновывается связь азербайджанского Новруза с национальными ценностями, выражается роль праздника в историческом укреплении основ государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AZERBAIJAN NOVRUZ AND NATIONAL VALUES

The rich shades of our national soul and antiquity live in Novruz holiday. The resemblance of Azerbaijan Novruz is known very much. Novruz having the common east, common Turkic quality is ours as similarity in mugham. From the ancient times looking through the main elements (fire, water, weather, land) of the creature with own soul the Turk didn’t need the imagination of other nations when explaining the rebirth of the nature. Novruz holiday coming from the ancient times and exposing to many dangers and changing has immortalized the peculiarities of the nation soul. Azerbaijan Novruz combines all beautiful senses, thoughts, hope, obstinacy, mainly the belief of the nation in itself very much. In the article it is said about the ancient values with the Azerbaijan Novruz are based on, the role of the holiday in the strengthen of the historical statehood bases are expressed.

Текст научной работы на тему «АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НОВРУЗ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Scientific Journal Impact Factor

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НОВРУЗ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Эльчин Галибоглы (Имамалиев) Институт Фольклора АНАН Доктор философии по филологии

[email protected]

Аннотация: Праздник Новруз носит в себе богатые оттенки нашего национального духа, нашей древности. Бесподобностъ азербайджанского Новруза наяву. Новруз, который является общевосточным, общетюркским качеством, принадлежит нам как наша бесподобностъ в мугаме. Испокон веков турок имел свое отношение к главным стихиям бытия (огонь, вода, воздух, земля), не нуждался в представлении других народов для восприятия возрождения природы. Уходивший своими глубокими корнями в тысячелетия Новруз, который подвергался многочисленным упорствам, изменениям, по мере возможности, увековечил в себе своеобразность народного духа.

Азербайджанский Новруз воплотил в себе все блестящие чувства, мысли, надежды, упорство на существование, создание, а главное, веру народа.

В статье, обосновывается связь азербайджанского Новруза с национальными ценностями, выражается роль праздника в историческом укреплении основ государственности.

Ключевые слова: Азербайджанский Новруз, национальные ценности, государственность, обычаи-традиции, культура национальной кухни.

Abstract: The rich shades of our national soul and antiquity live in Novruz holiday. The resemblance of Azerbaijan Novruz is known very much. Novruz having the common east, common Turkic quality is ours as similarity in mugham. From the ancient times looking through the main elements (fire, water, weather, land) of the creature with own soul the Turk didn't need the imagination of other nations when explaining the rebirth of the nature. Novruz holiday coming from the ancient times and exposing to many dangers and changing has immortalized the peculiarities of the nation soul. Azerbaijan Novruz combines all beautiful senses, thoughts, hope, obstinacy, mainly the belief of the nation in itself very much.

AZERBAIJAN NOVRUZ AND NATIONAL VALUES

Ph.D. Elchin Galiboglu (Imamaliyev) ANAS Folklore Institute [email protected]

Scientific Journal Impact Factor

In the article it is said about the ancient values with the Azerbaijan Novruz are based on, the role of the holiday in the strengthen of the historical statehood bases are expressed.

Key words: Azerbaijan Novruz, national values, statehood, tradition, kitchen culture.

Праздник Новруз укрепил национальные основы истории нашей государственности. В сложном комплексе праздника Новруз сохранились богатые элементы нашего национального духа и древности. Тысячи лет тому назад наши предки считали, что между человеком и природой существует единство - человек и природа гармонируют. Это единство и гармония были созданы и прожиты нашими предками в их жизнях: они восхваляли смену зимы весной, духовно возрождались вместе с природой, очищались духовно и физически, символизировали и праздновали это очищение. Со временем эти первичные поверья были отшлифованы и на их основе создавались систематические идеи. Новруз, прошедший через века, претерпел множество сопротивлений и изменений, но сохранил духовное своеобразие нашего народа. Каждая нация может существовать лишь тогда, когда она хранит уникальность своего древнего духа, своих традиций, иными словами, свою самобытность. Лишь в этом случае, нация не теряется в перипетиях истории. Даже в самые сложные моменты нашей истории этот праздник сохранился в наших сердцах.

Праздник Новруз отмечают во многих странах мира. Уникальность азербайджанского Новруза очевидна. Общевосточное и общетюркское достояние Новруз - настолько же наше, насколько и наша уникальность в мугаме.

С давних времен тюрки относились к основным элементам сотворения (огонь, воду, воздух, землю) своим тюркским духом и не нуждались в представлениях иных народов о возрождении природы. Новруз, прошедший долгий путь длиною в тысячи лет, претерпел множество сопротивлений и изменений, но несмотря на это сумел сохранить самобытность народного духа.

Новруз называли - Бозкурт (Bozqurd), Чаган (Çagan), Эргенекон (Ergenekon), Невруз (Nevruz), Султан Невруз (Sultan Nevruz), 9 марта (Mart doqquzu), Новруз (Novruz) и т.д. В Турции в народе Новруз называют «Гюндонюму» («Gundonumu») или «Йылбаши» (Yilbaçi). «Новруз» буквально

ВВЕДЕНИЕ

ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ

Scientific Journal Impact Factor

означает «новый день». Но, согласно выражаемой им обрядовой семантике, это космос, где заканчивается переход и начинается новый порядок.

Понятие «Новруз» используется в языках многих тюркских народов с некоторыми различиями в произношении: «Новруз/Норуз (Novruz/Noruz) на азербайджанском, Нооруз (Nooruz) на киргизском, Новроз (Növroz) на узбекском, Невруз (Nevruz) на башкирском, Навруз (Navruz) на татарском, Норуз (Noruz) на уйгурском, Наурус (Naurus) на чувашском, Неврез (Nevrez) на крымско-татарском, Меврис (Mevris) на тюркском Западной Тракии, Бабу Мата-Курклу Марта (Babu Mata-Kürklü Marta) на гагаузском и т.д. Здесь определяется этимологическое значение термина «Новруз» - как «новый день», а не «новый год» (4).

Сегодня праздник Новруз отмечается в Азербайджане на государственном уровне. Но мы должны постараться, чтобы в эпоху глобализации отголоски нашей древности не стали обыденными и бессмысленными в наших глазах.

А.Набиев пишет, что представления о последних средах года напрямую связаны с мифизмом воды, огня, ветра и земли, которые были причастны к сотворению первопредка и первого человека. Эти элементы, формирующие представление о сотворении, отражены в обрядовом фольклоре в виде различных культов и мифологических систем. О каждом из них был создан ряд песен и мифов. Каждая последняя среда года имеет широкое значение и содержание в национальной памяти как символ приносящий успех и счастье. В обрядовом фольклоре существуют разные мнения о количестве и порядке этих последних сред года. В некоторых случаях количество сред показаны между 57-12. Но это не соответствует празднику Новруз, времени его провождения и параметрам. Подготовка к Новрузу в обрядовой системе начинается 21 декабря и продолжается в три этапа.

Первый этап - между Большим (Böyük Qills) и Малым чиллями (Kifik Qills) (21 декабря - 1 февраля). Второй этап - продолжительность Малой чилли (Kifik Qills) (1-20 февраля). Третий этап - Серый Месяц (Boz Ay), в который и входят последние четыре среды года. Затем наступает Новруз. Последовательность сред такова - после сред Воды, Огня, Ветра наступает среда Земли. Эта последоваетльность и порядок неизменны в системе обрядового фольклора (7, 72).

Как известно, вода символизирована в первичных духовных пердставлениях наших предков. С.Рзасой подчеркивает, что история Новруза

Scientific Journal Impact Factor

восходит к 5-6 тысячам лет назад: «Согласно исследованиям, у древних туранцев был праздник Тура (Tura) , как и наш нынешний праздник Новруз. Слово «тура» (tura) происходит от слова «торе» («tora»), что означает «творение, сотворение». Праздник Новруз - праздник созидания человека, природы и мироздания. Старый год умирает, новый год рождается. Словосочетание «Коса беременный» («Kosam ikicanlidir») используется в обрядах празднования Новруза. Здесь «беременность» понимается так, что Коса является олицетворением и образом года: в середине церемонии Коса умирает, и все кричат; смерть и воскресение Косы на самом деле означает смерть и воскресение года, возрождение природы. В действительности, в этих представлениях отражается смерть и воскрешение времени. А время истекает в последнюю среду года. В мифологических представлениях не было поверхностного времени. Отсутствие года на празднике Новруз, т.е. неточность конкретной цифры, по сути, является мифологическим отношением ко времени

Выясняется, что там не существует исторического времени, в котором мы живем. Праздник Новруз связан с мифологическим временем, и здесь нет чередования первого, второго, третьего года, одним словом, чередований годов, есть только одно время; оно рождается в начале года, «растет», «стареет» и, наконец, «умирает». Это основано на представлениях о смерти-воскресении в нашей мифологии. В празднике Новруз смерть-воскресение существует во всех оттенках. Особенно в сельской местности женщины обновляют старые вещи в доме: стирают одеяла, белят стены, выбрасывают старые вещи. Раньше, когда родители хотели порадовать детей обновками, они обязательно делали это в Новруз. Это было связано с архетипическим сознанием: то есть означало полное обновление. В этом смысле главная суть Новруза - это праздник обновления. Эти ритуалы праздника Новруз живы до сих пор. Также праздник включает в себя посещение родственников, поздравление, примирение, помощь бедным, раздачу праздничных паев и т.д.

А.Халил считает, что неубранный двор, старая одежда символизирует хаос, нищету и голод. Чистота, новая одежда, вкусная еда устраняют такие формы хаоса, как нечистота, старость, голод, и заменяют их новым порядком. Когда ссоры и обиды заменяются примирением и миром, восстанавливается социальная гармония.

Окрашивание яиц натуральными красителями от природы символизирует перекрашивание или воскрешение мира и природы. Разбитые яйца также

(10).

Scientific Journal Impact Factor

демонстрируют борьбу двух миров - зимы и весны, холода и жары, хаоса и космоса.

«Проращивание семян» или «закладывание семени» также понимается как средство возрождения и воздействия на природу. «Гадание подслушиванием» («qulaq fall») или же «Подслушивание под дверьми» («qapi pusmaq») также отражает уровень информативности этого обновления и возрождения. Замечено, что в культуре «подкидывания мешков» («torba atmaq») новейшего периода использовались новые средства, такие как «подкидывание полотенец» («dssmal atmaq») и «подкидывания шапки» («papaq atmaq»). «Подкинуть шапку» - в первую очередь означает - обмануть. Но его использование в физическом смысле - это психологическая ситуация, демонстрирующая чувство радости. В отечественной паремиологии существует популярная поговорка «от радости кидать шапку вверх» («sevincdsn papagini goys atmaq»). Это означает, что «подкидываение шапки» имеет как отрицательные, так и положительные функции (4).

По мере того как эпохи мировой истории с различными и противоречивыми идеологиями сменяли друг друга, праздник Новруз не только исчез, но и продолжал свое существование с большим энтузиазмом, побеждая в битвах с разными религиями, разными цивилизациями и противоречащими духу идеологиями. Также следует отметить, что история Новруза всегда была тесно связана с традициями национальной государственности Азербайджана. Этот праздник, с давних времен занявший прочное место в жизни нашего народа и мире традиций, является не только бытовым праздником народа, но и отмечается на государственном уровне и охватывает жизнь нашего народа.

На праздник Новруз собирались все слои народа, вместе отмечали праздник, и радость праздника таким образом превратилась в общенациональную ценность. Это, в свою очередь, сплотило наш народ, укрепило национальные основы нашей истории государственности (5, 21).

Праздник должен быть прежде всего внутри каждого человека. В сущности Новруза есть зрелое выражение состояния нашего народа. Огонь в Новрузе - главный символ праздника. Здесь живет и подтверждается вера в победу добра над злом.

2. Азербайджанский Новруз - символ национальной традиции

Национальный праздник создается, воспринимается и живет в основе народных традиций и образа жизни, которые существуют на протяжении

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences (~) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

тысячелетий. Праздничное творчество - это подтверждение самобытности народа.

Праздник Новруз - это обширная тема, которая требует глубокого исследования его сущности, а также изучения своеобразия азербайджанского духа.

Праздник Новруз - это, прежде всего, символ национальной традиции. Традиция раскрывает и подтверждает уникальные особенности устойчивой культуры и быта народа. Праздничное творчество народа должно не только подтвердить тысячелетнюю историю, но и заложить серьезную основу для будущих горизонтов. В этом смысле праздник Новруз дает нам такую творческую возможность.

С давних времен приход весны в тюркском мышлении был символом возрождения и обновления природы. В общем, божественное отношение к природе - это творческое качество в духе наших предков, которое живет и сегодня. Есть поговорка, что настоящее не исчезает, основа не меняется. В культурном комплексе многих народов мира существуют прекрасные мысли о приходе весны. Кроме того, хотя восточная мысль имеет богатые, интересные подходы к празднику Новруз и традиции, азербайджанский Новруз отличается от всех них.

По традиции Новруз нашего народа, в последний вечер среды года -последний вечер года - все должны быть дома. Согласно поверью, человеку, который не может провести Новруз в собственном доме, в своей стране, не повезет отпраздновать в собственном доме его еще 7 лет. По словам С.Гасымовой, это означает, что не празднование Новруза понимается как отделение от общества, родины и страны. Новруз, как праздничный обряд, ассоциируется с массовыми гуляниями, радостью и энтузиазмом. По поверью, в праздник Новруз нельзя горевать, печалиться, грустно ходить и злиться. В противном случае человек будет находиться в таком положении круглый год. Новруз в широком смысле - это обряд, состоящий из выполнения определенных действий и слов, заранее известных всем участникам. Это календарный обряд; Он проводится не всегда, у него есть определенное время, в марте, при переходе от зимы к весне. Новруз как вид обряда, в узком смысле, праздник, новогодний праздник. Все, что связано с Новрузом, - обрядовая традиция (5, 27).

Новруз наш народ всегда ассоциировал со всеми прекрасными чувствами, которые они переживали в своих мыслях и реализовывали на протяжении

Scientific Journal Impact Factor

тысячелетий. Потому что они верили, что праздник символизирует начало -созидание. Это сотворение понимается в верованиях как выражение единства природы и человека. У каждого народа есть традиция отмечать знаменательные дни в своей жизни.

Широкий спектр понятий, символизирующих знаменательные дни также у тюркских народов, свидетельствует о существовании столь богатой традиции. Среди них «той»/«туй»/«туюн»/«дуюн», «шолен», «ягма» («toy»/«tuy»/«tuyun»/ <^иуш», «§о1эп», «yэgma») и т.д. Наряду с этими понятиями употребляется также слово «байрам»/«праздник» («bayram»/«bэyrэm»).

Один из самых значимых дней в жизни народа - это праздники. Подобно тому, как у каждого народа есть свои праздничные обычаи и традиции, понятие «праздник» также имеет свое значение на языке этих народов. В XI веке Махмуд Кашгари в «Диване» объяснил это слово как «бедрем»/«bedhrem» и отметил, что огузы использовали его как «байрам»/«праздник»/«bayram». По словам Кашгари, праздник - это состояние веселья и смеха (4).

Приход весны, потепление погоды, таяние снега, возрождение природы глубоко затрагивали и волновали как всех людей, так и тюрков, и стали причиной отмечать это изменение различными церемониями.

Согласно другому поверью, в праздник Новруз нельзя горевать, печалиться, хмуриться, сердиться. В противном случае человек будет оставаться в этом состоянии круглый год.

М.Тахмасиб пишет, что праздник Новруз, наряду с его обрядами, помимо всех доминирующих религий в Азербайджане, время от времени был очень простым хозяйственным праздником, то есть обрядом провода зимы и встречи весны. Вот почему наш народ забыл о десятках праздников и церемоний, установленных различными религиями, сектами, политическими системами и отдельными правителями, а Новруз прожил на протяжении веков как хозяйственный праздник, призывающий людей к работе, труду и материальному благополучию, и сейчас приветствуется с уважением, и реализуется с особой любовью (11, 91).

Несмотря на запрет на провождение Новруза в Азербайджане в советское время, наш народ на протяжении десятилетий хранил этот праздник в своих умах и сердцах. С.Гасымов пишет, что, хотя строгие запреты 1930-х годов и насильственная система временно нарушили публичные церемонии Новруза, они не могли стереть полностью этот национальный праздник из памяти. И в действительности, это было невозможно. Праздник Новруз связан с кровной и

Scientific Journal Impact Factor

генетической памятью народа. Этот праздник исторически является органическим элементом этнопсихологической памяти азербайджанского народа, который дифференцирует себя от общетюрко-огузских масс как нация, и является необходимым элементом процесса становления и формирования тюркского этноса. Иными словами, Новруз не был внедрен в память древним азербайджанским тюркам извне, а развился на основе физического и психологического опыта этноса и стал необходимым, неразрывным структурным уровнем системы менталитета (6, 14).

Исторически праздник Новруз занимает особое место в традициях национальной государственности Азербайджана. Немецкий ученый Адам Олеари (1599-1671) принял участие в празднике Новруз в Шемахе, входившем в состав государства Сефевидов в первой половине XVII века, и стал свидетелем того, с каким энтузиазмом отмечали этот праздник народ и государственные деятели. Он пишет, что по случаю праздника некоторые из нас пошли к хану, калантару и другим господам за поздравлениями и были приглашены на их большие застолья: «Астролог часто заходил за стол, наблюдал трубой солнце, смотрел на часы, таким образом, ожидал момента, когда солнце достигнет точки, в которой ночь и день сравняются. Как только наступил желаемый момент, он объявил об этом вслух. Тут же раздались артиллерийские залпы, на всех стенах и башнях города зазвучали трубы, заиграли барабаны, и началось великое гулянье» (8).

Известный азербайджанский актер Г.Сарабский в своем произведении «Старый Баку» пишет о большом праздновании Новруза в Баку в царские времена, подчеркивая, что Новруз отмечался в Баку больше и шире, чем какой-либо другой праздник (9, 55).

Говоря об обрядовых традициях, связанных с праздником Новруз, подразумеваются традиции социального единства и общения, представлений, игр, кулинарии, связанные с последними средами. По поверью, уборка, проводимая в каждом доме накануне Новруза, связана с обновлением. То есть в этом празднике есть поверье, что обновляется не только год, но и все и вся, кто прожил старый год в целом. Это означает, что подобно тому, как люди убирают и обновляют дом и двор, в которых они живут, они также очищают свои души от всего негатива и входят в новый год обновленными духовно и физически, и возрожденными. Вне зависимости от того, в какое время года были куплены обновки, они будут одеты в последнюю среду - накануне Новруза. Если оставить дома что-то сломанное и ненужное, это приведет к поломке,

Scientific Journal Impact Factor

бесполезности и неудаче в новом году. С.Гасымова подчеркивает, что уборка дома по средам - это не обычная обыденная уборка, это традиция со своими глубокими убеждениями (5, 91).

Хотя игры в Новруз по своей сути развлекательные, они также служат для того, чтобы удерживать в сознании детей определенные выводы из праздника. Символизирование зимы образом Косы проявляется в нескольких форматах: если безволосость его лица выражает наготу зимы, то его приговор «Плов из хлопьев, который я ел, наполовину - вода» («Yediyim yarma a§l, Yaпsl sudur»), показывая свой живот, также означает, что половина его тела и живота состоит из воды, а это указывает на снег и заморозки зимы. Отсутствие у Косы денег и еды также означает конец зимней провизии; а «долгое путешествие» продолжительностью девять месяцев, означает, что девять месяцев спустя, т.е. в декабре он вернется в «зимней одежде, состоящей из семи слоев» (4).

По мнению Ш.Албалиева, появление на сцене Козы, символа весны, сбора паев для Косы (зимы) и передачи их Косе (и помощнику Косы) - знак того, что люди тратят последние ресурсы-провизию на проводы длинной и изнурительной зимы. Кроме того, бодрая реакция и смех публики на смерть Косы в финале представления и на то, что помощник Косы падает на его тело и плачет, отражает символическую природу этой смерти и плача - смерть зимы и приход весны в виде победоносной Козы и ее детенышей вызывает не печаль, а радость и смех (2, 102).

Азербайджанская культура обладает очень богатыми традициями. Наше богатство проистекает из древности и величия нашей истории. Наибольшая роль праздника Новруз в развитии традиций азербайджанской государственности - это объявление 21 марта Международным днем Новруза на 64-й сессии Генассамблеи ООН. Примечателен тот факт, что несмотря на то, что более трехсот миллионов человек во многих странах мира празднуют Новруз, это решение, принятое в ООН, было инициировано азербайджанским государством.

3. Праздник Новруз и наша кулинарная культура

Азербайджанская культура имеет очень богатые традиции. Наше богатство проистекает из древности и величия нашей истории. Понятия праздник и кулинария тесно связаны. Праздник прекрасно сочетает в себе все прекрасные чувства, мысли, надежды, упорство людей в жизни и созидании, а главное - их веру. Можно с уверенностью сказать, что кулинарная культура народа находится рядом с этим богатым понятием. На первый взгляд это может

Scientific Journal Impact Factor

показаться обычным, но это действительность. Потому что нация с богатой кулинарией - это нация с древней историей, государственностью, серьезной, оседлой культурой. Явление народ - это событие не временное, оно подтверждает вечность и человеческие качества.

По мнению Т.Амирасланова, если из праздника Новруз убрать элементы кулинарии (готовка сладостей - пахлава, шекербура, покращиваение яиц, паи для гостей, выращивание семени и др.), то суть праздника, несомненно, утратится, а элементы этой кулинарии будут деградированы. Представители старшего и среднего поколений хорошо помнят, что в советское время Новруз праздновали с энтузиазмом, особенно в сельской местности. Все семья готовилась к празднику за месяц вперед. Дома и дворы убирались и приводились в порядок. Люди встречали Новруз, сопровождаюшийся возрождением природы, с чувством исполнения всех прекрасных желаний (3).

В основе чувства свободы и реальности всегда должна стоять ответственность. Об этом нам говорит логика народного духа, проверенная тысячелиетиями. В этом смысле необходимо полностью восстановить нашу кулинарную культуру, которая была разработана на основе нашего национального духа, чтобы развивать и поддерживать традиции в этой области.

Ю.В.Чаманзаминли пишет, что одним из самых важных праздников, как Новруз, был Азер (отмечался в ноябре). Праздник Новруз подтверждал весну, а праздник Азер зиму, и все ели согревающие продукты, такие как баранина и жирное мясо.

Т.Амирасланов считает праздник Азер не религиозным, а астрономическим, календарным праздником, как и Новруз, и пишет, что и до огнепоклонничества это был календарный праздник Асов, Азов, людей Аза, Аз эров (Aslar, Azlar, Az adamlaп, Az эг1эп). Следует отметить, что у китайцев, японцев, монголов и тибетцев также есть ритуалы и церемонии, связанные с первыми заморозками. Это свидетельствует о том, что праздник Азер - это не религиозный праздник, а праздник природы и природных явлений.

Праздник Азер приходился на месяц Азер (21 ноября - 21 декабря по настоящему календарю) и отмечался на 9-е число месяца Азер. По настоящему календарю он приходится на 30 ноября - 1 декабря. Зороастрийцы называют первый день первого месяца нового года (21 марта - 21 апреля) Новрузом. По этому календарю Азер был девятым месяцем, приходящимся на начало зимы. После праздника Азер нужно было готовить зимние блюда, которые приносили

Scientific Journal Impact Factor

больше тепла и согревали. Его уже можно понимать как праздник подготовки к зиме, праздник сопротивления зиме и холоду (3).

Отрадно, что азербайджанская кулинария, одна из старейших и богатейших кухонь мира, на высоком уровне выражает наш национальный дух. Азербайджанская кулинария включает в себя не только блюда и правила их приготовления, но также историю, философию, психологию застолья, традиции, этику, эстетику народа и т.д. и понимается как кулинарная культура, гармонично сочетающая в себе вышеуказанные факторы.

Азербайджанская кухня зародилась в Азербайджанской Республике, Южном Азербайджане, бывшем Иреванском ханстве, Зангезуре, Гейче, Дербенте, а также в других регионах Дагестане, где проживают азербайджанцы, в ряде регионов Грузии, в том числе, в Борчалы. Основным фактором, который создает и формирует кухню, является климат. Климат Азербайджана обеспечил богатство флоры и фауны и создал условия для формирования самобытной кухни.

Для создания богатой кухни требуется добавление множества культурных растений в пищу, помимо охотничьих трофеев и дикорастущих растений. А для этого население должно было иметь высокую культуру земледелия и животноводства. Например, сложные продукты из злаков и теста можно было производить только в том случае, если производство превышало количество, необходимое для приготовления обычного хлеба и хлебных блюд.

Существование лишь одной четены (примитивного вида дуршлага) прослеживает историю зерновых и выпечки за 5000-6000 лет до нашей эры, а также тот факт, что в этот период производство зерна уже было в избытке (3). Бесспорно, что на протяжении веков на кавказские рынки поступали в основном продукты сельского хозяйства и животноводства, производимые азербайджанцами. Азербайджанцы смогли создать на Кавказе богатую кухню и имели прочную сырьевую базу, которая поддерживала эту кухню. Характерной чертой азербайджанской кухни является то, что она заимствовала слишком мало элементов у других народов. Азербайджанцы, соприкасавшиеся с арабами и персами, оказали сильное влияние на кухню этих народов. Об этом свидетельствуют названия блюд и кулинарные термины, употребляемые на этих языках.

Сегодня усилия армян, выражающие к вопросам азербайджанской кухне бессмысленные претензии, безосновательны. Претензия не считается правом собственности. История давно доказала беспочвенность претензий армян во

Scientific Journal Impact Factor

всех сферах. С.Гасымова считает, что богатые кулинарные традиции Новруза связаны с созидательной философией праздника. Праздничные обеды - это всего лишь еда, но они добавляют празднику особый смысл. Например, обычай «красить яйца». Варят и едят яйца круглый год. Однако на Новруз красят вареные яйца, что имеет особое значение в связи с праздником (5, 83).

Б.Абдулла пишет, что окрашивание яиц была традицией с древних времен. Разные народы отвечали согласно своим религиям, убеждениям и образу жизни.

Обычай древних азербайджанцев красить яйцо в красный цвет в последнюю среду года и в дни Новруза свидетельствует о том, что это связано с воскрешением предка и земли, иными словами, с ритуалом пробуждения-воскресения. Сырые яйца напрямую символизируют жизнь, жизненную силу. Есть правило, что в играх по битью яиц он должен быть сырым (1, 157)

По словам С.Рзасоя, красный цвет яйца указывает на границу, переход. Новруз - это смерть старого мира (хаос) и воскресение (космоса). Согласно древним мифам, новая жизнь возможна только через смерть и воскресение. В науке космос означает жизнь, а хаос означает смерть. Чтобы новый год (новый космос) возник из старого года (старый космос), он должен умереть, то есть пройти фазу хаоса. Красное яйцо на столе Новруз ассоциируется с ритуалом смерти и воскресения (10).

Было принято готовить семь видов пищи (семь хлебов) или ставить на праздничный стол семь лакомств, начинающихся с одной и той же буквы. На стол кладут семь видов еды, например, хлеб, соль, масло, руту, зеркало, воду и яйца. У каждого из них есть значение. 7 - сакральное число, оно символизирует единство и завершенность мира и вселенной. Выражение этого с помощью 7 видов еды связано с символикой стола, еды в целом. То есть стол Новруза также служит созидательной идее праздника. Семь лакомств, положенных на праздничный стол, начинают носить обрядовую символику. Семь лакомств, начинающихся с заглавной буквы «син», проращивание семи видов зерна (пшеница, просо, кукуруза, горох, чечевица, фасоль и др.), сервировка праздничного стола, празднование Новруза в средние века в течение семи дней и т.д. связаны с этим обычаем и поверьем. Сладости на столе Новруз также имеют символическое значение.

Некоторые сладости в Новрузе (шекербура, пахлава и др.) символизируют солнце и луну. В этом смысле шекербура - символ луны, а гогал - символ солнца. Внешний вид и цвет сладостей дают основание так

Scientific Journal Impact Factor

утверждать. При приготовлении новрузских сладостей учитывались астральные воззрения первобытных людей.

Если шекербура и бадамбура имеют форму полумесяца и символизируют луну, то круглая форма гогала, приготовленного в домах, где отмечают гара байрам (черный праздник), является символикой солнца. Сладости, символизирующие луну - бадамбура, шекербура желтые, а сладости, символизирующие солнце: гогал и шекерчорейи - желто-красного цвета. Астральный культ пахлавы в основном символизирует звезды. Об этом свидетельствует его ромбическая форма (4).

Сладости Новруза по сути выражают обновление и созидание, исходящее от духа праздника. Ослабленный от зимы организм нуждался в калорийной пище. Сладости Новруза, как неотъемлемая часть праздничной кухни, до сих пор прекрасно выполняют эту функцию. На Новруз готовят халву из семени (пророщенной пщеницы), которая обладает совсем иным вусом. Семени-пророщенная пщеница - это символ зелени, посадки и сбора урожая. В детстве, хорошо помню, как ел халву из семени, приготовленную на печи. Аромат, насыщенность и пищевая ценность этой халвы, полученной из пророщенной пшеницы после нескольких процессов, в наше время более важны. Такие натуральные продукты могут стать неоценимым подспорьем в поддержании нашего здоровья.

В зависимости от места на праздничный стол Новруза выставляют различные десерты и сухофрукты (грецкие орехи, фундук, арахис, леблеби, фруктовые цедры, говурга, сучуг и т.д.), мед, бамия, праздничный хлеб, соленая лепешка, гогал, печенье, шекерчорейи, шоргогалы, набат, рыба Новруза, основные блюда и др. Плов - без исключения король Новрузских блюд. Наша Новрузская кухня богата национальными традициями, каждая из которых выражает созидательную философию Новруза.

Все это свидетельствует о том, что Новруз, в основе которого стоит обновление мысли и жизни, прожил и утвердил духовную память нашего народа во всех ее оттенках. Праздник Новруз, имеющий зрелую, неповторимую кулинарную культуру, всегда отражал уникальность нашего народа во всех его оттенках. Существование этой прекрасной традиции является нашим вечным подтверждением как нации.

4. О значении «национальная ценность - человечность»

Национальная ценность - это внутренняя ценность, которая отличает нас от других. Глобализация против национализма. Защита национальных

Scientific Journal Impact Factor

ценностей неизбежна, чтобы сохранить национально-индивидуально-государственную идентичность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальные ценности - это не абстрактное присвоение общих качеств человека. Национальные ценности принадлежат нации.

У нас есть неиссякаемый национальный долг, неисчерпаемая национальная возможность - сохранять и приумножать качества, которые нам нужны из прошлого, поскольку это подтверждает наш национальный дух, и создавать новые ценности.

Обладать национальными ценностями так же сложно, как их создавать. Для того, чтобы жить возвышенно, необходимо поддерживать национальные ценности на высшем уровне.

Праздник Новруз подтверждает нашу человечность в той мере, в какой он подтверждает наш национальный дух, поэтому он настолько родной для нас.

Государственный фактор - серьезное явление. Необходимо последовательно воспитывать в сознании наших соотечественников любовь к государству.

Истинная национальная ценность всегда актуальна. Ценности Азербайджана являются лучшим примером этого и примером для человечества.

Праздник Новруз - уникально объединяет и выражает эти ценности.

1. Abdulla B. Azsrbaycan msrasim folkloru. Baki: Qismst, 2005, 208 s. // Абдулла Б. Азербайджанский обрядовый фольклор. Баку: Гисмет, 2005, 208 с.

2. Albaliyev §. ilaxir fsrpnbslsr Novruzqabagi fillslsrdir. / Azsrbaycan §ifahi xalq sdsbiyyatina dair tsdqiqlsr, XXXI kitab. Baki: Nurlan, 2009, s. 100-116 // Албалыев Ш. Последние среды года - Это предноврузные чилля / Исследования по устной народной литературе Азербаджана, книга XXXI. Баку: Нурлан, 2009, с.100-116

3.0miraslanov T. Zsngin mstbsx msdsniyystimiz. Амирасланов Т. Наша богатая кулинарная культура.

http://www.anl.az/down/meqale/xalqcebhesi/xalqcebhesi mart2009/71419.htm

4. Xslil A. Novruz: ilkin qaynaqlari vs tarixi inki§afi, "Xalq qszeti", mart, 2010-cu il. // Халил А. Новруз: первичные источники и историческое развитие, газета «Халг», март, 2010

http://www.anl.az/down/meqale/xalqqazeti/2010/mart/111901.htm

REFERENCES

Scientific Journal Impact Factor

5. Qasimova S. Azsrbaycanda Novruz эпэпэЬп уэ inanclan. Fil. ü. f. d. elmi dsrscssi almaq ûçûn tэqd. ed. diss. Baki, 2015, sэh. 21. // Гасымова С. Традиции и верования Новруза в Азербайджане. Дисс.на сосикание ученой степени кандидата филологических наук. Баку: 2015, с.21

6. Qasimov C. Novruz bayrami milli-mэnэvi dэyэrlэrin repressiyasi kontekstindэ / Azэrbaycan çifahi xalq эdэbiyyatma dair tэdqiqlэr, XXXI kitab. Baki: Nurlan, 2009, s. 14-23 // Гасымов Дж. Праздник Новруз в контексте репрессии национально-духовных ценностей / Исследования по устной народной литературе Азербаджана, книга XXXI. Баку: Нурлан, 2009, с.14-23

7. №biyev A. Novruz sülh, dostluq уэ humanizm bayramidir / Azэrbaycanda Novruz (toplu). Toplayani, пэ§гэ hazirlayani уэ elmi redaktoru Azad Nэbiyev. Baki: Çiraq, 2012, s. 72-80 // Набиев А. Новруз праздник мира, дружбы и гуманизма / Новруз в Азербайджане (сборник) / составитель, подготовка к печати и научный редактор Азад Набиев. Баку: Чыраг, 2012, с.72-80

8.Milli эпэпэшп simvolu - Novruz bayrami // Символ национальной традиции - праздник Новруз // http://anl.az/down/meqale/xalqcebhesi/2017/fevral/526718.htm

9. Sarabski H. KöhM Baki. Baki: Yaziçi, 1982, 253 s. // Сарабский Г. Старый Баку. Баку: Язычи, 1982, 253 с.

10.Rzasoy S. Рзасой С. http : //www. xalq. az/news .php?id=12886

11. Tэhmasib M. Xalq эdэbiyyatlmlzda mэrasim уэ mövsüm nэgmэlэri: Fil. elm. nam. ...dissertasiya. Baki, ADU kitabxanasi, 1945, 133 s. // Тахмасиб М. Обрядовые и календырные песни в народной литературе. Дисс.на соискание ученой степени кандидата фил.наук. Баку: Библиотека АГУ, 1945, 133 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.