Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Новости
богословской литературы
Опубликовано:
Христианское чтение. 1901. № 9. С. 459-464.
© Сканирование и создание электронною варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Протоіерей Іоаннъ Бѣляевъ. Ученіе св.. Апостола Павла о вѣрѣ, Москва 1900.
Это обширное сочиненіе въ 482 страницы плотнаго шрифта невольно обращаетъ на сѳбн вниманіе высокою важностію обсуждаемаго въ немъ предмета. Знакомство съ нимъ показываетъ, что послѣдній разсматривается здѣсь въ трехъ частяхъ съ достаточною всесторонностію. Равнымъ образомъ несомнѣнно, что авторъ располагалъ и пользовался довольно обширнымъ кругомъ пособій многоразличнаго свойства,' и на страницахъ 410—414-й мы находимъ „алфавитный перечень 99 произведеній, ссылки на которыя встрѣчаются въ сочиненіи* о. Бѣляева.
Все это возвышаетъ интересъ книги, и тѣмъ тяжелѣе разочарованіе читателя, желающаго проникнуть въ ея содержаніе. Бѣда воя въ томъ, что въ типографскомъ отношеніи изданіе плохо до послѣднихъ предѣловъ примѣровъ которой намъ не приходилось наблюдать доселѣ... Не легко отыскать лишь б—10 строкъ, гдѣ бы не было опечатки, и эти корректурныя погрѣшности касаются рѣшительно всего, извращая смыслъ и—по мѣстамъ—лишая всякихъ способовъ къ его возстановленію. Не рѣдки и такіе олучаи, гдѣ больше ошибокъ, чѣмъ правильнаго текста При томъ авторъ имѣетъ непонятное и ничѣмъ неоправданное усердіе приводитьн.-з. библейскіе тексты погречѳски, и тутъ типографокій сумбуръ достигаетъ своего апогея въ совершенно случайномъ подборѣ буквъ, размѣщаемыхъ безъ всякаго оклада и лада... Читать такую книгу по истинѣ тяжко, и едва ли кто-нибудь выдержитъ это испытаніе до конца. Тѣмъ менѣе можно ожидать, чтобы читатель уразумѣлъ всѣ
соображенія автора и усвоилъ его идеи, самобытностію которыхъ онъ такъ держитъ, что не считаетъ нужнымъ „констатировать согласіе или несогласіе его мнѣній“ съ другими учеными...
Безъ сомнѣнія, вина этой типографской хаотичности падаетъ на издателя, выпустившаго книгу въ двухъ формахъ (по 1 руб. 50 коп. и 2 руб. оъ переплетомъ, и по 2 — 3 руб.). Конечно, ревности того же московскаго „книгопродавца Г. Т. Брилліантова“ мы обязаны въ приложеніи или на обложкахъ сочиненія о св. Апоотолѣ Павлѣ публикаціями, напр., о слѣдующихъ твореніяхъ, рекомендуемыхъ его „фирмой“: „Гео-мантія; арабское гаданіе точками или способъ съ помощію простыхъ точекъ отгадывать прошедшее и будущее и узнавать настоящее каждаго человѣка“; „Свѣтскій благовоспитанный молодой человѣкъ“; „Полный письмовникъ для влюбленныхъ“; „Свѣтская благовоспитанная молодая женщина“; „Любовь въ физическомъ и нравственномъ отношеніи“; „Свѣтскій хорошій тонъ“; „новая, весьма интересная и глубоко-научнаго содержанія, книга: Новооткрытыя тайны руки; искусство безошибочно узнавать жизнь, характеръ, прошедшее, настоящее и будущее каждаго человѣка посредствомъ простого изслѣдованія руки“; „Винтъ и другія коммерческія и карточныя игры“; „Опытный врачь секретныхъ болѣзней“ и прочее и прочее въ этомъ родѣ и тонѣ... Не правда ли, какая отранная компанія для ученія о вѣрѣ великаго Апостолй языковъ?... Изданіе пріобрѣтаетъ чрезъ это характеръ уже совсѣмъ особаго свойства...
Повторяемъ, авторъ, конечно, не виноватъ въ этихъ прискорбныхъ ненормальностяхъ намѣренно и по сознательному соучастію, но тотъ самъ не дорожитъ своимъ трудомъ, кто судьбу его ввѣряетъ въ сомнительныя руки... Да и зачѣмъ о. Бѣляевъ закрываетъ доступъ во святилище его „мнѣній“?.. И мы не будемъ безплодно стараться, чтобы проникнуть туда, и выскажемъ лишь общее наблюденіе. А оно таково, что русскій изслѣдователь даетъ не объективное изложеніе апостольскаго ученія, но собственное его пониманіе,—и насколько послѣднее понятно, объ этомъ можно судить, напр., по заглавію заключительнаго параграфа книги на страницѣ 480-й: „не противорѣчитъ ли тѳоморфизированно-при-временная классификація отепѳнѳй вѣры ученію апостола, что нѣкогда вѣра и надежда упразднятся?“ И мы спѣшимъ кончить вопросомъ читателю: разумѣвши ли, я же чт вши? П.
М. М. Тарѣевъ Искушеніе Господа нашего Іисуса Христа. Москва 1900.
Эта книга, являющаяся комментаріемъ на евангельскій разсказъ Мѳ. IV, 1—11. Мрк. I, 12—13. Лк. IV, 1—13, представляетъ собою „новое изданіе“ по сравненію оъ прежнимъ трудомъ автора, изданнымъ въ Москвѣ въ 1892 г. (466 стрн.) подъ заглавіемъ „Искушенія Богочеловѣка, какъ единый искупительный подвигъ всей земной жизни Христа, въ свази съ исторіею религій и христіанской дѳркви“ (см. о немъ въ „Церковномъ Вѣотяикѣ“ за 1892 г., № 48, стрн. 761). Настоящее сочиненіе значительно мен-.шѳ по объему (всего лишь 198 страницъ), но оно не есть простое сокращеніе или сжатая переработка предшествующаго изслѣдованія. Изъ послѣдняго взятъ матеріалъ лишь для двухъ главъ— первой и третьей, а вторая и центральная въ значительной части служитъ оригинальнымъ дополненіемъ по новости своего содержанія. Съ этой стороны разсматриваемая работа—до извѣстной степени—оказывается продолженіемъ раннѣйшѳй, ея развитіемъ и усовершенствованіемъ.
Съ экзегетической и библейско-богословской точки зрѣнія вторичная передѣлка во многомъ лучше своего прототипа. Тамъ спеціальный предметъ изслѣдованія былъ осложненъ массою богословско - философскихъ вопросовъ и затемнялся ими настолько, что возбуждались даже (напрасныя) недоумѣнія относительно сущности воззрѣній автора по нѣкоторымъ пунктамъ. И безспорно, что при такихъ условіяхъ самая задача не получала отчетливаго очертанія отъ преобладанія боковыхъ освѣщеній. Теперь все это излишнее устранено, а оставлено лишь то, что отвѣчаетъ экзегетическимъ и библейско-догматическимъ цѣлямъ. Отсюда и все сочиненіе пріобрѣтаетъ стройную законченность цѣлостнаго изображенія, гдѣ все и непосредственно относится ко взятой темѣ.
Вся работа идетъ въ такой логической постепенности. Искушевія Гоопода извѣстны намъ только по евангельскимъ разсказамъ и въ своей несомнѣнности опредѣляются прежде всего истинностію послѣднихъ. Поэтому г. Тарѣевъ сначала обезпечиваетъ литературную достовѣрность евангельскихъ повѣствованій—съ разборомъ всѣхъ раціоналистическихъ гипотезъ, а историческая безспорность ограждается экзегетическимъ анализомъ евангельскихъ текстовъ. Всѣмъ этимъ твердо устанавливается историческій фактъ по его объективному оодержанію и характеру. Но дальше требуется его объясненіе, чтобы понять, какъ могли быть искушенія у Богочеловѣка, какъ они могли возникнуть въ Немъ
и завершиться безъ грѣховныхъ послѣдствій. Эти вопросы' и рѣшаются разсмотрѣніемъ безгрѣшности искушеній Господа нашего Іисуса Христа по ихъ происхожденію и по ихъ концу. Вмѣстѣ съ раскрытіемъ тутъ уже дается и принципіальное обоснованіе явленію, которое оказывается догматически незыблемымъ. Этимъ полагается прочный фундаментъ для уразумѣнія значенія искушеній самихъ по себѣ и по связи со всѣмъ искупительнымъ служеніемъ божественнаго Избавителя, при чемъ второе достигается точными справками изъ евангельскихъ сообщеній, а первое покоится на экзегетическомъ разборѣ иокуоитѳльныхъ предложеній діавола.
По этому отчету ясно, что библейско-экзегетическая тема исчерпывается авторомъ полно и обсуждается со строгою постепенностію. Всюду господствуетъ тонъ серьезнаго убѣжденія, достигнутаго усердною работою и долгимъ размышленіемъ. Въ такихъ занятіяхъ для г. Тарѣѳва всѣ воззрѣнія сложились въ опредѣленную систему и въ ней имѣютъ свою отчетливость и опредѣленность. Въ этомъ видѣ для самого автора все слишкомъ прозрачно и даже настолько, что онъ иногда ограничивается лишь краткими намеками на то, что для него не нуждается ни въ доказательствахъ, ни въ оправданіяхъ. Отъ этого происходитъ, что для читателя по мѣстамъ не воѳ ясно именно по причинѣ отмѣченной сжатости въ представленіи той или иной стороны. Впрочемъ, это больше касается параграфовъ критическаго характера, гдѣ темнота часто зависитъ отъ неизвѣстности у наоъ критикуемыхъ взглядовъ, хотя иногда захватываетъ и центральные пункты. Вообще же, въ книгѣ все изображается достаточно яоно, а изложеніе простое и гладкое, въ которомъ лишь изрѣдка встрѣчаются не совсѣмъ ловкія выраженія (напр., стрн. 77: „предположеніе, что Христосъ былъ поставленъ на крылѣ храма надъ глубокою долиною, находитъ пріемъ изъ желанія объяснить“...).
Къ экзегетическому изслѣдованію привлеченъ обильный матеріалъ, и воѣ соображенія документируются точными справками. Освѣдомленный хорошо въ новѣйшей литературѣ, авторъ всегда внимателенъ къ голосу патристичѳской традиціи и воспроизводитъ его съ точностію. Только въ нѣкоторыхъ мѣстахъ можно было бы пожелать большей корректности. Напр., говорится, что—по мнѣнію блаж. Августина—„Христосъ Іисусъ и по плоти былъ небеснымъ человѣкомъ“ (стр.н 94), но процитованная фраза „secundum carnem h mo coelestis est“ освѣщается съ несомнѣнностію лишь въ цѣломъ контекстѣ подлинника, который гласитъ (ар. Migne, lat. ser. t. XLV, col. 1602 init. : qui etiam secundum carnem
homo cot lestis est di tus, non quia earn sumpsit de coelo, sed quia et earn levavit in coelum, т. ѳ. „Спаситель даже и по плоти нареченъ небеснымъ человѣкомъ не потому, что Онъ воспріялъ ее съ неба, а потому, что и ѳѳ возвысилъ (вознесъ) до неба“.
Что касается собственнаго догматическаго рѣшенія, то авторъ удерживаетъ свое прежнее мнѣніе. Онъ справедливо полагаетъ, что „искушеніе, какъ внѣшнее явленіе, безъ соотвѣтствующей внутренней дѣйствительности, не имѣетъ значенія“ (стрн. 87), но,—поелику Христосъ былъ бѳзгрѣшвымъ,—это были только искушенія для вѣры (отрн. 72 115 сл. и мн. др.), гдѣ Спаситель подлежалъ имъ и отъ природныхъ влеченій и внѣшнихъ страдавій (стрн. 136). Въ этомъ указывается существенное отличіе отъ иныхъ воззрѣній. Въ нихъ все сводится на почву страсти, а такъ какъ она всегда бываетъ нечистою, то въ приложеніи къ евангельскому событію получается безысходная дилемма, что въ немъ—при защитѣ исторической истивности—совсѣмъ утрачивается безгрѣшность Христа, или же ради послѣдней совершенно упраздняется реальная дѣйствительность всего происшествія, обращаемаго въ аллегорію и пр. Толкованіе г. Тарѣѳва выгодно отличается по самому своему контрасту этимъ крайностямъ, въ отрицаніи коихъ оно имѣетъ свою точку отправленія и свое оправданіе. Но авторъ нѣсколько увлекается, когда соглашается, что указанная безысходность необходима по самому существу дѣла, а не по критичѳоки-тѳндѳнціозному преувеличенію. Въ послѣднемъ непремѣнно предполагается возбужденіе нечистой страсти, но этого вовсе не требуется для искушѳвія, какъ такого. Напротивъ, искусительность бываетъ выше и интенсивнѣе, когда все разсчитывается на то, чтобы вызвать грѣховность, которой еще нѣтъ въ чистой природѣ, какъ это было съ прародителями. Другое дѣло, еслибы говорилось, что Христосъ не просто искушался отъ діавола, нс и фактически покусился... Безъ этого требуется не болѣе того, чтобы имѣлась реальная почва для приложенія искуоитѳльной энергіи. Само собою разумѣется, что и въ этомъ случаѣ искушеніе сначала должно пройти чрезъ интеллектуальную сферу и поразить ее, а для Искусителя такою была именно область вѣры богосыновняго оознанія относительно мессіанскаго призванія. Въ этомъ омыслѣ взглядъ автора утрачиваетъ свою исключительность и будетъ правильнымъ.
Интересная по содержанію и освѣщенію, книга г. Тарѣѳва стоитъ въ тѣсной связи съ другими работами его, напр. объ уничиженіи Господа (Москва 1901; см. „Христіанское Чтеніе“, за 1901 г.,) и о цѣла и смыслѣ жизни (въ журналѣ „Вѣра и Церковь“), и направляется
къ развитію и утвержденію цѣлостнаго религіозно-моральнаго міросозерцанія, удовлетворяющаго запросамъ высшаго знанія. Этимъ обезпечивается и особый интересъ—помимо несомнѣнности прямыхъ и ближайшихъ. (Цѣна книги 1 р. 65 к. съ пѳр.). Г.
Ричарда Бакстра, Вѣчное блаженство святыхъ. Спб. 1901 г. Изд. И. Л. Тузова. Стр. III—УІІ+ 9—193. Цѣна 1 р.
Эта книга—„переводъ съ французскаго“, сдѣланный „овящ. Андреемъ Свѣтлаковымъ». Имя переводчика извѣстно въ ученомъ мірѣ, какъ автора книгъ: „Нравственный образъ I. Христа и его благотворное вліяніе на жизнь человѣчества“, „Изложеніе ученія православной церкви о церкви, церковной іерархіи, благодати и о таинствахъ, съ приложеніемъ статьи о загробной жизни“, „Опытъ объясненія заповѣдей Божіихъ“, особенно „Исторія іудейства въ Аравіи и вліяніе его на ученіе Корана и др.“. Разсматриваемый его переводный трудъ въ текущемъ году вышелъ въ свѣтъ „вторымъ“ уже изданіемъ (первое относится къ 1882 г.). По отзыву переводчика (совершенно справедливому), настоящая книга „составляетъ не малое пріобрѣтеніе для любителей духовно-нравственнаго чтенія и заслуживаетъ полнаго вниманія ихъ, по своему нравоучительному и глубоко-религіозному направленію... Не хочется вѣрить“, говоритъ онъ, „чтобы эта книга, написанная такою живою и задушевною рѣчью, не нашла себѣ достойнаго пріема въ средѣ людей, смотрящихъ на жизнь серьезно, правильно, съ евангельской точки зрѣнія. Одни... могутъ найти въ ней удовлетвореніе своему религіозному чувству, глубокое духовное назиданіе, отвѣтъ на свои внутреннія, сокровенныя требованія духа; другіе... могутъ встрѣтить въ ней живое, искреннее слово, выраженное съ силой и убѣдительностію, дышащее теплотой чувства и искреннимъ желаніемъ оказать помощь спасенію ближнихъ“... Въ 14—и главахъ книги всесторонне характеризуется „блаженство святыхъ“, и всѣ читатели приглашаются къ подражанію жизни и подвигамъ послѣднихъ, чтобъ и самимъ, въ свою очередь, раздѣлить тѣхъ участь въ будущемъ. Эта высоко-назидательная книга издана на хорошей бумагѣ и напечатана отчетливымъ шрифтомъ. А о внутреннихъ ѳа достоинствахъ достаточно говоритъ уже одно имя переводчика, впослѣдствіи преосвященнаго еп. калужскаго и боровскаго Александра, энергично ихъ выставляющаго, д Бронзовъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки