Научная статья на тему 'Новосибирские каникулы'

Новосибирские каникулы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМОТР-КОНКУРС / ЛАГЕРЬ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА / ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / REVIEW-COMPETITION / A DAY CAMP / MUNICIPAL CAMP / PROFILE CHANGE / SOCIAL AND PROFESSIONAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна, Васильева Елена Николаевна

Опыт реализации инновационной модели смотра-конкурса организаторов летнего детского отдыха детей «Новосибирские каникулы». Специфические черты организации и проведения: «равное соревнование» в четырёх конкурсных номинациях, пошаговая процедура участия в конкурсе, общественно-профессиональный подход к экспертизе летнего детского отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Елена Владимировна, Васильева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новосибирские каникулы»

НОВОСИБИРСКИЕ КАНИКУЛЫ

Елена Владимировна Богданова,

заместитель директора Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета

Елена Николаевна Васильева,

начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии города Новосибирска

Выражение «летний отдых» большинство детей и взрослых связывают с выездом за пределы города на природу, в загородные лагеря. Но в последние годы всё активнее это понятие используется и применительно к лагерям дневного пребывания, позволяющим детям не отрываться от семьи. Однако вне зависимости от того, где ребёнок будет отдыхать летом, важно, чтобы отдых был интересным, насыщенным событиями, посильным трудом, а это зависит от мастерства и профессионализма взрослых.

• смотр-конкурс • лагерь дневного пребывания • муниципальный лагерь

• профильная смена • общественно-профессиональная экспертиза

Городской смотр-конкурс

Ежегодно Главным управлением образования мэрии Новосибирска совместно с Новосибирским государственным педагогическим университетом проводится городской смотр-конкурс детских образовательно-оздоровительных лагерей «Новосибирские каникулы».

Проходит апробацию инновационная модель организации и проведения смотра-конкурса детских образовательно-оздоровительных лагерей разного типа: дневного пребывания, загородных, спортивно-туристических, профильных. Опыт проведения смотра-конкурса, сложившиеся за это время конкурсные традиции, высокий профессиональный уровень организаторов летнего отдыха позволили сформировать единую модель городского смотра-конкурса. Её отличи-

тельные черты: вариативность участия в конкурсе лагерей разного типа; пошаговая процедура участия в конкурсе; общественно-профессиональный подход к экспертизе деятельности организаторов летнего отдыха детей, подростков и молодёжи.

Главная отличительная черта конкурса — «равное соревнование». Возможности, задачи и ресурсы лагерей дневного пребывания на базах городских школ, муниципальных оздоровительных лагерей, профильных смен и загородных стационарных лагерей различны. Это позволило в программе смотра-конкурса выделить номинации, позволяющие соперничать, сотрудничать, соревноваться и конкурировать лагерям, которые находятся в относительно равных условиях. Конкурсные номинации: • «Городской лагерь», участники — лагеря с дневным пребыванием на базе школ;

Народное образование 3'2011

Е.В. Богданова, Е.Н. Васильева. Новосибирские каникулы

• «Муниципальный лагерь» для муниципальных загородных лагерей;

• «Открытый проект» — для всех видов детских городских и загородных лагерей независимо от организационно-правовой основы, формы подчинения, а также детских

и молодёжных общественных организаций, работающих по собственным проектам в летний период;

• «Профильная смена» — форма образовательной и оздоровительной деятельности

с одарёнными, социально-активными детьми: проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, археологов, волонтёров здорового образа жизни, актива детских и молодёжных общественных объединений и т.п.

Второй особенностью смотра-конкурса «Новосибирские каникулы» считаем пошаговую систему участия лагерей в конкурсе, что позволило отработать его процедуру, изучить, проанализировать и познакомиться и с программами, и с практической деятельностью участников.

Городской лагерь

В номинации выделяем три шага: открытую публичную защиту программ и проектов, по которым лагерь уже работает; презентацию лагеря на городской творческой площадке «Новосибирск. Каникулы. Лето» в парке Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор»; анализ результативности работы во время смены по программе или проекту с представлением Карты самоанализа лагеря. Такая многомерность и публичность в оценке деятельности лагерей дневного пребывания позволяет выявлять интересные формы организации отдыха детей в условиях городского лета: это и школа ремёсел стран мира, организованная с помощью студентов-волонтёров; и летняя детская телестудия «Зажигай»; и служба консультантов «Компьютер у сосны»; и «111 шагов по моему городу» и многое другое.

«Муниципальный лагерь»

Номинация представлена тремя шагами. Первый шаг: открытая презентация и защита программы на базе одного из таких лагерей. Второй шаг — участие лагеря в игровой акции, представляющей практическую деятельность муниципальных лагерей. По итогам игровой акции проходит творческая защита проведённых мероприятий. К защите допускаются детские оздоровительные лагеря, погасившие все купоны игровой акции и представившие иллюстрирующие материалы. «Интересно, ярко, полезно» — такой отзыв дали участники смотра-конкурса прошлого года, которые приезжали друг к другу в гости, смотрели, изучали, играли и учились друг у друга. Третий шаг — представление экспертному совету Карты самоанализа лагеря, отражающей количественный, качественный и аналитический аспекты программы, по которой лагерь работает в течение летнего сезона.

«Открытый проект»

Номинация также включает пошаговую реализацию. На первом заочном туре претенденты подают заявку на участие в смотре-конкурсе по одному из направлений: «Мой дом — Новосибирск»; «Старшие подростки в лагере»; «Развитие социальной активности детей и подростков». Далее в течение лета проект разрабатывается и осуществляется в рамках выбранного направления. На втором очном этапе смотра-конкурса проходит «круглый стол» с презентацией уже реализованных проектов. Как показали результаты трёх лет участия в конкурсе, эта номинация «Открытый проект» — самая востребованная: множество желающих заявляют свои уже осуществлённые проекты, авторские подходы. Наиболее популярные направления проектирования — «Старшие подростки в лагере» — это и школы вожатых, и фабрики подготовки, и деятельность детских общественных организаций.

Народное образование 3'2011

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

«Профильная смена»

Пошаговость в этой номинации включает подачу заявки и программы профильной смены до начала летнего сезона. На втором этапе — защита «Портфолио профильной смены» по итогам её реализации (материалы, документы, отражающие специфику проведения смены, результативность и последействие). В творческой защите принимают участие руководители и авторы смены, партнёры и дети-участники.

Третьей отличительной чертой смотра-конкурса «Новосибирские каникулы» мы называем общественно-профессиональный подход к экспертизе летнего детского отдыха: он позволяет уйти от оценки программ и деятельности лагерей только профессионалами — педагогами и руководителями образования, привлечь к этой работе родителей, общественность.

Экспертиза позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить. В основе экспертизы — субъективные мнения экспертов, их знание, которое ценится не меньше, а часто больше объективных данных. Субъективно-личностное основание экспертизы — это её сила и её слабость: сила — в том, что опыт, интуиция, творческий поиск эксперта позволяют «уловить неуловимое» для строго объективных процедур, проникнуть в скрытую сущность явлений. При этом личностный характер знания эксперта придаёт особую ответственность его суждениям. Слабость — в том, что каждое субъективное мнение всегда специфично, соответствует одной точке зрения. Эта неизбежная особенность экспертизы компенсируется тем, что привлекаются несколько категорий и групп экспертов.

Именно это обстоятельство позволило изменить процедуру проведения смотра-конкурса «Новосибирские каникулы»: на смену линейной модели — один лагерь и экспертиза только членами жюри, пришла общественно-профессиональная модель, где экспертизу проводят разные группы экспертов: члены экспертного совета (профессиональная экспертиза); сами участники конкурса (экспертиза коллег); самоэкспертиза авторов представляемой программы; экспертиза родителей и детский экспертный совет. Это позволило

отказаться от постоянно действующих и неизменных по составу экспертных советов и привлечь самих участников. Главное достоинство такой групповой экспертизы состоит в том, что сложную, многоликую и неоднозначную педагогическую реальность летних каникул нельзя адекватно понять с какой-то одной позиции: каждый эксперт может увидеть и понять важные аспекты экспортируемой реальности, но это всегда будет частичное видение. Поэтому чем больше экспертов, чем полнее они будут представлять спектр возможных позиций, тем более полноценным будет результат их работы.

Привлечение нескольких групп экспертов позволяет в большей мере реализовать экспертные функции, среди которых основные: функция проясняющая, позволяющая помочь участникам конкурса понять больше и глубже, чем они понимали до этого, прежде всего в собственной деятельности; функция развивающая, так как экспертиза — это не просто констатация, но выявление возможностей и потенциала для дальнейшего развития; функция оценочная, это самая «банальная» и необходимая функция любой экспертизы. Мы боимся грубых, неточных оценок своего труда со стороны, но сами для себя мы должны его оценивать, отслеживать результаты, ставить новые цели. Помощь профессионалов и коллег в этом процессе просто бесценна!

Важна разработанность самой процедуры проведения общественно-профессиональной экспертизы. Её объективный компонент позволяет на основании оценки экспертов увидеть, чем похожи представленные программы и проекты, а субъективный компонент позволяет выявить специфические, отличительные черты отдельных программ и проектов. Итогом общественно-профессиональной экспертизы становится бланк экспертного заключения по каждой номинации каждому лагерю, где сведены воедино мнения разных групп экспертов, выделены сильные стороны и перспективы развития каждого лагеря. НО

Экспертиза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.