Научная статья на тему 'Новогодние размышления'

Новогодние размышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД / NEW ACADEMIC YEAR / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА / HUMAN ABILITIES AND QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Александр Федотович

Рассмотрен феномен празднования нового учебного года. Раскрыто его значение как общественного явления, тесно связанного с жизненными циклами становления личности и социокультурного развития. Показана роль образования в формировании созидательных способностей и качеств личности. Приведены примеры реального педагогического подвижничества учителей и преподавателей средней и высшей школы, руководствующихся в своей деятельности мировоззренческими установками, отвечающими гуманистическому предназначению образования. Высказаны предостережения против формализма, порождаемого подменой реальных целей обучения и воспитания средствами их достижения.The phenomenon of celebrating the new school year as a social phenomenon is considered, interrelated with the life cycles of personality formation and socio-cultural development. The importance of education in the formation of creative abilities and qualities of the individual is shown. The examples of real pedagogical self-sacrifice of teachers and teachers of secondary and higher education, guided in their activities by worldview that meet the humanistic purpose of education. Cautions against the formalism generated by substitution of the real purposes of training and education by means of their achievement are stated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новогодние размышления»

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.09.Р.03 УДК 378

А. Ф. Киселев,

Российская академия образования

Новогодние размышления

Так празднуют День знаний в главном вузе страны

Наконец-то наступил новый год. Разумеется, учебный. Для многих жителей нашей страны - для учителей, преподавателей, самих учащихся и их родителей - именно 1 сентября является главной новогодней датой, реальной вехой в их жизни, своего рода точкой отсчета в определении планов на жизнь. В особенной мере это касается тех, кто начинает свое учение, - первоклассников и первокурсников, а также тех, кто оканчивает школы и вузы.

Так поздравим всех их с началом учебных занятий! Что может быть лучше, чем учить и учиться?

Не случайно приуроченный к первому сентября День знаний превратился ныне в своеобразный, можно сказать, культовый праздник с почти религиозным отношением к образованию как источнику добра, нравственности, света познания, связи поколений, радения о самом дорогом - детстве и юношестве. И причина в том, что начало учебного года - это не па-

мятная дата, не годовщина взятия Бастилии или, пусть простят меня десантники, дата создания ВДВ, а особое общественное событие, затрагивающее многие миллионы людей.

Тем более что именно в образовании во многом сосредоточен вечный инстинкт человека и общества в целом - инстинкт отцовства и материнства. В пику создателям фильма «Основной инстинкт» Полу Вер-ховену и Джо Эстерхазу заметим, что не влечение полов, а забота о новом поколении является истинно человеческим базовым инстинктом. Если же внимание и забота об образовании со стороны государства и общества гаснут, то это свидетельствует о болезни общества, о его увлеченности ложными благами, ведущими в пустоту, ибо в этом мире главной ценностью должен являться человек - носитель всех ценностей.

Истина эта звучит тысячелетиями. Еще великий учитель челове-

чества, Сократ, не раз говорил и доказывал, что благо человека заключается в самом человеке, в его человечности и что глубоко ошибаются те, кто ищет блага вне себя и средства к жизни воспринимает как саму жизнь. Сократ также утверждал, что суетно слово того философа, который не стремится научить людей добру и отлучить их от зла. Еще в античные времена была сформулирована задача образования - разъяснять человеку его собственную суть, раскрывать смысл его жизни, учить самопознанию и выбору верных жизненных ориентиров. Образование рассматривалось как выражение нравственного, а не только лишь утилитарного сознания и мировосприятия.

Устарели ли эти истины?

Убежден, что нет, ибо перед образованием стояла, стоит и будет стоять задача сделать человека человеком. Недаром Достоевский писал, что самое трудное - жить среди людей и оставаться человеком. Образование по своей природе призвано формировать и совершенствовать личность человека. Вспомним расхожую поговорку «Хороший человек - не профессия». Действительно, не профессия, но наше самое ценное достояние. С хорошими людьми комфортно жить, дружить, работать, радоваться успехам, переживать невзгоды. Говоря предельно просто, суть и цель образования заключаются в том, чтобы у нас было как можно больше хороших, добрых, отзывчивых людей. Профессионалами они будут лишь восемь часов в день, а все остальное время должны быть хорошими людьми.

© Киселев А. Ф., 2018

АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВИЧ КИСЕЛЕВ

доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования. Сфера научных интересов: отечественная история, педагогика, философские проблемы истории. Автор более 300 опубликованных научных работ

Рассмотрен феномен празднования нового учебного года. Раскрыто его значение как общественного явления, тесно связанного с жизненными циклами становления личности и социокультурного развития. Показана роль образования в формировании созидательных способностей и качеств личности. Приведены примеры реального педагогического подвижничества учителей и преподавателей средней и высшей школы, руководствующихся в своей деятельности мировоззренческими установками, отвечающими гуманистическому предназначению образования. Высказаны предостережения против формализма, порождаемого подменой реальных целей обучения и воспитания средствами их достижения.

Ключевые слова: образование, новый учебный год, развитие личности, человеческие способности и качества.

The phenomenon of celebrating the new school year as a social phenomenon is considered, interrelated with the life cycles of personality formation and socio-cultural development. The importance of education in the formation of creative abilities and qualities of the individual is shown. The examples of real pedagogical self-sacrifice of teachers and teachers of secondary and higher education, guided in their activities by worldview that meet the humanistic purpose of education. Cautions against the formalism generated by substitution of the real purposes of training and education by means of their achievement are stated.

Key words: education, new academic year, personal development, human abilities and qualities.

Образование соткано из нетленного материала. К его непреходящим ценностям относятся душа и сердце педагога как условие и залог успешности педагогической деятельности. И не дай Бог, если новые педагогические технологии заглушат эту составляющую труда учителей. В нововведениях немало сухости, формализма, ложной объективности, которые принижают роль и значение учителя в учебно-воспитательном процессе, а главное - выводят за скобки личность учащегося, ибо для всех устанавливается одна мерка - успеваемость.

У меня на всю жизнь остался в памяти школьный выпускной экзамен по физике. Я с пятого класса мечтал стать историком и к естественнонаучным дисциплинам относился несколько прохладно. К тому же увлекался спортом - академической греблей. Тренировался пять раз в неделю, и на учебу оставалось слишком мало времени.

Но вернемся на экзамен. Итак, стою я у доски. Пишу формулы, стираю и пишу их заново. Оборачиваюсь к одноклассникам, жду подсказки, но все опустили глаза в пол. Холодею. Двойка реальна, а вместо аттестата - справка об окончании школы без права поступления в вуз...

Вдруг слышу голос директора нашей школы Дмитрия Петровича Уланова - фронтовика, орденоносца, преподавателя физики: «А давайте поставим Саше четверку».

Другие члены комиссии возмутились: «Дмитрий Петрович, какая четверка? Он и на тройку не знает!»

«Да, - сказал Уланов, - не знает, но как бьется, из него будет толк!» Поставили четверку, аттестат я получил. Спасла интуиция педагога, который что-то разглядел во мне. Это был аванс, который, по сути, я отрабатываю всю свою жизнь.

Думаю, что при едином госэкзамене я вряд ли поступил бы на истфак. Профессия историка осталась бы для меня недостижимой мечтой. И кому бы от этого стало лучше? За годы учебы в МГПИ им. В. И. Ленина я четыре года был Ленинским стипендиатом, учился с наслаждением.

Впрочем, об опасностях формализации образования предупреждал еще А. С. Пушкин. В 1832 году, делясь своими соображениями с императором Николаем I, Александр Сергеевич писал, что с тех пор, как в гимназиях ввели экзамены на классный чин (чиновника), все образование и воспитание свелось к натаскиванию выпускников на сдачу этого экзамена, а главное - воспитание души и

сердца учащихся - было забыто. Не на те же ли грабли мы наступаем сегодня? Образование и воспитание -особенная сфера. Ее проблемы носят устойчивый, буквально пронизывающий века характер, ибо человек -это тайна, проникнуть в которую пытались мыслители многих поколений. Чаще увлекались внешними проявлениями сути человека, а его внутреннему миру уделяли гораздо меньше внимания.

Дмитрий Петрович Уланов обладал главным качеством педагога -любовью к ученикам и сопереживанием их успехам или неудачам, в каждом стремился распознать только ему свойственные черты личности и поддержать доброе, что в ней заложено. Он прошел войну от первого до последнего дня и знал цену жизни. В школе №12 города Химки, которой руководил Д. П. Уланов, установлена мемориальная доска в память об этом замечательном человеке.

В моем сердце навсегда осталось чувство благодарности к вузовским преподавателям, и прежде всего к моему научному руководителю профессору Дмитрию Сергеевичу Бабурину. Внешне профессор был «суров и грозен» - седой как лунь, с острым пронзительным взглядом, строгим выражением лица, но, как оказалось, с добрым сердцем и удивительной душевной теплотой.

Мой великий учитель Дмитрий

Петрович Уланов. Таким он был...

Корпус Московского педагогического института, где располагался исторический факультет

Отметим одно характерное качество Д. С. Бабурина - он хорошо знал почти всех студентов. В конце 1970-х годов он показывал мне толстые тетради с записями своих собеседований с каждым абитуриентом истфака, деканом которого являлся, а конкурс составлял тогда 12-14 человек на место. Дмитрий Сергеевич ежегодно беседовал с сотнями абитуриентов, причем не для галочки, а стремился выявить талантливых, неординарных юношей и девушек и затем помогал им встать на ноги.

Бабурин буквально вкладывался в своих учеников. Много лет спустя, на праздновании 90-летия со дня рождения Дмитрия Сергеевича, верно и точно скажет о нем профессор А. Г. Кузьмин, крупнейший специалист в области древнерусского летописания: «Д. С. Бабурин жертвовал своими недюжинными научными возможностями, чтобы расчистить дорогу другим. Тем, кого считал талантливыми и способными в перспективе принести большую пользу науке, образованию, молодежи». В Дмитрии Сергеевиче жил дух жертвенности. В 1979 году, после очередного инфаркта, он находился в реанимации. Я позвонил жене Бабурина Татьяне Степановне - справиться о его здоровье. Татьяна Степановна сказала, что он хочет меня видеть (я тогда готовился к защите кандидатской диссертации). При-

ехав, вошел в палату и обмер. Под капельницей лежал тяжело больной Дмитрий Сергеевич - таким я его никогда не видел. У меня даже ноги подкосились. Дмитрий Сергеевич с трудом сказал: «Присядь». Я в ответ: «Как вы, Дмитрий Сергеевич?» - «Присядь, расскажи, как у тебя с диссертацией...»

Через полтора месяца, накануне защиты, приехал к Дмитрию Сергеевичу домой. Прочитал свой доклад. Татьяна Степановна и я просили его не приезжать на защиту. Он согласился. На следующий день, примерно за 20 минут до заседания совета, вхожу в институт, а в вестибюле, опираясь на руку Татьяны Степановны, стоит Дмитрий Сергеевич и говорит: «Что же вы, Александр Федотович, задерживаетесь? Я уже начал волноваться». Он всегда волновался не о себе, а о семье, коллегах и учениках, а их, только защитивших под его руководством докторские и кандидатские диссертации, было более пятидесяти, они работали в разных регионах Советского Союза. Это был его вклад в историческое образование и науку, причем вклад весьма весомый. Впрочем, монография Д. С. Бабурина «Очерки истории мануфактур коллегии» (1939) стала своеобразной классикой молодой советской историографии, также как и его фундаментальные статьи по истории российской государственности.

Д. С. Бабурин любил понятие «просвещение» и рассматривал его как феномен национальных традиций, подчеркивая, что просвещения вообще, абстрактного, без национальных корней не существует, как не существует без них и искусства, культуры, образования и воспитания. Со своим прошлым порвать нельзя, ибо характер и судьба нашей страны определяются историей, и упразднить их не могут ни революции, ни власть. И это следует постоянно иметь в виду, намечая новые рубежи развития. Система образования тоже несет на себе печать исторической судьбы, характера своего народа и должна отвечать глубинным и сущностным потребностям нации.

По глубокому убеждению Дмитрия Сергеевича Бабурина, главная задача просвещения - противостоять кризису человеческого духа, помнить о том, что люди веками больше заботились о приумножении материальных благ и гораздо меньше - о своем духовном здоровье. Образование и воспитание призваны прежде всего обеспечивать нравственное и духовное становление подрастающих поколений, а не просто готовить их к благополучной жизни. Недаром Д. С. Бабурин говорил, что ценит в человеке не столько ум, сколько сердце, душу и совесть, ибо, не обладая последними, умный человек становится источником бед как для окружающих, так и для себя. Скептически Бабурин относился и к понятию прогресса, с иронией замечая, что прогрессирующим бывает и паралич.

В 1960-х - начале 1970-х годов Бабурин руководил кафедрой истории СССР истфака Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. По воспоминаниям профессора А. Г. Кузьмина, Дмитрий Сергеевич чувствовал, что мы живем в увядающем обществе, и бился за то, чтобы здоровыми были его детища - кафедра и факультет, то есть вкладывал себя в дело, на которое мог максимально влиять

В начале 1970-х годов он ставит перед собой задачу сформировать такой коллектив кафедры, который и после его ухода обладал бы высоким научно-педагогическим потенциалом. В то время на кафедру им были приглашены работать такие талантливые, самобытные ученые, как Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин,

A. Г. Кузьмин, В. Г. Тюкавкин, Э. М. Ща-гин, Р М. Введенский. Меня и Л. М. Ля-шенко зачислили на кафедру ассистентами, пополнилась она и молодыми доцентами - П. А. Шориным и Г. А. Леонтьевой. Дмитрию Сергеевичу было присуще удивительное свойство соединять людей разных, порой непримиримых взглядов, например,

B. Б. Кобрина и А. Г. Кузьмина. Он, как никто другой, мог убедить, что в интересах дела личные амбиции следует спрятать подальше.

«Воспитание, - писал Л. Н. Толстой, - есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Так и воспитывал своих учеников Д. С. Бабурин, воздействуя на наши сердца своим поведением, культурой, высказываниями, отношением к делу, науке, высшему образованию; причем без высоких слов, нарочитости и заданности, а искренне, идя от собственной светлой сути. Видимо, нам, тогда совсем молодым, его образ Учителя глубоко запал в душу и стал сопровождать нас всю жизнь. В этом и есть высокое предназначение Учителя - жить и работать так, чтобы не просто помнили, а мерили свои помыслы и поступки той высокой мерой, которая была задана наставником на заре жизни своих воспитанников. Он сочетал в себе любовь и к делу, и к ученикам, а в этом, по определению Л. Н. Толстого, и заключается совершенство Учителя.

Как-то в декабре 1977 года Д. С. Бабурин предложил мне съездить в Троице-Сергиеву лавру, послушать

акафист Богородице. Поехали. Дмитрий Сергеевич за рулем своих «Жигулей» первого выпуска. Отстояли вечернюю службу, прослушали акафист - удивительное церковное хоровое пение. Вышли во двор семинарии. Было морозно, на фоне безоблачного неба отчетливо и рельефно выделялись синие с золотыми звездами купола лавры. Повернувшись ко мне, Дмитрий Сергеевич сказал: «Ну как, понравилась служба? В этом пении звучит и живет наша история, душа народа, а вот когда эти звуки зазвучат в тебе, вот тогда и поймешь, что такое наша история». В нем они звучали до последних минут жизни. Мы, ученики Д. С. Бабурина, пишем наши труды по сути на одну тему -на тему любви к родной истории.

Недавно я спросил своего семилетнего внука Сашу Киселева: «Правда, у нас с тобой крепкая дружба?» Ответ был неожиданным: «Нет, не дружба, дед, а любовь!» Я буквально оторопел - насколько точно он определил суть действительно близких, эмоционально наполненных человеческих отношений, и отнюдь не только наших. Ведь именно любовь - связующее звено поколений, основа здоровых взаимоотношений между людьми, мощная созидающая сила, мотив к творчеству, самосовершенствованию.

Наши дети в школах, девушки и юноши в вузах должны чувствовать, что живут в любви, и должны учиться любви. Тогда они будут счастливы. У них все получится, в том числе и в выбранной профессии. Будет горько, если в цифровом образовании, о котором сегодня спорят, не найдется места этому высокому и подлинно прекрасному чувству.

Что же я хочу сказать читателям журнала «Высшее образование сегодня»?

Да, очень важно добиться высоких показателей по итогам мониторинга деятельности вузов. Да, надо увеличивать приток небюджетных средств и эффективно использовать их для улучшения оплаты труда преподавателей и укрепления учебно-материальной базы. Нет сомнений, что можно и нужно повышать публикационную активность научно-педагогического состава и успеваемость студентов.

Но это все - лишь средства. А основополагающей целью образования в конечном счете есть и будет развитие созидательных способностей и качеств личности - интеллектуальных и моральных, профессиональных и творческих, физических и духовных. Суть здесь. Будем же действовать по существу.

С новым, 2018/2019 учебным годом, дорогие коллеги и друзья!

Профессор Дмитрий Сергеевич Бабурин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.