Научная статья на тему 'НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон / безопасность / дорожное движение / безопасность дорожного движения / административное правонарушение / технические средства кино-фото-видеофиксации / low and order / safety / traffic / safety traffic administrative offense / collection of an administrative fine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко Владимир Владимирович

В статье рассмотрены новеллы законодательства, после подписания Президентом РФ В. В. Путиным 24 июля 2023 года Федерального закона № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующие принципы применения камер автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения РФ, а также проблемы, связанные с реализацией законодательства, регламентирующего применение камер автоматической фиксации нарушений ПДД, а также перспективы развития норм права, регулирующих применение цифровых технологий для привлечения к административной ответственности в области дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW LEGISLATION ON TECHNICAL MEANS USED FOR ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

The article considers legislative novelties, after the signing by the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin on 24.07.2023 of the Federal Law No. 374-FZ "On Amending the Federal Law "On Roads and Road Activities to the Federal Law "On Automobile Roads and Road Activities in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Article 3.1 of the Federal Law "Statute of Automobile Transport and Urban Land Electric Transport" and Article 3 of the Federal Law "On the State Company 'Russian Railways'" and Article 3 of the Federal Law "On the State Company 'Russian Railways'". "On the State Company 'Russian Highways' and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", regulating the principles of application of cameras for automatic recording of traffic violations, as well as problems related to the implementation of legislation regulating the use of cameras for automatic recording of traffic violations Traffic Rules, as well as the prospects for the development of legal norms regulating the use of digital technologies for bringing to administrative responsibility in the field of road traffic

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 342.9

НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Головко Владимир Владимирович

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, Омск, Россия

golovkovl ad@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены новеллы законодательства, после подписания Президентом РФ В. В. Путиным 24 июля 2023 года Федерального закона № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующие принципы применения камер автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения РФ, а также проблемы, связанные с реализацией законодательства, регламентирующего применение камер автоматической фиксации нарушений ПДД, а также перспективы развития норм права, регулирующих применение цифровых технологий для привлечения к административной ответственности в области дорожного движения.

Ключевые слова: закон, безопасность, дорожное движение, безопасность дорожного движения, административное правонарушение, технические средства кинофотовидеофиксации.

Для цитирования: Головко В. В. Новое законодательство о технических средствах, применяемых для привлечения к административной ответственности в области дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 51-56.

NEW LEGISLATION ON TECHNICAL MEANS USED FOR ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

Vladimir V. Golovko

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

golovkovl ad@yandex.ru

Abstract. The article considers legislative novelties, after the signing by the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin on 24.07.2023 of the Federal Law No. 374-FZ "On Amending the Federal Law "On Roads and Road Activities to the Federal Law "On Automobile Roads and Road Activities in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Article 3.1 of the Federal Law "Statute of Automobile Transport and Urban Land Electric Transport" and Article 3 of the Federal Law "On the State Company 'Russian Railways'" and Article 3 of the Federal Law "On the State Company 'Russian Railways'". "On the State Company 'Russian Highways' and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", regulating the principles of application of cameras for automatic recording of traffic

violations, as well as problems related to the implementation of legislation regulating the use of cameras for automatic recording of traffic violations Traffic Rules, as well as the prospects for the development of legal norms regulating the use of digital technologies for bringing to administrative responsibility in the field of road traffic.

Keywords: low and order, safety, traffic, safety traffic administrative offense, collection of an administrative fine.

For citation: Golovko V. V. New legislation on technical means used for administrative responsibility in the field of road traffic // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2024. № 1(98). Р. 51-56.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал вступающий в силу 24 сентября 2024 года Федеральный закон от 24.07.2023 № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и статью 3. 1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»1 и ст. 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , регулирующие принципы применения камер автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД).

В чём же новизна изменений, внесённых в упомянутое законодательство? Приложения на электронном устройстве, такие как «Помощник Москвы» и другие региональные сервисы, позволяющие гражданам зафиксировать факт нарушения ПДД, теперь не будут являться «средствами, работающими в автоматическом режиме». Информация с таких приложений будет рассматриваться уполномоченным на то должностным лицом Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция), а заявителя могут пригласить для уточнения данных зафиксированного контента. Согласно закону (ст. 22.1.) под средством автоматической фиксации понимается только то, которое работает «независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека».

C момента вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативные документы о расстановке и размещении камеры автоматической фиксации нарушений ПДД могут принять власти субъектов Российской Федерации или собственник автомобильной дороги. Других субъектов, обладающих такими полномочиями, в законе нет.

:О внесении изменений в Федеральный закон Рос. Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос. Федерации и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», отдельные законодательные акты Рос. Федерации и признании утратившими силу отдельных положений статьи 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Рос. Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос. Федерации»[Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28 апреля 2023 г.№ 172-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Рос. Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Теперь Госавтоинспекция вправе только согласовывать установку камер фото-видеофиксации, а самостоятельно устанавливать их на дороге не сможет. Однако у сотрудников областной, краевой государственной инспекции будут полномочия для принятия решения о полном демонтаже установленной камеры. Такое предписание ей необходимо согласовать с владельцем дороги и с региональными органами исполнительной власти.

Работа и техническое состояние камер, согласно новому законодательству, финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации, за их счёт осуществляется обработка материалов фиксации нарушений ПДД и рассылка постановлений об административном наказании собственника транспортного средства.

На сайте Госавтоинспекции должна публиковаться информация о камерах, их расположении, включая передвижные установки. Важно отметить, что в упомянутом законе приведено обоснование для установки технических средств: «и в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения». Госавтоинспекция в ходе осуществления данных полномочий может определять и такие участки дороги, которые необязательно должны быть аварийными, и передавать их уполномоченным на то органам субъектов и владельцам дорог, которые могут принимать решение об установке камер фотовидеофиксации.

По-прежнему остается установка камер в любой точке дороги, которая должностными лицами Госавтоинспекции обосновывается как опасная.

Важно отметить, что если нарушение зафиксировалось техническими средствами контроля, которые не соответствуют установленным

параметрам (например, истёк срок поверки, сертификата и др.), то для собственников транспортных средств административная ответственность не применима. Органы прокуратуры вправе отменить наказание [1, с. 17].

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»3 выступает важной правовой основой в области применения цифровых технологий и технических средств в области дорожного движения. В нем чётко определена и поставлена задача внедрения новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, а также внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением ПДД [2, с. 1].

В современный период применение технических средств фото-видеофиксации в области дорожного движения стало необходимостью, без которой невозможно установить административное правонарушение, применить наказание и т. п. Однако важно отметить, что эти технологии до настоящего времени не получили должного теоретического обоснования и соответствующих правовых решений. В результате возникла противоречивость в правовом регулировании применения цифровых технологий государственного надзора, что, полагаем, отрицательно влияет на состояние безопасности дорожного движения [3, с. 10].

Важно отметить, что Госдума предприняла попытку пересмотреть существующий порядок автоматической регистрации нарушений ПДД с целью исключения участия коммерческих организаций в данном секторе. Несколько депутатов Государственной думы РФ представили своим коллегам инициативу о внесении поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), которая направлена на запрет установки и эксплуатации частными компаниями автоматических систем фиксации нарушений

3 О национальных целях и стратегических задачах развития Рос. Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018, № 20, ст. 2817.

с целью получения финансовой прибыли. Долгожданное предложение о внесении нововведений в ст. 2.6.1 КоАП РФ явно нацелено на то, чтобы теперь все автоматические камеры стали государственной собственностью.

На данный момент большинство таких камер находится под управлением частных компаний, которые заключают контракты с госзаказчиками для фиксации нарушений ПДД.

Депутаты предлагают внести изменение в КоАП РФ, которое утверждает, что «специальные технические устройства, функционирующие в автоматическом режиме и способные осуществлять фото-, видео- и киносъемку, должны находиться в собственности субъектов Российской Федерации».

В настоящее время частные компании финансируют обслуживание, эксплуатацию и установку камер за счет собранных средств, полученных в виде оплаты штрафов за зарегистрированные камерами нарушения. При этом бюджетные деньги не вкладываются в подобные проекты, однако в бюджет идет часть доходов от штрафов, наложенных с помощью такого видеооборудования. В результате, чем больше нарушений регистрируется, тем больше денежных средств поступает как в местный бюджет, так и к частной компании, владеющей этими системами.

Нередко для увеличения доходов такие комплексы устанавливаются не только на участках с повышенной аварийностью, но и на отрезках дорог, где водители часто совершают незначительные нарушения ПДД. Эту информацию предоставил Ярослав Нилов, один из инициаторов законопроекта, который представляет комитет Государственной Думы по труду и социальной политике. По словам депутата, такое изменение не решает главной цели автоматической фиксации - снижения числа дорожно-транспортных происшествий. Он считает, что передача камер Госавтоинспекции в собственность государственных органов позволит исключить коммерческий интерес при выборе мест для их размещения. Если данный законопроект будет принят Государственной Думой, это может вызвать существенные изменения на рынке автоматической фиксации нарушений. Вероятно, государственным органам субъектов Российской Федерации придется выкупить уже существующие системы автоматической фиксации у частных компаний-владельцев. Для достижения этой цели и для закупки нового оборудования потребуется выделять значительные средства из без того ограниченных бюджетов регионов. Это может привести к ситуации, когда из-за нехватки финансовых ресурсов региональных бюджетов станет трудно поддерживать в рабочем состоянии всё оборудование, и, формально, часть камер может быть выключена.

Важно отметить, что Министерство транспорта РФ представило новую, третью версию проекта закона о дорожных камерах, которая должна вступить в силу с 1 сентября 2024 года. Среди доработок оказалась отмена штрафов за нарушение требований знаков на динамических табло, которые могут меняться в любой момент, что может оказаться незамеченным водителями. В проект вернули запрет на установку камер ближе 1 км друг от друга в городах и 5 км за городом. Но теперь добавили исключение о возможности неограниченной установки камер для устранения очагов аварийности или если этого требует Госавтоинспекция. И что особо важно, предложено ГОСТ Р 57144 сделать обязательным. Он устанавливает требования к камерам, и повысит обеспечение безопасности на дорогах, справедливость наказания виновных водителей [4, с. 11].

Дорожно-транспортная аварийность наносит значительный ущерб экономике России [3, с. 10]. По оценкам специалистов, ежегодные потери от ДТП в последнее время составляют 2,4-2,6 % ВВП страны, т. е. около 3 млрд рублей, а темп прироста экономического ущерба - 5-7 % в год4.

Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.gibdd.ru (дата обращения: 18.02.2024).

Низкий уровень безопасности дорожного движения заметно влияет на внутреннюю составляющую национальной безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы граждан, является фактором, оказывающим негативное воздействие на обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации5. Таким образом, задача обеспечения безопасности дорожного движения становится государственно значимой.

Есть и другие обстоятельства, влияющие на количество ДТП: качество подготовки и воспитания водительских кадров, конструкция и состояние транспортных средств, содержание улиц и дорог, их обустройство. Но как бы ни были совершенны улицы и дороги, технические средства организации и регулирования дорожного движения, а также автотранспорт, безопасность общественных отношений в области дорожного движения во многом зависит от эффективности действующего административного законодательства, строгого соблюдения Правил дорожного движения, правовой культуры сотрудников полиции, участников дорожного движения [6, с. 30].

Следует подчеркнуть, что применение технических средств и других современных технологий может существенно повлиять на эффективность административного принуждения, применяемого Госавтоинспекцией. Это наиболее актуально, когда недостаточно полно разработан понятийный аппарат административной ответственности в области дорожного движения, исполнения административных наказаний, механизма правового регулирования, правового обеспечения в указанной сфере6. Всё это представляет в конечном итоге, на наш взгляд, важную юридическую проблему и требует дальнейшего научного осмысления [4, с. 89].

1. Бекмурзинова К. К. Доказательства и доказывание в области дорожного движения. Правоприменение в публичном и частном праве. Материалылы Международной науч.-практ. конференции. ОмГУ. Омск, 2024. 38 с.

2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года: Информационно-аналитический обзор / К. С. Баканов, П. В. Ляхов, А. С. Айсанов [и др.]. М.: Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ, 2022. 40 с.

3. Шумский А. В. За рулем. Депутаты Госдумы предприняли попытку пересмотреть существующий порядок автоматической регистрации нарушений ПДД с целью исключения участия коммерческих организаций в данном секторе. https://www.njcar.ru/news/vaz/v-gosudarstvennoi-dume-predlozhili-otklyuchit-bolshuyu-chast-kamer-gibdd-5533292.html.

4. Слышалов И. В. Взыскание административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения: проблемы и перспективы // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 89-98.

5. Головко В. В., Слышалов И. В. Монография: Административная деятельность ГИБДД. Омск., Омская академия МВД России. 2019. 190 с.

6. Головко В. В., Исаев М. М. Проблемы и перспективы использования цифровых технологий при фиксации правонарушений в области дорожного движения. Безопасность дорожного движения. № 2(29). 2023. С. 27-33.

1. Bekmurzinova K. K. Dokazatelstva i dokazyvanie v oblasti dorozhnogo dvizheniya. Pravoprimenenie v publichnom i chastnom prave. Materially' Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferencii. OmGU. Omsk, 2024. 38 s.

5 Повышение безопасности дорожного движения в 2020-2024 годах: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 февраля 2020 г. № 100 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 9, ст. 1020.

6 О национальных целях и стратегических задачах развития Рос. Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018, № 20, ст. 2817.

2. Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 9 mesyacev 2022 goda: Informacionno-analiticheskij obzor / K. S. Bakanov, P. V. Lyaxov, A. S. Ajsanov [i dr.]. M.: Nauchny'j centr bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya MVD RF, 2022. 40 s.

3. Shumskij A. V. Za rulem. Deputaty' Gosdumy' predprinyali popy'tku peresmotret' sushhestvuyushhij poryadok avtomaticheskoj registracii narushenij PDD s cel'yu isklyucheniya uchastiya kommercheskix organizacij v dannom sektore. https://www.njcar.ru/news/vaz/v-gosudarstvennoi-dume-predlozhili-otklyuchit-bolshuyu-chast-kamer-gibdd-5533292.html.

4. Sly'shalov I. V. Vzy'skanie administrativny'x shtrafov za pravonarusheniya v oblasti dorozhnogo dvizheniya: problemy' i perspektivy' // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2023. № 2(95). S. 89-98.

5. Golovko V. V., Sly'shalov I. V. Monografiya: Administrativnaya deyatel'nost' GIBDD. Omsk., Omskaya akademiya MVD Rossii. 2019. 190 s.

6. Golovko V. V., Isaev M. M. Problemy' i perspektivy' ispol'zovaniya cifrovy'x texnologij pri fiksacii pravonarushenij v oblasti dorozhnogo dvizheniya. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. № 2(29). 2023. S. 27-33.

Информация об авторе

Владимир Владимирович Головко. Профессор кафедры государственного и муниципального права. Доктор юридических наук, профессор.

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского. 644077, Россия, г. Омск, проспект Мира, д. 55-А.

Information about the author

Vladimir V. Golovko. Professor of the Department of State and Municipal Law. Doctor of Sciences (Law). Professor.

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia. 644077, Russia, Omsk, Mira Avenue, 55-A.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 14.02.2024; принята к публикации 27.02.2024.

The article was submitted December 18, 2023; approved after reviewing Februar 14, 2024; accepted to the writing of the article for publication February 27, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.