14 (230) - 2009
Некоммерческие организации
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ
К. Б. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук, адвокат Адвокатская палата Санкт-Петербурга
Пункт8ст. 11 Федерального закона от26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1 предусматривает проведение государственной религиоведческой экспертизы при рассмотрении заявления о государственной регистрации религиозной организации. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы установлен постановлением Правительства РФ от 03.06.1998 № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы»2. Пункт 3 указанного постановления к основным задачам экспертизы относит «определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики», а также «проверку и оценку достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения».
Экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами (п. 4 постановления), в которые входят работники органов государственной власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе экспертного совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций. Отметим, что данное постановление Правительства РФ не отменено, но использовать его следует, учитывая, что контроль за деятельностью
1 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997г. № 190.
2 Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 16 июня 1998 г.
религиозных организаций передан от Федеральной Регистрационной Службы (Росрегистрации) к Минюсту России и его территориальным органам. Министерство юстиции РФ действует на основании полномочий, переданных ему в соответствии с подп. 30.11 п. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»3: «организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем».
Почти два года действовал (впрочем, не отмененный в установленном порядке и поныне) приказ Федеральной регистрационной службы от 16.07.2007 № 148 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» и постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» 4.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка основными задачами экспертного совета при проведении экспертизы являются:
• определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
• проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной
3 Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 19 октября 2004 г. № 230.
4 Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 октября 2007 г. № 43.
организацией материалах, относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики, других документах; • разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций, вопросов, требующих экспертной оценки.
По результатам проведения экспертизы советом готовится экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики, иных сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах (п. 8 Порядка).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» 5 в нашей стране создан Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ. Минюсту России переданы полномочия по определению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы. Приказом Минюста России от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» 6 утвержден Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы и Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
3 апреля 2009 г. в Министерстве юстиции РФ состоялось первое заседание Экспертного совета, который был образован на основании приказа Минюста России № 61 от 03.03.2009 «Об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации»7. Приказ № 53 утверждает Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (приложение № 1) и Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ (приложение № 2).
Весьма обнадеживающе звучит ст. 2 Порядка: «проведение экспертизы основывается на принципах соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания, иных прав и свобод человека и
5 Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3616.
6 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 13 марта 2009 г. № 4867.
7 Данные об официальной публикации отсутствуют.
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, прав религиозных организаций, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований. Экспертиза имеет комплексный характер».
Но даже столь возвышенные цели вряд ли могут объяснить столь широкий (по сравнению с Порядком, учрежденным приказом Федеральной регистрационной службы от 16.07.2007 № 148) перечень объектов экспертизы (ст. 3 Порядка): учредительные документы религиозной организации, решения ее руководящих и исполнительных органов; сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики; формы и методы деятельности религиозной организации; богослужения, другие религиозные обряды и церемонии; внутренние документы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру; религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией.
То есть эксперты могут самым активным образом вмешиваться во внутренние дела любой церкви, требовать документацию в гораздо большем объеме, чем на практике требуют прокуратура, регистрирующие и налоговые органы. Объектами экспертизы (а экспертиза почти всегда проводится в недобровольном порядке) фактически становятся внутренние установления религиозной организации, которые согласно Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» должны уважаться государством и которые государство не должно оценивать с точки зрения полезности и целесообразности.
Согласно ст. 4. Порядка задачами экспертизы являются:
а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;
в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.
До настоящего времени достоверность сведений в документах, поданных на государственную регистрацию религиозной организации, проверял регистрирующий орган (недавно — Федеральная Регистрационная Служба, сейчас — Минюст России).
Проведение экспертизы в отношении централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ (ст. 5 Порядка). Проведение экспертизы в отношении местных религиозных организаций и централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Порядка).
В каких же случаях Минюст России вправе направить вопрос о проведении экспертизы (ст. 7 Порядка)?
Во-первых, при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации: религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания; изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации.
Во-вторых, при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей).
В-третьих, при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации.
В-четвертых, при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность; при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией.
В иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний. То
есть получается, что всегда, когда у Минюста России возникнет соответствующая потребность.
«Экспертное заключение имеет для Минюста России (его территориального органа) рекомендательный характер» (ст. 15 Порядка). На практике результаты экспертизы почти всегда играют решающую роль для вынесения судебного решения.
Согласно п. 2 Положения об Экспертном Совете он формируется из должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области отношений государства и религиозных объединений, включение которых в его состав осуществляется по согласованию. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций. «Представитель Генпрокуратуры Алексей Жафяров выразил мнение, что данный совет мог бы также заниматься экспертизой экстремистской литературы, в последнее время вызывающей много критики и дискуссий со стороны некоторых религиозных общин, в первую очередь мусульман»8.
В заключение отметим, что уже давно столь обыденное событие, как утверждение приказа Минюста России, не вызывало столь бурной реакции религиозного сообщества России. Религиозные меньшинства, а также не приглашенные в новый совет религиоведы высказывают беспокойство даже не столько существенным расширением полномочий Минюста России и Экспертного совета, сколько назначением на должность его председателя А. Л. Дворкина, президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), имеющего репутацию православного консерватора и последовательного и жесткого «сектоборца» (говорят, именно он ввел в обиход термин «тоталитарная секта»), В условиях плюрализма мнений и мировоззрений в нашей стране наличие антикультистских организаций типа РАЦИРС или Саратовского регионального отделения «Центр религиоведческих исследований» не представляет серьезной опасности до тех пор, когда их активисты не начинают занимать ключевые места на государственной службе и, возможно, осуществлять обязанности госслужащих с оглядкой на собственные религиозные убеждения. В то же время во всех критических выступлениях речь идет не о конкретных решениях Совета, а лишь о самом факте создания такого Совета и о его персональном составе. Разумно предположить, что предметом обсуждения общественности могли бы стать экспертные заключения, а не кадровая политика Минюста.
8 Елена Яковлева. Проверка совести. Вводится новый порядок религиоведческой экспертизы. «Российская газета» от 13марта2009г. №4867.