I.V. Zagrebina
The Issue of the State Religion Studies Expertise
The institution of the state religion studies expertise is represented as a legal phenomenon. Special attention is paid to the definition of concepts of «the institution of the state religion studies expertise» and «the state religion studies expertise».
Key words and word-combinations: the institution of state religion studies expertise, the state religion studies expertise.
Институт государственной религиоведческой экспертизы представлен как правовое явление. Особое внимание уделено определению понятий «институт государственной религиоведческой экспертизы», «государственная религиоведческая экспертиза».
Ключевые слова и словосочетания: институт государственной религиоведческой экспертизы, государственная религиоведческая экспертиза.
УДК 334 ББК 65.291.212.1
И.В. Загребина
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
К онец XX столетия в России ознаменовался радикальной ломкой мировоззренческой системы. Возникли и укоренились многочисленные новые религиозные движения, трансформировались традиционные религиозные системы, серьезному реформированию подверглись основы и практики взаимоотношений государства и религиозных объединений.
В 1997 г. зарождается новый для России правовой институт - государственная религиоведческая экспертиза, что закреплено в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных единениях» (п. 8 ст. 11) [1]. Данный вид экспертизы приобретает все большую значимость на современном этапе истории, когда мы становимся свидетелями того, как религиозно мотивированное поведение может радикально влиять на мировые события.
Государственная религиоведческая экспертиза играет важную, иногда решающую роль в вопросах признания организации в качестве религиозной, а также при проверке достоверности сведений относительно основ вероучения и соответствия им реализуемой вероисповедальной практики. Осуществляемый в ходе экспертизы анализ идейно-целостного комплекса религиозного учения, содержащий в случае необходимости элементы прогноза относительно динамики религиозного развития, может, во-первых, защитить новые религиозные движения от
необоснованных претензий к ним со стороны общества. Во-вторых, данные этого анализа в состоянии защитить самих людей от неблагоприятных социальных последствий, которые способен нести в себе для них тот или иной религиозный феномен [2, с. 275].
В правовой доктрине Российской Федерации теоретическое развитие институт экспертизы получил только в части судебной экспертизы, тогда как внесудебная экспертиза практически не изучена. Это приводит к коллизиям в законодательстве Российской Федерации и спорным ситуациям в юридической практике.
Правовой институт государственной религиоведческой экспертизы был учрежден 13 лет назад, однако в настоящий момент неисследованными остаются ряд важных вопросов. Так, научного осмысления требуют природа и признаки осуществляемой экспертизы, условия и специальные методы ее проведения, статус эксперта при производстве и пределы применения специальных знаний, проблемы комплексной и комиссионной государственной религиоведческой экспертизы. Внимательного рассмотрения заслуживают не только действующие документы, но и сложившаяся практика. Это позволит усовершенствовать правовое регулирование, повысить объективность получаемых результатов и, как следствие, обеспечить законность принимаемых на основе подобных экспертиз решений органов исполнительной власти.
Экспертиза по определению связана прежде всего с применением специальных профессиональных знаний, причем именно таких, которые прошли апробацию опытом [3, с. 19]. Экспертизы производятся практически во всех сферах человеческой деятельности и представляют собой прикладное исследование объектов определенного рода, осуществляемое в соответствии с правилами, обусловленными спецификой предмета экспертизы, а также кругом необходимых для ее производства сведений из конкретных областей науки и техники [4, с. 21]. Экспертизы могут быть как внутриведомственными, так и межведомственными. Государственные экспертизы осуществляются органами исполнительной власти и другими государственными органами, которые разрабатывают соответствующие рекомендации и нормативные документы.
Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы и работы Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ определены приказом Минюста [5]. Однако ни в Федеральном законе, ни в ведомственном приказе, а также в юридических и религиоведческих словарях не раскрываются такие понятия, как «институт государственной религиоведческой экспертизы», «государственная религиоведческая экспертиза».
Понятие правового института в юридической науке разработано достаточно подробно. Имеющееся научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать авторское понятие института государственной религиоведческой экспертизы. Под институтом государственной религиоведческой экспертизы, по нашему мнению, следует понимать совокупность нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения между органом, уполномоченным назначать государственную религиоведческую экспертизу, заинтересованными лицами и уполно-
моченными экспертами и специалистами, выполняющими экспертизу с учетом экспертных традиций.
Определение понятию «государственная религиоведческая экспертиза» впервые дал А.В. Пчелинцев. По его мнению, государственная религиоведческая экспертиза - это независимое и объективное исследование учредительных и иных документов, а также практики регистрируемой организации, основанное на достоверных и научно обоснованных методиках, проводимое по решению регистрирующего уполномоченного органа уполномоченными экспертами и специалистами в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений на предмет определения религиозного характера организации [6, с. 13]. Полностью соглашаясь с данным определением, можно, на наш взгляд, добавить, что государственная религиоведческая экспертиза должна анализироваться как минимум в двух своих ипостасях.
С одной стороны, ее можно рассматривать как урегулированные нормами права процессуальные отношения, возникающие при применении института государственной религиоведческой экспертизы субъектами права. В этом случае раскрывается процесс назначения, проведения и использования экспертизы.
С другой стороны, государственная религиоведческая экспертиза - это основанное на достоверных и научно обоснованных методиках независимое и объективное исследование учредительных и иных документов, а также практики регистрируемой организации. Такое исследование проводится по решению регистрирующего уполномоченного органа уполномоченными экспертами и специалистами в области религиоведения и государственно-конфессиональных отношений на предмет определения религиозного характера организации и достоверности сведений относительно основ вероучения религиозного объединения и соответствующей ему практики.
Как уже указывалось, законодатель предусмотрел возможность проведения не просто религиоведческой экспертизы, а именно государственной религиоведческой экспертизы. Государственная экспертиза проводится в сфере, которая признается значимой с точки зрения государственных интересов и поэтому требует особых охранительных гарантий, обеспечиваемых государственными институтами. Как особый вид экспертизы, она имеет ряд специфических признаков.
Государственная религиоведческая экспертиза, затрагивающая право на свободу совести и вероисповеданий многих граждан, в полной мере отвечает признакам, касающимся ее назначения в связи с решением значимых вопросов общественной и государственной жизни, затрагивающих интересы безопасности общества, а также в связи с тем, что она проводится специально уполномоченным на то государственным органом, осуществляется от имени государства и является обязательной к исполнению соответствующими органами государственной власти либо учреждениями (организациями). В меньшей степени государственная религиоведческая экспертиза отличается строгой процедурой ее проведения, близкой к процессуальной форме судебной экспертизы [2; 7, с. 47].
Одно из немаловажных ее значений состоит в том, что данный вид экспертизы позволяет также проводить профилактику преступности на религиозной почве, поскольку может выявить несоответствие декларируемых целей органи-
зации с реальной практикой. При этом государственная религиоведческая экспертиза должна рассматриваться не как использование специальных познаний в деятельности власти для искоренения неугодных религиозных организаций, но как специальный метод объективного познания религиозной сферы с применением профессиональных знаний и относиться к числу инструментальных гарантий свободы совести и вероисповедания.
Как указывалось, государственная религиоведческая экспертиза на настоящий момент регулируется п. 8 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и приказом Министерства юстиции РФ «О государственной религиоведческой экспертизе». Практика показывает низкую эффективность данных правовых актов, не позволяющих достичь установленных целей правового регулирования данного института, что приводит к снижению его результативности.
Вступление в силу указанного приказа, расширившего основания назначения религиоведческой экспертизы, и новый состав Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы вызвали протест со стороны как научной общественности, так и религиозных объединений.
Институтом религии и права в сети Интернет и в журнале «Религия и право» было размещено открытое обращение к министру юстиции РФ А. Коновалову по поводу ситуации, связанной с новым составом Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ [8, с. 3]. Помимо министра, данное письмо было направлено Президенту РФ Д.А. Медведеву, Председателю Правительства РФ В. В. Путину, Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину, ряду членов Общественной палаты РФ, председателю Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию Церкви и общества протоиерею В. Чаплину. За период с 22 апреля по 21 августа 2009 г. в поддержку акции было направлено 12 454 подписи, а также комментарии и отзывы, процесс освещался в журнале «Религия и право».
С заявлением по данной проблеме также выступил Институт свободы совести: «Институт религиоведческой экспертизы (и прочие органы по делам религий), «антиэкстремистское» законодательство, списки «экстремистской» литературы и специализированные «антиэкстремистские» силовые структуры противоречат конституционным принципам свободы совести (ст. 28) и светскости государства (ст. 14), несут угрозу правам человека, стабильности общества, безопасности государства... Экспертный совет по религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции Российской Федерации должен быть распущен, а институт религиоведческой экспертизы упразднен» [9].
По мнению С.А. Бурьянова, данная позиция не лишена оснований: «Главный парадокс заключается в том, что единого правового и даже религиоведческого определения религии не существует (их более 200), а значит, эксперты фактически определяют внешние проявления «религиозности» объединений на предмет соответствия собственным представлениям о религии. Как следствие, конечный результат деятельности экспертных советов по проведению религиоведческой экспертизы напрямую зависит от принципа формирования и персонального состава... По нашему мнению, в связи с современным состоянием российского религиоведения как науки, его идеологизацией и конфессионали-
зацией применение религиоведческих познаний в юриспруденции изначально создает предпосылки для нарушения декларируемых принципов свободы совести. А соответствующие государственные структуры, выполняющие функции религиоведческой экспертизы, тяготеют к коррупции или неправомерным ограничениям деятельности религиозных объединений» [10, с. 58-60].
С нашей точки зрения, трудно согласиться со столь однозначно даваемыми оценками и слишком однозначным восприятием проблемы. Россия - поли-конфессиональное государство, исторически на территории нашей страны проживают люди разного вероисповедания. Как указывалось, за последние десятилетия появилось много не изученных религиозных новообразований. Кроме того, поскольку современный экстремизм носит зачастую религиозный окрас, государственная религиоведческая экспертиза становится, как никогда, актуальной и востребованной.
По нашему мнению, институт государственной религиоведческой экспертизы не только не противоречит конституционным принципам свободы совести, но является важной составляющей в системе правовых гарантий свободы совести и вероисповедания. Его упразднение может повлечь за собой угрозу нарушения прав человека, стабильности общества, безопасности государства в целом.
Несомненно, существует серьезный пробел в правовом регулировании государственной религиоведческой экспертизы. Совершенствование законодательства в данной области возможно с помощью принятия Федерального закона «О государственной религиоведческой экспертизе» либо путем внесения изменений и дополнений в ныне действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Теоретические и научно-практические исследования, осуществляемые по данной тематике, будут способствовать оптимизации материальной и процессуальной сторон применения и развития рассматриваемого института.
Библиографический список
1. СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
2. Томаева Т.В. Методологические принципы религиоведческой экспертизы // Религия, политика и права человека: мат-лы конференции / под ред. А.В. Пчелинцева, Т.В. Томаевой. М., 2002.
3. Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. М., 2000.
4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2005.
5. О государственной религиоведческой экспертизе: приказ Министерства юстиции РФ от 18 февр. 2009 г. № 53// Рос. газ. 2009. 13 марта.
6. Пчелинцев А.В. Экспертиза по «божественным делам»: инквизиция или гарантия свободы религии? // Религия и право. 2009. № 3.
7. Пчелинцев А.В. Какой должна быть государственная религиоведческая экспертиза // Российская юстиция. 2009. № 3.
8. Обращение Института религии и права по поводу предварительных итогов акции Инквизиторам нет!» // Религия и право. 2009. № 4.
9. Институт религиоведческой экспертизы, «антиэкстремистские» законодательство, структуры и списки религиозной литературы должны быть отменены: заявление Института свободы совести // Портал-Credo.ru. 13 апр. 2009.
10. Бурьянов С.А. Реализация конституционной свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации. М., 2009.