Научная статья на тему 'Новое в философии культуры'

Новое в философии культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в философии культуры»

РЕЦЕНЗИИ

А. А. Деркач, А. К. Маркова

НОВОЕ В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

условиях ценностного вакуума в современном российском обществе и ломки ранее сложившихся нравственных ценностей огромный интерес представляют книги, привлекающие внимание к исцеляющей миссии культуры. К таким остро востребованным книгам безусловно следует отнести фундаментальный труд В. К. Егорова «Философия культуры России: контуры и проблемы» (М.: Изд-во РАГС, 2003. 655 с.).

Рассмотреть роль культуры в обновляющемся обществе особенно необходимо в связи с тотальным наступлением антикультуры. В.К. Егоров возражает против вульгаризации культуры, превращения ее в суррогат, в приспособление для массового потребления, в рыночную игрушку.

В контексте бурно обсуждаемых идей глобализации актуальность книги определяется тем, что автор вводит четкие нравственные ориентиры, намечает границы культурно-национальной самобытности, которые не могут и не должны быть снесены волнами экономического объединения стран и континентов.

Новым в авторском изложении философии культуры можно считать то, что в книге не только рассматриваются философские проблемы культурологии, но и осуществляется широкое методологическое отыскивание современных гуманистических психологических подходов к построению программ нравственного воспитания подрастающего поколения. Показ автором роли духовной культуры в развитии общества, раскрытие черт человека как активного субъекта культуры, анализ путей развития человеком себя в процессе освоения опыта культурных традиций, подчеркивание роли взаимообогащения культур — все это составляет серьезный теоретический фундамент психолого-педагогических разработок в области нравственного воспитания.

Автор делает предметом своего многоаспектного анализа культуру в специфике ее конкретных реалий, с сожалением отмечая, что неравномерность культурного развития, региональные, социальные, национальные различия не становились до последнего времени предметом беспокойства и интереса.

Главным действующим лицом в книге является «ищущая новое качество современная культура» (с. 55). Рассматривается эволюция культуры, ее прошлое, настоящее, будущее. Загадкой, по автору, является так называемая третья культура, культура будущего, спрятанная во времени от посторонних взглядов.

Автор развивает глубоко современный гуманистический подход к изучению содержания и функций культуры. Культура, по автору, складывается в истории как общность действий, форм поведения, воззрений, норм и ценностей; сущность культуры — в творчестве, в ценностях, в знаковости, в способности служить средством деятельности. Отмечая наличие в культуре ценностного и ресурсного компонентов, автор во всех разделах книги делает упор на аксиологический, ценностный компонент культуры, отмечая неправомерность распространенного в настоящее время увлечения технологической стороной культуры. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком. Автор подчеркивает примат духовной культуры над материальной, с горечью отмечая обратное соотношение этих начал в современном мире.

Философия вообще и философия культуры в частности служит способом культурного самосознания человека. Если культура есть важнейшее направление развития общества, то философия культуры является рефлексией на способ ее существования и развития.

Философия культуры определяет перспективы развития культуры, и напротив, решающим фактором кризиса культуры является несостоятельность философии, которая не справляется со своими задачами и не может предупредить и разрешить противоречия современной культуры. Философия культуры — это подвижное, динамическое соотношение ценностей, где раскрываются не только существующие, но и ожидаемые ценности (в системе чего хотелось бы жить).

Культура рассматривается в книге через открытость ее границ. Культура, пишет автор, — это прежде всего развитие. Открытость миру есть важнейшее условие развития культуры. И напротив, закрытые культуры, оставаясь самодостаточными, обречены. Источники развития внутри культуры. В истории культуры важны такие ее состояния, которые превращают один исторический тип культуры в другой; в логике своей культуры ценности часто обретают естественный облик, переходя в разряд данности. Для развития культуры неприемлема линейность. При изучении культуры, по мысли автора, надо учитывать незавершенность, открытость человеческой природы, способность человека к раскрытию своей творческой природы. Представляется, что в процессе нравственного воспитания очень важно ознакомление именно с этими переходными периодами развития культуры и их обдумывание.

Культура рукотворна, она продукт человеческого, преимущественно индивидуального творчества (в отличие от культа, в основе которого лежат освященные мифологической символикой нормы группового поведения). По мере освоения культуры как одной из сторон общественно выработанного опыта человек становится субъектом процесса развития культуры и субъектом своего развития. Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самовысвобождения человека. Искусство, наука, религия есть разные стороны этого процесса, в каждой из них человек получает новую возможность для построения своего собственного идеального лица; они разнонаправлены и подчинены различным принципам, но каждая открывает новый горизонт в развитии человека. Таким образом, наука, искусство, религия предстают как сферы раскрытия способностей человека. Автор отмечает также не созерцательный, а действенный характер культуры: причастность человека к культуре определяется его причастностью принципам и этосам данной культуры, его убеждениями и реальными действиями.

Чрезвычайно современно в век глобализации звучат идеи автора о взаимопроникновении разных культур. Сегодня отмечается, пишет автор, множественность культур, признается их качественное своеобразие и самобытность, равенство всех культур. Культура рассматривается как диалог, форма современного бытия и общения людей разных прошлых, настоящих и будущих культур, их взаимопорождения.

Чрезвычайно важны для воспитания человека современного открытого общества положения автора о соотношении культуры и общества. Культура, по мысли автора, шире того места, исторического времени, среды, где она создается, культура изначально ориентирована на открытость и преодоление своего содержания. Культура и ментальность выводимы из экономических, социальных, политических особенностей эпохи или страны. Например, автор выражает согласие с Д. С. Лихачевым в том, что европейская культура имеет три специфических для нее основания — личность, универсализм, свободу. Но структуры культуры и ментальности обладают большей исторической длительностью, устойчивостью относительно изменений общественно-политической жизни. Автор возражает против эс-сенциалистских подходов с их абстрактной моделью культуры (безотносительно к месту, времени, этносу), изучающей сущность, но пренебрегающей реальностью; показывает, что, например, в многонациональной России нежелательно очищение культуры от этно-национального своеобразия. Вместе с тем автор возражает против жесткой связи культуры и общества: может уже не быть страны, государства, империи, а культура живет, перетекает. С этой точки зрения культура превыше цивилизации: культура связана с формированием отношений и ценностей человеческого бытия, отношений к миру, а цивилизация означает реализацию этого отношения. При этом разные культуры имеют неодинаковые способности к ассимиляции или модернизации. Культура фокусирует отечественный опыт материальных и духовных видов деятельности, но в развитии она шире исторических и

национальных рамок. Например, в развитии российской культуры национальная принадлежность и вероисповедание не были решающими, что говорит о всемирной открытости российской культуры.

Будучи не жестко связана с развитием общества, культура может тем не менее выступать как традиция, способная затормозить определенные инновации в обществе, если они не соответствуют ее канонам; культура может выступать как инстанция, придающая культурную лигитимность, духовную санкцию общественным начинаниям.

Автор приглашает читателя к обдумыванию и сопоставлению разных методологических подходов к изучению культуры. Системный подход к культуре, по автору, состоит в том, что культура рассматривается как подсистема бытия наряду с другими подсистемами (природой, обществом, человеком), включая обращение культуры на самое себя, это предполагает относительную автономность, специфичность ее содержания, ее самовыражение. Автор учитывает не только преимущества, но и ограничения системного подхода при его применении к культуре как объекту живой природы и как социальной системе. По ходу изложения автор неоднократно обращается к перспективности современного синергети-ческого междисциплинарного изучения сложных открытых нелинейных систем, к которым относится культура. Синергетические концепции самоорганизации расширяют проблемное поле человека и его культуры.

К достоинствам рецензируемой книги относится также обсуждение в ней новых трактовок содержания и роли культуры в развитии общества. На ранних этапах развития общества культура рассматривалась в связи с приспособлением человека к природе и как способ жить. Позднее культура стала восприниматься как вторая природа, сотворенная человеком. Благодаря этому культура приобретала нормативный характер. Вторая природа здесь — это развитие форм деятельности человека, в которые вписывается природа, при этом природа подчиняется человеческой деятельности. По сути дела, действительность при таком подходе должна подчиняться идеалу, созданному в рамках деятельности человека и его культуры. В настоящее время наблюдается, по мысли автора, сближение культуры и повседневной жизни, преодолевается демиургическое отношение к культуре как второй природе, происходит отмена поклонения человеческой сознательности и отрыву от природы. Происходит возврат к исходному пониманию культуры как способа жить, складывается новая историческая трактовка культуры как способа выживания человечества в усложняющихся экологических и социальных условиях, появляется осознание необходимости ограничений, поставленных природой при создании человеком «второй природы».

Проведенное в книге В. К. Егорова философское осмысление механизмов развития культуры может стать важной вехой в психолого-педагогическом обосновании процессов общественного воспитания в обновляющемся обществе.

Анализируемая книга создает хорошую основу для движения в этом направлении.

© Деркач А. А., Маркова А. К., 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.