Научная статья на тему 'Культурологические основы современного дополнительного образования'

Культурологические основы современного дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURAL STUDIES WORK / ACTIVITY AND PERSONAL APPROACH / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Татьяна Михайловна, Решетова Екатерина Евгеньевна

В статье рассматриваются современные отечественные походы к понятиям «культура» и «образование», а также показана их взаимосвязь. Культурологическая деятельность представлена в учреждениях дополнительного образования, которая осуществляется системно и приобретает творческий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL FOUNDATIONS OF CONTEMPORARY ADDITIONAL EDUCATION

The article examines the current domestic approaches to the concepts of «culture» and «education», and also shows their relationship. Cultural activities in institutions of additional education are presented, which are carried out systematically and become creative.

Текст научной работы на тему «Культурологические основы современного дополнительного образования»

УДК 37+159.9:008

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014 Т.М.Сорокина, Е.Е.Решетова

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Статья поступила в редакцию 24.02.2014

В статье рассматриваются современные отечественные походы к понятиям «культура» и «образование», а также показана их взаимосвязь. Культурологическая деятельность представлена в учреждениях дополнительного образования, которая осуществляется системно и приобретает творческий характер. Ключевые слова: культурологическая работа, деятельностный и личностный подход, дополнительное образование.

Рассматривая специфику культурологической работы в учреждениях дополнительного образования, мы считаем необходимым обратить внимание на такие понятия, как «культура» и «образование», а также проследить их взаимосвязь. Понятие «культура» (от лат. cultura, «возделывание, обработка», а также «воспитание, развитие»), стало предметом исследования социологов, психологов, педагогов. Так, В.И.Даль в Словаре живого великорусского языка дал определение понятия «культура» как обработка и уход, возделывание, а так же образование, умственное и нравственное1. С.И.Ожегов в Словаре русского языка рассматривает культуру как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении2.

В Российской педагогической энциклопедии культура понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организаций жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях3.

В исследовании английского этнографа Э.Б.Тайлора приводится классическое определение понятия «культура»: «культура» слагается в своем целом из знания, верований,

Сорокина Татьяна Михайловна, профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования. E-mail: tatyana.sorockina2012@yandex. ru Решетова Екатерина Евгеньевна, аспирант. E-mail: metodist@deti-nn. ru

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: 2001. - Т.2.О-И. - С. 217.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 18-е изд., стереотип. - М.: 1987. - С. 354.

3 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах.

/ Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: 1993. - Т.1: А - М. -

С. 486.

искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества4.

Обращение к великорусской традиции духовного воспитания и просвещения человека, которое происходило в атмосфере христианских ценностей, позволяет соединить, по мнению Е.П.Белозерцева, достижения духовной культуры православной России с европейским просвещением и образованностью нового и новейшего времени, естественным образом соединить религиозное и светское воспитание 5. Тем самым создаются реальные возможности восстановить духовную составляющую национального образования, построенного на идеях российской общественной мысли: идеи единения мира (И.А.Ильин), идеи соборности (Н.Д.Никандров), идеи национального дома (Е.П.Белозерцев) и воплотить в практической педагогической работе глубинный смысл образования - развивающийся человек, его гармония отношений с миром, с собою и другими людьми, его духовное становление.

Под культурой Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров понимают «совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и накапливаемых определенной общностью людей. Культура - это продукт социальной активности человеческих коллективов, она имеет исторический генезис и, наконец, играет определенную роль в становлении отдельной человеческой личности»6.

4 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: 1989. - С. 18.

5 Белозерцев Е.П. Триединство русского образования: опыт историко-культурного анализа // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. (В 2 частях) - М.: 2000. - Ч. 1. - С. 70 - 74.

6 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностранного: Метод. руководство. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 1990. - С. 35.

А.И.Арнольдов в книге «Введение в культурологию» отмечает, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных толкований определений понятия «культура», отмечая при этом, что «правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей один из важнейших признаков культуры человека - мера его способности к саморазвитию»7.

Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Собственно, сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим.

М.С.Каган определяет культуру «...как целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которой реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой»8. Автор выделяет четыре смысловых масштаба употребления понятия «культура» в зависимости от того, с каким культурогенным субъектом она соотносится: культура общечеловеческая (культура как таковая, рассматриваемая в самом общем смысле, в оппозиции «натура (природа) -культура»); культура того или иного конкретного социума (античная культура, культура эпохи Возрождения или культура России конца XX века); культура определенной социальной или профессиональной группы («этническая культура», «национальная культура», «педагогическая культура»; культура отдельной личности9.

В целом можно говорить, что культуру понимают как: совокупность материальных и

духовных ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития данного общества и человека; сферу духовной жизнедеятельности общества, включающую систему образования, воспитания, духовного творчества; уровень развития средств конкретной деятельности; процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой; степень совершенства в развитии соответствующей личностной сферы конкретного человека; личностное новообразование, обеспечивающее человеку «ускорение качественного роста, закрепление новых достижений в этом росте, подготовку к новому росту»10.

Исследования в современной отечественной и зарубежной науке позволили выделить дея-тельностный и личностный подходы к изучению феномена культуры.

В рамках деятельностного подхода на первый план выходят формирующие возможности культуры, а именно социально направленная активность человека, ориентирующая его на преобразование среды, и связанное с этим саморазвитие индивида11. Согласно личностному подходу, культура рассматривается как: «.некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств»12; «.процесс творческой самореализации сущностных сил и способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой»13; «мера развития человека»14; «нормотворчество»15; «усвоение личностью культуры и творческое создание личностью новых общественно значимых образцов»16.

7 Арнольдов А.И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция). Учеб. пособ. - М.: 1993. -С.9.

8 Каган М. С. Культура как объект философского исследования // Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. - Л.: 1991. - С. 137 - 140.

9 Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Под. ред. А.А.Деркача. - М.: 2004. - С. 143.

10 Селезнева Е.В. Развитие акмеологической.... - С. 94.

11 Роль культуры в формировании личности / Под ред. Е.М.Бабосова. - Минск: 1980. - С. 27.

12 Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т.Иовчука, Т.И.Ойзермана, И.Я.Щипанова. - М.: 1969. - С. 513.

13 Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя, культурологический подход. -М.; Белгород: 1999. - С. 151.

14 Мухаметзянова Г.В., Юдин В.П. Социальная работа: Защита личности, подготовка кадров, социальная служба. - Казань: 1995. - С. 13.

15 Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии. - М.: 1983. - С. 154 - 171.

16 Деркач A.A., Михайлов Г.С. Методология и

стратегия акмеологического исследования. - М.: 1998. -

С. 96.

В наиболее общем виде под образованием понимается целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации, освоение личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретение грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах17.

Н.В.Бордовская и А.А.Реан образование рассматривают в качестве процесса передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями.

Необходимость взаимодействия образования и культуры признает большинство специалистов в области педагогики и психологии, философии, истории и других отраслей научного знания, однако они по-разному раскрывают историко-логические, структурно-системные, причинно-следственные, функциональные, процессуальные, содержательные и другие аспекты. Можно выделить следующие функции образования: образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; образование - это воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуросообразного устройства; образование - это процесс социализации человека и преемственности поколений; образование -это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства; образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества18.

В становлении личности важное место занимает образование, однако понятия «образованности» и «культурности» полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, способ мышления, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д.19.

Рассматривая образование в контексте культуры, И.А.Зимняя утверждает, что образование, являясь по сути управляемым извне

самообразованием, т.е. построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех планах: как система, как процесс и как результат образовательного процесса, т.е. образованность конкретного человека20.

Проблема взаимодействия, взаимопроникновения, взаимообусловленности культуры и образования находится сегодня в центре внимания многих педагогов, психологов, философов. Педагог С.И.Гессен пишет: «Между культурой и образованием имеется точное соответствие... Об образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура». «.Развитие культуры и развитие образования - процессы, во многом протекающие параллельно, синхронно и взаимосвязанно, поэтому «.понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни»21.

Более того, как отмечает А.Н.Леонтьев, «.связь между историческим прогрессом и прогрессом воспитания является до такой степени тесной, что по общему уровню исторического развития общества мы безошибочно можем судить об уровне развития воспитания, и, наоборот, по уровню развития воспитания - об общем уровне экономического и культурного развития общества»22.

Е.В.Бондаревская рассматривает культуро-сообразное личностно ориентированное воспитание как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. По ее мнению, основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соав-тора23.

Ставя вопрос о целях образования, С.И.Гессен определил эти цели как цели жизни соответствующего общества. Определив цели жизни современного ему культурного общества как цели образования, ученый поставил знак равенства между понятиями «образование» и «культура»: «Образование

17 Трубина И.И. Системный мониторинг качества образования как информационная основа управления общеобразовательным учреждением: Дисс. ... канд. пед. наук. - М.: 2005. - С. 22.

18 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. - М.: 1999. - С. 288.

19 Соколова Л.Б. Научное исследование как фактор становления культуры педагогической деятельности будущего учителя // Кредо. - 2000. - №> 3(21). - С. 1 - 13.

20 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для, вузов. - М.: 2003. - С. 453.

21 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в при-клад-ную философию. - М.: 1995. - С. 25 - 35.

22Леонтьев А.Н. Личность человека в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1989. - № 3. - С.3 -16.

23 Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в

гуманистических теориях и системах воспитания. -

Ростов на/Д.: 1999. - С. 67.

есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то и по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание»24.

Культурологическая концепция развития личности, которую разрабатывали Л.С.Выготский, С.И.Гессен, А.Ф.Лосский, Ю.М.Лот-ман, получила глубокое развитие в современной отечественной науке и практике. В настоящее время продолжается поиск принципов и путей установления гармоничных отношений между культурой, образованием и человеком. При этом человек, каждый индивид, рассматривается как творец и творение культуры, субъект образовательного и социокультурного процесса. Можно сделать вывод, что ведущей целью образования является приобщение человека к культурным ценностям, а важнейшими его принципами - принципы культуросообразности и культуротворчества.

Культурологический подход предполагает саморазвитие человека в образовательном пространстве. По убеждению Е.В.Бондарев-ской, общество должно стремиться к равновесию материального и духовного как показателю культуры, а идеалом становится воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, человека-созидателя. Именно эта цель позволяет воспитать гражданина своей страны, своего Отечества, отвечающего современному уровню развития мировой и национальной культуры во всех ее формах и проявлениях25. Важно отметить, что уровень культуры родителей и педагогов играет очень роль в процессе развития подростков.

Культурологический подход позволяет ориентироваться не столько на знания, а сколько на воспитание подростка с ориентацией на духовно-нравственные ценности, на активную преобразующую деятельность, на воспитание культуры отношений. Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер, отталкиваясь от особенностей способностей, наклонностей и дарований каждой конкретной личности. Сложнейшая задача состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом культурных знаний, умений и навыков, которые должен усвоить каждый, и содержанием индивидуально-творческой деятельности, связанной с удовлетворением потребности личности в самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей.

Рассуждая о приоритетности самоценности ребенка, К.Н.Вентцель закономерно пришел к следующим вопросам: каким образом лучше всего сохраняется культура человечества, достигается ее быстрый рост, возрастание ценности? По его мнению, необходимым условием для разрешения указанных вопросов является нравственная интериоризация культуры, ее превращение из внешней и показной в истинно внутреннюю, обусловленную развитием стремления каждой конкретной индивидуальности к гармонизации целей своей жизни. «Дать возможность свободно развиваться внутреннему потенциалу детей, создать условия для формирования их творческих индивидуальностей. Ибо взаимодействие творческих индивидуальностей и составляет «душу» культуры, без которой последняя не имеет смысла»26. На наш взгляд наиболее эффективными институтами культурологической деятельности личности, являются учреждения дополнительного образования, так как в них культурологическая работа осуществляется системно и приобретает творческий характер.

Личностно ориентированное дополнительное образование, реализующееся в условиях целостного и гармоничного культурно-образовательного пространства, должно строиться на диалогичных субъект-субъектных отношениях. По мнению И.С.Якиманской, в его основе лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом27.

Современные исследования в области культурологической деятельности учреждений дополнительного образования доказывают, что необходимо преодолеть разрыв между образованием и культурой. Р.С.Буре, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Л.В.Поздняк указывают, что дополнительное образование перестает быть замкнутой педагогической, системой и должно иметь тесную связь, с социально-духовной сферой общества28.

По мнению Е.В.Бондаревской, важно сделать переход в педагогике от просветительской парадигмы к культуротворческой, от «человека образованного» к «человеку культуры», реализуемой в рамках личностно ориентированного образования, где культуроло-

24 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: 1995. - С. 35.

25 Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах... - С.67.

26 Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. - Изд. 2-е. - М.: 1923. - С. 145.

27 Якиманская И. С. Проектирование личностно-ориенти-рованной системы обучения: принципы, проблемы, реше-ния // Проектирование в образовании. Материалы научно-практич. конф. - М.: 1994. - С. 54 - 58.

28 Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова. - М.: 1998. - С. 19.

гический подход, предписывает «поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию»29, что наиболее эффективным образом реализуется в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование детей это составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться как профессионально, так и лич-ностно. Основными целями деятельности исследуемого нами центра дополнительного образования (ГБОУ ДОД ЦЭВДНО) являются: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Дополнительные образовательные программы реализуются по следующим направленностям: художественная; социально-педагогическая; военно-патриотическая; научно-техническая и физкультурно-спортивная.

Содержание обучения определяется дополнительными образовательными программами следующих видов: типовыми, авторскими, модифицированными, адаптированными, экспериментальными, принятыми на Педагогическом совете и утвержденными приказом директора. Для достижения указанных целей центр осуществляет следующие виды деятельности: разработка и реализация инновационных образовательных программ, учебных планов, технологий и механизмов реализации дополнительных образовательных программ; содействие в повышении квалификации педагогических кадров учреждений общего, дополнительного и начального, среднего профессионального образования в сфере дополнительного художественного образования, педагогической поддержки развития детского общественного движения, ученического самоуправления, семейного воспитания, организации летнего отдыха детей; разработка и реализация новых концептуальных идей, программ и положений, в целях обновления программно-методической базы дополнительного образования детей; создание в области организационно-педагогических условий для творческого общения педагогов и детей, проведение смотров, конкурсов, фестивалей различных жанров и уровней; разработка и реализация социально-педагогических проектов по заказу Учредителя; организация образова-

тельного процесса в детских объединениях ГБОУ ДОД ЦЭВДНО участие в реализации экспериментальных проектов в сфере дополнительного образования детей по направлен-ностям, закрепленным за ГБОУ ДОД ЦЭВДНО; установление международных и межнациональных связей и контактов; разработка и реализация совместных проектов; организация и методическое сопровождение мероприятий и проектов, направленных на гра-жданско-патриотическое воспитание и развитие социальной активности подрастающего поколения; организация мероприятий по содержательному, методическому и технологическому сопровождению процедур аттестации педагогических работников в соответствии с направленностями, закрепленными за ГБОУ ДОД ЦЭВДНО; хозяйственная деятельность, направленная на обеспечение деятельности Учреждения и достижение целей его создания.

В свете этого компонентами культурологических основ в личностно ориентированном дополнительном образовании выступают: отношение к ученику как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к педагогу как посреднику между учеником и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношение к дополнительному образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазития; отношение к образовательному учреждению дополнительного образования как к целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры30.

По содержанию культурологическую деятельность в учреждениях дополнительного образования можно разделить на познавательную, ценностно-ориентированную, прак-тически-пре-образующую и творческую деятельность (как нами показано в вариативности видов деятельности центра дополнительного образования Нижегородской области). Познавательная деятельность - характеризуется усвоением информации и получением нового знания в процессе обучения и участия в творческой деятельности. Ценностно-ориентированная деятельность - позволяет

29 Бондаревская Е.В. Педагогика: личность

гуманистических теориях и системах. - С.87.

Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах. - С.44.

в

приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков31. Практически-преобразующая деятельность - всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам культурологической деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством32.

Высокая активность подростков в учреждениях дополнительного образования рассматривается как процесс овладения культурологическими ценностями в условиях дополнительного образования посредством специ-

ально организованной деятельности, в которой происходит производство и накопление подростками новых знаний, норм, системы ценностной ориентации.

Таким образом, в современных условиях одной из главных функций учреждений дополнительного образования является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь и формирования ее социальной активности.

31 Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. - Челябинск: 2002. - С. 84.

32Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова. - М.: 1998. - С. 6.

CULTURAL FOUNDATIONS OF CONTEMPORARY ADDITIONAL EDUCATION

© 2014 T.M.Sorokina, E.E.Reshetova" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

The article examines the current domestic approaches to the concepts of «culture» and «education», and also shows their relationship. Cultural activities in institutions of additional education are presented, which are carried out systematically and become creative.

Keywords: cultural studies work, activity and personal approach, additional education.

Tatiana Mihailovna Sorokina, Professor of Department of psychology and pedagogy of preschool and primary education. E-mail: tatyana.sorockina2012@yandex.ru Ekaterina Evgenievna Reshetova, Postgraduate. E-mail: metodist@deti-nn. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.