Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-89-93
Новое содержание методической подготовки современного педагога в интересах устойчивого развития
Мирнова М. Н. 1, Разаханова В. П. 2, Луганова С. Г. 2, Мусинова Э. М. 3
1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет, 3 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: rvp.konf@ mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования заключается в поисках путей изменения целей и содержания методической подготовки будущего педагога в педагогических вузах в интересах устойчивого развития. Результаты. Основываясь на подготовку педагога с инновационным стилем мышления, в интересах устойчивого развития предложено модернизировать методическую подготовку педагога (цели обучения, содержание, методы, технологии, средства обучения и контроля) в интересах устойчивого развития. Особое внимание уделяется проектной деятельности педагога межпредметного и интегрированного характера, поскольку она позволяет формировать важные компетенции, необходимые для образования в целях устойчивого развития. Приоритет ставится на формирование креативного, аналитического мышление педагога. Вывод. Поиск путей изменения целей и содержания методической подготовки будущего педагога в педагогических вузах в интересах устойчивого развития привел к потребности в педагогах с инновационным стилем мышления, направленным на обучение в интересах устойчивого развития.
Ключевые слова: методическая подготовка, педагог, устойчивое развитие, проектная деятельность, система образования, воспитание, компетенции, проект.
Формат цитирования: Мирнова М. Н., Разаханова В. П., Луганова С. Г., Мусинова Э. М. Новое содержание методической подготовки современного педагога в интересах устойчивого развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 89-93. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-89-93_
New Content of Modern Teacher's Methodical T raining
For Sustainable Development
Marina N. Mirnova 1, Venera P. Razakhanova 2, Saadat G. Luganova 3, Elmira M. Musinova 4
1 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Pedagogical University, 3 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: rvp.konf@ mail.ru
ABSTRACT. The aim of this research is to find ways to change the aims and maintain the methodical training of future teachers in pedagogical universities in the interests of sustainable development. Results. Based on the training of a teacher with an innovative style of thinking, in the interests of sustainable development, it is proposed to modernize the methodological training of a teacher (learning aims, content,
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
methods, technologies, teaching tools and controls) in the interests of sustainable development. Special attention is paid to the project activity of the teacher of an interdisciplinary and integrated nature, since it allows you to form important competencies necessary for education for sustainable development. Priority is given to the formation of creative, analytical thinking of the teacher. Conclusion. The search of the ways to change the aims and content of methodical training of future teachers in educational institutions in the interests of sustainable development has led to the need to educate and train such a teacher with an innovative style of thinking aimed at sustainable development.
Keywords methodical training, teacher, sustainable development, project activity, education system, upbringing, competence, project.
For citation: Mirnova M. N., Razakhanova V. P., Luganova S. T., Musinova E. M. New Content of Modern Teacher's Methodical Training for Sustainable Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 89-93. DOI: 10.31161/1995-06592020-14-1-89-93 (In Russian)
Введение
Концепция перехода к устойчивому развитию в России была принята в 1996 г. Одним из основных направлений перехода России к устойчивому развитию является формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
Поэтому актуальным становится проблема подготовки педагога, готового выстроить качественную систему образования и воспитания в образовательном учреждении, содержание которой будет включать новые знания об окружающей среде и здоровье человека, формировать нормы поведения школьника, основанные на общечеловеческих ценностях. Следовательно, целесообразно вводить новое содержание в методическую подготовку будущего педагога.
Образование в интересах устойчивого развития становится глобальным проектом, поэтому не учитывать данный факт в методической подготовке будущего педагога таких предметов как биология, химия и экология невозможно, поскольку в ее результатах должен быть заинтересован каждый человек на планете Земля.
Цель нашего исследования заключается в поисках путей изменения целей и содержания методической подготовки будущего педагога в педагогических вузах в интересах устойчивого развития.
Результаты исследования и обсуждение
Основываясь на подготовке педагога с инновационным стилем мышления, направленного на обучение в интересах устойчивого развития, следует внести в методическую подготовку студентов решение ситуационных задач, разработать соот-
ветствующие учебно-методические материалы, включающие электронные, аудио-и видео-средства. Возникает необходимость в модернизации целей обучения, содержания, методов, технологий, средств обучения и контроля в интересах устойчивого развития. Приоритет ставится на формировании креативного, аналитического мышления педагога. Следовательно, в новых условиях педагог, несущий новое знание и формирующий новое мышление у школьников, должен быть новатором. Инновационный подход к обучению школьников в интересах устойчивого развития становится основой для модернизации методической подготовки будущего педагога.
Считаем, что обучение будущих педагогов проектной деятельности позволит сформировать важные компетенции в области образования для устойчивого развития. Поэтому, необходимо выделить основные направления в целях устойчивого развития в проектной деятельности. Во-первых, необходимо в тематику проектов включать актуальные проблемы человечества, решение которых зависит во многом от формирующегося поколения. Во-вторых, выполнение проекта позволяет познакомить будущих педагогов с основами проектной деятельности, которые они смогут применить в практической деятельности.
Образование в интересах устойчивого развития призвано помочь будущему педагогу найти конструктивные и творческие решения для настоящих и будущих глобальных проблем и повысить устойчивость и жизнеспособность общества.
Обучение студентов проектной деятельности позволяет разработать меж-
предметные проекты, которые могут включать не только биологическое, химическое и экологическое содержание, но и такие аспекты как правовые и экономические, этические нормы, которые позволят регулировать отношение человека к природе и обществу. Поскольку от умения их учитывать в собственной профессиональной деятельности и повседневной жизни во многом зависит успех перехода к модели устойчивого развития общества. Реализация тематики межпредметных проектов, которые направлены на внедрение модели устойчивого развития общества, позволит повысить уровень образованности студентов и научит их реализовывать полученные навыки в своей будущей педагогической деятельности.
Подготовка педагога в области устойчивого развития требует интеграции знаний из области физики, химии и биологии, комплексного изучения процессов и явлений природы с учетом экономических и социальных аспектов. Интеграция имеющихся знаний, умений и навыков будущего педагога в рамках проектной деятельности позволит сформировать важные компетенции в образовании устойчивого развития. Это подтверждается исследованиями Ю. Л. Загуменнова, С. Н. Мальченко, В. Н. Кривцова, В. В. Полякова [3; 4], отметившими проектное обучение как наиболее эффективную педагогическую технологию в подготовке компетентного педагога для устойчивого развития, при этом ориентируют обучение на интеграцию имеющихся знаний и применение их в решении важнейших задач.
При этом в рамках одной дисциплины невозможно сформировать компетенции для образования устойчивого развития, поэтому считаем, что проектная деятельность будущего педагога в рамках межпредметного проекта позволит решить данную проблему. Для формирования компетенции будущего педагога требуется взаимосвязь между учебными дисциплинами (междисциплинарные связи), поэтому в нашем случае эффективной становится объединяющая все дисциплины проектная деятельность межпредметного и интегрированного характера.
Основной тематикой проектов может стать: соблюдение биосферосовместимых принципов деятельности человека, забота о будущих поколениях и условиях их жиз-
ни, прекращение потребительского отношения к природе и формирование экологической культуры и этики поведения подрастающего поколения, формирование экологического мышления, экологического мировоззрения и др.
Проектная деятельность в рамках сетевого взаимодействия двух вузов позволяет осуществлять совместные проекты и публично их защищать на онлайн-конференциях. Впервые опыт такой методической подготовки педагога осуществлен научно-образовательным центром «Инновационные образовательные технологии» в Южном федеральном университете (ЮФУ) на кафедре теории и методики биологического образования и Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) в научно-образовательном центре «Инновационные образовательные технологии». В течение двух лет студенты магистратуры обучаются проектной деятельности с использованием интегрированных и межпредметных проектов, направленных на исследования в области устойчивого развития. Ежегодно проводятся всероссийские онлайн студенческие конференции, позволяющие представить свой проект на общественное обсуждение с публикацией в сборнике конференции. Такое взаимодействие способствует обобщению опыта, расширению границ научного познания.
Продолжается активная деятельность по привлечению студентов к научно-исследовательской работе в рамках образования в целях устойчивого развития, участию в круглых столах, конференциях и конкурсах на выполнение финансируемых работ, подготовке публикаций. За три года заметно увеличение количества публикаций студентов в магистратуре, это хороший показатель их вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность, участие в научно-практических конференциях и реализация проектной деятельности будущего педагога вносят существенное изменение в модернизацию методической подготовки педагога. Победы студентов во всероссийских конкурсах «Профессионал года», «Учитель года» в номинации дебют года, «Лучшая студенческая статья» и др. отражают показатели формирования педагога, способного к активной профессиональной деятельности в условиях модернизации системы образования в целях устойчивого развития.
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
Положительным моментом в подготовке педагога становится сетевое взаимодействие организаций-партнеров образовательной программы, возможности их привлечения для организации проектной деятельности, проведения совместных научных исследований, обеспечения публикационной активности магистрантов через проведение научно-исследовательской работы и выполнение экспериментальной части выпускной квалификационной работы (ВКР). Разработка проекта и ее апробация осуществляется в базовых школах кафедры теории и методики биологического образования, на кафедрах Академии биологии и биотехнологии и химического факультета ЮФУ, а также Дагестанского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного медицинского университета, реализуя принцип интеграции науки и образования. Базовые школы кафедр, ведущие активную инновационную деятельность, регулярно проводят обучающие семинары, мастер-классы для педагогов образовательных учреждений-партнеров. Активное участие в проводимых мероприятиях принимают студенты-биологи. Такое сетевое взаимодействие организаций-партнёров помогает будущему студенту не только формировать профессиональные компетенции, но и сформировать целостное представление о значимости профессии педагога в сфере образования, определиться с будущей профессиональной деятельностью и найти место работы.
лиев К. И. К вопросу о формировании экологической культуры студента посредством организации волонтерской деятельности // Юг России: экология, развитие. 2017. 12(4). С. 157-165.
2. Айгубов Л. С., Хаджиалиев К. И. Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // Юг России: экология, развитие. 2016. 11(4). С. 175-182.
3. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/download _books/book/brinchuk_mm_ekologicheskoe_prav о/© (дата обращения: 02.10.19)
dzhialiev K. I. On the issue of forming the stu-
Опыт проектной деятельности за последние годы показал, что магистранты разрабатывают совместно с работодателями образовательные проекты (проекты «Экология Дона», «Живая и мертвая вода», «Экология Каспия», «Безопасный атом» и др.).
Заключение
Поиск путей изменения целей и содержания методической подготовки будущего педагога в педагогических вузах привел к востребованности педагогов с инновационным стилем мышления, способных осуществлять обучение в интересах устойчивого развития. Поэтому необходимо изменить не только содержание методической подготовки в педагогических вузах, но и ввести новые методы, формы и технологии обучения, организовать сетевое взаимодействие организаций-партнеров образовательной программы, взаимодействие с работодателями по выполнению совместного проекта. Проектной деятельности педагога межпредметного и интегрированного характера важно уделять особое внимание, поскольку она позволяет формировать важные компетенции, необходимые для образования в целях устойчивого развития. В связи с этим считаем необходимым осуществить кардинальные изменения как в методической подготовке педагога, так и в его сознании, и в сознании его школьников. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения педагога, его методической подготовки в вузе и механизмов экономического и социального развития.
европейский ЭКО-Форум [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.eco-forum.org (дата обращения: 02.10.19)
5. Зенченко С. А., Зенченко В. А. Компетенции преподавателей в области устойчивого развития и непрерывное обучение: сборник трудов Минского филиала РЭУ имени Г. В. Плеханова к 110-летию Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова // Капитал в экономике знаний. Составитель: Н. Н. Горбачёв. М. : Юнити-Дана, 2017. С. 199-210.
of volunteer activities. YugRossii:ekologiya, razvi-
Литература
1. Абдуразакова А. И., Айгубов Л. С., Хаджиа- 4. В. Элиас, Европейский ЭКО-Форум, Панъ-
References
1. Abdurazakova A. I., Aygubov L. S., Kha- dent's ecological culture through the organization
tie [South of Russia: ecology, development]. 2017. 12(4). Pp. 157-165. (In Russian)
2. Aygubov L. S., Khadzhialiev K. I. Volunteer activity as a means of forming a student's socio-ecological culture. Yug Rossii: ekologiya, razvitie [South of Russia: ecology, development]. 2016. 11(4). Pp. 175-182. (In Russian)
3. Brinchuk M. M. Environmental law: textbook [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/edu/student/download _books/book/brinchuk_mm_ekologicheskoe_prav o/© (accessed: 02.10.19)
4. V. Elias, European ECO Forum, pan-European ECO Forum: [Electronic resource]. Mode
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Мирнова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики биологического образования, Академия биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected]
Разаханова Венера Пирмагомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Луганова Саадат Гаджимагомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра анатомии, физиологии и медицины, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Мусинова Эльмира Мугудиновна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра медицинской биологии, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
of access: www.eco-forum.org (accessed: 02.10.19).
5. Zenchenko S. A., Zenchenko V. A. Competence of teachers in the field of sustainable development and continuous training: collected works of the Minsk branch of G. V. Plekhanov REU to the 110th anniversary of G. V. Plekhanov Russian Economic University. Kapital v ekonomike znanij [Capital in the knowledge of economy]. Compiled by N. N. Gorbachev. Moscow, Yunity-Dana Publ., 2017. Pp. 199-210. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Marina N. Mirnova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Theory and Methods of Biology Education, D. I. Ivanovsky Academy of Biology and Biotechnologies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]
Venera P. Razakhanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Biology, Ecology and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Saadat G. Luganova, Ph. D. of Biology, assistant professor, the chair of Anatomy, Physiology and Medicine, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Elmira M. Musinova, Ph. D. of Biology, assistant professor, the chair of Medical Biology, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 14.02.2020 г.
Received 14.02.2020.