УДК: 347.78:[070:004]
НОВОЕ СМЕЖНОЕ ПРАВО ИЗДАТЕЛЕЙ ПРЕССЫ НА ОНЛАЙН-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ПУБЛИКАЦИЙ АГРЕГАТОРАМИ НОВОСТЕЙ
А.Г Матвеев,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры гражданского права
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
e-mail: [email protected]
Аннотация: новыми участниками индустрии прессы в условиях цифровой экономики стали агрегаторы новостей. Проект Директивы Европейского Союза об авторском праве на едином цифровом рынке включает в себя положения о защите издателей пресс-публикаций при онлайн-исполь-зовании последних. В статье рассматривается новое смежное право издателей прессы. Перспективы признания этого права в Европейском Союзе на данный момент являются неоднозначными.
Ключевые слова: смежные права, авторское право, агрегатор новостей, пресс-публикация, онлайн-использование, директива Ес.
NEW RELATED RIGHT OF PRESS PUBLISHERS CONCERNING ONLINE USES OF THEIR PUBLICATIONS BY NEWS AGGREGATORS
A.G. Matveev,
Perm State University,
15, Bukirev st., Perm, Russia, 614990
e-mail: [email protected]
Annotation: news aggregators became new participants of the press industry in the digital economy. The proposal for a Directive of the European Union on copyright in the digital single market includes provisions for the protection of press publications concerning online uses. New related right of press publishers in the article is viewed. Prospects for the recognition of this right in the EU at the moment are ambiguous.
Keywords: related rights, copyright, news aggregator, press publications, online uses, directive EU.
Настоящее исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-001-00628.
В настоящее время человечество стоит у истоков четвертой промышленной революции, которая опирается на цифровую революцию. Ее основными чертами являются повсеместный и мобильный Интернет, миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект1. К. Шваб отмечает, что все новые достижения четвертой промышленной революции имеют одну общую особенность: они эффективно используют силу цифровых и информационных технологий. Тремя основными мегатрендами этой революции являются физический, цифровой, биологический2.
Цифровая революция принципиально меняет сферу создания, публикации и чтения новостных материалов. Крис Хаммонд (учредитель компании Narrative Science, специализирующейся на создании автоматических текстов) заявил, что к 2025 г. 90 процентов текстов новостей, читаемых общественностью, будут создаваться компьютерами без вмешательства человека3. Другие кардинальные изменения в сфере публикации и чтения прессы происходят уже в настоящее время. На этом рынке появляются новые игроки, которыми, в частности, являются новостные агрегаторы (например, GoogleNews, «Яндекс.Новости»), а также социальные сети. Эти онлайн-платформы отображают структурированную новостную ленту (подборку новостей из различных СМИ), которая автоматически формируется по различным критериям.
Бизнес-модель агрегаторов новостей строится на использовании опубликованной в Интернете прессы с целью получения доходов от рекламы. Последствия такой деятельности неоднозначны. С одной стороны, агрега-торы новостей привлекают внимание пользователей, некоторые переходят по ссылке на сайты издательств, увеличивая тем самым рекламный доход последних. С другой стороны, многие потребители ограничиваются чтением заголовков прессы на сайтах новостных агрегаторов и не переходят на сайты СМИ. Такая манера чтения является, как отмечает Л. В. Зимина, «гиперэкстенсивной»4. Эта манера отражает современную тенденцию в потреблении новостей пользователями, которых не интересуют объемные
1 Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2016. С. 11.
2 Там же. С. 17.
3 Журналисты, которые никогда не спят. URL: https://robo-hunter.com/news/jumalisti-ko-torie-nikogda-ne-spyat (дата обращения: 01.08.2018).
4 Зимина Л.В. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности: дисс. ... докт. филол. наук. М., 2005. С. 244.
материалы и которые не хотят пропустить что-то для них важное. Такое поведение отражается на интересах издательств и агрегаторов новостей: первые теряют свою потенциальную прибыль, тогда как вторые получают ее за счет использования контента, который они не создавали.
Дисбаланс, возникший между интересами издателей прессы и агрега-торами новостей, пытается разрешить Европейский Союз. В 2015 г. Европейская Комиссия опубликовала «Стратегию цифрового единого рынка для Европы»1. В ней указано, что мировая экономика быстро становится цифровой и что информационные и коммуникационные технологии уже не являются специфическим сектором, а выступают основой всех современных инновационных экономических систем. Одной из провозглашенных в Стратегии задач является построение современного, более европейского авторского права. Четырнадцатого сентября 2016 г. Европейская Комиссия представила проект Директивы об авторском праве на едином цифровом рынке2 - документа, в котором сосредоточены основные предложения по адаптации авторского права ЕС к цифровой среде. Ряд положений этой Директивы посвящен охране интересов издателей прессы при цифровом использовании их материалов. В качестве обоснований такой защиты Европейская Комиссия указала, что свободная и плюралистическая пресса важна для обеспечения качественной журналистики и доступа граждан к информации и что при переходе от печатных публикаций к цифровым изданиям издатели прессы сталкиваются с проблемами лицензирования их материалов на онлайн-использование и окупаемости своих инвестиций (п. 31 преамбулы проекта Директивы). Кроме того, в п. 32 преамбулы был воспроизведен уже стандартный для европейского авторского права инвестиционный аргумент о том, что организационный и финансовый вклад издателей в производство пресс-публикаций должен быть признан и далее поощрен для обеспечения устойчивости издательской индустрии. Поэтому на уровне ЕС необходимо обеспечить согласованную защиту пресс-публикаций, которая должна быть эффективно гарантирована посредством введения прав, смежных с авторским правом.
На момент создания настоящей статьи Директива об авторском праве на едином цифровом рынке еще не принята Европейским Парламентом. Проект этого акта долго обсуждался в различных кругах, вызвал неоднозначную оценку среди экспертов и был одобрен Европейским Советом 25 мая 2018 г. При этом в ходе обсуждения в него были внесены достаточно значимые
1 A Digital Single Market Strategy for Europe. URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT7?uri=COM%3A2015%3A192%3AFIN (дата обращения: 01.08.2018).
2 Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on Copyright in the Digital Single Market. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:52016PC0593 (дата обращения: 01.08.2018).
изменения1. Девятнадцатого июня 2018 г. комитет по правовым вопросам Европарламента одобрил Директиву, однако сам Парламент на заседании 5 июля отклонил ее. Наибольшую критику депутатов вызвала как раз ст. 11 Директивы «Охрана пресс-публикаций, касающаяся их онлайн-использова-ния» (Protection of press publications concerning online uses).
Европейская Комиссия предлагает защитить интересы издателей прессы посредством наделения их новым исключительным правом. Согласно п. 1 ст. 11 Директивы государства-члены предоставляют издателям пресс-публикаций, созданных в государстве-члене, права, предусмотренные в ст. 2 и п. 2 ст. 3 Директивы 2001/29 /ЕС, на онлайн-использование их публикаций поставщиками услуг информационного общества. Права, предусмотренные ст. 2 и п. 2 ст. 3 Директивы 2001/29 /ЕС2, - это право на воспроизведение и право на доведение до всеобщего сведения, т.е. права, в содержание которых включаются действия по использованию произведений и объектов смежных прав в сети Интернет. Как видно, права издателей защищают их интересы только от использования публикаций поставщиками услуг информационного общества, под которыми понимаются лица, основной или одной из основных целей которых является хранение или предоставление общественности доступа к большому количеству произведений или других объектов (ст. 2 проекта Директивы).
Право издателей пресс-публикаций отнесено в п. 32 преамбулы Директивы к смежным правам. Оно является самостоятельным правом по отношению к авторским правам на тексты статей и другие объекты, размещаемые на сайтах СМИ. В п. 2 ст. 11 Директивы подчеркивается, что права издателей никаким образом не затрагивают каких-либо прав, предусмотренных в праве Ес в отношении авторов и других правообладателей на их объекты, включенные в пресс-публикации. Издатель не вправе запрещать таким авторам и правообладателям использовать их объекты независимо от пресс-публикации, если такие объекты включены в публикации на основании неисключительной лицензии.
Подход рассматривать новое право издателей прессы как смежное право в рамках европейского авторского права представляется обоснованным, так как континентальное авторское право, в отличие от англо-американского, охраняет только творческие произведения3. Очевидно, что на указан-
1 Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on Copyright in the Digital Single Market. 25 May 2018. URL: http://www.consilium.eu-ropa.eu/en/press/press-releases/2018/05/25/copyright-mles-for-the-digital-environment-coun-cil-agrees-its-position/pdf (дата обращения: 01.08.2018).
2 Директива 2001/29/ЕС Европейского Парламента и Совета от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе // СПС ГАРАНТ
3 Матвеев А.Г. Круг смежных прав в международном праве и национальных правовых системах // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. С. 484—496.
ную квалификацию права издателей повлияла Германия, которая в 2013 г. признала за ними исключительное смежное право (§ 87f-87h Закона об авторском праве и смежных правах)1. Однако на практике германские издательства разрешили GoogleNews безвозмездно использовать их контент. Второй страной, которая, не дожидаясь европейской гармонизации, пошла на охрану интересов издателей прессы, стала Испания. Здесь в 2014 г. был избран механизм предоставления издателям права на вознаграждение, установленного в рамках платного свободного использования публикаций прессы (п. 2 ст. 32 Закона об интеллектуальной собственности)2. При этом осуществление предоставленного права на вознаграждение возможно только в рамках коллективного управления авторскими правами. Такая модель охраны интересов издателей является менее гибкой и удобной, чем модель исключительного права, где сам издатель решает, требовать или нет от агрегатора новостей уплаты вознаграждения. Негативным эффектом от испанского подхода стало то, что GoogleNews ушел из Испании3. Таким образом, и в Германии, и в Испании издателям не удалось монетизировать предоставленные им права.
Исходя из проекта Директивы об авторском праве на едином цифровом рынке объектом нового смежного права издателей являются пресс-публикация, под которой понимается сборник, состоящий в основном из литературных произведений журналистского характера, который: 1) может также включать другие произведения или объекты; 2) представляет собой отдельный элемент в периодическом или регулярно обновляемом издании (газете или журнале общего или специального характера); 3) имеет целью предоставить широкой публике информацию, связанную с новостями или другими темами; 4) публикуется в любых средствах массовой информации по инициативе поставщика услуг и под его редакционной ответственностью (ст. 2 Директивы). В п. 33 преамбулы уточнено, что пресс-публикации содержат в основном литературные произведения, но все чаще включают в себя фотографии и видео. Также там сказано, что издания, опубликованные в научных и академических целях, не охватываются защитой, предоставляемой настоящей Директивой.
В первоначальной версии проекта Директивы не содержалось никаких дополнительных требований к тому, какой объем использования пресс-публикации является правомерным, а какой нет. Эта неопределен-
1 Закон Федеративной Республики Германия об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г. URL: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=239044 (дата обращения: 01.08.2018).
2 Консолидированный текст Закона Испании об интеллектуальной собственности», утвержденного Королевским законодательным указом от 12 апреля 1996 г. URL: http://www. wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=17102 (дата обращения: 01.08.2018).
3 Online News Aggregation and Neighbouring Rights for News Publishers. URL:https://www. asktheeu.org/en/request/4776/response/15356/attach/6/Doc1.pdf (дата обращения: 01.08.2018).
ность была устранена в ходе обсуждения проекта. В настоящее время в п. 1 ст. 11 Директивы содержится норма, согласно которой права издателей не применяются в отношении использования несущественных частей публикации. Далее указано, что государства-члены вправе самостоятельно определять критерии такой несущественности с учетом того, что одним из таких критериев может выступать творческий характер части публикации, а другим - ее объем. При этом государства-члены могут установить как один из этих критериев, так и оба. Например, в § 87f Закона Германии об авторском праве и смежных правах установлен критерий объема части публикации: издатель печатной продукции обладает исключительным правом предоставлять публичный доступ к печатной продукции или ее части с целью извлечения прибыли, за исключением случаев, когда речь идет об отдельных словах или очень маленьких фрагментах текста. В п. 34 преамбулы Директивы отмечается, что использование несущественных частей публикаций не может подорвать инвестиции, сделанные издателями в производство их контента. В проекте также подчеркивается, что новые права издателей не ограничивают размещение гиперссылок как таковых на их публикации, поскольку гиперссылки не являются сообщением для всеобщего сведения (п. 33 преамбулы первоначальной версии и п. 34 - актуальной версии проекта Директивы).
Отдельно стоит остановиться на вопросе о сроке действия нового права издателей прессы. В первоначальный проект Директивы без каких-либо пояснений была включена норма, согласно которой срок действия этого права истекает через 20 лет после выхода в свет пресс-публикации. Этот срок исчисляется с первого дня года, следующего за датой опубликования соответствующего материала. Однако в ходе обсуждения Директивы этот срок был сокращен до одного года. Такое изменение вызывает крайне положительную оценку, так как оно показывает адекватность срока нового права по отношению к характеру и условиям использования пресс-публикаций в онлайн-среде.
В российской правовой системе пока нет инициатив по защите интересов издателей прессы, аналогичных рассмотренному выше проекту Директивы ЕС. Тем не менее родственное новому праву издателей пресс-публикаций право уже четверть века регламентируется в российском законодательстве. Речь идет о праве издателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий на использования таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ). Положения об этом праве были перенесены в ГК РФ из ст. 11 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». При этом никакой конкретики относительно содержания, сроков действия и других параметров рассматриваемого права не было и нет. Ранее автором настоя-
щей статьи уже высказывалась точка зрения о том, что это право издателя периодических изданий по своей природе является смежным правом1. Самое главное отличие права издателя по п. 7 ст. 1260 ГК РФ от нового права издателей на онлайн-использование их пресс-публикаций состоит в том, что объектом первого права являются только периодические издания в целом, тогда как второго - публикации как элементы периодических изданий либо их части. При этом круг пресс-публикаций значительно уже круга энциклопедий и периодических изданий по п. 7 ст. 1260 ГК РФ, так как в него не включаются материалы научного и академического характера.
Решение о целесообразности признания права издателей пресс-публикаций на их онлайн-использование предпочтительно принять на основе эмпирических данных о том, как новостные агрегаторы влияют на посещаемость пользователями сайтов СМИ и соответственно их доходы, а не апеллируя к абстрактным доводам о том, что организационный и финансовый вклад издателей в производство пресс-публикаций должен быть признан и далее поощрен для обеспечения устойчивости издательской индустрии.
Библиографический список:
1. Зимина Л.В. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности: дисс. ... докт. филол. наук. М., 2005. С. 244.
2. Матвеев А.Г. Круг смежных прав в международном праве и национальных правовых системах // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 38. С. 484-496.
3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2016. 208 с.
1 Матвеев А. Г. Указ. соч. С. 493.