Научная статья на тему 'Минимальные стандарты охраны смежных прав в Европейском Союзе'

Минимальные стандарты охраны смежных прав в Европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СМЕЖНЫЕ ПРАВА / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ / RELATED RIGHTS / COPYRIGHT / RIGHTS OF PERFORMERS / RIGHTS OF PHONOGRAMS PRODUCERS / RIGHTS OF BROADCASTING ORGANIZATIONS / RIGHTS OF PRODUCERS OF AUDIOVISUAL WORKS / RIGHTS OF PRESS PUBLISHERS / DIRECTIVE EU / ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ / ПРАВА ВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРАВА ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ПРАВА ИЗДАТЕЛЕЙ НОВОСТЕЙ / ДИРЕКТИВА ЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев А. Г.

Уровень охраны прав интеллектуальной собственности в Европейском Союзе зачастую превышает минимальные стандарты, установленные в международных договорах. В настоящей статье рассматриваются вопросы минимальных стандартов охраны смежных прав, закрепленных в актах ЕС. Эти акты признают следующие смежные права: права исполнителей, права производителей фонограмм, права вещательных организаций, права изготовителей кинофильмов, право публикатора. В качестве факультативного смежного права здесь также рассматривается право на критические научные публикации. Круг смежных прав в Европейском Союзе будет еще расширен в том случае, если будет принята Директива об авторском праве на едином цифровом рынке. Проект этой Директивы включает в себя положения о праве издателей пресспубликаций на онлайн-использование последних (ст. 11) и о праве организаторов спортивных мероприятий (ст. 12a).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMUM LEVELS OF THE PROTECTION OF RELATED RIGHTS IN THE EUROPEAN UNION

The level ofprotection of intellectual property rights in the European Union often exceeds the minimum standards established in international treaties. The issues of minimum standards of the protection of related rights established in EU directives are viewed in this article. These acts recognize the following related rights: the rights of performers, the rights of producers of phonograms, the rights of broadcasting organizations, the rights ofproducers of audiovisual works, the right ofpublisher of unpublished works. The right to Critical and scientific publications as an optional related right, is also considered here. The circle of related rights in the European Union will be further expanded if the Directive on copyright in the digital single market is adopted The proposal for this Directive includes regulations on the right of press publications concerning digital use of their press publications (article 11) and right of sport event organizers (article 12a).

Текст научной работы на тему «Минимальные стандарты охраны смежных прав в Европейском Союзе»

УДК 347.77/78(4-672ЕЭС)

DOI: 10.17072/2619-0648-2018-4-96-107

МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

А. Г. Матвеев

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права

Пермский государственный

национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: la-musica@yandex.ru

Аннотация: уровень охраны прав интеллектуальной собственности в Европейском Союзе зачастую превышает минимальные стандарты, установленные в международных договорах. В настоящей статье рассматриваются вопросы минимальных стандартов охраны смежных прав, закрепленных в актах ЕС. Эти акты признают следующие смежные права: права исполнителей, права производителей фонограмм, права вещательных организаций, права изготовителей кинофильмов, право публикатора. В качестве факультативного смежного права здесь также рассматривается право на критические научные публикации. Круг смежных прав в Европейском Союзе будет еще расширен в том случае, если будет принята Директива об авторском праве на едином цифровом рынке. Проект этой Директивы включает в себя положения о праве издателей пресс-публикаций на онлайн-использование последних (ст. 11) и о праве организаторов спортивных мероприятий (ст. 12a). Ключевые слова: смежные права; авторское право; права исполнителей, права производителей фонограмм, права вещательных организаций, права изготовителей аудиовизуальных произведений, права издателей новостей, директива ЕС

© Матвеев А. Г., 2018

MINIMUM LEVELS OF THE PROTECTION OF RELATED RIGHTS IN THE EUROPEAN UNION

A. G. Matveev

Perm State University,

15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990

E-mail: la-musica@yandex.ru

Abstract: the level ofprotection of intellectual property rights in the European Union often exceeds the minimum standards established in international treaties. The issues of minimum standards of the protection of related rights established in EU directives are viewed in this article. These acts recognize the following related rights: the rights of performers, the rights of producers of phonograms, the rights of broadcasting organizations, the rights ofproducers of audiovisual works, the right ofpublisher of unpublished works. The right to Critical and scientific publications as an optional related right, is also considered here. The circle of related rights in the European Union will be further expanded if the Directive on copyright in the digital single market is adopted The proposal for this Directive includes regulations on the right of press publications concerning digital use of their press publications (article 11) and right of sport event organizers (article 12a). Keywords: related rights, copyright, rights of performers, rights of phonograms producers, rights of broadcasting organizations, rights of producers of audiovisual works, rights of press publishers, directive EU

Настоящее исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00628.

Европейский Союз является крупнейшим в мире региональным политическим и экономическим объединением государств. В рамках ЕС создана и продолжает развиваться система охраны интеллектуальной собственности, уровень которой (зачастую существенно) превышает минимальные стандарты, установленные в глобальных международных соглашениях. Такая политика оказывает влияние и на государства, которые не являются членами ЕС. Например, в 1993 г. в ЕС был увеличен срок действия авторских прав до 70 лет после смерти автора1. Согласно Бернской конвенции по охране литера-

1 Директива ЕС № 93/98/EEC от 29 октября 1993 г. о гармонизации срока охраны авторского права и некоторых смежных прав.

турных и художественных произведений, такой срок не может быть менее, чем жизнь автора и 50 лет после его смерти2. В 1998 г. в Соединенных Штатах был принят закон, продливший сроки действия авторских прав также до 70 лет после смерти автора. Верховный Суд США, рассматривавший дело о конституционности этого закона и признавший его конституционным, в том числе сослался на указанную Директиву ЕС и отметил, что она стала примером для Конгресса3.

Влияние европейского права интеллектуальной собственности на российскую правовую систему является еще более сильным и прямолинейным. В 1994 году на острове Корфу было подписано Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны»4, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. В п. 1 ст. 54 Соглашения указано, что Стороны подтверждают важность обеспечения должного уровня эффективной охраны и обеспечения реализации прав интеллектуальной собственности, а в приложении № 10 к Соглашению закреплено, что Россия продолжает совершенствование механизмов охраны прав интеллектуальной собственности с целью обеспечения к концу пятого года после вступления настоящего Соглашения в силу уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения этих прав.

Таким образом, уровень охраны интеллектуальной собственности, установленный в Европейском Союзе, имеет для Российской Федерации юридическое и политическое значение. В настоящей работе речь пойдет о минимальных стандартах охраны смежных прав, существующих в ЕС, и о том, превышают ли эти стандарты конвенционный минимум, закрепленный в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции)5, Соглашении

2 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.

3 Supreme Court of the United States. Eldred v. Ashcroft (01-618) 537 U.S. 186 (2003) 239 F.3d 372, affirmed. URL: http://www.law.cornell.edu/supct/html/01-618.ZS.html (дата обращения: 20.08.2018).

4 Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» от 24 июня 1994 г.

5 Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г.

ТРИПС6, Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)7. Все государства-члены ЕС в настоящее время являются участниками этих соглашений. Лишь Мальта не участвует в Римской конвенции. В статье не будут рассматриваться такие вопросы, как коллективное управление смежными правами и иные способы их осуществления, ограничения смежных прав и их защита.

В конце 1980-х годов среди государств Европейских сообществ не было единства в подходе к охране смежных прав. Португалия и Греция, например, вообще не участвовали в Римской конвенции 1961 г. Первым актом, направленным на гармонизацию охраны смежных прав, стала Директива от 19 ноября 1992 г. о праве на прокат, праве безвозмездного пользования и некоторых правах, смежных с авторским правом8. К смежным правам в Директиве были отнесены права артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, продюсеров кинофильмов, вещательных организаций. Заметим, что права продюсеров (изготовителей) кинофильмов до сих пор не охраняются международными соглашениями о смежных правах.

В Директиве были признаны следующие права исполнителей: 1) право на прокат; 2) право на запись исполнений; 3) право на воспроизведение записей исполнений; 4) право на распространение; 5) право на эфирное вещание исполнений, за исключением случаев, когда подобные исполнения сами по себе являются трансляцией или осуществлены с помощью записи. Второе, третье и пятое из указанных прав были признаны еще Римской конвенцией в 1961 г. (ст. 7). Что касается права на прокат и права на распространение, то они стали признаваться на международном уровне с принятием Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. Для записанных на фонограммы исполнений в п. 2 ст. 8 Директивы было предусмотрено, что страны-члены ЕС устанавливают право исполнителей и изготовителей фонограмм на получение справедливого вознаграждения, если фонограмма, опубликованная в коммерческих целях, используется для беспроводной трансляции или для иного публичного сообщения. Международно-правовой основой этой нормы опять же стала Римская конвенция (ст. 12).

За производителями фонограмм Директива 1992 г. признала право на прокат, право на воспроизведение и право на распространение. При этом

6 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 г.

7 Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 г.

8 Директива ЕС № 92/100/ЕЕС от 19 ноября 1992 г. о праве аренды, праве безвозмездного пользования и некоторых правах, смежных с авторским правом в сфере интеллектуальной собственности.

Римская конвенция признает только право на воспроизведение фонограммы (ст. 10) и право на вознаграждение за передачу фонограммы в эфир или за сообщения фонограммы любым способом для всеобщего сведения. Как и в случае с правами исполнителей на прокат и распространение, аналогичные права производителей фонограмм на международном уровне были впервые признаны в ДИФ. К правам продюсеров кинофильмов в Директиве 1992 г. были отнесены: право на прокат, право на воспроизведение, право на распространение. Формулировка о смежных правах на прокат была смягчена в 2006 году, когда Директива о праве на прокат была пересмотрена9. В ст. 6 Директивы было постановлено, что, если государства-члены ЕС не применяют исключительное право на прокат в отношении фонограмм, фильмов и компьютерных программ, они должны предусмотреть вознаграждение, как минимум, для авторов.

Вещательным организациям были предоставлены: право на запись вещания, право на воспроизведение, право на распространение, право на беспроводную ретрансляцию своего вещания, а также иное сообщение их вещательных программ, если подобное использование осуществляется в общественных местах с взиманием входной платы. Все эти права, кроме права на распространение, признаны в Римской конвенции (ст. 13) и продублированы в Соглашении ТРИПС (ст. 14). Договор ВОИС об охране прав вещательных организаций до сих пор не принят, хотя работа над ним ведется уже без малого двадцать лет.

Заложив основы гармонизации смежных прав в 1992 г., уже в следующем году власти ЕС преступили к унификации сроков действия авторских и смежных прав - одному из самых значимых и чувствительных для общества вопросов права интеллектуальной собственности. Выше в настоящей работе уже упоминалась Директива от 29 октября 1993 г. о гармонизации срока охраны авторского права и некоторых смежных прав, на которую ссылался Верховный Суд США. Установленные в Директиве положения, касающиеся смежных прав, существенно превышают минимальный уровень охраны, существовавший в 1993 г. в международном праве.

В статье 3 Директивы зафиксировано, что права исполнителей прекращаются через 50 лет после даты исполнения. Если запись исполнения правомерно опубликована или сообщена для всеобщего сведения в течение этого срока, права прекращаются по истечении 50 лет с момента первого такого

9 Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2006/115/ЕС от 12 декабря 2006 г. о праве на прокат, праве безвозмездного пользования и некоторых правах, смежных с авторским правом в сфере интеллектуальной собственности (сводная редакция).

опубликования или первого сообщения для всеобщего сведения. Аналогичные правила были установлены для прав производителей фонограмм, продюсеров фильмов, вещательных организаций. Заметим, что в Римской конвенции закреплен двадцатилетний срок действия прав на исполнения, фонограммы и передачи вещания (ст. 14), в Соглашении ТРИПС - пятидесятилетний срок прав на исполнения и фонограммы и двадцатилетний срок на передачи вещания (ст. 14), в ДИФ - пятидесятилетний срок прав на исполнения и фонограммы (ст. 17).

В Директиве о сроках действия авторских и смежных прав 1993 г. также были признаны и другие смежные права: право публикатора и право на критические научные публикации. Согласно ст. 4 Директивы, любое лицо, которое по истечении срока охраны авторских прав в первый раз правомерно опубликовало ранее не опубликованное произведение, должно получать выгоду от охраны, аналогичной охране имущественных прав автора. Срок действия таких прав составляет 25 лет с момента, когда произведение впервые было правомерно опубликовано. В ст. 5 сказано, что государства-члены ЕС могут предоставлять охрану критическим и научным изданиям произведений, перешедших в общественное достояние. Максимальный срок этого права составляет 30 лет. Таким образом, право публикатора является обязательным для членов ЕС, а право на критические научные публикации нет. Например, Закон Австрии об авторском праве и смежных правах, в котором закреплен самый длинный в мире перечень смежных прав, включающий в себя 11 позиций, в то же время не признает право на критические и научные публикации произведений10. В австрийской научной литературе такое обстоятельство

объясняется как раз тем, что положения ст. 5 Директивы не являются обяза-

11

тельными .

В 2006 г. Директива о сроке действия авторского права и смежных прав была кодифицирована12, а в 2011 г. в нее были внесены резонансные изменения, касающиеся увеличения срока охраны прав исполнителей и производителей фонограмм13. Срок действия прав на исполнения, зафиксированные на фонограммах, был увеличен до семидесяти лет после первой публикации или

10 Федеральный закон Австрии об авторском праве на литературные и художественные произведения и смежных правах от 9 апреля 1936 г.

11 Walter M. Grundriss des Österreichischen Urheber-, Urhebervertrags- und Verwertungsgesellschaftenrechts. Wien, 2016. S. 120.

12 Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 г. о сроке охраны авторских прав и некоторых смежных прав (сводная редакция).

13 Директива Европейского Парламента и Совета № 2011/77/ЕС от 27 сентября 2011 г., вносящая дополнения в Директиву № 2006/116/ЕС о сроке охраны авторских прав и некоторых смежных прав.

первого публичного сообщения фонограммы. Срок действия прав производителей фонограмм был также увеличен до семидесяти лет с момента первой правомерной публикации фонограммы. Увеличивая сроки действия указанных прав, европейский законодатель подчеркнул, что исполнители обычно начинают свою карьеру молодыми, что некоторые из них в конце жизни сталкиваются с падением доходов и что доходы от исключительных прав должны быть доступны исполнителям по меньшей мере на протяжении всей их жизни (п. 5 преамбулы).

Второй существенной новеллой Директивы от 27 сентября 2011 г. стали положения о праве исполнителей на дополнительное вознаграждение. В ст. 3 Директивы 2006 г. о сроке действия авторского права и смежных прав был включен п. 2Ь: если договор о передаче или уступке дает исполнителю право требовать однократного вознаграждения, исполнитель имеет неотчуждаемое право на получение ежегодного дополнительного вознаграждения от изготовителя фонограммы за каждый полный год, следующий непосредственно за пятидесятым годом после правомерной публикации фонограммы. Следует подчеркнуть, что это новое право на вознаграждение является самостоятельным по отношению к исключительному праву субъективным пра-

14

вом .

Все директивы, касающиеся авторского права и смежных прав и принятые в ЕС в 1990-е годы, были достаточно разрознены в том смысле, что каждая из них касается определенного проблемного вопроса (компьютерные программы, базы данных, сроки действия прав, право на прокат, спутниковое вещание). Как пишет К. Беликова: «Одной из причин подобного рода "специализации" явилось значительное противодействие государств-членов попыткам унифицировать традиционные национальные авторско-правовые институты. Внимание институтов сообществ уделялось отдельным элементам авторско-правового регулирования, признанным оказывающими наиболее значимое экономическое воздействие на формирование и функционирование внутреннего рынка»15. Однако, как отмечают А. Кур и Т. Дрейер, впоследствии ЕС был заложен более амбициозный подход к гармонизации авторского

14 О соотношении исключительного права и права на вознаграждение см.: Мальцев Н. М. О природе и возможном развитии компенсационной модели вознаграждения в авторском праве // Ex jure. 2018. № 2. С. 73-89.

15 Беликова К. Гармонизация авторско-правового регулирования и охраны смежных прав в Европейском союзе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2010. № 10. С. 64. С. 58-65.

права и смежных прав16. Он связан с принятием Директивы о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе от 22 мая 2001 г.17 Директива направлена на гармонизацию положений, касающихся ключевых авторских и смежных прав, ограничений и исключений из этих прав, технических средств их защиты.

Важнейшее из авторских и смежных прав - право на воспроизведение -было регламентировано в крайне широкой по содержанию формулировке. В ст. 2 Директивы было указано, что государства-члены ЕС должны предусмотреть исключительное право разрешать или запрещать прямое или косвенное, временное или бессрочное воспроизведение любыми способами и в любой форме, полностью или частично: для авторов, исполнителей, производителей фонограмм, продюсеров фильмов, вещательных организаций. А. И. Абдуллин справедливо отмечает, что, решая проблему содержания права на воспроизведение в цифровой среде, Европейская комиссия сознательно последовала широкому подходу, заложенному в ст. 1 Договора ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.18Речь идет о согласованном сторонами Договора заявлении к ст. 1, согласно которому право на воспроизведение, как оно определено в ст. 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде, и в частности в отношении использования произведений в цифровой форме.

Вслед за Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам Директива признала право доведения до всеобщего сведения, в содержание которого включается использование объектов смежных прав в сети Интернет. В п. 2 ст. 3 было закреплено, что государства-члены ЕС предоставляют исключительное право разрешать или запрещать доступ для всеобщего сведения при помощи проводов или беспроводным способом, чтобы члены общества могли получить доступ к ним в том месте и в то время, которое они избрали по своему усмотрению. Бенефициарами этого права, кроме исполнителей и производителей фонограмм, стали продюсеры кинофильмов и вещательные организации.

Необходимо обратить внимание на то, что Директива 2001 г., как и Договоры ВОИС 1996 г., по-разному регламентирует указанное право на доведение до всеобщего сведения. В Договоре ВОИС по авторскому праву право

16 Kur A., Dreier T. European Intellectual Property Law: Text, Cases and Materials. Cheltenham, UK, 2013. P. 270. 592 p.

17 Директива 2001/29/ЕС Европейского Парламента и Совета от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе.

18 Абдуллин А. И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 196. 407 с.

на доведение до всеобщего сведения включено в право на сообщение для всеобщего сведения. В содержание последнего также включается эфирное и кабельное вещание. Такой подход, кстати, не заимствованный Российской Федерацией, основан на ст. 11 и 11 bis Бернской конвенции, где регламентация права на сообщение для всеобщего сведения имеет не совсем согласованный и последовательный характер. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, напротив, эфирное вещание не включается в сообщение для всеобщего сведения, а право на доведение для всеобщего сведения регламентируется вне связи с правом на сообщение для всеобщего сведения.

Остальные директивы ЕС в области авторского права и смежных прав, действующие в настоящее время, не повышают уровень охраны смежных прав и не расширяют их круг. Пару слов следует сказать о Директиве, посвященной охране баз данных19. В ней было признано исключительное право на нетворческие базы данных, создание которых требует вложения значительных человеческих, технических и финансовых ресурсов. Европейская комиссия решила назвать это право «sui generis» и не относить его к смежным правам. В то же время это право относится к числу последних в Австрии, Германии, Швеции. Как известно, в Российской Федерации право изготовителя нетворческой базы данных также отнесено к числу смежных прав.

В 2016 г. Европейская комиссия представила проект Директивы об авторском праве на едином цифровом рынке20. В этом документе сосредоточены основные предложения по адаптации авторского права ЕС к цифровой среде. Ряд этих предложений, а также впоследствии внесенных в проект Директивы положений касаются смежных прав. Директива долго обсуждалась в различных кругах. Она вызвала неоднозначную оценку среди экспертов, однако была одобрена Европейским Советом 25 мая 2018 г. При этом в процессе обсуждения проекта в него были внесены достаточно значимые изме-нения21. Девятнадцатого июня 2018 г. комитет по правовым вопросам Евро-парламента одобрил Директиву, а сам Парламент на заседании 5 июля откло-

19 Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных.

20 Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on Copyright in the Digital Single Market. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/7uri =CELEX:52016PC0593 (дата обращения: 01.09.2018).

21 Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on Copyright in the Digital Single Market. 25 May 2018. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2018/05/25/copyright-rules-for-the-digital-environment-council-agrees-its-position/pdf (дата обращения: 01.08.2018).

нил ее. Двенадцатого сентября 2018 г. Европейский парламент после внесения в проект поправок принял Директиву в первом чтении22.

Первым из новых смежных прав, которые предлагается признать в Директиве, является право издателей прессы на онлайн-использование их публикаций агрегаторами новостей. Согласно п. 1 ст. 11 Директивы, государства-члены предоставляют издателям пресс-публикаций, созданных в государстве-члене, права, предусмотренные в ст. 2 и п. 2 ст. 3 Директивы 2001/29 /ЕС, на онлайн-использование их публикаций поставщиками услуг информационного общества. Права, предусмотренные ст. 2 и п. 2 ст. 3 Директивы 2001/29 /ЕС, - это право на воспроизведение и право на доведение до всеобщего сведения.

В первоначальном проекте Директивы был установлен двадцатилетний срок действия права издателей прессы. В ходе обсуждения проекта Европейским Советом этот срок был сокращен до одного года. Компромиссный вариант был предложен Европейским парламентом: после первого чтения срок действия права издателей составляет пять лет.

Право издателей пресс-публикаций отнесено в п. 32 преамбулы Директивы к смежным правам. Оно является самостоятельным правом по отношению к авторским правам на тексты статей и другие объекты, размещаемые на сайтах СМИ. Объектом нового смежного права издателей являются пресс-публикация, под которой понимается сборник, состоящий в основном из литературных произведений журналистского характера, который: 1) может также включать другие произведения или объекты; 2) представляет собой отдельный элемент в периодическом или регулярно обновляемом издании (газете или журнале общего или специального характера); 3)имеет целью предоставить широкой публике информацию, связанную с новостями или другими темами; 4) публикуется в любых средствах массовой информации по инициативе поставщика услуг и под его редакционной ответственностью (ст. 2 Директивы). В п. 33 преамбулы уточнено, что пресс-публикации содержат в основном литературные произведения, но все чаще включают в себя фотографии и видео. Также там сказано, что издания, опубликованные в научных и академических целях, не охватываются защитой, предоставляемой настоящей Директивой.

22 Amendments adopted by the European Parliament on 12 September 2018 on the proposal for a directive of the European Parliament and of the Council on copyright in the Digital Single Market (C0M(2016)0593 - C8-0383/2016 - 2016/0280(C0D)) (1) (Ordinary legislative procedure: first reading). URL:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P8-TA-2018-0337+0+D0C+XML+V0//EN&language=EN (дата обращения: 14.09.2018).

В ходе обсуждения Директивы об авторском праве на едином цифровом рынке в Европейском парламенте в нее было предложено включить право организаторов спортивных мероприятий. В ст. 12а закреплено, что государства-члены предоставляют организаторам спортивных мероприятий права, предусмотренные в ст. 2 и в п. 2 ст. 3 Директивы 2001/29 / ЕС и в ст. 7 Директивы 2006/115 / ЕС. Имеются в виду право на воспроизведение, право на доведение до всеобщего сведения и право на запись. Никаких других пояснений и подробностей в Директиве в настоящий момент не содержится. В пользу того, что это новое право также относится к смежным правам, свидетельствует, например, то, что право на запись характерно только для смежных прав.

Также Директива была дополнена положениями о праве авторов и исполнителей на отзыв. В новой ст. 16а закреплено, что, если автор или исполнитель предоставил свои права на исключительной основе, он имеет право на отзыв при том условии, что произведение или исполнение не будут использоваться либо он не будет получать регулярную отчетность об использовании своих объектов. В данном случае право на отзыв представляет собой не что иное, как право на одностороннее расторжение договора. Сроки осуществления права на отзыв оставлены на усмотрение государств-членов ЕС. В Директиве только сказано, что они должны быть разумными. Решая сложный вопрос о степени неотчуждаемости права на отзыв, Европейский парламент предложил, как представляется, взвешенный вариант. В п. 4 ст. 16а установлено, что договорные или иные соглашения, отступающие от права на отзыв, являются законными только в том случае, если они заключаются посредством коллективных договоров.

В настоящее время невозможно однозначно сказать, будут ли в ЕС признаны новые смежные права издателей пресс-публикаций и организаторов спортивных мероприятий. Также пока неоднозначны перспективы права на отзыв авторов и, тем более, исполнителей.

Говоря об уровне охраны смежных прав, закрепленных в действующих директивах Европейского Союза, и сравнивая этот уровень с минимальными стандартами, установленными в международных договорах, можно заключить следующее.

Во-первых, кроме классической триады смежных прав, представленной правами исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, в ЕС обязательными для признания являются право изготовителя (продюсера) кинофильма и право публикатора. В качестве факультативного

смежного права здесь также рассматривается право на критические научные публикации.

Во-вторых, в ЕС срок действия прав исполнителей и производителей фонограмм составляет 70 лет, тогда как в ДИФ он равен 50 годам, а в Римской конвенции вообще 20 годам. Для прав вещательных организаций в ЕС установлен пятидесятилетний срок, тогда как в Римской конвенции он равен двадцати годам.

В-третьих, сверх международных стандартов в ЕС вещательным организациям предоставлено право на распространение записей их трансляций.

В-четвертых, в ЕС установлено неотчуждаемое право исполнителей на получение от изготовителей фонограмм дополнительного ежегодного вознаграждения.

Библиографический список

1. Абдуллин А. И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.

2. Беликова К. Гармонизация авторско-правового регулирования и охраны смежных прав в Европейском союзе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2010. № 10.

3. Мальцев Н. М. О природе и возможном развитии компенсационной модели вознаграждения в авторском праве // Ex jure. 2018. № 2.

4. Kur A., Dreier T. European Intellectual Property Law: Text, Cases and Materials. Cheltenham, UK, 2013.

5. Walter M. Grundriss des Österreichischen Urheber-, Urhebervertragsund Verwertungsgesellschaftenrechts. Wien, 2016.

Информация для цитирования

Матвеев А. Г. Минимальные стандарты охраны смежных прав ^ в Европейском Союзе // Ex jure. 2018. № 4. C. 96-107. ^ DOI: 10.17072/2619-0648-2018-4-96-107.

Matveev A. G. Minimum Levels of the Protection of Related Rights in the ^ European Union. Ex jure. 2018. № 4. Pp. 96-107. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2018-4-96-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.