УДК 327 (517.3)
Ж. Баясах
НОВОЕ РАЗВИТИЕ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И ЕЕ СОСЕДНИМИ СТРАНАМИ
Если северный сосед Монголии - возрождающаяся империя с самой большой территорией и владеющая ядерным оружием, то ее южный сосед - самая большая развивающаяся страна с самым большим населением мира, владеющая ядерным оружием. Обе державы проводят на международной арене свою особенную самостоятельную политику и занимают отдельные позиции. Поэтому можно сказать, что Монголия является чуть ли не единственной в мире страной с таким особым геополитическим расположением.
В ноябре 2012 года на XVIII съезде КПК было объявлено, что к 100-летию со дня образования КНР в 2049 году Китай станет богатой, сильной, демократической, цивилизованной, идеально обновленной социалистической страной. Было заключено, что Китай является «самой крупной развивающейся страной в мире».
В утвержденной в феврале 2011 года обновленной «Концепции внешней политики Монголии» указано, что «приоритетной задачей внешней политики Монголии являются дружественные связи и проведение равномерных связей и развитие широкомасштабных, добрососедских партнёрских отношений с РФ и КНР», что является новым подтверждением задач, принятых в «Концепции внешней политики Монголии» 1994 года.
Во время официального визита Премьер-Министра Монголии С. Батболда в КНР в июне 2011 года, осуществленного по приглашению Премьер-Министра Госсовета КНР, в «Совместной Пекинской декларации» было решено «развивать в дальнейшем отношения двух стран с опорой на стратегическое партнёрство». В ней указано, «путём увеличения политических связей и взаимного доверия неуклонно укреплять политическую основу стратегического партнёрства Монголии и Китая». Тем самым, китайская сторона доказала приверженность Правительства КНР к стратегической линии развития дружественных связей с Монголией, а монголь-
ская сторона подтвердила, что одной из приоритетных направлений внешней политики Монголии является всестороннее развитие дружественных связей и сотрудничества с КНР.
Ключевые слова: Монголия; Россия; КНР; сотрудничество.
J. Bayasakh
NEW DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN MONGOLIA AND ITS NEIGHBORS
If the northern neighbor of Mongolia is a reviving empire with the biggest territory, the one possessing nuclear weapon, its southern neighbor is the biggest developing country with the world's biggest population, possessing nuclear weapon. The both superpowers pursue their specific autonomous policy on the global stage and take up separate positions. That's why, one can say that Mongolia is probably the world's only country with such a specific geopolitical location.
In November 2012, the XVIII convention of the Communist Party of China declared that, by the 100-th anniversary of establishment of PRC, China will have been a rich, powerful, democratic, civilized, ideally renewed socialist country and a conclusion was made that China "is the biggest developing country in the world"
The renewed "Concept of Fireign Policy of Mongolia", confirmed in February, 2011, indicates that "The priority task of Mongololia's foreign policy is friendly ties and maintaining out equable ties and development of large-scale neighborly partner relations with RF and PRC", which is a new evidence of the tasks, approved of in the "Concept of Fireign Policy of Mongolia" of 1994.
During the official visit of Mongolia's Prime-Miniter S. Batbold to PRC in June, 2011, carried out on invitation of Prime-Minister of PRC State Counsil, it was decided in "Joint Beijing Declaration" "to develop hereafter the relations of the both countrues backed by strategic partnership". It stated that "by encreasing political ties and mutual confidence to strengthen consistently the political basis of the strategic partnership of Mongolia and China". In doing so, the Chinese Part has proved the commitmernt of PRC Government to the strategic line
of developing friendly ties with Mongolia, while the Mongolian Part has confirmed that one of the prority directions of Mongolia's foreign poicy is all-round development of friendly ties and cooperation with Chinese People's Republic.
Keywords: Mongolia; Russia; PRC; cooperation.
Было отмечено, что расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества, устойчивое развитие взаимовыгодного партнёрства и продолжение совместного развития являются долгосрочной движущей силой стратегического партнерства Монголии и Китая.
Подписанная 25 октября 2013 года в Пекине «Среднесрочная и долгосрочная Программа развития отношений стратегического партнёрства между Монголией и КНР» является картой реализации сотрудничества в определенных областях1.
В августе 2014 года по приглашению Президента Монголии Ц.Элбэгдоржа состоялся государственный визит в Монголию Председателя КНР Си Зиньпина. В ходе расширенных переговоров главы двух государств отметили, что монгольско-китайские отношения «достигли отношений всестороннего стратегического партнёрства», и подписали декларацию по развитию этих отношений2, что стало важнейшим событием данного визита.
Стороны, основываясь на нынешних благоприятных условиях в развитии монгольско-китайских отношений на высоком уровне и исходя из насущных требований времени, в соответствии с взаимными стремлениями к дальнейшему углублению отношений стратегического партнерства, отвечающим общим интересам двух стран и народов, чтобы быть добрыми соседями, хорошими партнёрами и друзьями с вечно доверительными и ответственными отношениями, единогласно договорились поднять уровень стратегического партнерства Монголии и Китая и установить отношения всестороннего стратегического партнерства между Монголией и Китаем.
Несмотря на любые изменения в международной обстановке, два государства будут следовать главной линии в своих межго-
1 Среднесрочная и долгосрочная Программа развития отношений стратегического партнёрства между Монголией и КНР.
2 Совместная декларация о развитии всестороннего партнёрства между Монголией и КНР.
сударственных отношениях и учитывать интересы друг друга со стратегического угла зрения. Необходимо оказывать последовательную взаимную поддержку в главных вопросах суверенности, безопасности, территориальной целостности, а также крупных проблем, привлекающих внимание страны-партнёра.
Руководители двух государств будут встречаться по разным линиям, интенсифицировать стратегическую координацию, укреплять взаимное политическое доверие.
Стороны договорились в соответствии с «Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и КНР» от 1994 года и другими документами взаимно уважать независимость, суверенное право, территориальную целостность друг друга, на основе принципов ненападения, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, равноправия, взаимной выгоды, мирного сосуществования, взаимного уважения выбранного пути развития друг друга расширять и углублять дружественное сотрудничество.
Стороны отметили, что не будут проводить какие-либо действия, заключать договоры, вступать в альянсы и группировки, наносящие вред суверенному праву, безопасности, территориальной целостности другой стороны, участвовать в действиях, направленных против другой стороны, не разрешать какой-либо третьей стране, организации и группировке проводить на своей территории какие-либо действия, наносящие вред суверенному праву, безопасности и территориальной целостности другой стороны.
Стороны вновь подтвердили, что развитие традиционных дружественных отношений на основе принципов взаимного уважения, взаимной выгоды и стабильности является одним из приоритетных стратегических направлений внешней политики двух государств.
Монгольская сторона высоко оценила проводимую КНР в отношении соседних стран политику совместного, взаимовыгодного развития и разделения результатов развития в соответствии с принципом «большей близости, чистой душевности, взаимной выгоды и доступности». Стороны отметили, что данный принцип создает более благоприятные возможности для развития отношений между Монголией и Китаем, а также регионального сотрудничества.
Новой особенностью Декларации явилось то, что стороны создали механизм «Стратегического диалога» между МИД двух стран, договоренность о постоянном обмене мнениями по вопросам отношений и сотрудничества между двумя странами, внешней политике, и интересующим их международным и межрегиональным проблемам.
В совместной декларации достигнута договоренность о всестороннем развитии сотрудничества в широкой сфере торговли и экономики, образования, здравоохранения, культуры и гуманитарой области.
Стороны договорились в дальнейшем укреплять взаимодействие и координацию в рамках механизма сотрудничества в ООН, АСЕМ, Конференции по укреплению сотрудничества и взаимного доверия в Азии, Региональной ассамблеи АСЕАН, ШОС, «Большой туманганской инициативы» и др. многосторонних организациях.
Монгольская сторона выразила готовность сотрудничества рамках инициативы «Экономического пояса шёлкового пути», участия в качестве страны-соучредителя в деятельности «Азиатского банка развития инфраструктуры».
Китайская сторона подтвердила поддержку инициативы Президента Монголии Ц. Элбэгдоржа «Улаанбаатарский диалог» по вопросам безопасности в СВА.
Здесь необходимо отметить новую парадигму внешней политики Монголии и инициативу Монголии по проведению саммита трёх соседних государств в Улаан-Батаре.
В подписанной 25 октября 2013 года в Пекине «Среднесрочной и долгосрочной Программе развития отношений стратегического партнёрства между Монголией и КНР» говорится о достижении единогласной договоренности о дальнейшем укреплении механизма трехсторонних консультативных встреч Монголии, России и Китая и продвижении вопроса о создании механизма проведения консультативных встреч на уровне заместителей министров иностранных дел. Важное значение имеет заявление о том, что в случае необходимости будут организованы трёхсторонние встречи на высшем уровне, еще больше будут продвинуты трехстороннее сотрудничество между Монголией, Китаем и Россией»1.
1 Среднесрочная и долгосрочная Программа развития отношений стратегического партнёрства между Монголией и КНР.
В «Совместной Улаанбаатарской декларации о развитии всестороннего партнёрства между Монголией и КНР от 21 августа 2014 года говорится о поддержке сторонами инициативы Монгольской стороны по организации встреч руководителей Монголии, Китая и России, укреплении механизма трехсторонних переговоров, интенсификации трехстороннего сотрудничества.
11 сентября 2014 года в столице Таджикистана Душанбе был успешно проведен первый трехсторонний саммит глав государств Монголии, Китая и России по реализации инициативы «Улаанба-атарского диалога». Во время встречи главы государств обсудили инициативу Монголии и достигли определенного взаимопонимания и договорённостей. Это является новой парадигмой внешней политики Монголии.
Можно считать, что Монголия сформировала правовые основы партнерских отношений с соседними странами в своей геополитической обстановке.
Монголия подписала следующие правовые документы: с Японией в 1997 году «Полное партнерство», в 2010 году «Стратегическое партнерство», С Республикой Корея в 1999 году «Партнерство сотрудничества и развития», в 2006 году «Партнерство добрососедской дружбы и сотрудничества», в 2011 году «Полное партнерство», С США в 2004, 2005 гг. «Стратегическое партнерство», в 2004 году с Канадой «Всестороннее партнерство», в 2005 году с Турцией «Полное партнерство», в 2007 году с Австралией «Расширенное партнерство», в 2007 году с Казахстаном «Расширенное партнерство», в 2008 году с ФРГ «Полное партнерство», в 2009 году с Индией «Полное партнерство», в 2011 году с Украиной «Партнерство многостороннего сотрудничества», в 2013 году с ЕС «Соглашение по острудничеству и партнерству».
Партнерские отношения не опираются на какую-либо жестко установленную идеологию, а определяют принципы, которых необходимо придерживаться в своих действиях: независимость, территориальная неприкосновенность, невмешательство во внутренние дела, равноправие, взаимовыгодность, приоритетность всеобщих интересов и развития, понимание и уважение различных культур и обычаев стран, вынесение решений на основе об-
суждения и консенсуса. Поэтому партнерство может быть в рамках политики «третьего соседа» «полным», «стратегическим», «многосторонним», «расширенным», а также «духовным».
Во время визита в Монголии в августе 2011 года Президент Финляндии Тарья Халонен называла отношения между двумя странами как «равноправные партнерские отношения».
Во время официального визита в Монголии в августе 2007 года Министра иностранных дел Австралии А. Даунера две страны договорились о развитии отношений и сотрудничества по принципу «расширенного партнерства». Другими словами, хотя две стороны, исходя из особенностей и интересов двусторонних отношений и сотрудничества, по-разному определяют партнерские отношения, но они по-смыслу и содержанию похожи или одинаковы. Некоторые страны избегают слова «стратегическое».
В «Стратегическом партнерстве» наряду с отражением, в основном, проблем о традиционных и нетрадиционных опасностях, безопасности, обеспечении мира, борьбе с международным терроризмом, соглашении о свободной торговле, отражаются мысли о том, что эти отношения будут продолжаться в течение долгого времени устойчиво и всесторонне.
Здесь нет оснований ставить во главу приоритета «союзнические» интересы, «братские» отношения, когда старший поучает, а младший слушается его, тем самым обеспечивается равноправие партнеров. Также мысль о широком сотрудничестве предполагает совместную ответственность. Поэтому партнерство и по содержанию, и по форме гораздо шире нормальных и дружественных отношений между государствами.
Хотя некоторые страны остерегаются отношений стратегического партнерства, но в настоящее время, когда разворачивается процесс формирования новых порядков в современных международных отношениях, партнерство не может быть направлено против третьей стороны.
В настоящее время глобализации всё более расширяются экономический смысл и содержание партнерства. С другой стороны, географическое расположение и природные богатства Монголии стали главными геополитическими факторами.
В. Путин после избрания его в марте 2012 года Президентом РФ на третий срок нанес свой первый зарубежный визит в июне того же года в КНР, во время которого была подписана «Пекинская
декларация», где говорится о том, что Россия и Китай выходят на новый уровень отношений-уровень «всеобъемлющего стратегического партнерства». Это имеет одинаковый смысл с идеей заключенного с Монголией «Совместной декларации».
Заключение
Первое, 23 июня 2016 года в Ташкенте состоялась трехсторонняя встреча Президента Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа, Президента Российской Федерации Владимира Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. По итогам переговоров в присутствии глав государств были подписаны Программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия и Соглашение между Главным таможенно-налоговым управлением Монголии, Федеральной таможенной службой Российской Федерации и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров.
Второе, Хотя Монголия установила и развивает партнерские отношения с РФ и КНР, но придерживается «Договора о дружественных отношениях и сотрудничества с между Монголией и РФ от 1993 года» и «Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Монголией и КНР от 1994 года».
Третье, Хотя с сентября 2015 года Президент Монголии объявил о соблюдении статуса постоянного нейтралитета, но Монголия по-прежнему будет продолжать реализацию международных договоров и соглашений, политику в отношении третьего соседа.
Информация об авторе
Баясах Жамеран - доктор исторических наук, профессор Директор Института международных отношений, Монголия, е-mail: [email protected].
Author
J. Bayasakh - Sc.D. in History, professor, Director of Institute of International Affairs, Mongolia, е-mail: [email protected].