2 015 ' 01
ВЛАСТЬ
205
Список литературы
Кошкин А.П., Сергеева О.А. 2009. Политические аспекты влияния власти на развитие малого бизнеса в современной России. — Правовая политика и правовая жизнь. № 3. С. 88-96.
KOSHKIN Andrey Petrovich, Dr.Sci.(Pol.Sci.), Professor, Head of the Chair of Political Science and Sociology, Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyi lane, 36; 160957@mail.ru) ATOYAN Tirun, student of Plekhanov Russian University of Economics (atoyan17@mail.ru)
INTERACTION BETWEEN THE RUSSIAN GOVERNMENT AND BUSINESS UNDER THE SANCTIONS
Abstract. In this article difficulties and prospects of relationship of the authority structures and small companies are considered. The problems of imperious influence impeding the development of small business are revealed. The state mechanisms promoting improvement of business climate in the country are defined. Authors revealed the model of relationship of the power and business in conditions of the Western sanctions. Possible scenarios of domestic economic development of Russia in conditions of sanctions of the West are formulated. Keywords: power, import substitution, small business, model, sanctions, scripts, Russia
УДК 94(517)
БАЗАРОВ Виктор Борисович — к.и.н., научный сотрудник Института монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; bazarov_science@mail.ru)
ВИЗИТЫ В.В. ПУТИНА И СИ ЦЗИНЬПИНА В МОНГОЛИЮ В 2014 г.
Аннотация. Монголия после распада Советского Союза встала на демократический путь развития, разработала собственную концепцию национальной безопасности и внешней политики. Концепция внешней политики Монголии является многоопорной. В ее основу положен принцип независимости от одного внешнего партнера, как это было в советский период. Теперь Монголия выделяет двух партнеров - Россию и КНР. Помимо основных партнеров, в концепции существует и «третий сосед» - США и страны с развитой экономикой, на которые Монголия может опереться для выравнивания дисбаланса между северным и южным соседом («запасной путь»). Настоящая статья посвящена основным партнерам Монголии, главы которых в 2014 г. посетили Монголию.
Ключевые слова: В. Путин, Си Цзиньпин, Россия, Китай, внешняя политика Монголии
августа 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Монголию с двухдневным официальным визитом. Это был его первый визит в качестве председателя КНР (в 2008 г. он приезжал в Улан-Батор как вице-председатель КНР1). Этот визит проходил в рамках праздничных мероприятий в связи с 65-летием установления дипломатических отношений между Монголией и КНР. На встрече «один на один» говорилось об упрочении двусторонних отношений в различных областях. Председатель КНР сообщил о возможности поставок на китайский рынок монгольской говядины и баранины, а также переработанной мясной продукции. Он также выразил готовность к осуществлению двустороннего сотрудничества в области угольной промышленности и строительства на территории Монголии
1 Мунхзул Б. 2014. Си Цзиньпин: «Китай готов стать для Монголии доверительным, ответственным и добрым соседом, хорошим другом и хорошим партнером». — Монголия сегодня. № 34(635). С. 1.
угольных электростанций для последующего экспорта электроэнергии в Китай. Председатель КНР Си Цзиньпин и президент Монголии Ц. Элбэгдорж заявили, что Китай и Монголия будут продолжать укрепление сотрудничества в области политики и безопасности. Кроме того, Монголия и Китай продолжат сотрудничество в формировании экономической зоны Великого шелкового пути. Стороны договорились о начале рассмотрения соглашения о зонах свободной торговли. Кроме того, КНР обязалась в течение 5 ближайших лет предоставить Монголии квоту для обучения 1 000 студентов и 500 военнослужащих.
По итогам переговоров были подписаны 26 документов, включая межправительственные и межведомственные соглашения о двустороннем сотрудничестве по линии министерств иностранных дел, пенитенциарной системы, министерств транспорта и железных дорог, пограничных и таможенных служб, министерств образования и науки.
Особое значение для договаривающихся сторон имеет совместная декларация о выведении двусторонних отношений на уровень стратегического партнерства между Монголией и Китаем, по которой страны развернут всестороннее взаимовыгодное сотрудничество в области добычи полезных ископаемых и строительства объектов инфраструктуры, а также в финансовой сфере. Кроме того, в декларации указывается, что стороны будут активно использовать потенциальные возможности торгово-экономического сотрудничества. Они приложат усилия для расширения двусторонней торговли и увеличения ее объема до 10 млрд долл. США к 2020 г. путем создания благоприятных условий для торговли, проведения экономических выставок в Северо-Восточной Азии, совместных китайско-монгольских выставок, бизнес-форумов с участием Китая, Монголии и России. Стороны будут стимулировать увеличение в двусторонней торговле удельного веса торговли продукцией с высокой добавленной стоимостью.
В декларации содержатся вопросы поощрения взаимных капиталовложений и использования китайских инвестиционных и технических преимуществ и монгольских ресурсов для укрепления двусторонних связей. Монголия и Китай ускорят темпы расширения инвестиционного сотрудничества в области строительства железных дорог, автодорог и пограничных переходов, освоения железных, медных, свинцово-цинковых и урановых рудников, добычи угля и нефти, а также в направлениях энергетики, химической промышленности, машиностроения, легкой промышленности и недвижимости. Как заявил руководитель КНР, китайская сторона готова и способна помочь монгольской стороне превратить ее преимущества в экономические выгоды.
В соответствии с декларацией китайская сторона предоставит Монголии возможности для транзитной транспортировки товаров и выхода в море. Стороны также договорились активно развернуть взаимодействие в области железнодорожной транзитной транспортировки через территорию Монголии.
В декларации также говорится, что Монголия и Китай в дальнейшем упрочат финансовое сотрудничество, поддержат использование своих валют в торговых расчетах, укрепят сотрудничество в области коммерческого кредитования и проектного финансирования. Главный представитель Банка Китая в г. Улан-Баторе Дай Синцзюнь отметил, что в будущем в соответствии с духом декларации китайские финансовые структуры развернут в Монголии операции по стимулированию оборота финансовых средств, юаневым расчетам и рефинансированию1. Было подписано соглашение между Банком развития Монголии и Банком развития КНР о предоставлении коммерческого кредита на сумму 162 млн долл. США.
Характерной особенностью визита председателя КНР в Монголию было включение в протокол подписания договоров хозяйствующих субъектов Монголии и Китая относительно крупных инфраструктурных проектов по строительству электростанции Адуунчулуун мощностью 300 МВт, электростанции Нарийн сухайт мощностью 195 МВт, автомобильных дорог по направлению Тавантолгой — Ханги длиной 435 км, сельскохозяйственных проектов.
1 Там же. С. 2.
2 015' 01
ВЛАСТЬ
207
Через две недели после визита председателя КНР Си Цзиньпина в Монголию с официальным визитом прибыл президент РФ Владимир Путин1. Визит состоялся в период празднования 75-летнего юбилея победы в боях на реке Халхин-Гол. В поездке главу российского государства сопровождали министр иностранных дел Сергей Лавров, вице-премьер Юрий Трутнев, министр энергетики Александр Новак, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, глава РЖД Владимир Якунин. От представителей бизнеса в состав делегации вошли гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, глава Роснефти Игорь Сечин, глава Русала Олег Дерипаска, гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.
Одним из важнейших пунктов совместного заявления Ц. Элбэгдоржа и В.В. Путина стала тема развития монголо-российских торгово-экономических отношений с намерением увеличить к 2020 г. внешнеторговый оборот двух стран до 10 млрд долл. США. По окончании переговоров главы двух государств приняли участие в торжественной церемонии подписания 15 документов, имеющих большое значение для развития двусторонних отношений и сотрудничества. В основном это межправительственные и межведомственные соглашения по линии министерств юстиции, строительства, транспорта и железных дорог, экономического развития, казначейства и миграционной службы.
Особо следует выделить соглашение между правительствами РФ и Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии. Тем самым был решен вопрос безвизового режима между Россией и Монголией, граждане получили возможность посещать соседнюю страну без визы на срок до 30 дней.
Были согласованы основные принципы сотрудничества по модернизации железных дорог. Подписано соглашение о модернизации и стратегическом партнерстве по развитию Улан-баторской железной дороги. Стороны договорились приступить к работе по электрификации железнодорожных путей, строительству параллельной линии. Финальный этап работ намечен на конец 2020 г.
В ходе визита стороны договорились об укреплении взаимодействия в сфере воздушного транспорта, чему будут способствовать протокол о сотрудничестве в сфере гражданской авиации, а также меморандум о расширении сети авиамаршрутов «Аэрофлота» и «Монгольских авиалиний».
В своем выступлении президент В.В. Путин подчеркнул, что Россия традиционно является надежным поставщиком электроэнергии в Монголию, играет важную роль в обеспечении ее энергетической безопасности. Российская компания «Роснефть» покрывает большую часть потребностей Монголии в нефтепродуктах, снабжает международный аэропорт Чингисхан в г. Улан-Баторе и имеет большие планы развития своей деятельности на монгольском рынке.
В.В. Путин отметил, что российские производители автомобильной промышленности намерены увеличить поставки своей продукции на монгольский рынок, т.к. в Монголии они видят устойчивый рынок, обладающим гарантированным спросом на российские автомобили.
Президент РФ заявил, что Монголия имеет хорошие возможности существенно увеличить поставки животноводческой продукции на российский рынок при соблюдении соответствующих российских санитарных норм.
В ходе переговоров особое внимание было уделено гуманитарным вопросам. Было подписано соглашение между ОАО «НК «Роснефть» и Министерством образования и науки Монголии в области организации обучения граждан Монголии в вузах — партнерах ОАО «НК «Роснефть».
Таким образом, визиты глав России и Китая в Монголию традиционно прошли в духе дружбы, взаимоуважения и сотрудничества. Визиты проходили в рамках проведения государственных празднований: юбилея установления дипломатических отношений Монголии и КНР, 75-летия победы в битве на реке Халхин-Гол. Китай и Монголия в рамках официального визита подписали 26 документов и 9
1 Хэрлэн Д. 2014. Президент России Владимир Путин: «Я знаю, что монгольский народ питает особые чувства к России». — Монголия сегодня. № 37(638). С. 1.
соглашений, меморандумов о сотрудничестве между монгольскими и китайскими хозяйственными единицами. Россия и Монголия подписали 15 документов. Часть монголо-китайских соглашений и меморандумов имеют конкретно-проектный характер. Российская сторона ограничилась подписанием соглашения между ОАО НК «Роснефть» и Минобрнауки Монголии в области содействия обучению граждан Монголии в вузах — партнерах ОАО «Роснефть». Среди заключенных в ходе визитов монголо-китайских соглашений фигурируют отдельные кредитные соглашения. С российской же стороны кредитные соглашения отсутствуют.
При этом и Китай, и Россия намерены увеличить торговый оборот до 10 млрд долл. Согласно нашему анализу внешнеторгового оборота Монголии [Базаров 2014: 140], торговый оборот с Китаем на 2013 г. составил 5 528,9 млрд долл., а с Россией — 1 623,6 млрд. долл. При этом характер торговых оборотов сильно отличается. Львиная доля всего экспорта Монголии (90%) приходится на Китай, доля же России составляет всего лишь 1,44%. В импортной части торгового оборота ситуация более или менее равная: импорт из России в 2013 г. составил 1 561,9 млрд долл., а из Китая — 1 822,6 млрд долл.1 Однако и здесь китайский импорт превосходит российский. Чтобы увеличить торговые обороты до ожидаемых показателей необходимо нарастить монголо-китайский оборот в 1,8 раза, а монголо-российский — в 6,2 раза. Пока ближе к плановым показателям стоит Китай, Россия же пока располагает лишь пространством для расширения экономического сотрудничества.
Таким образом, подписанные монголо-китайские и монголо-российские соглашения не противоречат друг другу и не конкурируют между собой. Они направлены на усиление взаимодействия не только между Монголией и КНР, Монголией и Россией, но и в восточноазиатской-евразийской трансграничной зоне в целом. Эти соглашения в перспективе позволяют Монголии стать одним из главных экономических и логистических узлов в регионе.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда. Проект №14-18-00552 «Монгольские народы: исторический опыт трансформации кочевых сообществ Азии».
Список литературы
Базаров В.Б. 2014. Динамика макроэкономических показателей и внешнеэкономические связи Монголии. — Вестник БНЦ СО РАН. № 4. С. 132-151.
BAZAROV Victor Borisovich, Cand.Sci.(Hist.), Researcher of Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (Sakh'yanovoi str., 6, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; bazarov_science@mail.ru)
VISITS OF VLADIMIR PUTIN AND XI JINPING TO MONGOLIA IN 2014
Abstract. In 2014 a number of important symbolic meetings were carried out in Mongolia. During the short period of time the leaders of the largest Eurasian states has visited Ulaanbaatar. This article focuses on two main partners of Mongolia, namely Russia and China. The visits of the leaders of these states to Mongolia in 2014 are studied in the material. These visits of Vladimir Putin and Xi Jinping to Mongolia played the crucial role in further course of the state development. Therefore the author analyzes the visits of V. Putin and Xi Jinping in the context of studying their intentions and agreements, memoranda. Keywords: Putin, Xi Jinping, Russia, China, foreign policy of Mongolia
1 Монгол Улсын статистикийн эмхтгэл [Статистический сборник Монголии] . 2013. Улан-Батор, 2014. С.275-276.