УДК 330.3
НОВОЕ КАЧЕСТВО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
А. Р. САФИУЛЛИН,
кандидат экономических наук, заведующий отделом аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры экономической теории E-mail: asaf79@mail. ru Ульяновский государственный технический университет
В статье анализируются экономические, технико-технологические, организационные, инновационные и социальные грани развития новой экономики. Выделены характерные роли человека в качестве субъекта новой экономики, связанные с интеллектуализацией хозяйственной деятельности, и проанализировано изменение качества субъектов экономики, обусловленное новыми технологиями и возрастанием роли информации и знаний.
Ключевые слова: новая экономика, экономика знаний, интеллектуальный работник, интеллектуальный предприниматель, интеллектуальный потребитель.
В последние годы в научной литературе стали активно использоваться термины, в которых исследователи пытаются зафиксировать трансформации, наблюдаемые в экономической деятельности и жизни общества на рубеже веков. В их числе часто можно встретить и понятие «новая экономика». Еще в 2001 г. в экономическом докладе президента США прозвучало, что за последние восемь лет американская экономика трансформировалась настолько радикально, что многие считают: мы стали свидетелями создания новой экономики [9, с. 19].
Несмотря на многочисленные публикации, на данный момент нет одного общепринятого определения термина «новая экономика». В его толковании можно обнаружить много разноречий и разных акцентов. Иногда присутствует довольно узкое представление о новой экономике как комплексе отраслей, связанных с высокими технологиями, главным образом с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ). В более широком
смысле новая экономика представляет собой «мир, в котором люди работают мозгами, а не руками... ИКТ создают глобальную конкуренцию - не только для кроссовок и персональных компьютеров, но и для банковских займов и других услуг, которые нельзя упаковать в ящик и отправить. инновации важнее, чем массовые продукты. инвестиции больше вкладываются в новые концепции и идеи. быстрые изменения происходят постоянно» [10]. Зеркало новой экономики многогранно, в нем отражаются экономические, технико-технологические, организационные, инновационные, социальные (гуманистические) процессы трансформации современной экономики.
Экономические грани новой экономики. Внешние изменения в новой экономике связаны с устойчивым ростом ВВП, низким уровнем безработицы, стабильно низкой динамикой инфляции, что было характерно для американской экономики последнего десятилетия XX в. По мнению авторов названного ранее доклада, основа подобного экстраординарного изменения основных макроэкономических показателей - три взаимосвязанных фактора: технологические инновации, организационные изменения в бизнесе и экономическая политика. Занимаясь измерением новой экономики в бюро экономического анализа США, Д. С. Ландефельд дополнил экономические грани новой экономики ростом производительности труда, высоким уровнем инвестиций и более справедливым распределением выгод и доходов [11].
Один из важнейших факторов подобного развития новой экономики - знания, которые дополняют и повышают эффективность применения
классических ресурсов: земли, труда, капитала и предпринимательского таланта. Поэтому часто новую экономику еще называют и экономикой знаний, так как такая экономика создает и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности.
Человек использовал знания в своей деятельности всегда. Но минувший XX в. продемонстрировал, насколько быстро в современном мире происходят освоение новых идей, обработка информации и применение новых знаний. Если для удвоения знаний с начала нашей эры потребовалось 1 750 лет, то второе удвоение произошло уже в 1900 г., а третье - к 1950 г. В итоге всего за полвека объем информации вырос в 8-10 раз. Интернету для распространения среди 10 % мирового населения понадобилось 29 лет, персональному компьютеру -уже 26 лет, а мобильному телефону - всего 15 лет. Поэтому практически любое производство в новой экономике становится знаниеемким. Многие виды интеллектуальной деятельности, вносящие весомый вклад в прирост ВВП новой экономики, вообще не требуют оборудования. По свидетельству экспертов, в США примерно 45 млн чел. используют в качестве средства производства только свой интеллект, подкрепленный персональным компьютером. Около 80 % рабочих мест в Европе и США относятся к разным секторам новой экономики, включающим производство научных знаний, их коммерциализацию, разработку новых технологий и программных продуктов.
Формирование новой экономики - это структурные изменения. Во-первых, в новой экономике к традиционному производству добавляется производство знаний - огромный комплекс, включающий университеты, патентную систему, фундаментальную и прикладную науку, это также исследования и разработки. Во-вторых, ощутимую долю в отраслевой структуре занимают виды деятельности, имеющие тесные связи с наукой и высокими технологиями (knowledge - and technology-intensive industries в классификации ОЭСР). К ним относят пять видов высокотехнологичных производств (производство летательных и космических аппаратов, фармацевтика, производство компьютерной и офисной техники, коммуникационного оборудования и научных инструментов) и пять видов наукоемких (знаниеемких) услуг (финансовые услуги, бизнес-услуги, коммуникационные услуги, в том числе разработка программного обеспече-
ния и НИОКР, образование и здравоохранение). Такие виды деятельности имеют три особенности: высокий уровень инвестиций в инновации, интенсивное использование приобретенных технологий и высокообразованную рабочую силу. В-третьих, в новой экономике наблюдается ощутимый сдвиг от первичного и вторичного секторов (сельское хозяйство и промышленность) к быстрому развитию третичного сектора (сфера услуг). На данный момент в числе стран, где доля сферы услуг в ВВП является высокой (около 70 %), - США, Канада, Австралия, страны Евросоюза, Япония, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие страны.
Технико-технологические грани новой экономики. В данном контексте экономику стали называть новой по мере фиксации тех последствий и изменений, которые были связаны с распространением ИКТ, воздействие которых на развитие новой экономики Г. Колодко образно сравнил с открытием Америки 500 лет назад. А группа экспертов, приглашенная телеканалом CNN, в рейтинге 25 самых значимых инноваций, изменивших мир, на первое место поставила Интернет и далее - сотовый телефон, персональный компьютер, электронную почту. Техническая и технологическая составляющие развития страны (современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть, Интернет и другие ИКТ) - еще один важный фактор формирования новой экономики.
Новая экономика появилась на волне пятого технологического уклада, ядро которого составляли микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации и связи, радио- и телекоммуникационного оборудования, лазерного оборудования, а также предоставление услуг по обслуживанию вычислительной техники. Дальнейшее развитие новой экономики связывают с новыми достижениями техники и передовыми технологиями: биотехнологии, нано-технологии, экотехнологии и др.
Организационные грани новой экономики. Широкомасштабное применение новых технологий привело к появлению и распространению новых форм организации предпринимательской деятельности и ведения бизнеса, новых организационных форм взаимодействия между государством, бизнесом и населением. Организационной инфраструктурой новой экономики становятся электронные сети, включающие корпоративные сети (интранет), сети
делового партнерства (экстранет), глобальные сети (Интернет), электронную почту, электронный обмен данными и электронные платежи. В странах ОЭСР [14] около 70 % домохозяйств имеют домашний доступ в Интернет, а 94 % предприятий (с количеством работников 10 чел. и более) подключены к глобальной сети. Более 65 % взрослого населения используют возможности Интернета для отправки электронной почты или голосовых сообщений, около 30 % людей - для приобретения товаров и услуг, столько же - для развлечений и почти 40 % -для получения банковских услуг. Электронный банкинг, к примеру, особенно популярен в скандинавских странах, где насчитывается около 75 % пользователей таких услуг. Во всемирной паутине люди не просто являются пользователями, но и создают свои собственные медиа-продукты (в 2010 г. в среднем 15 % пользователей Интернета создали веб-страницы). Более 40 % граждан используют Интернет для взаимодействия с органами государственной власти. Все большую активность в Интернете проявляет и бизнес. В этих же странах в среднем 35 % предприятий (с количеством работников 10 чел. и более) использовали сеть для покупки, а 18 % - для продажи товаров и услуг, 24 % предприятий применяют средства электронного обучения в подготовке персонала, а 66 % используют Интернет для предоставления разных форм отчетности государству. В итоге новая экономика превращается в сетевую среду, «в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [8].
Кроме того, применение ИКТ сопровождается изменениями в организации труда и управления на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Например, за последние десятилетия многие предприятия внедрили системы автоматизированного проектирования (САПР - CAD), системы компьютерного цифрового контроля (computer numerical control - CNC) и производства «точно вовремя» (just in time production - JT). Сейчас речь идет уже о так называемых облачных и тонких технологиях, технологиях организации распределенных сред обработки данных, конвергентных и иных технологиях. Внедрение новых и новейших технологий оказывает колоссальное воздействие на условия
работы, поскольку это может одновременно приводить к сокращению штатов (трудосберегающие инновации), переподготовке оставшейся рабочей силы (повышение квалификации) и к изменению рабочих функций в результате интеграции различных функциональных областей деятельности (маркетинг, производство, НИОКР, бухгалтерский учет/финансы, логистика, закупки и проектирование продукции). Корпоративные и глобальные сети позволяют бизнесу быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся пожелания клиентов, что становится эффективным в том случае, если работники владеют актуальной информацией, самостоятельно принимают решения и несут большую ответственность за успех бизнеса. Поэтому внедрение ИКТ -это еще и расширение прав и возможностей работников, изменение в должностных функциях, предоставление возможностей для профессионального роста и усиления контроля со стороны самих работников.
Таким образом, новая экономика приобретает и новую форму организации производства и труда. Такая форма предусматривает расширение функций работника и переход от «частичного» работника (узкой специализации) к работнику «широкого диапазона» (универсалу). Новый работник должен иметь способности осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, т. е. быть не только субъектом производственного освоения новых технологий, но и движущей силой их дальнейшего развития.
Инновационные грани новой экономики. Рассуждая о современной экономике, многие исследователи справедливо отмечают инновационный характер хозяйственной деятельности, связанный с ее постоянным технологическим совершенствованием, улучшением управления производственными процессами, ростом эффективности научных исследований и разработок. Новую экономику можно также назвать инновационной. Ведь ее развитие во многом зависит от того, насколько быстро происходят генерация и диффузия новых знаний, разработка и внедрение научных, технологических, продуктовых, институциональных и иных инноваций.
Об интенсивности инноваций можно судить по таким показателям, как затраты на НИОКР, количество исследователей, количество зарегистрированных патентов и опубликованных статей и др. По данным Всемирного банка, за три последних десятилетия
количество патентных заявок, зарегистрированных резидентами в странах мира, удвоилось, как и число статей в научно-технических журналах (по физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, медико-биологическим исследованиям, технике и технологии, наукам о земле и космосе). В генерации инноваций участвует большое количество исследователей - на миллион населения в странах ОЭСР в 2007 г. приходилось 3 420 исследователей, а расходы на НИОКР составляли 2 % ВВП. Результаты инновационной активности приносят ощутимый доход. В США на каждый вложенный в НИОКР доллар приходится девять долларов роста ВВП. По мнению американских исследователей, экономический бум 1990-х гг. в США можно объяснить инновациями, которые привели к появлению новых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами ресурсов. О наличии тесных связей между инновационной деятельностью, развитием науки, созданием, распространением и приложением знаний также свидетельствуют результаты исследований ОЭСР.
Социальные грани новой экономики. В контексте концепции человеческого развития формирование новой экономики тесно связано с созданием такой среды, в которой люди имеют возможности полностью развивать свой потенциал и вести про-
Некоторые показате
дуктивную, творческую жизнь в соответствии со своими потребностями и интересами (табл. 1).
Авторы доклада о человеческом развитии за 2011 г. отмечают [2], что большинство людей ныне живут дольше, они лучше образованы, имеют более широкий доступ к товарам и услугам, чем раньше. Если в древности средняя продолжительность жизни населения составляла 20-22 года, в ХУШ в. - 30 лет, в начале XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была уже примерно 56 лет, то теперь в этих странах она достигла 75-78 лет. Долголетие и здоровье не только следствия, но и важнейшие предпосылки дальнейшего развития человека в той же степени, что и образование. Многочисленными исследованиями установлено, что образование влияет на разные аспекты развития человека - состояние здоровья, политическую активность, скорость распространения информации, сотрудничество между людьми, наделение полномочиями и многое другое. Важнейшими возможностями существования и развития человека в новой экономике являются возможности вести долгую и здоровую жизнь, быть хорошо информированным (и образованным) и иметь средства, необходимые для достойного существования, а также решать другие задачи, которые, по мнению самого человека, имеют для него значение.
Таблица 1
\ развития человека
Показатель Норвегия Австралия Нидерланды США Канада Германия Швеция Япония Россия
Рейтинг страны в 1 2 3 4 6 9 10 12 66
2011 г.
Индекс человечес- 0,943 0,929 0,910 0,910 0,908 0,905 0,904 0,901 0,755
кого развития в
2011 г.
Общая удовлетво- 7,6 7,5 7,5 7,2 7,7 6,7 7,5 6,1 5,4
ренность жизнью в
2006-2010 гг., бал-
лы (0 - наименее
удовлетворены; 10 - наиболее удов-
летворены)
Ожидаемая продол- 81,1 81,9 80,7 78,5 81,0 80,4 81,4 83,4 68,8
жительность жизни
при рождении в 2011 г.
Валовой коэффици-
ент охвата населе-
ния образованием
в 2006-2010 гг., %:
- начальным 98,7 106,4 106,9 98,2 98,4 103,6 96,2 102,3 99,6
- средним 110,4 132,7 120,8 93,6 102,2 101,7 102,6 101,0 96,8
- высшим 73,5 82,3 61,6 85,9 62,3 - 71,5 58,6 84,8
Таким образом, экономика становится новой, когда знания и инновации, новые технологии и продукты придают старой экономике новое качество и измерение, в которых новый человек может учиться и вести научно-исследовательскую работу, управлять, трудиться и производить товары или оказывать услуги, вкладывать капитал и получать доход, потреблять и всесторонне развиваться. Можно утверждать, что новые технологии, информация и знания постепенно изменяют качество субъекта новой экономики.
Новая экономика - новый работник. Новая экономика, становясь более зависимой от знаний, все больше привлекает работников умственного труда, которые и раньше были частью экономики, но в 1990-е гг. они стали крупнейшей профессиональной категорией. Так, в США доля управленческих и профессиональных рабочих мест в общей численности занятых увеличилась с 22 % в 1979 г. до 28,4 % в 1995 г. и 34,8 % в 2003 г. Не меньшее значение в новой экономике приобретает уровень образования рабочей силы. В 2006 г. 27 % американцев старше 25 лет имели степень бакалавра по сравнению с 24 % в 2000 г., 21 % - в 1990 г. и 16 % - в 1980 г. [13]. Аналогичные трансформации наблюдаются в большинстве развитых стран мира.
Неслучайно с началом второй половины XX в. заговорили об интеллектуальном работнике (или информационном работнике - knowledge worker). Это термин был предложен П. Друкером еще в 1960-х гг. По мнению одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента, такой работник становится главным активом любой коммерческой или некоммерческой организации в XXI в. Интеллектуальный работник - это человек, который работает с информацией, создает и использует знания на рабочем месте. В первую очередь интеллектуальные работники - это люди умственного труда: ученые, исследователи, инженеры, аналитики, специалисты по планированию, программисты, т. е. в широком смысле люди, обладающие высоким уровнем образования.
Интеллектуальный работник - это продуктивный работник. Разнообразными исследованиями подтверждается, что знания и способности таких работников, полученные от образования и профессиональной подготовки, оказывают положительное влияние на производительность, экономический рост, личный доход. Было установлено, что производительность труда городской рабочей силы возрастает на 2,8 % пропорционально каждому году
дополнительного обучения. Подобное воздействие связано с тем, что уровень образования таких работников увеличивает способности индивида не только выполнять общую работу, но и получать и обрабатывать новую информацию, оценивать и приспосабливаться к условиям работы, а также уменьшает неуверенность и сомнения, повышает самооценку и готовность адаптироваться к новой технологии. Исследованиями также были выявлены взаимосвязи между образованием и индивидуальными способностями к инновациям и приобретению новых навыков.
Интеллектуальный работник - это творческий или креативный работник. Важная характеристика интеллектуального работника - его креативность, разные аспекты которой - это способность генерировать оригинальные идеи и новые способы интерпретации мира, любопытство, желание экспериментировать и открывать новые связи в решении проблем, динамичный процесс, ведущий к инновациям в технологиях, практиках ведения бизнеса, маркетинге и дающий конкурентные преимущества. По оценкам Р. Флориды [5, с. 421], раньше самым массовым был рабочий класс (около 40 % к концу первой половины XX в.), затем его сменили работники сферы обслуживания (больше 45 % к 1980 г.), а сейчас первую скрипку в экономической и социальной жизни США начинает играть так называемый креативный класс, доля которого увеличилась с 10 % в начале XX в. до 30 % в конце (или около 38,3 млн работающих американцев). Ядро новой группы работников (около 15 млн чел.) составляют люди, работающие в науке, технике, математике и программировании, образовании, искусстве, дизайне и индустрии развлечений, т. е. все те, кто занят творческой деятельностью.
Исследуя креативный класс, Р. Флорида выделил новые ценности, которые придают интеллектуальному работнику новый облик:
- индивидуальность - нежелание подчиняться инструкциям со стороны организации, сопротивление традиционным групповым нормам, стремление самоутвердиться через личный творческий потенциал;
- меритократия - стремление двигаться вперед, ставя перед собой определенные цели и добиваясь их осуществления, опираясь на знание своего дела, оценка себя и других по личным способностям, достижениям и профессиональному росту;
- разнообразие и открытость - предпочтение такому окружению и таким организациям, где есть место для каждого и где каждый может преуспеть.
Интеллектуальный работник - это инновационный работник. Навыки, умения и уровень знаний таких сотрудников создают плодотворную среду не только для новых идей, но и для их успешной материализации. Об этом свидетельствуют результаты специальных исследований - Business R&D and Innovation Survey - в США, Survey of Innovation - в Канаде, Community Innovation Survey - в странах Евросоюза. К примеру, в Канаде две трети промышленных предприятий позиционируют себя как инновационные, а в Швеции - больше половины (54 %). Такие предприятия предложили новые продукты и процессы или же значительно усовершенствовали уже имеющиеся. Важными характеристиками инновационных предприятий были найм выпускников университетов, институтов, колледжей (все рассматриваемые страны показывают хорошие результаты в развитии человеческих ресурсов) и высокий уровень НИОКР.
Вместе с тем в новой экономике интеллектуальными становятся и работники традиционных отраслей. Материальное производство продолжает оставаться важнейшим фактором экономического и общественного прогресса. Так, США и Канада не только демонстрируют успехи в инновациях, в развитии сферы услуг и высокотехнологичных производств, но и входят в число мировых лидеров по производству основных зерновых культур и других продуктов, а Швеция около 80 % основных продуктов питания производит на собственной территории. Современное сельское хозяйство развитых стран - это использование собранных данных для более точной оценки оптимальной плотности высева, расчет норм внесения удобрений и средств защиты растений, прогнозирование урожайности и финансовое планирование. А труд современного фермера - это еще и применение знаниеемких технологий из несельскохозяйственных областей: спутниковые технологии, компьютеры, робототехника, системы глобального позиционирования, снимки со спутников, геоинформационные системы и специальные программы для агроменеджмента. Схожие изменения происходят и в промышленности. Рабочие конвейера на автозаводе теперь имеют навыки управления роботами и сами устраняют неисправности в оборудовании. Если раньше большинство
промышленных рабочих (57 %) были станочниками, сборщиками и чернорабочими, а остальные имели более высокую квалификацию, то теперь, наоборот, 55 % заняты в точном производстве и на специализированных работах. Современный работник трудится в диспетчерской, наблюдая за дисплеями, счетчиками и циферблатами. Список подобных примеров можно было бы продолжить. В итоге знание- и наукоемким становится практически любой труд и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в сфере услуг. С одной стороны, наблюдается рост значимости духовной, умственной деятельности и творчества. С другой стороны, можно утверждать о всеобщей интеллектуализации труда и постепенном освобождении производства от утомительного простого физического труда или монотонного умственного труда.
Новая экономика - новый предприниматель. По мере развития новой экономики постепенно приходит понимание, что знания, профессиональная компетенция, креативность и новаторское мышление обеспечивают бизнесу выживание и экономический успех, а ключевой фигурой становятся предприниматели, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом.
Одними из первых, кто начал заниматься разработкой концептуальных аспектов интеллектуального предпринимательства, стали исследователи Техасского университета в Остине во главе с Р. Червитцем. Концепция интеллектуального предпринимательства строится на убеждении, что интеллект не ограничивается университетами и академиями, а предпринимательство - бизнесом. Развивая идею синергетических взаимосвязей между академической средой, государством и частным бизнесом, авторы этой концепции рассматривают интеллектуальное предпринимательство как «освоение, интеграцию и продуктивное использование интеллекта и таланта там, где они сосредоточены, в целях содействия научным, культурным, политическим, социальным и экономическим изменениям» [15]. Интеллектуальные предприниматели идут на риск, делают открытия и создают знания, вводят новшества, сотрудничают и решают проблемы в разных сферах - в коммерческих и некоммерческих организациях, государственном секторе и образовании.
Знания и технологии в новой экономике придают новое содержание и модифицируют основные характеристики предпринимательства, делая его ин-
теллектуальным. Исследуя тип интеллектуального предпринимателя, эксперты выделяют ряд специфических особенностей его поведения (табл. 2).
Интеллектуальное предпринимательство - это не только набор перечисленных талантов и способностей предпринимателя, которые необходимы для ведения бизнеса в условиях экономики, основанной на знаниях. Важный аспект интеллектуального предпринимательства в новой экономике - это
Таблица 2
Специфические особенности поведения интеллектуального предпринимателя
умение организовать совместную работу интеллектуальных работников, предоставив доступ к опыту, знаниям и данным, что создает условия для новых возможностей и стимулирует инновации. Сталкиваясь с интеллектуальным работником в новой экономике, предприниматель вынужден учитывать, что такой работник более мобилен, меняя работу, он забирает свои знания и навыки с собой, а потому менее зависим от работодателя и организации, в которой занят. Здесь уместно вспомнить Г. Форда. Превосходный инженер и талантливый организатор в начале прошлого века писал, что предприятие не может «существовать, не поощряя таланта и энергии среди своих служащих, от которых зависит его собственное развитие». Предприятия живут «благодаря физической и умственной силе удачно подобранных ими людей», а потому тот, кто полагает что предприятие «ревниво относится к повышению по службе, тот отстал от своего времени» [6, с. 37]. Интеллектуальный предприниматель, успех бизнеса которого зависит и от плодотворной работы коллектива, занимаясь подбором работников, оценивает не только их интеллектуальный и творческий потенциал, но и принимает во внимание психологические особенности личности работника, уделяет внимание его карьере и повышению квалификации.
Новая экономика - новый потребитель. Рост интеллектуального уровня превращает современного индивида в «производителя для себя» или просьюмера (prosumer). Это термин, предложенный Э. Тоффлером в работе «Третья волна». Он назвал просьюмерами потребителей, которые стремятся решать проблемы собственными усилиями, оказывают услуги сами себе, обмениваются опытом и советами, в результате чего размывается граница между производством и потреблением. Так, Д. Ритцер приводит много примеров «производителя для себя» из жизни США второй половины XX в.: рестораны быстрого питания, самообслуживание на автозаправочной станции, новые медицинские технологии (аппараты измерения артериального давления, глюкометры) и т. п. [12]. Современные ИКТ расширяют этот список: Wikipedia, Facebook, Amazon. com, YouTube, бло-госфера, содержимое которых не только доступно пользователям, но и создается ими же. На данный момент можно выделить несколько смысловых трактовок предложенного Э. Тоффлером термина.
Просьюмер - производящий потребитель, желающий непосредственно участвовать в дизайне или настройке конечного продукта, неважно, идет ли
Автор Особенности
С. Квятковский Наличие сети сложных связей, имеющих отношение не только к бизнесу, но и к различным социальным институтам. Способность объединить сбор, обработку и оценку информации (подготовку решений) с разработкой планов действий (принятием решений). Широкий кругозор, способность свободного и независимого мышления и действия, оперирование глобальными категориями. Применение знаний в создании благоприятных условий, исключающих возможность принятия неудачной стратегии. Восприятие бизнеса как интеллектуального вызова и рискованной игры, которые приносят интеллектуальное удовлетворение. Особая значимость этических аспектов ведения дела и развития персонала
Г. Константинов и С. Филонович Интеллектуальное бесстрашие (азарт в решении трудных проблем). Информационная грамотность (способность быстро находить нужную информацию и умение обрабатывать разнообразную информацию). Толерантность к информационной избыточности и неопределенности (способность принимать решения в условиях высокой неопределенности и дефицита информации). Способность порождать новое знание -чувствительность к когнитивным диссонансам и развитая способность к генерации знаний. Мотивация к порождению нового знания - помещение индивидуума в группу высокомотивированных людей может породить в нем желание генерировать вместе с другими новое знание
речь о заказе предметов декора для украшения своего жилья или о выборе комплектующих и программного обеспечения для домашнего компьютера. Такой потребитель активно участвует в разработке и производстве продукта, чтобы придать ему необходимые индивидуальные характеристики. В этом смысле термин образован от слияния частей английских слов production -производство и consumer - потребитель.
Просьюмер - профессиональный потребитель. Во многих своих увлечениях современный потребитель проявляет уже не случайный, а постоянный и серьезный интерес, обладает углубленными знаниями в некоторой области, например в обустройстве дома с помощью разных устройств, искусстве кулинарии или фотографии. Стремление приобрести и использовать более качественные и высокотехнологичные продукты побуждает потребителя подробно изучать их компоненты и функции, превращает потребителей в своеобразных профессионалов, когда речь идет об успешной эксплуатации таких продуктов. Поэтому, к примеру, в индустрии аудио- и видеотехнологий часто используют рассматриваемое понятие как сокращение от professional consumer.
Просьюмер (proactive consumer) - активный в своем поведении потребитель, который интересуется инновациями, сам стремится их предложить и даже готов экспериментировать с новыми продуктами, он вовлечен в производство, торговлю и другие сферы. Такой потребитель стремится к информированности и сам делится впечатлениями, он, скорее, предлагает собственные правила игры, чем пассивно воспринимает те, что предлагаются производителем или продавцом.
Исходя из анализа «производителя для себя», можно выделить важные интеллектуальные составляющие современного потребления - грамотность и информированность, умение выбрать из массы сложных товаров и высокотехнологичных услуг, активная позиция в отношении инновационных продуктов и готовность делиться опытом и знаниями с другими потребителями. Кроме того, для интеллектуального потребителя значимым становится не только конечный продукт потребления, а сам процесс участия в его сотворении. Последнее придает интеллектуальное наполнение свободному времени, которое становится временем для осуществления возвышенной деятельности, для личной творческой реализации, всестороннего духовного и физического развития человека.
Новая экономика и Россия. Если в развитых странах мира в той или иной мере постепенно формируются грани новой экономики, то Россия в большей степени остается сырьевой державой. В рейтинге индекса экономики знаний, который предложен Всемирным банком для оценки условий развития экономики и общества, уровня образованности и грамотности, состояния национальной инновационной системы и степени развития ИКТ, Россия занимает 55-е место (2012 г.). В числе основных факторов, ограничивающих развитие российской экономики, эксперты называют сокращение расходов на научные исследования и уменьшение количества исследователей, высокая степень износа основных фондов (50 % и более), негативные изменения в структуре занятости (средний возраст работающих в промышленном комплексе превышает 50 лет), демографические проблемы (сокращение численности населения страны и ее трудоспособной части) и пр. Несмотря на остроту и сложность проблем, решение которых предстоит России на пути к новой экономике, наша страна обладает мощным потенциалом в лице высокообразованного и профессионального ресурса значительной части населения. Рассчитываемый в рамках программы развития человеческого потенциала ООН индекс образования в России вырос с 0,623 до 0,784 (1980-2011 гг.), а уровень грамотности взрослого населения (15 лет и старше) остается очень высоким - в 2005-2010 гг. он составлял 99,6 % [2, с. 159].
В результате проведения массовых опросов (1991-2004 гг.) [3] было установлено, что в пореформенный период система ценностей экономически активного населения претерпела заметные изменения в контексте исследуемого вопроса. Хороший заработок продолжает занимать первое место в шкале значимости разных аспектов работы для россиян (частота выбора 96 % в 2004 г.). Но за рассматриваемый период также выросла частота включения в число важных таких аспектов работы, как надежность работы (80 %), интересная работа (72 %), возможность чего-то достичь в работе (44 %). Автор приведенного исследования справедливо отмечает, что такие изменения связаны с разрушением административных ограничений на активность и инициативу, снижение потолков заработка и достижений, освобождение труда и возникновение новых возможностей на фоне спада и безработицы 1990-х гг., а также появление разнообразных форм адаптации населения к новым условиям рыночной
экономики. Именно поэтому на первом месте остаются материальные аспекты трудовой жизни россиян, а не инициативная самореализация, социальное признание или социальная ответственность.
Качество человеческих ресурсов - также одна из сильных сторон и резерв роста российского предпринимательства. Предпринимательство становится привлекательным видом деятельности для многих россиян. По данным глобального мониторинга предпринимательства [1], 65 % респондентов полагают, что предпринимательство - это желательный выбор для развития карьеры, а более 60 % считают, что предприниматели обладают высоким статусом в обществе. Вместе с тем при достаточно благоприятном отношении к предпринимательству в обществе лишь немногие стремятся открыть собственное дело. В России всего 22,7 % респондентов считают, что обладают необходимыми знаниями и опытом для построения собственного бизнеса. А уровень потенциального предпринимательства в России является самым низким среди стран - участниц мониторинга: 4,3 % опрошенных в 2010 г. планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. Однозначного ответа, как влияет уровень образования на предпринимательскую активность, нет. Тем не менее 86 % ранних российских предпринимателей отметили, что имеют по крайней мере среднее образование. Респонденты со средним, средним специальным и высшим образованием продемонстрировали большую склонность к предпринимательской деятельности. Несмотря на уровень образованности, инновационный потенциал российского предпринимательства остается низким (5 % респондентов отметили, что их бизнес связан с высокими технологиями). По мнению экспертов, в России нет эффективных механизмов передачи новых технологий и научных знаний от исследовательских центров к бизнесу, а система начального и среднего образования слабо ориентирована на то, чтобы сформировать у учеников знания и навыки, необходимые для создания собственного дела.
Необходимость формирования новой модели развития российской экономики, ориентированной на знания, давно обсуждается научным сообществом. Идеи модернизации и необходимости создания в России «умной» экономики, производящей «уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям», в 2009 г. были озвучены руководством страны. Еще раньше переход к инновационному социально ориентированному
типу экономического развития был закреплен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Первые заметные шаги в направлении интеллектуализации российской экономики пока связаны с инновационной активностью ряда высокотехнологичных производств, деятельностью государственных корпораций («Роснанотех», «Ростех», «Росатом» и др.) и созданием «русской Кремниевой долины» Сколково, а также продолжением работы группы экспертов из различных сфер над обновлением Стратегии-2020. Экономика России, обладающая высоким интеллектуальным потенциалом, все еще сохраняет шансы для ускоренного перехода к экономике знаний.
Ускоренная интеллектуализация и информатизация мировой экономики в наиболее развитом ее состоянии, рост наукоемкости производства и квалификации рабочей силы, коммерциализация знаний и другие изменения, постепенно создающие грани новой экономики, дают основание говорить о том, что постепенно формируется новый облик экономического субъекта-интеллектуала. Его можно назвать homo intellectus, или человек интеллектуальный, так как базисом его экономической деятельности становится интеллект - «совокупный умственный потенциал данного человека, те инструменты его реализации, которые он целесообразно использует для адаптации к жизни» [7, с. 277].
В новой экономике интеллект означает не просто компетентность человека в том, что затрагивает его личные интересы. Homo intellectus - это не только высококлассный специалист, который приобретает профессиональные знания и навыки и старается найти им наиболее выгодное приложение. Современный субъект-интеллектуал еще и приобщается через образование к культурному наследию, нравственным идеалам и общественным взглядам. У него постепенно формируется новая шкала ценностей, в которой все большее место занимают нематериальные аспекты бытия. Результаты подобных изменений зафиксированы в специализированных исследованиях World Values Survey. Например, за 1982-1999 гг. упоминание пункта «интересная работа» в опросах американцев выросло с 71,6 до 81,5 %, а пункта «возможность проявить инициативу» - с 53,6 до 61,7 %. Субъект-интеллектуал становится творцом, креативно ориентированным работником, предпринимателем или потребителем, его интеллект направлен на быстрое решение
проблемных ситуаций, генерацию новых идей и творческое созидание. В новой экономике индивид, вооруженный интеллектом, обретает возможность «всесторонне применять свои всесторонне развитые способности» [4, с. 336].
Homo intellectus богат не только приобретенными знаниями, навыками, умениями, опытом, лишить которых его уже никто не в состоянии. Меняя работу, он забирает багаж знаний с собой, а потому менее зависим от работодателя и организации. Потому подлинное его богатство - свобода. Свобода внешняя - он более мобилен и имеет больше преимуществ в выборе сферы приложения своих талантов и способностей. Свобода внутренняя - он живет и работает не только ради материального поощрения и карьерного роста, но и ждет морального вознаграждения и удовлетворения от проделанной работы и достигнутых результатов.
Список литературы
1. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2010. СПб: Высшая школа менеджмента СПбГУ 2010.
2. Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. М., 2011.
3. Магун В. С. Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России, 1991-2004 гг. М.: ГУ - ВШЭ, 2006.
4. Энгельс Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. М.: Политиздат, 1955.
5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005.
6. Форд Г. Сегодня и завтра: продолжение книги «Моя жизнь, мои достижения». Л.: Время, 1927.
7. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
8. Annual Report from the European Commission. Telework 1997. URL: http://www. eto. org. uk/twork/ tw97eto/tw97-2.htm#2.1.
9. Economic Report of the President. Washington, 2001. URL: http://clinton5.nara. gov/WH/new/html/ Fri_Jan_12_113936_2001.html
10. Encyclopedia of the New Economy. URL: http://www. lucastraining. es/Documentos/e_business/ Encyclopedia of the New Economy. pdf.
11. Landefeld J. S., Fraumeni B. M. Measuring the New Economy. URL: www. bea. gov/about/pdf/newec. pdf.
12. Ritzer J. Production, Consumption, Prosumption: The Nature of Capitalism in the Age of the Digital «Prosumer» URL: http://georgeritzer. com/ docs/Production Consumption Prosumption. pdf.
13. The 2008 State New Economy Index. Benchmarking Economic Transformation in the States.
14. The Future of the Internet Economy. A Statistical Profile. URL http://www. oecd. org/ dataoecd/24/5/48255770.pdf.
15. What is Meant by Intellectual Entrepreneurship? URL: https://webspace. utexas. edu/cherwitz/www/ie/ what is ie. html.