Научная статья на тему 'Мотивационные императивы формирования культуры предпринимательства в условиях «Экономики знаний»'

Мотивационные императивы формирования культуры предпринимательства в условиях «Экономики знаний» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ» / «ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА» / ЗНАНИЯ / ГЕНЕРИРУЮЩИЕ ИННОВАЦИИ / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / “ECONOMY OF KNOWLEDGE” / “INNOVATIVE ECONOMY” / KNOWLEDGE / GENERATING INNOVATIONS / CULTURE OF BUSINESS / ENTERPRISE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данова Наталия Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования культуры предпринимательства в условиях современной России. Проводитcя сравнительный анализ экономических категорий «экономика знаний» и «инновационная экономика» и выявляется их тождественность. Теоретической предпосылкой становления и развития «экономики знаний» выступает идея инноваций. Поступательное развитие общества всегда по своей сути инновационно. Источником и генератором этих новаций выступал и выступает сам человек. Инновации могут принимать различные формы, а именно: нового продукта, нового метода производства, нового рынка, нового источника сырья, новой организационной структуры. Закономерен вывод, что «инновационная экономика» в первую очередь является «экономикой знаний», где знания, генерирующие инновации, являются реальным ресурсом, влияющим на экономическое развитие страны и благосостояние населения. Сегодня знания, так же как капитал, становятся ключевым фактором роста рыночных экономик развитых стран. Приоритетность знания приобретает совершенно иной смысл. Эффективное применение знания как важнейшего ресурса социально-эконо-мического развития общества может вывести его на качественно иной уровень. В настоящее время формируется и существует уже другая – «новая экономика» с новыми атрибутами, количественным и качественным наполнением. Для дальнейшего развития экономической системы необходимо определиться с местоположением страны, найти точку отсчета в международной системе координат «экономики знаний». И в этом может помочь индекс экономики знаний – комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Знания, выступая источником инноваций, все больше и больше вовлекаются в производственный процесс и в первую очередь ассоциируют с творческой активностью, или предпринимательской инициативой. Интеллектуальный капитал, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, эффективного экономического развития системы предпринимательства. Говоря о предпринимательстве, автор ведущую роль отводит культуре предпринимательства как универсальному средству идентификации предпринимателя с предпринимательской средой. Предпринимательская среда в работе определена как совокупность возникающих в результате деятельности внутренних и внешних факторов и условий развития предприятия, оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование ее предпринимательской культуры в целом и отдельных субкультур. В условиях российской предпринимательской среды необходимо создавать новые рабочие алгоритмы, т. е. порядок действий исполнителя, которые ведут к достижению результата решения задачи. Данный порядок не должен быть основан на психологическом воздействии. В современных условиях необходимы принципиально новые системы трудовых отношений, а также новые правила и системы мотиваций, которые бы эти отношения поддерживали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL IMPERATIVES OF ENTREPRENEURSHIP CULTURE FORMATION IN “KNOWLEDGE ECONOMY”

The article is devoted to a problem of culture formations of business in conditions of modern Russia. The author carries out the comparative analysis of economic categories: “the economy of knowledge” and “innovative economy” also reveals their identity. The theoretical premise of the establishment and development of the “economic knowledge” stands the idea of innovation. The progressive development of society is always inherently innovative. The source and the generator of these innovations supported and will support the man. Innovation can take many forms, such as: a new product, a new method of production, new markets, new sources of raw materials, new organizational structure. It is concluded that “innovative economy” in the first place, is the “knowledge economy”, where knowledge is a real resource that influences the economic development of a country parameter and the well-being of the population. Today, knowledge as well as of capital becomes a key factor in the growth of market economies of the developed countries. The priority of knowledge takes on an entirely different meaning. The effective application of knowledge as the most important resource of social and economic development of the society can bring it to a qualitatively new level. Now “new economy” is forming and existing with new attributes, the quantitative and qualitative content. For the further development of economic systems it is needed to determine the location of the country, find a point of reference in the international system of coordinates “knowledge economy”. And this may help to index the knowledge economy – a comprehensive measure of the level of development of an economy based on knowledge in countries and regions of the world. Knowledge more and more involves in the production process and is associated with great creativity or business initiative. Intellectual capital, special knowledge and communication are factors both in the creation of value added and competitiveness and efficient economic development of the business. Speaking of entrepreneurship the author as a leading role assigns the enterprise culture as a universal means of identification of an entrepreneur with a business environment. Entrepreneurial environment is defined as a collection of work arising from the activities of internal and external factors and conditions for the development of enterprises that have a direct or indirect influence on the formation of its entrepreneurial culture as whole and individual subcultures. In the conditions of the Russian business environment it is necessary to create new jobs algorithms, i.e. procedures that lead to problem\s solving success. This procedure should not be based on a psychological impact. In modern conditions new system of labor relations, as well as new rules and systems of motivation that would have these ratios of support is required fundamentally.

Текст научной работы на тему «Мотивационные императивы формирования культуры предпринимательства в условиях «Экономики знаний»»

УДК 330.12

МОТИВАЦИОННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

© Наталия Юрьевна ДАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме формирования культуры предпринимательства в условиях современной России. Проводится сравнительный анализ экономических категорий «экономика знаний» и «инновационная экономика» и выявляется их тождественность. Теоретической предпосылкой становления и развития «экономики знаний» выступает идея инноваций. Поступательное развитие общества всегда по своей сути инновационно. Источником и генератором этих новаций выступал и выступает сам человек. Инновации могут принимать различные формы, а именно: нового продукта, нового метода производства, нового рынка, нового источника сырья, новой организационной структуры. Закономерен вывод, что «инновационная экономика» в первую очередь является «экономикой знаний», где знания, генерирующие инновации, являются реальным ресурсом, влияющим на экономическое развитие страны и благосостояние населения. Сегодня знания, так же как капитал, становятся ключевым фактором роста рыночных экономик развитых стран. Приоритетность знания приобретает совершенно иной смысл. Эффективное применение знания как важнейшего ресурса социально-экономического развития общества может вывести его на качественно иной уровень. В настоящее время формируется и существует уже другая - «новая экономика» с новыми атрибутами, количественным и качественным наполнением. Для дальнейшего развития экономической системы необходимо определиться с местоположением страны, найти точку отсчета в международной системе координат «экономики знаний». И в этом может помочь индекс экономики знаний - комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Знания, выступая источником инноваций, все больше и больше вовлекаются в производственный процесс и в первую очередь ассоциируют с творческой активностью, или предпринимательской инициативой. Интеллектуальный капитал, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, эффективного экономического развития системы предпринимательства. Говоря о предпринимательстве, автор ведущую роль отводит культуре предпринимательства как универсальному средству идентификации предпринимателя с предпринимательской средой. Предпринимательская среда в работе определена как совокупность возникающих в результате деятельности внутренних и внешних факторов и условий развития предприятия, оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование ее предпринимательской культуры в целом и отдельных субкультур. В условиях российской предпринимательской среды необходимо создавать новые рабочие алгоритмы, т. е. порядок действий исполнителя, которые ведут к достижению результата решения задачи. Данный порядок не должен быть основан на психологическом воздействии. В современных условиях необходимы принципиально новые системы трудовых отношений, а также новые правила и системы мотиваций, которые бы эти отношения поддерживали.

Ключевые слова: «экономика знаний»; «инновационная экономика»; знания; генерирующие инновации; культура предпринимательства; предпринимательская среда.

Современная экономическая наука дает основание предположить, что понятия «экономика знаний» и «инновационная экономика» как экономические категории синонимичны. Вопрос о приоритете той или иной категории не является предметом обсуждения статьи, поэтому данные категории трактуются как идентичные. Отметим лишь, что теоретической предпосылкой становления и развития «экономики знаний» выступает идея инноваций.

Поступательное развитие общества всегда по своей сути инновационно. Основопо-

ложниками этих взглядов являются А. Смит, К. Маркс, а ее продолжателями - Р. Солоу,

Э. Денисон [1; 2]. Несомненно, что основным двигателем инновационного развития экономики были новации в науке и технике. Главным источником и генератором этих новаций выступал и выступает конечно же сам человек. Важно отметить, что инновации в экономике ассоциируют, как правило, с активностью предпринимательских структур, инициативой и деятельностью самого предпринимателя. Понятие «инновация» в экономическую науку было введено Йозефом Шум-

петером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. В труде «Теория экономического развития» (1912 г.) ученый выделил нововведения, которые могут принимать форму: нового продукта, нового метода производства, нового рынка, нового источника сырья, новой организационной структуры [3]. Сам термин «инновация» ученый ввел в экономический оборот лишь в 1930-х гг.

Й. Шумпетер связывал развитие рынков с инновационными циклами, что нашло подтверждение в работах российского и советского экономиста Н.Д. Кондратьева - основоположника теории экономических циклов, известной как «Циклы Кондратьева» [4].

В современной науке знания являются обязательной составляющей - основой инфраструктуры социально-экономических систем и рассматриваются важнейшим признаком их становления и развития. Сегодня знания так же как капитал становятся ключевым фактором роста рыночных экономик развитых стран. Данное восприятие в настоящее время нашло отображение в основных концепциях «экономики знаний»:

- знание - важнейший экономический ресурс;

- знание - продукт и товар;

- знание - кодифицированный продукт (кодифицированные знания становятся важнейшей компонентой экономических отношений);

- знание - фактор развития информационного общества (знания базируются на развитии и изменении информационных и коммуникационных технологий) [5].

Приоритетность знания приобретает совершенно иной смысл. Эффективное применение знания как важнейшего ресурса социально-экономического развития общества может вывести его на качественно иной уровень. В настоящее время формируется и существует уже другая - «новая экономика» с новыми атрибутами, количественным и качественным наполнением - «экономика инноваций», «экономика знаний».

Качественные и количественные характеристики «новой экономики» имеют явные совершенства:

- знания как ресурсная база «новой экономики» ничем не ограничены;

- развитие экономических систем невозможно купировать;

- рынки покупателей и продавцов становятся все более виртуальными;

- имеет место пространственная неограниченность инноваций;

- формируется и развивается рынок высоких технологий;

- наблюдается рост экспорта интеллектуальных услуг и человеческого капитала.

В «экономике знаний» в прибавочной стоимости товаров и услуг превалируют нижеперечисленные тренды:

- возрастает роль интеллектуальной собственности, степень новизны ее потребительских свойств и / или технологических достижений;

- меняется восприятие основных экономических показателей деятельности предприятия:

- затраты на природные ресурсы и капитал играют все меньшую роль;

- рыночная стоимость определяется возможностями и результатами применения инноваций и степенью сложности их воспроизведения;

- ведущая роль отводится компетентности кадрового состава, что напрямую отражается на капитализации компании.

Сторонники индустриального подхода полагают, что инновации в экономике как комбинация ресурсов и изобретений в обязательном порядке вовлекаются в производственный процесс.

Формирование и успешное функционирование «экономики знаний» - «экономики инноваций» во многом зависит от создания условий на макро- и микроуровнях [6].

Среди основных условий необходимо выделить:

- эффективность и устойчивость работы предприятия в основном зависит от непрерывности внедрения инноваций;

- появляются новые секторы занятости населения, что должно обеспечиваться массовостью и доступностью всех форм образования;

- обязательность обеспечения высоких темпов развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах жизни.

Для дальнейшего развития экономической системы необходимо сегодня опреде-

литься с местоположением страны, найти точку отсчета в международной системе координат «экономики знаний».

В этом может помочь такой показатель, как «Индекс экономики знаний» (Knowledge economy index, КЕ1), рассчитываемый Всемирным банком [7].

Индекс экономики знаний - это комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Показатель разработан в 2004 г. группой Всемирного банка в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development) для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания. Предполагается, что индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях.

По индексу экономики знаний Россия в 2012 г. занимала лишь 55 место в мировом рейтинге (табл. 1).

Индекс рассчитывается как среднее арифметическое четырех других индексов, отражающих соответственно способность институциональной среды благоприятствовать научной и творческой деятельности (индекс институционального режима), показатели интеллектуальной деятельности (индекс инноваций; сюда включается и индекс защиты интеллектуальной собственности, который приводится в таблице справочно), уро-

вень образования и грамотности населения (индекс образования), а также распространенность и охват современными технологиями (индекс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)). Каждый индекс нормализован так, что значение 10,00 говорит о превосходстве данной страны в данной сфере над всеми остальными, а 0,00 - наоборот, о превосходстве остальных стран над рассматриваемой.

Как видно из табл. 1, слабым местом отечественной экономики являются не столько показатели инноваций, сколько показатели институциональной среды. Неутешительным является и состояние института интеллектуальной собственности. Индекс защиты интеллектуальной собственности, который отражает состояние данного института, в 2010 г. составлял 1,98, однако и на сегодняшний день в плане защиты интеллектуальных продуктов Россия уступает развитым странам.

Невысокими являются и затраты отечественных компаний на внутренние исследования и разработки, которые составляют лишь 1,16 % ВВП. По этому показателю страна занимает 31-е место в мире. Лидирует в списке Израиль с затратами в размере 4,25 % ВВП. Причина столь высоких расхождений кроется в источниках финансирования: если в России 70,3 % затрат на НИОКР покрывается за счет государства, то в Израиле почта 80 % обеспечивает предпринимательский сектор [8].

Таблица 1

Индекс экономики знаний и его составляющие (2012 г.)

Ранг +/-* Страна ^ о ^ « § 1 ьЯ О К S м эт m Индекс институционального режима Индекс инноваций сн ка & й о а м на Ир о Индекс ИКТ В - м о с2 к ( go дн И

1 - Швеция 9,43 9,58 9,74 8,92 9,49 10,00

2 +6 Финляндия 9,33 9,65 9,66 8,77 9,22 10,00

3 - Дания 9,16 9,63 9,49 8,63 8,88 9,47

8 +7 Германия 8,90 9,10 9,11 8,20 9,17 9,47

12 -8 США 8,77 8,41 9,46 8,70 8,51 8,40

13 +3 Китай 8,77 7,77 9,38 8,87 9,06 8,78

14 -2 Великобритания 8,76 9,20 9,12 7,27 9,45 8,85

22 -5 Япония 8,28 7,55 9,08 8,43 8,07 8,55

55 +9 Россия 5,78 2,23 6,93 6,79 7,16 1,98

Примечание. * - изменение ранга по сравнению с 2010 г. Источник: данные Всемирного банка.

Интеллектуальный капитал, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, эффективного экономического развития системы предпринимательства. В этих условиях приоритетным инвестиционным направлением становится человеческий потенциал. Грядущие изменения должны касаться не только системы образования, научных институтов, органов власти, но и всех без исключения отраслей и сфер экономической деятельности.

В этих условиях особая роль отводится культуре предпринимательства, которая формируется под влиянием многообразия отношений предприятия с государством, обществом, потребителями, служащими, партнерами, конкурентами и другими группами участия, под действием внешних и внутренних условий и факторов развития, составляющих в совокупности определенную предпринимательскую среду на макро- и микроуровнях.

Понятие предпринимательской среды как экономической категории в научной литературе достаточно изучено, хотя единый подход к определению ее содержания отсутствует. Выделим три наиболее типичных определения предпринимательской среды:

1) это особая экономическая ситуация, которая характеризуется высокой степенью экономической свободы, возможностью появления предпринимателей и формирования капитала, относительной доступностью ресурсов;

2) это совокупность пространственных, организационных, юридических и временных факторов, образующих внутреннюю и внешнюю среды;

3) это совокупность субъектов предпринимательства, образующих конкурентную среду и систему внешних условий.

За рамками исследований, как правило, остаются процессы формирования и функционирования такой категории, как культура предпринимательства, которая, на наш взгляд, в условиях «экономики знаний» становится все более значимой. Ведь именно культура предпринимательства в настоящее время позволяет рассматривать предпринимательскую среду как открытую систему, представляющую совокупность различных подсистем - уровней, каждый из которых

имеет своих субъектов - заинтересованных сторон организации, а значит, имеет собственные цели развития и соответствующие этим целям тренды.

В силу различного действия на предприятие ее внутреннего и внешнего окружения необходимо выделять внутренний и внешний уровни предпринимательской среды. Внешний уровень формируется под влиянием политических, законодательных, экономических, технологических, социальных и других условий и факторов, определяемых преимущественно деятельностью государства и развитием внешних рынков. Этот уровень представляет общую среду развития предпринимательства, обусловливающую предпринимательскую культуру общества. Внутренний уровень предпринимательской среды непосредственно связан с деятельностью менеджмента и сотрудников, создающих предпринимательскую (корпоративную) культуру предприятия (фирмы).

С учетом вышеизложенного предпринимательская среда может быть определена как совокупность возникающих в результате деятельности внутренних и внешних факторов и условий развития предприятия, оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование ее предпринимательской культуры в целом и отдельных субкультур, включая корпоративную культуру конкретного предприятия.

Культура предпринимательства на макро- и микроуровнях является важным фактором успешного функционирования как отдельной организации, так и предпринимательства в рамках экономической системы в целом.

Главный вывод о состоянии отечественной культуры предпринимательства на всех уровнях оставляет желать лучшего. На микроуровне он заключается в том, что в стране не работают методы «классической» мотивации участников предпринимательского сообщества. Ни одна система оплаты труда (тарифная, сдельная, премиальная, смешанная или любая другая) не решает проблем, которые проистекают из предпринимательской культуры, коллективного мышления и менталитета.

Российское предпринимательское сообщество отличает отсутствие социальной ответственности бизнеса перед обществом,

правовой и трудовой нигилизм, неисполнительность, низкая дисциплина. Приходится наблюдать, что российский работник не думает о продуктивности, а коллективы не готовы к слаженной производительной работе, в то время как в промышленно развитых странах, таких как Германия и Япония, сотрудники изначально настроены на эффективный труд. Таковы принципы их предпринимательской культуры, где наряду с моральными факторами основной системой мотивации является достойно оплачиваемый труд. Как это ни странно, но человеческий фактор не является главной проблемой российской культуры предпринимательства, что доказывается примером многих россиян, успешно работающих за рубежом.

Причина кроется в предпринимательской среде, которая заставляет людей перестраиваться в лучшую или худшую сторону. Вывод однозначен: чтобы изменить обстановку (корпоративную культуру) на отдельно взятом предприятии, нужно создавать такие условия, чтобы изменилась предпринимательская среда (культура предпринимательства в целом). Такой подход соответствует институциональной теории американского экономиста и нобелевского лауреата Дугласа Норта [9].

В условиях российской предпринимательской среды необходимо создавать алгоритмы, которые для работника за рубежом являются совершенно естественными. Данный алгоритм, т. е. порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи, ни в коей мере не должен быть основан на психологическом воздействии. Необходимо выстраивать принципиально новые системы трудовых отношений, а также вводить новые правила и систему мотиваций, которые бы эти отношения поддерживали. Необходимо изменить коллективное мышление отечественной системы предпринимательства в целом.

Изменения культуры предпринимательства в первую очередь необходимы на микроуровне (подсистема корпоративной культуры), они могут заключаться в следующих принципах:

- единоначалие (у каждого работника один непосредственный руководитель);

- неукоснительное подчинение работника непосредственному руководителю;

- высокая производственная дисциплина и технологический порядок;

- единые правила поведения для всего персонала (производственный этикет);

- соответствие денежного вознаграждения затратам труда;

- персональный подход к заработной плате каждого работника на основе единого подхода для всех.

Казалось бы, что все вышеперечисленное похоже на обычные корпоративные установки. О необходимости порядка, дисциплины, эффективной мотивации сотрудников знаю все топ-менеджеры. Но, к сожалению, на практике мало кто эти задачи формулирует, и совсем немногие знают, как их выполнять. Решение этих задач и обусловливает эффективное формирование и функционирование культуры предпринимательства в стране.

1. Denison E. Trends in American Economic Growth, 1929-1982. Washington, 1985.

2. Дорнбуш P., Фишер С. Макроэкономика. М., 1997.

3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. М., 2007.

4. Кондратьев Н. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / ред. Ю. Яковец, Л. Абалкин. М., 2002.

5. URL: http://topics.development-gateway.org/

knowledge.

6. Hepworth M. A Regional Perspective on the

Knowledge Economy in Great Britain. United Kingdom Department of Trade and Industry / M. Hepworth, G. Spencer. URL: http://

www.berr.gov.uk/files.

7. KEI and KI Indexes (КАМ 2012) // The World

Bank. Knowledge for Development (K4D). URL: http ://info.worldbank.org/etools/kam2/

KAM_page4.asp.

8. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: статистический сборник. М., 2012.

9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М., 1997.

Поступила в редакцию 4.09.2013 г.

UDC 330.12

MOTIVATIONAL IMPERATIVES OF ENTREPRENEURSHIP CULTURE FORMATION IN “KNOWLEDGE ECONOMY”

Natalia Yuryevna DANOVA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, graduate student, of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to a problem of culture formations of business in conditions of modern Russia. The author carries out the comparative analysis of economic categories: “the economy of knowledge” and “innovative economy” also reveals their identity. The theoretical premise of the establishment and development of the “economic knowledge” stands the idea of innovation. The progressive development of society is always inherently innovative. The source and the generator of these innovations supported and will support the man. Innovation can take many forms, such as: a new product, a new method of production, new markets, new sources of raw materials, new organizational structure. It is concluded that “innovative economy” in the first place , is the “knowledge economy”, where knowledge is a real resource that influences the economic development of a country parameter and the well-being of the population. Today, knowledge as well as of capital becomes a key factor in the growth of market economies of the developed countries. The priority of knowledge takes on an entirely different meaning. The effective application of knowledge as the most important resource of social and economic development of the society can bring it to a qualitatively new level. Now “new economy” is forming and existing with new attributes, the quantitative and qualitative content. For the further development of economic systems it is needed to determine the location of the country, find a point of reference in the international system of coordinates “knowledge economy”. And this may help to index the knowledge economy - a comprehensive measure of the level of development of an economy based on knowledge in countries and regions of the world. Knowledge more and more involves in the production process and is associated with great creativity or business initiative. Intellectual capital, special knowledge and communication are factors both in the creation of value added and competitiveness and efficient economic development of the business. Speaking of entrepreneurship the author as a leading role assigns the enterprise culture as a universal means of identification of an entrepreneur with a business environment. Entrepreneurial environment is defined as a collection of work arising from the activities of internal and external factors and conditions for the development of enterprises that have a direct or indirect influence on the formation of its entrepreneurial culture as whole and individual subcultures. In the conditions of the Russian business environment it is necessary to create new jobs algorithms, i.e. procedures that lead to problem\s solving success. This procedure should not be based on a psychological impact. In modern conditions new system of labor relations, as well as new rules and systems of motivation that would have these ratios of support is required fundamentally.

Key words: “economy of knowledge”; “innovative economy”; knowledge; generating innovations; culture of business; enterprise environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.