Научная статья на тему 'НОВОЕ И ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В 2023 ГОДУ'

НОВОЕ И ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В 2023 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мегаева Светлана Владимировна, Браткова Валерия Валентиновна, Лосева Алла Сергеевна

Цель исследования - рассмотреть основные изменения бухгалтерского и налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2023 г. Научная новизна заключается в оценке влияния основных изменений в сфере бухгалтерского и налогового учета на организацию учетного процесса и формирование учетной политики организаций. По результатам исследования рассмотрен ФСБУ 14/2022, который вступит в действие с отчетности за 2024 год, но организации могут его применять и раньше; проанализированы поправки в бюджетном учете, а также изменения в налоговом учете организаций, касающихся формирования налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц, страховые взносы, рассмотрены изменения в рамках специальных налоговых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW AND CHANGES IN ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN 2023

The purpose of the study is to consider the main changes in accounting and tax legislation that will come into force on January 1, 2023. The scientific novelty lies in assessing the impact of the main changes in the field of accounting and tax accounting on the organization of the accounting process and the formation of accounting policies of organizations. Based on the results of the study, FSBU 14/2022 was considered, which will come into effect from the reporting for 2024, but organizations can apply it earlier; amendments to budget accounting, as well as changes in the tax accounting of organizations related to the formation of the tax base for income tax, value added tax, property tax, personal income tax, insurance premiums are analyzed, changes are considered within the framework of special tax regimes.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ И ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В 2023 ГОДУ»

тинговом позиционировании и продвижении территории Белгородской области // Экономика и предпринимательство. - 2021, - № 7 (132). -С 376-386.

5. Боталова М.Е. Исследование эффективности ма рвет и н говеифункц и он а л ы+ого сопровождения проектов реновации и создания новых социаль-н о-и н фра структурных мощностей в Бея юроде кой области // Экономика и предпринимательство. -2021. - № 7 (132). - С 998-1006.

6. Боталова М.Е. Обоснование методов развития социальной инфраструктуры в контексте задачи выравнивания региональной дифференциации / /Экономические исследования.-2018.- № 1. - С. 2.

7. Богалова М. Е. Инструментарий маркетинга инфраструктуры и Возможности его модернизации: основные формы, специфика и эффективность / М. Е. Богалова // Экономические науки. - 2021. -№200. - С. 32-42. - D0! 10.14451/1.200,32. - EDN QBJ0XN.

8. Воронов A.A., Гарьковенко В.Э., Каминская Е.А. Пути мобилизации институционального фактора малого и среднего бизнеса в развитии РЭС Краснодарского края // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 3 (35). - С 229-239,

9. Воронов A.A., Глухих Л.В., Сенюк С.А. Организа ция воспроизводственного процесса основных производственных фондов {на примере Краснодарского края) // Практический маркетинг. - 2008. - N" 5 (135).-С 8-19.

10. Воронов A.A., Ерок АД, Штезель А.Ю. Локальные рынки: маркетинг и стратегия. - Краснодар, ККИ РУК, 2019.- 161 с.

11. Казаков М.Ю. Барьеры в...коридорах власти особенности взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе // Российское предпринима тельство. - 2008. - № 2-1. - С, 34-41.

12. Казаков М.Ю. Инфраструктурное обеспечение пространственного развития территорий реги она в координатах модели "центр-периферия" // Экономика и предпринимательство. - 2013. ■ Na 1 (30).-С. 96-100.

13. Карашш В.Э. Малый и средний бизнес как значимый институциональный фактор развития эко-

номических систем современных российских регионов // Экономика устойчивого развития, -2019.-№М (37). - С 150-155.

14. Каргашов К.А., Макаренко А.И., Гарьковенко 83. Малый и средний бизнес Краснодарского края: экономико-правовые аспекты // Экономика устойчивого развития. - 201 jfe- N» 2 (34). -С. 158-165.

15. Лавриненко Н. А. Формирование и оценка региональной инвестиционной политики / H.A. Лав рииенко, Н. А. Монахова, Т. С. Степченко // Экономика устойчивого развития. - 2018. - №1(33). -С 145-156. - EDN YVETIW.

16. Ломовцева O.A., Тхориков Б.А. Методологические аспекты реализации мониторинга s системе индикативного управления организациями социальной сферы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология.-2017.-Т. 19,- №2 (39).-С. 76-87.

17. Ломовцева O.A., Тхориков Б.А. Смена парадигмы лидерства - морально-этические вызовы современности // Инновационное управление персоналом: сб. материалов кадрового форума. -2019.-С. 52-58.

18. Ломовцева O.A., Тхориков Б.А., Герасименко O.A. Стратегическое предпринимательство: стар-тап на платформе социальной ценности продукта // Вестник МГПУ. Серия: Экономика, - 2020. -N-1 (23). - С. 47-62.

19. Маркетинг в России на рубеже веков: реалии, проблемы, перспективы / С.М. Ганус, ОН. Рындин, Е.С. Алехина и др. - М.: Дашков и К, 2011. - 328 с.

20. Степченко Т.С. Аспекты восприятия обществен ностью процессов развития атомной энергетики (на примере "РОАЭС") // Практический маркетинг.

- 2014. - № 7 (209). - С. 35-40.

21. Управление территориями в конкурентной рыночной среде : учебное пособие / В.А. Руденко, Т.С. Попова, П.В. Горлачев [и др.]. - Краснодар : Индивидуальный предприниматель Кабанов Виктор Болеславович (Издательство "Новация"), 2021.

- 270 С. - ISBN 978-5-00179-056-3, - EDN FR LUT,

22. https://rosstat.gov.ru/opendata/7708234640-rtu mberofm uni cl pa I ¡îles 2021 /

NEW AND CHANGES IN ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN2023 Megaeva Svetlana Vladimimvna, PhD of Economics, Associate Professor Bratkova Valeria Valentinovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor

North-Caucasus Institute (branch), Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Pyatigorsk

Loseva Alia Sergeevna, Associate Professor, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk

The purpose of the study is to consider the main changes in accounting and tax legislation that will come into force on January 1, 2023. The scientific novelty lies in assessing the impact of the main changes in the field of accounting and tax accounting on the organization of the accounting process and the formation of accounting policies of organizations. Based on the results of the study, FS8U 14/2022 mis considered, which will come into effect from the reporting for 2024, but organizations can apply it earlier; amendments to budget accounting, as well as changes in the tax accounting of organizations related to the formation of the tax base for income tax, value added tax, property tax, personal income tax, insurance premiums are analyzed, changes are considered within the framework of special tax regimes.

Keywords; intangible assets; electronic document management; income tax; value added tax; insurance premiums; persona! income tax; property tax; land tax.

001 10.24923/2222-243Х.2022-45.13

НОВОЕ И ИЗМЕНЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В 2023 ГОДУ

Цель исследования - рассмотреть основные изменения бухгалтерского и налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2023 г. Научная новизна заключается в оценке влияния основных изменений в сфере бухгалтерского и налогового учета на организацию учетного процесса и формирование учетной политики организаций. По результатам исследования рассмотрен ФСБУ 14/2О22, который вступит в действие с отчетности за 2024 год, но организации могут его применять и раньше; проанализированы поправки в бюджетном учете, а также изменения в налоговом учете организаций, касающихся формирования налоговой базы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц, страховые взносы, рассмотрены изменения в рамках специальных налоговых режимов.

Ключевые слова: нематериальные активы; электронный документооборот-налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; страховые взносы; налог на доходы физических лиц; налог на имущество; земельный налог.

В 1 января 2023 года работа учетного аппарата претерпит массу изменений, касающихся организации бухгалтерского и налогового учета. Так, вышел новый стандарт по бухгалтерскому учету - ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы". Обязательным он станет лишь с 2024 г. Но его можно начать применять и раньше.

Если организация решит начать внедрение нового стандарта 14/ 2022 "Нематериальные активы" до 2024 года, следует учесть следующие моменты:

- такое решение необходимо закрепить в учетной политике;

- одновременно с ФСБУ 14/2022 необходимо применить и внести изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Поскольку эти изменения регулируют правила формирования стоимости нематериальных активов (СМА);

- с началом применения ФСБУ 14/2022 перестанет действовать не только старый ПБУ 14/2007, но и ПБУ 17/02;

- необходимо информировать пользователей бухгалтерской отчетности о досрочном применении ФСБУ 14/2022 и изменениях в ФСБ 26/2020. Это можно сделать 8 пояснениях к бухгалтерской отчетности за первый год (первый отчетный период) перехода на новый стандарт.

В соответствии с ФСБУ 14/2022 актив, не имеющий материальной формы, может быть признан нематериальным активом, если:

- может быть изъят из других активов или отделен от них;

- не предназначен для продажи;

- организация предлагает использовать его в своей деятельности более 12 месяцев {как правило, первый цикл эксплуатации, если он превышает этот срок), в том числе с предоставлением в пользование других лиц;

- организация может получать выгоду (доход) от использования такого актива. При этом права на актив должны быть подтверждены документально.

Капитальные вложения будут включать в себя затраты на приобретение, создание и усовершенствование не только основных фондов, но и нематериальных активов. Это, в частности, расходы:

- на приобретение ценностей для создания нематериальных активов (в том числе в результате НИОКР) или усовершенствования нематериальных активов;

УДК 657

ВАК РФ 5.2.3

ОМегаева СВ„ 2022 Ф Братова В,В., 2022 О Лосева АЖ, 2022

Г\! СМ О

Г\!

Cl V.O

<ъ о

о

г %

Ё

79

МЕГАЕВА Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

БРАТКОВА Валерия Валентиновна, кандидат социологических наук, доцент

Северо-На вказский институт (филиал), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Пятигорск

ЛОСЕВА Алла Сергеевна, доцент кафедры Финансов и бухгалтерского учета, Мичуринский государ ственный аграрный университет, Мичуринск

<

о

х

<т>

80

- на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности и лицензии на средства индивидуализации, которые организация будет использовать в качестве нематериальных активов,

- на приобретение прав на занятие отдельными видами деятельности по лицензии.

До истечения срока перехода на новый стандарт учета нематериальных активов организациям необходимо учесть изменения ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Лимит стоимости единицы НМА ФСБУ 14/2022 не устанавливается. Но организация сама может утвердить его в учетной политике. Тогда все затраты, связанные с формированием "малоценных нематериальных активов", будут учтены в расходах текущего периода по завершении таких капвложений. К примеру, можно ориентироваться на лимит в налоговом учете -более 100 ООО руб.

То есть в первую очередь необходимо собрать все затраты на счете 08 "Капитальные вложения" {желательно на отдельном субсчете "Капитальные вложения в НМД"). Тогда при вводе НМД в эксплуатацию:

- если все затраты меньше устано8ленного лимита, то списывать со счета 0В на текущие расходы;

- если общая сумма затрат соответствует установленному лимиту, то делается проводка по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и списывается по кредиту субсчета 08 -"Капвложения в НМД".

Нематериальные активы могут амортизироваться 8 течение срока полезного использования (СПИ), установленного организацией. Но только в том случае, если такой срок можно определить. Даты начала и окончания амортизации нематериальных активов регистрируются так же, как это было сделано 8 ФСБУ 6/ 2020 для основных средств. Также в новом стандарте есть ликвидационная стоимость нема-териальныхактивов, которая должна быть вычтена из балансовой стоимости актива при начислении амортизации. Но е подавляющем большинстве случаев она будет равна нулю. Это связано с тем, что часто отсутствует активный рынок нематериальных активов. Также редко когда в договоре на создание/приобретение НМД прописывается обязанность исполнителя/продавца выкупить у организации НМД по окончании срока его использования. В этом стандарт учета нематериальных активов отличается от стандарта учета основных средств. Ведь если организация хочет установить нулевую ликвидную стоимость объекта

основных средств, нужно постараться обосновать это.

Нематериальные активы должны быть проверены на обесценение. Так же, как и при учете основных средств, это необходимо вести по правилам МСФО (|Щ 36 "Обесценение активов".

Если НМА не способны приносить выгоду в дальнейшем либо они выбывают, то они списываются с бухгалтерского учета.

Компании, которые могут вести бухгалтерский учет упрощенными способами, закрепляют в учетной политике следующие положения:

- организация не будет проверять НМД на обесценение (это упрощение и последующее имеет смысл, если не выбрано первое упрощение, указанное выше);

- информация о нематериальных активах будет раскрываться в бухгалтерской отчетности 8 усеченном виде, то есть будут указываться только данные:

- о балансовой стоимости НМД на начало и конец отчетного периода;

- о результате от списания НМА за отчетный период;

- о результате переоценки НМА, который включен е доходы или расходы отчетного периода, и о таком результате, включенном в капитал (если выбрано, что какие-то НМА учитываются по переоцененной стоимости),

С 1 января 2023 года произойдут изменения и в бюджетном учете. Внутренний электронный документооборот (ЭДО) в обязательном порядке вводится во всех государственных и муниципальных учреждениях. Об этом нам говорит пункт 6 приказа Минфина России от 15.04.2021 №61 н. В связи с этим все бюджетные организации - субъекты учета государственных финансов, обязаны перейти на работу с электронными первичными документами, а также регистрами бухгалтерского учета [101.

В "1С:БГУ" уже предусмотрен переход на ЭДО с 2023 года, В этом решении можно прописать роли для пользователей, заполнить и оформить электронные документы. Однако для тех, кто еще не работал в данной программе, могут возникнуть определенные сложности. Реализация внутреннего ЭДО в" 1 С:БГУ" версии КОРП и ПРОФ отличается и это важно учитывать. Правильные действия помогут учреждению верно определить, какой программный продукт "1 С" использовать в зависимости от масштаба организации и территориальной распределенности его подразделений.

Не все государственные учреждения могут легко перейти на ЭДО в соответствии с зако-

нодательством. Причина тому - несколько важных факторов. Отсутствие необходимых знаний у сотрудников. Это напрямую влияет на качество работы с электронными документами, так как есть вероятность ошибок. Нехватка денежных средств делает невозможным обновление необходимого программного обеспечения и закупку мощного оборудования.

Законодательство делает исключение для тех учреждений, которые не имеют организационно-технической возможности для работы с ЭДО. Они могут формировать учетные документы на бумажном носителе, дополнительно предоставляя бухгалтеру скан-колии. Для того чтобы свести этот риск к минимуму, рекомендуется:

- сформировать и отправить руководителю служебную записку о необходимости перехода на ЭДО;

- позаботиться о техническом оснащении и оценить его стоимость, подключив к задаче 1Т-специалистов;

- сформировать заключение, подтверждающее отсутствие технической возможности перейти на ЭДО в срок [10].

Первым основным изменением по налогам, вступающим в силу с 2023 года будет являться переход по расчетам с бюджетом посредством оплаты единого налогового платежа. Изменения, которые устанавливают единый налоговый счет {ЕНС) для предприятий и предпринимателей? указаны в Федеральном законе "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 14.07.2022 №?2бЗ-ФЗ [3]. Поправки будут действовать с 1 января 2023 года.

При формировании начального сальдо казначейство должно учесть задолженности и переплаты организации. Рассчитываться начальное сальдо должно по общим правилам, но есть определенные отклонения. К примеру, не попадает на единый налоговый счет переплата налога на прибыль в региональный бюджет, она должна быть зачтена в счет последующих подобных налогов. Если компания заранее перечислит суммы платежей, у которых наступает срок в 2023 году, то они пойдут на ЕНС. Нужно наблюдать за сальдо, оно должно быть нулевым или положительным. Если сальдо отрицательное, то с организации могут начислить пеню или взыскать имущество.

Вторым новшествомявляется объединение с 1 января 2023 года Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, он будет называться Социальный фонд России, сокращенное

название - СФР. Объединение фондов упростит получение мер социальной поддержки. Пенсии, федеральные пособия, материнский капитал, больничные и другие выплаты, которые сейчас назначаются в двух разных фондах, с нового года можно будет оформить в режиме "одного окна". Объединение фондов принесет ряд изменений как для юридических, так и физических лиц. Во-первых, из перечня освобожденных от взносов исключат выплаты по договорам ГПХ и трудовым договорам (договорам ГПД} с временно пребывающими в России иностранцами и лицами без гражданства.

Во-вторых, создадут единую базу для исчисления взносов и установят следующие тарифы:

- с оплат, которые не превысят единую предельную величину базы, тариф 30%;

- с оплат, которые не превысят единую предельную величину базы, тариф 15,1 %.

В-третьих, введут единую форму сведений для персонифицированного учета.

Прежде всего? стоит отметить расширение круга субъектов, которым теперь они положены. Самое главное изменения - получать пособия можно будет не только по трудовым договорам, но и по договорам гражданско-правового характера. В то же время, необходимо соблюдать условие: в предшествующем страховому случаю году с вознаграждений должно быть перечислен о взносов больше, чем составит стоимость страхового года (Закон № 237-Ф3) М.

Следующее изменение коснулось НДС. С 2023 года НДС будут платить в новые сроки -до 28 числа каждого из трех месяцев, которые идут за отчетным кварталом. Порядок возмещения НДС изменили в связи с переходом на ЕНП По правилам НК РФ, если сумма вычета по НДС больше исчисленного налога, разницу зачитывают в счет будущих платежей или возвращают на расчетный счет плательщика. После изменений в налоговом законодательстве такая разница будет увеличивать сальдо на едином налоговом счете. С 1 января 2023 года в совокупную обязанность налогоплательщика входят все суммы к возмещению из поданных деклараций. Поэтому НДС к возмещению будут учитывать на ЕНС. Если сумма возмещения по НДС формирует положительное сальдо, ее можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть на расчетный счет.

Федеральным законом от 14,07.2022 № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" вносятся изменения в главу 25 "Налог

<

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x

<т>

на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2023 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 26Э-ФЗ с 1 января 2023 года предусмотрено обязательное применение организациями и индивидуальными предпринимателями порядка уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа с внедрением сальдированного учета их обязательств перед бюджетной системой. С 2023 года необходимо перечислять общую сумму на единый налоговый счет для исполнения совокупной обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, пеней, штрафов, процентов, которые обязан уплатить налогоплательщик или плательщик сбора, страховых взносов, налоговый агент [3],

При расчете налога на имущество и земельного налога в 2023 году теперь нужно использовать кадастровую стоимость, которая устанавливается на 01.01.2022 года, при случае если кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2023 года превысит кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2022 года [9]. С 1 января 2023 года отменяется обязанность по сдаче декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база покоторым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Изменения коснулись с 1 января 2023 года специальных режимов налогообложения. Введен запрет на применение УСИ и патентной системы налогообложения (ПСИ) в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгметаллов, а также в отношении оптовой и розничной торговли этими изделиями.

Установлен срок уплаты ЕСХН по итогам года: не позднее 28 марта года, следующего за отчетным, а также срок представления декларации по ЕСХН: не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Федеральный закон от 14.07.2022 №263-Ф3 [3].

Исходя из постоянного обновления, изменений и дополнений нормативной базы, регулирующий бухгалтерский и налоговый учет, сотрудникам бухгалтерий, налоговых служб, студентам экономических специальностей необходимо непрерывно совершенствовать свои знания в области учета и нормативного регулирования экономической деятельности и быстро реагировать на появляющиеся изменения.

Литература:

1 .Федеральный закон "О внесении изменений в

статью 67.1 части первой Гражданского Кодекса

Российской Федерации" №99 - ФЗ от 16.04.2022 г. СПС "Консулы-.!нтГ 1лЮС". - Режим доступа; bttps:// www.consul ta nt.ru/docurnent/cons_cioc_LAW_ 414818/

2.Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральным закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" №»114 - ФЗ от 16.04.2022 г. СПС Та рант". - Режим доступа: https://base.garant.ru/ 404488122/

3.Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" №"263-Ф3 от 14.07.2022 г, СПС Тарант". Режим доступа: https://www.garant.ru/ hotlaw/federa!/1555229/

4.Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 305-Ф3 от 02.07.2021 СПС "КонсультангПлюс". - Режим доступа: https://www.consuitant.ru/document/ cons_docj. AW_388995/

5. Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Фе-дерации" 47-ФЗ от 09,03.2022 СПС "Консультан тПлюс". - Режим доступа: https://www.con suitant.ru/ document/cons_doc_LAW_411105/.

6.федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Фе дерации" N9 382-Ф3 от 29.11.2021 СПС "Консультан тПлюс". - Режим доступа: https://www.con suitant.ru/ document/cons_doc_LAW_401510/

7.Федеральный закон "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" № 236-Ф3 от 14.07.2022 СПС "КонсультантП-люс". - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_docJ..AW_421 786/

8.Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" № 237-Ф3 от 03.07.2016 (последняя редакция) СПС "КонсультантПлюс". - Режим доступа: https://www.consuitant.ru/document/ cons_docj. AW_200504/

9.Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 26.03.2022 № 67-ФЗ (последняя редакция) СПС "КонсультангПлюс". - Режим доступа: https://www.consuitant.ru/ document/cons_doc_LAW_412692/

Ю.Приказ ФПС России от 09.08,2021 № iß 7 21/ 739@. - Режим доступа: https://www.naiog.gov.ru/ гп77/.

1 ТПриказ от 28.01.2022 № ЕЩ-7-21/53@). - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/m77/about_fts/ docs/11970030/.

12.Внимание: в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации вносятся изменения, вступающие в силу с 1 января 2023 года. - Режим доступа: URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn45/news/activities_fts/ 12827700/

13.Как изменится электронный документооборот с 2023 года для бюджетного учета. - Режим доступа: URL: https://www.kierk.ru/buh/articles/ 539025/

14.Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата нал о го е. Режим доступа: URL: https://www.kontur-extefn.ru/info/25426-hya Latein yj_e d i n yj_n a i og о vyj_ р la tez h

15.ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы": краткий обзор. - Режим Доступа: URL: https:// giavkniga.ru/elver/2022/15/6005

DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

Mukhacheva Anna Valentinovna, PhD of Economics, Associate Professor, Russian University of Economics named after G, V. Plekhanov, Moscow

Parfenov Arseniy Andreevich, PhD of Judicial sciences, Director of the Research Center for Expertise and Language Testing, Pskov State University, Pskov

Latin Stepan Sergeevich, Postgraduate student, Kemerovo State University, Kemerovo

The purpose of the study is a comparative analysis of the definitional foundations of social entrepreneurship, approaches to its essence, classification, assessment of the level and dynamics of development of social entrepreneurship in Russia. The anide is devoted to the consideration of the essence of social entrepreneurship and the analysis of its development in the Russian Federation. The essence of social entrepreneurship and approaches to its definition, typology, main criteria are described. An analysis of the development of social entrepreneurship in the world showed Russia's lag in this area. The main restrictions on the development of social entrepreneurship in Russia are the imperfection of the legislative framework, the vagueness of approaches to the definition of social entrepreneurship and its criteria, the difficulty in implementing research developments, problems of access to funding and other resources, and insufficient measures of state support, Focusing on the possibility of receiving state assistance, a social entrepreneur must, nevertheless, be economically wealthy and self-sufficient, otherwise the principle of entrepreneurial activity is violated. Scien tifie no velty consists in identifying and structuring the advantages, factors and barriers to the development of social entrepreneurship in Russia, isolating the best world practices, and formulating recommendations for their application in the Russian Federation. As a result of the study, the dynamics of development, specific examples of social entrepreneurship in Russia and abroad are considered, the legislative framework in this area is analyzed, government support measures are Usted, and promising areas for the development of social entrepreneurship in Russia are listed.

Keywords: social entrepreneurship; social business; social responsibility; state support; entrepreneur; quality of Ufe. DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.14

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ

Цель исследования - сравнительный анализ дефиниционных основ социального предпринимательства, подходов к его сущности, классификации, оценка уровня и динамики развития социального предпринимательства в России. Статья посвящена рассмотрению сущности социального предпринимательства и анализу его развития в Российской Федерации. Описаны сущность социального предпринимательства и подходы к его определению, типология, основные критерии. Анализ развития социального предпринимательства в мире продемонстрировал отставание России в данной области. Основными ограничениями на пути развития социального предпринимательства в России является несовершенство законодательной базы, размытость подходов к определению социального предпринимательства и его критериев, сложности во внедрении научно-исследовательских разработок, проблемы доступа к финансированию и другим ресурсам, недостаточные меры государственной поддержки. Ориентируясь на возможность получения государственной помощи, социальный предприниматель должен, тем не менее, быть экономически состоятельным и самодостаточным, в противном случае нарушается принцип предпринимательской деятельности. Научная новизна заключается в выявлении и структуризации преимуществ, факторов и барьеров развития социального предпринимательства в России, вычленении лучших мировых практик, формировании рекомендаций по их применению в РФ. В результате исследования рассмотрена динамика развития, конкретные примеры социального предпринимательства в России и зарубежом, проанализирована законодательная база в этой области, меры государственной поддержки, перечислены перспективные направления развития социального предпринимательства в России.

УДК 332 ВАК РФ 5.2.6

С Мухачёва A.B., 2022 & Парфенов A.A., 2022 & Ларин С. С, 2022

Г\! СМ О

Г\! Л Cl vq га

о г

S

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.