Научная статья на тему 'НОВОЧЕРКАССКИЙ ПАРАДОКС'

НОВОЧЕРКАССКИЙ ПАРАДОКС Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОВОЧЕРКАССК / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суркова Любовь Александровна

Цель исследования - рассмотреть влияние комплекса материальных и духовных памятников пятой столицы донского казачества на сохранение культурно-исторического ландшафта Ростовской области, а также трансляцию традиционных патриотических ценностей следующим поколениям. Методологическая база исследования. Исследование проведено на основе анализа исторических источников, научных изысканий, архивных документов и материалов Музея истории донского казачества. Результаты исследования. Город Новочеркасск является феноменальным явлением в отечественной культуре. Обладая уникальным набором архитектурных, инженерно-технических, историко-культурных, художественных памятников и мемориальных объектов, связанных с деятельностью выдающихся россиян, он имеет все основания для создания в городе музея-заповедника. Что позволит ему стать стратегическим ресурсом в реализации государственной культурной политики. Перспективы исследования связаны с дальнейшим исследованием влияния иных материальных и духовных памятников на сохранение культурно-исторического ландшафта Ростовской области и других регионов России, а также трансляцию традиционных патриотических ценностей следующим поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOCHERKASSKY PARADOX

Objective of the study is to consider the impact of the complex of material and spiritual monuments of the Don Cossacks’ fifth capital on the preservation of the cultural and historical landscape of the Rostov region, as well as the transmission of traditional patriotic values to future generations. The methodological basis of the research. The study was carried out on the basis of an analysis of historical sources, scientific research, archival documents and materials from the Museum of the History of the Don Cossacks. Research results. The town of Novocherkassk is a real phenomenon in the national culture. Possessing a unique set of architectural, engineering, historical, cultural, artistic monuments and memorial objects associated with the activities of prominent Russians, it has every reason to create a museum-reserve in the city. That will allow it to become a strategic resource in the implementation of the State cultural policy. Prospects of the study are related to further research into the impact of other material and spiritual monuments on the preservation of the cultural and historical landscape of the Rostov region and other regions of Russia, as well as the transmission of traditional patriotic values to future generations.

Текст научной работы на тему «НОВОЧЕРКАССКИЙ ПАРАДОКС»

УДК 316.7

DOI 10.18522/2227-8656.2022.3.11 EDN WIRSQH

НОВОЧЕРКАССКИЙ ПАРАДОКС

© 2022 г. Л. А. Суркова*

* Государственная телерадиокомпания «Дон-ТР»,

г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования - рассмотреть влияние комплекса материальных и духовных памятников пятой столицы донского казачества на сохранение культурно-исторического ландшафта Ростовской области, а также трансляцию традиционных патриотических ценностей следующим поколениям.

Методологическая база исследования. Исследование проведено на основе анализа исторических источников, научных изысканий, архивных документов и материалов Музея истории донского казачества.

Результаты исследования. Город Новочеркасск является феноменальным явлением в отечественной культуре. Обладая уникальным набором архитектурных, инженерно-технических, историко-культурных, художественных памятников и мемориальных объектов, связанных с деятельностью выдающихся россиян, он имеет все основания для создания в городе музея-заповедника. Что позволит ему стать стратегическим ресурсом в реализации государственной культурной политики.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим исследованием влияния иных материальных и духовных памятников на сохранение культурно-исторического ландшафта Ростовской области и других регионов России, а также трансляцию традиционных патриотических ценностей следующим поколениям.

Тип статьи в журнале - научная

NOVOCHERKASSKY PARADOX

© 2022 L. A. Surkova*

* State TV and Radio Company "Don-TR", Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study is to consider the impact of the complex of material and spiritual monuments of the Don Cossacks' fifth capital on the preservation of the cultural and historical landscape of the Rostov region, as well as the transmission of traditional patriotic values to future generations.

The methodological basis of the research. The

study was carried out on the basis of an analysis of historical sources, scientific research, archival documents and materials from the Museum of the History of the Don Cossacks.

Research results. The town of Novocherkassk is a real phenomenon in the national culture. Possessing a unique set of architectural, engineering, historical, cultural, artistic monuments and memorial objects associated with the activities of prominent Russians, it has every reason to create a museum-reserve in the city. That will allow it to become a strategic resource in the implementation of the State cultural policy.

Prospects of the study are related to further research into the impact of other material and spiritual monuments on the preservation of the cultural and historical landscape of the Rostov region and other regions of Russia, as well as the transmission of traditional patriotic values to future generations.

Ключевые слова: Новочеркасск, культура, историческая память, самоидентификация, стратегия национальной безопасности России, градообразующий фактор, патриотизм, национальный культурный код, музей-заповедник

Keywords: Novocherkassk, culture, historical memory, self-identification, Russia's national security strategy, city-forming factor, patriotism, national cultural code, museum-reserve

Патриотический контент в контексте новой российской реальности. Новая реальность, в которой живёт наша страна после февраля 2022 г., не только требует осмысления стремительно происходящих событий, но и жёстко меняет угол зрения на многие привычные представления и обстоятельства. Патриотическое сознание выступает важнейшей ценностью. По определению Ю. А. Жданова, «чувство родины формируется в каждом человеке не сразу и не просто. По своей структуре это чувство многосложно: в нём объединяются любовь к малой родине, родному дому, родной реке; постепенно оно, это чувство, впитывает в себя представление о родине как исторической целостности. Наконец, ощущение Родины вовлекается в орбиту общечеловеческих гуманистических ценностей» (Жданов, 2019. С. 52).

Очевидно, насколько эрозия этого фундаментального понятия ведёт к смещению традиционных духовно-нравственных категорий, чреватому потерей связи с исторической памятью и, самое главное, потребности в её сохранении.

Символично, что именно в богатом на события 2014 г. в России был принят беспрецедентный документ «Основы государственной культурной политики», сформулировавший: «Государственная культурная политика признаётся неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.

.. .Культура России - такое же её достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально -экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире»1.

Нынешняя достаточно суровая реальность подтверждает аксиому: культура - мощный и незаменимый инструмент в сложнейших процессах обретения обществом идентичности. «Мир культуры решает две противоположные задачи: поддержание статики в обществе благодаря сохранению и воспроизведению традиций и обеспечение его динамики благодаря творческим инновациям. Для этого культура создаёт в себе сложные многоуровневые системы, позволяющие снимать противоречия индивидуума и общества, старого и но-

1 Основы государственной культурной политики : утверждены Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 808. С. 2-3.

вого, своего и чужого, нормативного и ситуативного. В этом отношении культуру можно определить как информационную сверхсистему, которая обеспечивает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти» (Философия, 2004. С. 411).

Возможно, сегодня как раз тот момент, когда, несмотря на обилие проблем, самое время внимательно вглядеться в практику государственной культурной политики. Проанализировать эффективность использования всех ресурсов, воспроизводящих национальные культурные коды. На этом поприще нет мелочей, нет столиц и провинций, поскольку речь о корневой системе всего российского мироустройства.

Из множества аспектов, требующих внимания, мы обратимся к одному, непосредственно связанному с самоидентификацией людей и сообществ.

В 2022 г. в стране широко отмечается юбилей Государственного исторического музея. В этой связи часто цитируются слова его легендарного основателя И. Е. Забелина, сказанные 150 лет назад: «Исторический музей нужен для того, чтобы развивать самосознание народа, чтобы люди почувствовали себя гражданами своей страны, а не населением» (ГИМ на фоне истории, 2022).

Для донского региона проблема музеефикации из века в век не теряет своей актуальности, поскольку он обладает богатейшим историческим наследием, каким может похвастать не всякое государство - от античного городища до меморий нобелевского лауреата. В своё время профессор А. В. Потёмкин весьма поэтично его определил, вспоминая выдающегося русского философа А. Ф. Лосева: «Кто же он? Да просто человек, родившийся и выросший в Новочеркасске на Дону. Известно, что Нижний Дон - место встречи эпох, культур, народов и отдельно взятых людей. Здесь есть всё, что когда-либо произрастало на землях Меотиды. Здесь не просто мозаика культур. Нет! Та-наис, Азов, Таганрог, Ростов, Новочеркасск - многоцветные камни южнороссийского ожерелья культур. Из света, излучаемого ими, родилась энергия, питавшая таланты Лосева» (Потёмкин, 2003. С. 420).

Официально считается, что на Дону первые музеи появились в самом конце XIX в. Музей истории донского казачества был торжественно открыт 22 ноября 1899 г. Однако «этому радостному событию предшествовала столетняя подготовительная работа выдающихся общественных деятелей Дона: педагогов и администраторов, офицеров Войска Донского и донских дворян-краеведов.

Отправной точкой в собирании древностей на Дону стало открытие в Старочеркасске (тогда ещё Черкасске) гимназии классического типа. Основанная в июле 1805 г. на базе главного народного училища, гимназия была одним из центров культурной жизни казачества. Стремясь привить ученикам интерес к знаниям, многие известные на Дону люди старались пополнить помещение училища, а потом и гимназии занимательными экспонатами. В первые годы XIX в. генерал-майор Б. А. Греков подарил училищу большую кол-

лекцию окаменелостей, а из войскового правления были переданы «зубы и кости большого зверя», найденные между Доном и Кагальником (Бойко, 2021. С. 15-16).

Сегодняшние музейщики обнародовали немало подобных фактов. Из них явствует, что потомственные воины - профессиональных историков в те времена на Дону ещё не было - казаки-патриоты и благородные романтики бескорыстно работали ради будущего музея практически целый век. И какой это был век!

Первый век пятой столицы

В октябре 1803 г. российский император Александр I высочайше пожаловал Черкасску герб. «Герб представлял собой щит, разделённый на четыре части. Верх его увенчан прямоугольником на золотом фоне, в котором помещён двуглавый орёл под коронами. Под орлом крестообразно изображены в красном поле золотой пернач, насека и бобылёв хвост, жалованные Петром I в 1704-1706 гг. Внизу в голубом поле булава, бунчук и насека, жалованные Екатериной II в 1776 г. В боковых частях щита на серебряном поле левой стороны крестообразно изображены бело-голубые и красные знамёна с чёрными орлами. С правой - над рекой поставлена красная крепость. Цвета белые, голубые и красные - традиционные Войска Донского» (Потапов, 2010. С. 12).

Этим актом утверждалось, что главный городок донских казаков Черкасск перешёл в разряд городов Российской империи. Но уже 23 августа 1804 г. Александр I подписал план переноса старой казачьей столицы на новое место.

В мае 1805 г. на вершине холма, на месте будущего собора, получившего по дню закладки название Вознесенский, донской атаман М. И. Платов заложил новую столицу. В основании собора был сделан специальный кирпичный футляр, в который легендарный предводитель казаков поместил позолоченный ларец с золотыми и серебряными монетами чеканки 1805 г. и серебряную доску с вызолочёнными словами: «Город Войска Донского, именуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и Самодержца Всероссийского Александра Первого, лета от Рождества Христова 1805-го мая 18 дня, который до сего существовал 235 лет при береге Дона на острове от сего места прямо на юг, расстоянием в 20 верстах, под названием Черкасска» (Новочеркасск. Город. История. Архитектура, 1995. С. 4).

Были заложены также и Александро-Невская церковь, войсковая канцелярия, гимназия, гостиный двор. Торжества были шумными и многолюдными, как записал свидетель события протоиерей В. Рубашкин: «Тут-то громко палили пушки, тут-то великое множество клейнод, станичных знамен, копий, яко же лесу густого» (Данцев, 2005. С. 17).

При переселении столицы все казачьи реликвии, жалованные российскими императорами, завоёванные в сражениях, знамёна и недавно обретённый городской герб были переданы в Новый Черкасск.

За четыре с половиной века истории донского казачества его столицами в разное время были станица Раздорская, Монастырское урочище, Азов, Чер-

касск. Пятой и, как оказалось, последней выпало стать Новому Черкасску. Этот город - первый и единственный на Дону - изначально строился как столичный.

«К разработке плана нового города был приглашён видный в то время военный инженер генерал-лейтенант Франц Павлович Деволан, под началом Суворова принимавший участие в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и руководивший основанием других городов на юге России: Одессы, Тирасполя, Возне-сенска. Используя возвышенный природный рельеф холма Бирючий Кут, омываемого с трёх сторон небольшими степными реками Тузлов и Аксай, Деволан прекрасно вписал в него план города, основанный на классической радиально-лучевой схеме. Проспекты с бульварами имели внушительную ширину -50 метров, улицы - 30, переулки - 12» (Новочеркасск. Город. История. Архитектура, 1995. С. 5).

Город строился медленно - это было время войн с Наполеоном.

Рассказывают, якобы накануне вторжения в Россию французский император обещал солдатам, что, возвращаясь с победой в Париж, они пройдут торжественным маршем под триумфальной аркой, которая не будет иметь равных по величине и богатству украшений. В марте 1814 г. во французской столице состоялся парад победителей. Среди русских воинов, прошествовавших на площади Этуаль мимо колонн недостроенной арки, были и донские герои.

Совпадение ли, но как раз в 1814 г. атаман Платов дал указание о возведении на въезде в новую казачью столицу с северо-востока и с запада двух величественных ворот. Именно с запада по старой ростовской дороге возвращались из Парижа овеянные славой полки.

Подвигам казаков был посвящён царский рескрипт: «Донское наше воинство в минувшую с французами войну усердием, подвижностью и храбрыми действиями своими оказало важные Отечеству услуги. Мужественная и неутомимая бдительность войскового атамана графа Платова, також и сподвизавшихся с ним... казаков много способствовала к преодолению великих сил неприятельских и к одержанию над ними полных и знаменитых побед» (Данцев, 2005. С. 28).

За героические заслуги Войско Донское жалуется Георгиевским знаменем. В послании, направленном атаману Платову, Александр I обещал: «...я намерен в бытность мою в Черкасске воздать лично благодарность всем сподвижникам донским» (Данцев, 2005. С. 28).

Триумфальные арки, увенчанные отлитыми из бронзы атрибутами доблести: боевыми казачьими доспехами, саблями, щитами, пушками, ядрами, знаменами, возвели в 1817 г. Была на них и приветственная стихотворная надпись:

Объемлемы восторгом, радостью сердца,

Спешат во сретенье МОНАРХА и ОТЦА,

Се АЛЕКСАНДР днесь туже благость нам явил.

Чем в первый раз ВЕЛИКИЙ ПЁТР нас озарил (Новочеркасск, 2005. С. 58).

Вероятно, имя Петра I в стихах, написанных директором гимназии А. Поповым, было призвано напомнить о неоднократном посещении молодым русским царём четвёртой казачьей столицы - Сстарого Черкасска.

В сентябре 1817 г. в Новочеркасск прибыл великий князь Михаил Павлович, у подножия северо-восточных ворот прошёл смотр казачьих войск, участвовавших в разгроме армии Наполеона. Александр I посетил город год спустя. Он лично поблагодарил донцов за подвиги в сражениях Отечественной войны 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг.

Атамана Платова в ту пору уже не было в живых, но и через 200 лет до нас дошли эти - первые в России - каменные триумфальные арки. Символ победы русского оружия, бесценные памятники казачьей славы.

Эксперты считают, что в те далёкие времена, когда город только зарождался, эти монументальные сооружения положили начало его ансамблевой застройке и задали мемориальную тему, определившую десятилетия спустя самобытное лицо Нового Черкасска.

«Уникальность памятника как феномена культуры, непосредственно связанного с наиболее устойчивой категорией бытия человека - памятью, позволила на её основе выстраивать культурно-исторические связи... культурные "границы поля" тех исторических образов, в рамках которых делают свой выбор очередные поколения» (Шулепова, 1998. С. 172).

В поле зрения современных историков попал ещё один памятник - ровесник знаменитых арок - документ, подписанный атаманом Денисовым 6-м, тем самым, который тяжёлой осенью 1812 г. направил с Дона в помощь уставшей русской армии 22 полка ополченцев.

«ЦИРКУЛЯР

Известно, что в землях Войска Донского открываются случаями разного рода металлы, окаменелые деревья, также чрезвычайной величины кости, доказывающие древность обитания здесь народов и существования здесь животных, каких не производит страна сия. Я вменяю в обязанность в станицах станичным правлениям, а гг. помещикам прошу как о таковых, так и о тому подобных редкостях разведывать и где ныне имеются или впредь найдутся, сохранять, а меня об оных уведомлять с подробным объяснением. В чём именно редкость их заключается.

Подписал: Войска Донского войсковой атаман, генерал-лейтенант Денисов 6-й.

Верно: Дежурный штабс-офицер, подполковник Черевков 2-й.

№ 21. 2 декабря 1818 года» (Археологические находки ... , 2021. С. 235).

Невероятно, ещё не были залечены раны, нанесённые недавней войной, после смерти Платова опять замерло строительство новой столицы, ни о каких музеях в те годы речь не шла. Но неожиданный для военного ведомства документ свидетельствует о том, что у этого непростого времени была ещё одна ипостась, связанная с многовековой историей Дона.

На протяжении всего ХХ в. собираемые по крупицам материалы древ-

нейших эпох хранились в стенах гимназий, станичных правлений, Статистическом комитете области Войска Донского. По сложившейся традиции самые дорогие находки поступали на «высочайшее воззрение», чтобы пополнить собрания Эрмитажа или Исторического музея.

В 1868 г. члены Статистического комитета области Войска Донского уже публично обсуждали концепцию будущего музея. Среди энтузиастов был учитель рисования Новочеркасской мужской гимназии Г. А. Ознобишин. В 1882 г. он опубликовал программу будущего музея, которую разослал станичным и окружным атаманам, в научные учреждения и музеи, Академию наук России. Ознобишин просил дать замечания и оказать содействие в организации этой первой на Дону культурной институции, поскольку «воспитательное и образовательное значение музея в жизни современного человека не подлежит уже ни малейшему сомнению» (Шулепова, 1998. С. 84).

В 1890 г. в Москве состоялся VIII археологический съезд. Здесь, практически за десять лет до открытия музея, X. И. Попов, которому было суждено многие годы его возглавлять, впервые представил экспозицию, воссоздающую древнюю историю Дона. В наше время это назвали бы сенсацией.

Когда в последние дни XIX в. в Новочеркасске состоялось торжественное открытие музея, это явилось грандиозным событием ещё и потому, что коллекция раритетов расположилась в специально построенном по проекту академика архитектуры А. А. Ященко здании в центре донской столицы. За весь XX в. на Дону прецедент не был повторен - музеи всегда размещались в приспособленных помещениях. И только уже в 2020 г. на территории Ростовской области был построен ещё один музейный комплекс «Самбекские высоты», посвящённый событиям Великой Отечественной войны.

Перебирая факты биографии пятой донской столицы, мы часто повторяем слово «впервые». Но это вовсе не преувеличение. Самая первая на Дону, основанная атаманом Платовым, мужская классическая гимназия с 1809 г. и по наши дни прописана в Новочеркасске. Лучшим выпускником 1812 г. называют В. Сухорукова - донского литератора и историка, доброго знакомого А. С. Пушкина и декабристов. Среди её воспитанников - научная и творческая отечественная элита - выдающийся геолог и землепроходец И. Мушкетов, знаменитый русский художник И. Крылов, всемирно известный философ А. Лосев, первый посол при персидском дворе П. Власов.

«В 1853 г. при мужской гимназии было открыто отделение восточных языков: аварского, арабского и татарского. На отделение зачислялись гимназисты старших классов, обучались 4 года. По окончании получали звание военного переводчика Кавказской армии» (Потапов, 2010. С. 86).

Учился в Новочеркасской гимназии, а позже преподавал математику, латинский и французский языки потомственный казак Ф. Анисимов. В 1853 г., когда начиналась Крымская война, у него родились поэтические строки, к которым он написал и музыку:

Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон, И послушно отозвался На призыв монарха он. Он детей своих сзывает На кровавый бранный пир, К туркам в гости снаряжает, Чтоб добыть России мир...

Песня стала символом донского казачества, гимном области Войска Донского. В мае 1918 г. - гимном Всевеликого войска Донского. Меняется эпоха, но земляки заменяют несколько слов, и песня продолжает жить. В 1996 г. три куплета песни Ф. Анисимова были утверждены как официальный гимн Ростовской области.

Сохранившемуся с 1875 г. зданию гимназии, которая и ныне носит имя атамана Платова, в сегодняшнем Новочеркасске принадлежит особое место. Ведь, как известно, «.памятники отдалённого прошлого волнуют современника не только потому, что они в определённых границах сохранили облик, приданный им ушедшей эпохой, но и потому, что множество людей - деятелей нашей истории и культуры - соприкасались с ними» (Шулепова, 1998. С. 134).

Именно в Новом Черкасске работала первая на Дону типография, выпускалась первая газета, в 1825 г. был открыт первый театр. На его сцену впервые в жизни вышла юная Вера Комиссаржевская, чьё имя он сейчас и носит. Первая библиотека появилась тоже в донской столице в середине XIX в. И первое высшее учебное заведение - Донской политехнический институт.

Этот город - законный наследник старого казачьего гнезда - заботился о сохранении истории, прежде всего ратной. Отечественная война 1812 г. дала России целое созвездие казачьих военачальников. После победы многие прославленные воины обосновались в строящейся столице. Известно, что среди них было 17 генералов. В 1841 г. улицам Новочеркасска начинают давать названия, продолжая мемориальную тему. Главный проспект стал называться Платовским, другие улицы - тоже именами героев - Иловайская, Вла-совская, Хомутова.

Первый памятник города связан с его легендарным основателем. Он был открыт 9 мая 1853 г. в честь 100-летия вихорь-атамана. Авторы проекта -академики А. А. Иванов и Н. А. Токарев, монумент отлит из бронзы в мастерской П. К. Клодта. На пьедестале из сербского гранита - надпись «Атаману графу Платову за военные подвиги с 1770 по 1816 год. Признательные донцы». Торжество по случаю открытия памятника запечатлено на картине художника Карла Мазера, хранящейся в Музее истории донского казачества. На ней видно, как выглядела к этому времени столица. Через несколько лет вокруг пьедестала установили 10 трофейных пушек. 8 из них в 1813 г. по приказу Платова были доставлены с полей сражений казаками войскового старшины П. Ф. Грекова (22-го).

Побывавший в это время в городе известный драматург и журналист Н. В. Кукольник поделился впечатлением в газете: «Новочеркасск теперь уже город, на что не так еще давно он не имел права. Прекрасное здание соборного храма уже поднимается, гостиный двор уже вырос; перед ним красуется монумент графу Платову... Как вспомнишь, что все это поставлено на голом темени огромной горы... поневоле удивишься и от души поблагодаришь заботливых зиждителей» (Данцев, 2005. С. 68).

С 1827 г. главным атаманом всех казачьих войск назначается августейший атаман - цесаревич. С тех пор на протяжении всего XIX в. русские императоры и члены августейших семей не раз посещали Новочеркасск. Последним здесь побывал Николай II - в 1914 г., когда уже шла Первая мировая война. В 1863 г. в центре города, практически за памятником атаману Платову, по проекту войскового архитектора И. О. Вальпреде был построен Атаманский дворец, ставшей резиденцией для высоких гостей.

Весь XIX в. город шаг за шагом обретал своё лицо. По высочайшему дозволению возводились каменные особняки, и сегодня привлекающие внимание своей архитектурной изысканностью. Тогда же появились знаменитые новочеркасские парки и бульвары.

Однако заложенный в 1805 г. Платовым главный собор всё ещё не был построен. Два первых проекта архитекторов А. И. Руска (1806 г.) и И. О. Вальпреде (1850 г.) не осуществились из-за обрушения храма. Третий создал академик архитектуры А. А. Ященко, по нему работы велись с 1891 г.

В это же время Новочеркасск получил разрешение на сооружение на площади, слева от строящегося собора, памятника (по всероссийской подписке и на средства войсковой казны) ещё одному прославленному сыну Дона -Ермаку Тимофеевичу - «Покорителю Сибири».

Был объявлен конкурс, в котором победил проект скульптора М. О. Микешина, создавшего монумент «Тысячелетие Руси» в Новгороде. После кончины Микешина завершал работу над скульптурой В. А. Беклемишев.

Масштаб сделанного впечатляет: «Инженер В. А. Тарлецкий исполнил мощный фундамент из железобетона под ватерпас, на который устанавливался пьедестал памятника. В котлован 14*14*2,5 м уложено 27 тонн стали. Фирма "Моран" в Петербурге отлила статую весом в 5 тонн, завод А. В. Миненкова отковал цепи ограждения (8 штук). Высота монумента 1492 см, т. е. фактически 15 м, общий вес с фундаментом 1640 тонн» (Потапов, 2010. С. 173).

Ни войны, ни революции не смогли потревожить монумент, с 1904 г. ставший визитной карточкой города.

Строительство же собора завершилось своего рода рекордом - уникальной операцией по сведению воедино купольного свода диаметром более 17 м. Сохранились воспоминания руководителя стройки, военного инженера К. X. Лимаренко: «По окончании кладки главного барабана в 1900 г. наступил интереснейший момент. это беспрерывная работа в продолжение 36 часов

работа, не допускавшая ни одной минуты отдыха, требовавшая и уверенности, и вместе с тем скорости; была она выполнена над возведением главного купольного свода диаметром более 8 саженей» (Данцев, 2005. С. 51).

Торжественное освящение Вознесенского кафедрального войскового собора состоялось ровно через 100 лет после его закладки - 6 мая 1905 г. Выдающееся произведение русского зодчества - Новочеркасский собор - после Исаакиевского в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве - признан третьим по величине православным храмом России.

Известный донской литератор генерал П. Н. Краснов не сдержал восхищения: «Дивный храм со своими громадными золотыми куполами виден со всех сторон Новочеркасска. Долго строили его донские казаки, но построили на славу и украсили им свой родной город, показавши всему свету усердие к вере. Дивные иконы и роскошная позолота украшают войсковой собор внутри, много света в нем и много воздуха. В верхнем ярусе устроены хоры и залы для бесед. Эти залы расписаны картинами, изображающими прошлое донских казаков» (Данцев, 2005. С. 57).

Гармоничный исторический ансамбль Соборной площади, ставшей главной в казачьей столице, как говорили в старину - майданом, окончательно сформировался в 1911 г.

К столетию Отечественной войны 1812 г. в усыпальницу собора были торжественно перенесены из разных мест останки донских героев М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова и митрополита Иоанна. Справа от главного казачьего храма был установлен перевезённый из Северной столицы памятник герою Кавказских войн генерал-лейтенанту Войска Донского Я. П. Бакланову.

Уже второе столетие Вознесенский кафедральный войсковой собор, наряду с донским музеем, хранит историческую память, связывая прошлое и будущее.

Новочеркасск окончательно становился столицей. К началу ХХ в. в городе, где проживало около 55 тысяч человек, были открыты Донской политехнический институт, Платовская войсковая классическая гимназия, Мари-инская женская гимназия, юнкерское казачье училище, атаманское техническое училище, духовная семинария, реальное училище, епархиальное женское училище, учительская семинария, Донской институт благородных девиц, Донской Императора Александра III кадетский корпус, приходские школы, частные учебные заведения и пансионаты.

Длительное время наблюдавший за новочеркасской труппой театральный критик А. Р. Кугель в 1897 г. писал в журнале «Театр и искусство»: «Сознаюсь искренно, меня тронула серьезная любовь к театру здесь, в 2000 верст от Петербурга... "в глубине России" еще верят в театр, ждут от него положительных результатов и серьезно, очень серьезно работают» (Данцев, 2005. С. 129).

В городе часто устраивались художественные выставки. Место для них обычно арендовали в Доме торговых казаков. Приезжая из столицы на роди-

ну, в них неизменно принимал участие выдающийся живописец Н. Н. Дубов-ской.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мечта об организации художественного музея в Новочеркасске у Н. Н. Дубовского зародилась давно, ещё в начале 1900-х годов. Он постепенно собрал большую коллекцию произведений своих товарищей-передвижников: И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясо-едова, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова, С. Ю. Жуковского, В. К. Бялыницко-го-Бируля и других крупных мастеров русского искусства. Кроме этого, он намеривался передать городу и значительную часть собственных произведений. Он разрабатывает устав будущего музея и в течение 1913-1914 гг. настойчиво добивается от городских властей утверждения сметы и выделения специального здания, приспособленного для этой цели.

В конце концов Новочеркасская дума приняла решение о постройке здания для Донского художественного музея и утвердила необходимую для этого сумму. Проект Л. Н. Бенуа должен был послужить исходным образцом его архитектурного решения. Первая мировая война помешала осуществлению мечты Н. Н. Дубовского. Однако, не оставляя надежды на создание такого музея в будущем, он завещал свою коллекцию Новочеркасску» (Мастера изобразительного искусства Дона, 2008. С. 118).

«Новочеркасск основан в 1805 году как столица Земли донских казаков (с 1835 - Земли Войска Донского, с 1870 - Области Войска Донского, с 1918 - Всевеликого Войска Донского). После 1920 года - город краевого и областного подчинения» (Новочеркасск, 2005. С. 3).

Пятая казачья столица повторила судьбу своего утратившего административный статус предшественника.

Так совпало, что практически в это же время, ровно 100 лет назад, в контексте музейной деятельности в культурный лексикон советской страны вошло старинное русское слово «заповедник».

«Музей-заповедник, группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших статус заповедников. Музеи-заповедники создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности.

Первым музеем, в названии которого появился этот термин, стал Государственный заповедник «Пушкинский уголок» в Псковской области, созданный в 1922 г.» (Большая российская энциклопедия, 2012. С. 399-400).

Однако к бывшей казачьей столице в тот момент эти благородные культурные начинания отношения не имели.

18 марта 1923 г. газета «Советский юг» сообщила, что «по постановлению президиума Горсовета ко дню 12 марта была снята с пьедестала фигура атамана Платова. Работы по съемке продолжались три дня. Давно было пора сделать это, так как памятник этот, на самом людном месте советского Ново-

черкасска, был прямой несообразностью, не оправданной никакими архивно-историческими соображениями» (Данцев, 2005. С. 80-81).

В 20-е гг. были сняты бронзовые детали с уникального памятника генералу Бакланову. Их, как и статую атамана, отправили в распоряжение «Рудметаллоторга». Туда же попали металлические детали надгробий со старого кладбища - казачьего некрополя.

Вчерашняя столица оказалась в эпицентре событий новой истории с новыми героями, победами и памятниками. Однако музей заботами Х. И. Попова выжил. И, хотя неоднократно менял имя, фонды пополнял.

Утратив столичный статус, город искал свой новый путь. Завершилось строительство уникального комплекса Донского политехнического института (ныне Южно-Российский технический университет), второго - образовательного - ядра города, из которого вышли многие тысячи инженеров, конструкторов, учёных. Новочеркасск стал также признанным индустриальным центром Юга России.

В 1946 г. из Пражского национального музея в донскую коллекцию вернулось свыше 2000 вывезенных в годы Гражданской войны исторических реликвий.

По удивительному расположению звёзд этот казачий город унаследовал превосходные художественные собрания. Портреты донских атаманов и героев, начиная с первой галереи XVIII в. из усадьбы войскового атамана Д. Ефремова, а также известных донских родов Иловайских, Краснощековых, Грековых, Орловых, Мартыновых, Платовых ещё в конце XIX в. переселились в донской музей.

Справедливость восторжествовала, когда на основании документов и писем Н. Н. Дубовского о предназначении его наследия Новочеркасску, в 1945-1947 гг. Русским музеем бесценные полотна были наконец переданы Музею истории донского казачества.

В 1957 г. в городе открыт мемориальный дом-музей выдающегося отечественного баталиста М. Б. Грекова. В этих стенах с 1924 по 1931 г. художник создавал свои шедевры, богатую коллекцию которых хранит Новочеркасск. С музеем художник тесно сотрудничал. Портрет войскового атамана А. В. Каледина написан им в трагическом 1918 г.

Картина И. И. Крылова «Степь ковыльная» в 1900 г. с большим успехом экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Его работы были представлены в Берлине и Брюсселе, их покупали члены императорской семьи. В своей мастерской в Новочеркасске художник открыл рисовальные классы, преподавал в Политехническом институте, перед войной завещал городу около 1000 произведений. В 1979 г. в доме художника, в котором бывали А. Куприн, А. Серафимович, Б. Греков, В. Дубовской, А. Листопадов и другие деятели отечественной культуры, открыт мемориальный музей.

О новочеркасском собрании живописи заговорили в стране, однако настоящего художественного музея, как и во времена Дубовского, в городе

по-прежнему не было. И только 18 апреля 1980 г. появился документ, дававший надежду. Решение исполкома Новочеркасского городского совета народных депутатов о судьбе бывшего Атаманского дворца: «После завершения работ по строительству нового здания ГК КПСС, исполкома горсовета, передать существующее здание как архитектурный памятник Музею истории донского казачества для размещения картинной галереи» (Сединко, 2021. С. 78). Но впереди уже забрезжила перестройка.

Прошли десятилетия, прежде чем бывший дворец был-таки передан музею - слишком много оказалось претендентов на это красивое здание в историческом центре. В 1990 г. новочеркасские музейщики даже решились прибегнуть к забастовке. Сохранилось обращение коллектива старейшего из донских музеев к Совету народных депутатов города: «Понимая всю сложность ситуации в стране, мы тем не менее идём на этот крайний шаг, являясь свидетелями равнодушного отношения местных властей к единственному в стране очагу материальной и духовной культуры донского казачества.

За годы существования музея коллекции его выросли более чем в 26 раз. В то же время экспозиционные площади не выросли ни на метр, то же самое относится к фондохранилищам. В связи с таким положением большая часть уникальных собраний недоступна посетителям, нет возможности обеспечить полную сохранность исторических памятников.» (Сединко, 2021. С. 81).

Жизнь совершила круг. В мае 1993 г. состоялось торжественное перезахоронение легендарных героев в усыпальнице Вознесенского собора, на прежнем месте был установлен воссозданный скульптором А. В. Тарасенко памятник атаману Платову. В июне 1995 г. был открыт отреставрированный памятник генералу Бакланову, на котором скульптор А. В. Тарасенко мастерски воссоздал все утраченные бронзовые атрибуты.

С возрождением казачества Новочеркасск возвратил себе статус не только главного города донских казаков, став столицей Всевеликого войска Донского, а также казачества России и зарубежья.

В 2005 г. для посетителей был открыт Атаманский дворец. Правда, за два десятилетия концепция музея изменилась, и теперь в легендарных стенах со всей тщательностью воссоздан войсковой атаманский дом - официальная резиденция донских наказных атаманов и августейших особ во время их визита на Дон.

К сожалению, художественного музея в Новочеркасске по-прежнему нет, несмотря на то что он обладает едва ли не самой богатой и уникальной коллекцией произведений искусства на Дону. Вероятно, чтобы выполнить долг перед светлой памятью выдающегося русского художника В. В. Дубов-ского и представить сокровища современникам, нужна политическая воля. С момента обещания пошло уже второе столетие. А помните предупреждение Д. С. Лихачёва: «Город без художественного музея - ущербный город, ещё в большей мере, чем город без театра и кинематографа. Это город - слепой к

эстетическим ценностям, глухой к прошлому» (Лихачёв, 1989. С. 286). Не хочется так думать о Новочеркасске.

В XX в., когда стало очевидным, что донской краеведческий историзм предыдущего столетия создал основу для, как принято говорить сегодня, трансляции культуры, сохранения самобытности культурного ландшафта, на Дону активно начали создаваться новые музеи. В разных концах Ростовской области, со своей спецификой и своим масштабом они брали на себя функцию хранителей и интерпретаторов местной истории и культуры.

В разные годы музей в Старочеркасской, затем музей в Вешенской становились филиалами Музея истории донского казачества, неизменно державшего высокую профессиональную планку.

Параллельно в стране происходил процесс выявления заповедных территорий, обладающих уникальным историческим и природным наследием. Эта работа не могла не коснуться донского региона.

В 1961 г. первым в стране археологическим музеем-заповедником был назван «Танаис».

В 1970 г. благодаря М. А. Шолохову, на самом высоком уровне поставившему вопрос о «вечном хранении для народа конкретных объектов и ценностей станицы Старочеркасской» (Шулепова, 1998. С. 128), в старой казачьей столице был организован историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1981 г. на родине А. П. Чехова был создан литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.

С 1984 г. этот список пополнил Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.

С 1988 г. при поддержке и личном участии А. В. Калинина статус заповедника получила первая столица казачества - Раздорский этнографический музей-заповедник.

Уже в XXI столетии в древнем Азове, где ещё полвека назад музей помещался в трёхкомнатной квартире жилого дома, был создан историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник.

Всё справедливо. Повторим, Ростовская область обладает богатейшим наследием, включая уникальные исторические, инженерно-технические и культурные явления, не имеющие аналогов в мире.

Однако нельзя не вспомнить, что в каждом случае, помимо объективных данных, была важна активная гражданская позиция. Писателей, депутатов, музейщиков, просто патриотов своего края, сумевших убедить в его уникальности самых больших скептиков на любом уровне.

Как могло получиться, что в этом списке нет Новочеркасска? Не нашлось людей, понимающих его историческую эксклюзивность? Обладая таким набором материальных и духовных ценностей, он по определению является заповедным местом.

Из сайта администрации можно узнать, что в городе - 300 памятников, 10 имеют статус федеральных. Что в 2018 г. утверждена муниципальная про-

грамма «Развитие культуры и туризма города Новочеркасска» с целью сохранения культурных и исторических памятников, обеспечения доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни.

Туризм - это хорошо, но город требует иного взгляда. Не точечного внимания к отдельным интересным местам, а отношения к себе как единому феномену, вобравшему в себя историю, людей, эпохи. Градообразующим фактором здесь становятся история и культура. Они определяют его место на современной цивилизационной шкале.

Возможно, проблема в том, что «статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения, использования включённых в него территорий и объектов»? (Большая российская энциклопедия, 2012. С. 399). При соблюдении таких норм, разумеется, было бы невозможно появление в историческом сердце Новочеркасска аквапарка и ресторана «Макдоналдс».

Ни один самый мудрый закон не делает человека патриотом. Но заглянув в любые сегодняшние социологические исследования, нельзя не увидеть, что для людей, особенно молодых, мотивацией является чувство гордости. За свой город, за предков, за современников.

Созвучно тому, как сформулировал М. Пиотровский: «Русский патриотизм -это чувство собственного исторического достоинства» (Пиотровский, 2022).

Литература

Археологические находки Донского музея: каталог коллекции X. И. Попова. Ростов н/Д.: Альтаир, 2021. 272 с.

Бойко А. Л. Археологические раскопки на Дону: от первой находки к музейному каталогу (исторический очерк) // Археологические находки Донского музея: каталог коллекции X. И. Попова. Ростов н/Д.: Альтаир, 2021. 272 с.

Большая российская энциклопедия. М., 2012. Т. 21. 768 с.

ГИМ на фоне истории // Российская газета. 2022. № 28 (8676). 9 февр.

Данцев А. Город на холме. Казачья столица: приметы прошлого. Новочеркасск: НОК, 2005. 527 с.

Жданов Ю. А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного фед. ун-та, 2019. 448 с.

Лихачёв Д. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989. 608 с.

References

Archaeological finds of the Donskoy museum: catalog of Kh. I. Popov. (2021). Rostov-on-Don: Altair Publ. (In Russian).

Boyko, A. L. (2021). Archaeological excavations on the Don: from the first find to the museum catalog (Historical essay). Archaeological finds of the Don Museum: catalog of the Kh.I. Popov. Rostov- on-Don: Altair Publ. (In Russian).

Great Russian Encyclopedia. (2012). Moscow, 21 (In Russian).

State Historical Museum against the backdrop of history. (2022). Rossiyskaya gazeta, 28 (8676). February 9. (In Russian).

Dantsev, A. (2005). City on a hill. Cossack capital: signs of the past. Novocherkassk: NOK Publ. (In Russian).

Zhdanov, Yu. A. (2019). Looking into the past: memoirs of an eyewitness. Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo fed. un-ta. (In Russian).

Likhachev, D. (1989). Notes and observations. From notebooks of different years. Leningrad: Sovetskiy pisatel' Publ. (In Russian).

Мастера изобразительного искусства Дона. Н. Н. Дубовской / автор текста и сост. В. И. Кулишов. Ростов н/Д.: Омега-Принт, 2008. 160 с.

Новочеркасск : энциклопедия. / сост. Ю. П. Белоусов, Н. В. Белоусова. Новочеркасск: НОВОПРИНТ, 2005. 720 с.

Новочеркасск. Город. История. Архитектура / автор текста и сост. В. И. Кулишов. Новочеркасск: ВААБ, Дон-ЛБЛ, 1995.

Пиотровский М. Картина мира // Российская газета. 2022. № 133 (8781). 23 июня.

Потапов И. П. Новочеркасск - город Платова : справочник / Музей истории донского казачества. Новочеркасск: Альтаир, 2010. 192 с.

Потёмкин А. В. Метафилософские диатрибы на берегах Кизитеринки. Ростов н/Д.: РостИздаТ, 2003. 576 с.

Сединко С. А. Атаманский дворец. Рождение музея // Донской временник. 2021. Вып. 30.

Философия : энциклопед. словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

Шулепова Э. А. Региональное наследие. Опыт изучения и музеефикации памятников Дона. М., 1998. 244 с.

Для цитирования: Суркова Л. А. Новочеркасский парадокс // Гуманитарий Юга России. 2022.3 (55). Т. 11. С. 128-143. БО! 10.18522/2227-8656.2022.3.11

Сведения об авторе

Суркова Любовь Александровна

Кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ, редактор студии телевидения, ГТРК «Дон-ТР»

344101, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Баррикадная, 18, e-mail: surkova@dontr.ru

Masters of fine arts Don. N.N. Dubovskoy. (2008). Author of the text and compiler V.I. Kulishov. Rostov-on-Don: Omega-Print Publ. (In Russian).

Novocherkassk. (2005). Encyclopedia. Comp. Yu. P. Belousov, N. V. Belousov. Novocherkassk: NOVOPRINT. (In Russian).

Novocherkassk. Town. Story. Architecture. (1995). Author of the text and comp. V.I. Kulishov. Novocherkassk: VAAB, Don-LBL. (In Russian).

Piotrovsky, M. (2022). Picture of the world. Rossiyskaya gazeta, 133 (8781), June 23. (In Russian).

Potapov, I. P. (2010). Novocherkassk is the town of Platov. Directory / Museum of the history of the Don Cossacks. Novocherkassk: Altair Publ. (In Russian).

Potemkin, A. V. (2003). Metaphilosophi-cal diatribes on the banks of the Kiziterinka. Rostov-on-Don: RostIzdat Publ. (In Russian).

Sedinko, S. A. (2021). Ataman Palace. The Birth of the Museum. Donskoy vremnik, 30. (In Russian).

Philosophy. Encyclopedic Dictionary. (2004). In A.A. Ivin (Ed.). Moscow: Gardariki Publ. (In Russian).

Shulepova, E. A. (1998). Regional heritage. Experience in the study and museumification of monuments of the Don. Moscow. (In Russian).

История статьи:

Поступила в редакцию - 24.03.2022 г. Получена в доработанном виде -04.05.2022 г. Одобрена - 11.05.2022 г.

Information about author

Lyubov Alexandrovna Surkova

Candidate of Philosophical Sciences, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Editor of the Television Studio, State TV and Radio Company "Don-TR"

18 1st Barrikadnaya, St., Rostov-on-Don, 344101. e-mail: surkova@dontr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.