Научная статья на тему 'Особенности декоративного убранства Вознесенского собора в Новочеркасске'

Особенности декоративного убранства Вознесенского собора в Новочеркасске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОРНЫЙ ХРАМ / СИМВОЛ / ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА / ПОДКУПОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАДИЦИИ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА / РОСПИСЬ / ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ / CATHEDRAL TEMPLE / SYMBOL / HISTORY OF COSSACKS / DOME''S SPACE / TRADITIONS OF CHURCH ARCHITECTURE / MURALS / BYZANTINE STYLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Москвитина Елена Игоревна

Рассмотрены сюжеты монументальных росписей, составляющие своеобразие Вознесенского войскового собора, исторические предпосылки формирования уникальных традиций храмостроения на территории Войска Донского, а также взаимосвязь внутреннего и внешнего убранства. Выявлены причины построения храма в византийском стиле. Сделаны выводы о последующем влиянии Вознесенского собора на традиции храмостроения на Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATION PECULIARITIES OF NOVOCHERKASSK ASCENSION CATHEDRAL

This article describes the pieces of monumental murals that make up the originality of Novocherkassk Аscension Cathedral, the formation of unique architectural traditions on the territory of Don Cossacks, as well as the correlation of internal and external decor. Argumentation why it was so important to build a temple in Byzantine style is given. The paper provides the conclusion of the influence of Novocherkassk Аscension Cathedral on Don architectural traditions.

Текст научной работы на тему «Особенности декоративного убранства Вознесенского собора в Новочеркасске»



УДК 72.04.033.2

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНОГО УБРАНСТВА ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА В НОВОЧЕРКАССКЕ

Е. И. Москвитина

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

eimoskvitina@yandex.ru

Рассмотрены сюжеты монументальных росписей, составляющие своеобразие Вознесенского войскового собора,

исторические предпосылки формирования уникальных традиций храмостроения на территории Войска Донского, а также взаимосвязь внутреннего и внешнего убранства. Выявлены причины построения храма в византийском стиле. Сделаны выводы о последующем влиянии Вознесенского собора на традиции храмостроения на Дону.

UDC 72.04.033.2

DECORATION PECULIARITIES OF NOVOCHERKASSK ASCENSION CATHEDRAL

E. I. Moskvitina

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

eimoskvitina@yandex.ru

This article describes the pieces of monumental murals that make up the originality of Novocherkassk Ascension Cathedral, the formation of unique architectural traditions on the territory of Don Cossacks, as well as the correlation of internal and external decor. Argumentation why it was so important to build a temple in Byzantine style is given. The paper provides the conclusion of the influence of Novocherkassk Ascension Cathedral on Don architectural traditions.

Ключевые слова: соборный храм, символ, Keywords: cathedral temple, symbol, history of

история казачества, подкупольное Cossacks, dome's space, traditions of church

пространство, традиции культового зодчества, architecture, murals, Byzantine style. роспись, византийский стиль.

Введение. Строительство культовых сооружений — это область, где в образно-символической форме проявляется своеобразие исторического развития регионов, поэтому очень важно проанализировать исторические события, на фоне которых сформировалась архитектура конкретного края.

Окончание строительства Новочеркасского Войскового собора приходится на 1905 г. На формирование его облика, в силу расположения храма в столице донского казачества, оказали влияние исторические и политические процессы, а также взаимоотношения казачества и императорской власти.

Основная часть. В XVII-XVIII веках власти Российской империи требовали от казаков подчинения и верной службы, так как в этом случае государство получало охраняемые южные и восточные границы. Подобные действия властей часто входили в противоречие с вольным образом жизни казаков и приводили к множеству восстаний, которые подавлялись с особой жестокостью. Восстания возникали и по причине постоянного урезания государством прав и свобод казачества, нарушения устоев и традиций.

Заселение окраинных земель казачьими станицами было лучшим способом поддержания мира на границах, постоянно подвергавшихся набегам горцев. «Укрепление — это камень, брошенный в поле: дождь и ветер уничтожают его; станица — это растение, которое вживается в землю корнями и понемногу застилает и охватывает поля» [1].

Первые письменные источники, где фигурирует слово «казак», относятся к временам Золотой Орды, когда в актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии, живущие в пределах Червлёного Яра: «по Великую Ворону возле Хопор, по Дону по караулам» [2] — «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци» [1]. Таким образом, древние письменные источники подтверждают, что казаки придерживались христианской веры, поэтому идейное объединение центральных и окраинных земель на основе веры было более эффективным, чем подавление многочисленных восстаний, влекших за собой большие человеческие потери. По этой причине, начиная с XVII века, было начато строительство каменных храмов. По приказу Петра I в главном городе донских казаков, Старочеркасске, заложили каменный Воскресенский собор.

Однако неудобное положение Старочеркасска, затопляемого в весеннее половодье, побудило атамана Платова искать другое место для главного города Донской Области. Строительство соборного храма началось 18 мая 1805 года, затем был построен и сам город Черкасск. С тех пор новый город начал называться «Новочеркасском». Проект существующего ныне Новочеркасского собора был составлен академиком архитектуры А. А. Ященко и утвержден 23 марта 1891 г. Вознесенский собор является одним из лучших храмов России и представляет собой памятник византийского стиля.

Храм задуман как символ, как образец, который должен был вызвать множество подражаний, как и киевский Владимирский собор — памятник крестителю Руси, и, таким образом, строительство храмов на Дону, с одной стороны, развивалось бы в русле общероссийских тенденций, а с другой отличалось бы внутренним единством.

Важной задачей считалось создать главный храм областного города в византийском стиле, так как византийские традиции храмостроения как нельзя лучше проводили идеи абсолютизма императорской власти. Именно в Византии был выработан композиционный тип храма с выделенным подкупольным пространством, символизировавшим небосвод, «небесную сферу, осенявшую императора и его приближенных во время богослужения» [3], с упорядоченным иерархическим развитием пространственных зон по направлению сверху вниз. Этот композиционный тип соответствовал назначению здания, а также сочетался с задачей укрепления императорского могущества [4].

Анализируя содержательную сторону монументальных росписей в интерьере собора, можно выделить две тенденции: восхваление императорской власти, признание ее богоизбранной, и стремление идейно объединить жителей донской области с жителями центральных регионов России, а также привести к единству разрозненные в плане мировоззрения казачьи области [5].

К XIX веку казачество сложилось как особое военно-служилое сословие. Утратив независимость от центральной власти и традиционное самоуправление, оно сохранило ряд привилегий, специфических прав и обязанностей, стало верным стражем государственных границ. В связи с этим в росписях можно увидеть следующие черты [6]:

- государственная символика: изображения герба (плафон в зале для бесед на хорах), сочетания цветов, характерные для российского флага, двуглавые орлы, осеняющие имена императоров, при которых был создан Новочеркасский собор;

- древнерусские орнаментальные мотивы, напоминающие о царственной Москве — в медальонах, расположенных среди орнамента, начертаны имена правителей, с которыми связана многовековая история Дона (так же плафоны и арки залы для бесед);

- изображения святых, празднуемых в дни спасения жизни Высочайших особ;

- киоты: с южной стороны — большая икона «Св. Кн. Александр Невский и Св. Равноапостольная Мария Магдалина», в память закладки собора в царствование императора Александра III. Над большой иконой изображения святых, празднуемых 15 мая, в день коронования Александра III. С северной стороны — большая икона «Св. Николай Мирликийский чудотворец и св. муч. царица Александра», в память освящения собора в царствование Николая II, над иконой изображения святых, празднуемых 14 мая, в день коронации Николая II;

- исторические картины, в которых запечатлены значимые моменты из истории Войска Донского в хронологическом порядке.

Все это должно было напоминать жителям Донского края о том, что они теперь часть российского государства, об императорском благоволении, но вместе с тем и о жесточайшем контроле [7].

Однако внутри казачества не было единства в мировоззрении. До 80-х годов XVIII века хопёрские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. Значительная часть казаков исповедовала древлеправославие (старообрядчество). Очень важно было объединить идейно не только центральные и окраинные земли, но и устранить раскол внутри казачества.

Необходимость утверждения ортодоксального православия находит отражение во внутреннем убранстве. Например, имена святых в большей части медальонов (в семи больших арках, над окнами в угловых частях собора и в закруглениях с северной и южной стороны), соответствуют посвящению храмов в разных городах, станицах и хуторах Донской Области. Византийский орнамент, переплетаясь вокруг медальонов, связывает все медальоны воедино [8].

Таким образом, всякий прибывший в Новочеркасск из Области, мог почувствовать связь, соединяющую его скромную сельскую церковь с величественным войсковым храмом: в этом случае проведена идея духовного общения всех жителей Донской Области.

Многие прославленные и чудотворные богородичные иконы связаны со славными делами и геройскими подвигами. Очередное упоминание о казаках на Руси связано со сказаниями о Куликовской битве и Донской иконе Божией Матери. Иконой «Богоматерь Федоровская» был благословлен на царство Михаил Федорович Романов, почитается как одна из святынь дома Романовых. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века, оно носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным) [9].

В подкупольном пространстве, «небосводе», над восточной аркой помещены особо почитаемые в народе чудотворные иконы — посередине Нерукотворный образ Спасителя, налево Казанская — защитница восточной части страны, направо Владимирская — покровительница центральной части России, над южной — Иерусалимская, Донская и Ватопедская; над западной — Живоносный источник, Всех скорбящих радость и Смоленская (считается покровительницей западной части России) и над северной Тихвинская — покровительница северных русских земель, Аксайская и Феодоровская. Таким образом сформулирована идея духовного объединения казачества и жителей центральной части России [10].

Заключение. На протяжении многих веков государство использовало религию для решения национально-политических задач. Благодаря строительству Вознесенского собора традиции культового зодчества на территории Войска Донского стали развиваться в русле общероссийских тенденций, поскольку впоследствии многие храмы Донской области были построены именно по этому образцу. Однако были сохранены при этом и некоторые казачьи традиции, например, трехчастность композиции. Строительство храма ознаменовало собой новый этап в отношениях казачества и властей, основанный на уважении властей к казачьим традициям и подчинении казаков российскому императору. В XIX веке и до Октябрьской революции казаки в основном выполняли роль защитников российской государственности и опоры царской власти.

Библиографический список.

1. Казаки [Электронный ресурс] / Википедия. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения : 04.04.17).

2. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией / под ред. прот. И. И. Григоровича. — Санкт-Петербург : Тип. экспедиции заготовления гос. бумаг, 1841. — Т. 1. — 614 с.

3. Архитектура Византии [Электронный ресурс] / Техлиб. — Режим доступа : http://tehlib.com/arhitektura/arhitektura-vizantii/ (дата обращения : 27.03.17).

4. Пищулина, В. В. Особенности архитектуры донского станичного храма. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия : автореф. дис. канд. архитектуры / В. В. Пищулина. — Москва : НИИТАГ, 1997. — 28 с.

5. Культовые сооружения [Электронный ресурс] / История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. — Режим доступа : http://architecture.artyx.ru (дата обращения : 20.03.17).

6. Лимаренко, К. Х. Войсковой соборный храм в г. Новочеркасске / К. Х. Лимаренко. — Новочеркасск : Издание соборостроительной комиссии, 1904. — 76 с.

7. Кишкинова, Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX — начало XX века / Е. М. Кишкинова. — Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2007. — 256 с.

8. Феодоровская икона Божией Матери [Электронный ресурс] / Википедия. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения : 10.04.17).

9. Кишкинова, Е. М. Проблемы иконографии / Е. М. Кишкинова. — Ростов-на-Дону : Ростовская гос. академия архитектуры и искусства, 2006. — 162 с.

10. Храмы [Электронный ресурс] / Русское деревянное зодчество. — Режим доступа : http://wood.totalarch.com/krasovsky/30 (дата обращения : 19.03.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.