УДК 7.071.1 Д. И. Ахметова
ГЕОГРАФИЯ СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА ГЕОРГИЯ БЕЛАЩЕНКО
Художник Георгий Белащенко (1865-1927?) - ученик В. Маковского и В. Поленова, воспитанник Петербургской академии художеств (окончил в 1895 г.). Участвовал в работе над росписями храма-усыпальницы в Сан-Стефано в Стамбуле (1898) и росписями Вознесенского собора (19031905) в Новочеркасске. Его картина «Вий» (1895) сподвигнула стать художником А. Родченко, знаменитого художника-конструктивиста и фотографа. После революции 1917 г. Белащенко оказался на Дальнем Востоке, сначала в Николаевске-на-Амуре, где был учителем рисования, а затем (с 1920 г.) в Благовещенске, в котором был одним из первых преподавателей Благовещенского художественно-промышленного училища.
Ключевые слова: Г. Белащенко, картина «Вий», роспись храма-усыпальницы в Сан-Стефано, роспись Вознесенского собора в Новочеркасске, Благовещенское художественно-промышленное училище.
Geography of life and creative work of the artist George Belashchenko. DINA I. AKHMETOVA (Institute of Language, Literature and Art, Academy of Science of Republic Tatarstan, Kazan).
George Belashchenko (1865-1927?), an artist, a student of V. Makovsky and V. Polenov, a graduate of St. Petersburg Academy of Arts (1895). He participated in the painting of the temple in San Stefano in Istanbul (1898) and the Ascension Cathedral in Novocherkassk (1903-1905). His film “Viy” (1895) influenced A. Rodchenko, a famous constructivist and photographer, to become an artist. After the revolution of 1917 Belashchenko came to the Far East and worked as an art teacher in Nikolaevsk-on-Amur. His last refuge was Blagoveshchensk (1920) where he became one of the first art teachers of Blagoveshchensk Art and Industrial School.
Key words: G. Belashchenko, “Viy”, paintings at San Stefano temple, paintings at the Ascension Cathedral in Novocherkassk, Art and Industrial School of Blagoveshchensk.
Статья посвящена жизни малоизвестного ныне художника Георгия Васильевича Белащенко (14.04.1865-1927?). Его творческая деятельность проходила на рубеже двух исторических эпох, «перемоловшем» многие судьбы. География судьбы художника говорит о том, что он был востребован, активно работал, но забыт в силу исторических обстоятельств и плохой сохранности работ. Несколько картин Георгия Васильевича Белащенко хранятся в музеях России (Казань, Благовещенск), а также Украины. Монументальная живопись сохранилась в Вознесенском соборе в Новочеркасске.
Родился Белащенко, скорее всего, на Украине. С нею связана, например, его работа «Последний день свадьбы» 1889 г., изображавшая украинских крестьян. Учился Белащенко в Петербургской Академии художеств (АХ) у В.Е. Маковского и
В.Д. Поленова, знаменитых русских художников-передвижников. В курсе обучения получил две малые поощрительные медали - в 1893 г. и 1894 г. В 1895 г. ему было присвоено звание классного ху-
дожника 3 степени, а 2 ноября 1897 г. - звание художника за картину «Вий» [10, с. 112].
Эта картина связала имя художника с Казанью. Зимой 1898 г. работа «Вий» оказалась в экспозиции Второй выставки картин, организованной Казанской художественной школой [4, с. 2]. Выставки в школе проходили под патронажем Петербургской Академии художеств, которая в основном и присылала отобранные ею работы художников-акаде-миков или выпускников Академии в Казань для ознакомления студентов с достижениями «актуального» для того времени русского искусства. Через год после выставки, 17 февраля 1899 г., Георгий Белащенко пишет в Казань из Петербурга, желая узнать о судьбе своей работы. То, что он столь долгий срок не мог забрать работу сам, он объяснял тем, что год был за границей1. Весь 1898 г. Белащенко находился в Стамбуле, работая над росписями храма-усыпальницы в Сан-Стефано (этот храм был посвящен русским солдатам, погибшим в Рус-
1 Национальный архив Республики Татарстан, далее НАРТ.
Ф. 564. Оп. 1. Д. 90. Л. 49.
АХМЕТОВА Дина Ирековна, научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства (Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань). E-mail: [email protected]
© Ахметова Д.И., 2013
искусствоведение
ско-турецкой войне 1877-1878 гг.; построенный в 1898 г. при Николае Втором, храм был взорван турками в начале Первой мировой войны в 1914 г.) [3]. Внутренней и внешней росписью храма занимались еще четверо выпускников Петербургской АХ, Белащенко из 44 работ выполнены 9. «Картины были помещены в рамки и размещены на стенах. Общее убранство церкви производит удивительное впечатление...» [2].
В письме из Петербурга в Казань Белащенко просит прислать его картину «Вий» обязательно с рамой (поскольку рама в его работе казенная) в Академию художеств, его обратный адрес в письме - Васильевский остров, Большой проспект, дом 56, квартира 42. 9 марта 1899 г. ему сообщили, что работа куплена Городским музеем (создан в Казани в 1895 г.) за 200 руб., которые высланы по названному адресу художнику в Петербург3. Таким образом, картина «Вий» Белащенко оказалась в Казанском городском музее (где и сейчас находится в запасниках Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан). Может быть, не имело бы смысла вспоминать работу, не обладающую какими-либо особыми художественными достоинствами, однако она сыграла судьбоносную роль в жизни одного выдающегося художника, начало творческого пути которого связано с Казанью, - Александра Михайловича Родченко (23.11.1891 - 3.12.1956). Это всемирно известный советский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино, своего рода «бренд» современного искусства. Когда-то, в начале ХХ в., семья Родченко оказалась в Казани, переехав из Петербурга. Как писал позднее сам А. Родченко, в годы отрочества он попал в городской музей, где одна картина особенно поразила его воображение: «Когда я увидел в первый раз картину «Вий» в Казанском музее, она решила мою жизнь. Это тоже куклы, и как живые, и можно выдумывать, что хочешь, это все - и театр, и актеры, и декорации, и все можешь сделать один... Начал рисовать» [9, с. 61]. Родченко поступил в Казанскую художественную школу (1910-1914), где учился у знаменитого мастера Н.И. Фешина. Впоследствии Родченко уехал в Москву, влившись в сообщество художников-авангардистов, конструктивистов, революционеров в искусстве. Таким образом, получилось, что художник с академической выучкой, ученик ху-дожника-передвижника, «подарил» миру (даже не подозревая об этом) другого художника, совершенно противоположного творческого направления, ниспровергателя классики. Но антагонизм здесь
2 НАРТ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 90. Л. 49.
3 НАРТ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 90. Л. 63.
только кажущийся. Этот творческий принцип - выдумывать собственный мир в искусстве - остался для Родченко неизменным на всю жизнь, он сумел открыть новые художественные пространства, которые вдохновляют многих мастеров современного искусства.
В 1900 г. Белащенко принял участие уже в Четвертой художественной выставке, устроенной Казанской художественной школой, выставив две работы - «Босфор» и «На молитве» [5, с. 2]. Но эти работы не нашли покупателя, и в дальнейшем Бе-лащенко в Казани больше не выставлялся.
До революции у художника была достаточно активная творческая деятельность. В свое время его произведения появлялись в популярнейшем журнале «Нива», где публиковались репродукции картин известных мастеров (что немало говорит о способностях и признании Белащенко). А в 1903-1905 гг. художник принимал участие в росписи возведенного в 1893-1904 гг. Вознесенского (Вознесения Господня) собора в Новочеркасске (ныне город в Ростовской области) - одного из крупнейших соборов России. Собор подлежал росписи «византийской орнаментовкой и живописью». Производство всех орнаментальных и живописных работ в соборе было отдано Обществу вспомоществования русских художников. В Петербурге набрали группу из Общества и направили в Новочеркасск. В этом коллективе оказались такие разные живописцы, как И.Ф. Попов, В.М. Лопатин, Н.Г. Масленников, А.В. Троицкий, В.А. Поярков, Д.Н. Кардовский, Г.В. Белащенко, Г.Г. Мясоедов, В.А. Иващенко и др. Описывая оформление собора, священник Даниил Азизов отметил: «Все. 16 изображений выделяются своей экспрессией, энергией рисунка и сильным колоритом. принадлежат они кисти художника Г.В. Белащенко» [1]. Художник сумел проявить в полной мере свой талант, который выделил его на фоне других работ.
После 1917 г. Белащенко оказался в г. Николаевск на р. Амур (на тот момент центре Сахалинской области), работал здесь школьным учителем рисования. В пристройке своего дома в Николаевске он открыл бесплатную вечернюю школу рисования для одаренных детей города. То, что художник оказался на окраине России, может свидетельствовать о неприятии им революционных событий, ведь на Дальнем Востоке советская власть установилась не сразу. Однако здесь Белащенко пришлось подстраиваться под новые реалии - дальше бежать было некуда. Как единственный художник в городе, он принял участие в создании местных денег. 14 марта 1918 г. Сахалинский областной исполком выпустил в обращение вместо денежных знаков чеки
География судьбы художника Георгия Белащенко
Д. И. АХМЕТОвА
местного отделения государственного банка трех достоинств. Чеки были нарисованы Г. Белащенко. Николаевские боны украшал силуэт двуглавого орла, лишенного державных атрибутов [6, с. 75]. В сентябре 1918 г. Николаевск был оккупирован японскими войсками. В январе 1920 г. город осадил крупный красный партизанский отряд под командованием анархиста Якова Тряпицына, который освободил город от японских войск. При нем также были выпущены деньги, получившие название «тряпицынских». Из-за отсутствия в городе худож-ников-графиков автором разменных билетов опять стал школьный учитель рисования Г. Белащенко [7, с. 7], поэтому неудивительно, что орнаментальное оформление денежных купюр не выдерживает никакой критики. Выпущенные бумажные деньги - разменные билеты - служили партизанам менее одного месяца.
27 мая под напором японских войск отряд Тря-пицына спешно отступил из города, а в начале июня в результате действий этого отряда город был почти полностью уничтожен. Жителей спешно эвакуировали из города. В результате Белащен-ко оказался летом 1920 г. в Благовещенске, городе на границе с Китаем, откуда весной японские войска также были изгнаны. До 1922 г. Благовещенск входил в состав так называемой Дальневосточной республики, своеобразного буфера между Советской Россией и Китаем. Здесь Белащенко организует первую Приамурскую изостудию. В 1920 г. в городе создается Благовещенское художественнопромышленное училище. Среди первых преподавателей и основателей училища - Г.В. Белащенко, А.А. Александров, В.Е. Панов, Е.Н. Трофимов-ская, окончившие Петербургскую АХ, прошедший курс Краковской академии С.Я. Гандке, скульптор
С.И. Володченко, окончивший Московскую школу живописи и ваяния [8]. Интересно, что одним из основателей этого учебного заведения считается также Петр Сергеевич Евстафьев. Евстафьев - уроженец Казани (20.01.1880 - 10.06.1958), талантливый педагог, живописец, рисовальщик. Он учился в Казанской художественной школе (окончил в 1901 г.) и в Академии художеств в мастерской Д.Н. Кардовского и И.Е. Репина (1901-1909), преподавал рисование в Казанской художественной школе (1909-1911, 1918-1920 гг.). В 1920 г., не приняв советской власти, вместе с колчаковцами уехал в Благовещенск, где и преподавал в художествен-
но-промышленном училище (1920-1930). Он был учителем нескольких поколений дальневосточных художников. Преподавал в училище и С.Ф. Чупри-ненко, ученик И. Репина по АХ (1893-1896), сын художника Ф. Чуприненко, друга Репина. В такую благотворную художественную и педагогическую среду попадает Георгий Белащенко в Благовещенске.
Не покидает ощущение, что художник прожил несколько совершенно разных жизней, которые, как в мозаике, сложились, наконец, в одну. Конечно, это было связано с историческим изломом рубежа веков, но сегодня нам необходимо с благодарностью сказать о важной миссии простого русского художника Георгия Белащенко, который, несмотря на трагические перипетии времени, зажигал творческий огонь в идущем за ним поколении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизов Даниил (о.) Внутренняя отделка и росписи Вознесенского собора. Освящение его 6 мая 1905 года (Новочеркасский войсковой Собор. История, архитектура, святыни). URL: http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=287 (дата обращения: 15.10.2012).
2. Диалог Евразия: Документы (Газета “Moniteur Oriental”. 1898. 2 дек.). 2008. № 21. URL: http://issuu.com/ diyalogavrasya/docs/da_21 (дата обращения: 15.10.2012).
3. Капустин С.В. Сан-Стефано. Русский храм-памятник в Стамбуле // VIII Кадашевские чтения: «Москва историческая: утраты и перспективы», 20 и 21 дек. 2010 г. URL: http://www.kadashi.ru/kad_chteniya/8stefano.html (дата обращения: 15.10.2012).
4. Каталог второй выставки картин и этюдов местных и иногородних художников в помещении Казанской художественной школы. Казань: Типогр. А.А. Родионова, 1898. 6 с.
5. Каталог картин, этюдов, акварелей и проч. Четвертой художественной выставки, устроенной Казанской художественной школой. Казань: Лито-типогр. Л.П. Антонова, 1900. 6 с.
6. Наволочкин Н.Д. Дело о полутора миллионах. Хабаровск: Хабаров. кн. изд-во, 1982. 144 с.
7. Николаев Р. Деньги партизана Тряпицына // Петербург. коллекционер. 2000. № 3(9). 16 с.
8. Первые художники города. URL: http://video.amur.info/ dom/10645.html (дата обращения: 27.06.2012).
9. Родченко А.М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М.: Сов. художник, 1982. 224 с.
10. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств / сост. С.Н. Кондаков; подг. и перераб. текста В.Я. Лаптева, А.Д. Мордванюк. М.: Антик-Бизнес-Центр, 2002. 608 с.