Научная статья на тему 'Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае в первой трети XX века'

Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае в первой трети XX века Текст научной статьи по специальности «Живопись»

CC BY
855
66
Поделиться
Ключевые слова
русские художники-эмигранты / русские художники в китае / русское искусство

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Вэньхуа Чэнь Вэньхуа

В начале XX века в связи с войной и революционными событиями из России хлынул поток переселенцев в Китай. По преимуществу это были представители дворянства, военные, инженерная и художественная интеллигенция. Русские эмигранты-художники осуществляли активную творческую деятельность, занимались устройством выставок, создавали учебные художественные студии, расписывали христианские храмы, издавали художественные журналы, газеты, книги по искусству. Их творчество и просветительская деятельность были восприняты китайцами и оказали значительное влияние на понимание ими русского искусства, заложив основу для дальнейшего культурного обмена и взаимопонимания между Китаем и Россией.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Чэнь Вэньхуа Чэнь Вэньхуа,

In the beginning of XX cent a lot of artists emigrated to China from Russia. They organized exhibitions and art-studios. Their art formed the base for future culture exchange and mutual understanding between China and Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае в первой трети XX века»

Чэнь Вэньхуа

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ-ЭМИГРАНТОВ В КИТАЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор О. Л. Некрасова-Каратеева

В начале XX века в связи с войной и революционными событиями из России хлынул поток переселенцев в Китай. По преимуществу это были представители дворянства, военные, инженерная и художественная интеллигенция. Русские эмигранты-художники осуществляли активную творческую деятельность, занимались устройством выставок, создавали учебные художественные студии, расписывали христианские храмы, издавали художественные журналы, газеты, книги по искусству. Их творчество и просветительская деятельность были восприняты китайцами и оказали значительное влияние на понимание ими русского искусства, заложив основу для дальнейшего культурного обмена и взаимопонимания ме^ду Китаем и Россией.

In the beginning of XX cent a lot of artists emigrated to China from Russia. They organized exhibitions and art-studios. Their art formed the base for future culture exchange and mutual understanding between China and Russia.

7 9

В начале XX века по мере создания Дальневосточной железной дороги и в связи с военными и революционными событиями в Китай хлынул поток переселенцев из России. По преимуществу это были представители дворянства, военные, инженерная и художественная интеллигенция. Бежавшие от «страшного бедствия», большинство из них обосновывались на севере Китая, в местах, обжитых немногочисленными русскими еще с XVIII века, со времени первых Русских дипломатических миссий. Число прибывавших в город Харбин иностранцев увеличивалось с каждым годом, и он становился крупным «международным центром». По статистике, в 1930-е годы в Харбине были эмигранты из 33 разных стран и размещались консульства 16 стран. Население Харбина в 1927 году составило более 328 тысяч человек, в том числе 56 тысяч русских эмигрантов. Затем одни из них уехали зарабатывать на жизнь в приморские города Тянцзинь, Шанхай и др.

Эмигранты принесли свою культуру в Харбин. Прибывшие из России в большинстве своем были хорошо образованные люди. Среди них было также немало известных художников, получивших профессиональное образование в Санкт-Петербурге и Москве. Оказавшиеся в Китае русские художники осуществляли активную творческую деятельность, занимались устройством выставок, создавали учебные художественные студии и училища, расписывали православные храмы и интерьеры домов, издавали художественные журналы, газеты и книги по искусству.

Живописец М. А. Кичигин с женой

B. Е. Кузнецовой-Кичигиной, художники М. Ф. Домрачев, В. А. Засыпкин, братья Н. С. и П. С. Задорожные, Я. Е. Степанов,

C. И. Шешминцев и другие были яркими представителями художественного круга.

Михаил Александрович Кичигин (1883-1968) родом с Урала, окончил Московское художественно-промышленное училище им. Строганова в 1908 году, а затем в 1914 году окончил Московское учи-

лище живописи, ваяния и зодчества. Ученик К. А. Коровина, сокурсник В. В. Маяковского и С. А. Герасимова, он был талантливым живописцем, был полон желания и надежд выразить в искусстве что-то новое, непременно свое. Его работы 1910-х годов посвящены русской деревне, мотивам близким и любимым. «Русская тема» увлекала тогда многих художников — от традиционной реалистической ориентации до крайних «левых». Праздничные, нарядные акварели и живопись Кичигина «Сенокос», «Уральские крестьянки», «Посиделки», «Гулянье крестьян на Урале» - то идиллические, то разгульные - несут в себе элементы народной картинки, лубка. Иногда форма усложняется за счет усиления гротеска, с годами в «русских работах» появляется почти былинная монументальность. Но в 1920 году с волной русской эмиграции Кичигин попадает в Китай, где ему предстоит в отрыве от родины прожить долгих 27 лет. По воспоминаниям жены художника Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичиги-ной, в их глазах Китай был сказочной страной. Они побывали во многих местах Китая и там рисовали с натуры: море около города Цзидао, восход и заход солнца на горе Лаошань, большой канал и многие другие виды. Они были удивлены грозным архитектурным ансамблем - Гугун и Храмом неба. На полотнах Кичигина китайские здания классические и величественные. Произведения Веры, исполненные преимущественно акварелью, выделяли декоративность и национальность китайских строений. Кичигины вели активную общественную деятельность, организовывали выставки, устраивали их публичные обсуждения. В 1947 году в качестве репатриантов супруги вернулись на Родину со своими картинами, которые находятся теперь в Ярославском музее изобразительных искусств. На них можно увидеть живо изображенных китайского даосского монаха, рикшу, крестьянина, мелочного торговца в их жанровых сценках. Вернувшись на родину, В. Е. Куз-нецова-Кичигина работала директором

Ярославского художественного музея. В 100-летний юбилей В. Е. Кузнецовой-Кичи-гиной в ноябре 2004 года в музее была организована выставка «Русские художники в Китае», посвященная судьбам этих художников и опыту культурного взаимодействия европейской и восточной художественных традиций1.

Живописец В. А. Засыпкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он служил в русской армии, а в декабре 1917 года вернулся к своим любимым занятиям - живописи и архитектуре. Во Владивостоке он рисовал театральные декорации; в Харбине, кроме декораций, он занимался станковой живописью, писал полотна, в основном портреты. В 1919 году он переехал в Шанхай и, работая служащим иностранного рекламного общества, написал портреты 25 иностранных консулов. Он, как и многие русские художники-эмигранты, принял участие в росписи православных храмов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. А. Засыпкин расписал образы 12 апостолов в шанхайском храме-памятнике великомученику Никалаю II, построенном в 1934 году2.

Макарий Федорович Домрачёв (18871957) в 1913-1917 гг. учился в Петрограде в Новой художественной мастерской на Васильевском острове у М. В. Добужинского и А. Е. Яковлева. Около 1925 года он уехал из России, долго жил в Шанхае, преподавал рисунок в Академии художеств, работал художником-декоратором в театрах Китая, Индии, Индонезии, Японии, Австралии. В 1945 году вернулся в СССР, поселился в Новосибирске, с 1956 года жил в Ленинграде, где и умер3.

Художник Я. Е. Степанов (1894-1985) учился рисованию в художественном училище. Во время Первой мировой войны он стал летчиком, а после войны всецело занялся живописью. Жил на Дальнем Востоке, потом уехал в Харбин. Он увлеченно писал деревенскую природу Северо-Восточного Китая, пейзажи реки Сунхуацзян. Работы его успешно экспонировались на

выставках. После возвращения на родину в 1955 году, Степанов поселился в Новосибирске.

Гущин Николай Михайлович (18881965) в 1910-1917 годах учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у К. А. Коровина, С. В. Малютина и Н. А. Касаткина. В 1917-1918 годах - преподаватель живописи в Академии изящных искусств в г. Перми. В 1919 году через Сибирь попал в Китай, много писал картин, провел персональные выставки в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 1922 году перебрался в Париж. Писал символические и фантастические картины, психологические этюды и портреты. В 1947 году вернулся в СССР, жил в г. Саратове, работал реставратором живописи в музее4.

Живописец и сценограф Локкенберг Вальтер Адольфович (1875-1929) родился в Петербурге в семье лютеранских пасторов. Учился в Центральном училище технического рисования (ЦУТР б. Штиглица). В 1899-1901 гг. посещал школу известного педагога-рисовалыцика А. Ашбе в г. Мюнхене. В 1903-1906 гг. учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, где познакомился и сдружился с художниками А. Е. Яковлевым и В. И. Шу-хаевым. Был исключен за пропуски занятий, получил свидетельство на право преподавания рисования в среднем учебном заведении. В 1914 году оказался в г. Иркутске, откуда после революции переехал в Китай, где жил и работал до самой смерти в 1929 году5.

Живописец и график Иосиф Левин (1894 г.) в 1920-х годах жил в Китае, устроил персональную выставку в Пекине. Китайские впечатления повлияли на все его последующее творчество. Он сделал иллюстрации к своей книге «Песнь о Пекине» и к книге А. Ремизова «Тибетские сказки». Позже он переехал в Париж. Его картина «Китайский город» экспонировалась на персональной выставке в Нью-Йорке в 1947 году6.

Талантливый живописец В. С. Подгур-ский был выпускником Московского института живописи, ваяния и зодчества. Он приехал в Шанхай в 1920 году, много писал картин, активно участвовал в выставках, был очень популярен, его картины успешно раскупались, сотрудничал с архитекторами. В 1936 году В. С. Подгурский создал стенную живопись для дома Шанхайского Банка Сянгана.

Художник С. Шешмицев тоже активно работал творчески в Китае, изображал на своих полотнах виды города Харбина и характерные пейзажи Северо-Восточного района Китая. Потом он уехал в Америку, где скончался в 1978 году. Он завещал вернуть все его полотна, созданные в Харбине, на родину в город Курган, где похоронена его мать. Нынче его произведения находятся в Курганском музее изобразительных искусств. В 1993 году там была организована выставка картин

С. Шешмицева.

Эти и другие художники, жившие и работавшие в Китае, объединялись и организовывали выставки своих произведений в местах проживания. Стремясь к сотрудничеству и объединению, художники создали «Шанхайский художественный клуб» -большой по масштабу и активный по творческой, выставочной и просветительской деятельности.

Так, в 1926 году в Шанхае русские художники-эмигранты из Шанхайского художественного клуба и Британский женский клуб совместно организовали выставку художественных произведений. С этой выставки были распроданы почти все произведения В. С. Подгурского и много картин других художников.

В 1927 году в Шанхае была устроена «Выставка масляной живописи художников Кичигиных». Журнал «Понедельник» напечатал рецензию, давшую полную положительную оценку их полотнам, изображающим традиционные обычаи, горный вид Китая. Были также отмечены и акварели В. Кузнецовой-Кичигиной.

В 1928 году в Шанхае открылась «Совместная выставка масляной живописи русских художников-эмигрантов». М. А. и В. Е. Кичигины, В. С. Подгурский, Р. А. Пе-гулевич, Л. Н. Башков и другие приняли участие в данной выставке. Такие выставки пользовались большой популярностью и оказывали влияние на культурную жизнь Китая.

В 1930 году Шанхайский художественный клуб первый раз организовал международную выставку картин, в которой участвовали и русские художники К. П. Данилевский, В. С.Подгурский, Н. К. Соколовский, Н. И. Адамович и другие. В том же году в Харбине была организована «Совместная выставка произведений Я. Е. Степанова и С. П. Лобанова».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В июне и декабре 1931 русские художники-эмигранты два раза организовали выставки произведений масляной живописи. Среди участников были художники В. А. Засыпкин, Я. Лиханов и др.

Эти выставки пользовались большим интересом посетителей, были важны для самих художников в качестве демонстрации их творческих и технических достижений. Немалая цель этих выставок была в пропаганде русской изобразительной школы, в расширении ее влияния и организации продажи произведений живописи.

Наряду с публичной выставочной деятельностью, оказавшиеся по воле судьбы в Китае, русские художники проводили большую просветительскую работу и организовывали творческие студии, школы и училища для художественного образования не только молодежи из числа эмигрантов, но и для местного населения, обучая китайских одаренных юношей искусству масляной живописи.

М. Я. Кичигин в 1920-е годы создал в Харбине художественную студию «Лотос». Она находилась на верхнем этаже «Дворца Мееровича» около Свято-Николаевской церкви. Это была универсальная художественная студия, в которой проводились занятия масляной живописью, скульпту-

рой, музыкой (рояль, скрипка), декламацией, пантомимой и историей искусства. Курс масляной живописи вел М. Я. Кичигин; курс скульптуры вел А. Каменский, который после окончания Московского учили -ща живописи и архитектуры уехал в Париж и учился у Родена; музыке учила К. А. Лазарева, внучка известного коллекционера П. М. Третьякова.

По воспоминаниям В. Е. Кузнецовой-Кичигиной, в студии «Лотос» занимались не только русские учащиеся, но и другие европейцы и китайцы. Сама Вера Кузнецова родилась в Харбине в 1904 году в семье русских поселенцев, которых уже в то время было достаточно много в этом северном городе Китая. С 1920 года она стала посещать занятия в студии М. А. Кичигина, воодушевленно принимала учение своего учителя и впоследствии стала его женой и помощником в его творческой и просветительской деятельности.

«Студия масляной живописи, архитектуры и прикладного искусства» была организована художником В. А. Засыпкиным и пользовалась большой популярностью и влиянием в Харбине. Под его руководством студия подготовила большое количество учащихся, и к декабрю 1929 года число посещавших занятия в студии уже достигло 52 человек. Когда В. А. Засыпкин уехал из Харбина в Шанхай для осуществления храмовых росписей, студии было присвоено его имя.

Студия масляной живописи Я. Е. Степанова была тоже видной в Харбине. Я. Е. Степанов не только учил в студии, но и работал в школе при Харбинском христианском обществе молодежи, где также обучал учеников живописи. Известный китайский специалист по переводу, художник Гао Ман (в то время его называли Сун Юнань) тогда учился в этой школе. Он с благодарностью вспоминал, что Степанов посмотрел рисунки Гао Мана и дал ему полезные советы.

Кроме выше упомянутых студий, в Харбине еще существовала студия имени

А. Н. Кремы (Кремдьева). Крема был учеником известного русского живописца И. Е. Репина. Его произведения печатались в журналах «Нева» и «Масляная живопись». Ему уже было присвоено звание профессора. Харбинская студия Кремы была маленькой, в ней занимались семь-восемь учеников. По воспоминаниям Гао Мана, кроме него в то время там учился еще один китайский мальчик, а остальные были детьми русских эмигрантов. Среди его учеников были ставшие художниками И. Бры-чев, М. Раутман и др.

Под руководством Т. П. Хомяковой в 1933 году была организована и успешно работала Шанхайская женская студия «Рассвет».

В марте 1933 года в Тяньцзини русские художники-эмигранты создали художественную школу. Директором в ней работал Н. С. Задорожный, который окончил Читинское художественно-промышленное училище в 1920 году, в 1920-1924 годах обучал художественным дисциплинам учеников в Читинской школе железнодорожного транспорта, а в 1925-1932 годах преподавал в Харбинском художественном училище и в Харбинском педагогическом институте. Он был опытным в обучении художественному творчеству.

В художественном училище Тяньцзиня работали еще живописец А. А. Карамзин, П. С. Задорожный и др. В училище велось обучение также и по таким по предметам, как художественная техника и декоративноприкладное искусство. Все обучение проводилось по российской программе. Братья Задорожные много работали над росписями православных храмов в Китае. Они расписали иконостас в Свято-Николаевской церкви в Харбине (1923-1928) в неорусском стиле, продолжая традиции В. М. Васнецова и М. В. Нестерова.

Чтобы пропагандировать работы художников, надо было открыть позиции для общественного мнения, поэтому в городах Харбине, Шанхае и Тяньцзини, там, где собралось сравнительно много русских

эмигрантов, был налажен выпуск специальных художественных изданий. В шанхайской газете «Рассвет» часто печатали репродукции с произведений живописцев. Художница Н. П. Опарина постоянно в ней печатала изошутки и шаржи, представляя, таким образом, происходившие события и их участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шанхайский журнал «Белый свет» создали художник М. К. Дарвин и некоторые молодые люди из его окружения. Дарвин приехал в Шанхай в 1926 году, до этого он служил капитаном в царской армии. Приехав в Шанхай, он занялся масляной живописью, нарисовал 1500 с лишком картин, на которых, главным образом, изображались красота китайской природы и типажи китайцев.

Тяньцзинским журналом «Маяк» в 1920-е годы заведовал русский художник-эмигрант К. А. Ларионов, который окончил Казанское художественное училище, с 1913 года работал в студии им. Берштейна в Санкт-Петербурге, позже оказался в Китае в Тяньцзине. В 1929 году он переехал из Тяньцзиня в Шанхай, где зарабатывал на жизнь писанием картин.

Эти журналы освещали художественную жизнь тех городов, где жили и работали рус-

ские художники-эмигранты, знакомили читателей с творчеством и именами современных художников, поднимали проблемные вопросы теории нового искусства.

Итак, можно сделать вывод, что первоначально творческая деятельность русских художников-эмигрантов в Китае не имела значительных целей в обучении китайцев русскому реалистическому искусству и технике масляной живописи. Они работали для того, чтобы заработать и выжить в эмиграции. Но их творчество, выставки и издания, преподавание в студиях, школах и училищах были замечены китайским населением и оказали значительное влияние на восприятие русской традиции и искусства. В свою очередь, Китай - эта экзотическая для европейцев страна восточного мира - через творчество русских художников-эмиг-рантов стал ближе и понятнее миру. Через картины передавали они свое непосредственное восприятие жизни китайцев, постижение их культуры, природы, архитектуры, свое восхищение и любовь к этой стране, знакомя с нею весь мир. Можно сказать, что это явление в первой трети XX века заложило основу для дальнейшего культурного обмена и взаимопонимания между Китаем и Россией.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лебедева Т. А. Вера Кузнецова-Кичигина (р. 1904). Михаил Кичигин (1883-1968). Русские художники в Китае. Ярославль: Издательство «Александр Рутман», 2004.

2 Левошко С. С. Русское религиозное искусство конца XIX - начала XX века и православные храмы в Русском Зарубежье на Дальнем Востоке: К постановке проблемы // Христианство на Дальнем Востоке: Сб. научных трудов. Уссурийск, 2001.

3 Северюхин Д. Я., Лейкин О. Л. Художники русской эмиграции (1917-1941): Биографический словарь. СПб.: Издательство Чернышева, 1994. С. 194.

4 Там же. С. 180-181.

5 Там же. С. 298.

6 Там же. С. 285.