УДК 94(47) https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.4(43).407-411
Е.А.Зайцев
НОВГОРОДСКИЙ АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ В ГОДЫ ИЗЪЯТИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Вопрос изъятия церковных ценностей для голодающих Поволжья в общероссийском масштабе рассматривался неоднократно. Намного менее изученным остается вопрос изъятия церковных ценностей в Новгородской губернии. И еще менее изученным остается вопрос изъятия церковных ценностей в отдельно взятом монастыре. Антониев монастырь был «ликвидирован» в марте 1920 года. В уже закрытом монастыре в 20-ые годы была проведена комиссия по изъятию церковных ценностей. С одной стороны изъятие церковных ценностей нанесло огромный ущерб монастырю, с другой стороны трудами музейных сотрудников позволило сохранить монастырские церковные древности.
Ключевые слова: Изъятие церковных ценностей, митрополит Арсений (Стадницкий), Новгородская губерния, Антониев монастырь, государственно-церковные отношения
В 2022 г исполнилось 100 лет со дня приятия декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей,
находящихся в пользовании групп верующих». Этот декрет послужил причиной массовых и централизованных репрессий священнослужителей и верующих Русской Православной церкви. Вопросу борьбы большевиков с Православной церковью в 1920-е годы посвящено немало исторических трудов. Современная историография, освещающая вопросы взаимодействия государства и РПЦ, весьма обширна и интересна для исследователя тем, что огромная часть источников, которые были опубликованы в последние два десятилетия, до этого являлись закрытыми [1-6]. Среди источников общего характера, связанных с борьбой и подавлением религии и церковных организаций, следует выделить те, которые хранятся в фондах ВЦИК, СНК, Политбюро ЦК РКП(б), Агитпрома, ОГПУ, личных фондах В.И.Ленина, Ф.Э.Дзержинского, Е.М.Ярославского. В сборниках собраны документы по антирелигиозной пропаганде, плане уничтожения Русской Православной Церкви, о создании обновленческой церкви, о подготовке и судебном деле над патриархом Тихоном и митрополитом Арсением (Стадницким), а также важные для данной статьи документы, связанные с изъятием церковных ценностей.
В настоящее время вопрос изъятия церковных ценностей в общероссийском масштабе рассматривался неоднократно. Намного менее изученным остается вопрос изъятия церковных ценностей в Новгородской губернии. И еще менее изученным остается вопрос изъятия церковных ценностей в отдельно взятом монастыре. По словам Б.Н.Ковалева, «подробности кампании 1922 года до конца еще не изучены, поэтому и интерес к этой теме у научного сообщества не иссякает» [7].
Важным этапом по подготовке к процессу по изъятию церковных ценностей стала разработка законодательных норм для их централизованного учета и сбора.
27 декабря 1921 г. ВЦИК выпустил постановление «О ценностях, находящихся в церквях и монастырях» [8, ст. 215].
2 января 1922 г. было издано постановление «о ликвидации церковного имущества» [2, с.5-6], в котором говорилось, что «имущество материальной ценности» запрещается оставлять у местных властей, а следует передавать его в Гохран. Подготовкой к изъятию церковных ценностей занималась ГПУ. В комиссию по разработке декрета вошли представители от ВЦИК П.П.Лебедев, агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) Л.С.Сосновский и начальник 8-го отдела Наркомата юстиции по отделению церкви от государства П.А.Красиков.
16 февраля 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» [2, с. 15-18]. В декрете предписывалось «ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все средства страны, могущие послужить средством спасения погибающего от голода населения Поволжья» немедленно изъять имущество, находящееся в использовании групп верующих всех религий, ценные предметы из драгоценных камней, золота и серебра. Декрет по своему содержанию должен был защитить права верующих, так как в нем, в частности, говорилось, что «изъятие не может существенно затронуть интересы самого культа» [2, с. 15-16]. На практике власти сами нарушали составленные и утвержденные ими правила.
Декрет был опубликован 23 февраля 1922 г. и вызвал недоумение со стороны Русской Православной церкви. 28 февраля патриарх Тихон в своем Воззвании к священнослужителям и верующим по поводу изъятия церковных ценностей [1, с. 113-115] в пользу голодающих описал историю взаимодействия церкви и государства по оказанию помощи нуждающимся. В своем послании он также указал, что уже призывал жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, которые не имеют богослужебного применения. Это послание советским правительством было разрешено к публикации и распространению среди верующих. «Мы допустили, в связи с чрезвычайно тяжелыми обстоятельствами, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления, но мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею, как святотатство», — говорилось в послании Патриарха [1, с. 114]. Оно было отправлено
407
во все епархии для доведения информации в каждый приход. Это решение главы Церкви власти назвали незаконным и направленным на противодействие исполнению постановления ВЦИК. В дальнейшем послание использовалось как основание для массовых репрессий. Вслед за публикацией послания патриарха в газетах начали появляться статьи, обличающие руководство церкви, а также было опубликовано постановление об изъятии всех драгоценных церковных вещей, в том числе и богослужебных сосудов. Большая часть священнослужителей и верующих поддержали позицию патриарха Тихона.
В Новгородской губернии митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) открыто выступил против насильственного изъятия церковных ценностей и организовал добровольную сдачу церковной утвари. В 1922 г. у митрополита Арсения не было постоянной живой связи с патриархом Тихоном, поэтому Воззвание дошло до него в личном письме через одного из его многочисленных корреспондентов. В Новгородской губернии были созданы государственные комитеты помощи голодающим и начались сборы средств. Митрополит хотел учредить в своей епархии особый комитет, о чем написал воззвание к священнослужителям и верующим. Однако это обращение не допустили к печати светские власти. После этого он начал постоянно обращаться к верующим во время богослужений, призывая их к делам милосердия и оказанию необходимой помощи голодающим. В марте 1922 г. в новгородской губернской газете «Звезда» было опубликовано «Воззвание к Новгородской пастве» [9], подписанное митрополитом Арсением. В воззвании говорилось: «...Пожертвования могут быть деньгами, вещами и продовольствием. Кроме того, в последнее время ввиду все более усиливающегося голода, Святейший патриарх благословил духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, приносить в жертву голодающим и драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Изъятие же из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, имеющих богослужебное употребление, является по церковным канонам. святотатственным актом, за участие в котором мирянин подвергается отлучению от церкви, а священнослужитель — извержению из сана» [9]. Вместе с воззванием в газете «Звезда» была опубликована заметка П.Пожарского представителя Новгородского губполитпросвета под названием «Давно пора», в ней говорилось: «Нам остается только пожелать, чтобы митрополит в самом непродолжительном времени точнее и конкретнее определил — какие именно предметы он подразумевает под словом имеющие или не имеющие богослужебного употребления» [10]. На это митрополит ответил конкретным делом. В апреле 1922 г. он сдал свои личные ценности в Новгородский губернский комитет помощи голодающим. Это были его награды за церковно-государственные труды: золотая панагия с цепью и драгоценными камнями, золотой крест с бриллиантами и золотой наперсный крест без икон. Этому примеру митрополита последовали многие новгородские священнослужители. Опасаясь столкновений и недовольства верующих, связанных с грубым изъятием церковных ценностей, а порой и просто грабежей храмов митрополит Арсений в газете «Звезда» 27 апреля 1922 г. публикует еще одно воззвание. В нем он призывает не допускать насилия, чтобы: «.это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей...» [11]. Несмотря на воззвания митрополита, по Новгородской епархии все-таки пронеслась волна недовольства ограблением церквей. Самые массовые недовольства проходили в Старой Руссе, в результате которых даже пострадали невинные люди. По делу о беспорядках на скамье подсудимых, в первую очередь, оказались старорусские священники, которых обвинили в фанатизме и воздействии на прихожан. В целом к изъятию церковных ценностей по всей Новгородской губернии приступили 24 апреля 1922 года. Заместитель председателя Новгородского губисполкома П.Терешков сообщал в печати, что благодаря воззванию митрополита Арсения изъятие ценностей в Новгороде и его уезде произошло безболезненно. Изъятие церковных ценностей в Старой Руссе заслуживает особого рассмотрения и ему посвящено уже несколько трудов [12, 13].
Остановимся подробнее на изъятии церковных ценностей в Новгородских монастырях и, в первую очередь, в Новгородском Антониевом монастыре. Изъятие церковных ценностей стало серьезным испытанием для монастырей Новгородской губернии. Как уже отмечалось выше, официально проведение изъятия было связано со сбором средств для голодающих Поволжья. На самом деле, как это убедительно доказано ныне исследованиями историков, средства шли совсем на другие цели, а в результате этой кампании многие представители духовенства были подвергнуты репрессиям, в том числе и расстреляны.
Изъятие церковных ценностей и закрытие Новгородских монастырей началось, конечно, не в 1922 г., а годами ранее. 1922 г. придал этому делу массовый и централизованный характер. 1920 год для всех Новгородских монастырей стал трагическим. Они были закрыты или на языке той эпохи «ликвидированы». На VI съезде Совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов в феврале 1920 г. была выбрана комиссия по ликвидации монастырей. В эту комиссию вошли представители отделов: народного образования, труда и социального обеспечения, земельных и других. Комиссия по ликвидации на местах распределила монастырское имущество следующим образом: земля, скот, хозяйственный инвентарь — в земельный отдел; церковь и иные церковные помещения переходили коллективу верующих или закрывались; ценные вещи — отделу народного образования; неценные вещи — верующим; золото и серебро — в банки или казначейство. Монахов, способных к труду, ставили на учет на бирже труда, а не способных к труду — отправляли под контроль отдела социального обеспечения (Важно учитывать это при изучении истории монастырей). Процесс закрытия монастырей в Новгородской епархии начался с Антониева и Деревяницкого монастырей. Антониев монастырь
был «ликвидирован» в марте 1920 года. В декабре 1920 г. Н.Н.Левендаль, который был командирован из Москвы для проведения политической компании по закрытию монастырей докладывал, что «задание центра выполнено в Новгороде и уезде» [14, с. 241]. В других уездах он закрыть монастыри не успел.
В Антониевом монастыре в 1920 г. проживало одиннадцать монахов во главе с архимандритом Тихоном (Тихомировым). После закрытия монастыря лишь троих монахов оставили для совершения богослужения в оставшихся действующими соборе Рождества Пресвятой Богородицы и Сретенском храме. Остальные здания, принадлежащие монастырю и семинарии, были переданы в Губернский отдел Народного образования [15]. В 1920 г. на территории монастыря открылся Новгородский институт народного образования (НИНО), в дальнейшем переименованный в Практический институт народного образования (ПИНО). В 1923 г. был создан педагогический техникум, который в 1932 г. преобразовали в педагогический институт. В 1920-ые годы в монастыре также разместили приют для беспризорных или как его назвали Дом юношества. Беспризорные занимались в устроенных для них в монастыре столярных мастерских. «Эти «лихие» ребята с самого начала ознаменовали свое пребывание в стенах тихой обители тем, что разгромили старинное монастырское кладбище. Разбивали надгробия, добирались до скелетов и, вытаскивая оттуда черепа покойных новгородцев, играли ими вместо мячей» [16, с. 301]. В уже закрытом монастыре в 20-ые годы была проведена комиссия по изъятию церковных ценностей.
1 мая 1922 г. экспертная комиссия, в которую вошли от Губернского музея Н.Г.Порфиридов и С.М.Смирнов, осмотрела собор Рождества Богородицы и церковь Сретения Господня, а также ризницу Антониева монастыря. После осмотра члены комиссии составили список предметов прикладного искусства (церковной утвари), не подлежащих изъятию для голодающих, а необходимых для передачи в музей. Этот акт этот хранится в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО). Многие из этих предметов хорошо знакомы новгородцам по музейным коллекциям, и благодаря трудам музейных работников, сохранились до наших дней. Первыми в этом списке оказались «лиможские эмали», изготовленные в XIII в. во Франции в технике выемчатой эмали. В настоящее время они хранятся в Владычней палате Новгородского Кремля. До изъятия они находились над ракой с мощами преподобного Антония Римлянина. Также в список были включены Евангелия: одно 1698 г., а другое — 1861 г., лампады, паникадила, иконы XVI—XVII вв. в басменных окладах и без них, кресты напрестольные, чаша 1650 г. и дискос XVII в. Из ризницы не принадлежащими к изъятию были признаны: девять икон (XVII в.), резные деревянные кресты, дискос, лжица (XVI в.), ладаница, кадило, каменная панагия и другие предметы XV—XVII вв. Всего в соборе были признаны не подлежащими изъятию 93 предмета (иконы и церковная утварь). В храме Сретения Господня было отобрано 13 предметов, не подлежащих изъятию.
18 мая 1922 г. техническая комиссия № 3 под председательством Ф.Наумова и члена комиссии Фурика в присутствии представителя от музея С.М.Смирнова, ювелира Цветкова, настоятеля архимандрита Иоанникия (Сперанского), ризничего монастыря иеромонаха Сергия составила акт об изъятии церковных ценностей с подробным их перечислением. Была изъята серебряная рака с мощей преподобного Антония Римлянина, кресты, оклады Евангелий и икон, лампады, кадила и другая церковная утварь.
В феврале 1930 г. при передаче в пользование собора Рождества Пресвятой Богородицы верующим была составлена опись церковного имущества. По словам Л.А.Секретарь, она «позволяет представить, сколько исторических и художественных ценностей оставалось здесь после произведенных в 1920-е гг. конфискаций» [14, с. 244].
В процессе изъятия церковных ценностей тяжелым является не только само изъятие, но и то, как оно порой проводилось.
В своих воспоминаниях С.М.Смирнов писал: «...Непонятно, почему всю эту процедуру изъятия не провели более осторожным и деликатным способом? Почему сдирали на глазах прихожан оклады с икон, складывали грудами их на пол, а потом на подводе везли по улице? Все это было не нужно, грубо и оскорбительно. Навсегда запомнилось мне, как после окончания всей этой тягостной процедуры, когда ушли члены комиссии, уехали подводы с церковным добром, настоятель собора протоиерей П.Беляев уселся на приступочку под ободранным иконостасом и горько заплакал...» [16, с. 328]. Подводя итог изъятия церковных ценностей в Антониевом монастыре, следует отметить особый вклад музейных сотрудников в сохранение культурного наследия. Во многом их трудами удалось сохранить многие церковные ценности из монастыря, и сегодня мы можем видеть их в музейных экспозициях.
В целом, рассматривая кампанию по изъятию церковных ценностей, следует отметить, что она предусматривала ликвидацию оставшейся экономической самостоятельности Церкви и создание (параллельно с мобилизацией средств для помощи голодающим) золотого фонда новообразованного государственного строя, предназначенного для решения задач хозяйственного строительства и поддержки планов по «мировой революции». Также она была направлена на дискредитацию Церкви в глазах людей (в первую очередь, населения голодающих регионов). На примере Старорусского дела мы также видим, что провоцирование верующих на действия, которые, с точки зрения советского законодательства, были противоправными, послужило основанием для массовых уголовных преследований духовенства, в том числе и высшего, и мирян. Декрет об изъятии церковных ценностей открыл новый этап государственно-церковных отношений. Если в предшествующие годы действия советской власти против Русской Православной Церкви носили скорее эпизодический характер, то в феврале-марте 1922 г. они обрели масштабное движение, направленное на полное ее уничтожение.
1. Архивы Кремля: В 2 кн. Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922—1925 гг. М., Новосибирск: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Сибирский хронограф, 1997. 600 с.
2. Архивы Кремля: В 2 кн. Кн. 2. Политбюро и церковь. 1922—1925 гг. М., Новосибирск: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Сибирский хронограф, 1998. 590 с.
3. Изъятие церковных ценностей в Донской области. 1922 год. Сб. документов / А.В.Шадрина, Л.В.Табунщикова; отв. редактор А.В.Венков; научн. редактор Н.В.Киселева. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. 417 с.
4. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) — ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922—1929 гг. / Сост. В.В.Лобанов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 381 с.
5. Русская православная Церковь и коммунистическое государство, 1917—1941: документы и фотоматериалы / Отв. сост.: О.Ю.Васильева. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 1996. 326 с.
6. Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док. по материалам Центрального архива ФСБ РФ / Правосл. Свято-Тихоновский богосл. ин-т; отв. сост. Н.А.Кривова. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016 с.
7. Вовк В. Как богоборцы решили небо разорить [Электр. ресурс]. URL: https://spbdnevnik.ru/news/2022-03-03/kak-bogobortsy-reshili-nebo-razorit (дата обращения: 21.04.2022).
8. Декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях» 27 декабря 1921 г. // СУ РСФСР. 1922. № 19. Ст. 215.
9. Арсений (Стадницкий), митрополит. Воззвание к Новгородской пастве // Звезда. 1922 г. N° 65.
10. Пожарский Д. Давно пора // Звезда. 1922 г. № 65.
11. Арсений (Стадницкий), митрополит. Воззвание к Новгородской пастве // Звезда. 27 апреля 1922 г.
12. Савинова Н.Д. Лихолетье. Новгород: Новгородская епархия и советская власть. 1917—1991. В. Новгород, 1998. 112 с.
13. Савинова И.Д. Дело митрополита Арсения Стадницкого // Вопросы истории. 1999. № 6. С. 139-144.
14. Секретарь Л.А. Новгородский Антониев монастырь: исторический очерк; НовГУ. В. Новгород, 2021. 340 с.
15. Монастырские здания для народного образования // Звезда. 1920 г. № 82.
16. Смирнов С.М. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее // Новгородский исторический сборник. 1997. Вып. 6(16). С. 296-344.
References
1. Arkhivy Kremlya in 2 vols, vol. 1. Politbyuro i tserkov' [Kremlin archives: In 2 books. Book 1. Politburo and church]. 1922—1925 gg. Moscow, Novosibirsk, 1997. 600 p.
2. Arkhivy Kremlya in 2 vols, vol. 2. Politbyuro i tserkov' [Kremlin archives: In 2 books. Book 2. Politburo and church]. 1922—1925 gg. Moscow, Novosibirsk, 1998. 590 p.
3. Venkov A.V., ed. [et al]. Iz"yatie tserkovnykh tsennostey v Donskoy oblasti. 1922 god. Sb. dokumentov [Seizure of church valuables in the Don region. 1922. Collection of documents]. Rostov-on-Don, 2013. 417 p.
4. Lobanov V.V., comp. Protokoly Komissii po provedeniyu otdeleniya tserkvi ot gosudarstva pri TsK RKP(b) — VKP(b) (Antireligioznoy komissii). 1922—1929 gg. [Protocols of the Commission for the separation of church and state under the Central Committee of the RCP (b) — AUCP (b) (Anti-religious commission]. Moscow, 2014. 381 p.
5. Vasil'eva O.Yu., comp. Russkaya pravoslavnaya Tserkov' i kommunisticheskoe gosudarstvo, 1917—1941: dokumenty i fotomaterialy [Russian Orthodox Church and the communist state, 1917—1941: documents and photographs]. Moscow, 1996. 326 p.
6. Krivova N.A., comp. Sledstvennoe delo Patriarkha Tikhona: Sb. dok. po materialam Tsentral'nogo arkhiva FSB RF [The investigation case of Patriarch Tikhon: Coll. of. doc. Based on the materials of the Central Archive of the FSB of the Russian Federation]. Moscow, 2000. 1016 p.
7. Vovk V. Kak bogobortsy reshili nebo razorit' [How the theomachists decided to destroy the sky]. Available at: https://spbdnevnik.ru/news/2022-03-03/kak-bogobortsy-reshili-nebo-razorit (accessed: 21.04.2022).
8. Dekret VTslK "O tsennostyakh, nakhodyashchikhsya v tserkvakh i monastyryakh" 27 dekabrya 1921 g. [Decree of the All-Russian Central Executive Committee "On valuables in churches and monasteries" of December 27, 1921]. SU RSFSR, 1922, no. 19, st. 215.
9. Arseniy (Stadnitskiy), mitropolit. Vozzvanie k Novgorodskoy pastve [Arsenius (Stadnitsky), Metropolitan Appeal to the Novgorod flock]. Zvezda, 1922 g., no. 65.
10. Pozharskiy D. Davno pora [It's about time]. Zvezda, 1922 g., no. 65.
11. Arseniy (Stadnitskiy), mitropolit. Vozzvanie k Novgorodskoy pastve [Arsenius (Stadnitsky), Metropolitan Appeal to the Novgorod flock]. Zvezda, 27 aprelya 1922 g.
12. Savinova N.D. Likholet'e. Novgorod: Novgorodskaya eparkhiya i sovetskaya vlast'. 1917—1991 [Hard times. Novgorod: Novgorod diocese and Soviet power. 1917—1991]. V. Novgorod, 1998. 112 p.
13. Savinova I.D. Delo mitropolita Arseniya Stadnitskogo [The case of Metropolitan Arsenius Stadnitsky]. Voprosy istorii, 1999, no. 6, pp. 139-144.
14. Sekretar' L.A. Novgorodskiy Antoniev monastyr': istoricheskiy ocherk [Novgorod St. Anthony's monastery: historical essay]. V. Novgorod, 2021. 340 p.
15. Monastyrskie zdaniya dlya narodnogo obrazovaniya [Monastic buildings for public education]. Zvezda, 1920 g., no. 82.
16. Smirnov S.M. Vospominaniya o vremeni moey raboty v Novgorodskom muzee [Memories of my time at the Novgorod Museum]. Novgorodskiy istoricheskiy sbornik, 1997, iss. 6(16), pp. 296-344.
Zaytsev E.A. Novgorod St. Anthony's Monastery during the years of the seizure of church valuables. The issue of seizing church valuables for the starving people of the Volga region was considered nationwide more than once. However, the question of seizing the church property in the Novgorod province has been understudied. Moreover, the issue of confiscating the church valuables in a particular monastery has never been the object of study. St. Anthony's Monastery was shut down in March 1920. In the 1920s, a commission was appointed to seize the church valuables in the closed monastery. On one hand, the seizure of church valuables has caused great damage to the monastery; on the other hand, the work of the museum staff has made it possible to preserve the monastery's antiquities.
Keywords: seizure of church valuables, Metropolitan Arsenius (Stadnitsky), the Novgorod province, St. Anthony's Monastery, state-church relations.
Сведения об авторе. Евгений Анатольевич Зайцев — священник, настоятель университетского храма Сретения Господня в Антониевом монастыре, и.о. заведующего кафедрой теологии НовГУ им. Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0001-8607-4809; Odm-vn@mail.ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.05.2022. Принята к публикации 01.06.2022.
Ссылка на эту статью: Зайцев Е.А. Новгородский Антониев монастырь в годы изъятия церковных ценностей // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 4(43). С. 407-411. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).407-411
For citation: Zaytsev E.A. Novgorod St. Anthony's Monastery during the years of the seizure of church valuables. Memoirs of NovSU, 2022, no. 4(43), pp. 407-411. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.4(43).407-411