Научная статья на тему 'К истории изъятия церковных ценностей во Владимире'

К истории изъятия церковных ценностей во Владимире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВЛАДИМИР / ГОЛОД / КОМИССИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ХРАМЫ / МОНАСТЫРИ / CHURCH VALUES / THE CITY OF VLADIMIR / HUNGER / THE COMMISSION OF THE CONfiSCATION OF CHURCH VALUABLES / TEMPLES / MONASTERIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личак Наталья Алексеевна

Статья раскрывает содержание мероприятий по изъятию церковных ценностей во Владимире в 1922 г. При поддержке созданных на местах комиссий по изъятию церковных ценностей из владимирских храмов и монастырей были изъяты ценные произведения искусства и старины. Советская власть испытывала большие финансовые трудности и искала выход из создавшегося положения путем пополнения бюджета преимущественно валютой за счет вывоза и продажи за границей церковного имущества. Голод в Поволжье стал поводом для пополнения казны за счет реализации изъятых церковных ценностей. На основании источников из государственных архивов было установлено, что изъятие церковных ценностей во Владимире началось 17 марта 1922 г. Губернским исполнительным комитетам предписывалось контролировать соблюдение инструкции «Об изъятии церковных ценностей». Сведения по изъятому имуществу собирал губернский финансовый отдел. Если верующие желали оставить богослужебные предметы, им предлагали заменить эти предметы соответствующим денежным или материальным эквивалентом. Изъятие ценностей в первую очередь коснулось наиболее богатых храмов и монастырей. В общей сложности во Владимире данной процедуре было подвергнуто 46 церквей, Успенский кафедральный собор, Княгинин монастырь. Общий вес изъятых предметов составил около 27 пудов. Архивные источники зафиксировали факты активного сопротивления духовенства во Владимирской епархии. В храмах распространялись антиправительственные слухи. К изъятию церковного имущества привлекались финансовые органы, специалисты губернского музея и обыватели. Кампания по изъятию церковных ценностей во Владимире прошла для государства успешно. Реализованные предметы поступили в Государственное хранилище республики, в Финансовый отдел Всероссийского Центрального исполнительного комитета, в музеи Владимирской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Church''s valuables confiscation in Vladimir

The article reveals the content of measures of Church valuables confiscation in the Vladimir in 1922. Valuable works of art and antiquities were confi scated from Vladimir temples and monasteries under the support of the established confi scation commissions of religious values. We specifies that the Soviet regime had great fi nancial difficulties and was looking for a way out of the situation by increasing currency budget mainly through export and sale abroad of Church property. The famine in the Volga region was the main occasion to replenish the treasury confiscated Church property. On the basis of archival sources established that the confiscation of Church valuables in Vladimir began on March 17, 1922 on the basis of the instruction «On the confi scation of Church valuables». Local authorities were instructed to monitor compliance with instructions. Information on seized property collected provincial Finance Department. If the believers wanted to leave liturgical items, they offered to replace these appropriate items by the monetary or material equivalent. The article noted that the first withdrawal values were subjected from the richest temples and monasteries. In total, this procedure were subjected more than 46 Vladimir churches, cathedrals and monasteries. The total number of seized items amounted to about 27 pounds. Archival sources recorded the facts of the active resistance of the clergy in the Vladimir diocese. The anti-government rumors spread in the Vladimir temples. The fi nancial authorities, experts of the provincial museum and ordinary people were involved for the confiscation of Church property. It is concluded that the campaign for the confiscation of Church valuables in Vladimir was successful. Sold items received the Public repository of the Republic, the Financial Department of the all-Russian Central Executive Committee, the Vladimir province museums.

Текст научной работы на тему «К истории изъятия церковных ценностей во Владимире»

Личак Наталья Алексеевна, канд. ист. наук, доцент кафедры гуманитарных наук Ярославского государственного технического университета

dimmyar@mail.ru

К истории изъятия церковных ценностей

во Владимире

Н. А. Личак

Статья раскрывает содержание мероприятий по изъятию церковных ценностей во Владимире в 1922 г. При поддержке созданных на местах комиссий по изъятию церковных ценностей из владимирских храмов и монастырей были изъяты ценные произведения искусства и старины. Советская власть испытывала большие финансовые трудности и искала выход из создавшегося положения путем пополнения бюджета преимущественно валютой за счет вывоза и продажи за границей церковного имущества. Голод в Поволжье стал поводом для пополнения казны за счет реализации изъятых церковных ценностей. На основании источников из государственных архивов было установлено, что изъятие церковных ценностей во Владимире началось 17 марта 1922 г. Губернским исполнительным комитетам предписывалось контролировать соблюдение инструкции «Об изъятии церковных ценностей». Сведения по изъятому имуществу собирал губернский финансовый отдел. Если верующие желали оставить богослужебные предметы, им предлагали заменить эти предметы соответствующим денежным или материальным эквивалентом. Изъятие ценностей в первую очередь коснулось наиболее богатых храмов и монастырей. В общей сложности во Владимире данной процедуре было подвергнуто 46 церквей, Успенский кафедральный собор, Княгинин монастырь. Общий вес изъятых предметов составил около 27 пудов. Архивные источники зафиксировали факты активного сопротивления духовенства во Владимирской епархии. В храмах распространялись антиправительственные слухи. К изъятию церковного имущества привлекались финансовые органы, специалисты губернского музея и обыватели. Кампания по изъятию церковных ценностей во Владимире прошла для государства успешно. Реализованные предметы поступили в Государственное хранилище республики, в Финансовый отдел Всероссийского Центрального исполнительного комитета, в музеи Владимирской губернии.

История взаимоотношений государства и Церкви в советский период представляет важную проблему, интерес к которой в последние годы активизируется в связи с процессом возрастания роли религиозного фактора в жизни регионов. В расширяющуюся сферу научных интересов исследователей попадают различные вопросы, такие как голод, ход кампании по изъятию церковных ценностей и сопротивление верующих. В данной статье рассматривается деятельность партийных, советских органов власти и населения в 1922 г. во Владимире, а также вопрос о сопротивлении духовенства изъятию ценностей.

1922 год запомнился верующим как год великого голода в Поволжье, унесшего миллионы жизней. Голод стал поводом для изъятия церковных ценностей в православных храмах. На самом деле причины изъятия церковных ценностей были связаны не только с голодом. Советская власть в те годы испытывала большие финансовые трудности и искала выход из создавшегося положения путем пополнения бюджета преимущественно валютой за счет вывоза и продажи за границей церковного имущества. Голод в Поволжье являлся возможностью пополнить казну за счет реализации изъятых церковных ценностей. Одновременно данная кампания была использована государством для окончательной ликвидации церковной собственности. Ставилась задача расколоть духовенство, подчинив его государству1.

Предпринятые Церковью попытки оказать голодающим реальную помощь государством были проигнорированы. Наоборот, создание Всероссийского комитета помощи голодающим под председательством Патриарха Тихона было воспринято атеистическим государством как укрепление Церкви. Не нравились государству и ее успехи в этом направлении, в частности организация эффективной международной помощи для борьбы с последствиями голода в Поволжье. Поэтому уже 27 августа 1921 г. комитет был распущен ВЦИК. Под руководством ВЦИК была образована Центральная комиссия помощи голодающим. Советское руководство тем самым решало свои политические задачи, одновременно расправляясь с Православной Церковью и вплотную переходя к активным мерам по насильственному изъятию у нее ценных предметов2.

Оценка и сбор предметов старины были организованы на основе декрета ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих»3, инструкции «Об изъятии церковных ценностей и колоколов»4. Согласно этим документам, вырученные средства должны были направляться на борьбу с голодом. В месячный срок со дня опубликования документа местным Советам было предписано изъять все драгоценные предметы из золота, серебра и камней и передать их в фонд Центральной комиссии помощи голодающим (ЦК Помгол)5.

Представители Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями Наркомпроса (Главнаука НКП) и руководитель Центральных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Э. Грабарь добивались своего участия в Комиссии Помгола6. Не возникает сомнений, что интересы Музейного отдела НКП в кампании сталкивались с интересами представителей Комиссии помощи голодающим, ориентированной на продажу ценностей. Музей-

1 Раскол в церкви // Призыв. 1922. № 70 (13 июня). С. 1; Pospielovsky D. The Renovationist Movement in the Orthodox Church in the Light of Archivai Documents // Journal of Church and State. 1997. № 1. Р. 9.

2 Русская Православная Церковь в новейший период: 1917—1999 // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 45.

3 Собрание узаконений Совета народных комиссаров РСФСР (СУ РСФСР). 1922. № 19. Ст. 217.

4 ГАРФ. Ф.Р-1065. Оп. 1. Д. 16. Л 42-42об.

5 ГАРФ. Ф.А-2307. Оп. 8. Д. 182. Л. 102.

6 Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автобиография. М.; Л., 1937. С. 278.

ный отдел старался сохранить ценности, что далеко не всегда удавалось сделать. В назначении цены комиссия Главнауки руководствовалась продажами аналогичных предметов на мировом рынке. При всем том, что Народный комиссариат торговли ускорял кампанию по вывозу ценностей, вплоть до спешного вывоза предметов без предварительной оценки. С января по август 1922 г. Комиссия по контролю за вывозом реализовала 8 193 памятника культурно-исторического значения на сумму 1 100 998 руб.7

Согласно документам, местные Советы должны были «изъять из церковных имуществ... все драгоценные предметы из золота, серебра и камней... и передать в органы Народного Комиссариата финансов... в фонд центральной комиссии помощи голодающих»8. Для этой цели в каждой губернии была образована комиссия по изъятию церковных ценностей (КИЦЦ)9. К производству работ в уездах комиссии привлекли местные исполкомы как подкомиссии. Губернские комиссии и уездные подкомиссии не создавали особого аппарата, а пользовались аппаратом соответствующего исполкома10.

Все вышеперечисленные мероприятия отразились и на деятельности владимирской комиссии помощи голодающим. Изъятие церковных ценностей во Владимире началось 17 марта 1922 г. на основании инструкции, утвержденной Политбюро ЦК РКП(б)11. Губисполкомам предписывалось контролировать соблюдение инструкции на местах. Сведения по изъятому имуществу представлял губернский финансовый отдел. Если верующие желали оставить в неприкосновенности богослужебные предметы, им предлагали заменить эти предметы соответствующим денежным или материальным эквивалентом.

Как известно, при изъятии церковных ценностей возникали конфликтные ситуации, священнослужители и верующие противостояли представителям губ-комиссий12. Владимирские храмы не стали исключением. Во Владимире распространялись «провокационные» слухи, что церковные ценности изымаются для того, чтобы обеспечить правительству бегство из России13. Выдвигались версии, что церковные ценности собираются не для голодающих, а для утверждения политики советской власти. В это же время митрополитом Сергием (Страгород-ским) было выпущено воззвание к духовенству Владимирской губернии с призывом к добровольной сдаче церковных ценностей14. Митрополит Сергий заявлял о бесполезности попыток защищать храмы, советовал заменять ценности золотом и серебром.

7 ГАРФ. Ф.А.-2307. Оп. 3. Д. 141. Л. 48.

8 ГАЯО. Ф.Р-600. Оп. 1. Д. 16. Л. 6.

9 Там же. Д. 3. Л. 1; ГАКО. Ф.Р.-6. Оп. 1. Д. 1228. Л. 1.

10 ГАКО. Ф.Р-6. Оп. 1. Д. 1228. Л. 7.

11 Кутергина Ю. В. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви в 1918—1925 гг. во Владимирской губернии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2008. С. 18.

12 ГАВО. Ф.Р-24. Оп. 3. Д. 3. Л. 450.

13 Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922—1925 гг.: В 2 кн. Кн. 1. М.; Новосибирск, 1998. С. 290.

14 Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922—1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 102.

Во Владимире для подавления сопротивления верующих было решено создать две структуры: «явную», оформленную в форме губернской комиссии по изъятию ценностей, и «секретную» при губкоме15. Последняя имела широкие полномочия — от подбора необходимых кадров до общего руководства и контроля над изъятием церковных ценностей. Именно ими на основании инструкции из центра было составлено жесткое указание о правилах «работы», где запрещались любые компромиссы, особенно при сопротивлении духовенства16.

В помещение храма или монастыря приходили члены городской подкомиссии, имея при себе письменное предписание на изъятие церковных ценностей, выданное губкомиссией17. Ценности изымались в присутствии представителей общины и священнослужителей. Согласно описям инвентарных книг, составленных общинами еще в 1918 г.18, имущество означенного храма опечатывалось. Затем составлялся протокол, заверенный печатью губисполкома. В губфинотдел сдавалась квитанция о количестве полученного19.

Нигде и никогда точно не оговаривалось, сколько необходимо изъять, поскольку не была известна точная сумма церковных ценностей той или иной губернии20. Требовалось лишь одно — собрать как можно больше. Согласно отчетам губкомиссий, были утверждены несколько очередей изъятия ценностей из церквей21. В первую очередь изъятию подвергались ценности из наиболее богатых храмов и монастырей22.

Во Владимирской губернии ценности были изъяты из 46 церквей и Успенского кафедрального собора. Общее количество изъятых предметов составило около 27 пудов (1 пуд = 16,38 кг), имевшее колоссальную оценочную стоимость23. 5 марта 1922 г. начальник милиции произвел опечатку Успенского собора во Владимире и поставил караул для охраны до распоряжения председателя ГИК. «Опечатка собора произошла по поводу утери и хищения злоумышленно ключей согласно заявлению члена комиссии по изъятию церковных древностей тов. Беспалова...»24. Из Успенского собора 23 марта 1922 г. было изъято ценностей в объеме 1 фунт 13 золотников золота и 4 пуда 52,75 золотника серебра25.

15 ГАЯО. Ф.Р-600. Оп. 1. Д. 3. Л. 6; ГАВО. Ф. Р-24. Оп. 1. Д. 46. Л. 24; Д. 396. Л. 4.

16 ГУЯО ГАЯО ЦДНИ. Ф. П-1. Оп. 27. Д. 667. Л. 176.

17 ГАВО. Ф.Р-1826. Оп. 1. Д. 22. Л. 72.

18 ГАЯО. Ф.Р-600. Оп. 1. Д. 6. Л. 6; ГАКО. Ф.Р-371. Оп. 1. Д. 383. Л. 27; ГАВО. Ф-358. Оп. 3. Д. 138. Л. 223.

19 ГУЯО ГАЯО ЦДНИ. Ф. П-1. Оп. 27. Д. 951. Л. 27.

20 Там же. Л. 40.

21 ГАЯО. Ф.Р.-600. Оп. 1. Д. 13. Л. 68.

22 Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Изъятие церковных ценностей и «церковная революция» (1922-1923) (URL: http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=orthodox.10 (дата обращения 24.02.2015)).

23 Федосова Ю. В. Закрытие церквей в провинциальных городах Владимирской губернии в 20-х гг. XX в. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: Научно-методический журнал. Серия исторические науки (Волжский рубеж). Т. 12. 2006. № 9. С. 32.

24 ГАВО. Ф.Р-24. Оп. 1. Д. 396. Л. 4.

25 Там же. Д. 390. Л. 244.

Изъятое церковное имущество делилось на несколько категорий. Драгоценные металлы сдавались в финансовые органы26, историко-художественные ценности — в музеи, обиходное имущество и прочий «инвентарь» — на распро-дажу27. Многое было «реализовано», то есть продано частным лицам28, а вырученные деньги переданы в губернский отдел народного образования (ГубОНО), в артель инвалидов, ковровый трест, горкоммунхоз и другие организации29.

В комиссию по изъятию входил заведующий владимирским губернским музеем (губмузеем) А. И. Иванов, поэтому наиболее древние и художественные вещи были оставлены музею и таким образом сохранены. А. И. Иванов, обеспокоенный хранением больших запасов церковных богатств в закрытых храмах, 25 июля 1922 г. писал: «При современном обнищании страны было бы разумно и целесообразно спасти это имущество и использовать на те или иные многочисленные государственные нужды. Самым лучшим и легким способом... был бы тот, чтобы церковная власть сама взяла на себя инициативу разумной ликвидации громадных залежей бархатных, парчовых, шелковых и других предметов и полученные... суммы передала Советской власти <...> В этом направлении можно было бы сделать соответствующее внушение церковным властям»30.

Княгинин монастырь во Владимире добровольно сделал многочисленные пожертвования. 25 февраля 1922 г. в губернскую комиссию Помгол от игуменьи и сестер было перечислено 2 млн рублей личных пожертвований31. Комиссия по изъятию собрала в монастыре дополнительно более 8 пудов 14 фунтов серебра32.

Подводя итоги, отметим, что кампания по изъятию церковных ценностей 1922 г. во Владимире явилась ощутимой по своему масштабу. В результате хорошо продуманных и выполненных действий местные органы власти добились успеха в нескольких направлениях.

Первоначально изъятие ценностей было проведено на территории Успенского кафедрального собора — крупнейшего в губернии, что дало возможность в дальнейшем продолжить мероприятия по всему Владимирскому краю. По мнению городских партийных органов, успешное проведение изъятия памятников искусства объяснялось большой исполнительской дисциплиной. Власти принуждали верующих и сочувствующих представителей губмузея участвовать в изъятии священных сосудов, снятии окладов с исторически ценных икон.

Для новой власти особый интерес и ценность представляли не иконы, а драгоценный металл. Изъятые предметы в дальнейшем в основном были вывезены в Государственное хранилище ценностей Наркомфина, как того требовали губернские власти. Часть изъятого поступила во Владимирский музей, а также в Ростов, где с 1883 г. был открыт музей церковных древностей.

26 ГАВО. Ф.Р-24. Оп. 1. Д. 390. Л. 134.

27 Там же. Д. 246. Л. 143—144.

28 Там же. Д. 390. Л. 148.

29 Там же. Д. 396. Л. 105.

30 Там же. Д. 246. Л. 148.

31 Там же. Д. 390. Л. 182—183.

32 Там же. Л. 184-184об, 194.

Ключевые слова: церковные ценности, Владимир, голод, комиссия по изъятию церковных ценностей, храмы, монастыри.

The Church's valuables confiscation in Vladimir

N. Lichak

The article reveals the content of measures of Church valuables confiscation in the Vladimir in 1922. Valuable works of art and antiquities were confiscated from Vladimir temples and monasteries under the support of the established confiscation commissions of religious values.

We specifies that the Soviet regime had great financial difficulties and was looking for a way out of the situation by increasing currency budget mainly through export and sale abroad of Church property. The famine in the Volga region was the main occasion to replenish the treasury confiscated Church property.

On the basis of archival sources established that the confiscation ofChurch valuables in Vladimir began on March 17, 1922 on the basis of the instruction «On the confiscation of Church valuables». Local authorities were instructed to monitor compliance with instructions. Information on seized property collected provincial Finance Department. If the believers wanted to leave liturgical items, they offered to replace these appropriate items by the monetary or material equivalent.

The article noted that the first withdrawal values were subjected from the richest temples and monasteries. In total, this procedure were subjected more than 46 Vladimir churches, cathedrals and monasteries. The total number of seized items amounted to about 27 pounds.

Archival sources recorded the facts of the active resistance of the clergy in the Vladimir diocese. The anti-government rumors spread in the Vladimir temples. The financial authorities, experts of the provincial museum and ordinary people were involved for the confiscation of Church property.

It is concluded that the campaign for the confiscation of Church valuables in Vladimir was successful. Sold items received the Public repository of the Republic, the Financial Department of the all-Russian Central Executive Committee, the Vladimir province museums.

Keywords: Church values, the city of Vladimir, the hunger, the Commission of the confiscation of Church valuables, temples, monasteries.

Список литературы

1. Архивы Кремля:В 2 кн. Кн. 1: Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М.: РОССПЭН, 1998.

2. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автобиография. М.; Л.: Искусство, 1937.

3. Кутергина Ю. В. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви в 1918—1925 гг. во Владимирской губернии: Автореф. дис. канд. ист. наук. Иваново, 2008.

4. Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. Изъятие церковных ценностей и «церковная революция» (1922-1923) (URL: http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=orthodox.10 (дата обращения 24.02.2015)).

5. Раскол в церкви // Призыв. 1922. № 70 (13 июня).

6. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000.

7. Федосова Ю. В. Закрытие церквей в провинциальных городах Владимирской губернии в 20-х гг. XX в. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: Научно-методический журнал. Серия «Исторические науки» (Волжский рубеж). Т. 12. 2006. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.