Новгородская область: возможности и результаты реагирования на стратегические риски и вызовы развития
Ерзнкян Баграт Айкович,
доктор экономических наук, профессор, руководитель лаборатории Центрального экономико-математического института РАН, [email protected]
Иванова Ольга Петровна
доктор экономических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, ргоГ[email protected]
В условиях усложнения экономической ситуации, системной несбалансированности регионального развития, снижения уровня инвестиций, расширения спектра взаимосвязанных негативных факторов усиливаются вызовы и усложняются задачи перед системой регионального управления. Оценка результативности реагирования на стратегические риски и препятствия экономическому развитию Новгородской области проведена при комплексном использовании анализа ключевых показателей социально-экономического развития региона и систем рейтингов. Для проведения оценки избраны показатели: рост промышленного производства, душевой внутренний региональный продукт, инвестиционный климат, уровень безработицы, объемы ввода и доступности жилья, уровень кри-миногенности, эффективность управления регионом и другие. Рассмотрены применяемые в Новгородской области меры регионального управления, способствующие решению социально-экономических проблем, а также механизм, обеспечивающий улучшение инвестиционного климата в регионе региона. Результаты могут быть использованы в региональном управлении, в процессе отбора эффективных управленческих решений, направленных на оздоровление депрессивных регионов.
Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, инвестиции, рейтинг, стратегические риски, вызовы, экономическая политика, эффективность регионального управления
Кризисные явления в экономике РФ стали непростым вызовом для управления регионами. Российскими учеными отмечается, что «все уровни власти вынуждены адаптироваться к сжатию финансовых ресурсов» [1]. Устойчиво экономическое неравенство регионов, имеет место территориальная поляризация промышленного развития, уровень инвестиций в основной капитал остается почти вдвое меньшим в сравнении с 1999-м годом [1], причем пространственная поляризация инвестиций сильнее, чем внутреннего регионального продукта. Лидеры по инвестициям не меняются с 2008 года. Отмечается дифференциация по таким показателям как валовой региональный продукт, основные фонды в экономике, диспропорции в уровне жизни населения и развитии инфраструктуры в регионах [2-4]. Кризисные явления 2014-2016 гг. выявили структурные проблемы российской экономики, диспропорции уровня социально-экономического развития территорий и социального расслоения населения [5]. В целом современная ситуация характеризуется медленным ростом/стагнацией экономики, зависимостью региональных бюджетов от трансфертов, спадом доходов, высоким уровнем бедности населения.
Член-корр. РАН Клейнер Г.Б. выделяет проблему системной несбалансированности российской экономики [6], значительный разброс регионов по степени сбалансированности, высокую долю структурно несбалансированных регионов и отмечает, что перекосы в системной структуре субъектов РФ должны преодолеваться за счет целенаправленной региональной экономической политики.
Препятствиями региональному экономическому развитию называют [6-8] не только санкцион-ную политику Запада, институциональные ловушки, волатильность нефтяных цен и курсов валют, но и сильные разрывы в уровне развития регионов, межрегиональную миграцию, обусловливающую недостаток квалифицированной рабочей силы в отдельных регионах.
В целом, усложнение экономической ситуации, увеличение спектра взаимосвязанных негативных факторов приводит к усилению вызовов и услож-
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 8
М О
О)
о
см
00 О!
о ш т
X
3
<
т О X X
нению задач перед системой регионального управления.
На примере Новгородской области оценим возможности и результаты адекватного реагирования на указанные вызовы и задачи.
Новгородская область имеет индустриально-аграрную специализацию, располагаясь на расстоянии 192 километров и 547 километров от Санкт-Петербурга и Москвы соответственно, что обусловливает роль области как транспортно-логистического, а также производственно-экспортного центра [10]. Новгородская область во второй половине 1990-х годов стала одним из первых регионов-лидеров по привлечению иностранных инвестиций, созданию благоприятного инвестиционного климата. Включает в себя один городской округ и 21 муниципальный район, в состав которых входят 19 городских поселений и 101 сельское поселение. Общее число муниципальных образований составляет 142. Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3696 сельских населенных пунктов. По данным Новгородстата [11] численность населения на начало 2017 г. - 612,5 тыс. жителей, на начало - 2019 г. - 600,3 тыс. чел. Количество хозяйствующих субъектов на 1 января 2017 г.: 15762 предприятия и организации и 15837 индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2019 года - 13715 и 16190 соответственно.
Губернатор Новгородской области С.Митин досрочно сложил полномочия 13 февраля 2017 года. С февраля 2017 года область возглавляет А.С. Никитин. Новому губернатору досталась область, имеющая накопленный багаж проблем. К стратегическим вызовам и рискам развития Новгородской области относятся не только недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, отсутствие благоприятных предпосылок для развития инновационных отраслей, секторов «умной» и цифровой экономики, ограниченность бюджетных ресурсов для осуществления инвестиционных расходов, но и накопленная высокая закредитованность областного бюджета, риск несбалансированного развития территории, роста разрыва в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, стагнация темпов роста инвестиций в экономике страны, нарастание конкуренции между регионами за инвестиции.
В 2015 году Новгородская область отнесена исследователями, при использовании эксплора-торного факторного анализа, к экономическому кластеру регионов, характеризующемуся так: «позитивно влияет лишь природный фактор, отставание в производственной сфере, общие тенденции в развитии негативны» [12].
Удается ли справляться с таким набором застарелых проблем и вывести непростой регион за два года в число областей, способных демон-
стрировать не только желание развиваться? Есть ли показатели того, что получается переломить негативные тенденции в развитии региона и формировать базу для развития в условиях непростой экономической ситуации в стране?
Для акцентирования внимания на ключевых проблемах обратим внимание на ключевые темы, обсуждавшиеся в ходе встреч губернатора Никитина А.С. с президентом РФ Путиным В.В. [13]. В 2017 г. это: развитие туризма, поддержка индустрии, связанной с переработкой, привлечение инвесторов в регион, развитие дорожной сети, проблема низкой доступности здравоохранения для жителей, состояние коммунальной инженерной инфраструктуры, аварийное жильё, водоснабжение населенных пунктов, сложности с региональными финансами. В 2018 году - реконструкция социальной инфраструктуры, строительство спортивной инфраструктуры, создание условий для занятий физкультурой и спортом, городская среда. В 2019 году - поддержка молодых семей, уровень заработной платы в социальной сфере, реализация нацпроекта «Здравоохранение». Ответом губернатора на это стали приоритеты, обозначенные в ежегодных отчетах (посланиях) перед депутатами регионального законодательного собрания и жителями региона. Так, в 2017-2018 гг. и в начале 2019 г. выделяются темы: ремонт дорог, благоустройство и развитие пассажирского комплекса на станциях Чудово-Московское и Окуловка, повышение зарплат в бюджетной сфере, строительство образовательной и спортивной инфраструктуры, реконструкция водоочистных сооружений, строительство газопроводов в Новгородском, Валдайском и Окулов-ском районах, повышение туристической привлекательности и инвестиционного потенциала региона, создание и модернизация не менее 10 000 рабочих мест, поддержка местных инициатив, борьба с бедностью исо смертностью, привлечение особо востребованных медицинских специалистов из других регионов, реконструкция школ, запуск Новгородского Кванториума, проект «Народный бюджет» (участие жителей в обсуждении вопросов распределения муниципальных бюджетов), восстановление позиций Великого Новгорода как центра современной электроники, создание на территории Новгородской области индустриальных парков, особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах, новые железнодорожные маршруты: «Великий Новгород — Нижний Новгород» и «Санкт-Петербург — Великий Новгород — Калининград».
Итак, это заявления и планы. Что удалось достичь за 2 года? Важно не только оценить ключевые показатели социально-экономического развития региона, формирующие базис для оздоровления региональной экономики и благополучия
жителей (такие как рост промышленного производства, душевой внутренний региональный продукт, инвестиционный климат, уровень безработицы, объемы ввода и доступности жилья, уровень криминогенности, эффективность управления регионом и др.), но и определить позицию региона среди других субъектов РФ.
Поэтому обратимся к рейтингам. Рейтинг - величина, характеризующая субъект и дающая возможность при сравнении с другим таким же субъектом оценить превосходство в конкурентной среде. Русскоязычным эквивалентом термина «рейтинг» можно считать слово «сила». Главное назначение рейтингов - обеспечение информационной прозрачности общества, содействие расстановке субъектов в сфере деятельности по ключевым факторам успешности [14].
Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства РИА Рейтинг медиагруппы МИА «Россия сегодня», представленной в аналитическом бюллетене «Социально-экономическое положение регионов РФ - итоги I квартала 2019 года» [15] Новгородская область вошла в число регио-
нов-лидеров по индексу промышленного производства в 1 квартале 2019 года (рис.1).
Рис. 1. Регионы-лидеры по индексу промышленного производства в 1 квартале 2019 года [15]
По мнению Зубаревич Н.В. [1] Новгородская область - в числе относительно развитых регионов по размеру душевого валового регионального продукта с корректировкой на цены (рис.2).
х х
О
го А
с.
X
го т
о
Рис. 2 - Душевой ВРП с корректировкой на цены, в % к среднему по РФ [1]
Рост промышленного производства в Новгородской области - вполне объективная реакция предпринимателей на улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятных усло-
вий для ведения бизнеса, показатель доверия власти в ответ на предпринимаемые ею усилия по созданию среды, способствующей приращению производственного потенциала и построению
ю 8
М О
О)
о
см
00 О!
о ш т
X
3
<
т О X X
взаимовыгодных связей предприятий в межрегиональном пространстве.
Подтверждением этого стало 14-е место Новгородской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив [16] (29 позиция в 2018 году). По данным Новгородстата, в 2018 году объем инвестиций в основной капитал производственной и социальной сферы области составил 59629 млн. руб. Привлеченные средства - более 48%. Имеет место важный тренд - частные инвестиции начинают заменять бюджетные в структуре региональных финансов [17]. Это означает, что частные инвесторы, вкладывая ресурсы в создание новых и развитие существующих в области предприятий, демонстрируют отсутствие опасения инвестировать в бизнес на территории региона, способствуя и повышению инвестиционной привлекательности Новгородской области в целом. Об этом свидетельствуют также проекты и соглашения, достигнутые в ходе в рамках Петербургского международного экономического форума 6-9 июня 2019 года [18]. Так, в частности, подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству завода торрефици-рованных пеллет (ООО «Сила Природы»), общий объем инвестиций в проект - не менее 900 млн. руб. Пеллеты будут производиться из отходов деревообработки и несортового леса. Предприятие разместится в Маловишерском районе. На нем будет создано не менее 20 новых рабочих мест.
Проект по созданию производства планирует реализовать компания АО «НОВХИМСЕТЬ». АО «НОВХИМСЕТЬ» планирует построить завод с общим объемом инвестиций в 120 млн. руб. Согласно документу будет создано не менее 30 новых рабочих мест.
Боровичский комбинат огнеупоров инвестирует в обновление оборудования 206 млн. руб. Модернизации подвергнется оборудование цеха сталеразливочного припаса. В нем будут созданы новые и модернизированы существующие потоки подачи сырья, установлены два дополнительных и модернизирован существующий пресс. Предприятие планирует организовать не менее 20 новых рабочих мест до 2020 года.
В рамках соглашения инвестор берёт на себя обязательства по уплате налогов в консолидированный бюджет Новгородской области в общей сумме не менее 10 млн. руб. в год, начиная с третьего года от начала реализации инвестиционного проекта.
Группа «Акрон» инвестирует в развитие производства в Новгородской области более 14 млрд. руб. Часть из них связана с модернизацией действующих мощностей агрегата «Аммиак-4», агрегата «Карбамид-6», агрегатов аммиачной селитры и сложных удобрений ИРК. Кроме того, на
новгородской площадке «Акрона» будут построены новые агрегаты азотной кислоты, установка гранулирования карбамида и производство кальциевой селитры (СИ). В 2019 году на новгородской площадке будут пущены новые агрегаты азотной кислоты и установка гранулирования карбамида. К 2020 году «Акрон» планирует ввести дополнительные мощности, что позволит создать новые рабочие места, тем самым содействуя социально-экономическому развитию региона.
Инвестиционный проект по строительству завода соевого изолированного белка будет реализован ООО «Инвест-Органик». Его стоимость - 4 млрд. 602 млн. руб. Предприятие разместится в поселке Угловка Окуловского района. На новом предприятии в течение 10 лет будет организовано не менее 487 новых рабочих мест.
В Новгородской области появится текстильный промышленный комплекс. Инвестором выступает ООО «Евразия Телеком Групп». В создание производства компания планирует вложить 1 млрд. 300 млн. руб. Продукцией комплекса станут полиэфирные волокна и контактные ленты. На предприятии будет создано не менее 120 новых рабочих мест.
Следует выделить также заключение подписание губернатором Андреем Никитиным и гендиректором «Россети Северо-Запад» Артемом Пид-ником соглашения о взаимодействии при цифро-визации электросетевого комплекса региона.
Развитию туризма и межрегиональных связей способствует подписание соглашения между Федеральным агентством по туризму и правительствами Тверской, Московской, Ленинградской, Новгородской областей о сотрудничестве по развитию межрегионального проекта «Государева дорога».
Согласно данным ГОАУ «Агентство развития Новгородской области» о привлечении частных инвестиций для создания новых рабочих мест на территории Новгородской области в течение 2018 года в адрес этого Агенства поступило более 200 обращений потенциальных инвесторов. В общем реестре Агентства находится 78 инвестиционных проектов на общую сумму более 68 млрд. руб. и количеством вновь создаваемых рабочих мест - 3 289. Уже 56 инвестиционных проектов находятся в активной инвестиционной фазе, общий объём инвестиций 37 094 млн. руб. Всего в Новгородской области в 2018 году стартовало 48 инвестиционных проектов, общим объемом вложенных инвестиций около 45 млрд. руб. и количеством запланированных к созданию рабочих мест - 2 316.
Какие управленческие решения позволили усилить инвестиционную активность в регионе?
За 2018 год [19] в 10 раз снизили пороги для признания проектов стратегическими и приори-
тетными, одновременно предложив инвесторам возможность выбора вариантов получения льгот, и получили отклик - в 2 раза больше обращений за льготами в 2018 году по сравнению с 2017 годом.
Особенность предложенного механизма в том, что он является реальным инструментом развития малонаселенных территорий. Если ранее стратегическим проектом, который может получить льготы на 7 лет, мог считаться инвестиционный проект стоимостью 1,5 млрд. руб., то в настоящее время на территории районов с численностью населения менее 5 тысяч человек (например, Волотовский, Маревский, Поддор-ский), статус стратегического проекта сможет получить проект стоимостью 80 млн. руб., а в сфере сельского хозяйства и молочного животноводства -50 и 30 млн. руб. соответственно.
Особо значимыми результатами проводимой экономической политики становятся изменения в социальной сфере. Обратимся к данным статистики.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Новгородской области в январе - мае 2019 года, по предварительным данным, составила 30885,4 рубля и увеличилась по сравнению с январем - маем 2018 года на 4,6% [20]. По данным Росстата величина прожиточного минимума (ВПМ) в Новгородской области в 2018 году на 4,8% выше, чем в среднем по РФ, по ВПМ Новгородская область в СЗФО занимает 10-е место. В РФ ниже среднедушевого денежного дохода имеет 64,9% населения, в Новгородской области - 62,3%, ниже модального среднедушевого дохода в РФ - 22,3%, в Новгородской области - 26,5%.
Уровень безработицы в регионе в 2016 г. -4,9%, в 2017 г. - 4,7%, на конец июня 2019 г. -3,1%.И это ниже, чем в среднем по РФ.
В рейтинге регионов России по вводу жилья-2019 [21] Новгородская область заняла 37 место: ввод жилья в 2018 г. составил 0,438 кв. м общей площади на человека, объем ввода жилья увеличился за 2018 год на 14,2%. А по рейтингу доступности покупки семьями жилья в ипотеку в регионах России - 2019 [22] Новгородская область занимает 28 место. Доля семей, которые могли купить квартиру в ипотеку в 2018 году - 33%, а в 2017 году - 24,1%.
В Новгородской области реализуется ряд проектов, влияющие на рост доходов населения: проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей)», проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего
поколения «Старшее поколение»», проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек в Новгородской области».
Новгородская область входит в топ-10 наиболее благополучных регионов по рейтингу крими-ногенности (по данным за февраль 2019 года) [23]. Цель данного рейтинга Института региональных проблем — выявление факторов крими-ногенности и изучение степени их влияния на инвестиционную привлекательность регионов и уровень жизни, а также прогноз дальнейшего развития ситуации. Экспертами отмечается, что удельные показатели экономической преступности в целом ниже среднероссийского уровня, а положительным является сохранение в Новгородской области в феврале 2019 года тренда на рост реальных доходов населения (в абсолютном выражении реальные доходы пока остаются несколько ниже среднего по стране) и тренда к снижению безработицы (и ранее находившейся на сравнительно низком уровне).
Благополучие региона сопряжено с развитой инфраструктурой, в том числе транспортной. Что меняется в этой сфере?
В 2017 г. нормативам соответствовало состояние 26% дорог в Новгородской области. По итогам 2018 года этот показатель удалось увеличить до 42%. В данное направление вложено более 4 миллиардов рублей в общей сложности, в нормативное состояние приведено более 2000 километров дорог [17]. В настоящее время новые маршруты связали областной центр со многими регионами страны. Другим важным аспектом сотрудничества Андрея Никитина и его управленческой команды с РЖД стало развитие внутрирегионального железнодорожного сообщения и возрождение вокзальных комплексов сразу в нескольких муниципальных районах, находящихся вдали от Октябрьской железной дороги.
Стратегическая цель развития Новгородской области заключается в обеспечении достойного уровня жизни каждого жителя региона и достижения устойчивого экономического роста [10]. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики определен «образ будущего» региона и сформированы 4 вектора развития, которые являются стратегическими приоритетами развития региона к 2025 году: «Регион -промышленный центр для экспорта»; «Регион -университет»; «Регион - центр национальной истории и идентичности»; «Регион - экологический оазис, центр отдыха и оздоровления».
Является ли такое сочетание приоритетов эффективным для развития области? Рассмотренные позиции в рейтингах и социально-экономические показатели региона свидетельствуют о взвешенном и правильном подходе к
X X
о
го А
с.
X
го т
о
ю 8
м о
О)
о
CS
00 Ol
о ш m
X
3
<
m О X X
формированию экономической стратегии и политики в регионе. Расстановка приоритетов, последовательное, планомерное решение проблем позволяет надеяться, что власти региона удастся достичь намеченных планов даже в условиях общероссийских вызовов. Сочетание приоритетов отражает стремление использовать и развивать разные конкурентные преимущества (имеющиеся («регион - центр национальной истории и идентичности») и создаваемые вновь («регион - университет»)).
Об эффективности регионального управления позволяет судить результат шестого рейтинга эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций. Так, в частности, оценивая влияние замены губернаторов на эффективность власти, отмечено, что высокие позиции по-прежнему занимает А.Никитин, который за год продемонстрировал позитивную динамику [24]. Шестой рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), - интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2018 года [24].
В рейтинге Агенства политических и экономических коммуникаций влияния глав субъектов РФ (Российские регионы и региональная политика в июне 2019 года) [25] Никитин А. занимает 24 позицию (сильное влияние) со средним баллом 5,48. Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэкс-перты, журналисты. Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
В заключение следует отметить, что в условиях влияния кризисных явлений регионы РФ, в данном случае Новгородская область, демонстрирует обоснованные управленческие решения и экономическую политику. Путем первоочередных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, решению социальных проблем, развитию человеческого капитала формируется основа промышленного роста, увеличения доходов и благосостояния жителей, обеспечения сбалансированности региональной экономики.
Литература
1. Зубаревич Н.В. Отношения центр - регионы: что изменилось за четыре года кризиса? [Электронный ресурс]. URL:http://counter-point.org/wp-
content/uploads/2018/03/zubarevich_counterpoint11. pdf
2. Ленчук Е.Б. Формирование инновационной инфраструктуры в российских регионах // Вестник института экономики РАН. 2013. №5. С. 76-91. 27.
3. Герасимова И.А., Герасимова Е.В. Неравенство денежных доходов населения России. Пространственно-временной подход // Мир России. Социология. Этнология. 2014. Т. 23, №2. С. 38-74.
4. Ускова Т.В. Пространственное развитие территорий. Состояние, тенденции, пути снижения рисков // Проблемы развития территории. 2015. №1 (75). С. 7-15.
5. Российская экономика в 2015-2017 годах / Френкель А. А., Тихомиров Б. И., Сергиенко Я. В., Рощина Л. С. // Экономическая политика. 2016. Т. 11. №5. С. 198-233
6. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А. Системная сбалансированность экономики России. Региональный разрез // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 309-323
7. Сильвестров С. Н., Бауэр В. П., Еремин В. В., Побываев С. А. Управление региональной экономикой в условиях разрывов рациональности // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 324336
8. Гришаева Л.Е. Пульс санкций. Российский исторический опыт. — М. : Издательство «Онто-Принт», 2017. — 224 с.
9. «Лукавые» данные и реальная динамика социально-экономического развития субъектов РФ / под ред. А. А. Куклина и В. П. Чичканова. — Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2017. — 364 с. — DOI: 10.17059/598-4
10.Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года. [Электронный ресурс]. URL://https://www.novreg.ru/documentation/detail.ph p?ID=86161
11.Данные Новгородстата [Электронный ресурс].
URL:http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ros stat_ts/novgorodstat/ru/statistics/population/
12.Пискун Е. И., Хохлов В. В. Экономическое развитие регионов Российской Федерации. Факторно-кластерный анализ // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 363-376
13.Политика губернаторов-«технократов»: от инфраструктуры к социальному развитию [электронный ресурс]. url://http://www.apecom.ru/projects/item.php?section
id=91&element id=
14.Карминский А. М., Полозов А. А. Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт: словарь или справочник. Москва. 2016: Издательский дом "Форум".
15.Обзор: социально-экономическое положение регионов РФ в I кв. 2019 г. [Электронный ресурс]. URL:// http://riarating.ru/corporate_sector/20190620/630127 981.html
16.Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [электронный ресурс]. url://https://asi.ru/investclimate/rating/
17.Никитин Андрей - губернатор Новгородской области: «пять шагов», «стратегия-2025» и два года политики развития. [электронный ресурс]. url://http://www.apecom.ru/projects/item.php?section _id=92&ELEMENT_ID=5254
18. Данные сайта Правительства Новгородской области [Электронный ресурс]. URL: https ://www.novreg.ru/press/
19.Инвестиционное послание Губернатора Новгородской области А.С. Никитина [Электронный ресурс]. URL:// https://econom.novreg.ru/documents/44.html
20.Данные Новгородстата [Электронный ресурс].
URL://http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ro
sstat_ts/novgorodstat/resources/115ef3804a10d8728
59fdf3fbd401489/3аработная+плата.pdfhttp://novgo
rodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorod
stat/resources/115ef3804a10d872859fdf3fbd401489/
Заработная+плата.pdf
21.Рейтинг регионов России по вводу жилья-2019 [Электронный ресурс]. URL:// https://ria.ru/20190520/1553368646.html
22.Доступность покупки семьями жилья в ипотеку в регионах России - 2019 [Электронный ресурс]. URL://http://riarating. ru/infografika/20190326/63012085 4.html
23.Рейтинг криминогенности регионов. Выпуск №1. [Электронный ресурс]. URL://https://www.irpr.ru/2019/05/31/pervyj-rejting-kriminogennosti-regionov/
24.VI Рейтинг эффективности управления в субъектах российской федерации в 2018 году [электронный ресурс]. url://http://www.apecom.ru/projects/item.php?section _id=91&element_id=5138
25.Рейтинг влияния глав субъектов РФ. российские регионы и региональная политика в июне 2019 года [электронный ресурс]. url:// http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_I D=101&ELEMENT_ID=5462
Novgorod region: opportunities and results of response to
strategic risks and development challenges Erznkyan B.H., Ivanova O.P.,
Central Economics and Mathematics Institute of the Russian
Academy of Sciences, Yaroslav the Wise Novgorod State
University
In the context of the aggravation of the economic situation, systemic imbalance in regional development, a decrease in the level of investment, and the expansion of the spectrum of interrelated negative factors, the challenges intensify and the tasks for the regional management system become more complicated. The effectiveness of the response to strategic risks and obstacles to the economic development of the Novgorod region was assessed using the integrated analysis of key indicators of the socio-economic development of the region and rating systems. For the assessment, the following indicators were selected: industrial production growth, per capita domestic regional product, investment climate, unemployment rate, volumes of housing entry and affordability, crime rate, region management efficiency and others. The measures of regional management used in the Novgorod region, contributing to the solution of socioeconomic problems, as well as a mechanism for improving the investment climate in the region's region are considered. The results can be used in regional management, in the process of selecting effective management decisions aimed at improving the depressed regions.
Keywords: region, sustainable development, investment, rating, strategic risks, challenges, economic policy, regional management efficiency
References
1. Zubarevich N.V. Center-Region Relations: What Has Changed
Over the Four Years of the Crisis? [Electronic resource]. URL: http: //counter-point.org/wp-
content/uploads/2018/03/zubarevich_counterpoint11 .pdf
2. Lenchuk E.B. The formation of innovative infrastructure in the
Russian regions // Bulletin of the Institute of Economics, RAS. 2013. No5. S. 76-91. 27.
3. Gerasimova I.A., Gerasimova E.V. Inequality of cash incomes of
the Russian population. Space-time approach // World of Russia. Sociology. Ethnology. 2014.Vol. 23, No. 2. S. 38-74.
4. Uskova T.V. Spatial development of territories. Status, trends,
ways to reduce risks // Problems of development of the territory. 2015. No1 (75). S. 7-15.
5. Russian economy in 2015-2017 / Frenkel A. A., Tikhomirov B.
I., Sergienko Y. V., Roshchina L. S. // Economic policy. 2016.Vol. 11. No. 5. S. 198-233
6. Kleiner G. B., Rybachuk M. A. Systemic balance of the Russian
economy. Regional section // Economy of the region. 2019.Vol. 15, no. 2, p. 309-323
7. Silvestrov S. N., Bauer V. P., Eremin V. V., Pobyvaev S. A.
Management of the regional economy in the conditions of rationality gaps // Economics of the region. 2019.Vol. 15, no. 2, p. 324-336
8. Grishaeva L.E. The pulse of sanctions. Russian historical experience. - M.: OntoPrint Publishing House, 2017. - 224 p.
9. "Sly" data and the real dynamics of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation / ed. A.A. Kuklin and V.P. Chichkanov. -Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017 .-- 364 p. - DOI: 10.17059 / 598-4
10. The strategy of socio-economic development of the Novgorod region until 2026. [Electronic resource]. URL: // https: //www.novreg.ru/documentation/detail.php? ID = 86161
11. Data from Novgorodstat [Electronic resource]. URL: http: //novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorodst at/ru/statistics/population/
12. Piskun E.I., Khokhlov V.V. Economic development of the regions of the Russian Federation. Factor-cluster analysis // Economy of the region. 2019.Vol. 15, no. 2, p. 363-376
13. The policy of the governors, "technocrats": from infrastructure to social development [electronic resource]. url: // http: //www.apecom.ru/projects/item.php? section_id = 91 & element_id =
14. Karminsky A. M., Polozov A. A. Encyclopedia of Ratings: Economics, Society, Sports: Dictionary or Reference. Moscow. 2016: Publishing House Forum.
15. Overview: socio-economic situation of the regions of the Russian Federation in the I quarter. 2019 [Electronic
X X
О
го А
с.
X
го m
о
ю m
to о
to
resource]. URL: //
http://riarating.ru/corporate_sector/20190620/630127981.html
16. National rating of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation [electronic resource]. url: // https: //asi.ru/investclimate/rating/
17. Nikitin Andrey - Governor of the Novgorod Region: "five steps", "2025 strategy" and two years of development policy. [electronic resource]. url: // http: //www.apecom.ru/projects/item.php? section_id = 92 & ELEMENT_ID = 5254
18. Data from the website of the Government of the Novgorod Region [Electronic resource]. URL: https://www.novreg.ru/press/
19. Investment message
Governor of the Novgorod Region A.S. Nikitina [Electronic resource]. URL: //
https://econom.novreg.ru/documents/44.html
20. Data from Novgorodstat [Electronic resource]. URL: // http: //novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorodst at/resources/115ef3804a10d872859fdf3fbd401489/ Salary + pay.pdfhttp:
//novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ novgorodstat / resources /
115ef3804a10d872859fdf3fbd401489 / Salary + salary.pdf
21. Rating of Russian regions for housing commissioning-2019 [Electronic resource]. URL: // https://ria.ru/20190520/1553368646.html
22. Accessibility of families buying housing on mortgages in the regions of Russia - 2019 [Electronic resource]. URL: // http: //riarating.ru/infografika/20190326/630120854.html
23. The rating of criminogenic regions. Issue number 1. [Electronic resource]. URL: // https: //www.irpr.ru/2019/05/31/pervyj-rejting-kriminogennosti-regionov/
24. VI Rating of management efficiency in the constituent entities of the Russian Federation in 2018 [electronic resource]. url: // http: //www.apecom.ru/projects/item.php? section_id = 91 & element_id = 5138
25. Rating influence of the heads of constituent entities of the Russian Federation. Russian regions and regional policy in June 2019 [electronic resource]. url: // http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTI0N_ID=101&E LEMENT_ID=5462
o>
o
es
00 OI
O LU
m
X
3
<
m o x
X