Научная статья на тему 'Использование метода структурных сдвигов при оценке туристской отрасли (на примере Новгородской области)'

Использование метода структурных сдвигов при оценке туристской отрасли (на примере Новгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ / СИСТЕМА / ОТРАСЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупенина Алина Геннадьевна

В статье рассмотрен метод структурных сдвигов и система показателей для его оценки, а также оценка туристской отрасли с помощью структурных сдвигов посредством расчета показателей. Рассказано, чем полезен и удобен метод структурных сдвигов. Дана полная характеристика туристской отрасли Новгородской области на примере турфирм, потребителей туристических услуг и средств. Рассчитаны линейные, квадратичные коэффициенты структурных сдвигов, коэффициенты Гатева, Рябцева, а также обобщающий коэффициент Салаи. Показано, какой из коэффициентов является наиболее удобным для использования во всех сферах экономики. Сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода структурных сдвигов при оценке туристской отрасли (на примере Новгородской области)»

STUD NET

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

USE OF THE METHOD OF STRUCTURAL SHIFTS IN THE EVALUATION OF THE TOURISM INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF THE NOVGOROD

REGION)

УДК 311.2

Крупенина Алина Геннадьевна, студент,

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород

Krupenina A.G. alinacrupenina@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрен метод структурных сдвигов и система показателей для его оценки, а также оценка туристской отрасли с помощью структурных сдвигов посредством расчета показателей. Рассказано, чем полезен и удобен метод структурных сдвигов. Дана полная характеристика туристской отрасли Новгородской области на примере турфирм, потребителей туристических услуг и средств. Рассчитаны линейные, квадратичные коэффициенты структурных сдвигов, коэффициенты Гатева, Рябцева, а также обобщающий коэффициент Салаи. Показано, какой из коэффициентов является наиболее удобным для использования во всех сферах экономики. Сделаны соответствующие выводы.

Summary

The article discusses the method of structural changes and a system of indicators for its assessment, as well as the assessment of the tourism industry using structural changes through the calculation of indicators. It is told how the method of structural shifts is useful and convenient. A complete description of the tourism industry in the Novgorod region is given on the example of travel agencies, consumers of tourism services and facilities. The linear, quadratic structural shift coefficients, the Gatev, Ryabtsev coefficients, as well as the generalizing Salai coefficient are calculated. It is shown which of the coefficients is the most

convenient for use in all areas of the economy. The corresponding conclusions are made.

Ключевые слова: структура, структурные сдвиги, система, отрасль, показатели, динамика.

Keywords: structure, structural changes, system, industry, indicators, dynamics.

Изучение структуры и анализ структурных сдвигов имеет важное практическое значение. Структура социально-экономических явлений всегда подвижна. Она меняется с течением времени как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому оценка структурных сдвигов важна во всех отраслях экономики и социальной сферы. Статистические приемы и методы анализа позволяют проводить исследование конкретных социально-экономических структур в определенном месте и в определенное время.

Существует целая система показателей для оценки структурных сдвигов, различающихся по назначению, области применения и экономической интерпретации. К ним относятся линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов, линейный коэффициент относительных структурных сдвигов, квадратичный коэффициент структурных сдвигов, квадратичный коэффициент относительных структурных сдвигов, коэффициент Гатева, индекс Рябцева, обобщающий показатель структурных сдвигов А. Салаи [2, с. 478].

Объектом исследования в данной работе выступает туристская отрасль Новгородской области. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года туризм признан одним из приоритетных направлений развития региона.

По данным федерального статистического наблюдения в 2017 году туристская отрасль Новгородской области была представлена 83 компаниями, из них 7 организаций занимались туроператорской деятельностью, 9 -туроператорской и турагентской, 67 - турагентской деятельностью. 68,7% компаний осуществляют свою деятельность на территории Великого Новгорода [3].

Структура организаций по видам туристской деятельности представлена на рисунке 1. Так, в период с 2014 по 2017 годы в сфере туризма преобладали фирмы - турагенты по продвижению и реализации населению туристского продукта, в 2017 году их доля от общего числа турфирм составила 80,7% и увеличилась по сравнению с 2014 годом - на 5,7 процентного пункта. Удельный вес туроператоров составил 8,4% и увеличился к уровню 2014 года - на 4,4 процентного пункта[3]. Удельный вес фирм, занимающихся

туроператорской и турагентской деятельностью, составил 10,8, или снизился на 2,2 процентных пункта.

2014 г. 2017 г.

Рис. 1. Структура организаций по видам туристской деятельности в Новгородской области, % к итогу Оценивая динамику показателя по Северо-Западному федеральному округу, можно отметить, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом наибольший рост числа турфирм наблюдался в г. Санкт- Петербург - в 1,3 раза и Ленинградской области - в 1,2 раза. В тоже время наибольшее сокращение числа турфирм отмечено в Новгородской области - на 19,44% и Республике Карелия - на 18,1% [4].

В туристическом бизнесе Российской Федерации доля организаций -турагентов составила 82,1%, Северо-Западного федерального округа - 70,5%.

Доходы организаций, занимающихся туристской деятельностью, в 2017 году составили 312,8 млн. руб. что выше уровня 2016 года на 19,5%. В целях объективности оценок определим относительные показатели интенсивности, характеризующие объем поступивших средств в расчете на одну турфирму или на одного работника (рисунки 2 и 3).

4000

3769,1

2014

2015

2016

2017

Рис. 2. Средства, поступившие от реализации туристского продукта, тыс. руб. на одну турфирму

За анализируемый период наблюдается положительная динамика показателя - за последнихчетыре года рост составил 80%.

Рис.3. Средства, поступившие от реализации туристского продукта, тыс. руб. на одного работника

В расчете на одного работника (рисунок 3) наблюдался рост объема средств от реализации туристских услуг, который в 2017 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 39,4% и превысил уровень 2014 года в 2,1 раза. Стоимость туристского продукта составляют услуги организаций, предоставляющих туристам основные (размещение, питание, перевозка), сопутствующие (виза, страхование, услуги гидов) и специфические (экскурсионное обслуживание, спортивные и развлекательные мероприятия, лечение) услуги [3].

Всего по приобретению прав на услуги сторонних организаций в 2017 году турфирмами было израсходовано 109,6 миллиона рублей, что на 9,8% больше, чем в 2016 году и - в 2,1 раза больше чем в 2014 году.

Структура расходов по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых туристскими фирмами при производстве туристского продукта, приведена на рисунке 5.

Из приведенной структуры затрат по приобретению прав на услуги сторонних организаций можно судить о спектре отраслей, образующих туристскую индустрию, и о вкладе каждой из них в создание турпродукта.

Большую часть услуг сторонних организаций составляют услуги гостиничного хозяйства (гостиниц, пансионатов, мотелей). Поэтому в общей структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы по размещению и проживанию, в 2017 году к уровню 2014 года их доля возросла на 0,7 процентного пункта.

2014 г. 8,7

2017 г.

5,6

4

13,8

18,3

По размещению

По транспортному о5сл}:живанию

■ По ообщественному питанию

■ По визовому оосллгживанию (включая затраты по офорсзхлению

поездки)

Н а у сллти кл лътурн о -про св ети телъског о , клттьтурн о -разв л екателън ого характера у организаций культуры и экскурсионные услуги

■ наиныеутти: используемые при производстве туристского продукта

Рис. 4. Структура расходов по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых туристскими фирмами при производстве

Выездной туризм — связан с перемещением граждан одной страны за её границы. Внутренний туризм — перемещение туристов внутри одной страны. Въездной туризм — въезд иностранцев на территорию государства. Если ранее был более популярен выездной туризм, то в 2017 году внутренний туризм в разы превышает выездной.

Калининградская область, Кабардино-Балкария, Иркутская область и Брянская область показали самые высокие темпы роста внутреннего туризма в 2017 году. Новгородская область также относятся к наиболее перспективным местам для туризма[4].

В целом в 2017 году турфирмами Новгородской области было продано 12102 турпакета, из них непосредственно населению - 9145 турпакетов. По сравнению с 2016 годом реализация турпакетов выросла на 24,3%, но по сравнению с 2014 годом снизилась на 31,6%. Распределение турпакетов по видам туризма представлено в таблице 1.

В 2017 году к соответствующему периоду прошлого года отмечен рост реализации турпакетов населению по выездному туризму - на 15,5%, при

туристского продукта, % к итогу

снижении к уровню 2014 года - в 2.1 раза. Реализация турпакетов по внутреннему туризму к уровню 2016 года составила - 101,7%, к уровню 2014 года возросла в 1,8 раза. В 2017 году число обслуженных турфирмами граждан других стран (въездной туризм) к уровню 2016 года сократилось на 24,9%, 2014 года сократилось в 7,2 раза [3].

Таблица 1 - Распределение турпакетов по видам туризма, единиц

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Реализовано турпакетов - всего 17685 11256 9739 12102

из них непосредственно населению 13518 15325 8701 9146

в том числе:

реализовано турпакетов населению по территории России 2840 3964 4972 5055

реализовано турпакетов населению по другим странам 7800 8462 3195 3690

реализовано турпакетов иностранным гражданам по территории России 2878 2899 534 401

В структуре общего объема проданных населению турпакетов наибольшая доля приходилась на туры по России - 55,3%, что ниже уровня 2016 года на 1,8 процентного пункта.

Рассчитаем показатели структурных сдвигов в таблице 2.

Таблица 2 - Расчет показателей структурных сдвигов за 2014 и 2017 года

Показатель Формула Значение Характеристика

Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов п 0,23 В среднем удельные веса отклоняются друг от друга на 23 %

Квадратичный коэффициент структурных сдвигов ^ п 0,243 В среднем удельные веса частей в сравниваемых совокупностях отклоняются друг от друга на 24,3 %.

Коэффициент Гатева Xй -й0)2 X й12+Х й 0 0,433 Присутствуют значительные различия в структуре турпакетов по видам туризма

Индекс Рябцева X (й - й о)2 X (й1 + й о)2 0,332 Присутствуют различия в структуре турпакетов по видам туризма

Обобщающий показатель структурных сдвигов А. Салаи 'с ^ (й1 - йо ) Х (й + й о)2 п 0,48 Присутствуют значительные различия в структуре турпакетов по видам туризма

Рассмотренные показатели являются наиболее востребованными в практических исследованиях. Универсальным является коэффициент Гатева, так как он может использоваться во всех отраслях экономики и социальной сферы [6, с. 34]. Обобщающий коэффициент А. Салаи также может быть применен ко всем сферам, но он не может быть рассчитан, если доля какого либо показателя равна 0 [1, с. 132].

Однако многие авторы выделяют индекс Рябцева, так как он имеет шкалу значений, позволяющий более точно оценить структуруисследуемой совокупности [5].

Статистические данные показывают, что туризм - это перспективная отрасль в развитии Новгородской области. По сравнению с 2014 годом, в 2017 значительно возросло количество турфирм, возросли средства, поступившие от реализации туристского продукта как в целом, так и на одного работника.

Хотя и присутствуют некоторые изменения в структуре турпакетов по видам туризма за 2014 и 2017 годы, туристская отрасль признана одной из перспективных и по сравнению с 2016 годом, в 2017 возросло число реализованных турпакетов до значения 9146.

Список источников

1. Карелина М. Г. - Исследование структурных сдвигов // Молодой ученый. — 2010. — №3. — 145 с.

2. Перстенёва Н.П. Критерии классификации показателей структурных различий и сдвигов // Фундаментальные исследования. 2012 №23. 645 с.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат) [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorodstat/ru/about/ -22.05.2019.

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru - 22.05.2019.

5. Использование эконометрических моделей в прогнозировании [Электронный ресурс] // Лекции по эконометрике. Режим доступа: https://lektsiieconom.org/6-46999.htm! - 21.02.2019.

6. Лукашин Ю. П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов. - Учебно-методическое пособие, М.: Финансы и статистика, 2003.

List of sources

1. Karelina MG - Study of structural changes// Young scientist. - 2010. - No. 3. - 145 p.

2. Persteneva N.P. Classification criteria for indicators of structural differences and shifts // Fundamental Research. 2012 i3. 645 s

3. Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Novgorod Region (Novgorodstat) [Electronic resource] .- Access mode: http://novgorodstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novgorodstat/ru/about/ -22.05. 2019.

4. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru - 05/22/2019.

5. The use of econometric models in forecasting [Electronic resource] // Lectures on econometrics. Access mode: https://lektsiieconom.org/6-46999.html -02.21.2019.

6. Lukashin Yu. P. Adaptive methods of short-term forecasting of time series. - Educational-methodical manual, M .: Finance and statistics, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.