Научная статья на тему 'НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое взаимодействие / технология развивающего обучения / инновационное обучение / развитие личности / учебный процесс / pedagogical interaction / technology of developmental learning / innovative learning / personality development / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Ю. Гапонова, Л.М. Сергиенко

В статье рассматривается технологии развивающего обучения, при изучении которых, выявлены особенности каждой из педагогических технологий. Определены разновидности применения технологий образовательного процесса в современной системе, которые соответствуют типам уроков. Указана ориентированность педагогического развития во взаимодействии учителя и ученика, которая в результате приводит к реализации поставленных задач и всестороннему развитию возможностей и способностей учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LATEST TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING SECONDARY SCHOOL EDUCATION

The article examines the technologies of developmental learning, the study of which reveals the features of each of the pedagogical technologies. The types of application of educational process technologies in the modern system that correspond to the types of lessons are determined. The orientation of pedagogical development in the interaction of teacher and student is indicated, which as a result leads to the realization of the tasks set and the comprehensive development of the capabilities and abilities of students.

Текст научной работы на тему «НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ

ШКОЛЕ

И.Ю. Гапонова, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-72-74

Аннотация. В статье рассматривается технологии развивающего обучения, при изучении которых, выявлены особенности каждой из педагогических технологий. Определены разновидности применения технологий образовательного процесса в современной системе, которые соответствуют типам уроков. Указана ориентированность педагогического развития во взаимодействии учителя и ученика, которая в результате приводит к реализации поставленных задач и всестороннему развитию возможностей и способностей учеников.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, технология развивающего обучения, инновационное обучение, развитие личности, учебный процесс.

На сегодняшний день достаточно часто ставится вопрос об изменении базисных основ образования. Углубление и расширение основных концепций в образовательной сфере является актуальной темой и неотъемлемой для её улучшения на современном этапе развития.

Безусловно, современная школа призвана к внедрять развивающие технологии, которые помогают сформировать у учащихся гражданскую позицию, ответственность и самостоятельность для принятия важнейших решений в жизненных ситуациях.

В развивающем обучении у обучающихся воспитываются достоинство, гордость, свобода, стремление, самостоятельность, целеустремленность и организованность, а также инициативность, дисциплина и ответственность.

В теории развивающего обучения на первом плане располагаются дидактические задачи содержания, задач, целей и приёмов учебной и воспитательной деятельности.

Использование педагогических технологий и их использование в педагогическом процессе является понятием содержательным и обобщающим.

Данное понятие может быть представлено тремя углами зрения:

1) Процессуально-описательным: описание совокупности и обозначенной цели, содержания и метода для того, чтобы достигнуть результата;

2) Научным: развивающие технологии выступают частью педагогического процесса, которые проектируют их;

3) Процессуально-действенным: играют роль в функционировании всех средств (личностных, методологических и инструментальных).

Так, развивающие педагогические технологии работают не только в качестве науки, но и в качестве системы принципов и регулировании, которые применяются в образовательном процессе.

В структуре педагогических технологий следуют, что данная технология прямо и, безусловно связана с учебным процессом, деятельностью учителя и обучающегося, средствами, методами и в целом структурой.

Таким образом, можно сказать, что в структуру развития технологий на уроках относятся:

1) содержательная часть - цели обучения, содержания материала;

2) концептуальная основа;

3) процессуальная часть, организация самого учебного процесса.

Так же, немаловажна деятельность учителя по регулированию учебной деятельностью учеников, диагностика процесса, использование конкретных форм и методов работы.

А. Кононова при анализе подчеркивает признаки и характеристики развивающих технологий в процессе обучения, к которым относятся: планируемость, целостность, направленность на получение результата, системность, комфортные отношения между учителем и учеником и эффективность [2, с. 95].

Система исследовательских работ, напрямую относящаяся к инновационных технологиям, способствует решению проблем, помогает сформулировать и задать необходимые вопросы, решить возникающие задачи и проблемы при исследовании, сделать определенные выводы.

Способы технологии в опорных конспектах предоставляет возможность использовать методические способы новых подходов с традиционными. Данная система способствует осмыслению нового материала, систематизации, хронологии знаний, а также, учить самостоятельному поиску необходимой информации.

Информационно-коммуникационные технологии в изучении истории тоже входят в педагогические технологии развития. Учитель может воспользоваться мультимедийным уроком, благодаря которому ученики смогут самостоятельно составить опорные точки для изучения материала, а также лично создать презентацию, что и будет являться проектной деятельность.

Следующей развивающей технологией являются - интегрированные уроки. Это урок, включающий в себя элементы творчества, чтобы школьники могли воспроизвести окружающий мир как единое и взаимосвязанное.

Технологии в виде игры (игровые) отражают взаимоотношения между участниками процесса, повышают интерес к истории, историческому прошлого своего государства или региона, формируют дисциплинированность и активируют познания в данной области, что безусловно, отражается на качестве образования.

Помимо известных технологий, существуют индивидуально-подобранные, одной из таких: «Кейс-технология».

Кейс-технологии включают в себя не только метод проектов и ролевую игру, но и ситуативный анализ. Такие технологии составлены таким образом, как повторение за учителем (пересказ текста или ответы на вопросы учителя).

Еще одним примером может послужить технология творческих мастерских. Творческая технология представляет урочный процесс образования. Включает в себя получение знаний без ужесточенных программ, всестороннее развитие личности, творческую деятельность без оценки и в центре используется педагогика отношений.

Отличительной чертой технологии является, что её можно использовать и в изучении нового материала, и в повторении пройденного материала.

Мастерская имеет сходства с проектной деятельностью, так как учитель воспроизводит суть, над которой нужно работать. Ученики анализируют данную проблему и ищут варианты для её решения.

Важно отметить, что профессия учителя связывает все возможные нити, идущие от педагогики, Г.К. Селевко писал: «Открытие, сделанное ученым, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем, как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции, как раз и заключается творческий труд учителя» [4, с. 92].

Упоминая о сложных задачах педагога, безусловно, встает вопрос о физическом и психологическом здоровье учеников, поэтому существуют здоровье-сберегающие технологии.

Технология заключается в сохранении здоровья за период обучающего процесса, в вырабатывание знаний о здоровом образе жизни и применении этих знаний.

Интеграция в педагогическом процессе, так же, вступает важным элементом. Представляет собой взаимопроникновение

в одном учебном материале несколько знаний в разных направлениях.

Проводят такие уроки в достаточно интересном формате, используют различные виды работы на протяжении всего урока, что позволяет удержать внимание учеников и повысить уровень эффективности на уроке.

Идеи технологии сотрудничества вошли во многие нынешние современные технологии и образовали базу среднего образования. Но, тем не менее, как единая и дополненная система не реализована в конкретном факте.

Таким образом, технологии развивающего обучения является комплексным понятием, в которое входит достаточно мно-

гии обучения имеют возможность сделать образовательно-воспитательный процесс значимым и полностью раскрыть, проявить лидерские качества школьников.

Как удалось выяснить, самыми распространенными и актуальными технологиями являются: технология критического мышления, игровая форма, информационные технологии и творческие.

Но помимо актуализации и распространения технологий, успех образовательного процесса состоит в возможности учителем усовершенствования каждой из технологий для определенного класса и ребенка. Только компетентный и творческий педагог сможет воспитать и подарить знания учащимся.

го элементов. Именно нынешние техноло-

Библиографический список

1. Алексашкина Л.Н. Учебные лекции по истории // Преподавание истории и общество-знания в школе. - 2012. - № 8. - С. 15-22.

2. Кононова Алла. История России в картинах русских художников. - М.: АСТ, 2018. -96 с.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 556 с.

4. Ушинский К.Д. О средствах распространения образования посредством грамотности. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2013. - 689 с.

5. Ярославцева М. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. - М., 2017. - 72 с.

6. Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. - Волгоград: Учитель, 2017. - 207 с.

THE LATEST TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING SECONDARY

SCHOOL EDUCATION

I.U. Gaponova, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. The article examines the technologies of developmental learning, the study of which reveals the features of each of the pedagogical technologies. The types of application of educational process technologies in the modern system that correspond to the types of lessons are determined. The orientation of pedagogical development in the interaction of teacher and student is indicated, which as a result leads to the realization of the tasks set and the comprehensive development of the capabilities and abilities of students.

Keywords: pedagogical interaction, technology of developmental learning, innovative learning, personality development, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.