жающее противоречивое взаимодействие его структурных элементов: изменение структуры спроса на товары и услуги - приобретение качественными ресурсами (квалифицированной рабочей силой, новыми технологиями и т.д.) доминирующей роли в воспроизводственном процессе - экономия рабочего времени (рост общественной производительности труда и эффективности использования природных ресурсов) - изменение характера труда и улучшение его условий и организации -увеличение свободного времени и развитие человеческой личности - рост национального богатства и изменение его структуры в сторону увеличения доли человеческого капитала - повышение качества жизни.
1. Критика буржуазных и реформистских экономических теорий. М.,1969.
2. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышления: нобелевская лекция // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. М.: Мысль, 2004. Т. V. Кн. 1.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
4. Трофимов Г. О режимах долговременного экономического роста // Вопросы экономики. 2000. № 11.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
6. Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Таймасов А.Р Национальная экономика: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2008.
удк ззо.14 е в. Сбойчакова
НОВЕЙШИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Статья посвящена рассмотрению новейших концепций человеческого капитала в работах отечественных и зарубежных экономистов. Анализируется структура человеческого и интеллектуального капитала. Рассматривается вариантность в понимании соотношения человеческого капитала, интеллектуального капитала, креативного капитала и информационного капитала.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, креативный капитал, информационный капитал.
Ув.М БЬоісЬакоуа
THE NEWEST CONCEPTS OF «THE HUMAN CAPITAL»
The paper reviews the newest concepts of the human capital in the works of national and foreign economists. The structure of the human and intellectual capital is analyzed. The alternative views in understanding a correlation between human capital, intellectual capital, creative capital and information capital are considered.
The key words: human capital, intellectual capital, creative capital, information capital.
В последние годы стало общепризнанным, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в каждого индивида, ибо это определяет его поступательное развитие. В настоящее время один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире напрямую связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики (человеческий капитал в США составляет 72,1% национального богатства) [4].
Цель данной публикации - показать генезис концепции человеческого капитала и выявить новейшие подходы в данной области исследования.
Начало разработки теории человеческого капитала было положено довольно давно: уже к концу XIX в. появились первые трактовки человеческих знаний и умений как капитала. Не удивительно, что уже в XX в. за разработку теории человеческого капитала американский экономист Г. Беккер получил Нобелевскую премию.
Предпосылки к разработке теории человеческого капитала заложены в работах классиков политической экономии, которые уделяли самое серьезное внимание данной проблеме. Они положили начало научному анализу человеческих способностей к труду их формирования, воспроизводства и эффективного функционирования.
Последующие поколения экономистов в своих трудах пришли к выводу, что совершенствование способностей человека представляет собой накопление капитала. К ним относятся Ж.Б. Сэй, Ф. Лист, Дж.С. Уолш, Дж. Миль, И. Фишер, В. Парето и др. К концу XIX в. в экономической теории уже сформировалось направление, которое трактовало человека и его способности как капитал.
Ж.Б. Сэй, В. Рошер, Ф. Лист под капиталом понимали приобретенные и унаследованные качества и способности человека. В противоположность им такие экономисты, как Й. фон Тюнен, И. Фишер, Дж.М. Кларк и др., объявили капиталом самого человека.
Известный английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке А. Маршалл допускал, что оценка капитальной стоимости человека может быть полезна, и обсуждал подход капитализации чистых заработков к оценке человеческого капитала. Но поскольку сам человек не является рыночным товаром, то концепция человеческого капитала казалась ему нереалистичной [1].
Таким образом, экономистами того времени впервые было дано теоретическое обоснование необходимости рассматривать самих индивидов или их производительные способности как капитал. Основой этому служило следующее:
- во-первых, производительные способности могут накапливаться и образовывать запас;
за
- во-вторых, затраты на образование и воспитание представляют собой реальные инвестиции;
- в-третьих, расходы на формирование, развитие человека и его способностей являются производительными, поскольку увеличивают доходы, будущий продукт и национальное богатство.
В отечественной литературе идея человеческого капитала стала привлекать особое внимание с переходом экономики России на рыночные условия. Благодаря исследованиям таких ученых-экономистов, как B.C. Автономов, Ф.М. Волков, B.C. Гойло, А. Добрынин, С. Дятлов, Р Капелюшников, Е.И. Капустин, М. Критский, С. Курганский, В.Т. Смирнов и др., развитие концепции человеческого капитала происходит на серьезной методологической основе, соответствует современному подходу формирования и эффективного использования чело -века как рабочей силы, его роли и места в экономической системе общества и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.
Произошедшие кардинальные изменения в современных экономических системах, связанные с повышением интеллектуализации экономики, позволяют говорить о формировании интеллектуального капитализма. Несмотря на то что само понятие «интеллектуальный капитал» возникло достаточно недавно - в начале 90-х гг XX в., - этот термин и обозначаемый им вид деятельности быстро получили широкое распространение. Непосредственно к формированию концепции интеллектуального капитала подходят Дж. Гелбрейт, Т.А. Стюарт и Л. Эдвинсон. Впервые в 1969 г. ввел в научный оборот понятие «интеллектуальный капитал» Дж. Гелбрейт. Т. Стюарт первым дал подробное обоснование данного понятия и ввел его в широкий оборот. Среди разработчиков теории человеческого капитала в России глубокие исследования сущности интеллектуального капитала провел В.Л. Иноземцев. Он поддержал и развил точку зрения Л. Эдвинсона, рассматривая человеческий капитал и структурный капитал как его составные части [5, с. 453 - 436].
Под интеллектуальным капиталом понимается капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квапификации, профессиональных знаний, опыта. По мнению зарубежных экономистов, интеллектуальный капитал включает в себя три основных составляющие (рисунок).
Главным содержанием человеческого капитала является обоснование и признание человека как объекта капитальных вложений, как объекта экономической деятель -ности, наиболее важными аспектами формирования человеческого капитала являются обучение персонала и организации в целом, а также формирование организационной культуры. Однако человеческий капитал изнашивается как физически (старение человеческого организма), так и мо -рально (устаревание знаний). Затраты на тренинги, обучение персонала, рекламные компании чаще всего интерпретируются в бухгалтерском учете как текущие затраты, в то время как они все в большей мере приобретают свойства инвестиций.
Организационный капитал - часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, товарные знаки, культура организации, отношения с клиентами). Организационный капитал в большой степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи. Взаимодействуя с человеческим и потребительским капиталом, организационный капитал поддерживает их, создавая синергетический эффект. В отличие от человеческого капитала организационный капитал изнашивается только морально, т.е. устаревают технические средства, программное обеспечение, базы данных и т.д. К неликвидным элементам относятся корпоративная культура, организационная структура (их можно реализовать лишь вместе с организацией, бизнесом).
Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании. Потребительский капитал - это количество и качество постоянной клиентуры организации. В отличие от других составляющих потребительский капитал в процессе использования, как правило, не только не теряет своей стоимости, но и (по мере использования) увеличивается. При этом при воздействии внешних факторов он может резко потерять свою стоимость (например, потребители переключаются на конкурента). Один из элементов потребительского капитала, торговая марка, часто трактуется в бухгалтерской отчетности как нематериальный актив, который по аналогии с материальным активом в процессе использования теряет свою стоимость и частями переносит ее на производимый продукт. На самом деле нематериальные активы в процессе использования не только не теряют своей стоимости, но и наоборот ее наращивают. Патенты, лицензии нередко учитываются в бухгалтерских документах не по их реальной стоимости, а лишь в соответствии с затратами на их регистрацию.
Человеческий, организационный и потребительский капитал находятся в постоянном взаимодей-
II нт е ллектуаль нь ш капитал
Структура интеллектуального капитала [6]
ствии друг с другом. Инвестиции в каждый из них по отдельности не имеют смысла. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект - таким образом происходит перекрестное влияние одних видов активов на другие. Так, например, внешняя структура может укреплять престиж, способствовать приобретению новых потребителей. Внутренняя структура с помощью трансфера знаний снижает зависимость организации от человеческого капитала. Компетенция работников способствует разработке новых идей и проектов. Потребительский (клиентский) капитал трансформируется в финансовый посредством взаимодействия со структурным и человеческим капиталом.
Такие экономисты, как Л. Эдвинссон и Д. Даум, выделяют в структуре интеллектуального каптала также процессный, инновационный и структурный капиталы.
Что касается позиции отечественных экономистов, то здесь интеллектуальный капитал рассматривается как понятие более узкое - это собственность в виде ноу-хау, патентов, лицензий, методик, знаний, информации и т.д. Человеческий капитал включает в себя капитал интеллектуальный.
Подчеркнем, что изучение природы и специфики интеллектуального капитала является предметом научного анализа и обсуждения как западных, так и российских ученых. Говорить однозначно об определенной и общей для всех структуре интеллектуального капитала не представляется возможным. Неоднозначность трактовок зависит от применяемых методологий, приверженности авторов той или иной теории.
Мы считаем, что необходимо рассмотреть варианты при понимании соотношения человеческого, интеллектуального, креативного и информационного капиталов. При изучении данного вопроса эти понятия нередко обобщаются и определяются единым термином
- «интеллектуальный капитал».
В информационном обществе доминирующим фактором экономической власти служат творческие способности индивида, а доминирующим видом продукта служит информационный продукт - результат высшей деятельности уникальной личности. Под информационным капиталом следует понимать все те накапливаемые, возобновляемые и ликвидные информационные ресурсы, которые способствуют фактически (или могут способствовать потенциально) приращению позитивных эффектов (доходов или других полезностей) для отдельных индивидов, их совокупностей, национальных экономик или для мирового сообщества в целом. Креативный капитал человека - это совокупность его личностных качеств, которые позволяют ему осуществлять высшую деятельность. Креативный капитал служит источником благ - периодов времени, заполненных высшей деятельностью. Он измеряется во временных единицах, создается в процессе творческого развития индивида и обладает свойством самовозрастания. В настоящее время в мире существуют креативные сообщества, креативные города, креатив в целом и новая экономика [2, с. 131].
Если рассматривать историю введения каждого из понятий, то можно проследить следующую закономер-
ность: впервые в 1969 г. Дж. Гелбрейт ввел в научный оборот понятие «интеллектуальный капитал» [3]; в 1992 г. Т. Шульц и Г Беккер вводят понятие «человеческий капитал»; что касается информационного капитала, то здесь нужно отметить, что он является частью структурного капитала, и выделение данного понятия связано с переходом к экономике информационного типа. В начале XXI в. было введено понятие «креативный капитал», впервые рассмотренное в работах Б.В. Корнейчука.
Итак, анализируя вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что с развитием экономики, переходом ее на новые ступени расширяется структура человеческого капитала за счет введения новых элементов. Методология исследования меняется с мо -нометода (неоклассическая теория) на междисциплинарный подход (инновационно-эволюционный, психолого-экономический). Полагаем, что с развитием наноэкономики в дальнейшем возможно выделение нанокапитала. Нанокапитал - это персонифицированный индивидуальный капитал, представляющий собой совокупность обязательных элементов в различных сочетаниях, которые комбинируются эксклюзивным образом. Таким образом, рассматривая новейшие концепции человеческого капитала, необходимо помнить, что методологической основой концепции человеческого капитала выступают следующие принципы:
- человеческий капитал следует рассматривать как потенциальные способности, которые на протяжении определенного периода времени создают продукты и доходы. Инвестиции, соответственно, понимаются как расходы, направленные на поддержание или увеличение этой способности;
- увеличение накопленного человеческого капитала, порожденное инвестициями, является главным фактором динамизма экономического развития. Причем накопление созидательных способностей индивида связано с ростом доходов как прямой, так и обратной связью;
- человеческий капитал неотделим от своего носи-теля-человека, непосредственно слит с живой человеческой личностью, в то же время человеческая личность не может быть сведена лишь к своей профессии или к образовательному уровню, или к состоянию здоровья, следовательно, здесь нужно использовать комплексный подход;
- производительные способности человека являются источником доходов, выраженных не только денежной формой, но и как психологический выигрыш, моральное удовлетворение, экономия времени, повышение социального престижа;
- подобно физическому, капитал, воплощенный в людях, представляет собой блага длительного пользования, он также подвержен физическому и моральному износу. Причем этот капитал способен морально устаревать до того, как произойдет его физический износ, может менять свою ценность в зависимости от наличия или отсутствия других сопряженных производственных факторов;
- человеческий капитал в отличие от иных форм наименее ликвиден, так как он не может быть предме-
том купли-продажи, использоваться в качестве залога, с трудом поддается диверсификации, инвестиции в него являются более рисковыми - практически нестрахуемыми.
1. Дятлов С А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: СПбУЭФ,1994.
2. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. СПб.: Питер , 2006.
3. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008.
4. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал // Управление персоналом. 2009. № З.
5. Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал // Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. М., 1999.
6. Leif Edvinsson.URL: www.intellectualcapital.se.
УДК 330.111.62 ^Р. Шибаев
СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются отношения собственности на средства производства в современной рыночной экономике как объективно-субъективные отношения, где объектом выступают средства производства и рабочая сила, а также результаты производства, а субъектами - наемные работники, контрагенты, государство.
Ключевые слова: собственность, отношения собственности, частная собственность, государственная собственность, собственность на средства производства.
S.R. Shibayev
PROPERTY IN THE SYSTEM OF MODERN ECONOMIC RELATIONS
The paper considers property relations of the means of production in the modern market economy. The object of the property relations are means of production and labor force as well as finished goods, and subjects are employees, contractors, state.
The key words: property, property relations, private property, state property, property of means of production.
Отношения, связанные с собственностью, широки и многогранны. Собственность есть сложнейшая научная категория, в которой переплелись политика, экономика, право, социология и духовная составляющая. Эта та из немногих научных категорий, которая на протяжении многих веков приковывает к себе внимание исследователей и актуальность которой не исчезает со временем. Для России вопрос о собственности особенно актуален в связи с тем, что на протяжении многих лет отношения собственности рассматривались однобоко, исключительно с позиций марксизма. До настоящего времени для многих специалистов, особенно практиков, постулаты марксизма являются той базой, на основе которой формируются определенные взгляды и вырабатываются управленческие решения. С другой стороны, четко обозначилась и другая крайность, когда обычными явлениями в научной среде стали огульная критика марксизма и его полное неприятие. В этой связи возникает необходимость всестороннего и непредвзятого исследования отношений собственности и прежде всего связи таких категорий, как собственность и хозяйство.
Экономической предпосылкой возникновения собственности является ограниченность практически всех видов ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения человеческой деятельности. Исторически отношения собственности формировались как отношения между людьми по поводу прав и полномочий в отношении ка-
кой-либо вещи. Эти отношения впоследствии нашли правовое воплощение в виде законов. Вещь становится собственностью только тогда, когда права в отношении нее закреплены либо на основе права сильного, либо на основе закона, т.е. юридически (мы исключаем из рассмотрения силовые способы перераспределения собственности, которые с развитием человеческой цивилизации практически ушли в прошлое).
Собственность имманентно присуща человеческо -му обществу. Собственность может исчезнуть только тогда, когда будут устранены экономические причины, ее породившие. Распределение ресурсов путем закрепления их в собственности у отдельных лиц приводит к их избыточности у одних и нехватке у других. Такое положение порождает целый комплекс сложных взаимоотношений как между отдельными лицами, так и группами лиц, что выражается в постоянной борьбе за ресурсы. Подобное обстоятельство обуславливает необходимость регламентировать возникающие отношения. С другой стороны, собственность уже как таковая есть механизм, который цивилизует эти отношения, создавая условия для перераспределения ресурсов между различными субъектами.
Смысл собственности - это способ упорядочения отношений между различными лицами по поводу владения, распоряжении и пользования определенными ресурсами. Чем менее развиты общественные отношения и система государственного управления, тем боль-