Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ГОРОДСКИЕ ЛЕСА / ВЫРУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ОХРАНА ЛЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тищенко С.В., Лаврентьев А.Р.

Статья посвящена новеллам российского законодательства о лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в частности на землях сельскохозяйственного назначения. Названы предпосылки рассчитанного на текущие два года эксперимента по легализации лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения; выявлены возможные проблемы в применении новелл; предложены пути разрешения конфликта частных и публичных интересов при осуществлении рубки лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения; сформулированы авторские предложения, направленные на совершенствование правового регулирования нового режима использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тищенко С.В., Лаврентьев А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELTIES OF LEGISLATION ON FORESTS LOCATED ON AGRICULTURAL LANDS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

The article is devoted to the novelties of the Russian legislation on forests located on lands not belonging to the lands of the forest fund, in particular, forests on agricultural lands. The prerequisites of the experiment designed for the current two years on the legalization of forests located on agricultural lands are named; possible problems in the application of novelties are identified; ways to resolve the conflict of private and public interests in the implementation of logging of forest plantations on agricultural lands are proposed; the author's proposals aimed at improving the legal regulation of the new regime of use, protection, protection, reproduction of forests located on agricultural lands are formulated.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 349.41

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/193-202

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

С. В. Тищенко, А. Р. Лаврентьев

Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (Н. Новгород) Поступила в редакцию 6 октября 2021 г.

Аннотация: статья посвящена новеллам российского .законодательства о лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в частности на землях сельскохозяйственного назначения. Названы предпосылки рассчитанного на текущие два года эксперимента по легализации лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения; выявлены возможные проблемы в применении новелл; предложены пути разрешения конфликта частных и публичных интересов при осуществлении рубки лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения; сформулированы авторские предложения, направленные на совершенствование правового регулирования нового режима использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: лесные земли, земли сельскохозяйственного назначения, городские леса, вырубка лесных насаждений, охрана лесов.

Abstract: the article is devoted to the novelties of the Russian legislation on forests located on lands not belonging to the lands of the forest fund, in particular, forests on agricultural lands. The prerequisites of the experiment designed for the current two years on the legalization of forests located on agricultural lands are named; possible problems in the application of novelties are identified; ways to resolve the conflict of private and public interests in the implementation of logging of forest plantations on agricultural lands are proposed; the author's proposals aimed at improving the legal regulation of the new regime of use, protection, protection, reproduction of forests located on agricultural lands are formulated.

Key words: forest land, agricultural land, urban forests, deforestation, forest protection. 193

В Российской Федерации объективно запоздал, но завершен начальный этап формирования правовых основ использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях, не отнесенных к землям лесного фонда. Вступили в силу следующие документы:

© Тищенко С. В., Лаврентьев А. Р., 2022

с 1 июля 2019 г. «базовая» глава 181 Лесного кодекса Российской Федерации2 (далее - ЛК РФ), предусмотревшая подзаконное регулирование в отношении лесов на землях сельскохозяйственного назначения (далее — сельхозназначения), землях населенных пунктов и землях обороны и безопасности;

с 1 октября 2020 г. предусмотренное ч. 2 ст. 123 ЛК РФ постановление Правительства РФ в отношении лесов, расположенных на землях сельхозназначения3 (далее — постановление № 1509);

с 1 января 2021 г. предусмотренный ч. 3 ст. 122 ЛК РФ приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Минприроды России) в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов4.

Названные документы вводят ряд новелл в лесное законодательство и сейчас важно оценить возможные теоретические5 и прикладные проблемы его реализации. На наш взгляд, наиболее интересна ситуация с лесами на землях сельхозназначения. С одной стороны, правообладатели получают легальную возможность осуществления сплошной и выборочной рубки лесных насаждений на заросших мелколесьем, а иногда и полноценными лесами земельных участках, для этого не требуется разрабатывать дорогостоящие проекты культуртехнической мелиорации,

1 Дополнена Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 538-Ф3 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 53 (ч. 1). Ст. 8464.

2 Лесной кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006.

041 № 50. Ст. 5278.

^ 3 Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов,

расположенных на землях сельскохозяйственного назначения : постановление

сч г

сч Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 // Собр. законодательства Рос.

£ Федерации. 2020. № 39. Ст. 6081.

4 Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизвод-

-ства лесов, расположенных на землях населенных пунктов : приказ Минприроды

194 России от 5 августа 2020 г. № 564 (зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020

_ № 61090) // Официальный интернет-портал правовой информации. иКЬ: Ьйр:// pravo.gov.ru (дата обращения: 05.09.2021). Срок действия документа ограничен 1 января 2027 г.

5 См. об этом, например: Игнатьева И. А. Объекты экологического права под особой охраной : актуальность систематизации // Экологическое право. 2019. № 6. С. 12—17 ; Щепанский И. С. Правовые проблемы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 133—141 ; Волков Г. А. О совершенствовании определения видов разрешенного использования земельных участков // Экологическое право. 2019. № 1. С. 13—19 ; Тоточенко Д. А. Изменение категории земельных участков сельскохозяйственного назначения // Нотариус. 2019. № 4. С. 38—42 ; Шуплецова Ю. И. Особенности правового регулирования использования лесов на землях различных категорий // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 120—133.

нет угрозы наказаний за неиспользование земель по целевому назначению. Правообладателям, безусловно, выгодно. Легализация служит экономическим и экологическим интересам общества. С другой стороны,

поиск оптимального баланса частных и публичных интересов в вопросах О

использования лесов - сложная задача. Способно ли ее разрешить поста- в

новление № 1509? _

По международным оценкам Россия по-прежнему остается самой бо- Щ

гатой лесами страной мира6. Общая площадь лесов в мире составляет н

4,06 млрд гектаров (га) - 31 % от общей площади суши, на душу населе- о

ния приходится по 0,52 га лесов7. Однако леса неравномерно распределе- ;>

ны между частями мира и странами (народами): 45 % лесов находится в р

тропическом поясе; 54 % лесов мира приходится всего на пять стран: Рос- .

сийскую Федерацию (20 %), Бразилию (12 %), Канаду (9 %), США (8 %) и g

Китай (5 %)8; площадь лесов в России составляет 815 млн га. По данным е

Государственного лесного реестра, который ведет Минприроды России, т

общая площадь земель Российской Федерации, на которых расположены g леса, составляет намного больше — 1184 млн га: в том числе площадь

земель лесного фонда 1147 млн га, которые на 67,1 % покрыты лесной о

с ГО

растительностью9. л

Международные и национальные оценки состояния лесов различают- ы

ся в силу доктринальных подходов, положенных в основу применяемой з

терминологии. В международном понимании «лес — земельный участок о

площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 м и лесным покро- °

вом, составляющим более 10 %, или деревьями, способными достичь этих а

пороговых значений»10. ЛК РФ, вопреки сложившимся технико-юриди- л

ческим правилам, не содержит дефинитивных норм, но «намекает» на С

содержание понятия «лес», в частности в ст. 5 ЛК РФ заявлено: «исполь- g

зование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя : из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе». Официальное понятие «лес — целостная динамичная экологическая система преимущественно лесных древесных растений, почвы, животных, грибов, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющая внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой, являющая-

6 ФАО. 2020. Глобальная оценка лесных ресурсов 2020 года. Основные выво- 195 ды. Рим. URL: https://doi.org/10.4060/ca8753ru (дата обращения: 25.09.2021). -

7 Исходя из численности мирового населения 7,79 млрд человек, согласно оценкам, приведенным в онлайн-версии обзора «Мировые демографические перспективы» 2019 г., подготовленного Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. URL: http://www.fao.org/forest-resources-assessment/ru/ (дата обращения: 25.09.2021).

8 ФАО. 2020. Глобальная оценка лесных ресурсов 2020 года. Основные выводы. Рим. URL: https://doi.org/10.4060/ca8753ru (дата обращения: 25.09.2021).

9 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». URL: https://gosdoklad-ecology.ru/2017/ biologicheskoe-raznoobrazie/lesnye-resursy/ (дата обращения: 25.09.2021).

10 Глобальная оценка лесных ресурсов ФАО за 2015 год (FRA). URL: http:// www.fao.org/3/a-ap862e.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

ся частью окружающей среды, источником экологических и социальных благ, а также природным ресурсом для удовлетворения потребностей экономики и населения» предложено во вспомогательном акте — Национальном стандарте Российской Федерации в области лесного хозяйства11.

Однако в отношении лесов, расположенных на землях сельхозназначения, оценка совпадает — площадь таких лесов в совокупности составляет около 100 млн га, или около 10 % от всех лесов России12. Многие из них находятся в частном владении, а затраты на возвращение их в надлежащее состояние для использования по целевому назначению стали весьма внушительными, попытки «узаконить» правоотношения повлекли сложные судебные разбирательства13. Это без преувеличения «гордиев узел» на стыке ряда отраслей современного российского права.

Во-первых, для того чтобы начать использовать землю сельхозназначения по целевому назначению, требовалось вырубить высокорослые деревья, а сплошная рубка на землях иных категорий была запрещена. ЛК РФ допускает сплошную рубку деревьев только в эксплуатационных лесах на землях лесного фонда, а на землях иных категорий лес выполняет иные функции, прежде всего — защитные. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ14 (далее — ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аква-культуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Во-вторых, согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собствен-041 ники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арен-2 даторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите ^ сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, § сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных на-

_ 11 ГОСТ Р 57938-2017 Лесное хозяйство. Термины и определения (переизда-

196 ние — март 2020) : утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по

-техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. № 1791-ст. ЦКЬ:

https://docs.cntd.ru/document/1200157738?section=text&marker=32JO4FS (дата обращения: 25.09.2021).

12 Совместное заявление WWF России и Гринпис. О необходимости установления ясного правового статуса лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения. 10.12.2018. ЦКЬ: https://wwf.ru/about/positions/lesa-rastushchie-na-zemlyakh-selskokhozyaystvennogo-naznacheniya/ (дата обращения: 25.09.2021).

13 См., например: Сапоткина Т. И. Споры в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда // Арбитражные споры. 2016. № 4. С. 47—82.

14 Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.

саждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по назначению15 влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени- .

ях16 (далее — КоАП РФ) в течение срока, указанного в п. 3 ст. 6 Федераль- со ного закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»17.

В-третьих, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О мелиорации щ

земель»18 вырубка на землях сельхозназначения лесной растительности, н

не относящейся к защитным лесам, допускалась только при проведении о

культуртехнической мелиорации земель, которая состоит в проведении >

комплекса мероприятий по коренному улучшению земель, в том числе р

расчистке мелиорируемых земель от травянистой растительности, кочек, ^

пней и мха. а

В-четвертых, для разработки проекта культуртехнической мелио- е

рации требуется топографический план участка или план-схема, изы- Ь

скательские исследования участка, сведения о наличии дорог, водных объектов, а также сведения о залесенности (видовом составе древостоя с ^ его характеристиками), закустарненности, засоренности и каменистости о

е

почвы, характеристике дернины, технической возможности проведения работ (парке машин и механизмов) и др. Разработка и внедрение такого

проекта является не только длительным по времени, но и весьма дорого- а

стоящим мероприятием. §

В-пятых, неиспользование земель сельхозназначения и зарастание §

их сорняком и мелколесьем на протяжении длительного периода влекло а

также угрозу изъятия земель19. л

Наличие леса на землях сельхозназначения вынуждало собственни- Т

ков уничтожать его самыми простыми способами: выжигание, что причи- §

няло значительный ущерб окружающей среде и плодородию земель; не- с законная вырубка неучтенных лесов, вывоз и сбыт лесозаготовителями деловой древесины, за что предусмотрена и уголовная ответственность20,

15 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения : письмо Минсельхоза России от 13 февраля

2018 г. № 15/121. ЦКЬ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: _

25.09.2021). 197

16 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях :-

федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

17 Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (в ред. от 28.06.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3018.

18 О мелиорации земель : федер. закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 142.

19 См.: Емельянцев В. П. Споры о месторасположении и границах земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения // Комментарий судебной практики / отв. ред. К. Б. Ярошенко. М., 2019. Вып. 24. С. 87—106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 См.: Долгих Т. Н. Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

и возмещение материального ущерба, рассчитываемого по таксационным показателям деловой древесины, на десятки миллионов рублей21.

Постановление № 1509 предлагает «разрубить» этот «гордиев узел» посредством следующего механизма:

в течение двух лет (до 1 октября 2022 г. или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок) правообладатель вправе в уведомительном порядке «легализовать» леса на землях сельхозназначения (п. 7);

«право» при наличии леса на 50 и более процентов площади земельного участка стимулируется освобождением от ответственности за неиспользование земельных участков по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации (п. 7);

уведомление направляется заявителем в орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росре-естр) по субъекту РФ (п. 7);

при принятии решения о прекращении использования леса, расположенного на землях сельхозназначения, допускается рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ (п. 12) при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10);

предусмотрены запреты, например для водоохранных зон и нересто-см охранных полос (п. 11), а также проведение профилактического контро-о1 лируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы (п. 20), требования при рубке лесов (п. 13), в том числе по соблюдению правил пожарной и санитарной безопасности (п. 18). см В то же время применение постановления № 1509 на практике, на наш взгляд, может повлечь ряд проблем, в частности:

1. Правообладатели не спешат воспользоваться предоставленным 198 правом. Так, за 5 месяцев эксперимента, рассчитанного на два года, в территориальное управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий-Эл поступило менее 30 уведомлений. При этом уведомления не рассмотрены, и решения по ним по существу не приняты, отчасти потому, что официальных рекомендаций о порядке и сроках рассмотрения поступивших уведомлений и правовых последствиях решений у самого органа власти нет.

21 Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства : постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 (в ред. от 18.12.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 1. Ст. 25.

2. Участки земель сельхозназначения, как правило, имеют большую площадь и имеют в соответствии с ч. 2 ст. 77 ЗК РФ в своем составе «сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными наса- > ждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными со водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для це- —

лей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, соору- щ

е

жениями, используемыми для производства, хранения и первичной пе- к

реработки сельскохозяйственной продукции». Очевидно, в данной норме ,

отсутствует указание на леса (лесные насаждения), предназначенные >

для нужд лесного хозяйства. Для устранения коллизии следует согласо- >

вать нормы ЛК РФ и ЗК РФ, дополнив п. 2 ст. 77 ЗК РФ словами «участ- ^

ки, заросшие лесом», а ст. 78 ЗК РФ дополнить соответствующим пунктом: в

«Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается е

для осуществления видов деятельности в сфере лесного хозяйства». Ь

3. Вид разрешенного использования земельного участка должен со- § ответствовать заявляемому виду деятельности, предусмотренному ст. 25 ^ ЛК РФ и выбираемому собственником в соответствии с классификато- § ром22. Соответственно должны быть внесены изменения в сведения ЕГРН л о новом (основном) или условно-разрешенном виде использования зе- г мельного участка сельхозназначения, в составе которого находятся леса, ^ и в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) — о новом виде деятельности. о

4. Зарастание земель сельхозназначения лесами позволяет рассма- 0 тривать такие леса как целостную динамическую экосистему преиму- т щественно лесных древесных растений, почвы, животных, грибов, ми- л кроорганизмов и других природных компонентов. Следовательно, их т сплошная или выборочная вырубка наносит вред иным компонентам § данной экосистемы априори, а поэтому на правообладателей должна быть возложена обязанность соблюдать определенные правила охраны таких земель.

5. Уведомительный порядок, предусмотренный постановлением № 1509, в отсутствие утвержденной формы и официальных разъяснений по содержанию уведомления, порядку его направления и рассмотрения не только вызывает множество вопросов, но и не позволяет запустить реальный механизм легализации лесов, расположенных на землях сель- 99 хозназначения.

22 Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков : приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 (в ред. от 04.02.2019) (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 № 33995) // Рос. газета. 2014. 24 сент. С 05.04.2021 взамен названного классификатора вступил в действие новый, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (в ред. от 30.07.2021) (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/0001202012160040 (дата обращения: 25.09.2021).

Поэтому не случайно, что еще до получения первых результатов эксперимента, вводимого в Бурятии, Московской, Рязанской, Архангельской, Ленинградской, Тверской, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Ярославской, Костромской, Псковской, Свердловской областях, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях23, в постановление № 1509 было предложено внести существенные изменения. В результате Минприроды России был разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»24. Эти изменения касались вопросов установления формы и содержания уведомления, сроков и порядка рассмотрения заявлений, качественной и количественной оценки лесов, видов и объемов использования лесов, обоснования необходимых видов охранных мероприятий при осуществлении лесопользования и пр. Разработчиком, Минприроды России, были проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 9 февраля по 2 марта 2021 г.25 По результату проведенных разработчиком мероприятий Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России) в соответствии с п. 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 131826, было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия на указанный выше проект постановления Правительства РФ с учетом информации, представленной разработчиком и участниками публичных консультаций по проекту акта. В заключении указывается на необходимость доработки ol акта по ряду замечаний, касающихся несоответствия требованиям Феде-^ рального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном конем троле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»27 о и других федеральных законов, в том числе в части используемой тер_ 23 URL: https://www.kommersant.ru/doc/4692078 (дата обращения: 25.09.2021).

200 24 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=113069 (дата обращения: 25.09.2021).

25 Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена Минприроды России на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

26 О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 (в ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52. Ст. 7491.

27 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5007.

Административное право и процесс

минологии, установления проектируемых ограничений и существенных усложнений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и

иной экономической деятельности по использованию лесов, расположен- >

ных на землях сельхозназначения, что исключает какие-либо гарантии >

для потенциальных и действующих правообладателей земельных участ- —

ков и снижает привлекательность предлагаемого механизма регулиро- щ

е

вания. к

Итак, действующая редакция постановления № 1509 не в полной мере ,

отвечает положениям земельного, лесного и природоохранного законода- >

тельства и не разрешает ряд важных организационно-управленческих р

составляющих для создания работоспособного механизма «легализации» ^

лесов, расположенных на землях сельхозназначения. §

р

CD го

Н

Библиографический список

Волков Г. А. О совершенствовании определения видов разрешенного использования земельных участков // Экологическое право. 2019. № 1. С. 13—19.

Долгих Т. Н. Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. о Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Л

Емельянцев В. П. Споры о месторасположении и границах земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения // Комментарий су- 3 дебной практики / отв. ред. К. Б. Ярошенко. М. : ИЗИСП : КОНТРАКТ, 2019. 0 Вып. 24. С. 87—106. 0

Игнатьева И. А. Объекты экологического права под особой охраной : ак- а туальность систематизации // Экологическое право. 2019. № 6. С. 12—17. е

Сапоткина Т. И. Споры в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда // Арбитражные споры. 2016. № 4. С. 47—82.

Тоточенко Д. А. Изменение категории земельных участков сельскохозяйственного назначения // Нотариус. 2019. № 4. С. 38—42.

Щепанский И. С. Правовые проблемы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 133—141.

Шуплецова Ю. И. Особенности правового регулирования использования лесов на землях различных категорий // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 120—133.

201

References

Volkov G. A. On improving the definition of the types of permitted use of land plots // Environmental law. 2019. № 1. P. 13-19.

Dolgikh T. N. Responsibility for illegal logging of forest plantations. SPS ConsultantPlus.

Emeliantsev V. P. Disputes about the location and boundaries of land plots from agricultural lands // Commentary of judicial practice / ed. by K.B. Yaros-henko. M. : IZISP : CONTRACT, 2019. Issue. 24. P. 87-106.

Ignatieva I. A. Objects of environmental law under special protection: relevance of systematization // Environmental law. 2019. № 6. P. 12-17.

Sapotkina T. I. Disputes concerning agricultural lands, lands of specially protected territories and objects, lands of the forest fund // Arbitration disputes. 2016. № 4. Р. 47-82.

Tatochenko D. A. Changing the category of agricultural land plots // Notary. 2019. № 4. Р. 38-42.

Shchepansky I. S. Legal problems of the use of land plots in accordance with their intended purpose // Journal of Russian Law. 2019. № 5. Р. 133-141.

Shupletsova Yu. I. Features of legal regulation of the use of forests on lands of various categories // Journal of Russian Law. 2020. № 9. Р. 120-133.

Для цитирования:

Тищенко С. В., Лаврентьев А. Р. Новеллы законодательства о лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2 (49). С. 193-202. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/193-202

Recommended citation:

Tishchenko S. V., Lavrentiev A. R. Novelties of legislation on forests located on agricultural lands: problems of implementation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2 (49). Р. 193-202. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/193-202

Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (Н. Новгород)

Тищенко С. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин E-mail: stischenko@yandex.ru

Лаврентьев А. Р., кандидат юридических наук, доцент, .заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин E-mail: rap_pf_gospravo@mail.ru

Privolzhsky Branch of Russian State University of Justice (N. Novgorod)

Tishchenko S. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the State and Legal Disciplines Department E-mail: stischenko@yandex.ru

Lavrentiev A. R., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the State and Legal Disciplines Department E-mail: rap_pf_gospravo@mail.ru

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.