Миронова Е.Н.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
НОВЕЛЛЫ АНДРЕЯ ДЕМЕНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВОЙ ТРАДИЦИИ
В статье рассматриваются сюжетные стихотворения А.Д. Дементьева разных лет, которые анализируются с точки зрения жанрового содержания. Анализ тем, композиции, системы персонажей, сюжета, времени, формы субъектной организации позволяет квалифицировать данные стихотворения как стихотворные новеллы. Устанавливается своеобразие новелл Дементьева в контексте жанровой традиции.
Ключевые слова: А.Д. Дементьев, лирика, жанр, новелла, стихотворная новелла, композиция, сюжет, персонажи
Долгое время новелла изучалась учеными в ряду прозаических жанров. До сих пор в современных литературоведческих словарях не дается определение новеллы как лирического жанра, она рассматривается в качестве прозаического произведения. В «Краткой литературной энциклопедии» новелла определяется как «литературный жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом» [11: 306]; «Литературный энциклопедический словарь» к новелле относит «малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью» [17: 248]. «Литературная энциклопедия терминов и понятий» при определении новеллы делает отсылку к статье «Рассказ» [8]. В «Поэтическом словаре» Квятковского [6] понятие «новелла» и вовсе отсутствует. Тем не менее, в XX веке появляются исследования, посвященные стихотворной новелле. Одним из первых об этом явлении пишет Ю.Н. Чумаков в работе «Сон Татьяны» как стихотворная новелла»: «К 1830-м годам в русской литературе в самом разгаре размывание старых жанров и становление новых. Проза влияет на поэзию, поэзия - на прозу. Было бы даже странно не увидеть кругом ни одной отдельной или вставной стихотворной новеллы» [16: 84]. Помимо рассмотрения самого «Сна Татьяны» исследователь делает общие замечания по поводу развития новеллы, а также приводит основные жанровые признаки новеллы, а именно: простая фабула с одной фабульной нитью; твердая концовка; развитие новеллы в повествовании; прием обрамления; законченность произведения и др.
Действительно, вследствие прозаизации лирики в XIX веке появляется новый жанр - стихотворная новелла, - который был исследован И.А. Дымовой в диссертации «Стихотворные новеллы Н.А. Некрасова в контексте жанровых тенденций поэзии середины XIX века». Она дала определение новеллы как «лиро-эпического произведения с наличием сюжета, нескольких персонажей, наделенных поступками и переживаниями, портретной характеристикой, а также диалогической и монологической речью» [3:3], исследовала структуру новелл Н.А. Некрасова, для чего в качестве фона привлекла новеллы
Н.П. Огарева и Я.П. Полонского. Помимо новелл середины XIX века Дымовой начато исследование новелл XX века. В настоящее время описаны стихотворные новеллы Р. Рождественского (И.А. Дымова, О.О. Клишина) и В. Высоцкого (Т.В. Сафарова[13], В.А. Зайцев[5]). В работе И.А. Дымовой, О.О. Клишиной «Персонажи в стихотворных новеллах Роберта Рождественского (в сравнении с новеллами Владимира Высоцкого)»^] впервые поставлен вопрос о наличии жанра стихотворной новеллы в творчестве Рождественского и проведен анализ ее персонажей. Расцвет творчества этих поэтов пришелся на вторую половину XX века; именно в этот период начинает свой творческий путь крупнейший поэт современности А.Д. Дементьев, в творчестве которого определенное место занимают сюжетные стихотворения - новеллы.
Исследование сюжетных стихотворений выполнено по двум изданиям поэта [1], [2]. В соответствие с определением И.А. Дымовой к новеллам мы отнесли следующие стихотворения поэта: «А мне приснился сон», « - Ну что ты плачешь медсестра?..», «Лермонтов и Варенька Лопухи-
на», «Наполеон», «Подсолнух», «Встреча Пушкина с Анной Керн», «Кинжал», «Московская хроника», «Встреча в Дюссельдорфе», «Мне приснился мой старший брат...», «Перебираю в памяти те дни...». Тематика новеллистических произведений достаточна разнообразная: любовь («Лермонтов и Варенька Лопухина», «Подсолнух», «Встреча Пушкина с Анной Керн»), события прошлого («Кинжал», «Перебираю в памяти те дни.»), война ( «- Ну что ты плачешь медсестра?..», «Мне приснился мой старший брат.»), верность родине («Встреча в Дюссельдорфе»).
И.А. Дымова новеллы Некрасова рассматривает в таких аспектах, как субъектный строй, пространство и время, сюжет, система персонажей, стиховая организация. К аспектам исследования Дымовой мы добавили вопрос о композиции. Таким образом новеллы Дементьева мы будем анализировать по следующему плану:
1. композиция;
2. система персонажей;
3. сюжет;
4. время;
5. форма субъектной организации.
Композиция лирического произведения
всегда представляла особый интерес для исследователей. Н.И. Копылова в статье «Трактовка композиции лирического произведения в современном литературоведении» [7] анализирует подходы ученых к ее пониманию и выделяет три основных интерпретации: текстовое или речевое понимание, специфическое соотношение изобразительного и выразительного начал, принципы образно-смысловой организации лирического стихотворения. В.Е. Холшевников к композиции лирического произведения относит «содержание»: последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы» [15:7]. Вследствие этого он пишет, что композиция лирического произведения бывает двух видов -композиция строфическая и композиция тематическая. Классификацию Холшевникова можно соотнести с определениями внутренней и внешней композиции, которую дает В.В. Савельева [12].
Составляющими внешней композиции лирического произведения являются заглавие, посвящение, эпиграф, строфика, графические и визуальные компоненты.
Все новеллы Дементьева имеют небольшой объем, они строфичны, делятся на части (четы-рехстишия, шестистишия). В подавляющем большинстве имеют заголовок, который подготавливает читателя к основному содержанию. «А мне приснился сон» - рассказ о сне, увиденном автором, «Встреча в Дюссельдорфе» -встреча двух русских, «Наполеон» - фрагмент из жизни полководца.
Некоторые стихотворения имеют посвящения: «А мне приснился сон» - И.Л. Андроникову, «- Ну что ты плачешь медсестра?..» - Б. Н. Полевому. Только у одной новеллы - «Кинжал» - есть эпиграф. Это слова самого автора - пояснение о причинах дуэли и смерти Лермонтова: «Как известно, ссора Лермонтова с Мартыновым произошла в доме генерала Верзилина после безобидной шутки поэта по поводу мартыновского кинжала. Не поняв юмора и не приняв извинений, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль» [2:38]. В самом тексте эпиграф получает яркое художественное воплощение. В стихотворении обыгрывается тема ссоры Лермонтова с Мартыновым, в результате которой поэт погибает. В новелле четко прорисовываются композиционные части: завязка - Мартынов приобретает кинжал, развитие действия - бал, на котором он кичится своим приобретением, кульминация - шутка Лермонтова по поводу кинжала, развязка - дуэль. В качестве реалий Дементьев использует фразы «пятигорский свет», «горец», «генеральский дом», «девичий смех» и т.д.
В.В. Савельева пишет: «Внутренняя композиция включает в себя различные виды композиций, которые и осмысляют основные закономерности художественного мира, воплощенного в конкретном художественном тексте» [12:27]. Таким образом, к внутренней композиции мы относим систему персонажей, сюжет, время, форму субъектной организации.
Во всех новеллах поэта присутствуют персонажи: главные герои и окружающий их фон. «Фоном» могут выступать отдельные лица, либо толпа. В стихотворении «Кинжал» два главных героя - Михаил Лермонтов и Нико-
лай Мартынов, которых окружают второстепенные персонажи. Они не названы прямо в тексте, автор лишь несколько раз вскользь упоминает о них:
Ибо в Пятигорске Думали с тех пор,
Что кинжал за храбрость Получил майор.
И хоть добродушен Был девичий смех.
Но ведь над майором,
Да еще при всех.
В новелле «Московская хроника» Дементьев вводит второстепенного персонажа - старушку с цветами, чтобы наиболее полно передать атмосферу города. Два главных героя, старушка с ведром ромашек, случайная встреча в метро завязываются в тесный узел, образуя сюжетную линию стихотворения.
Героям новелл Дементьева не дается четких характеристик, довольно часто у них отсутствует прямая речь («А мне приснился сон.», «Кинжал», «Встреча в Дюссельдорфе»). В новеллах « - Ну что ты плачешь медсестра?..», «Московская хроника», «Перебираю в памяти те дни.», «Подсолнух», «Лермонтов и Варенька Лопухина» даны отдельные реплики персонажей:
Вдруг, как назло, остановился трактор,
И, поперхнувшись, песню потушил...
— Отсеялись! — Ругнулся парень. — Так-
то!
Видать, свинью механик подложил. («Подсолнух»)
Одна из новелл « - Ну что ты плачешь медсестра?..» повествует о времени войны. Действующими лицами здесь являются бывшие солдаты и военная медсестра, которые через много лет после войны встретились за одним столом. Поэт несколько раз подчеркивает, что события войны, подвиг солдат не забыты:
- Вон там в углу сидят солдаты -Давайте выпьем за солдат.
В новелле помимо этого есть еще несколько высказываний. В самом начале это диалог старого солдата и медсестры, в название новеллы вынесена прямая речь; в середине стихотво-
рения - уважительное обращение молодых людей к солдатам.
Новеллы А. Дементьева имеют ослабленный сюжет, как правило это описание одного эпизода из жизни. Так, во «Встрече в Дюссельдорфе» -рассказ о поездке, «- Ну, что ты плачешь, медсестра?» - солдатское застолье. Эта новелла построена на противопоставлении: война-пляска, грусть-радость, старость-молодость. Действие новеллы несколько раз уносится в прошлое, в события войны. Это привносит в стихотворение ноты меланхолии, читателю легче понять происходящее: на войне погибло много достойных людей, но эти смерти были во имя будущего, чтобы внуки могли беззаботно жить и растить нынешнее поколение. В другой новелле - «Московской хронике» - мы видим мимолетную встречу двух влюбленных:
Вдруг ты вошла и тихо села около,
Как будто мы расстались лишь вчера.
Автор жизненно и точно описывает окружающую действительность: троллейбус, Сокол, июль, жара, билеты, метро, ромашки, ведро -этот антураж помогает читателю «увидеть» происходящее.
При исследовании организации сюжета следует особо сказать о концовке. Существует точка зрения, что именно новелла с неожиданной концовкой представляет собой нормативный эталон жанра. Н.Д. Тамарченко считает, что в конечном счёте вся новелла задумана как развязка [14]. Однако новеллы поэта лишены неожиданной концовки, вместо этого в них ярко выражен призыв к обществу, возникает публицистичность, что не является характерным для новелл XX века:
Две горьких жизни.
Два конца.
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала
(«Лермонтов и Варенька Лопухина»)
См. также финал новеллы «Кинжал», где финальным аккордом звучат последние строки стихотворения: «Но молчало Небо. / И зверело зло».
В.В. Савельева считает, «что художественное время - это одновременно и взгляд на проблему времени (авторов, героев) и само время, остановленное и воспроизведенное в художе-
ственном тексте» [12:111]. Тексты Дементьева мы анализировали по второму критерию. В новеллах поэта фигурирует два типа времени: прошедшее и онейрическое (время сновидений). Очень часто в дементьевских новеллах настоящее время перекликается с прошедшим, уходит в прошлое, в воспоминания. Самим героям свойственно задумываться о том, что уже прошло («Перебираю в памяти те дни.», « - Ну что ты плачешь медсестра?..», «Подсолнух»). Мотив сна встречается в таких стихотворениях как «А мне приснился сон.», «Мне приснился мой старший брат.»:
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен...
Все было очень просто: у Троицкого моста он встретил Натали. Их экипажи встали, она была в вуали, в серебряной пыли...
В процитированном выше тесте присутствует местоименно выраженный субъект повествования (мне). Но таких форм субъектного присутствия у Дементьева немного. Характерным признаком дементьевских новелл является отсутствие выраженного субъекта и объекта повествования. Зато в новеллах присутствуют герои ролевой лирики: исторические лица (Наполеон, Лермонтов, Пушкин), влюбленные, близкие люди (сын, старший брат). Они являются производителями действия. У Ю.И. Левина в статье «Лирика с коммуникативной точки зрения» такой принцип построения обозначается моделью А - А. Он описывает данную модель как состоящую из двух пустых членов коммуникации. В текстах такого типа «фигура реального автора - ввиду отсутствия эксплицитного я - малозначима. Имплицитный автор выступает как обобщенный представитель человечества», а имплицитный адресат представляет собой «ну-
левое лицо», в таком типе лирики предполагается «максимальная обобщенность как отправителя, так и получателя сообщения» [9: 472]. По нашим наблюдениям почти все новеллы построены по данной модели, так как именно она является характерной для сюжетной лирики:
А это было в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
«О боже! Как она прелестна!»
-Подумал Пушкин наклонясь.
Как мы показали в предыдущей работе [10], данная модель характерна для стихотворений многих жанров Дементьева («Беловежская пуща», «Пришла весна.», «В любви мелочей не бывает.», «Двести лет спустя.», «Иронические стихи», «Два лебедя», «Гроза была признанием в любви.», «На булавке бьется стрекоза.» и др.).
Итак, проанализировав ряд стихотворений А.Д. Дементьева с точки зрения композиции, системы персонажей, сюжета, времени, формы субъектной организации и рассмотрев полученные результаты в контексте жанровой традиции, можно сделать следующие выводы. Вывод первый: наличие сюжета, системы персонажей, наделенных в ряде случаев прямой речью, позволяет квалифицировать данные стихотворения как стихотворные новеллы, которые вполне могут быть поставлены в один ряд с новеллами середины XIX века (Н.А. Некрасов, Н.П. Огарев, Я.П. Полонский) и середины XX века (Р. Рождественский, В. Высоцкий). Вывод второй: новеллы Дементьева в контексте жанровой традиции представляют особую жанровую модификацию, характеризующуюся частотным третьеличным повествованием, отсутствием неожиданной концовки и наличием ярко выраженной публицистичности. Вывод третий: поэтика новелл отражает индивидуальность всей лирики Дементьева.
23.01.2014
Список литературы:
1. Дементьев, А.Д. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. - М.: Худож. лит., 1985. - 440 с.
2. Дементьев, А.Д. Нет женщин нелюбимых. - М.: ЭКСМО, 2009. - 624 с.
3. Дымова, И.А. Стихотворные новеллы Н.А.Некрасова в контексте жанровых тенденций поэзии середины XIX века: автореф. дис. . канд. филол. наук / И.А.Дымова. - Самара, 2003. - 23 с.
4. Дымова, И.А., Клишина О.О. Персонажи в стихотворных новеллах Роберта Рождественского (в сравнении с новеллами Владимира Высоцкого) // Литература в контексте современности: материалы II Международной научной конференции. Челябинск, 2005 г.: в 2 ч. - Челябинск: Из-во ЧПГУ, 2005. - Ч. II - 271 с.
5. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: поэтика, жанры, традиции. - М.: Твер. обл. тип., 2003. — 272 с.
6. Квятковский, А.П. Поэтический словарь. - М.: «Сов энциклопедия», 1966. -376 с.
7. Копылова, Н.И. Трактовка композиции лирического произведения в современном литературоведении // Поэтика литературы и фольклора. - Воронеж, 1980 . - С. 75-89
8. Кормилов, С.И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н.Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - С. 856-857
9. Левин, Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 464-480
10. Миронова, Е.Н. Субъектно-объектная организация и жанровый состав лирики А. Дементьева // Перспектива: сборник статей молодых ученых - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - № 15. - С. 106-111
11. Михайлов, А.В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия: в 9 томах / под. ред. А.А.Суркова. - Т. 5, 1968. -С. 306-308.
12. Савельева, В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.
13. Сафарова, Т.В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого: дис. . канд. филол. наук / Т.В. Сафарова. - Нерюнгри, 2002. - 189 с.
14. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: введение в курс. - М.: РГГУ, 2001. - 208 с.
15. Холшевников, В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения. - Л., 1991. -С. 5-49
16. Чумаков, Ю.Н. «Сон Татьяны» как стихотворная новелла // Русская новелла: Проблемы теории и истории. - СПб, 1993. - С. 83-105
17. Эпштейн, М.Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Никола-ева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 248
Сведения об авторе:
Миронова Елена Николаевна, редактор информационного отдела управления по средствам массовой информации Оренбургского государственного университета 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532)912261, e-mail: [email protected]