Научная статья на тему 'Новеллы Андрея Дементьева в контексте жанровой традиции'

Новеллы Андрея Дементьева в контексте жанровой традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1206
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Д. ДЕМЕНТЬЕВ / ЛИРИКА / ЖАНР / НОВЕЛЛА / СТИХОТВОРНАЯ НОВЕЛЛА / КОМПОЗИЦИЯ / СЮЖЕТ / ПЕРСОНАЖИ / A.D. DEMENTYEV / LYRICS / GENRE / NOVEL / NOVEL IN VERSE / COMPOSITION / PLOT / CHARACTERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миронова Е. Н.

В статье рассматриваются сюжетные стихотворения А.Д. Дементьева разных лет, которые анализируются с точки зрения жанрового содержания. Анализ тем, композиции, системы персонажей, сюжета, времени, формы субъектной организации позволяет квалифицировать данные стихотворения как стихотворные новеллы. Устанавливается своеобразие новелл Дементьева в контексте жанровой традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDREI DEMENTYEV’S NOVELS IN THE CONTEXT OF GENRE TRADITION

This article discusses A.D. Dementiev’s narrative poem different years, which are analyzed in terms of genre content. Analysis by composition of characters, plot, time, form of subjective data organization qualifies as a poem poetic novella. Fits originality Dementiev’s novels in the context of genre tradition.

Текст научной работы на тему «Новеллы Андрея Дементьева в контексте жанровой традиции»

Миронова Е.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: mironova.lenochka2012@yandex.ru

НОВЕЛЛЫ АНДРЕЯ ДЕМЕНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются сюжетные стихотворения А.Д. Дементьева разных лет, которые анализируются с точки зрения жанрового содержания. Анализ тем, композиции, системы персонажей, сюжета, времени, формы субъектной организации позволяет квалифицировать данные стихотворения как стихотворные новеллы. Устанавливается своеобразие новелл Дементьева в контексте жанровой традиции.

Ключевые слова: А.Д. Дементьев, лирика, жанр, новелла, стихотворная новелла, композиция, сюжет, персонажи

Долгое время новелла изучалась учеными в ряду прозаических жанров. До сих пор в современных литературоведческих словарях не дается определение новеллы как лирического жанра, она рассматривается в качестве прозаического произведения. В «Краткой литературной энциклопедии» новелла определяется как «литературный жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом» [11: 306]; «Литературный энциклопедический словарь» к новелле относит «малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью» [17: 248]. «Литературная энциклопедия терминов и понятий» при определении новеллы делает отсылку к статье «Рассказ» [8]. В «Поэтическом словаре» Квятковского [6] понятие «новелла» и вовсе отсутствует. Тем не менее, в XX веке появляются исследования, посвященные стихотворной новелле. Одним из первых об этом явлении пишет Ю.Н. Чумаков в работе «Сон Татьяны» как стихотворная новелла»: «К 1830-м годам в русской литературе в самом разгаре размывание старых жанров и становление новых. Проза влияет на поэзию, поэзия - на прозу. Было бы даже странно не увидеть кругом ни одной отдельной или вставной стихотворной новеллы» [16: 84]. Помимо рассмотрения самого «Сна Татьяны» исследователь делает общие замечания по поводу развития новеллы, а также приводит основные жанровые признаки новеллы, а именно: простая фабула с одной фабульной нитью; твердая концовка; развитие новеллы в повествовании; прием обрамления; законченность произведения и др.

Действительно, вследствие прозаизации лирики в XIX веке появляется новый жанр - стихотворная новелла, - который был исследован И.А. Дымовой в диссертации «Стихотворные новеллы Н.А. Некрасова в контексте жанровых тенденций поэзии середины XIX века». Она дала определение новеллы как «лиро-эпического произведения с наличием сюжета, нескольких персонажей, наделенных поступками и переживаниями, портретной характеристикой, а также диалогической и монологической речью» [3:3], исследовала структуру новелл Н.А. Некрасова, для чего в качестве фона привлекла новеллы

Н.П. Огарева и Я.П. Полонского. Помимо новелл середины XIX века Дымовой начато исследование новелл XX века. В настоящее время описаны стихотворные новеллы Р. Рождественского (И.А. Дымова, О.О. Клишина) и В. Высоцкого (Т.В. Сафарова[13], В.А. Зайцев[5]). В работе И.А. Дымовой, О.О. Клишиной «Персонажи в стихотворных новеллах Роберта Рождественского (в сравнении с новеллами Владимира Высоцкого)»^] впервые поставлен вопрос о наличии жанра стихотворной новеллы в творчестве Рождественского и проведен анализ ее персонажей. Расцвет творчества этих поэтов пришелся на вторую половину XX века; именно в этот период начинает свой творческий путь крупнейший поэт современности А.Д. Дементьев, в творчестве которого определенное место занимают сюжетные стихотворения - новеллы.

Исследование сюжетных стихотворений выполнено по двум изданиям поэта [1], [2]. В соответствие с определением И.А. Дымовой к новеллам мы отнесли следующие стихотворения поэта: «А мне приснился сон», « - Ну что ты плачешь медсестра?..», «Лермонтов и Варенька Лопухи-

на», «Наполеон», «Подсолнух», «Встреча Пушкина с Анной Керн», «Кинжал», «Московская хроника», «Встреча в Дюссельдорфе», «Мне приснился мой старший брат...», «Перебираю в памяти те дни...». Тематика новеллистических произведений достаточна разнообразная: любовь («Лермонтов и Варенька Лопухина», «Подсолнух», «Встреча Пушкина с Анной Керн»), события прошлого («Кинжал», «Перебираю в памяти те дни.»), война ( «- Ну что ты плачешь медсестра?..», «Мне приснился мой старший брат.»), верность родине («Встреча в Дюссельдорфе»).

И.А. Дымова новеллы Некрасова рассматривает в таких аспектах, как субъектный строй, пространство и время, сюжет, система персонажей, стиховая организация. К аспектам исследования Дымовой мы добавили вопрос о композиции. Таким образом новеллы Дементьева мы будем анализировать по следующему плану:

1. композиция;

2. система персонажей;

3. сюжет;

4. время;

5. форма субъектной организации.

Композиция лирического произведения

всегда представляла особый интерес для исследователей. Н.И. Копылова в статье «Трактовка композиции лирического произведения в современном литературоведении» [7] анализирует подходы ученых к ее пониманию и выделяет три основных интерпретации: текстовое или речевое понимание, специфическое соотношение изобразительного и выразительного начал, принципы образно-смысловой организации лирического стихотворения. В.Е. Холшевников к композиции лирического произведения относит «содержание»: последовательность изображения чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, стихотворный размер, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы» [15:7]. Вследствие этого он пишет, что композиция лирического произведения бывает двух видов -композиция строфическая и композиция тематическая. Классификацию Холшевникова можно соотнести с определениями внутренней и внешней композиции, которую дает В.В. Савельева [12].

Составляющими внешней композиции лирического произведения являются заглавие, посвящение, эпиграф, строфика, графические и визуальные компоненты.

Все новеллы Дементьева имеют небольшой объем, они строфичны, делятся на части (четы-рехстишия, шестистишия). В подавляющем большинстве имеют заголовок, который подготавливает читателя к основному содержанию. «А мне приснился сон» - рассказ о сне, увиденном автором, «Встреча в Дюссельдорфе» -встреча двух русских, «Наполеон» - фрагмент из жизни полководца.

Некоторые стихотворения имеют посвящения: «А мне приснился сон» - И.Л. Андроникову, «- Ну что ты плачешь медсестра?..» - Б. Н. Полевому. Только у одной новеллы - «Кинжал» - есть эпиграф. Это слова самого автора - пояснение о причинах дуэли и смерти Лермонтова: «Как известно, ссора Лермонтова с Мартыновым произошла в доме генерала Верзилина после безобидной шутки поэта по поводу мартыновского кинжала. Не поняв юмора и не приняв извинений, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль» [2:38]. В самом тексте эпиграф получает яркое художественное воплощение. В стихотворении обыгрывается тема ссоры Лермонтова с Мартыновым, в результате которой поэт погибает. В новелле четко прорисовываются композиционные части: завязка - Мартынов приобретает кинжал, развитие действия - бал, на котором он кичится своим приобретением, кульминация - шутка Лермонтова по поводу кинжала, развязка - дуэль. В качестве реалий Дементьев использует фразы «пятигорский свет», «горец», «генеральский дом», «девичий смех» и т.д.

В.В. Савельева пишет: «Внутренняя композиция включает в себя различные виды композиций, которые и осмысляют основные закономерности художественного мира, воплощенного в конкретном художественном тексте» [12:27]. Таким образом, к внутренней композиции мы относим систему персонажей, сюжет, время, форму субъектной организации.

Во всех новеллах поэта присутствуют персонажи: главные герои и окружающий их фон. «Фоном» могут выступать отдельные лица, либо толпа. В стихотворении «Кинжал» два главных героя - Михаил Лермонтов и Нико-

лай Мартынов, которых окружают второстепенные персонажи. Они не названы прямо в тексте, автор лишь несколько раз вскользь упоминает о них:

Ибо в Пятигорске Думали с тех пор,

Что кинжал за храбрость Получил майор.

И хоть добродушен Был девичий смех.

Но ведь над майором,

Да еще при всех.

В новелле «Московская хроника» Дементьев вводит второстепенного персонажа - старушку с цветами, чтобы наиболее полно передать атмосферу города. Два главных героя, старушка с ведром ромашек, случайная встреча в метро завязываются в тесный узел, образуя сюжетную линию стихотворения.

Героям новелл Дементьева не дается четких характеристик, довольно часто у них отсутствует прямая речь («А мне приснился сон.», «Кинжал», «Встреча в Дюссельдорфе»). В новеллах « - Ну что ты плачешь медсестра?..», «Московская хроника», «Перебираю в памяти те дни.», «Подсолнух», «Лермонтов и Варенька Лопухина» даны отдельные реплики персонажей:

Вдруг, как назло, остановился трактор,

И, поперхнувшись, песню потушил...

— Отсеялись! — Ругнулся парень. — Так-

то!

Видать, свинью механик подложил. («Подсолнух»)

Одна из новелл « - Ну что ты плачешь медсестра?..» повествует о времени войны. Действующими лицами здесь являются бывшие солдаты и военная медсестра, которые через много лет после войны встретились за одним столом. Поэт несколько раз подчеркивает, что события войны, подвиг солдат не забыты:

- Вон там в углу сидят солдаты -Давайте выпьем за солдат.

В новелле помимо этого есть еще несколько высказываний. В самом начале это диалог старого солдата и медсестры, в название новеллы вынесена прямая речь; в середине стихотво-

рения - уважительное обращение молодых людей к солдатам.

Новеллы А. Дементьева имеют ослабленный сюжет, как правило это описание одного эпизода из жизни. Так, во «Встрече в Дюссельдорфе» -рассказ о поездке, «- Ну, что ты плачешь, медсестра?» - солдатское застолье. Эта новелла построена на противопоставлении: война-пляска, грусть-радость, старость-молодость. Действие новеллы несколько раз уносится в прошлое, в события войны. Это привносит в стихотворение ноты меланхолии, читателю легче понять происходящее: на войне погибло много достойных людей, но эти смерти были во имя будущего, чтобы внуки могли беззаботно жить и растить нынешнее поколение. В другой новелле - «Московской хронике» - мы видим мимолетную встречу двух влюбленных:

Вдруг ты вошла и тихо села около,

Как будто мы расстались лишь вчера.

Автор жизненно и точно описывает окружающую действительность: троллейбус, Сокол, июль, жара, билеты, метро, ромашки, ведро -этот антураж помогает читателю «увидеть» происходящее.

При исследовании организации сюжета следует особо сказать о концовке. Существует точка зрения, что именно новелла с неожиданной концовкой представляет собой нормативный эталон жанра. Н.Д. Тамарченко считает, что в конечном счёте вся новелла задумана как развязка [14]. Однако новеллы поэта лишены неожиданной концовки, вместо этого в них ярко выражен призыв к обществу, возникает публицистичность, что не является характерным для новелл XX века:

Две горьких жизни.

Два конца.

И смерть их чувства уравняла,

Когда у женского лица

Свеча поэта догорала

(«Лермонтов и Варенька Лопухина»)

См. также финал новеллы «Кинжал», где финальным аккордом звучат последние строки стихотворения: «Но молчало Небо. / И зверело зло».

В.В. Савельева считает, «что художественное время - это одновременно и взгляд на проблему времени (авторов, героев) и само время, остановленное и воспроизведенное в художе-

ственном тексте» [12:111]. Тексты Дементьева мы анализировали по второму критерию. В новеллах поэта фигурирует два типа времени: прошедшее и онейрическое (время сновидений). Очень часто в дементьевских новеллах настоящее время перекликается с прошедшим, уходит в прошлое, в воспоминания. Самим героям свойственно задумываться о том, что уже прошло («Перебираю в памяти те дни.», « - Ну что ты плачешь медсестра?..», «Подсолнух»). Мотив сна встречается в таких стихотворениях как «А мне приснился сон.», «Мне приснился мой старший брат.»:

А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен...

Все было очень просто: у Троицкого моста он встретил Натали. Их экипажи встали, она была в вуали, в серебряной пыли...

В процитированном выше тесте присутствует местоименно выраженный субъект повествования (мне). Но таких форм субъектного присутствия у Дементьева немного. Характерным признаком дементьевских новелл является отсутствие выраженного субъекта и объекта повествования. Зато в новеллах присутствуют герои ролевой лирики: исторические лица (Наполеон, Лермонтов, Пушкин), влюбленные, близкие люди (сын, старший брат). Они являются производителями действия. У Ю.И. Левина в статье «Лирика с коммуникативной точки зрения» такой принцип построения обозначается моделью А - А. Он описывает данную модель как состоящую из двух пустых членов коммуникации. В текстах такого типа «фигура реального автора - ввиду отсутствия эксплицитного я - малозначима. Имплицитный автор выступает как обобщенный представитель человечества», а имплицитный адресат представляет собой «ну-

левое лицо», в таком типе лирики предполагается «максимальная обобщенность как отправителя, так и получателя сообщения» [9: 472]. По нашим наблюдениям почти все новеллы построены по данной модели, так как именно она является характерной для сюжетной лирики:

А это было в день приезда.

С ней говорил какой-то князь.

«О боже! Как она прелестна!»

-Подумал Пушкин наклонясь.

Как мы показали в предыдущей работе [10], данная модель характерна для стихотворений многих жанров Дементьева («Беловежская пуща», «Пришла весна.», «В любви мелочей не бывает.», «Двести лет спустя.», «Иронические стихи», «Два лебедя», «Гроза была признанием в любви.», «На булавке бьется стрекоза.» и др.).

Итак, проанализировав ряд стихотворений А.Д. Дементьева с точки зрения композиции, системы персонажей, сюжета, времени, формы субъектной организации и рассмотрев полученные результаты в контексте жанровой традиции, можно сделать следующие выводы. Вывод первый: наличие сюжета, системы персонажей, наделенных в ряде случаев прямой речью, позволяет квалифицировать данные стихотворения как стихотворные новеллы, которые вполне могут быть поставлены в один ряд с новеллами середины XIX века (Н.А. Некрасов, Н.П. Огарев, Я.П. Полонский) и середины XX века (Р. Рождественский, В. Высоцкий). Вывод второй: новеллы Дементьева в контексте жанровой традиции представляют особую жанровую модификацию, характеризующуюся частотным третьеличным повествованием, отсутствием неожиданной концовки и наличием ярко выраженной публицистичности. Вывод третий: поэтика новелл отражает индивидуальность всей лирики Дементьева.

23.01.2014

Список литературы:

1. Дементьев, А.Д. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. - М.: Худож. лит., 1985. - 440 с.

2. Дементьев, А.Д. Нет женщин нелюбимых. - М.: ЭКСМО, 2009. - 624 с.

3. Дымова, И.А. Стихотворные новеллы Н.А.Некрасова в контексте жанровых тенденций поэзии середины XIX века: автореф. дис. . канд. филол. наук / И.А.Дымова. - Самара, 2003. - 23 с.

4. Дымова, И.А., Клишина О.О. Персонажи в стихотворных новеллах Роберта Рождественского (в сравнении с новеллами Владимира Высоцкого) // Литература в контексте современности: материалы II Международной научной конференции. Челябинск, 2005 г.: в 2 ч. - Челябинск: Из-во ЧПГУ, 2005. - Ч. II - 271 с.

5. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: поэтика, жанры, традиции. - М.: Твер. обл. тип., 2003. — 272 с.

6. Квятковский, А.П. Поэтический словарь. - М.: «Сов энциклопедия», 1966. -376 с.

7. Копылова, Н.И. Трактовка композиции лирического произведения в современном литературоведении // Поэтика литературы и фольклора. - Воронеж, 1980 . - С. 75-89

8. Кормилов, С.И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н.Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - С. 856-857

9. Левин, Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 464-480

10. Миронова, Е.Н. Субъектно-объектная организация и жанровый состав лирики А. Дементьева // Перспектива: сборник статей молодых ученых - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - № 15. - С. 106-111

11. Михайлов, А.В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия: в 9 томах / под. ред. А.А.Суркова. - Т. 5, 1968. -С. 306-308.

12. Савельева, В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.

13. Сафарова, Т.В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого: дис. . канд. филол. наук / Т.В. Сафарова. - Нерюнгри, 2002. - 189 с.

14. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: введение в курс. - М.: РГГУ, 2001. - 208 с.

15. Холшевников, В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения. - Л., 1991. -С. 5-49

16. Чумаков, Ю.Н. «Сон Татьяны» как стихотворная новелла // Русская новелла: Проблемы теории и истории. - СПб, 1993. - С. 83-105

17. Эпштейн, М.Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Никола-ева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 248

Сведения об авторе:

Миронова Елена Николаевна, редактор информационного отдела управления по средствам массовой информации Оренбургского государственного университета 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532)912261, e-mail: mironova.lenochka2012@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.