Научная статья на тему 'Новая Стратегия развития информационного общества в России: новые технологии, новые требования, новые перспективы'

Новая Стратегия развития информационного общества в России: новые технологии, новые требования, новые перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CUSTOMS TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / CLOUD COMPUTING / ТУМАННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / FOG COMPUTING / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / INTERNET OF THINGS / РОБОТОТЕХНИКА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / ROBOTIC TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальников Игорь Алексеевич, Варюхин Валерий Владимирович, Малахова Юлия Александровна

В статье рассмотрены новые информационные технологии, требования к их применению, а также перспективы развития в России информационного общества, представленные в «Стратегии развития информационного общества РФ на 20172030 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 № 203. Авторами утверждается, что использование новейших информационных технологий в экономической, политической и социальной сферах приведет к переходу страны на новую ступень развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA: NEW TECHNOLOGIES, NEW REQUIREMENTS, NEW PERSPECTIVES

The article considers new information technologies, requirements for their application, as well as the prospects for the development of the information society in Russia, presented in the “Strategy for the Information Society Development in the Russian Federation for 2017-2030” approved by Presidential Decree No. 203 of May 9, 2017. The authors state that use of the latest information technologies in the economic, political and social spheres will lead to the country's transition to a new stage of development

Текст научной работы на тему «Новая Стратегия развития информационного общества в России: новые технологии, новые требования, новые перспективы»

t* S

X

<

со

О

го

£ из О О

(-4

W

=3 и 3 со

W

£ О

С

УДК 004.77:378.147

новая стратегия развития информационного общества в роССИИ: новые технологии, новые требования, новые перспективы

Сальников Игорь Алексеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры информатики и информационных таможенных технологий, к.т.н., e-mail: [email protected]

Варюхин Валерий Владимирович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий, к.ф.-м.н., e-mail: [email protected]

Малахова Юлия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, юридический факультет, студент 2 курса, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены новые информационные технологии, требования к их применению, а также перспективы развития в России информационного общества, представленные в «Стратегии развития информационного общества РФ на 20172030 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 № 203. Авторами утверждается, что использование новейших информационных технологий в экономической, политической и социальной сферах приведет к переходу страны на новую ступень развития

Ключевые слова: информационное общество; информационные технологии; таможенные технологии; образовательные технологии; облачные вычисления; туманные вычисления; Интернет вещей; робототехника; искусственный интеллект

NEW STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA: NEW TECHNOLOGIES, NEW REQUIREMENTS, NEW PERSPECTIVES

Salnikov Igor A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy, Professor of the Informatics and Information Customs Technologies Department, Candidate of Technical Science, e-mail: [email protected]

Varyukhin Valery V.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy, Associate Professor of the Informatics and Information Customs Technologies Department, Ph.D., e-mail: [email protected]

Malakhova Julia A.

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy, Faculty of Jurisprudence, 2-year student, e-mail: [email protected]

The article considers new information technologies, requirements for their application, as well as the prospects for the development of the information society in Russia, presented in the "Strategy for the Information Society Development in the Russian Federation for 2017-2030" approved by Presidential Decree No. 203 of May 9, 2017. The authors state that use of the latest information technologies in the economic, political and social spheres will lead to the country's transition to a new stage of development

Keywords: information society; information technologies; customs technologies; educational technologies; cloud computing; fog computing; Internet of Things; robotic technology; artificial intelligence

Для цитирования: Сальников И.А., Варюхин В.В., Малахова Ю.А. Новая стратегия развития информационного общества в России: новые технологии, новые требования, новые перспективы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 118-124.

Интернет за последние 20 лет стал важнейшей движущей силой развития общества и площадкой для внедрения новых информационных технологий. На его основе возникло множество инновационных проектов и направлений в экономике, социальной сфере и других отраслях человеческой деятельности. Президент РФ подписал Указ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» (далее - Стратегия) [1]. Эта Стратегия существенно развивает положения, представленные в предыдущих нормативных документах, относящихся к построению «информационного общества»

в России [2, 3]. Стратегия как нормативно-правовой акт изобилует большим количеством новой терминологии, изучение которой является необходимостью для любого заинтересованного человека. Читатель сталкивается с такими понятиями, как облачные вычисления, туманные вычисления, Интернет вещей, робототехника и искусственный интеллект. Рассмотрим подробнее каждую из этих технологий и оценим их перспективность.

Прежде всего, «облачные вычисления» - термин, казалось бы, известный с 2012 года, но лишь в данной Стратегии читатель видит целевое предназначение данной системы в информационном

развитии. «Облачные вычисления» (англ. Cloud Computing) - наиболее перспективная интенсивно развиваемая и развивающаяся в последнее время область автоматизации, виртуализации IT-процессов. Ведущие компании мира, такие как «Microsoft», «Google», «Amazon» для более чем 70 % решений используют «облачные вычисления». Иными словами, это способ доступа к внешним информационно-вычислительным ресурсам в виде Интернета и Интернет-сервиса, при котором пользователь применяет инфраструктуру «облака». Описываемая система обеспечивает удаленный автоматически распределенный доступ к выделенным ресурсам (данным, программам, времени и памяти) через компьютер пользователя.

«Облака», «облачные вычисления» позволяют снижать сложность IT-систем за счет эффективно управляемых и доступных по запросам пользователей сервисов виртуальной инфраструктуры.

В п. 30 Стратегии отмечено, что целевым предназначением данных систем является предоставление безопасных и технологически независимых программных обеспечений и сервисов. Ведь именно «облако» помогает обработать большие объемы информации, которые необходимы для создания российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления.

«Туманные вычисления» - взаимосвязанный с «облачными вычислениями» элемент, заявивший о себе в 2016 году. Это архитектура системного уровня для расширения облачных функций хранения, вычисления и сетевого взаимодействия. Концепция предполагает обработку данных на конечных устройствах сети (компьютерах, мобильных устройствах, датчиках, смарт-узлах и тому подобном), а не в облаке. Преимуществом туманных вычислений является снижение объема данных, передаваемых в «облако», что уменьшает требования к пропускной способности сети, увеличивает скорость обработки данных и снижает задержки в принятии решений. Туманные вычисления решают ряд самых распространенных проблем, среди которых:

- высокая задержка в сети;

- разрывы связи;

- высокая стоимость полосы пропускания;

- непредвиденные сетевые заторы;

- большая географическая распространенность систем и клиентов [4].

По данным газеты «Коммерсантъ» от 01.07.2016 [5], Администрация Президента России направила в Минкомсвязи, Минпромторг, «Ростелеком» и Агентство стратегических инициатив (АСИ) письмо за подписью В.В. Путина на тему развития «туманных вычислений» в России с целью сбора сервисов, приложений и больших

объемов данных в единое целое и объединение с сетями нового поколения. «Коммерсантъ» сообщает, что Минпромторг обратился к нескольким российским технологическим компаниям с просьбой предоставить экспертизу проекта. В частности, соответствующую просьбу министерство направило компании «Т-Платформы», которая занимается разработкой вычислительной техники.

В Стратегии отражено, что туманные вычисления - это лишь одно из направлений деятельности информационных и коммуникационных технологий. В данной сфере Россия отстает от передовых в информационном отношении стран на несколько лет. Так, мировые IT-компании еще в 2015 году приняли решение объединить усилия, создав организацию OpenFog Consortium, целями которой стали развитие «туманных вычислений», создание соответствующей архитектуры, реализация пробных проектов, налаживание совместимости продуктов и связи с «облачными вычислениями» для разработки решений в области «Интернета вещей» [6].

«Интернет вещей» также является одной из перспективнейших технологий настоящего времени. Обратившись к словарю терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу, мы найдем следующее определение: «Интернет вещей» — это концепция вычислительной сети физических объектов, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей, как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающие из части действий и операций необходимость участия человека. В Стратегии можно найти подобное определение, трудное, на первый взгляд, для понимания. Говоря иными словами «Интернет вещей» — это некая сеть, в которую объединены различные материальные объекты. Причём подразумевается любая реальная вещь: автомобиль, утюг, мебель, чайник. Все они могут «общаться» друг с другом без участия человека при помощи передаваемой ключевой информации [6].

Сейчас подобная технология кажется почти нереальной, но с каждым годом прогресс в области информационных технологий приближает человечество к совершенно новому уровню развития.

Главными особенностями «Интернета вещей» являются:

— постоянное сопровождение повседневных действий человека;

— действия техники происходят прозрачно, ненавязчиво, с ориентацией на результат;

— человек указывает только то, что должно получиться, а не как это сделать.

Самыми известными примерами воплощения концепции Интернета вещей являются технологии «умный дом» (автоматическое и автоматизированное управление инженерными коммуникациями и бытовыми приборами с целью оптимизации

использования ресурсов и обеспечения комфорта, средствами жизнеобеспечения и безопасности), «умный транспорт» (помощь водителю в управлении, включая полную автоматизацию управления автомобилем, управление безопасностью транспортных потоков). Другими перспективными областями внедрения концепции Интернета вещей являются торговля и финансовые услуги (оплата услуг и покупок, управление запасами), здравоохранение (мониторинг физического состояния человека, автоматический вызов врача, выдача врачебных консультаций), управление производством (мониторинг состояния технического оборудования, выдача рекомендаций по замене деталей оборудования, контроль качества продукции) и так далее.

Рассмотрим такую важную сферу развития информационных технологий, как робототехника. Опираясь на работу Н.И. Комкова и Н.Н. Бондаревой «Перспективы и условия развития робототехники в России» [7], можно конкретизировать следующее:

1. По оценкам Всемирного экономического форума (ВЭФ), по состоянию на 2016 год, размывание границ между физической, цифровой и биологической сферами эквивалентно Четвертой промышленной революции («промышленность 4.0»), и роботизация - ее неотъемлемая часть.

2. В рамках ВЭФ был озвучен прогноз, что в цифровой формат будет переходить почти вся без исключения человеческая деятельность, и это сегодня становится новым вызовом для Российской Федерации.

К автоматизации и роботизации в мире относятся как к критическим, прорывным, перспективным, инновационным областям исследований и инструментам (методам, способам) повышения эффективности производства, труда, конкурентоспособности продукции и услуг, насыщения рынка новыми товарами и удовлетворения трансформирующихся потребностей человека.

3. Для мирового бизнеса роботизация стала технологически новым способом наращивания капитала, для правительств - более эффективным способом решения политических и социально-экономических задач своих стран, для населения - возможностью сократить инвестиции и затраты своего труда в обмен на приобретение большего объема общественных и иных благ лучшего качества за меньшие деньги. Этот подход универсален для многих продвинутых рыночных экономик.

Затронув данный вопрос, невозможно обойти стороной Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 года (далее - Прогноз) [2]. В данном документе впервые были отражены мега-задачи инновационного развития в сфере робототехники. Кроме того, были определены следующие возможности, связанные с научно-техническим развитием в нашей стране:

1. Экономические:

- переход к экономике, основанной на информации;

- смещение центров разработки новых технологий и их производство за пределы развитых стран;

- внедрение так называемого электронного правительства, электронных государственных и социально значимых услуг, обеспечение унифицированного межведомственного взаимодействия;

- углубление кооперации в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) между университетами и коммерческими компаниями;

- развитие электронной коммерции, создание законодательных и технологических механизмов для электронных транзакций, позволяющих создать логический блок, объединяющий одну или более операций в базе данных;

- использование более экономичных моделей 1Т-инфраструктуры;

- рост роли ИКТ в обеспечении деятельности государственного и муниципального управления;

- развитие рынка мобильных и социальных приложений, игр с высоким коммерческим потенциалом;

- рост ИКТ-специализаций и количества ИКТ-сотрудников в смежных отраслях экономики и так далее.

2. Научно-технологические:

- исследования в области коммуникационных инфраструктур с терабитовыми скоростями передачи информации;

- защита компьютерных инфраструктур;

- разработка перспективных средств и программных систем защиты данных; языков и систем программирования, реализующих новые парадигмы;

- разработка систем машинного обучения;

- разработка новых принципов биометрической идентификации, обработки, интеграции и анализа мультимодальных биометрических данных и другое [2].

Перспективные направления научных исследований, отраженные в Прогнозе, охватывают все сферы жизни человека, а рассматриваемый Указ Президента РФ № 203, в данном случае существенно дополняет его в отдельных частях. Определившись с желаемым результатом, а именно, с желаемым уровнем развития информационных технологий, все же остается открытым вопрос, в каком направлении следует двигаться, чтобы достичь подобных целей?

За ответом следует обратиться к части 2 Стратегии, в которой сказано, что только повышение эффективности государственного управления, развитие человеческого потенциала, формирование цифровой экономики и так далее способствуют в достижении главных целей Стратегии. Хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом

виде, обработка больших объемов, использование результатов анализа которых, по сравнению с традиционными формами хозяйствования, позволят существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Глобальные изменения затронут не только сферу производства, технического оборудования, продажи и доставки товаров и услуг, но и юридические конструкции в структуре права. Реакция юридического сообщества на расширение высокотехнологичного сектора в правовых отношениях довольно противоречивая. Одни специалисты категорически против изменений, считая, что традиции в праве гораздо важнее оформления новых тенденций, а ценность - именно в балансировке новых явлений хорошо проверенными юридическими инструментами. Кто-то, напротив, говорит о необходимости очень быстрой реакции права на меняющийся мир. Есть, наконец, эксперты, которые вообще ставят под сомнение состоятельность традиционных правовых механизмов регулирования в современном высокотехнологичном мире. О данных противоречиях поведал Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, во время своего выступления на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге в 2017 году [8]. На форуме были подняты многие вопросы и среди них:

- внедрение новых алгоритмов правового регулирования;

- интеграция цифровизации на все правовое поле, включая основные юридические понятия;

- роль искусственного интеллекта в регулировании межчеловеческих коммуникаций.

Несмотря на полномасштабное внедрение информационных технологий во все сферы жизни, вопрос о замене полноценных юристов искусственным интеллектом не рассматривается, - заявил Д.А. Медведев. Свою убежденность он подкрепил цитатой Стивена Хокинга - «...даже если машины обеспечат всех нас материальными благами, в которых мы нуждаемся, распределять эти блага все равно будут люди». Далее Д.А. Медведев со всею уверенностью заявил, что никакой альтернативы праву как механизму достижения справедливости и стабильности в обществе просто не существует [8]. Тем не менее, с приходом 1Т-технологий существенно изменились способы распространения правового контента, межведомственных коммуникаций, ведения диалога с клиентами и, что особенно важно -диалога с судом. Справочно-правовые системы, автоматизированные рабочие места, электронные документы - подобные 1Т-решения уже прочно вошли в нашу жизнь.

В других сферах прогресс по внедрению искусственного интеллекта более очевиден. Теоретическими разработками в настоящий момент активно занимается Российская ассоциация искусственного

интеллекта. Наиболее приоритетными оказываются следующие темы:

- проблемы искусственного интеллекта;

- технология управления гетерогенными системами обработки информации в особых режимах;

- нечеткие системы, мягкие вычисления и интеллектуальные технологии-2017;

- биоинспирированные подходы в групповой робототехнике на пути к социальному поведению роботов. Рассматривается возможность социальных отношений внутри групп роботов, что позволит получить качественно новые свойства групповых систем.

Новой темой для внедрения стала система блокчейн, представляющая собой четко структурированную базу данных с определенными правилами построения цепочек транзакций и доступа к информации, которая исключает кражу данных, мошенничество, нарушение имущественных прав и так далее.

Возможность применения данной технологии определила ряд преимуществ, в частности, в сфере государственного управления. В работе «Перспективы использования технологии блок-чейн таможенными органами Российской федерации» Т.А. Нигматулин, А.И. Краснова и А.А. Лав-ринович установили, что данная система обеспечит безопасность и анонимность конфиденциальных данных в среде общего доступа. Синхронизация при этом между всеми участниками базы данных и распределенность записей, которые хранятся участниками локально, в качестве основных источников информации, будет происходить автоматически [9].

Другие аспекты применения технологии блок-чейн были затронуты на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге. В своей беседе И.А. Дроздов, Председатель правления фонда «Сколково» и П. Таска, директор Центра технологий блокчейн обсудили проблемы, возникающие при внедрении указанной технологии во все экономические системы. В разговоре было подчеркнуто, что несмотря на наличие перспективной технологии, существующая в нашей стране правовая база не может решить проблем установления личности в блокчейне, в особенности, если речь идёт о международных транзакциях. «Когда поставщик услуг - машина, а не человек, непонятно, как её регулировать. Вероятность, что блокчейн заменит нотариусов или регистраторов, существует. Но сложности, опять же, будут лежать в области права. Как взять актив и перевести в систему блокчейн? Оцифровать его? Однозначного решения не существует», - подчеркнул господин Таска [8].

Множество нерешенных вопросов по оптимизации процесса внедрения новейших информационных систем снова отправляют нас к Стратегии, в которой, как уже подчеркивалось, создание и применений таких технологий, как робототехника, искусственный интеллект и блокчейн являются

приоритетными для российских компаний на ближайшие годы.

Определяя уникальность нового нормативно-правового акта, о котором речь идет в данной статье, следует провести краткую сравнительную характеристику Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (с изменениями и дополнениями) (далее - Программа) со Стратегией.

Говоря о робототехнике, Программа поставила задачи вовлечения бизнеса и населения в ускорение научных прорывов роботизации в нашей стране, в соответствии с чем для интеграции бизнеса и госпроектов поддержки рассматриваются возможности создания роботехнических пулов в РФ на базе предприятий-пионеров роботоотрасли, иностранных партнеров, вузов, НИИ и на других объектах [3]. Важно определить причины незаинтересованности бизнеса в роботах и стимулами ликвидировать или свести до минимума эти причины. Данная задача в рамках Программы не была выполнена в полном объеме, поэтому в новой Стратегии робототехника по-прежнему остается одним из основных направлений развития информационных технологий.

Следует учитывать, что робототехника является мультидисциплинарной и междисциплинарной наукой. Специалисты любой отрасли должны владеть компьютерными, интеллектуальными технологиями, современной схемотехникой, теорией управления, обработки информации, электротехникой, мехатроникой, моделированием, иностранными языками, экономическими знаниями. России как никогда требуются сейчас специалисты в области 1Т-технологий, тем не менее, «утечка умов» продолжает оставаться серьезным ограничением по формированию новых команд разработчиков роботов.

Одним из основных изменений в построении новой стратегии является приведение статистических данных за предшествующий год. В Стратегии отражены такие данные, как количество пользователей сети Интернет, количество подключенных к сети населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек, количество пользователей электронной системы предоставления государственных услуг и так далее. Статистика в данном случае позволяет не только оценить масштабы развития 1Т-технологии в РФ, но и определить значимость поставленных целей новой Стратегией, каковыми, как и прежде, являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие человеческого потенциала;

- защита и безопасность граждан;

- повышение эффективности государственного управления и другие.

В дополнение к вышеперечисленному можно отметить необходимость формирования новой среды, способствующей повышению эффективности технологических инструментов в экономической и социальной отраслях.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что отличительной особенностью данного документа является то, что Стратегия - это подробный план действий, направленный на всестороннее развитие в различных отраслях общества. Фундаментально рассматриваются способы увеличения конкурентоспособности между отечественными компаниями-разработчиками программных обеспечений и электронных баз, отказа от импортного информационного оборудования, кроме того рассматривается масштабный переход всех органов государственного регулирования на электронный документооборот, создание российского общесистемного и прикладного программного обеспечения и многое другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Стратегии представлен масштабный перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для достижения целей в выбранных направлениях, таких как: конвергенция сетей связи, искусственный интеллект, «облачные» и «туманные» вычисления, робототехника и биотехнологии, «интернет вещей» и «индустриальный интернет» и другие.

Достижение успеха в поставленных направлениях поможет вывести Российскую Федерацию на новую ступень развития информационных технологий.

Новая Стратегия предъявляет новые требования к программам обучения в высших школах. Возникает необходимость обучения новым технологиям, обозначенным в Стратегии, в таких дисциплинах, как информатика и информационные таможенные и иные технологии. Темы, которые обсуждались на Международном юридическом форуме, нацеливают специалистов данной и смежных областей на изменения в системе образования в области юриспруденции, а именно, на углубленное изучение новейших технологий.

Так, в Стратегии, например, читаем [1]: «Для формирования информационного пространства знаний необходимо:

- использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ;

- осуществлять разработку и реализацию партнерских программ образовательных организаций высшего образования и российских высокотехнологичных организаций, в том числе по вопросу совершенствования образовательных программ».

И далее, там же, в пункте 40, говорится, что «...основными задачами применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства являются:

б) создание различных технологических платформ для дистанционного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг», и ниже читаем: «Сформированы

национальные технологические платформы он-лайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, Национальная электронная библиотека. Граждане осведомлены о преимуществах получения информации, приобретения товаров и получения услуг с использованием сети «Интернет», а также имеют возможность получать финансовые услуги в электронной форме, онлайн-образование, услуги онлайн-медицины, электронных библиотек, государственные и муниципальные услуги».

Авторы данной статьи как преподаватели высшей школы с начала нового тысячелетия вовлечены в разработку, внедрение, развитие информационных технологий в образовательный процесс [10-20]. В Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии широко и глубоко внедрены в процесс обучения многочисленные информацтионные технологии, в частности, система под названием Электронная информационная образовательная система (ЭИОС) на основе платформы МООЭЬБ и другие информационные технологии [21]. При этом авторы осознают, что современные тенденции, в частности, новая Стратегия построения информационного общества в России потребует значительных усилий по приведению образования в соответствие с новыми требованиями, вызовами времени и потребностями государства.

В своем выступлении на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ'17) 2 июня 2017 года Президент РФ В.В. Путин сделал акцент на новейшие информационные технологии, отметив, что одним из ведущих приоритетов страны в настоящее время является «развитие экономики, прежде всего, цифровой» [23]. В свете этого выступления Президента РФ весьма своевременной и актуальной на данном форуме состоялась презентация Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в которой заметное внимание было уделено современным информационным технологиям, активно и масштабно внедряемым в ее деятельность. В соответствии с современными тенденциям и Стратегией-2030 следует ожидать, что, например, такие новейшие технологии, как «большие данные» в недалеком будущем найдут свое применение и в работе Федеральной таможенной службы.

Опираясь на то, что Президент РФ особо отметил в качестве основного условия выполнения задач Стратегии необходимость «добиться совершенствования образования на всех уровнях» с использованием и учетом современных информационных технологий, следует иметь в виду, что вопросы, отражающие внедрение Стратегии-2030 в жизнь российского общества, несомненно будут положены в основу образовательного и научного процесса в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобко-ва филиале Российской таможенной академии.

Библиографический список:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

4. «Туманные вычисления», 2016. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт Tadviser. URL: http://www. tadviser.ru/index.php (дата обращения: 22.05.2017)

5. Коломыченко М. Держи туман шире // Коммерсант. 01.07.2016. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3026303

6. «Интернет вещей: что это, зачем и как работает», 2016. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт Лайф-хакер. URL: https://lifehacker.ru/2016/06/03/internet-of-things-2/ (дата обращения: 22.05.2017).

7. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Перспективы и условия развития робототехники в России // Журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016.

8. Нигматулин Т.А., Краснова А.И., Лаврино-вич А.А. Перспективы использования технологии блокчейн таможенными органами Российской Федерации в целях повышения эффективности информационно-технического обеспечения выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 11-14.

9. Стенограмма выступлений Д.А. Медведева, И.А. Дроздова и П. Таска на VI Петербургском международном юридическом форуме, 2017. : Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/23074/ (дата обращения: 22.05.2017).

10. Сальников И.А., Сальников В.И. Новые принципы подготовки специалистов для Федеральной таможенной службы // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием 28-29 ноября 2013 года. СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала РТА, 2013.

11. Сальников И.А., Сальников В.И. Опыт управления вебинаром в системе дистанционного обучения: // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1 (57). С. 118-122.

12. Варюхин В.В. Борзенко Е.И., Дмитренко Н.А. Задачи автоматизации и компьютеризации преподавания иностранных языков и их реализация: Межд. науч-но-техн. конф. «Низкотемп. и пищев. технол. в XXI веке». СПб.: СПбГУНиПТ, 2001. С. 466.

13. Варюхин В.В. и др. Внедрение информационных технологий в обучение иностранным языкам в вузе // Высокие ИТ и качество образ. и науки: материалы XI Межд. научно-метод. конф. СПб: Изд. СПбГПУ, 2004. С. 192.

14. Варюхин В.В. и др. Об организационных аспектах учебного процесса при внедрении информационных технологий обучения иностранным языкам: «СТ0-2004». Т. 2. СПб.: Изд. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. С. 70-71.

15. Варюхин В.В., Каманина Г.И. Об особенностях методики обучения чтению на иностранном языке при применении информационных технологий: «СТО-2004». Т. 2. СПб.: Изд. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. С. 165-166.

16. Варюхин В.В., Каманина Г.И., Курчатова М.М. Работа с профессиональной лексикой при использовании информационных технологий обучения иностранным языкам.: «СТО-2004». Т. 2. СПб.: Изд. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. С. 176-177.

17. Варюхин В.В., Каманина Г.И. Мультимедийная программа тестового контроля и самоконтроля: 65-я научно-техническая конф. СПб. НТОРЭС. СПб., 2010. С. 387.

18. Варюхин В.В., Каманина Г.И. Мультимедийно-аудиторный курс «Shipbuilding English»: «СТО-2005». Т. 2. СПб.: Изд. СПб ГЭТУ, 2005. С. 98-99.

19. Варюхин В.В., Каманина Г.И. Освоение профессиональной лексики в вузе с использованием компьютерных информационных технологий: 65-я научно-техническая конф. СПб. НТОРЭС. СПб., 2010. С. 383-384.

20. Варюхин В.В., Каманина Г.И. Обучение переводу с применением компьютерных мультимедийных средств: 65-я научно-техническая конф. СПб. НТОР-ЭС. СПб, 2010. С. 385-386.

21. Электронная информационно-образовательная среда Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала РТА. : URL:http://sdo.spbrta.ru/

22. ПМЭФ'17 Петербургский Международный Экономический форум. 1-3 июня 2017. Программа. Официальный сайт ПМЭФ'17. URL: http://www.forumspb. com/ru/2017/sections/68/materials/351

23. ПМЭФ'17 Петербургский Международный Экономический форум. 02.06.2017. Пленарное заседание. Официальный сайт ПМЭФ'17. URL: https://forumspb. com/ru/2017/sections/68/materials/351/sessions/1933

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.