тий (походов и соревнований), а непосредственно сами туристы получать, естественно при личном желании, дополнительную возможность совершить путешествие и «заработать» кусочек масла на хлеб насущный.
Полагаем, что назрела необходимость создания аналогичного реестра кадров специалистов системы детско-юношеского туризма и краеведения по различным направлениям. Прежде всего, речь идет об инструкторах детско-юношеского туризма и краеведения, проводниках туристских маршрутов, инструкторах спортивного туризма, гидах-проводниках, экскурсоводах и др. Актуальность и востребованность такого реестра несомненна не только в регионах России, но и за рубежом - в Республике Казахстан, на Украине, в Белоруссии и других странах.
Примечания
1. Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации / авт.-сост. М. Ю. Васильев и В. В. Говор (разделы 9, 10 и 13). В работе над нормативным документом принимал активное участие В. Е. Сазонов. Ценные дополнения и замечания были даны: В. А. Валуевым, И. Е. Востоковым, В. Ю. Данько, И. А. Дроговым, А. Затонским, А. Лифано-вым, А. Ф. Харченко и Ю. Н. Федоровым. Москва, 8-10.12.2006 г.
2. Порядок ведения реестра кадров спортивного туризма и оформления удостоверений личности кадров спортивного туризма ФСТР (ТССР) / Настоящий порядок в версии 1 одобрен 6-8 апреля 2012 г. ЦКПК ЦМКК; Документ одобрен Советом ТССР 7 апреля 2012 г. и Президиумом ТССР 30 марта 2012. М., 2012
УДК379.8.091.4; 796.085
Янко Павлис, Ф. И. Собянин
НОВАЯ СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЯДЖЕНТ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ
На основе изучения литературы и педагогических наблюдений дается краткое описание истории, техники и основных правил новой спортивной игры «Яджент». Раскрывается педагогическая ценность новой спортивной игры и ее потенциал для физической подготовки обучающихся, их физического развития, оздоровления, нравственного воспитания.
On the base special literature and pedagogical supervision, there is given a short description of history, mechanism and the basic rules of the new sports game "Yadzhent". There is shown the pedagogical value of the new sports game and its potential for pupils' physical training, their physical development, improvement and moral education.
Ключевые слова: инновации, обучающиеся, спортивная игра, «Яд-жент», общеобразовательная школа, эффективность занятий, физическая культура, здоровый образ жизни.
Keywords: innovations, pupils, sports game, "Yadzhent", comprehensive school, classes efficiency, physical culture, healthy lifestyle.
В последние годы некоторые авторы отмечают, что в общеобразовательных школах увеличивается количество обучающихся, негативно относящихся к занятиям по предмету «физическая культура». Особенно это становится заметно в среднем звене и в старшем школьном возрасте. Данной проблеме уделяется определенное внимание, проводятся диссертационные исследования [1].
Одним из факторов, определяющих развитие указанной негативной тенденции, является сложившееся традиционное содержание дисциплины «физическая культура». Появление новых учебных программ по этому предмету, включающих базовый и региональный (и даже школьный) компоненты, соответствует духу времени, но содержательно не обеспечивает именно вариативную часть, которая зависит, прежде всего, от специалистов, работающих в данном регионе и в каждой конкретной школе. Появление третьего урока еще больше обостряет проблему внедрения новых методов работы, новых средств, методик, новых интересных для детей упражнений и игр. В связи с этим как в России, так и за рубежом обсуждается проблема повышения уровня двигательной активности обучающихся, включения различных новых средств, в том числе народных, спортивных и подвижных игр, которые бы повысили мотивацию учащейся молодежи к занятиям физической культурой и эффективность этих занятий [2].
Как известно, именно с этой целью изобретались ставшие теперь уже классическими такие спортивные игры, как баскетбол и волейбол.
Данная статья посвящена тоже новой спортивной игре, которая была разработана специально для обучающихся с целью по-
вышения эффективности физкультурных занятий и формирования у детей и молодежи устойчивой потребности к физической культуре, ведению здорового образа жизни.
«Яджент» - это инновация в физической культуре, новая спортивная игра, которую в 1986 г. изобрел один из авторов статьи, учитель технической школы имени Лукияна Мушицки (г. Темерин, Сербия) Янко Павлис. Название игры является производным от словосочетания «Я - джентльмен», потому что суть этой спортивной игры состоит в том, что от игроков требуется проявление благородства, тактичного взаимодействия в условиях соперничества. В содержание игры «Яджент» включаются элементы баскетбола, волейбола, гандбола, подвижных игр. Проводится она на обычной волейбольной площадке (9х18 м). На рисунке показана примерная расстановка игроков одной команды на площадке. Команда соперников располагается на площадке аналогично, но в зеркальном отражении.
Смысл игры заключается в том, чтобы команда (в ее составе 10-14 человек, включая равное количество девушек и юношей) попала волейбольным мячом в игроков команды соперника (юноши попадают только в юношей, девушки - в девушек). Выигрывает та команда, которая больше выбьет (запятнает мячом) игроков команды соперника.
Полный состав команды для игры располагается сразу на двух половинах волейбольной площадки (7 мальчиков и 7 девочек). Как показано на рисунке на левой половине площадки располагаются игровые пары (мальчик и девочка), которые перемещаются по площадке, защищают друг друга от бросков игроков команды соперника (вторая команда на рисунке не показана). Их всего может быть до 10 человек (5 пар). Они могут перехватывать мяч и делать передачу своим партнерам на правой половине поля, а также принимать передачи от своих партнеров (стрелками показаны варианты передачи мяча). Кроме того, играющие в парах имеют право самостоятельно атаковать игроков команды соперника, если возникает удобная ситуация для броска.
На правой половине площадки играют остальные 4 игрока (две девочки и два мальчика). Один из них (это обязательно девочка, ее называют «дама» или «королева») играет в очерченном круге, из которого она не должна выходить. Ее задача: либо точно бросать в игроков команды соперника (только в девочек), либо быстро передавать мяч своим партнерам (одна девочка и два мальчика), которые находятся за пределами правой половины площадки и, перемещаясь по периметру, тоже могут бросать мяч в игроков команды-соперницы или обмениваться передачами со своими партнерами, включая «даму».
Команда-соперница имеет аналогичную расстановку игроков. Все играющие (исключая «даму», играющую в круге) могут свободно перемещаться в любом направлении в пределах своей игровой площади.
Ценность игры в плане физического обучения школьников на занятиях по физической культуре очевидна, поскольку она включает двигательные действия разных видов спорта и физических упражнений. Кроме того, она требует движений всего тела, многих звеньев, которые обязательно должны активно действовать во время игры. Следует также учесть, что игра включает фактически все основные естественные движения человека - ходьбу, бег, прыжки и метания. Все это, а также абсолютная доступность техники основных приемов игры позволяет ее применять в среднем звене и старших классах, где учащиеся особенно нуждаются в смене ощущений, новизне двигательной деятельности на занятиях. В России были сделаны первые попытки обучения игре в младших классах.
В то же время достоверно известно, что в Сербии ученики младших классов вполне успешно обучаются этой игре. Можно предположить, что в ближайшем будущем на основе специальных исследований можно будет определить целесообразность внедрения игры и в младших классах.
Изучение техники игры «Яджент» показало, что в ее состав входят: ловля мяча, ведение мяча, передача мяча, броски мяча, а также техника взаимодействия с партнером в паре.
Ловля мяча (одной или двумя руками) осуществляется для того, чтобы произвести передачу или бросок в соперника. Если игрок поймал мяч, который передавал или бросал игрок команды соперника, то игра продолжается и мячом владеет команда, перехватившая мяч.
Ведение мяча обычно производится одной рукой для того, чтобы приблизиться к сопернику или партнеру по команде, выбрать удобную позицию для дальнейших действий. Во время ведения количество шагов и ударов мяча о пол не имеет ограничений (в отличие от ведения мяча в баскетболе или гандболе).
Передача мяча осуществляется одной или двумя руками. Ее особенность заключается в том, что игроку не обязательно выполнять передачу броском на далекие расстояния. Он может сделать передачу своему же партнеру, с которым играет в паре. Передач в «Ядженте» делается очень много, чтобы быстро среагировать на перемещения игроков соперника и определить, в кого бросать мяч - в девочку или мальчика.
Бросок - это важнейший элемент игры. Его цель - попадание мячом в игрока соперника. Он выполняется, как правило, в корпус, а также в ноги или руки. Бросок выполняется одной или двумя руками. Чаще он выполняется одной рукой, как в гандболе. Однако такой бросок успешнее может выполнить игрок старшего школьного возраста или взрослый человек, потому что ему легче будет обхватить и удержать волейбольный мяч одной рукой. Не считается попадание в игрока мячом, отскочившим от пола. В отдельных случаях бросок выполняется в виде удара по мячу, как в нападающем ударе по мячу в волейболе или в известной игре «картошка».
В содержание занятий в общеобразовательной школе следует вводить последовательно элементы техники игры в «Яджент», усложняя их с возрастом и увеличивая физическую нагрузку при выполнении игровых действий [3]. В 10-11-х классах дети уже могут
играть в полную силу, участвовать в школьных и межшкольных соревнованиях.
Педагогам необходимо инициировать детей к самодеятельной организации игры во время активного досуга, летнего отдыха, игры во дворах и т. п., чтобы закреплять умения выполнять технические действия и овладевать тактикой игры. Большие перспективы у данной игры для детей, увлекающихся туризмом. Как показали экспериментальные исследования, организованные в общеобразовательных школах Белгородской области, в том числе профилирующих спортивный туризм, с помощью игры в «Яджент» можно отрабатывать элементы взаимодействия между партнерами в команде, проверить их психологическую совместимость, организовывать активный отдых, при длительных передвижениях по туристским маршрутам снять физическую и психологическую нагрузку. Есть все основания считать, что обучение игре «Яджент» будет способствовать положительному «переносу» освоенных умений в другие спортивные и подвижные игры, различные упражнения.
Огромный потенциал имеет спортивная игра «Яджент» как средство воспитания. Это единственная игра, в которой соблюдаются следующие правила:
- во-первых, играется одной командой сразу на двух половинах площадки и требует тактичного обращения с партнерами (мальчиками и девочками) и соперниками;
- во-вторых, в команде большая часть игроков перемещается в парах (юноша и девушка), причем попеременно юноша должен защищать девушку от нападающих бросков соперников-юношей, а девушка - юношу от нападающих бросков соперников-девушек;
- в третьих, в игре участвует достаточно большое количество игроков, если команды играют в полном составе, то их на площадке 28 человек;
- в-четвертых, игра учит достойному, уважительному и адекватному отношению между игроками разного пола, возраста.
В правилах игры предусмотрены специальные наказания, карточки за сильный удар мячом, технические нарушения игры, жесткое обращение с соперниками, что позволяет регулировать поведение играющих в условиях соревновательной борьбы. Причем повышение азарта в игре вызывает нарастающую напряженность действий и соответственно повышает требования к поведению игроков. В таких условиях воспитываются сдержанность, естествен-
ная потребность защищать партнера, оберегать его, не обижая при этом соперника, а целенаправленно и умно обыгрывая его за счет тактического командного взаимодействия и индивидуального спортивного мастерства.
В развитии физических качеств «Яджент» тоже универсален как специфическое педагогическое средство. Фактически, воздействуя комплексно на уровень проявления всех физических качеств, особое значение игра имеет для развития быстроты реакции, ловкости, скоростно-силовых качеств, выносливости. Влияет «Яджент» на психомоторику, имеет воздействие на развитие глазомера, внимания, простой и сложной двигательной реакции, мышления, двигательной памяти, а также специфических игровых ощущений, которые вырабатываются в результате продолжительного тренинга («чувство мяча», «чувство партнера», «видение игрового поля»). При этом у игроков во время игры нагрузка постоянно меняется, что позволяет быстро восстанавливаться, так как возникают эпизодические нагрузки скоростно-силового характера (быстрые перемещения, броски, передачи мяча, защитные действия, обманные движения), которые сочетаются с временным бездействием или пассивным перемещением. Такой умеренный характер двигательной деятельности способствует и умеренной физической нагрузке, благоприятной для оздоровления занимающихся и соблюдения оптимального двигательного режима.
Вместе с тем пульсометрия, проведенная в школах Яковлев-ского района Белгородской области, показала, что максимальный пульс по ЧСС во время игры «Яджент» может доходить до 160170 уд/мин. Игра состоит из трех периодов по 20 минут с перерывом по 10 минут, и максимальный уровень ЧСС наблюдается в последнем периоде.
Указанные аспекты с точки зрения научно-педагогической являются первыми попытками анализа игры «Яджент» как перспективного физкультурно-педагогического средства. Впереди еще много работы, которая будет направлена на выявление новых возможностей «Яджента» для педагогики. Имеются все основания считать, что игра «Яджент» позволит реализовать человеческие возможности не только в рамках сферы физической культуры, но и за ее пределами, поскольку систематические исследования «Яджента» еще не проводились ни в условиях России, ни в зарубежных странах. Поэтому для педагогов-исследователей открывается
новая широкая перспектива для изучения теории и методики игры в «Яджент», а также выявления ее прикладных возможностей с точки зрения использования нового эффективного педагогического средства в обучении, воспитании, всестороннем развитии и оздоровлении обучающейся молодежи и взрослого населения.
Автором игры, Янко Павлисом, разработаны правила соревнований, которые изданы на сербском, словацком, венгерском, английском языках [4]. Однако в целом еще очень мало проведено исследований по теории и методике этой игры, и редко встречаются научные публикации по этому поводу [5].
Необходимо отметить, что за прошедшие с момента появления «Яджента» годы игра получила общественную и профессиональную оценку. В Сербии (г. Темерин) еще в 1993 г. был создан первый клуб по Ядженту под названием «JP-93». В том же году игра была представлена экспертам - профессорам факультета спорта и физического воспитания в г. Нови Сад (Сербия). Она получила одобрение экспертов и была рекомендована для применения в школах и вузах.
Позже была проведена презентация игры для экспертной комиссии, в состав которой вошли руководители всемирной организации педагогов в сфере физической культуры - FIEP (Federation International d' Education Physique), которая также по достоинству оценила новую игру и взяла ее под свое покровительство. Сегодня Яджент развивается не только в Сербии, но и в Словакии, Венгрии, Боснии и Герцеговине, России и некоторых других странах. Ее создатель по-прежнему открыт для общения и сотрудничества. Он готов выезжать в разные страны и города для организации и проведения семинаров по теории и методике игры в «Яджент».
Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Ос-тапца-Свешникова» активно включилась в процесс апробации и внедрения игры в «Яджент». Делегация экспертного совета МОО МАДЮТК приняла участие во встрече разработчиков образовательной программы игры в «Яджент» 26-28 февраля в г. Темерин и г. Белград (Сербия). На факультете спорта и физического воспитания Белградского университета состоялась встреча специалистов и ученых из России, Сербии, Словении и Венгрии, в ходе которой были обсуждены планы научно-педагогического сотрудничества и намечены мероприятия по продвижению игры в «Яджент» в Рос-
сийской Федерации. Были обсуждены направления по сотрудничеству России, Сербии и Словении в сфере развития детско-юношеского туризма и краеведения, организации и проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в сфере физической культуры и туризма и профессиональной подготовки специалистов.
Примечания
1. Матвеев А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. в виде науч. доклада ... д-ра пед. наук / РГАФК. М., 1997. 92 с.; Молчанова Ю. С. Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 152 с.
2. Собянин Ф. И., Спирин М. П., Климова В. К., Никифоров А. А., Кононов В. Н., Ивукина И. В., Миронова Т. А., Фазенда Нилсон Викторино Пиреш (Мозамбик), Янко Павлис (Сербия). Совершенствование содержания занятий по физической культуре в школе на основе применения народных, подвижных и спортивных игр: монография. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2013. 142 с.; Antala B., Labudova J. Health and Healthy Life Style as a Parts of Physical Education Curriculum on Slovak Schools: Book of scientific and professional articles «Healthy Active Life Style and Physical Education». Bratislava. FIEP. 2011. P. 13-17; Gagacka M., Jasinska A. Socjalizacyjne funkcje gier i za-bav. Przegl^d Naukowy. № 9. Turystyka i Rekreacja. Radom: Wydawnictwo Naukowe Instytutu Technologii Eksloatacji, 2012. S. 51-59; Jaнkoвиh A., Jелyшуh В., Леонтщев^ Б. Годишаа динамика развоjа моторичких способности полазника школе фудбала «ДИФ»// Физичка култура. 2010. № 64, бр. 1. С. 26-34.
3. Собянин Ф. И., Спирин М. П., Климова В. К., Никифоров А. А., Кононов В. Н., Ивукина И. В., Миронова Т. А., Фазенда Нилсон Викторино Пиреш (Мозамбик), Янко Павлис (Сербия). Указ. соч.
4. Janko Pavlis. JADZENT. Novi Sad: Graphis. 1998. 51 s.; Pavlis J. Igent. Novi Sad: Government of the Autonomous Province of Vojvodina, 2010. 85 p.
5. Собянин Ф. И., Павлис Я. Игра «Яджент» как ценное педагогическое средство: материалы регион. науч.-практ. конф. «Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр». Белгород: Изд-во БелРИПКППК, 2011. С. 9-11; Собянин Ф. И., Спирин М. П., Климова В. К., Никифоров А. А., Кононов В. Н., Иву-кина И. В., Миронова Т. А., Фазенда Нилсон Викторино Пиреш (Мозамбик), Янко Павлис (Сербия). Указ. соч.; Янко Павлис, Собянин Ф. И. Игра «Яджент» как ценное педагогическое средство в системе физкультурного образования школьников: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием «Сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся в современном образовательном процессе: проблемы и перспективы». Белгород: ООО ГиК, 2013. С. 24-25.